Физическое и психическое развитие ребенка в раннем возрасте

Физическое развитие. В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем
детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка, меня-
ются пропорции его внутренних органов: растет грудная
клетка, развиваются легкие, опускается и становится более
крепкой диафрагма, увеличивается сердце. Совершенствует-
ся работа дыхательной системы (увеличивается се объем), ор-
ганов пищеварения (они приобретают способность перевари-
вать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная
система, при сохранении высокой ранимости организма ре-
бенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно
растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным ус-
ловиям внешней среды.

На протяжении второго — третьего годов жизни в связи с
интенсивным развитием активных движений развиваются
скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребен-
ка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается дли-
на рук и ног, объем груди становится больше объема головы.

К 3 годам появляется более или менее характерная конфигу-
рация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной
кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается
большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия
могут привести к формированию неправильной осанки. Парал-
лельно с развитием костной системы развивается мышечная
система: увеличивается объем мышц и уменьшается количест-
во в них жировой ткани, улучшаются их иннервация и крово-
снабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми
половые различия в развитии мышечной системы — мальчики
отличаются большей силой мышц, их большим объемом.

К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных
зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт
дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возмож-
ным привитие ребенку навыков опрятности.

Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста
отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел
работоспособности нервных клеток коры головною мозга,
особенно на втором году жизни малыша, приводят к его быст-
рому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети стано-
вятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования
достигают 4—4,6 часов, многие переходят на одноразовый
сон. К 2 годам работоспособность нервной системы повыша-
ется, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.

На третьем году жизни нервная система ребенка становит-
ся более выносливой, однако вследствие повышенной возбу-
димости подкорковых структур, несовершенства и слабости
регулирующей функции коры головного мозга поведение ре-
бенка раииего возраста отличается ярко выраженной эмоцио-
нальностью. К концу раннего возраста деятельность цент-
ральной нервной системы становится более совершенной,
усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже спосо-
бен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосре-
доточенно и целенаправленно заниматься интересным для
него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.

На третьем году жизни начинает функционировать долго-
срочная память, активно идет формирование второй сигналь-
ной системы: расширяется словарный запас ребенка, он все
лучше понимает речь взрослого. У детей, которые начинают
говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста сво-
бодное владение речью достигает степени автоматизма.
Как показали специальные исследования, развитие речи тес-
но связано с развитием двигательного анализатора: дети, хо-
рошо владеющие речью, более активны, легче включаются
в игры, четко связывают слово с движением. Большое значе-
ние для совершенствования речевого центра и артикуляцион-
ного аппарата имеет развитие мелкой моторики: движений
кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное
стимулирующее действие на двигательный анализатор.

Развитие движений в раннем возрасте. В конце перво-
го — начале второго года жизни ребенок овладевает самосто-
ятельной ходьбой. В первые месяцы второго года жизни
стремление малыша к постоянному движению сочетается
с недостаточной координацией движений: он неуверен, часто
падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овла-
девая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги
малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет са-
мостоятельно останавливаться, менять направление движе-
ния, обходить препятствия, поэтому двшастся от предмета
к предмету «короткими перебежками». Ему еще трудно про-
изводить одновременно движения ногами и руками, напри-
мер, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш
сначала топает ножкями, а потом хлопает в ладоши.

Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора го-
дам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, по-
ворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое пре-
пятствие. В этом возрасте он уже может целенаправленно, по
просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как миш-
ка», «прыгать как зайчик» и т.п.

На втором — третьем году совершенствуются основные
движения малыша: он начинает все лучше координировать
свою двигательную активность.

К концу второго года ребенок может:

• пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске
шириной 20—25 см;

• перешагивать чередующимся шагом через препятствие,
положенное на пол (веревку, палку), или приподнятое на
5—10 см;

• подниматься и спускаться по наклонной доске, припод-
нятой на 10—15 см от пола;

• подниматься на невысокие горки, спускаться с них;

• подлезать под скамейку, веревку и пр.;

• перелезать через перекладину;

• подниматься и спускаться ио лестнице и др.

