Физическое развитие и занятие ребенка в спортивной школе

Физическое развитие и занятие ребенка в спортивной школе thumbnail

Учет возрастных особенностей и оценка физического состояния здоровья детей и подростков (юношей) при организации спортивных занятий (тренировок) в спортивных секциях и школах. Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора юных спортсменов. Необходимость в постоянном контроле и оценке физического состояния здоровья детей со стороны тренера и спортивного врача.

Возрастные особенности организации спортивных занятий детей и подростков.

Возрастные особенности детского и подросткового организма при организации занятий спортом:

  1. К занятиям спортом допускаются только здоровые и практически здоровые дети.
  2. Врачебный контроль за состоянием здоровья юных спортсменов проводится не реже 2 раза в год, включая функциональные пробы и оценку физического состояния.
  3. Своевременное лечение очагов хронической инфекции.
  4. Спортсменов делят на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню подготовленности с обязательной индивидуализацией нагрузок, строгим соблюдением режима быта, отдыха, питания.
  5. Снижение физических нагрузок в период эмоциональных стрессов (экзамены).
  6. Обязательное соблюдение принципов регулярности занятий и постепенности увеличения нагрузок.
  7. Специализация проводится на базе широкой общей физической подготовки.
  8. Не допустимо переносить особенности режима и методики тренировок взрослых на работу с подростками и детьми.
  9. Методика проведения тренировок предусматривает чередование нагрузки на отдельные мышечные группы, частые перерывы, использование подвижных игр и других приемов, позволяющих разнообразить нагрузку, сделать ее эмоционально более насыщенной, поскольку детский организм не переносит однообразной монотонной работы.
  10. Необходимо учитывать возрастные периоды совершенствования двигательных качеств и в соответствии с эти планировать тренировочную нагрузку.
  11. Преждевременное начало занятий определенными видами спорта, раннее выступление в соревнованиях, участие в соревнованиях вместе с взрослыми оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья ребенка и подростка. Поэтому необходимо соблюдать возрастные нормативы начала занятий по видам спорта и нормативы начала выступления в спортивных соревнованиях, например, все виды борьбы допускаются к соревнованиям не ранее, чем через 6 месяцев после начала тренировок, а так же нормативы перехода к этапам спортивной подготовки.

Сроки допуска к занятиям физической культурой и спортом, участию в соревнованиях детей и подростков, возрастные этапы спортивной подготовки определены с учетом созревания физических и психических функций организма, развития двигательных качеств.

Минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта.

Возраст Вид спорта Возраст Вид спорта
6 Гимнастика (дев.)
Гимнастика художественная
Фигурное катание
8 Горнолыжный
Баскетбол
Футбол
Бадминтон
Спортивное ориентирование
Спортивный туризм
Гольф
7 Воднолыжный
Гимнастика (мал.)
Прыжки в воду
Синхронное плавание
Фристайл
Настольный теннис
Плавание
Теннис
Акробатика
Прыжки на батуте
Рок-н-рол
Спортивные танцы
Аэробика
Дартс
Шейпинг
Шахматы
Шашки
Ушу
9 Биатлон
Л-атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом)
Прыжки на лыжах
Парусный спорт
Бейсбол
Водное поло
Волейбол
Гандбол
Конькобежный
Л-атлетика
Лыжные гонки
Шорт-трек
Регби
Софтбол
Хоккей с мячом
Городки
Лапта
10 Велоспорт
Конный спорт
Современное пятиборье
Санный спорт
Стрельба пулевая
Фехтование
Бокс
Борьба вольная
Борьба Греко-римская
Гребля академическая
Гребля на байдарках и каноэ
Дзюдо
Тяжелая атлетика (юноши)
Таеквандо
Альпинизм
Буерный спорт
Гребной слалом
Натурбан
Полиатлон
Триатлон
Армреслинг
Атлетизм
Бильярд
Гиревой
Каратэ-до
Кекусенкай
Скалолазание
Стрельба из арбалета
Кикбоксинг
Контактное каратэ
Пауэрлифтинг
Самбо
11 Стрельба из лука
Стендовая стрельба
12 Бобслей

Допустимый масштаб спортивных соревнований в определенных возрастных группах:

  • 9-10 лет – внутришкольные;
  • 11-12 лет – районные и городские;
  • 13-14 лет – областного масштаба;
  • 15-16 лет – республиканского масштаба;
  • 16 лет – международного уровня.

