Физическое психическое и психофизиологическое развитие ребенка

Физическое психическое и психофизиологическое развитие ребенка thumbnail

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Психология детей младшего школьного возраста»

Вариант 5

Студент: Вандышева Н.В.

№ зач. кн: 1451050

Группа: 212С ПСДО

Преподаватель: Щипанова Д.Е.

Екатеринбург, 2016

Содержание

1. Роль и специфика поведения и общения в младшем школьном возрасте.
Введение.
 
 

Физическое, психическое и психофизическое развитие ребёнка.  

Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития.  

Ценность младшего школьного возраста.
Особенности общения младших школьников.
Особенности общения младших школьников с педагогами.
Особенности общения младших школьников с родителями.
Особенности общения младших школьников со сверстниками.  

Особенности поведения младшего школьного возраста.
Заключение.
Список литературы
2. Исследование индивидуально психологических особенностей личности.
 
3. Подбор специальных развивающих упражнений и игр по результатам диагностики.

Введение

Проблема общения и поведения младших школьников достаточно актуальна, т.к. общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника. Они больше умеют, знают, кроме того, меняется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. В сегодняшнее время педагоги, социологи и психологи отличают негативную тенденцию с появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть, ухудшается отношение детей к непосредственному общению.

Данная тема актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношение с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которыми он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы вовремя провести коррекционную работу с ребенком.

Возникновение ситуаций трудностей в поведении и общении обусловлено фактором формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия.

Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Наиболее активным являются исследования педагогического общения. Нарушения, барьеры, возникшие в процессе педагогического общения, оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, на особенности развития личности как школьника.

Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 – 7 до 9 – 10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса , приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой).

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Источник

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка

Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четы­рехлетней начальной школы нижняя граница данного воз­растного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирова­ние, регуляцию и контроль сложных форм психическойдеятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга за­канчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулиру­ющее и тормозящее влияние коры на подкорковые струк­туры оказывается недостаточным. Несовершенство регули­рующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школь­ники легко отвлекаются, не способны к длительному со­средоточению, возбудимы, эмоциональны.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестрой­кой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организ­ма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Однако, несмотря на отмечаемые в это время опреде­ленные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психи­ческая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует бо­лее успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические из­менения отвечают повышенным требованиям новой ситу­ации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать свер­стников1.

В младшем школьном возрасте отмечается неравномер­ность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Ука­зывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в кален­дарном возрасте»2.

1.2. Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития

В отечественной психологии специфика каждого возра­ста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообра­зований.

Младший школьный возраст связан с переходом ре­бенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению соци­альной ситуации развития ребенка. Он становится «об­щественным» субъектом и имеет теперь социально зна­чимые обязанности, выполнение которых получает об­щественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требова­ниями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учеб­ная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном воз­растном этапе. В рамках учебной деятельности складывают­ся психологические новообразования, характеризующие наи­более значимые достижения в развитии младших школьни­ков и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей,активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интен­сивного развития и качественного преобразования позна­вательных процессов: они начинают приобретать опосред­ствованный характер и становятся осознанными и произ­вольными. Ребенок постепенно овладевает своими психи­ческими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. 1.2. Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития

В отечественной психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований.

Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей,активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим»1. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотиваци-онно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

— качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

— рефлексия, анализ, внутренний план действий;

— развитие нового познавательного отношения к действительности;

— ориентация на группу сверстников.

Ценность младшего школьного возраста

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

— формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

— развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

— развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

— становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

— усвоения социальных норм, нравственного развития;

— развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, кото-рые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Физическое психическое и психофизиологическое развитие ребенка

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОВЕРИЛ

________/_________/

«___»_________20___г.

Сообщение на тему

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Выполнила :

студентка Ш-21 группы

Наумова Виктория

Источник

2.1 Психическое развитие в младшем школьном возрасте

1. Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка.

Начало
младшего школьного возраста определяется
моментом
поступления ребенка в школу
.
Границы младшего школьного возраста,
совпадающие с периодом обучения в
начальной школе, устанавливаются в
настоящее время с 6 – 7 до 9 – 10 лет.