На третьем году жизни ходьба еще более совершенствует-
ся. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и на-
правление движения. К 3 годам они могут:

• бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу;

• кружиться на месте;

• ходить на четвереньках по дорожке;

• подниматься по лестнице и спускаться по ней;

• влезать на стул, скамейку, спускаться с них;

• бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч;

• подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,

• спрыгивать с невысоких предметов (10—15 см);

• перепрыгивать через ручейки, канавки и др.

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автома-
тизированной, создаются условия для более сложной деятельно-
сти, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предмета-
ми. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, но-
сить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой
игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мя-
чом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр.;
может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под диван, что-
бы достать игрушку рукой или с помощью палочки.

Влияние двигательной активности на развитие детей.
Грамотно организованная двигательная активность ребенка
способствует укреплению его здоровья; является одним из
важных условий правильного обмена веществ, стимулирует
развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мы-
шечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двига-
тельная активность играет важную роль и в обеспечении
полноценного психического развития ребенка, так как сти-
мулирует положительные эмоции, повышает общий жизнен-
ный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатле-
ний и активной познавательной деятельности.

Исследования показывают, что уровень двигательной ак-
тивности детей раннего возраста зависит от ряда факторов: вре-
мени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуаль-
ных особенностей. Летом потребность в движениях увеличива-
ется, что связано с изменениями в обмене веществ. Меняется
потребность в движении и на протяжении суток: наиболее ак-
тивны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй —
с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем
девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной ак-
тивностью, у других она выражена средне или слабо. Это может
быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так
и с условиями его жизни. Например, в семьях, где физическо-
му развитию детей уделяется должное внимание, они растут бо-
лее подвижными, ловкими и выносливыми, чем там, где роди-
тели предпочитают держать малышей в манеже, ограничивают
их активность во время прогулок из-за излишнего стремления
к соблюдению чистоты и опасения травм.

Развитие действий с предметами. На протяжении всего
раннего возраста развиваются и совершенствуются действия
детей с предметами, связанные с бытовой деятельностью, с на-
выками самообслуживания, с игровой деятельностью.

Уже в конце первого года жизни дети питаются повторять
некоторые бытовые действия, которые совершают с ними
взрослые: есть ложкой, пить из чашки, пользоваться расчес-
кой и пр. В первой половине второго года жизни малыши уже
могут самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, задви-
гать стульчики по окончании еды, вытирать руки и лицо
после умывания, с помощью взрослого снять колготки, бо-
тинки и пр. Пока еще эти действия далеки от совершенства:
малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на
пол, облиться соком, причесываться тыльной стороной рас-
чески, надевать штанишки задом наперед, плохо вытереть
руки и т.п. Подобные недочеты связаны и с недостаточным
осознанием ребенком этого возраста смысла самих действий,
и с несовершенством движений, двигательных умений.

На третьем году действия детей по самообслуживанию ста-
новятся более осознанными и ловкими. Малыши могут само-
стоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь
взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой
стол, застелить постель и пр.

Бытовые действия способствуют не только социализации
ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил,
но и развивают двигательные способности, такие, как коор-
динация движений рук и пальцев.

Развитию движений служат занятия детей с различными
предметами, которыми пользуются взрослые, а также с иг-
рушками. Дети любят листать книжки, выдвигать и задви-
гать ящики шкафов, открывать и закрывать кастрюли, «пи-
сать» папиной ручкой и т.п. Игры с дидактическими игруш-
ками (пирамидками, кубиками, вкладышами), сюжетными
игрушками, действия с использованием предметов-орудий
(палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки
и лопатки для игры с песком и снегом), занятия рисованием,
лепкой также включают в себя самые разнообразные движе-
ния, которые способствуют развитию мелкой моторики.

Физическое здоровье детей является одной из первооснов
его полноценного развития. Нормально физически развиваю-
щийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и лю-
бознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых.
Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в до-
школьном учреждении должно быть предметом особого вни-
мания педагогов.

