Физическое и психическое развитие ребенка второго года жизни

По мнению психологов, именно с двухлетнего возраста ребенок начинает проявлять себя в качестве самостоятельной личности. В этом возрасте у малыша наблюдается кризисный период, когда он исследует границы дозволенного и заявляет о своей независимости. Нормальное развитие ребенка в 2 года во многом зависит от того, как родители помогут крохе пережить этот непростой период.
Социально-эмоциональное и психическое развитие ребенка в 2 года
Двухлетние дети часто могут проявлять упрямство и непослушание. Ребенок может требовать что-либо запрещенное, а не получая этого, капризничать, кричать и плакать, привлекая к себе внимание взрослых и пытаясь во что бы то ни стало добиться желаемого. Родителям и родственникам в этот период важно показывать малышу свою любовь и поддержку, но в то же время спокойно и уверенно пресекать любые попытки ребенка добиться своего путем слез, истерик и прочих манипулятивных способов.
Психическое развитие ребенка в 2 года характеризуется сильной эмоциональностью: малыш проявляет яркие эмоции при общении с близкими, которые он выражает с помощью возгласов, мимики и жестов. При испуге, обиде или нежелательных событиях (например, уходе мамы) ребенок может долго плакать, но в основном он находится в хорошем настроении, часто улыбается и очень положительно реагирует на общение и внимание взрослых.
В 2 года ребенок начинает подражать взрослым, копируя мимику, движения и речь. Малыш в этом возрасте очень восприимчив к оценкам взрослых: обучая его чему-либо, для положительного результата обязательно нужно оказывать поддержку и хвалить.
При общении с другими детьми двухлетний ребенок также ведет себя оживленно: улыбается, пробует разговаривать. Но некоторые детки в этом возрасте ведут себя со сверстниками настороженно и могут некоторое время находиться в стороне от общих игр и развлечений.
Уровень социального развития ребенка в этом возрасте зависит не от опыта общения с ровесниками или незнакомыми людьми, а от того, какое поведение он наблюдает в своей семье. Если родители и близкие общаются между собой спокойно, без раздражения и агрессии, то у ребенка не возникнет проблем с развитием социальных навыков.
Физическое развитие ребенка в 2 года
Вес мальчиков в 2 года может составлять от 11 до 14,5 кг, а девочек – от 10,8 до 14 кг. Нормы роста для мальчиков в этом возрасте – от 83,5 до 93 см, для девочек – от 84 до 90,4 см.
Двухлетний ребенок очень подвижен, стремится побегать и попрыгать, с удовольствием преодолевает препятствия. У него уже не наблюдается нарушений координации: малыш умеет достаточно уверенно ходить и бегать. Развивается и его мелкая моторика – ребенок в 2 года более ловко и умело обращается с предметами. Малыш умеет подниматься по лестнице, бросать и ловить мяч, крутить педали на детском велосипеде.
При нормальном физическом развитии ребенок в 2 года уже полностью контролирует свои физиологические потребности: самостоятельно просится на горшок, заявляет о чувстве голода или жажды.
Речевое развитие ребенка в 2 года
Развитие речи ребенка в 2 года происходит очень интенсивно. В 2 года ребенок хорошо понимает простые и короткие рассказы взрослого и может отвечать на вопросы о знакомых событиях.
Развитие речи ребенка в 2 года находится на таком уровне, при котором он способен вести практически полноценные диалоги с взрослыми: малыш понимает, что ему говорят, и может отвечать на вопросы простыми предложениями из двух–трех слов. Также двухлетний ребенок умеет задавать вопросы и может выполнять небольшие поручения – отнести что-то или положить на место.
Многие детки в 2 года знают простые стишки и песенки и умеют заканчивать четверостишия в знакомых стихах, а также подпевать ранее услышанные песни.
Речевое развитие ребенка в 2 года происходит сразу в нескольких направлениях: малыш осваивает грамматические правила построения предложений, совершенствует произношение звуков и понимание речи, а также развивает умение связно выражать свои мысли и учит новые слова. В этот период родителям рекомендуется как можно больше разговаривать с ребенком, четко и ясно проговаривая слова, и всячески поощрять его попытки самостоятельной речи.
