Физическое развитие и воспитание ребенка от 1 года до 3 лет

Содержание

1 Физическое развитие ребенка до 3лет

Рост

Масса тела

Пропорциональность развития

Статистические функции

Своевременное прорезывание молочных зубов

Развитие движений

Зрение

Физкультура для детей до 1 года

2 Средства и методы физического воспитания

3 .Методики проведений занятий

Методика проведения общеразвивающих упражнений

Методика проведений подвижных игр

4 .Роль родителей в физическом воспитании

5 Подвижные игры – основное средство физической культуры в развитии ребенка

Образовательное и оздоровительное значение подвижных игр

Примеры подвижных игр

1 Физическое развитие ребенка до 3 лет

Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).

В первый год физическое развитие идет очень интенсивно: вес по сравнению с весом при рождении утраивается, рост увеличивается на 25-30 см, т.е примерно на 50%, ребенок из беспомощного существа, не умеющего даже перевернуться на живот со спины превращается в прямоходящее самостоятельное существо. В первые три года жизни физическое развитие и прогресс ребенка очевидны и хорошо заметны.

Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

* Рост;

* Массу тела; Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);

* Статические функции (двигательные умения ребенка);

* Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Рост.

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.

Масса тела.

В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов.

Для определения роста и массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 1.

Таблица 1.

Изменения роста и веса ребенка от 0 до года

Пропорциональность развития.

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).

Статистические функции.

Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову,

в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот,

в 5,5 –6 месяцев — хорошо поворачивается с живота на спину,

в 6 месяцев — сидит, если его посадили,

в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам,

в 9 месяцев – хорошо стоит,

в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой,

к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

Своевременное прорезывание молочных зубов.

Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

Читайте также:  Задержка психического развития задержка речевого развития ребенка

После того как ребенку исполнится год, темпа его физического развития несколько замедляются (таблица 2.). в среднем масса его тела увеличивается лишь на 30-50 г. в неделю.

У годовалого ребенка окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она возрастает до 47,9 см, у 2-летних малышей — до 49 см, а у трехлеток — до 50 см. За 2-й год жизни окружность головы увеличивается на 2 см, за 3-й — на 1 см.

Чтобы оценить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что окружность груди у хорошо сложенного ребенка больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем моложе ребенок, тем больше у него голова и тем короче конечности.

Таблица 2.

Средние показатели длины и массы тела у детей от года до трех лет

Развитие движений.

В конце 1-го — 2-го года ребенок осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые детишки, умея ходить, после года продолжают и ползать, а подчас передвижение на четвереньках предпочитают ходьбе. Способы ползания совершенствуются и варьируются. Однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза; дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Эти компоненты ползания уже были частично освоены ребенком на 1-м году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки.

Некоторое время малыш продолжает ходить «боком». Ребенок 12 — 15 месяцев при ходьбе может не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам.

В вертикальном положении малыш не в состоянии полностью выпрямить бедра, из-за чего он стоит «животом вперед», а ноги его несколько развернуты.

Когда малышу 1,5 года, он начинает передвигаться по-новому — согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук и плечевого пояса, формируются согласованные (реципрокные) движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.

Возрастание устойчивости туловища в вертикальном положении способствует развитию движений ног. Бедра и колени свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), благодаря чему появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы — так называемый перекат.

С полутора лет малыш начинает легко вставать без поддержки из положения на животе и на спине. Затем он постепенно осваивает различные комбинированные движения. Например, учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.

Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко, руки опущены вдоль туловища, а не отведены в стороны, как это было на начальном этапе овладения ходьбой. В конце 2-го года ребенок уже способен идти назад, пытается бегать. Такое поступательное развитие моторики становится возможным благодаря совершенствованию функции равновесия.

Источник

Физическое воспитание
Физическое воспитание неотъемлемая часть жизни ребенка с рождения. Это связано со многими причинами:

— с тем, что ребенок единственное млекопитающее, которое не родится с готовыми движениями. Речь идет о воспитании двигательной сферы ребенка с рождения;

— с гетерохронностъю созревания всех структур двигательного анализатора (клеток двигательного центра, расположенного рядом с центром речи и письма, проводящих путей спинного мозга, созревающих в течение первого года жизни, периферических нервов, достигающих зрелости взрослого к 4 годам и костно-мышечной системы, созревающей до 12-18 лет), т.е. физическое воспитание детей раннего возраста призвано обеспечить качественное созревание нервно-мышечного аппарата;

— скелетные мышцы являются периферическими помощниками сердца (всего их около 600), т.к. заложенные в скелетных мышцах микронасосные системы облегчают работу сердца. Но развивать эти системы необходимо с раннего возраста, т.к. в противном случае мышцы становятся «иждевенцами» сердца, и оно быстро изнашивается. Следовательно, физическое воспитание детей раннего возраста это профилактика ранних смертей от сердечнососудистых заболеваний:

— физическое воспитание раннего возраста способствует полноценному интеллектуальному развитию ребенка;

— и, наконец, физическое воспитание в раннем возрасте это обеспечение всех функций позвоночника (опорный, двигательный и амортизационный), следовательно, профилактики остеохондроза.