Итоги

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое
развитие детей, формирование функциональных систем дет-
ского организма. В этот период увеличивается рост и вес
ребенка, меняются пропорции его внутренних органов,
совершенствуется работа дыхательной системы, органов пи-
щеварения, укрепляется иммунная система, развиваются
скелет и мускулатура.

К концу раннего возраста деятельность центральной нерв-
пой системы становится более совершенной, усиливается ее
регулирующая функция.

На втором—третьем году совершенствуются основные
движения малыша, он все лучше координирует свою двига-
тельную активность, овладевает разнообразными действия-
ми с предметами, бытовыми навыками.

Психическое развитие. Каждый возраст характеризуется особыми и неповторимыми взаимоотношениями между ребенком и окружающим
его миром, которые реализуются в разных формах его жизне-
деятельности, но прежде всего — через ведущую деятель
ность, свойственную тому или иному возрасту, и общение
с другими людьми.

Ведущей называется такая деятельность, в рамках кото-
рой происходят основные психологические изменения в лич-
ности ребенка, возникают и дифференцируются другие виды
деятельности, формируются или перестраиваются отдельные
психические процессы, подготавливающие переход ребенка
к новой, высшей ступени развития. Вместе с тем становление
ведущей деятельности ребенка не может быть полноценным
в отрыве от общения с окружающими его людьми, прежде
всего — взрослым!!, так как именно через них осуществляет-
ся трансляция подрастающему поколению общечеловеческо-
го, культурного опыта.

Поэтому, характеризуя тот или иной возраст, следует
прежде всего заострять внимание на содержании соответст-
вующей ему ведущей деятельности и общения, а также на
обусловленных ими центральных линиях психического раз-
витии ребенка. Но прежде, чем перейти к их анализу, остано-
вимся на отличительных особенностях психики ребенка
в раннем возрасте, которые в значительной мере обусловле-
ны особым характером его отношения к окружающей дейст-
вительности, и проявляются в его поведении.

Особенностью поведения ребенка в этом возрасте является
его связанность ситуацией, зависимость от нее. Малышу
1—2 лет интересно все, что его окружает, он тянется ко все-
му, что находится в поле его зрения. Как образно говорил не-
мецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы
он пошел по ней, дверь или коробочка — чтобы он закрыл
или открыл их, колокольчик — чтобы позвонил в него, круг-
лый шарик — чтобы покатил его. Каждая вещь заряжена для
него аффективной притягивающей или отталкивающей си-
лой, которая «провоцирует* его на действие, направляет его.
JI.C. Выготский указывал, что такая связанность ситуацией
наглядным полем отражает своеобразие деятельности созна-
ния ребенка раннего возраста.

Господство наглядной ситуации определяет многие осо-
бенности поведения детей в самых разных обстоятельствах.
Это касается, например, выполнения ребенком инструкции
взрослого. Так, в опытах Л.Р. Лурии перед ребенком раннего
возраста размещались игрушки, экспериментатор просил его
«взять рыбку», которая была расположена либо дальше дру-
гих предметов, либо была менее яркой, чем они. Ребенок сра-
зу же фиксировал взором названную игрушку, тянулся

к ней, но по пути ему встречалась другая, и он брал ее,
а не ту, которую просил взрослый. Таким образом, непосред-
ственно более сильное впечатление может затормозить или
прервать начатое ребенком действие. В экспериментах
JI.C. Славиной, изучавшей способность ребенка отвлечься от
ситуации, сказать не то, что он видит перед собой, обнаружи-
лось, что двухлетний малыш может вслед за взрослым без
труда повторить фразы: «Курица идет», «Собака бежит», но
сказать: «Таня идет» в случае, когда Таня сидит перед ним на
стуле, он не может. В ответ на просьбу взрослого повторить за
ним слова, не соответствующие наглядной ситуации, все де-
ти, участвовавшие в опытах, говорили: «Таня сидит». Толь-
ко к концу раннего возраста у ребенка возникает способность
абстрагироваться от ситуации, говорить не то, что есть на са-
мом деле.

