Физическое и нервно психическое развитие недоношенного ребенка

Физическое и нервно психическое развитие недоношенного ребенка thumbnail

Физическое
развитие

Для недоношенных
детей характерны более высокие темпы
нарастания массы тела по. сравнению с
доношенными. Они удваивают массу тела
к 2-3,5 мес, утраивают — к 4-6 мес, а к году
их масса увеличивается в 4-7 раз. Прибавка
массы тела на 1-м месяце составляет у
здоровых детей III-IV степени недоношенности
300 г, I-IIстепени недоношенности — 400 г, в
после­дующие месяцы (со 2-го по 10-й)
ежемесячно дети прибавляют 600 и 700 г
со­ответственно и за 11-12-е месяцы жизни
— ежемесячно 400-500 г.

Темпы увеличения
роста у недоношенных детей более высокие
в первые месяцы жизни, когда они ежемесячно
прибавляют в росте 3,5-5 см. В после­дующие
месяцы ежемесячное увеличение роста у
недоношенных детей прибли­жается к
таковому у доношенных. За первый год
жизни увеличение длины те­ла у
недоношенных детей составляет 26-30 см.

Окружность головы
при рождении у недоношенных в среднем
больше окружности груди на 3-4 см. К 3-5
мес размеры окружностей головы и гру­ди
сравниваются, в дальнейшем окружность
груди превышает окружность головы.

Для быстрой
ориентации в вопросах физического
развития недоношенно­го ребенка можно
воспользоваться следующим правилом:
если ребенок недо­ношен на 1 мес его
масса и рост приближаются к таковым
доношенных сверстников в 1-1,5 года, если
недоношен на 2 мес — к 2-2,5 годам, если на
3 мес — к 3-4 годам.

В дальнейшем период
«первого вытягивания» и «второго
вытягивания» у недоношенных детей
наступает на 1-2 года позднее, чем у
доношенных. Поэтому у недоношенных
детей в возрасте 5-6 лет и 11-14 лет имеется
от­ставание в росте и особенно в массе
по сравнению с доношенными детьми.

Следует подчеркнуть,
что на физическое развитие недоношенных
детей оказывают отрицательное влияние
неблагоприятные условия внутриутробно­го
существования, родов и заболевания в
постнатальном периоде. Несмотря на то,
что недоношенный ребенок, особенно на
первом году, по массе и росту отстает
от доношенного, диагноз «гипотрофия»
ему может быть поставлен лишь в том
случае, если его физическое развитие
задерживается по сравнению с таковым
у здорового недоношенного ребенка
аналогичной степени недоно­шенности.

Нервно-психическое
развитие

Психомоторное
развитие недоношенных детей идет с
некоторым отстава­нием по сравнению
с доношенными детьми. У них на 1,5-2 мес
позже по­являются зрительное и слуховое
сосредоточение, движения удерживания
головы в горизонтальном и вертикальном
положении, гуление, улыбка в ответ на
эмоциональное общение, узнавание
окружающих, смех, поворачивание со спины
на живот и обратно, целенаправленные
движения рук, опорная реакция ног,
сидение, стояние, ходьба. Они позже
начинают говорить (на 1-4 мес).

Установлено, что
неблагоприятные условия внутриутробного
существова­ния, длительная гипоксия
плода, несвоевременная коррекция
метаболических и гемодинамических
нарушений после рождения, длительные
гипогликемические состояния,
постгипоксическая или посттравматическая
энцефалопатия от­рицательно сказываются
на психомоторном развитии недоношенною
ребен­ка. У таких детей нередко
наблюдаются психоневрологические
нарушения в виде невропатических и
психопатических черт личности. Они
эмоциональны, нередко суетливы, возбудимы,
обидчивы. Им присущи чувство неуверенности,
слабость безусловнорефлекторных,
особенно самозащитных и оборони­тельных,
реакций, общая моторная неловкость.
Нередко наблюдается цере­бральная
спастическая параплегия, возможны
гемипарезы, олигофрения. Ча­ще это
легкая степень дебильности, что
проявляется в длительной неспособ­ности
обучиться чтению, письму, счету.

Следует отметить,
что большинство недоношенных детей
развиваются вполне нормально и становятся
полноценными членами общества. Известно,
например, что Дарвин, Ньютон, Вольтер,
Гюго родились недоношенными.