Чем лучше развиты мышцы, тем легче позвоночник справляется с нагрузками, и. наоборот, чем хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое приведет к преждевременному старению.

Физическое воспитание на втором году жизни становится существенным фактором для развития ребенка. Физиологическое действие движений на организм заключается в том, что увеличивается приток крови к мышцам и тем самым улучшается транспортировка питательных веществ и кислорода к тканям. Повышается реактивность организма, улучшается обмен веществ.

Обеспечивается более прочное соединение мышцы с костью, так как постоянные сокращения мышечных сухожилий стимулируют рост надкостницы, поэтому движения считаются биологическим стимулятором роста. Они оказывают рефлекторное влияние на функции всех систем и органов, в частности надпочечников, которые имеют важнейшее значение в обеспечении адаптационных реакций.

В этом возрасте малыш уже может выполнять некоторые физические упражнения самостоятельно, хотя в первом полугодии ему еще необходима помощь взрослого, направляющего его движения. До 1 года 2 месяцев детям продолжают делать массаж спины и живота и выполняют тот комплекс упражнений, который ребенок получал в конце первого года жизни. Кроме того, если к концу года он начал самостоятельно ходить, то в комплексы включают простейшие упражнения в ходьбе с препятствиями: перешагивание через палку, лежащую на полу, ходьба по дорожке, нарисованной на полу или ограниченной 2 веревочками. При этом детей до 1

Читайте также:  Центр дошкольного развития ребенка 4 могилев

года 2 месяцев до 1 года 3 месяцев поддерживают за обе руки. Можно продолжать и перелезание через бревно или валик, залезание на табуретку

или лесенку. Взрослый при этом должен быть все время рядом с ребенком. Придерживая его за талию и за колени, он побуждает малыша наклоняться вперед, чтобы поднять с пола игрушку или какой-либо другой предмет. В этом возрасте детей следует учить бросать мяч (диаметром 15—20 см) вниз двумя руками.

С 1 года 3—1 года 4 месяцев ребенка учат уже самостоятельно ходить по лежащей или нарисованной на полу дорожке шириной 30, а затем 25 см и перешагивать через лежащую на полу палку; влезать на лесенку; перелезать через бревно уже не на четвереньках, а перекидывая ноги из положения сидя на бревне; проползать под стулом или табуреткой. Учат бросать большой мяч двумя руками из положения стоя и маленький (диаметром 5—6 см) вдаль на расстояние 50см.

В 1 год 5—1 год 6 месяцев у малыша закрепляется умение подниматься вверх по наклонной доске (ширина 25см, длина 1,5—2 м), приподнятой одним концом от пола на 10—20 см, и спускаться вниз. Входить на опрокинутый вверх дном ящик (50X50 см) высотой 10см и сходить с него. Перешагивать через палку или веревку, приподнятую на высоту 5—10 см. Его учат влезать и слезать со стремянки (высотой 1,5 м) приставным шагом, бросать одной рукой (попеременно) маленький мяч в корзину (диаметром примерно 60 см), помещенную на полу на расстоянии 20—40 см.

К концу второго года жизни физическое воспитание ребенка направлено на дальнейшее совершенствование его движений. Если ребенок здоров, то специальный массаж уже не делают.

В группах раннего возраста с этими детьми 2 раза в неделю проводят занятия по развитию движений. Занимаются малыши в трусиках и майках или только трусиках, упражнения выполняют босиком на коврике при открытом окне (фрамуге, форточке), в хорошо проветренной комнате. Продолжительность занятий 10—12 минут.

Для занятий нужны 2 веревки или скакалки (длиной 1 — 1,5м), палочка (длиной 40—50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 40—50 см), кегли, кубики, брусочки на каждого ребенка.

Детей продолжают обучать ходьбе по дорожке, начерченной мелом (или

Между 2 веревками, палками, по краю коврика), но ширина дорожки сужается до 10—5 см. Лежа на полу на спине, ребенок достает обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя, не сгибая колен, достает лежащие на полу предметы, проползает под стулом, скамейкой, пролезает в обруч, прогнув при этом спину. Держась за палочку или обруч, вытягивает руки вверх и поднимается на носки, затем приседает («Какие мы большие и маленькие»).

Очень полезно, сидя на стульчике, ногой покатать палочку или карандаш, перешагнуть через 1—2 предмета, лежащих на полу (расстояние между предметами 20—30 см). Кроме того, ребенок поднимается вверх по наклонной доске (ширина 25 см, длина 1,5—2 м), приподнятой одним концом от пола на 20—25 см, и спускается с нее вниз; входит на опрокинутый вверх дном ящик (50Х 50 см) высотой 15 см и сходит с него. Перешагивает через веревку или палку, приподнятую от пола на 12—15 см. Если раньше малыша учили влезать на невысокую лесенку (высотой 1,5 м), то теперь он уверенно влезает на нее и слезает вниз чередующимся шагом.

