Физическое и нервно психическое развитие недоношенного ребенка
Физическое
развитие
Для недоношенных
детей характерны более высокие темпы
нарастания массы тела по. сравнению с
доношенными. Они удваивают массу тела
к 2-3,5 мес, утраивают — к 4-6 мес, а к году
их масса увеличивается в 4-7 раз. Прибавка
массы тела на 1-м месяце составляет у
здоровых детей III-IV степени недоношенности
300 г, I-IIстепени недоношенности — 400 г, в
последующие месяцы (со 2-го по 10-й)
ежемесячно дети прибавляют 600 и 700 г
соответственно и за 11-12-е месяцы жизни
— ежемесячно 400-500 г.
Темпы увеличения
роста у недоношенных детей более высокие
в первые месяцы жизни, когда они ежемесячно
прибавляют в росте 3,5-5 см. В последующие
месяцы ежемесячное увеличение роста у
недоношенных детей приближается к
таковому у доношенных. За первый год
жизни увеличение длины тела у
недоношенных детей составляет 26-30 см.
Окружность головы
при рождении у недоношенных в среднем
больше окружности груди на 3-4 см. К 3-5
мес размеры окружностей головы и груди
сравниваются, в дальнейшем окружность
груди превышает окружность головы.
Для быстрой
ориентации в вопросах физического
развития недоношенного ребенка можно
воспользоваться следующим правилом:
если ребенок недоношен на 1 мес его
масса и рост приближаются к таковым
доношенных сверстников в 1-1,5 года, если
недоношен на 2 мес — к 2-2,5 годам, если на
3 мес — к 3-4 годам.
В дальнейшем период
«первого вытягивания» и «второго
вытягивания» у недоношенных детей
наступает на 1-2 года позднее, чем у
доношенных. Поэтому у недоношенных
детей в возрасте 5-6 лет и 11-14 лет имеется
отставание в росте и особенно в массе
по сравнению с доношенными детьми.
Следует подчеркнуть,
что на физическое развитие недоношенных
детей оказывают отрицательное влияние
неблагоприятные условия внутриутробного
существования, родов и заболевания в
постнатальном периоде. Несмотря на то,
что недоношенный ребенок, особенно на
первом году, по массе и росту отстает
от доношенного, диагноз «гипотрофия»
ему может быть поставлен лишь в том
случае, если его физическое развитие
задерживается по сравнению с таковым
у здорового недоношенного ребенка
аналогичной степени недоношенности.
Нервно-психическое
развитие
Психомоторное
развитие недоношенных детей идет с
некоторым отставанием по сравнению
с доношенными детьми. У них на 1,5-2 мес
позже появляются зрительное и слуховое
сосредоточение, движения удерживания
головы в горизонтальном и вертикальном
положении, гуление, улыбка в ответ на
эмоциональное общение, узнавание
окружающих, смех, поворачивание со спины
на живот и обратно, целенаправленные
движения рук, опорная реакция ног,
сидение, стояние, ходьба. Они позже
начинают говорить (на 1-4 мес).
Установлено, что
неблагоприятные условия внутриутробного
существования, длительная гипоксия
плода, несвоевременная коррекция
метаболических и гемодинамических
нарушений после рождения, длительные
гипогликемические состояния,
постгипоксическая или посттравматическая
энцефалопатия отрицательно сказываются
на психомоторном развитии недоношенною
ребенка. У таких детей нередко
наблюдаются психоневрологические
нарушения в виде невропатических и
психопатических черт личности. Они
эмоциональны, нередко суетливы, возбудимы,
обидчивы. Им присущи чувство неуверенности,
слабость безусловнорефлекторных,
особенно самозащитных и оборонительных,
реакций, общая моторная неловкость.
Нередко наблюдается церебральная
спастическая параплегия, возможны
гемипарезы, олигофрения. Чаще это
легкая степень дебильности, что
проявляется в длительной неспособности
обучиться чтению, письму, счету.
Следует отметить,
что большинство недоношенных детей
развиваются вполне нормально и становятся
полноценными членами общества. Известно,
например, что Дарвин, Ньютон, Вольтер,
Гюго родились недоношенными.