Связанность предметной ситуацией определяет и содержа
ние общения ребенка со взрослым. Главные поводы для обще-
ния — практические действия, приуроченные к данному ме-
сту и времени. Эта особенность взаимодействия ребенка со
взрослым, а также практический, «деловой» характер его
протекания, послужил основанием для определения обще-
ния на данной ступени как ситуативно-делового.

Ситуативность поведения ребенка раннего возраста обус-
ловлена особым строением его сознания, которое характери-
зуется «единством между сенсорными и моторными функци-
ями. Восприятие в этом возрасте практически неотрывно
от действия. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать,
повертеть в руках, разобрать, собрать и пр. В этом возрасте он
еще не может заниматься чисто умственной деятельностью,
планировать ее, сознательно обдумывать что-то. Его мышле-
ние протекает в наглядно-действенной форме: действуя
с предметами, ребенок во всей доступной ему полноте позна-
ет окружающий мир.

Своеобразие сенсомоторного единства в этом возрасте
заключается в ярко выраженной аффективной окрашенное
ти восприятия ребенком окружающего мира. Отсутствие
эмоций или их слабая выраженность являются одним из при-
знаков неблагополучия в развитии. Эмоции малыша чаще
и ярче всего проявляются в момент восприятия предметов.

Известно, что ребенка раннего возраста можно успокоить,
показав ему интересную игрушку, и он тут же отвлечется
от того, к чему только что так настойчиво стремился.

Лишь к концу раннего возраста сенсомоторное единство
начинает «расшатываться» благодаря развитию речи, кото-
рая «разбивает ситуационную связанность ребенка»1.

Подводя итог, можно сказать, что своеобразие отношения
ребенка раннего возраста к действительности состоит в един
cm ее эмоционального и действенного отношения к непосред-
ственно воспринимаемому окружающему миру.

Специфика возраста проявляется в характере ведущей дея-
тельности и общения ребенка со взрослыми. В раннем возрас-
те ведущей деятельностью выступает предметно-орудийная
деятельность и ситуативно-деловое общение. Детям данного
возраста свойственны ситуативность и эмоциональность вос-
приятия окружающего мира, действенное отношение к нему.

Источник

Мария Балашова (Малеева)
Особенности физического развития ребенка раннего возраста

Особенности физического развития детеи раннего возраста

Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Кроме того, двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Как известно, степень развития движений ребенка зависит от состояния и развития центральной нервной системы; анатомо-физиологических особенностей; условий окружающей среды.

На протяжении первых лет жизни ребенок овладевает основными движениями — ползанием, ходьбой, бегом, прыжками, метанием. Умения эти приходят последовательно и постепенно. Например, прежде чем приобрести навыки бега, малыш должен научиться ходить.

В конце 1-го года жизни для ребенка проблемным является умение удержаться вертикально на ножках и сделать первые шаги. Следовательно, удерживание равновесия и движение в определенном направлении для ребенка начала 2-го года жизни — задача не из легких. Двухлетний малыш уже не только хорошо ходит во всех направлениях и разными способами, но и бегает, а на 3-м году свободно выполняет прыжки, бросает в горизонтальную цель (корзину) мячи левой и правой рукой.

Все это становится особенно успешным для ребенка, если является результатом целенаправленной двигательной активности на занятиях с педагогом.

Так как мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, этот процесс происходит неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2— 3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки: У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием. Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Очень полезно, поэтому упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Известно, что маленькие дети очень нуждаются в кислороде, дышат поверхностно, часто, неравномерно потому, что дыхательная мускулатура еще не вполне сформировалась. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание детей учащается только при возбуждении или физических нагрузках.

Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.

Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. В связи с этим хорошие результаты дает обучение, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение, что активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка, но не следует заставлять его заниматься — принуждение вызываем естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2—3-летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это необходимо иметь в виду при проведении физкультуры в младших возрастных группах.