Словарный запас ребенка в 2 года обычно превышает 100 слов. Правда, сюда входят различные упрощения или звукоподражания – слова, которые ребенок еще произносит не полностью или неправильно, но все же пользуется ими для обозначения предметов или явлений. В этом возрасте ребенок еще не умеет выговаривать некоторые звуки и часто путает слоги в словах.
Навыки ребенка в 2 года
В 2 года ребенок владеет многими бытовыми навыками:
- просится и ходит на горшок;
- самостоятельно ест с помощью ложки, умеет пользоваться чашкой;
- моет руки и умывается;
- с помощью взрослого чистит зубы;
- умеет хорошо держать ручку или карандаш;
- складывает предметы в коробку и достает их оттуда.
Кроме того, двухлетний малыш делает попытки самостоятельно одеваться. Ребенка в этом возрасте нужно учить завязывать узелки и застегивать пуговицы. Его желание самостоятельно одеться рекомендуется поощрять.
Уже с 2 лет ребенку можно давать простые задания: убрать или унести игрушку, «помочь» маме с уборкой или с готовкой. Конечно, практической пользы от этой деятельности почти не будет. Однако малыш с ранних лет будет привыкать к тому, что работа по дому – это важное и нужное дело, и в дальнейшем его будет проще приучить к порядку и чистоте.
Источник
Мария Березина
Возрастные особенности детей второго года жизни
Вторая группа раннего возраста
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ
Особенности развития ребенка
В данном возрастном периоде темп физического развития детей несколько снижается по сравнению с первым годом жизни. На втором году ребенок ежемесячно прибавляет в весе 200_250 гш, длина его тела увеличивается в месяц примерно на 1 см. К концу второго года рост ребенка колеблиться от 83 до 91 см, а в вес — от 11 до 13 кг.
Постепенно совершенствуются все системы организма, и особенно нервная система. Повышается ее работоспособность. На втором году ребенок может бодрствовать 4 — 4.5 часа подряд. Уменьшается суточное количество сна до 12.5 часа. Ребенок меньше спит днем и с 1 года 6 месяцев переводится на один дневной сон.
В ведущей предметной и других видах деятельности развиваются все сенсорные процессы, наглядно — действенное мышление, память. Идет пролцесс активного освоения предметных действий. Формируются представления о предметах, интенсивно развивается речь.
Общение становится средством взаимодействия со взрослыми в разных видах деятельности и формирования личностных ккачеств: элементарной самостоятельности, активности, инициативности, коммуникативности.
Малыш развивается и в условиях разных видов художественной деятельности. Проявляет первые эмоциональные реакции на эстетические особенности предметов окружающего мира.
Задачи:
продолжать укреплять здоровье ребенка и содействовать развитию основных движений;
создать условия для развития предметной деятельности, ознакомления с миром предметов и действий с ними;
стимулировать познавательную активность ребенка;
развивать основы всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи;
создавать условия для развивающего взаимодействия в огбщении и выполнении элементарных правил поведения, ощющения успешности в деятельности и развития позитивного образа «я»;
содействовать развитию элементарного эстетического восприятия, способности эмоционально реагировать на эстетические способности природы, предметы ближайшего окружения, на литературные, музыкальные и изобразительные художественные образы.
Физическое развитие и здоровье детей
Общие задачи физического воспитания детей
охранять и укреплять здоровье, закаливать детский организм;
создавать условия для гармоничного физического и психического развития, повышения умственной и физической работоспособности детей;
продолжать развивать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
способствовать развитию физических качеств (ловкости, выносливости, быстроты и т. д.);
создавать условиядля оптимальной двигательной активности детей в течение дня;
содействовать формированию личностных качеств (активности, самостоятельности, отзывчивости, выдержки и т. п.);
способствовать формированию знаний, связанных с физическим воспитанием;
воспитывать интерес к физическим упраднениям.