Источник
Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных появляются в более поздние сроки, чем у доношенных. Недоношенные позже начинают сосредотачиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности: при II степени — на 1-1,5 мес, при III—IV степени — на 3-4 мес К концу первого года жизни большинство детей с I степенью недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные У длительно болеющих детей при отсутствии необходимого ухода отставание в нервно-психическом развитии более выражено (табл. 3-3 и 3-4)
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ НА УЧАСТКЕ
Первое посещение недоношенного участковым педиатром (совместно с заведующим отделением) проводят в первый день поступления на ребенка участок, а повторный осмотр — на следующий день. На первом месяце педиатр посещает ребенка 1-2 раза в неделю, в возрасте от 1 до 6 мес — 1 раз в 2 нед, а в возрасте 6-12 мес — 1раз в месяц (по показаниям чаще). В первые 3-4 мес жизни, а также в период повышенной заболеваемости ОРВИ, врач осматривает ребенка только на дому.
В связи с более частым поражением ЦНС, опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха, недоношенные должны уже на первом месяце жизни осматриваться специалистами (невропатологом, хирургом, ортопедом, окулистом) в поликлинике и повторно (по их рекомендации) — на дому. При массе тела при рождении менее 1500 г, при патологическом течении беременности и родов повторный осмотр этими специалистами показан во 2-м полугодии и в возрасте 1 года. Дети с выявленной патологией должны наблюдаться у соответствующих специалистов до возможной реабилитации.
Недоношенные, перенесшие тяжелую форму гемолитической болезни, нуждаются на протяжении первых 3 месяцев в регулярном и более частом наблюдении невропатолога и отоларинголога В реабилитации принимают участие врачи-физиотерапевты, специалисты ЛФК.
Таблица 3-3. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в первые 6 мес
Возраст (Мес) недоношенные дети | Показатель | Возраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г) | |||
до 1S0O | 1501-1700 | 1701-2000 | 2001-2500 | ||
1 | Фиксирует взпят | 2-3 | 2-2,5 | 1-2 | 1-1,5 |
Первая ушбка | 2-4 | 2-3 | 2-2,5 | 1-2 | |
Попытка удержать голову, лежа на животе | 3-4 | 2,5-3 | 2-2,5 | 1-2 | |
2 | С тежение и прислу шивание | 4-5 | 3,5-4 | 5-3 | 2-2,5 |
Быстро отвечает у тыбкой | 4-6 | 3,5-4,5 | 3-4 | 2-3 | |
3 | Сосредоточение зрительное и стуховое | 5-6 | 5-5,5 | 4-4,5 | 3-4 |
Комплекс «оживление» | 5,5-6 | 5,5-6 | 4-4,5 | 3-4 | |
С тучайно наталкивается рукой на игрушку висянгую над грудью | 5-6 | 5 | 4 | 3-4 | |
Хорошо удерживав голову и сосредоточивай взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном почожении | 6-6,5 | 5 | 4 | 3-4 | |
Есть упор ног | 5-6 | 5 | 4 | 3-4 | |
Начало гутения | 4-5 | 4^1,5 | 3-4 | 3 3,5 | |
4 | Находит невидимый источник звука | 6 | 6 | 5-5,5 | 4,5 |
I ромко смеется | 6 | 5-5,5 | S | 4,5 | |
Захватывает подвешенную игрушку | 6 | 6 | 6 | 4,5 | |
Гуэение | 6 | 6 | 5,5 | 4,5 | |
5 | Различает тон, обращенный к нему речи, оттичает чужих от близких | 6^ 7 | 6 | 6 | 5,5 |
Четко берет игрушку из рук взрос того | 6,5-7 | 6,5 | 6 | 5,5 | |
Переворачивается на живо) устойчиво стоит приподдержке | 7,5 | 7 | 65 | 6 | |
Подолгу гутиг | 7,5 | 7 | 6 | 5,5 | |
6 | Свободно берет игрушку из разных положений | 7,5-8 | 75 8 | 7 | 6-7 |
Переворачивается с живота на спину, подпотзает | 8-8,5 | 7,5-8 | 6,5-7 | 6-6,5 | |
Начало тенета | 8 | 7,5 | 7 | 6-7 | |
Fct с южки, снимает пищу губами | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 |
Таблица 3-4. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в возрасте 6-12 мес (по методическим рекомендациям МЗ СССР, 1979)
Возраст (мес) недоношенные дети | Показатели | Возраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г) | |||