Источник

Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных появляются в более поздние сроки, чем у доношенных. Недоношенные позже начинают сосредотачиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности: при II степени — на 1-1,5 мес, при III—IV степени — на 3-4 мес К концу первого года жизни большинство детей с I степенью недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные У длительно болеющих детей при отсутствии необходимого ухода отставание в нервно-психическом развитии более выражено (табл. 3-3 и 3-4)

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ НА УЧАСТКЕ

Первое посещение недоношенного участковым педиатром (совместно с заведующим отделением) проводят в первый день поступления на ребенка участок, а повторный осмотр — на следующий день. На первом месяце педиатр посещает ребенка 1-2 раза в неделю, в возрасте от 1 до 6 мес — 1 раз в 2 нед, а в возрасте 6-12 мес — 1раз в месяц (по показаниям чаще). В первые 3-4 мес жизни, а также в период повышенной заболеваемости ОРВИ, врач осматривает ребенка только на дому.

В связи с более частым поражением ЦНС, опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха, недоношенные должны уже на первом месяце жизни осматриваться специалистами (невропатологом, хирургом, ортопедом, окулистом) в поликлинике и повторно (по их рекомендации) — на дому. При массе тела при рождении менее 1500 г, при патологическом течении беременности и родов повторный осмотр этими специалистами показан во 2-м полугодии и в возрасте 1 года. Дети с выявленной патологией должны наблюдаться у соответствующих специалистов до возможной реабилитации.
Недоношенные, перенесшие тяжелую форму гемолитической болезни, нуждаются на протяжении первых 3 месяцев в регулярном и более частом наблюдении невропатолога и отоларинголога В реабилитации принимают участие врачи-физиотерапевты, специалисты ЛФК.

Таблица 3-3. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в первые 6 мес

Возраст (Мес) недоношенные детиПоказательВозраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г)
до 1S0O1501-17001701-20002001-2500
1Фиксирует взпят2-32-2,51-21-1,5
Первая ушбка2-42-32-2,51-2
Попытка удержать голову, лежа на животе3-42,5-32-2,51-2
2С тежение и прислу шивание4-53,5-45-32-2,5
Быстро отвечает у тыбкой4-63,5-4,53-42-3
3Сосредоточение зрительное и стуховое5-65-5,54-4,53-4
Комплекс «оживление»5,5-65,5-64-4,53-4
С тучайно наталкивается рукой на игрушку висянгую над грудью5-6543-4
Хорошо удерживав голову и сосредоточивай взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном почожении6-6,5543-4
Есть упор ног5-6543-4
Начало гутения4-54^1,53-43 3,5
4Находит невидимый источник звука665-5,54,5
I ромко смеется65-5,5S4,5
Захватывает подвешенную игрушку6664,5
Гуэение665,54,5
5Различает тон, обращенный к нему речи, оттичает чужих от близких6^ 7665,5
Четко берет игрушку из рук взрос того6,5-76,565,5
Переворачивается на живо) устойчиво стоит приподдержке7,57656
Подолгу гутиг7,5765,5
6Свободно берет игрушку из разных положений7,5-875 876-7
Переворачивается с живота на спину, подпотзает8-8,57,5-86,5-76-6,5
Начало тенета87,576-7
Fct с южки, снимает пищу губами7,576,56

Таблица 3-4. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в возрасте 6-12 мес (по методическим рекомендациям МЗ СССР, 1979)