При занятиях детей спортом существует следующие этапы спортивной подготовки:

1 этап – предварительная спортивная подготовка (1-3 года) основная задача – формирование общей подготовки и обучение технике избранного вида спорт (группы начальной подготовки);

2 этап – начальная специализация. Дети занимаются в учебно-тренировочных группах 1-4 года. За это время происходит совершенствование техники избранного вида спорта на фоне общефизической подготовки (учебно-тренировочные группы);

3 этап – углубленное спортивное совершенствование. На данном этапе объемы общефизической подготовки снижаются, идет узко специализированная подготовка по данному виду спорта (группы спортивного совершенствования);

4 этап – группы высшего спортивного мастерства.

Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора юных спортсменов

Одним из важных разделов совместной работы врача и тренера является спортивная ориентация и спортивный отбор. Выбрать для каждого спортсмена вид спортивной деятельности, наиболее отвечающий его индивидуальным способностям – задача спортивной ориентации. Задача спортивного отбора – отобрать детей наиболее пригодных в связи с видами спорта.

Во избежание негативного воздействия занятий спортом на растущий организм, необходимо учитывать физиологические особенности организма в каждый возрастной период. Выделяют следующие возрастные группы:

  • 1-3 года- предшкольная;
  • дошкольная 4-6 лет;
  • младшая школьная 7-11 лет;
  • средняя школьная 12-15 лет;
  • старшая школьная 16-18 лет.

Возраст до 7 лет считается детским; с 8 до 14 – подростковым; с 15-18 – юношеским.

Главную роль в оценке развития детей и подростков играет биологический уровень зрелости организма. На него ориентируются при составлении программ тренировки, дозирования нагрузок. У подростков с признаками раннего полового созревания показатели физического развития и физической подготовленности выше, чем у тех , у которых они появляются позднее.

Оценка биологического возраста юных спортсменов (Тимакова Т.С., Белякова Н.Т., 1975)

Фаза Баллы Признаки биологического возраста
Препубертатная 1 Отсутствие внешних признаков полового созревания
2 Увеличение яичек и полового члена, мутация голоса, появление отдельных волосков на лобке.
3 Рост половых органов, припухание соска, появление прямых волосков на лобке.
Собственно
пубертатная
4 Пигментация соска, появление курчавых волос в виде треугольника на лобке, развитие хрящей гортани, появление отдельных волос в подмышечной ямке.
5 Появление отдельных волосков над верхней губой, выступание щитовидного хряща, переход волосяного покрова на бедра.
6 Появление волосистости на щеках, редких курчавых волос в подмышечной ямке, оволосение нижних конечностей, поллюции.
Постпубертатная 7 Появление волосистости на подбородках, густых курчавых волос в подмышечной ямке, вторичное припухание соска, оволосение по линии живота.
8 Развитие кадыка, пигментация передней стенки подмышечной ямки и соска, волосистость на груди.
9 Мутация голоса, появление жестких волос на лице. Внешний вид взрослого мужчины.

Метод Вучерка предусматривает расчет индекса физического развития (ИФР), позволяющего оценить степень биологической зрелости подростка на основании учета соотношений отдельных признаков физического развития. Формула Вучерка имеет следующий вид:

ИФР=[0,5 (ширина плеч + ширина таза) х рост] / [ (длина верхней конечности х окружность плеча + длина нижней конечности х окружность бедра) х массу].