до 1500 | 1501 1700 | 1701-2000 | 2001-2500 | ||
7 | Хорошо потзаег | 10-11 | 10 | 9 | 8,5 |
Подолгу лепечет | 9,5 10 | 8,5-9 | 8-8,5 | 8 | |
На вопрос «Где9» находит предмет расположенный в одном и том же месте | 9 | 9 | 8 | 75 | |
8 | Долго занимается игрушками | 10 | 11 | 9 | 85 |
Сам садится и тожится встает держась за барьер перест)пает | 10-12 | 11 12 | 9-10 | 9 | |
Громко повторно переносит слоги | 10-12 | 12 | 10 | 9,5-10 | |
Выполняет «тадушки» «дай ручку», «до свидания» | 10-11 | 11,5 | 9-10 | 8-9 | |
Сам ее] хлеб, пьет из чашки, которую держит взрослый | 9,5 10 | 9,5 | 9 | 8 | |
9 | Действует с предметами по разному катает вынимает | 11,5 | 11 | 10,5 | 8-9,5 |
Ходит, слегка придерживаясь | 12,5-13 | 11-12 | 10-11 | 9-10 | |
Повторяет различные слоги за взрослыми | 12-12,5 | 12 | И | 10 | |
Знает свое имя на вопрос «Vie>» находит предмет в разных местах | 12 | 11,5 | 10-11 | 9 10 | |
Появзяется навык опрятности | 9,5-10 | 9,5 | 9 | 9 | |
10 | Открывает, вкладывает итрушку | 125 | 12 | 11,5 | 11 |
Взезает на невысокую поверхность и стезает с нее | 13-14 | 12-13 | 11-12 | 10-11 | |
По просьбе «дай» подает знакомые предметы | 13-14 | 12-13 | 11,5-12 | 10-11 | |
11 | Накладывает кубики, снимает котъцо с пирамиды с большим отверстием | 13,5 | 12 5 | 12 | И |
Сачосюяте ]ьно стоит | 12-13 | 11,5-12 | И 11,5 | 11,5 | |
Употребтает первые слова обозначения ав-ав, кис кис | 14-14,5 | 13 | 11-12 | 11-12 | |
12 | Самостоятетьно хотит | 14-15 | 13-14 | 12-13 | 12-13 |
Запас слов окою 10 | 15 16 | 14-15 | 12 13 | 12-13 | |
По просьбе выпотняет действие покачай лялю, где глазки и прочее | 13 14 | 12-13 | 12-13 | 12-13 |
Источник
Мы уже разговаривали о недоношенных малышах, но у нас осталось еще очень много вопросов, на которые хочется получить ответ. Прежде всего – это как растет и развивается недоношенный крошка, в чем отличия его физического и нервно-психического развития, будет ли он отставать от сверстников? Об этом и поговорим подробнее.
Как он развивается физически.
Если малыш поторопился родиться раньше времени, закономерно то, что он будет отличаться от своих сверстников при рождении и далее, его рост и развитие будет осуществляться по другому плану. Но, это не значит, что они будут болеющими или гипотрофичными (с низким ростом и весом). Обычно существует закономерность, что недоношенный малыш растет быстрее своих ровесников, рожденных в срок, то есть – они пытаются быстренько нагнать то, что им не удалось досидеть в животике. Но это правило работает только при небольшой недоношенности от 32 и более недель. При глубокой степени недоношенности, когда ребенок находится на аппаратном и кювезном выхаживании, развитие его идет другими темпами. Тогда прирост веса и роста в первые недели будет небольшим, потому, что недоношенные дети сильно теряют в весе первоначально, не сразу могут усваивать питание – им нужно сначала восстановить то, они теряли, а потом уже начать прибавлять.
Еще одной сложностью в наборе веса и приросте является сложность с питанием – если дети с небольшой недоношенностью обычно могут сосать грудь или кормиться с бутылочки, то глубоко недоношенные дети питаются через зонд или даже парентерально (то есть, им через пупочные сосуды вводят питательные вещества прямо в кровь). По мере созревания у детей сосательного и глотательного рефлекса их начинают кормить грудью или с соски, тогда прирост веса улучшается. Самым сложным в выкармливании и выхаживании малыша является первый месяц, в этом месяце настраиваются все ферментные системы и дозревает пищеварение для внеутробного способа питания, если малыш начал усваивать питание – обычно дела быстро идут на лад, и он начинает прибавлять и расти, округляться и копить подкожный жирок.