Возраст (мес) недоношенные детиПоказателиВозраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г)
до 15001501   17001701-20002001-2500
7Хорошо потзаег10-111098,5
Подолгу лепечет9,5  108,5-98-8,58
На вопрос «Где9» находит предмет расположенный в одном и том же месте99875
8Долго занимается игрушками1011985
Сам садится и тожится встает держась за барьер перест)пает10-1211   129-109
Громко повторно переносит слоги10-1212109,5-10
Выполняет «тадушки» «дай ручку», «до свидания»10-1111,59-108-9
Сам ее] хлеб, пьет из чашки, которую держит взрослый9,5  109,598
9Действует с предметами по разному катает вынимает11,51110,58-9,5
Ходит, слегка придерживаясь12,5-1311-1210-119-10
Повторяет различные слоги за взрослыми12-12,512И10
Знает свое имя на вопрос «Vie>» находит предмет в разных местах1211,510-119 10
Появзяется навык опрятности9,5-109,599
10Открывает, вкладывает итрушку1251211,511
Взезает на невысокую поверхность и стезает с нее13-1412-1311-1210-11
По просьбе «дай» подает знакомые предметы13-1412-1311,5-1210-11
11Накладывает кубики, снимает котъцо с пирамиды с большим отверстием13,512 512И
Сачосюяте ]ьно стоит12-1311,5-12И   11,511,5
Употребтает первые слова обозначения ав-ав, кис кис14-14,51311-1211-12
12Самостоятетьно хотит14-1513-1412-1312-13
Запас слов окою 1015 1614-1512 1312-13
По просьбе выпотняет действие покачай лялю, где глазки и прочее13 1412-1312-1312-13

Источник

Мы уже разговаривали о недоношенных малышах, но у нас осталось еще очень много вопросов, на которые хочется получить ответ. Прежде всего – это как растет и развивается недоношенный крошка, в чем отличия его физического и нервно-психического развития, будет ли он отставать от сверстников? Об этом и поговорим подробнее.

Как он развивается физически.
Если малыш поторопился родиться раньше времени, закономерно то, что он будет отличаться от своих сверстников при рождении и далее, его рост и развитие будет осуществляться по другому плану. Но, это не значит, что они будут болеющими или гипотрофичными (с низким ростом и весом). Обычно существует закономерность, что недоношенный малыш растет быстрее своих ровесников, рожденных в срок, то есть – они пытаются быстренько нагнать то, что им не удалось досидеть в животике. Но это правило работает только при небольшой недоношенности от 32 и более недель. При глубокой степени недоношенности, когда ребенок находится на аппаратном и кювезном выхаживании, развитие его идет другими темпами. Тогда прирост веса и роста в первые недели будет небольшим, потому, что недоношенные дети сильно теряют в весе первоначально, не сразу могут усваивать питание – им нужно сначала восстановить то, они теряли, а потом уже начать прибавлять.

Еще одной сложностью в наборе веса и приросте является сложность с питанием – если дети с небольшой недоношенностью обычно могут сосать грудь или кормиться с бутылочки, то глубоко недоношенные дети питаются через зонд или даже парентерально (то есть, им через пупочные сосуды вводят питательные вещества прямо в кровь). По мере созревания у детей сосательного и глотательного рефлекса их начинают кормить грудью или с соски, тогда прирост веса улучшается. Самым сложным в выкармливании и выхаживании малыша является первый месяц, в этом месяце настраиваются все ферментные системы и дозревает пищеварение для внеутробного способа питания, если малыш начал усваивать питание – обычно дела быстро идут на лад, и он начинает прибавлять и расти, округляться и копить подкожный жирок.

Отмечается такая закономерность – дети ко второму-третьему месяцу удваивают свой вес от рождения, к полугоду утраивают, а к годику – увеличивают вес от четырех до восьми раз, причем чем более маленькими родились, тем более значительное прибавление будет. Но, это не значит, что килограммовый крошка к году должен догнать того, кто родился в срок с весом в 3.5 кг. Конечно, недоношенные малыши будут меньше, и в год для них очень хорошо весить 7-8 кг. Если будет больше – отлично, если чуть меньше – постараемся питаться покалорийнее.

В среднем динамика прибавок у недоношенных малышей такова:
В первый месяц это 150-300 грамм,
Второй – 400-800 грамм,
Третий – 500-700 грамм,
Четвертый – 500-800 грамм,
Пятый – 500-700 грамм,
Шестой – 500-600 грамм, и далее они прибавляют по закономерностям детей, рожденных в срок, к году имея добавку в весе в плюсе от 5500 до 7500 г к исходному весу тела.

В любом случае – не сравнивайте своего недоношенного малыша с соседским доношенным, его закономерности роста и веса будут другими, вы должны ориентироваться на динамику развития вашего малыша. в среднем — чем больше степень недоношенности, тем позже он догонит ровесников по росту и весу – этот срок врачи устанавливают на границе от 3 до 7 лет, в любом случае к школе они сравняются абсолютно все. Но в 12-17 лет дети по результатам исследований не отличаются никак, родились ли они с весом в 1000 или в 4000 г.