Организация жизни ребенка
(режим)
На второмгоду дети живут по двум режимам: от 1 года до 1 года 6 месяцев (спят днем 2 раза) и от 1 года 6 месяцев до 2 лет (спят днем 1 раз).
Для детей третьего года составляется один режим,но детиделяться на две подгруппы: младшая (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет).
Все режимные процессы с детьми младшей подгруппы проводятся в первую очередь.
Организация кормления и воспитание культурно — гигиенических навыков детей
Задачи:
полностью удовлетворять потребности детей в пище (при необходимости докармливать);
привлекать детей к посильной подготовке к приему пищи;
содействовать формированию умений:
Источник
Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.
Физиологические особенности
Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года – рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:
- Прыжки на месте на обеих ногах.
- Бросание мяча об стену.
- Подбрасывание воздушного шарика или мячика вверх.
- Ходьба по скамейке или брусу.
- Имитация движений животных (повторение за взрослым).
- Ползание на животе (словно гусеница или удав).
- Бег (медленный, быстрый, на носочках).
- Стучание ногами по полу в положении сидя (упражнение «Барабан»).
- Перекатывание по полу («Колобок»).
- Поднимание упавших объектов (приседая или нагибаясь).
- Доставание высоко расположенных предметов (они могут находиться в руках у мамы, малыш при этом должен высоко поднять руки).
- Перемещение крупногабаритных легких вещей (к примеру, пустых картонных коробок).
- Ходьба на носочках (ближе к трем годам – на пяточках).
- Подлезание под туго натянутой лентой.
- Выполнение упражнения «Поймай солнечного зайчика» (пускает зеркальцем мама).
- Участие в коллективных играх (хороводы, догонялки и т. п.).
- Висение на кольцах, турнике либо руках взрослого.
- Лазание по шведской стенке.
- Ходьба (или умеренный бег) по своеобразным кочкам – хаотично разбросанным подушечкам, книгам и т. п.
- Упражнения на фитболе.
- Ходьба на руках (взрослый при этом держит малыша за ноги).
Психология малыша
Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.
Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.
Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры – они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.
Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что – нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.
Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:
- Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
- Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
- Разлитую жидкость может вытирать губкой.
- Густую пищу ест самостоятельно.
- Поливает цветы.
- Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.
Базовые навыки и умения
Особенности развития ребенка 2 лет таковы:
- Знает примерно сто слов и может оперировать ими (некоторые коверкает или сокращает, как проще).
- Легко осваивает новые навыки.
- Водит фломастером или ручкой по бумаге. Рисунки пока абстрактны, но это не главное.
- Использует воображение в процессе игры.
- Интересуется сказками и готов слушать их много раз.
- Все больше предпочитает общение со сверстниками. У малыша появляются первые друзья.
Особенности организации жизни
Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.
Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.
Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.
Работа над моторикой
Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.
Не менее увлекательное занятие – катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.
Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики – рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания – мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана – теплая, горячая или холодная.
Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию
- Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык – индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
- Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
- Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
- Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
- Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.
Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.
Сенсорика
- Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
- Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
- Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
- Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.
Ребенок 2 года. Развитие речи
Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).
- Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
- Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
- Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
- Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
- Слушайте и пойте песни.
- Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
- Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
- При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.
Задания для детей, еще не освоивших речь
А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:
- Продолжайте заниматься звукоподражанием. Пускай малыш тренирует свой речевой аппарат. Произносите с ним вместе, к примеру, «тук-тук», «ква-ква», «му», «мяу» и т. п.
- Уделяйте время пальчиковой гимнастике и развитию моторики.
- Если вы говорите с ребенком, делайте это как можно более четко и медленно.
- Читайте малышу вслух.
- Создавайте разные ситуации с игрушками, при которых ребенку нужно будет имитировать какие-либо звуки. К примеру, машинка гудит «би-би», кукла плачет «а-а» и т. п.
Чему учится малыш
Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую – синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.
В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.
Особенности поведения
Двухлетний возраст – пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился – он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.
На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.
Главная задача родителей
Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).
Заключение
Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.
Источник