Правильно поставленная работа по развитию движений, которые в возрасте от 1 года до 3 лет еще не совершенны, положительно влияет на активизацию зрения и слуха.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому независимо от того, но- вые или знакомые, все упражнения проводятся вместе со взрослым и по его показу. Вначале, как правило, дети выполняют новые движения неточно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка этого возраста считаются правильными, даже когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой.

В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют, сосредоточивают ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система: совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. К полутора годам малыш произносит примерно 30—40 слов, а к двум с половиной — уже до 200—300 слов.

В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.

Уровень развития речи у детей третьего года жизни разнообразен. Лишь, немногие из них с удовольствием разговаривают со взрослыми и меньше между собой. Это особенно заметно в начале учебного года у застенчивых и робких новичков, поступивших в группу. Большая речевая активность проявляется у них, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быстро справляются с заданием на занятиях по физической культуре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнить нужное движение. Нервно- психическое и физическое развитие ребенка зависит от возраста и двигательной подготовленности, и поэтому, чем раньше начать обучение, соответствующее возможностям ребенка, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения. Движения у детей раннего и дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям.

Хорошо организованная работа помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других позднее, так как это зависит от индивидуальных особенностей, от условий развития малышей, от организации их деятельности и от влияния взрослых, от обучения и воспитания. Например, некоторые из них впервые справляются с поскоками на месте на двух ногах в возрасте 1 года 10 месяцев, а другие — в 2 года и даже старше.

На втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т: д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается—развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну, а также игры с несложными правилами.

Эффективность обучения повышается, если умело заинтересовать, побудить ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели.

Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь вовремя занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке-стремянке и т. д.). В таких случаях своевременная помощь воспитателя влияет не только на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребенка к данному виду движения, желание выполнить задание. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен.

Малыша постепенно приучают к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов и быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем методичного повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).

Обучение движениям — воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры и т. п.

Чтобы закрепить основные движения, необходимо создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной деятельности. Специальное физкультурное оборудование должно включать следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений. Он входит на горку, лесенку, подлезает, перелезает, играет в мяч, катает обручи, каталки и т. д. Воспитатель побуждает ребенка к активным действиям, обучает правильным движениям, используя для этого имитационные упражнения — «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птички» и т. д.

Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх.

Игры с ребенком до 1,5 лет проводятся в основном индивидуально или в небольшой группе (3—4 ребенка). В них закрепляются основные движения, воспитывается умение двигаться в коллективе, развивается координация движений, желание выполнить игровые правила и задания, а также формируются психофизические качества: смелость, ловкость, реакция на сигнал. В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ; игровые имитационные образы; заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. Они доставляют ему радость и удовольствие.

Таким образом, третий год жизни — это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук, пальцев и ног, могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде.

Они согласуют свои движения с внешними условиями, например, меняют движение в зависимости от сигнала. Совершенствуются и такие движения, как бег, лазанье, метание, бросание.

Ребенок много двигается, но от однообразных движений быстро устает, он не может также длительное время сохранять неподвижность. Необходимо учитывать и такие возрастные особенности детей этого возраста, как легкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры. Исходя из этого, некоторые движения детям вредны. Нельзя, например, предлагать им висеть на руках, прыгать с высоты, требовать длительного повторения одних и тех же движений.

Для развития движений используются различные средства. Это в первую очередь режимные процессы — умывание, одевание, кормление, развивающие координацию движений рук; игровая деятельность, во время которой дети разнообразно двигаются. Но чтобы они могли свободно бегать, играть в мяч и другие игры, должно быть достаточно места. Для детей нужны игрушки, способствующие развитию движений: мячи разных размеров, 3-колесные велосипеды, автомобили.

Важным фактором развития движений являются утренняя гимнастика и физкультурные занятия. Помимо формирования у детей различных двигательных навыков (ходьба, лазанье и др., на таких занятиях реализуются основные оздоровительные задачи физического воспитания, которые учитываются при составлении гимнастических комплексов.

Источник