Установлено, что в возрасте 12-14 и 15-16 лет эти методы оценки биологической зрелости организма находятся в тесной корреляционной зависимости (коэффициент корреляции 0,92и 0,89 соответственно).

Детей, опережающих своих сверстников по темпам полового созревания и физического развития, называют акселератами, а запаздывающих ретардами.

Развитие физических качеств процессе роста связано с атомо-функциональными изменениями ведущих органов и систем. К 13-15 годам происходит интенсивное развитие двигательной функции вместе с тем функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем еще значительно ниже, чем у взрослых. В частности, у подростков сердце по весу и размерам меньше, чем у взрослых, минутный и ударный объемы сердца ниже. В силу этих причин одинаковая физическая работа выполняется подростком менее экономично, чем взрослым, путем преимущественного увеличения ЧСС и меньшим ростом ПД. Особенно заметно это отличие для акселератов, у которых разрыв между темпом роста тела в длину и развитием сердечно-сосудистой системы больше, чем у обычных подростков. Поэтому у них имеет место «синдром малого сердца», выражающийся в жалобах на быструю утомляемость, слабость, периодические сердцебиения, колющие боли в сердце и т.д.

Величина аэробной производительности, МПК в абсолютных величинах у детей и подростков ниже, чем у взрослых. Расчет потребления кислорода на 1 кг веса и 1 кгм выполненной работы, что у подростков затраты кислорода больше. Это подтверждается при определении кислородного пульса (количество мл кислорода, поглощаемого и транспортируемого при каждом сокращении сердца). Для его определения МПК делят на ЧСС, измеренное при проведении данной работы. Чем больше величина кислородного пульса, тем экономичнее работа сердца.

Подросткам свойственна высокая лабильность нервных процессов. Это сказывается на работе сердечно-сосудистой системы. В частности у них чаще возникает нарушения ритма сердца. Показатели ЧСС и АД у детей и подростков изменчивы. С возрастом ЧСС урезается, а АД повышается, реакция на физическую нагрузку становится более экономичной (табл. ниже) Занятия аэробными видами спорта положительно влияют на перестройку работы сердечно- сосудистой системы.

Частота сердечных сокращений в покое у детей различных возрастных групп (КларовС., Гате В., 1979)

Возраст, годы 1-3 3-5 5-8 8-12 12-16
ЧСС, уд./мин 164-98 132-65 115-70 108-55 102-55

Артериальное давление в покое у детей различных возрастных групп (Коларов С., Гатев В., 1979)

Возраст, годы 4-10 11-12 13-14 15-16
САД, мм. рт. ст 75-85 90-95 95-110 105-110
ДАД, мм. рт. ст. 50-60 55-60 60 60-70

В период полового развития у подростков иногда отмечается повышение АД. Это требует серьезного внимания, т.к. свидетельствует о наклонности организма к прессорным реакциям. В этот период необходимо уменьшить тренировочные нагрузки, особенно упражнения с отягощением, ограничить число соревнований.

Адаптация функции внешнего дыхания и физической нагрузке у детей и подростков происходит иначе, чем у взрослых. При нагрузке на выносливость в большей степени увеличивается ЧД, в меньшей – глубина дыхания. Процент утилизации кислорода из легочной ткани при физической нагрузке тем меньше, чем меньше возраст спортсменов. Иными словами, юному спортсмену необходимо для обеспечения организма кислородом провентилировать тем больше воздуха, чем меньше его возраст.

С возрастом основные функциональные показатели дыхательной системы изменяются на более экономичные. По мере роста ребенка идет уменьшение ЧД (табл. ниже), увеличение глубины дыхания, рост ЖЕЛ. Адекватная физическая нагрузка аэробного характера стимулирует эти процессы.

Частота дыхания в покое у детей различных возрастных групп (Коларов С., Гатев В., 1979)

Возраст 1-5 лет 6-10 лет 15-20 лет
Частота дыхания 35-40 в минуту 18-20 в минуту 16-18 в минуту

Работу на аэробных условиях дети и подростки переносят хуже, чем взрослые, поскольку их ткани содержат меньше макроэргов. Однако адекватная физическая нагрузка стимулирует процессы накопления макроэргов в мышцах подростка.