Отмечается такая закономерность – дети ко второму-третьему месяцу удваивают свой вес от рождения, к полугоду утраивают, а к годику – увеличивают вес от четырех до восьми раз, причем чем более маленькими родились, тем более значительное прибавление будет. Но, это не значит, что килограммовый крошка к году должен догнать того, кто родился в срок с весом в 3.5 кг. Конечно, недоношенные малыши будут меньше, и в год для них очень хорошо весить 7-8 кг. Если будет больше – отлично, если чуть меньше – постараемся питаться покалорийнее.
В среднем динамика прибавок у недоношенных малышей такова:
В первый месяц это 150-300 грамм,
Второй – 400-800 грамм,
Третий – 500-700 грамм,
Четвертый – 500-800 грамм,
Пятый – 500-700 грамм,
Шестой – 500-600 грамм, и далее они прибавляют по закономерностям детей, рожденных в срок, к году имея добавку в весе в плюсе от 5500 до 7500 г к исходному весу тела.
В любом случае – не сравнивайте своего недоношенного малыша с соседским доношенным, его закономерности роста и веса будут другими, вы должны ориентироваться на динамику развития вашего малыша. в среднем — чем больше степень недоношенности, тем позже он догонит ровесников по росту и весу – этот срок врачи устанавливают на границе от 3 до 7 лет, в любом случае к школе они сравняются абсолютно все. Но в 12-17 лет дети по результатам исследований не отличаются никак, родились ли они с весом в 1000 или в 4000 г.
Закономерности роста.
Рост и вес тела крошки — взаимозависимые процессы, и рост ребенка определяется его сроком и массой тела. Динамика роста будет зависеть от того, как малыш начнет прибавлять вес. Первые месяцы, примерно до полугода, малыш будет расти быстро, его рост будет пребывать на 3-6 см в месяц, к году этот показатель будет составлять от 25 до 38 см, и к году малыши обычно имеют около 70-80 см роста. Во второй год жизни они растут помедленнее, примерно по 1-2 см за месяц.
Не менее интенсивно подрастают окружности тела, и очень важно следить особенно за приростом головки, чтобы не пропустить развитие патологий, которые более свойственны для недоношенных. Голова ребенка по размеру должна быть больше груди в первые полгода, прибавки размеров в среднем прибывают на 1-2 см, за полгода прирастает до 12 см, второе полугодие не столь интенсивно в росте. Грудка ежемесячно также должна подрастать на 1-2 см, и к полугоду грудь и головка должны сравняться в размерах.
Кроме того, у недоношенных малышей сдвигаются сроки прорезывания зубов – они будут задерживаться примерно на столько месяцев. сколько малыш не досидел в животике мамы, то есть по сроку гестации нужно рассчитывать и появление зубов.
То есть – если малыш родился после 35 недель – у него зубки можно ждать после 7-8 месяцев,
При родах в сроки с 30 до 34 недель зубки можно ждать ближе к 9 месяцам, при глубокой недоношенности и сроке менее 30 недель зубы имеют право появиться после 10-12 месяцев.
Кроме того, на сроки прорезывания зубов влияет наличие рахита, анемии и дефицита кальция, которые у недоношенных малышей встречаются гораздо чаще и их надо учитывать. Поэтому, не переживайте и не пугайтесь – зубки обязательно будут, но попозже.
Кроме этого, всегда развитие идет по своим закономерностям и небольшие отклонения вовсе не означают патологии. Однако, физическое развитие недоношенных малышей требует более пристального внимания педиатров.
А как с навыками?
Очень часто родители недоношенных детей слышат страшилки о глубокой умственной отсталости и неполноценности малышей. Только эти рассказы – не правда, либо правда очень частичная. Конечно. выхаживание недоношенных – вещь сложная и нервная система малышей более ранима, но это не значит – что недоношенный это равноценно тому, что инвалид. Больной ребенок может родиться и доношенным и недоношенным. Недоношенность сама по себе это только особенность малыша, это не диагноз и не приговор.