Закономерности роста.
Рост и вес тела крошки — взаимозависимые процессы, и рост ребенка определяется его сроком и массой тела. Динамика роста будет зависеть от того, как малыш начнет прибавлять вес. Первые месяцы, примерно до полугода, малыш будет расти быстро, его рост будет пребывать на 3-6 см в месяц, к году этот показатель будет составлять от 25 до 38 см, и к году малыши обычно имеют около 70-80 см роста. Во второй год жизни они растут помедленнее, примерно по 1-2 см за месяц.

Не менее интенсивно подрастают окружности тела, и очень важно следить особенно за приростом головки, чтобы не пропустить развитие патологий, которые более свойственны для недоношенных. Голова ребенка по размеру должна быть больше груди в первые полгода, прибавки размеров в среднем прибывают на 1-2 см, за полгода прирастает до 12 см, второе полугодие не столь интенсивно в росте. Грудка ежемесячно также должна подрастать на 1-2 см, и к полугоду грудь и головка должны сравняться в размерах.

Кроме того, у недоношенных малышей сдвигаются сроки прорезывания зубов – они будут задерживаться примерно на столько месяцев. сколько малыш не досидел в животике мамы, то есть по сроку гестации нужно рассчитывать и появление зубов.
То есть – если малыш родился после 35 недель – у него зубки можно ждать после 7-8 месяцев,
При родах в сроки с 30 до 34 недель зубки можно ждать ближе к 9 месяцам, при глубокой недоношенности и сроке менее 30 недель зубы имеют право появиться после 10-12 месяцев.
Кроме того, на сроки прорезывания зубов влияет наличие рахита, анемии и дефицита кальция, которые у недоношенных малышей встречаются гораздо чаще и их надо учитывать. Поэтому, не переживайте и не пугайтесь – зубки обязательно будут, но попозже.

Кроме этого, всегда развитие идет по своим закономерностям и небольшие отклонения вовсе не означают патологии. Однако, физическое развитие недоношенных малышей требует более пристального внимания педиатров.

А как с навыками?
Очень часто родители недоношенных детей слышат страшилки о глубокой умственной отсталости и неполноценности малышей. Только эти рассказы – не правда, либо правда очень частичная. Конечно. выхаживание недоношенных – вещь сложная и нервная система малышей более ранима, но это не значит – что недоношенный это равноценно тому, что инвалид. Больной ребенок может родиться и доношенным и недоношенным. Недоношенность сама по себе это только особенность малыша, это не диагноз и не приговор.

Чем отличается развитие.
Конечно, свои отличия в нервно-психическом развитии будут – малыш ведь поторопился и не досидел положенные внутриутробные этапы. Значит, ему надо наверстать сначала их. Навыки по возрасту они осваивают чуть позже, по сравнению с доношенными малышами, но они проходят все те же этапы – сначала держат головку, потом ползают и переворачиваются, сидят, встают на ножки и ходят. Но они обязательно начнут это делать – обычно навык сдвигается на то количество недель, сколько крошка недоношен.

Ваш крошка попозже будет состредотачиваться на слуховой и зрительный раздражители, попозже начнет удерживать головку, гуление начнется попозже, улыбка тоже задержится. Но она обязательно появится, как и все остальные навыки.
Если ребенок родился на сроке более 32 недели – навыки задержатся на месяц-полтора, если он родился еще раньше – задержка может доходить до трех месяцев. но дети с небольшими сроками недоношенности к концу года догоняют сверстников, глубоко недоношенный малыш чуть отстает и догонит своих сверстников к возрасту двух-трех лет, это те кто родился в весом 500-1000 г. Если ребенок родился болезненным, у него есть пороки развития или нет за малышом должного ухода (в доме малютки, например), нервно-психическое развитие будет тормозиться сильнее. Поэтому – как будет развиваться ваш недоношенный крошка – зависит от вас – ваши с ним занятия – это стимул к развитию.

Чтобы контролировать нервно-психическое развитие малыша с недоношенностью. Пользуются специальными таблицами развития НПР у таких малышей. Там обычно указаны границы появления того или иного навыка в сравнении с возрастом для доношенных, а также очерчиваются границы колебаний появления новых навыков – то есть когда надо начинать беспокоиться родителям.

Как узнать – нормально ли развитие?
Врач, когда оценивает развитие малыша сравнивает его умения по факту, с теми, что он должен уметь по его возрастным критериям. Причем умением считают то, что малыш делает уверенно, например, держит хорошо голову и гулит. Потом определяется индивидуальный темп развития – замедлено ли, в норме, ускорено или дискоординировано развитие. Проблемой считают, если малыш отстает от положенных сроков на 1-2 и более месяцев, причем более чем по 2-3 умениям.

Естественно, мы никогда не ровняем малышей, которые недоношены с детьми, которые рождены по срокам – они будут очень сильно различаться по развитию. Но общие закономерности развития мамы и папы малышей знать, безусловно, должны. Это поможет родителям сориентироваться, что что-то идет не так и обратиться за помощью к медикам.

Сроки развития в карточке обычно указывают – паспортный срок и срок с поправкой на недоношенность, то есть срок гестации и сколько недель. Постепенно навыки начнут приближаться к таковым у доношенных малышей и тогда поправки перестанут быть актуальными. К сроку в 12-15 месяцев переходят на ориентир обычных доношенных детей.

Если ребенок вызывает у вас подозрения или вы переживаете по поводу его развития – не медлите и не старайтесь искать советов в интернете или у подруг, спросите лучше врача – раннее установление проблем в здоровье и развитии позволит вам быстро и правильно скорректировать все отклонения. Тогда ваш малыш будет крепеньким и здоровеньким, даже не смотря на то, что он недоношен.

Источник

    Недоношенные дети− дети, родившиеся
    по отношению к установленному сроку
    окончания гестациипреждевременно.

    Преждевременное рождение– это
    рождение ребенка до окончания полных
    37 недель беременности или ранее, чем
    через 259 дней, отсчитываемых с первого
    дня последнего менструального цикла
    (ВОЗ, 1977). Преждевременно родившийся
    ребёнок − недоношенный.

    Статистика по преждевременным
    родам
    .

    Частота преждевременных родов= 3−15% (в среднем − 5−10%). Преждевременные
    роды в 2002г – 4,5%. Тенденции к снижению
    этого показателя нет.

    Среди преждевременно родившихся детей
    наблюдаются самая высокая заболеваемость
    и смертность. На их долю приходится от
    50 до 75% младенческой смертности, а в
    некоторых развивающихся странах —
    практически 100%.

    Причины преждевременных родов

    Причины:

    • социально-экономические
      (зарплата, условия жизни, питание
      беременной);

    • социально-биологические
      (вредные привычки, возраст родителей,
      проф. вредности);

    • клинические
      (экстрагенитальная патология, эндокринные
      заболевания, угроза, гестоз, наследственные
      заболевания).

    Факторы, способствующие
    задержке роста плода и преждевременным
    родам
    (недоношенности)
    можноразделить на3 группы:

    1. социально-экономические:

      1. отсутствие
        или недостаточность медицинской помощи
        до и во время беременности;

      2. уровень
        образования (менее 9 классов) – влияют
        на уровень и образ жизни, особенности
        личности, материальное благополучие;

      3. низкий
        уровень жизни и, соответственно,
        материальной обеспеченности, и как
        следствие, неудовлетворительные
        жилищно-бытовые условия, неполноноценное
        питание будущей матери;

      4. профессиональные
        вредности (физически тяжёлый,
        продолжительный, однообразный, в
        положении стоя труд беременной женщины);

      5. внебрачные
        роды (особенно при нежеланной
        беременности);

      6. неблагоприятная
        экологическая обстановка;

    2. социально-биологические:

      1. юный
        или пожилой возраст беременной (менее18
        лет) и первые роды старше 30 лет);

      2. возраст
        отца моложе 18 лет и старше 50 лет (на
        территории Европы);

      3. вредные
        привычки (курение, алкоголизм, наркомания)
        как будущей матери, так и отца;

      4. низкий
        рост, инфантильное телосложение
        беременной;

    3. клинические:

      1. инфантилизм
        половых органов, особенно в сочетании
        с гормональными расстройствами
        (недостаточность желтого тела,
        гипофункция яичников, истмико-цервикальная
        недостаточность) − до 17% всех
        преждевременных родов;