Для отбора рекомендуются следующие показатели:

1. Морфологические:

  • рост,
  • масса тела,
  • относительная длина рук (индекс),
  • относительная длина ног (индекс),
  • активная масса тела (АМТ),
  • соотношение «быстрых» и «медленных» мышечных волокон,

Индекс длины рук = (длина рук/рост) х 100

Индекс длины ног = (длина ноги/рост) х 100

2. Физиологические показатели:

  • ЖЕЛ,
  • ЧСС в покое,
  • проба PWC-170,
  • МПК,
  • устойчивость к дефициту кислорода.

3. Показатели моторики:

  • относительная мышечная сила рук
    (сила кистью в кг/масса тела в см) х 100
  • гибкость,
  • быстрота,
  • вестибулярная устойчивость.

Врачебно–педагогические наблюдения в процессе занятий физкультурой и спортом

Совместная работа врача и тренера – это основа эффективности учебно–тренировочного процесса. Важная роль в этом процессе принадлежит врачебно–педагогическим наблюдениям (ВПН), которые проводятся врачом совместно с преподавателем физкультуры или тренером.

Оценка двигательной активности на занятиях определяется путем вы­числения общей и моторной плотности урока. При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснение тренера, перестроение, расстановку и уборку спортив­ного инвентаря. За вычетом времени, затраченного на простой детей по вине преподавателя, не оправданные ожидания, восстановление нарушен­ной дисциплины. Это, так называемое, полезное время. Общая плотность есть отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять в норме 80-90% занятия.

Моторная плотность — это отношение времени непосредственно за­трачиваемого детьми на выполнение движений ко времени всего занятия, выраженное в %. Моторная плотность должна быть не менее 75-80%.

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторения. При подборе упражнений следует ориентироваться на сдвиги ЧСС, которые отражают влияние физической нагрузки на организм и имеют прямую связь с энер­гообеспечением мышечной деятельности.

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят изме­рение ЧСС за 10 с. до занятия, после подготовительной части, после об-щеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, за­ключительной части и восстановительного периода.

На основании эти измерений строят физиологическую кривую занятия

  • графическое изображение динамики ЧСС. Максимум ЧСС обычно при­ходится на основную часть, ее под часть подвижные игры, что объясняется увеличением физической нагрузки и эмоциональным возбуждением.
  • В подготовительной части ЧСС должна увеличиться на 15-20%, в основной
  • на 50-60%, до 70-90% при подвижной игре, в заключительной части — на 5-10%. Через 2-5 минут после занятия ЧСС должна вернуться к исходному уровню.  

Большое значение имеет определение внешних признаков утомления (табл. 4.8). Если у большинства детей имеют место выраженные признаки утомления, нужно задуматься о соответствии предлагаемой физической нагрузки уровню физической и функциональной подготовленности детей и подростков.

Схема оценки степени утомления (С.Н.Кучкин и В.М.Ченегин, 1981)