Чем отличается развитие.
Конечно, свои отличия в нервно-психическом развитии будут – малыш ведь поторопился и не досидел положенные внутриутробные этапы. Значит, ему надо наверстать сначала их. Навыки по возрасту они осваивают чуть позже, по сравнению с доношенными малышами, но они проходят все те же этапы – сначала держат головку, потом ползают и переворачиваются, сидят, встают на ножки и ходят. Но они обязательно начнут это делать – обычно навык сдвигается на то количество недель, сколько крошка недоношен.
Ваш крошка попозже будет состредотачиваться на слуховой и зрительный раздражители, попозже начнет удерживать головку, гуление начнется попозже, улыбка тоже задержится. Но она обязательно появится, как и все остальные навыки.
Если ребенок родился на сроке более 32 недели – навыки задержатся на месяц-полтора, если он родился еще раньше – задержка может доходить до трех месяцев. но дети с небольшими сроками недоношенности к концу года догоняют сверстников, глубоко недоношенный малыш чуть отстает и догонит своих сверстников к возрасту двух-трех лет, это те кто родился в весом 500-1000 г. Если ребенок родился болезненным, у него есть пороки развития или нет за малышом должного ухода (в доме малютки, например), нервно-психическое развитие будет тормозиться сильнее. Поэтому – как будет развиваться ваш недоношенный крошка – зависит от вас – ваши с ним занятия – это стимул к развитию.
Чтобы контролировать нервно-психическое развитие малыша с недоношенностью. Пользуются специальными таблицами развития НПР у таких малышей. Там обычно указаны границы появления того или иного навыка в сравнении с возрастом для доношенных, а также очерчиваются границы колебаний появления новых навыков – то есть когда надо начинать беспокоиться родителям.
Как узнать – нормально ли развитие?
Врач, когда оценивает развитие малыша сравнивает его умения по факту, с теми, что он должен уметь по его возрастным критериям. Причем умением считают то, что малыш делает уверенно, например, держит хорошо голову и гулит. Потом определяется индивидуальный темп развития – замедлено ли, в норме, ускорено или дискоординировано развитие. Проблемой считают, если малыш отстает от положенных сроков на 1-2 и более месяцев, причем более чем по 2-3 умениям.
Естественно, мы никогда не ровняем малышей, которые недоношены с детьми, которые рождены по срокам – они будут очень сильно различаться по развитию. Но общие закономерности развития мамы и папы малышей знать, безусловно, должны. Это поможет родителям сориентироваться, что что-то идет не так и обратиться за помощью к медикам.
Сроки развития в карточке обычно указывают – паспортный срок и срок с поправкой на недоношенность, то есть срок гестации и сколько недель. Постепенно навыки начнут приближаться к таковым у доношенных малышей и тогда поправки перестанут быть актуальными. К сроку в 12-15 месяцев переходят на ориентир обычных доношенных детей.
Если ребенок вызывает у вас подозрения или вы переживаете по поводу его развития – не медлите и не старайтесь искать советов в интернете или у подруг, спросите лучше врача – раннее установление проблем в здоровье и развитии позволит вам быстро и правильно скорректировать все отклонения. Тогда ваш малыш будет крепеньким и здоровеньким, даже не смотря на то, что он недоношен.
Источник
Недоношенные дети− дети, родившиеся
по отношению к установленному сроку
окончания гестациипреждевременно.
Преждевременное рождение– это
рождение ребенка до окончания полных
37 недель беременности или ранее, чем
через 259 дней, отсчитываемых с первого
дня последнего менструального цикла
(ВОЗ, 1977). Преждевременно родившийся
ребёнок − недоношенный.
Статистика по преждевременным
родам.
Частота преждевременных родов= 3−15% (в среднем − 5−10%). Преждевременные
роды в 2002г – 4,5%. Тенденции к снижению
этого показателя нет.
Среди преждевременно родившихся детей
наблюдаются самая высокая заболеваемость
и смертность. На их долю приходится от
50 до 75% младенческой смертности, а в
некоторых развивающихся странах —
практически 100%.
