Физическое и психосоциальное развитие одаренного ребенка

Самоактуализация.
Так
в психологии называют стремление
че­ловека реализовать свои личностные
возможности. Стремление раскрыть свой
внутренний потенциал многие исследователи
счи­тают главным побудительным мотивом
творчества (К. Гольд-стейн, К. Роджерс и
др.). Маслоу считал, что лю­ди изначально,
генетически мотивированы для поиска
личных це­лей, и это делает их жизнь
значительной и осмысленной. Стремление
к самоактуализации — это стремле­ние
человека постоянно воплощать,
реализовывать, опредмечивать себя, свои
способности, свою сущность. У людей,
склонных к само­актуализации, по
мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом
поведения чаще всего является радость
от использования своих способностей,
и этим они отличаются от тех людей,
которые стремятся удовлетворить
потребности в том, чего им недостает.
Перфекционизм

это стремление доводить результаты
любой своей деятельности до их соответствия
самым высоким требова­ниям, эталонам
(нравственным, эстетическим, интеллектуальным
и др.). Это качество тесно связанно со
способностью к оценке, выражено в
стремлении ребенка к совершенству.
Социальная
автономность.
Данное
качество является основой для огромного
количества проблем, с которыми постоянно
стал­кивается одаренный ребенок.
Причем чем ниже уровень педаго­гической
квалификации учителей, чем менее тактичны
и внима­тельны родители, тем количество
этих проблем больше. Творчески одаренные
дети редко бывают отлични­ками или
даже просто хорошими учениками. Одна
из главных причин этого кроется в том,
что учебные за­нятия в традиционном
режиме нередко кажутся одаренным слишком
простыми и однообразными, а от­того
скучными и неинтересными. Результатом
этого часто становится скры­тый или
явный конфликт с учителями. Эгоцентризм.
Одаренные
дети, так же как и их «нормальные»
сверстники, часто не понимают, что
окружающие в большинстве своем существенно
отличаются от них и в мыслях, и в желаниях,
и в поступках. Познавательный
эгоцентризм
проявляется
в познавательной сфере. Одаренные дети
практически не способны понять, как то,
что просто и понятно для них самих, не
могут постичь ок­ружающие. Данный вид
эгоцентризма отличается устойчивостью
и в значительной мере сохраняется в
дальнейшем. Моральный
эгоцентризм.
Одаренному
ребенку, так же как и его «нормальному»
сверстнику, бывает нелегко выявить
основания моральных действий и поступков
других людей. Однако в этом плане
одаренный ребенок часто обнаруживает
превосходство над сверстниками.
Коммуникативный
эгоцентризм.
«Концепция
эгоцентризма» Ж. Пиаже стала результатом
анализа его наблюдений за речью
дошкольников; в большинстве случаев
маленький ребенок в своей речи не
пытается поставить себя на место
слушающего. Лидерство.
В
общении со сверстниками (неодаренными
детьми) одаренный ребенок довольно
часто берет на себя роль руководи­теля
и организатора групповых игр и дел.
Основываясь на подоб­ном наблюдении,
многие исследователи выделяют в качестве
од­ной из важных, с их точки зрения,
черт одаренных детей — склон­ность
командовать другими детьми.
Соревновательность.
Соревновательность,
конкуренция — важный фактор развития
личности, укрепления, закалки характера.
Опыт побед и пораже­ний, приобретаемый
в ходе различных интеллектуальных,
худо­жественных, спортивных состязаний
детей, чрезвычайно важен для дальнейшей
жизни, без него наивно рассчитывать на
воспита­ние творца, не боящегося
жизненных трудностей. Через соревно­вание
ребенок формирует собственное
представление о своих возможностях,
самоутверждается, приобретает уверенность
в сво­их силах, учится рисковать,
приобретает первый опыт «разумного
авантюризма» (К. Абромс, А. Карне, К.
Тэкэкс). Особенности
эмоционального развития.
В
качестве одной из ос­новных особенностей
эмоциональной сферы одаренного ребенка
большинство исследователей отмечают
повышенную уязвимость. Одаренные дети
не только больше видят, тоньше чувст­вуют,
они способны следить за несколькими
явлениями сразу, тонко подмечая их
сходство и различие. Юмор.
Без
способности обнаружить несуразности,
видеть смеш­ное в самых разных ситуациях
невозможно представить творче­ского
человека. Эта способность проявляется
и формируется с детства. Она является
свидетельством одаренности и вместе с
тем эффективным механизмом психологической
защиты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Похожие главы из других работ:

Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

1.5 Возрастные особенности одаренных детей

Творческие возможности человека проявляются рано. Самый интенсивный период его развития — 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой…

Читайте также:  Особенности психической деятельности ребенка с задержкой психического развития

Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

1.6 Проблемы развития одарённых детей

Наша общеобразовательная школа многие годы ориентировалась на «среднего» ученика. Что касается детей, с повышенной восприимчивостью к учению, то их особенностям не придавали значения, ими не интересовались…

Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

2.2 Обучение и воспитание одаренных детей

Долгое время было привычным утверждение о всемогуществе воспитания. Физиолог И.П. Павлов, характеризуя чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности человека, ее огромные возможности, писал: «…ничто не остается неподвижным…

Кризис шести-семи лет

4. Личностное и психосоциальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Поступление ребенка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения в первую очередь структуры отношений и места ребенка в обществе. Меняется социальная ситуация развития…

Малые группы в современных психологических исследованиях

2.2 Проблемы изучения одаренных детей в современных работах, посвящённых социальной психологии малых групп

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)…

Одаренность

4. Принципы и методы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна…

Одаренность детей дошкольного возраста

1.2 Виды одаренности и типология одаренных детей

С психологической точки зрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные…

Одаренные дети: особенности их развития и воспитания

Физическая характеристика одарённых детей

Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый — это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках…

Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

1.3. Сложности психического развития одаренных детей.

Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.

Современные исследования показывают…

Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

2.1. Особенность адаптации одаренных детей

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях…

Отношения к своему внешнему облику как фактор возрастной динамики Я-концепции женщины

2.2 Психосоциальное развитие в ранней взрослости

Исследование Левинсона вызвало широкую волну критики, в которой доминировал упрек в том, что они не охватывают развитие женщин. В результате несколько женщин предприняли собственные исследования…

Проблема одаренных детей

3. Проблема одаренных детей

одаренный талантливый адаптация общество

Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи…

Проблема способностей и одаренности у детей

6. Психологические предпосылки повышенной уязвимости одаренных детей

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях…

Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса

2.2 Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы

Интегративное понятие «психосоциальное консультирование» базируется, в первую очередь, на необходимости повышения эффективности помощи клиентам за счет интеграции, или синтеза, элементов психологических и социальных технологий…

Уровень притязаний у студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах обучения

1.3 Психосоциальное развитие студентов

Как уже было отмечено ранее, мы проводим наше исследование среди студентов вторых курсов. И нам необходимо выяснить каковы особенности развития данного возраста. Таким образом…

Источник

Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания (Ю.З. Гильбух).

Они с самого раннего детства отличаются от своих сверстников: мало спят, рано начинают говорить, у них богатый словарный запас, повышенная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, такие дети уже в трехлетнем возрасте могут следить за несколькими событиями одновременно. В двух-трехлетнем возрасте они могут долго концентрироваться на выполнении интересующего их задания, возвращаются к нему в течение нескольких дней. Подобное поведение не характерно для детей этого возраста. Столь ранние проявления одаренности обычно свидетельствуют о выдающихся интеллектуальных способностях.

Читайте также:  Влияние сказок на развитие ребенка 2 3 года

Одаренность определяется следующими параметрами: 1) опережающим развитием познания; 2) психологическим развитием; 3) физическими данными.

Опережающее развитие познания проявляется следующим образом.

1. Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно. Складывается впечатление, что они «впитывают» в себя все окружающее.

2. Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Ж. Пиаже считал, что функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для одаренных детей учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может «перерабатывать» интеллектуальную «пищу» в больших количествах, чем мозг обычных детей.

3. Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы. Все это приводит к появлению творческих способностей (креативности) и изобретательности.

4. У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать и категоризировать имеющуюся информацию или опыт. Этот факт подтверждается тем, что одаренные дети проявляют склонность к коллекционированию: им нравится приводить коллекцию в порядок, систематизировать ее, заниматься реорганизацией предметов. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением грамотно поставить вопрос. Они любят читать словари, энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

5. Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Это проявляется в том, что они любят сложные задания и стремятся выполнить их сами.

6. Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Высокая увлеченность делом может привести к тому, что ребенок будет стараться довести его до совершенства, а если конечный результат ему не понравится, он разорвет или сломает то, над чем трудился. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.

7. У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).

Психологическое развитие одаренных детей также иное по сравнению со «средним» ребенком.

1. У них очень сильно развито чувство справедливости, и появляется оно очень рано.

2. У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.

3. У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.

5. Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.

6. Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. По мнению английских психологов, человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.

Читайте также:  Обследование ребенка с задержкой речевого развития

7. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи. Данные исследований показывают, что эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.

8. У одаренных детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.

9. В дошкольном возрасте у этих детей, как и у всех остальных, наблюдается возрастной эгоцентризм, т. е. проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления, умы и сердца всех присутствующих. Другими словами, одаренный ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.

10. У них возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающих мир не так, как он. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

Физические характеристики одаренности таковы: очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного и младшего школьного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка.

Выделяют следующие типы одаренности: общая (умственная) и специальная (художественная, социальная, спортивная), односторонняя умственная одаренность.

Умственные способности делятся по предметному признаку: физико-математические (просто математические), гуманитарные и т. д. Специальная (художественная) одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т. д.; социальная – на способность к правовой, педагогической деятельности; способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества. Все эти типы одаренности не изолированы друг от друга, человек может обладать как одной, так и несколькими способностями. Надо помнить, что общая и специальная одаренность предполагают определенный уровень развития умственных способностей.

Односторонняя умственная одаренность характеризуется тем, что одни умственные способности развиты хорошо, а другие – недостаточно. Например, вербальные тесты (задания, в которых оценка зависит от уровня речевого развития) ребенок выполняет отлично, а невербальные (задания на пространственное мышление и воображение) – плохо. Таким образом, «односторонность означает дисгармонию в способностях, наличие таких способностей, которые не достигают нормы» (Ю.З. Гильбух). В учебе это выражается следующим образом: по одному или группе предметов, которые ученику интересны, он успевает хорошо, а по другим плохо.

Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 5813; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9026 — | 7292 — или читать все…

Читайте также:

Источник