Симптомы Степень утомления Признаки не довосстановления после предельных нагрузок
Легкая Средняя Сильная
Окраска кожи Легкое покраснение Сильное покраснение Очень сильное покраснение или необычная бледность Бледность сохраняется в течение нескольких дней
Потоотделение Легкое или среднее в зависимости от температуры среды Сильное выше пояса Очень сильное
в том числе и ниже пояса
Потение ночью
Движения Уверенные Увеличение количества ошибок, появление неуверенности Дискоординация, вялость, стабильная неточность, явные ошибки, «шатающиеся» движения Нарушение в движениях и бессилие в занятиях через 24-48 ч. отдыха, сниженная точность
Внимание Нормальное полное внимание, безошибочно выполняет указания Невнимательность, не точно выполняет указания Сильно сниженная сосредоточенность и замедленная реактивность, нервозность, воспринимает лишь громкие команды Невнимательность, неспособность к исправлению ошибок, неспособность сосредоточиться при умственной работе через 24-48 ч.
Общее самочувствие Нет жалоб, выполнение всех заданий на тренировке Мышечная слабость, затрудненное дыхание, нарастающее бессилие, явно пониженная работоспособность Свинцовая тяжесть в мышцах и суставах, головокружение, тошнота или рвота, «жжение» в груди, «кислое» состояние Расстройство засыпания боль в мышцах и суставах, бессилие понижение физической и умственной работоспособности и сна, учащение ЧСС через 24 ч.
Готовность к движениям Стойкое желание продолжать тренировку Пониженная активность, стремление затягивать отдых, но готовность продолжать тренировку Желание полного покоя и прекращения тренировки, «капитуляция» Нежелание возобновлять тренировку на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера
Настроение Приподнятое, радостное «Приглушенное», радостное при успехе, радость по поводу предстоящей тренировки Сомнения в ценности и смысле занятий перед новой тренировкой Подавленность, сомнение в ценности тренировок, поиск причин для пропуска тренировки

При организации занятий физкультурой и спортом тренерам и другому преподавательскому составу следует знать и учитывать абсолютные и относительные противопоказания к занятиям спортом.

Подробнее см. Общий перечень медицинских противопоказаний к занятиям спортом.

ФОРМЫ МЕДИЦИНСКИХ СПРАВОК:

Источник

Светлана Балабанова
Конспект НОД по физическому развитию с использованием тренажеров в средней группе «Школа юных спортсменов»

Воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко» С. М. Балабанова, 1 квалификационная категория.

Задачи:

1. Повышать сопротивляемость организма влиянию окружающей среды.

2. Укреплять опорно-двигательный аппарат.

3.Содействовать повышению функциональных возможностей органов:

укрепление сердечно — сосудистой и дыхательной систем; улучшение

обменных процессов в организме.

4. Формировать основные жизненно важные двигательные умения и навыки.

5. Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

6.Воспитывать морально-волевые качества: честность, смелость,

настойчивость.

7. Содействовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию.

Материалы:

Тренажёры, экран с проектором или телевизор, презентацию о видах

спорта, стихи о спорте, записи музыки, медали.

Ход ЗАНЯТИЯ:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1. Дети входят в зал под марш. Построение.

Упражнение тактильное и психоэмоциональное «Здравствуй, Даша…»

Беседа.

— Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы, как называют людей, которые занимаются спортом? (спортсмены).

— А как вы думаете, что делают спортсмены, чтобы узнать, что один

спортсмен лучше другого бегает, прыгает, плавает?

(спортсмены соревнуются).

-Соревнования бывают разные: между ребятами в группе, между группами,

между спортсменами, между спортивными командами и даже странами.

— А вы любите участвовать в соревнованиях? (да).

— Тогда я приглашаю вас в «Школу юных спортсменов». Но мы не будем соревноваться, мы будем готовиться к соревнованиям, чтобы потом хорошо выступить и показать отличные результаты.

— А каким должен быть спортсмен, чтобы хорошо соревноваться?

(сильным, ловким, быстрым и т. д.).

— Что должен делать спортсмен, чтобы стать таким?

(тренироваться).

— Я приглашаю вас на тренировку в нашу «Школу юных спортсменов».

А любая тренировка начинается с разминки.

2. Разминка.

(Ходьба в колонне по одному)

Кто спит в постели сладко — давно пора вставать

Спешите на зарядку, мы вас не будем ждать

Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна

От лени и болезней спасает нас она.

Мы потянемся сперва и расправим плечи

Воробьи на нас глядят, Воробьи щебечут

(Перестроение в колонну, ходьба)

Только в лес мы зашли

Появились комары

(Хлопки в такт шагу)

Руки вверх над головой

Руки вниз хлопок другой

(Ходьба на внешней стороне стопы)

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем

Руки за спину кладем по — медвежьи все идем

Топаем вразвалочку — сохраним осаночку,

Дальше по лесу идем перед нами водоем.