Причины преждевременных родов
Причины:
социально-экономические
(зарплата, условия жизни, питание
беременной);социально-биологические
(вредные привычки, возраст родителей,
проф. вредности);клинические
(экстрагенитальная патология, эндокринные
заболевания, угроза, гестоз, наследственные
заболевания).
Факторы, способствующие
задержке роста плода и преждевременным
родам (недоношенности)
можноразделить на3 группы:
социально-экономические:
отсутствие
или недостаточность медицинской помощи
до и во время беременности;уровень
образования (менее 9 классов) – влияют
на уровень и образ жизни, особенности
личности, материальное благополучие;низкий
уровень жизни и, соответственно,
материальной обеспеченности, и как
следствие, неудовлетворительные
жилищно-бытовые условия, неполноноценное
питание будущей матери;профессиональные
вредности (физически тяжёлый,
продолжительный, однообразный, в
положении стоя труд беременной женщины);внебрачные
роды (особенно при нежеланной
беременности);неблагоприятная
экологическая обстановка;
социально-биологические:
юный
или пожилой возраст беременной (менее18
лет) и первые роды старше 30 лет);возраст
отца моложе 18 лет и старше 50 лет (на
территории Европы);вредные
привычки (курение, алкоголизм, наркомания)
как будущей матери, так и отца;низкий
рост, инфантильное телосложение
беременной;
клинические:
инфантилизм
половых органов, особенно в сочетании
с гормональными расстройствами
(недостаточность желтого тела,
гипофункция яичников, истмико-цервикальная
недостаточность) − до 17% всех
преждевременных родов;предшествующие
аборты и выкидыши – ведут к неполноценной
секреции эндометрия, коллагенизации
стромы, истмико-цервикальной
недостаточности, повышению сократительной
способности матки, развитию в ней
воспалительных процессов (эндометрита,
синехий);психические
и физические травмы беременной (испуг,
потрясения, падение и ушиб, подъем
тяжестей, оперативные вмешательства
во время беременности − особенно,
лапаротомия);воспалительные
заболевания матери острого и хронического
характера, острые инфекционные
заболевания (роды на высоте лихорадки,
а также в ближайшие 1−2 недели после
выздоровления);экстрагенитальная
патология,особенно с признаками
декомпенсации или обострения во время
беременности: ревматические болезни
сердца, артериальная гипертензия,
пиелонефрит, анемия,
эндокринные заболевания (гипотиреоз,
тиреотоксикоз,сахарный
диабет, гиперфункция
коры надпочечникови др.)и др. вызывают нарушение маточно-плацентарного
кровотока, дегенеративные изменения
в плаценте;генитальная
патология;патология
беременности: поздние гестозы,
нефропатия, иммунологический конфликт
в системе мать-плацента-плод;аномалии
развития плаценты, пуповины;экстракорпоральное
оплодотворение;многоплодная
беременность (около 20% от всех
недоношенных);заболевания
плода: ВУИ, наследственные
заболевания, пороки развития плода,
изоиммунологическая несовместимость;промежуток
между родами менее 2-ух лет.
Причины недоношенностиможно
разделить по другому принципу:
внешнесредовые,
исходящие
от матери;связанные
особенностями течения беременности;со
стороны плода.
Классификация недоношенности
В МКБ Х пересмотра в рубрике Р 07
«Расстройства, связанные с укорочением
срока беременности, а также низкой
массой при рождении»принято деление
недоношенных новорожденных и по массе,
и по сроку беременности. В примечании
сказано: когда установлены и масса
при рождении, и гестационный возраст,
предпочтение следует отдавать массе
при рождении.
В зависимости от показателей гестационного
возраста и массы тела недоношенного
ребенка выделяют 4 степени недоношенности(по 3 недели на каждую из первых трёх
степеней):
Степени недоношенности | по гестации | по | ||
I степень | 35 нед − | 2500−2000 | низкая | |
II степень | 32−34 | 1999−1500 | ||
III степень | глубоко | 29−31 | 1499−1000 | |
IV степень | 22−28 | 999−500 |
Крайняя недоношенность− срок
беременности менее 22 полных недель (154
полных дня).
Грань между выкидышем и недоношеннымпри 22 полных неделях (154 полных дня)
гестации определяется по массе: 499 г −
выкидыш, 500 г − недоношенный новорожденный.