В
этот период происходит дальнейшее
физическое и психофизиологическое
развитие ребенка, обеспечивающее
возможность систематического обучения
в школе. Младшие школьники легко
отвлекаются, не способны к длительному
сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Начало
школьного обучения практически совпадает
с периодом второго
физиологического кризиса
,
приходящегося на возраст 7 лет (в организме
ребенка происходит резкий эндокринный
сдвиг, сопровождаемый бурным ростом
тела, увеличением внутренних органов,
вегетативной перестройкой).

В
младшем школьном возрасте отмечается
неравномерность психофизиологического
развития у разных детей. Сохраняются и
различия в темпах развития мальчиков
и девочек: девочки по-прежнему опережают
мальчиков.

На
протяжении младшего школьного возраста
происходят существенные изменения и в
психическом развитии ребенка: качественно
преобразуется познавательная сфера,
формируется личность, складывается
сложная система отношений со сверстниками
и взрослыми.

2. Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития.

Младший
школьный возраст связан с переходом
ребенка к систематическому школьному
обучению
.
Он становится «общественным» субъектом
и имеет теперь социально значимые
обязанности, выполнение которых получает
общественную оценку.

Ведущей
в младшем школьном возрасте становится
учебная деятельность. Она определяет
важнейшие изменения, происходящие в
развитии психики детей на данном
возрастном этапе. В рамках учебной
деятельности складываются психологические
новообразования, характеризующие
наиболее значимые достижения в развитии
младших школьников и являющиеся
фундаментом, обеспечивающим развитие
на следующем возрастном этапе.

Усвоение
в ходе учебной деятельности основ
теоретического сознания и мышления
ведет к возникновению и развитию таких
новых качественных образований, как
рефлексия, анализ, внутренний план
действий.

В
этот период качественно изменяется
способность к
произвольной регуляции поведения
.

На
протяжении младшего школьного возраста
начинает складываться новый
тип отношений с окружающими людьми
.

Безусловный
авторитет взрослого постепенно
утрачивается, все большее значение для
ребенка начинают приобретать сверстники,
возрастает роль детского сообщества.

Центральными
новообразованиями
младшего школьного возраста являются:


качественно новый уровень развития
произвольной регуляции поведения и
деятельности;


рефлексия, анализ, внутренний план
действий;


развитие нового познавательного
отношения к действительности;


ориентация на группу сверстников.

3. Ценность младшего школьного возраста.

Глубокие
изменения, происходящие в психологическом
облике младшего школьника, свидетельствуют
о широких возможностях развития ребенка
на данном возрастном этапе. Реализуется
потенциал развития ребенка как активного
субъекта, познающего окружающий мир и
самого себя, приобретающего собственный
опыт действования в этом мире.

Младший
школьный возраст является сензитивным
для:


формирования мотивов учения, развития
устойчивых познавательных потребностей
и интересов;


развития продуктивных приемов и навыков
учебной работы, умения учиться;


раскрытия индивидуальных особенностей
и способностей;

-развития
навыков самоконтроля, самоорганизации
и саморегуляции;


становления адекватной самооценки,
развития критичности по отношению к
себе и окружающим;


усвоение социальных норм, нравственного
развития;


развитие навыков общения со сверстниками,
установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие
новообразования возникают во всех
сферах психического развития: преобразуются
интеллект, личность, социальные отношения.
Младший школьник включен и в другие
виды деятельности (игра, элементы
трудовой деятельности, занятия спортом,
искусством и пр.), в ходе которых
совершенствуются и закрепляются новые
достижения ребенка.

Младший
школьный возраст – это период позитивных
изменений и преобразований. Если в этом
возрасте ребенок не почувствует радость
познания, не приобретет умения учиться,
не научится дружить, не обретет уверенность
в себе, своих способностях и возможностях,
сделать это в дальнейшем (за рамками
сенситивного периода) будет значительно
труднее и потребует неизмеримо более
высоких душевных и физических затрат.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник