Физическое отставание развития ребенок 9 месяцев
Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.
Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.
Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.
Что собой представляет задержка физического развития?
О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.
Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.
Причины задержки физического развития
На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:
- педагогическая запущенность;
- ЗПР;
- биологические факторы;
- социальные факторы.
Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.
Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.
Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.
На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды, патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.
И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.
Как определить, что ребенок отстает в развитии?
Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.
Специалисты определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.
Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:
- легким;
- умеренным;
- тяжелым.
Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.
Особенности диагностики задержки физического развития
Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.
Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей.
Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.
Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.
Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.
Лечение задержки физического развития
Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.
Если основная причина задержки физического развития — это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.
Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.
Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.
Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.
Каких последствий опасаться?
Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.
Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.
Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.
Когда стоит думать о госпитализации?
О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.
Основная цель госпитализации — научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.
О прогнозах
Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.
Если причина задержки — заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.
В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.
В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.
Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.
Источник
Кроха преодолел большой путь от беспомощного новорожденного до индивидуума, имеющего собственное мнение и способного совершать осмысленные самостоятельные действия.
Развитие ребенка в 9 месяцев принесет массу новых достижений – как в психомоторной, так и в социальной линии. В этот период он познает много нового.
Норма физических параметров
Ежемесячное посещение педиатра актуально для всего первого года жизни. Специалист проводит измерение главных физических показателей и оценивает их. Используя таблицу, можно узнать, соответствует ли физическое развитие ребенка в 9 месяцев стандартам, разработанным ВОЗ.
Показатели | мальчики | девочки | ||||
Рост, см | Вес, кг | Окружность головы, см | Рост, см | Вес, кг | Окружность головы, см | |
Очень низкий | 65,2 | 6,4 | 41,2 | 62,9 | 5,8 | 39,8 |
Низкий | 67,5 | 7,1 | 42,5 | 65,3 | 6,5 | 41,2 |
Ниже среднего | 69,7 | 8,0 | 43,7 | 67,7 | 7,3 | 42,5 |
Средний | 72,0 | 8,9 | 45,0 | 70,1 | 8,2 | 43,8 |
Выше среднего | 74,2 | 9,9 | 46,3 | 72,6 | 9,3 | 45,2 |
Высокий | 76,5 | 11,0 | 47,5 | 75,0 | 10,5 | 46,5 |
Очень высокий | 78,7 | 12,3 | 48,8 | 77,4 | 12,0 | 47,8 |
Как оценить показатели?
Приблизительно один из десяти малышей будет иметь параметры, выходящие за среднестатистические интервалы, и именно для него это будет нормой. Почему? Все просто — на обхват головы, вес и рост ребенка в 9 месяцев, как и на любом другом этапе развития, основное влияние оказывает наследственный фактор. Поэтому специалисты не только сравнивают параметры крохи с таблицей, но и оценивают его общее состояние и наследственность (рост и вес мамы с папой, их национальность). Если параметры малютки находятся в интервале «ниже среднего — выше среднего» – физические показатели в норме. Цифры, полученные при измерении, находящиеся в интервальных зонах «очень низкий – низкий» и «очень высокий – высокий» – это не повод для паники, но причина для адекватной консультации специалиста. Вес и рост ребенка в 9 месяцев зависят и от пола крохи. Норма для мальчиков немного выше, чем для девочек.
Оценка параметров крохи важна для контроля здоровья и выявления неправильного питания. Например, интенсивная потеря веса без видимых причин может указывать на различные заболевания, а усиленный набор массы – на некорректный питательный рацион. А вот быстрое увеличение или уменьшение окружности детской головки указывают на определенные патологии. Одно из таких серьезных нарушений – это внутричерепное давление.
Вертикальное положение
Девятимесячный непоседа почти не сидит на одном месте, поэтому требует постоянного внимания родителей. Развитие ребенка в 9 месяцев приносит новые достижения: он не только ползает, но уже встает на ножки, держась за опору, и даже пробует стоять без нее. Первый раз это может произойти спонтанно. Но, оценив новый навык, кроха не остановится на достигнутом успехе. Вертикальное положение очень нравится любознательному малютке. К концу месяца он, скорее всего, сможет вставать без опоры.
Девятимесячный малыш может передвигаться по манежу, держась ручками за перекладины. Можно помочь крохе познать большую территорию. Для этого нужно организовать такое положение мебели, чтобы при перемещении малышу было всегда за что держаться ручками. Маме стоит помнить об осторожности, поэтому при создании территории для крохи продумать все потенциальны опасности. Необходимо исключить предметы и вещи, которые могут нанести травму или вред маленькому непоседе: бытовые приборы, острые углы, вазы, химия и так далее.
Чем важно ползанье?
Среди некоторых родителей существует мнение, что ползать крохе необязательно. Такая точка зрения ошибочна. Ползанье развивает мышцы всего тела. Ползая, кроха укрепляет спину для хождения и совершенствует ручки для развития мелкой моторики. В процессе ползанья происходит укрепление связи между двумя полушариями мозга, что напрямую влияет на развитие речи и интеллекта малютки. Ползая по комнатам, малыш получает опыт передвижения, совершенствует вестибулярный аппарат, учиться ориентироваться в окружающем его пространстве, развивает любознательность, самостоятельность и уверенность в собственных силах.
Как помочь малышу ползать?
Ползанье – это необходимый в развитии навык, свойственный ребенку 9 месяцев. Не ползает малыш чаще не оттого, что он физически слаб или ему это неинтересно. Чаще всего он просто не имеет такой возможности. Это относится к крохам, которые проводят все время бодрствования в манеже, на руках или в стульчике. Нужно дать ему возможность пройти этот необходимый этап. Организовав на полу свободную безопасную зону, рекомендуется оставить на ней малыша.