В этом возрасте у детей развивается умение метать в цель. Ребенок попеременно бросает одной рукой маленький мяч в корзинку (диаметр 60 см) находящуюся на уровне его груди и на расстоянии 50—70 см.

Ребенок на третьем году жизни чрезвычайно активен, старается действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий: ходит по шнуру, лазает и ползает под столом, стульями, прокатывает шарик, мяч, бросает мяч и бежит за ним.

Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. Дети, особенно те, которые не ходят в детский сад, бывают лишены необходимой двигательной нагрузки, взрослые часто запрещают им много бегать, прыгать, ходить босиком, чрезмерно укутывают и т. д., забывая, что движение для ребенка это не только жизненная необходимость, это сама жизнь!

3.1 Гимнастика
Умение детей двигаться не передается по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых растет малыш, поэтому одни дети не умеют ползать, а сразу учатся ходить, а другие умеют сидеть и совсем не ползают, третьи начинают плавать раньше, чем ходить, и т.д.

Годовалый ребенок чаше всего умеет уже ходить и стоять без опоры, затем появляются новые движения – умение приседать и сидеть на корточках. На протяжении второго года жизни происходит дальнейшее развитие координации движений туловища, рук, пальцев. Правильные движения ребенка – показатель нормального и своевременного его развития.

Если вы сумеете с первого шага придать ребенку правильное положение, вы вручите ему на всю жизнь красивые ноги. Хождение стимулирует кровообращение, активизирует дыхание, заставляет работать мышцы нижних конечностей. Малыш, начавший ходить, быстрее взрослеет. Перед тем, как пустить ребенка на пол, откройте окно. Ходьба заставит его глубже дышать, и лучше, если он будет вдыхать чистый воздух.

Читайте также:  Особенности взаимоотношений матери и ребенка с нарушениями в развитии

Задачи гимнастики на втором и третьем году жизни следующие:

Первая задача — научить ребенка правильно ходить. Годовалый ребенок еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть, причем полноценные самостоятельные шаги у ребенка появляются после развития координации в движениях рук. Для воспитания правильной ходьбы нужно приучать детей ходить, сближая ноги и ставя их параллельно, т.е. нужно учить детей по ограниченной по бокам поверхности. Это ходьба по скамейке, доске, дорожкам, шириной от 30-25 см. до 15-10см.

Вторая задача – воспитывать чувство равновесия. Для этого надо учить детей ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5-2 см в начале 2 года до 15-20 см – в конце). Принцип один: чем выше поверхность, тем она должна быть шире.

Третья задача – профилактика плоскостопия, которую мы решаем, выпуская ребенка ходить босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик или специальное пособие – ребристая доска, которая используется в ДОУ).

Четвертая задача – упражнения мышц спины для формирования правильной осанки. Для этого ребенку со 2 года предлагают упражнения в подлезании под… что-то (скамья, палка, веревка, обруч), лишь бы поверхность была высотой 25-30 см, так, чтобы свободно проходила голова.

Пятая задача – воспитание координации движений. Для этого предлагают ребенку упражнения в сложной ходьбе, вхождении и схождении с одного предмета на другой, перешагивании через предметы.

Большое внимание, как и на первом году уделяется так называемым общеразвивающим упражнениям.

Проводя гимнастические упражнения с ребенком, надо придерживаться следующих правил:

стараться включать в работу все группы мышц (спинки, животика, плечевого пояса, ручек, ножек);

чередовать упражнения и отдых;

менять исходное положение ребенка (стоя, сидя, лежа на животике, на спинке).

До 1 года 2 месяцев среди гимнастических упражнений должны еще оставаться приемы массажа – массаж спинки, живота.

Постарайтесь увлечь малыша занятиями, вызывайте у него интерес, обращаясь со словами: «ложись, как рыбка», «тянись, тянись, посмотри, какой ты высокий» и т.п. Если гимнастика доставляет ребенку радость, нравится ему, то занятия физкультурой станут любимой игрой.
3.2 Закаливание
Закаливать ребенка раннего возраста – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.

Детей надо обязательно закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учетом возрастных особенностей и развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.

Эффект от закаливания у детей раннего возраста может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.

Что же такое индивидуальный подход к ребенку? Это прежде всего учет его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу же после выздоровления, когда организм еще не может вырабатывать защитные реакции.

Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые все время росли в «тепличных» условиях, мало пользовались свежим воздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливайте постепенно.

Нельзя начинать закаливать ребенка, который только что стал посещать детское учреждение (а это иногда делается по шаблону). В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающую процедуру, если он ее не получал ранее.

По-разному следует подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ, бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.

Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течении круглого года вы достигнете успеха.

Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого используют прогулки, игры. Нужно приучать малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепет снежки. Закаливание можно продолжать даже при легких заболеваниях. Только в этом случае нужно посоветоваться с врачом.

Закаливающие процедуры могут быть разными в различные сезоны года. Летом – душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой – обливание ног.
Заключение

. На физическое развитие детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья.

А от физического воспитания в этом возрастном периоде зависит дальнейшее успешное развитие малыша.

Источник