      2. предшествующие
        аборты и выкидыши – ведут к неполноценной
        секреции эндометрия, коллагенизации
        стромы, истмико-цервикальной
        недостаточности, повышению сократительной
        способности матки, развитию в ней
        воспалительных процессов (эндометрита,
        синехий);

      3. психические
        и физические травмы беременной (испуг,
        потрясения, падение и ушиб, подъем
        тяжестей, оперативные вмешательства
        во время беременности − особенно,
        лапаротомия);

      4. воспалительные
        заболевания матери острого и хронического
        характера, острые инфекционные
        заболевания (роды на высоте лихорадки,
        а также в ближайшие 1−2 недели после
        выздоровления);

      5. экстрагенитальная
        патология,особенно с признаками
        декомпенсации или обострения во время
        беременности: ревматические болезни
        сердца, артериальная гипертензия,
        пиелонефрит, анемия,
        эндокринные заболевания (гипотиреоз,
        тиреотоксикоз,сахарный
        диабет, гиперфункция
        коры надпочечникови др.)и др. вызывают нарушение маточно-плацентарного
        кровотока, дегенеративные изменения
        в плаценте;

      6. генитальная
        патология;

      7. патология
        беременности: поздние гестозы,
        нефропатия, иммунологический конфликт
        в системе мать-плацента-плод;

      8. аномалии
        развития плаценты, пуповины;

      9. экстракорпоральное
        оплодотворение;

      10. многоплодная
        беременность (около 20% от всех
        недоношенных);

      11. заболевания
        плода: ВУИ, наследственные
        заболевания, пороки развития плода,
        изоиммунологическая несовместимость;

      12. промежуток
        между родами менее 2-ух лет.

    Причины недоношенностиможно
    разделить по другому принципу:

    1. внешнесредовые,

    2. исходящие
      от матери;

    3. связанные
      особенностями течения беременности;

    4. со
      стороны плода.

    Классификация недоношенности

    В МКБ Х пересмотра в рубрике Р 07
    «Расстройства, связанные с укорочением
    срока беременности, а также низкой
    массой при рождении»принято деление
    недоношенных новорожденных и по массе,
    и по сроку беременности. В примечании
    сказано
    : когда установлены и масса
    при рождении, и гестационный возраст,
    предпочтение следует отдавать массе
    при рождении.

    В зависимости от показателей гестационного
    возраста и массы тела недоношенного
    ребенка выделяют 4 степени недоношенности(по 3 недели на каждую из первых трёх
    степеней):

    Степени недоношенности

    по гестации

    по
    массе тела
    при рождении

    I степень

    35 нед −
    неполных 37 нед (до 259 дня)

    2500−2000
    грамм

    низкая

    II степень

    32−34
    недели

    1999−1500
    грамм

    III степень

    глубоко
    недоношенные

    29−31
    недель

    1499−1000
    грамм−очень низкая масса тела

    IV степень

    22−28
    недели

    999−500
    грамм−крайне низкая масса
    (экстремально низкая масса)

    Крайняя недоношенность− срок
    беременности менее 22 полных недель (154
    полных дня).

    Грань между выкидышем и недоношеннымпри 22 полных неделях (154 полных дня)
    гестации определяется по массе: 499 г −
    выкидыш, 500 г − недоношенный новорожденный.

    Анатомо-физиологические и
    нервно-психические особенности
    недоношенных детей

    Анатомические особенности недоношенных
    (внешние признаки незрелости):

    1. кожа
      тонкая и глянцевая, темно-красного
      цвета, как бы просвечивающаяся;

    2. на
      лице, спине, разгибательных поверхностях
      конечностей имеется обильный первородный
      пушок − лануго;

    3. подкожно-жировой
      слой истончен, вследствие чего кожа
      морщинистая, отмечается склонность к
      отеку подкожно-жировой клетчатки;

    4. длина
      тела от 25 см до 46 см;

    5. непропорциональное
      телосложение (голова относительно
      большая: большой вертикальный размер
      головки колеблется от ¼ до ⅓ длины
      тела, мозговой череп преобладает над
      лицевым; шея и нижние конечности
      короткие);

    6. низкий
      рост волос на лбу,

    7. череп
      более круглый, кости его податливые −
      незаращение черепных швов, малый и
      боковые роднички обычно открыты;

    8. ушные
      раковины мягкие, плотно прилежат к
      черепу;

    9. ногти
      нередко не доходят до кончиков пальцев,
      ногтевые пластинки мягкие;

    10. низко
      расположенное место отхождения пуповины,
      ниже средней точки тела;

    11. недоразвитие
      половых органов: у девочек половая щель
      зияет, т. е. малые половые губы не прикрыты
      большими половыми губами (вследствие
      недоразвития больших половых губ и
      относительной гипертрофии клитора), у
      мальчиков яички не опущены в мошонку
      (у крайне незрелых детей мошонка вообще
      недоразвита).