Можно побудить к ползанью, организовав игры с ребенком 9 месяцев, направленные на развитие этого навыка. Например, положить непоседу на животик, разложить на расстоянии вытянутой взрослой руки новые предметы и игрушки, показать, насколько они интересны, и оставить на полу. Наверняка любознательность возьмет верх, и малютка подползет изучать новое. Если это случилось, то в следующий раз расстояние между ним и предметами увеличить. Можно весело поползать самому или пригласить в гости ползающего карапуза.
В развитии этого навыка пригодятся игрушки для детей 9 месяцев, побуждающие ползанье. Это должны быть шумящие яркие предметы, удобно хватающиеся одной ручкой крохи и легко бросающиеся или укатывающиеся, например, неваляшка или тканевый звенящий мячик. Они покатятся на небольшое расстояние, а кроха захочет переместиться и взять снова.
Речь
Кроха с каждым днем совершенствуется и активно учится новым речевым сочетаниям. Он может произносить гласные и согласные звуки. Развитие ребенка в 9 месяцев приносит новый успех – малыш переходит от лепета к словесной речи, то есть к знаковому обращению. В этот период можно услышать, как он обращается к определенному человеку. Это обращение наполнено смыслом и может быть в виде различных слов: «мама», «папа», «баба», «ляля» и другие. Возможно, они звучат несовершенно, но главное — осмысленное постоянство в их использовании. То есть, желая обратить внимание мамочки, кроха говорит именно «мама», а к возникшему на горизонте папочке обращается «папа».
Психическое развитие
Карапуз знает свое имя и откликается на него. Он отлично понимает, кто мама, кто папа, кто бабуля или дедуля, а также помнит имена всех из ближнего окружения (брата, сестры и так далее). Помимо этого, малыш знаком с названиями многих предметов, встречающихся ежедневно. Если попросить его подать мяч или кубик, то малютка выберет из кучки игрушек нужную и протянет ее. Если спросить, где диван или стол, он правильно выберет заданный предмет и укажет на него. Карапуз может показать, где носик и глазки — как на себе, так и на маме или крупной картинке человека в книжке.
Он любит подражать близким людям – копирует интонацию, манеру говорить, мимику и жесты. Малыш выражает свои эмоции: радуется достигнутой цели, негодует при отнимании желанного предмета. Кроха помнит порядок вещей. Если поставить перед ним тарелку вверх тормашками, наверняка малыш перевернет ее правильно. Развитие ребенка 9-10 месяцев приносит новые достижения мелкой моторики – он уже может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами.
Режим дня
Время пробуждения и засыпания зависит от собственного внутреннего биоритма непоседы, но в этом возрасте очень важно поддерживать режим. Ночной сон крохи должен составлять 11-12 часов, а дневной — 2-3 часа. Днем он может спать дважды или один раз, но более продолжительно. Если правильно организовать режим ребенка в 9 месяцев, то психика крохи не будет перегружена, исчезнут проблемы с пищеварением и засыпанием.
Необходимо помнить о важности прогулок на воздухе в расписании дня: летом они должны составлять 3-3,5 часа, а зимой – около 2 часов. Для малютки очень полезен сон на природе, поэтому один дневной сон можно организовать на улице. Купание перед сном – любимый ритуал крохи в режиме дня. Оптимальная температура воды для плескания в ванной — +34 °C, а длительность процедуры – 10 минут.
Играем вместе
Не секрет, что кроха, с которым ежедневно занимаются, развивается быстрее своих сверстников. Кроме этого, занятия малыша с родителями играют важную роль в развитии дружеских отношений между ними и ведут воспитательный процесс.
Игры с ребенком 9 месяцев имеют такие направления:
- Развитие мелкой моторики. Дома можно предложить малышу картонные плотные книжки для перелистывания вместе, поиграть в собирание мелких предметов в мешочек или коробочку. На улице крохе понравится позаниматься в песочнице совочками, ведрышками и формочками, а при купании будет интересно переливать водичку из формы в форму.
- Стимулирование речи. Ежедневно как можно больше времени нужно общаться с малюткой на прогулке и дома. Люди и окружающие предметы должны быть представлены крохе, а ежедневные действия, поступки и события описаны и объяснены. Так формируется его пассивный словарный запас. Необходимо в игровой форме побудить малыша повторять звуковые сочетания за родителями. В этом возрасте полезно рассказывать короткие стишки и сказки, петь вместе песенки.
- Физическое развитие. Полезны игры, направленные на развитие навыка ползанья. На этом этапе для него важны и первые шаги за ручку с родителями. При любой возможности нужно чаще водить кроху дома и на улице. Необходимо следить за положением ручек малыша – не поднимать их высоко. Он должен использовать руки мамы в качестве опоры, а не висеть на них.
- Развитие интеллекта. Разложить перед малюткой варежки, носочки, перчатки и предложить ему найти пару. При купании можно мыть куклу и называть ее части тела. Полезно будет прятать предмет при ребенке, называть его и искать вместе.
Какие купить игрушки?
Заполняя игровую зону, не следует заваливать ее огромным количеством игрушек. Их должно быть не слишком много. Лучше периодически прятать одни, а доставать другие. Игрушки для детей 9 месяцев должны быть разнообразными: легенькая и тяжелая, мягкая и жесткая, маленькая и большая. Главные требования к игровому арсеналу: он должен быть сертифицирован, качественно сделан и безопасен (не имел легко отрывающихся мелких частей). В этом возрасте полезно выбрать любимую игрушку для сна. Она поможет успокоиться крохе и быстро заснуть.
Источник