(Легкий бег)

Ручеек в лесу бежит и куда-то он спешит

Все быстрее и быстрее

Буль-буль, буль-буль вода журчит

(Прыжки с ноги на ногу)

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее

Раз, два, раз, два позади уже вода

(Ходьба)

А теперь опять шагаем, выше руки поднимаем

Дышим ровно — глубоко, ходим прямо и легко.

— Молодцы! Мы хорошо размялись, и теперь можем приступать к тренировке.

— Как вы думаете, а на чём тренируются спортсмены? (на тренажёрах).

-У нас тоже есть тренажёры.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Беседа о тренажёрах и видах спорта.

(При рассказе о тренажёрах показать презентацию о видах спорта,

чтобы детям было понятно).

— Каждый тренажёр нужен для тренировки определённых мышц,

частей тела в разных видах спорта,например:

«Беговая дорожка» нужна для тренировок в таких видах спорта,

как спортивная ходьба, футбол, хоккей.

тренажер «Наездник» – нужен для тренировок в баскетболе, спортивной гимнастике, конном спорте.

«Бегущая по волнам» нужен для тех спортсменов, кто занимается

биатлоном, прыжками с трамплина, фигурным катанием.

тренажер «Гребля» нужен для тех спортсменов, кто занимается греблей, плаванием.

-А теперь приступим к тренировке. Давайте посчитаем, сколько у нас

тренажеров? (4). (Тренажеры пронумерованы). Первые четыре

спортсмена проходят на тренажеры, а остальные – на массажную

дорожку. Чтобы нам было веселее заниматься, мы будем это

делать под музыку.

2. Тренировка на тренажёрах.

Первый подход:

«беговая дорожка»

«гребля»

«бегущая по волнам».

«наездник»

Второй подход:

— массажная дорожка

— дуги для подлезания и перешагивания.

Выполняется под музыку, дети меняются местами с интервалом в 1 мин.

— Молодцы! Вы хорошо работали на тренажёрах.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Малоподвижная игра «Тишина».

— Для спортсменов важно не только тренироваться, но и отдыхать.

Чтобы отдохнуть, мы поиграем в игру «Тишина» (звучит музыка «Гусли»)

Тишина у ручейка, (ходьба по кругу)

Не колышется трава, (руки вверх, покачать)

Не шумите, камыши, (палец к губам, присесть)

Засыпайте, малыши. (лечь, закрыть глаза. Дети лежат на полу

с закрытыми глазами, расслабляются,

отдыхают).

Глазки проснулись-открылись, (открыть глаза)

Ручки проснулись-пошевелились, (произвольные движения руками в воздухе)

Ножки проснулись-пошевелились, (произвольные движения ногами в воздухе)

Мы потянулись, (лёжа потянуться)

Сели и проснулись. (сесть)

— Молодцы! Мы знаем с вами стихотворения про спорт – давайте их вспомним.

2. Ответное слово детей.

— Вместе с лентами взлетаем

Мы как птицы в высоту.

Физкультура в нас вселяет

Силу, ловкость, красоту!

— Пусть как цветы

В родном краю,

Растут ребята наши.

Пусть будут крепче

С каждым днём

И с каждым годом краше!

— Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы спортом всегда

Будем заниматься!

3. Итог занятия.

— Что вам запомнилось? Какие упражнения понравились больше?

Для чего мы занимались на тренажерах?

Как вы думаете, пригодится ли нам то, чем мы сегодня занимались?

— Вы сегодня очень хорошо занимались. За вашу хорошую работу вам

вручаются медали. С сегодняшнего дня вы приняты в школу

«Юных спортсменов». И если вы будете регулярно тренироваться,

то в будущем можете стать настоящими спортсменами.

Источник