    Физиологические особенности организма
    недоношенного (функциональные признаки
    незрелости):

    1. со
      стороны нервной и мышечной систем− синдром угнетения:

    • мышечная
      гипотония, вялость, сонливость,
      замедленная реакция на раздражители,
      слабый тихий крик или писк,

    • преобладание
      подкорковой активности (из-за незрелости
      коры головного мозга): движения хаотичны,
      могут отмечаться вздрагивания, тремор
      рук, клонус стоп,

    • несовершенство
      терморегуляции (сниженная теплопродукция
      и повышенная теплоотдача: дети легко
      охлаждаются и перегреваются, у них нет
      адекватного повышения температуры на
      инфекционный процесс),

    • слабая
      выраженность, быстрое угасание или
      отсутствие физиологических рефлексов
      периода новорожденности,

    • слабая
      интенсивность сосания;

    1. со
      стороны дыхательной системы:

    • большая
      лабильность частоты и глубины дыхания
      со склонностью к тахипноэ (36 – 72 в
      минуту, в среднем – 48 – 52), поверхностный
      его характер,

    • частые
      респираторные паузы (апноэ) различной
      продолжительности (5 – 12 сек);

    • гаспсы
      (судорожные дыхательные движения с
      затрудненным вдохом);

    • во
      время сна или покоя могут наблюдаться:
      дыхание типа Биота(правильные
      чередования периодов апноэ с периодами
      дыхательных движений одинаковой
      глубины), дыханиетипа Чейн-Стокса(периодическое дыхание с паузами и
      постепенным увеличением, а затем
      снижением амплитуды дыхательных
      движений);

    • первичные
      ателектазы;

    • цианотичность;

    1. со
      стороны сердечно-сосудистой
      системы
      :

    • более
      низкое АД в первые дни жизни (75/20 мм. рт.
      ст. с повышением в последующие дни до
      85/40 мм. рт. ст.;

    • лабильность
      частоты сердечных сокращений со
      склонностью к тахикардии (до 200 в минуту,
      в среднем – 140 – 160 уд/мин);

    • феномен
      эмбриокардии (ритм сердца, характеризующийся
      одинаковыми по продолжительности
      паузами между I и II тоном и между II и I
      тоном);

    • приглушенность
      сердечных тонов, в первые дни жизни
      возможны шумы вследствие часто
      встречающегося функционирования
      эмбриональных шунтов (боталлов проток,
      овальное окно);

    • сосудистая
      дистония − преобладание активности
      симпатического отдела вегетативной
      нервной системы − любые раздражения
      вызывают учащение сердечных сокращений,
      повышение артериального давления;

    • симптом
      Арлекина (или симптом Финкельштейна):
      в положении ребенка на боку наблюдается
      неравномерная окраска кожи: нижняя
      половина розового цвета, верхняя –
      белая, что обусловлено незрелостью
      гипоталамуса, который осуществляет
      контроль за состоянием тонуса капилляров
      кожи;

    1. со
      стороны пищеварительной системы:

    • сниженная
      толерантность к пище: низкая
      протеолитическая активность ферментов
      желудочного сока, недостаточная
      выработка панкреатических и кишечных
      ферментов, желчных кислот,

    • повышенная
      проницаемость кишечной стенки;

    • предрасположенность
      к метеоризму и дисбактериозу;

    • недоразвитие
      кардиального отдела желудка (зияние
      кардии − склонность к срыгиваниям);

    1. со
      стороны мочевыделительной системы:

    • низкая
      фильтрационная и осмотическая функция
      почек;

    1. со
      стороны эндокринной системы:

    • снижение
      резервных возможностей щитовидной
      железы – склонность к транзиторному
      гипотиреозу;

    1. со
      стороны обмена веществ и гомеостаза− склонность к:

    • гипопротеинемии,

    • гипогликемии,

    • гипокальциемии,

    • гипербилирубинемии,

    • метаболическому
      ацидозу;

    1. со
      стороны иммунной системы:

    • низкий
      уровень гуморального иммунитета и
      неспецифических факторов защиты.