Анатомо-физиологические и
нервно-психические особенности
недоношенных детей
Анатомические особенности недоношенных
(внешние признаки незрелости):
кожа
тонкая и глянцевая, темно-красного
цвета, как бы просвечивающаяся;на
лице, спине, разгибательных поверхностях
конечностей имеется обильный первородный
пушок − лануго;подкожно-жировой
слой истончен, вследствие чего кожа
морщинистая, отмечается склонность к
отеку подкожно-жировой клетчатки;длина
тела от 25 см до 46 см;непропорциональное
телосложение (голова относительно
большая: большой вертикальный размер
головки колеблется от ¼ до ⅓ длины
тела, мозговой череп преобладает над
лицевым; шея и нижние конечности
короткие);низкий
рост волос на лбу,череп
более круглый, кости его податливые −
незаращение черепных швов, малый и
боковые роднички обычно открыты;ушные
раковины мягкие, плотно прилежат к
черепу;ногти
нередко не доходят до кончиков пальцев,
ногтевые пластинки мягкие;низко
расположенное место отхождения пуповины,
ниже средней точки тела;недоразвитие
половых органов: у девочек половая щель
зияет, т. е. малые половые губы не прикрыты
большими половыми губами (вследствие
недоразвития больших половых губ и
относительной гипертрофии клитора), у
мальчиков яички не опущены в мошонку
(у крайне незрелых детей мошонка вообще
недоразвита).
Физиологические особенности организма
недоношенного (функциональные признаки
незрелости):
со
стороны нервной и мышечной систем− синдром угнетения:
мышечная
гипотония, вялость, сонливость,
замедленная реакция на раздражители,
слабый тихий крик или писк,преобладание
подкорковой активности (из-за незрелости
коры головного мозга): движения хаотичны,
могут отмечаться вздрагивания, тремор
рук, клонус стоп,несовершенство
терморегуляции (сниженная теплопродукция
и повышенная теплоотдача: дети легко
охлаждаются и перегреваются, у них нет
адекватного повышения температуры на
инфекционный процесс),слабая
выраженность, быстрое угасание или
отсутствие физиологических рефлексов
периода новорожденности,слабая
интенсивность сосания;
со
стороны дыхательной системы:
большая
лабильность частоты и глубины дыхания
со склонностью к тахипноэ (36 – 72 в
минуту, в среднем – 48 – 52), поверхностный
его характер,частые
респираторные паузы (апноэ) различной
продолжительности (5 – 12 сек);гаспсы
(судорожные дыхательные движения с
затрудненным вдохом);во
время сна или покоя могут наблюдаться:
дыхание типа Биота(правильные
чередования периодов апноэ с периодами
дыхательных движений одинаковой
глубины), дыханиетипа Чейн-Стокса(периодическое дыхание с паузами и
постепенным увеличением, а затем
снижением амплитуды дыхательных
движений);первичные
ателектазы;цианотичность;
со
стороны сердечно-сосудистой
системы:
более
низкое АД в первые дни жизни (75/20 мм. рт.
ст. с повышением в последующие дни до
85/40 мм. рт. ст.;лабильность
частоты сердечных сокращений со
склонностью к тахикардии (до 200 в минуту,
в среднем – 140 – 160 уд/мин);феномен
эмбриокардии (ритм сердца, характеризующийся
одинаковыми по продолжительности
паузами между I и II тоном и между II и I
тоном);приглушенность
сердечных тонов, в первые дни жизни
возможны шумы вследствие часто
встречающегося функционирования
эмбриональных шунтов (боталлов проток,
овальное окно);сосудистая
дистония − преобладание активности
симпатического отдела вегетативной
нервной системы − любые раздражения
вызывают учащение сердечных сокращений,
повышение артериального давления;симптом
Арлекина (или симптом Финкельштейна):
в положении ребенка на боку наблюдается
неравномерная окраска кожи: нижняя
половина розового цвета, верхняя –
белая, что обусловлено незрелостью
гипоталамуса, который осуществляет
контроль за состоянием тонуса капилляров
кожи;
со
стороны пищеварительной системы:
сниженная
толерантность к пище: низкая
протеолитическая активность ферментов
желудочного сока, недостаточная
выработка панкреатических и кишечных
ферментов, желчных кислот,повышенная
проницаемость кишечной стенки;предрасположенность
к метеоризму и дисбактериозу;недоразвитие
кардиального отдела желудка (зияние
кардии − склонность к срыгиваниям);
со
стороны мочевыделительной системы:
низкая
фильтрационная и осмотическая функция
почек;
со
стороны эндокринной системы:
снижение
резервных возможностей щитовидной
железы – склонность к транзиторному
гипотиреозу;
со
стороны обмена веществ и гомеостаза− склонность к:
гипопротеинемии,
гипогликемии,
гипокальциемии,
гипербилирубинемии,
метаболическому
ацидозу;
со
стороны иммунной системы:
низкий
уровень гуморального иммунитета и
неспецифических факторов защиты.