    Морфологические признаки недоношенности:

    • большой
      вертикальный размер головки (⅓ от длины
      тела, у доношенных – ¼),

    • преобладание
      размеров мозгового черепа над лицевым,

    • открытый
      малый и боковые роднички и швы черепа,

    • низкий
      рост волос на лбу,

    • мягкие
      ушные раковины,

    • обильное
      лануго,

    • истончение
      подкожно-жировой клетчатки,

    • расположение
      пупочного кольца ниже средней точки
      тела,

    • недоразвитие
      ногтей

    • и
      др.

    Функциональные признаки недоношенности:

    • низкий
      мышечный тонус (поза лягушки),;

    • слабость
      рефлексов, слабый крик;

    • склонность
      к гипотермии;

    • мах
      потеря массы тела к 4-8 дню жизни и
      составляет 5-12%, восстанавливается к
      2-3 нед.;

    • длительная
      физиологическая (простая) эритема;

    • физиологическая
      желтуха – до 3нед. — 4нед.;

    • период
      ранней адаптации = 8дн. -14дн.,

    • период
      поздней адаптации = 1,5 мес. — 3 мес.;

    • темпы
      развития очень высоки: массо-ростовой
      показатель сравнивается к 1 году (по
      сравнению с доношенными), у глубоко
      недоношенных (<1500 г) — к 2-3 годам;

    • в
      нервно-психическом развитии к 1,5 годам
      догоняют доношенных, при условии что
      они здоровы. В 20% случаев с масой 1500 г и
      < — поражается ЦНС (ДЦП, эпилепсия,
      гидроцефалия).

    Особенности течения периода
    новорожденности у недоношенных

    1. Период
      ранней адаптации у недоношенных
      составляет 8−14 дней, период новорожденности
      продолжается более 28 дней (до 1,5 –
      3 месяцев).Например,
      если ребенок родился в сроке гестации
      32 недели, то в 1 месяц жизни его гестационный
      возраст составит 32 + 4 = 36 недель.

    2. Физиологическая
      убыль массы тела продолжается дольше
      − 4 − 7 дней и составляет до 10 − 14%,
      восстановление ее происходит к 2 − 3
      неделе жизни.

    3. У
      90 − 95% преждевременно родившихся детей
      наблюдается неонатальная желтуха
      недоношенных
      , более выраженная и
      длительная, чем у доношенных
      (может удерживаться до 3−4 недель).

    4. Гормональный
      криз и токсическая эритема встречаются
      реже, чем у доношенных.

    5. Повышение
      мышечного тонуса в сгибателях у них
      обычно появляется в 1 – 2 месяца жизни.

    6. У
      здоровых недоношенных с массой до 1500г
      способность к сосанию появляется в
      течение 1 − 2 недель жизни, с массой от
      1500 до 1000г − на 2 − 3 неделе жизни, менее
      1000г − к месяцу жизни.

    7. Темпы
      развития недоношенных детей очень
      высоки. Большинство недоношенных
      детей повесоростовым
      показателям догоняют своих
      сверстников к 1−1,5 годам. Дети с очень
      низкой массой тела при рождении
      (менее1500 грамм − глубоко
      недоношенные) обычно отстают в
      физическом и нервно-психическом развитии
      до 2−3 лет. В 20% среди
      глубоконедоношенных детей имеют место
      органические поражения ЦНС (ДЦП,
      поражения слуха, зрения и прочее).В 5 − 7 лет и 11 − 14 лет могут отмечаться
      нарушения гармоничности развития
      (задержка роста).

    Профилактика преждевременных
    родов состоит из:

    1. социально-экономических
      факторов;

    2. планирования
      семьи;

    3. лечение
      экстрагенитальной патологии до
      наступления беременности;

    4. лечение
      урогенитальной инфекции;

    5. консультация
      в поликлиниках “брак и семья”;

    6. подсадка
      лимфовзвеси (150мл) во время беременности
      или вне ее;

    7. культура
      половой жизни.

    Источник