Морфологические признаки недоношенности:
большой
вертикальный размер головки (⅓ от длины
тела, у доношенных – ¼),преобладание
размеров мозгового черепа над лицевым,открытый
малый и боковые роднички и швы черепа,низкий
рост волос на лбу,мягкие
ушные раковины,обильное
лануго,истончение
подкожно-жировой клетчатки,расположение
пупочного кольца ниже средней точки
тела,недоразвитие
ногтейи
др.
Функциональные признаки недоношенности:
низкий
мышечный тонус (поза лягушки),;слабость
рефлексов, слабый крик;склонность
к гипотермии;мах
потеря массы тела к 4-8 дню жизни и
составляет 5-12%, восстанавливается к
2-3 нед.;длительная
физиологическая (простая) эритема;физиологическая
желтуха – до 3нед. — 4нед.;период
ранней адаптации = 8дн. -14дн.,период
поздней адаптации = 1,5 мес. — 3 мес.;темпы
развития очень высоки: массо-ростовой
показатель сравнивается к 1 году (по
сравнению с доношенными), у глубоко
недоношенных (<1500 г) — к 2-3 годам;в
нервно-психическом развитии к 1,5 годам
догоняют доношенных, при условии что
они здоровы. В 20% случаев с масой 1500 г и
< — поражается ЦНС (ДЦП, эпилепсия,
гидроцефалия).
Особенности течения периода
новорожденности у недоношенных
Период
ранней адаптации у недоношенных
составляет 8−14 дней, период новорожденности
продолжается более 28 дней (до 1,5 –
3 месяцев).Например,
если ребенок родился в сроке гестации
32 недели, то в 1 месяц жизни его гестационный
возраст составит 32 + 4 = 36 недель.Физиологическая
убыль массы тела продолжается дольше
− 4 − 7 дней и составляет до 10 − 14%,
восстановление ее происходит к 2 − 3
неделе жизни.У
90 − 95% преждевременно родившихся детей
наблюдается неонатальная желтуха
недоношенных, более выраженная и
длительная, чем у доношенных
(может удерживаться до 3−4 недель).Гормональный
криз и токсическая эритема встречаются
реже, чем у доношенных.Повышение
мышечного тонуса в сгибателях у них
обычно появляется в 1 – 2 месяца жизни.У
здоровых недоношенных с массой до 1500г
способность к сосанию появляется в
течение 1 − 2 недель жизни, с массой от
1500 до 1000г − на 2 − 3 неделе жизни, менее
1000г − к месяцу жизни.Темпы
развития недоношенных детей очень
высоки. Большинство недоношенных
детей повесоростовым
показателям догоняют своих
сверстников к 1−1,5 годам. Дети с очень
низкой массой тела при рождении
(менее1500 грамм − глубоко
недоношенные) обычно отстают в
физическом и нервно-психическом развитии
до 2−3 лет. В 20% среди
глубоконедоношенных детей имеют место
органические поражения ЦНС (ДЦП,
поражения слуха, зрения и прочее).В 5 − 7 лет и 11 − 14 лет могут отмечаться
нарушения гармоничности развития
(задержка роста).
Профилактика преждевременных
родов состоит из:
социально-экономических
факторов;планирования
семьи;лечение
экстрагенитальной патологии до
наступления беременности;лечение
урогенитальной инфекции;консультация
в поликлиниках “брак и семья”;подсадка
лимфовзвеси (150мл) во время беременности
или вне ее;культура
половой жизни.
Источник