Физическое и моторное развитие ребенка

В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • особенности физического и моторного развития ребенка в период раннего детства;
- • специфику структурно-функциональной организация мозга;
- • особенности развития восприятия и памяти;
- • основные стадии и характеристики процесса овладения речью;
- • особенности развития мышления в раннем возрасте;
- • особенности развития эмоциональной сферы и воображения;
- • закономерности формирования личности ребенка;
- • суть и причины кризиса трех лет и пути его преодоления;
уметь
• выявлять основные закономерности роста и развития организма в период раннего детства;
владеть
• навыками оценки внутренних и внешних факторов развития организма в период раннего детства с целью формирования оптимальной среды физического и психического развития ребенка и устранения причин возможных индивидуальных девиаций.
Физическое и моторное развитие ребенка
Важнейшим новообразованием возраста является прямохождение, которое расширяет возможности самостоятельного знакомства ребенка с окружающей средой, и усложнение его манипулятивной деятельности.
В период раннего детства происходит изменение темпов роста. По сравнению с весьма быстрым темпом роста, наблюдаемым у детей в течение первых полутора лет жизни, для раннего детства характерен более ровный и замедленный темп развития, который сохраняется вплоть до пубертатного скачка роста. Продолжают изменяться пропорции тела ребенка за счет уменьшения относительного размера головы (рис. 13.1). Соотношение между высотой головы и ростом является диагностическим показателем развития ребенка.
Развитие костно-мышечной системы подробно описано в главе 9 (параграф 9.3).
Маленьким детям сложно управлять движениями своего тела. Они быстро теряют равновесие, им трудней остановиться на бегу, не упав. Достижениями первого года жизни ребенка являются способность к самостоятельному вертикальному удержанию позы и первые шаги. Стереотип ходьбы
Рис. 13.1. Изменение пропорций частей тела в онтогенезе
(по: Тур, 1967)
складывается в детстве и сложно поддается изменению. С первым шагом ребенка начинается его обучение ходьбе. Сначала ребенок неуклюже широко расставляет ноги, сильно сгибает их в коленях, разводит руки в стороны и сильно наклоняется вперед. Стопы йог развернуты вовнутрь, шаг неравномерный. При ходьбе ребенок все время отклоняется в разные стороны, не выдерживая указанного направления. На первых этапах овладения ходьбой ребенок проходит от 1 до 10 м, а уже к двум годам дети в состоянии проходить от 200 до 500 м с небольшими перерывами для отдыха.
На протяжении 2-го и 3-го годов жизни ребенок активно осваивает движения, связанные с перемещением в пространстве. Ходьба, лазанье, бросание, катание, ловля, прыжки и бег — перечень далеко не всех движений, выполняемых ребенком этого возраста. Требования к ходьбе детей 3-го года жизни увеличиваются: движения должны быть более свободными, необходимо держать тело прямо, не опускать голову, ноги ставить с небольшим разворотом наружу. К трем годам ходьба совершенствуется, происходит становление прыжка. Ребенок двигается более уверенно, бегает, поворачивается с большей легкостью.
Несмотря на то что физическая активность исключительно важна для нормального развития костей, в это время — период быстрого скелетного созревания — следует разумно подходить к физическим нагрузкам, так как легко причинить костной системе ребенка вред. Только в школьные годы, по мере изменения телосложения и постепенного перемещения центра тяжести в область таза, ребенок сможет продемонстрировать достаточно высокое качество локомоторных функций и сумеет адекватно справляться с возросшими нагрузками.
У ребенка хорошо развиты мышцы, обеспечивающие сгибание руки в локтевом суставе, и сгибатели кисти. Осуществление произвольных двигательных действий базируется на развитии двигательной зоны коры, нейронный аппарат которой достигает в этом возрасте значительной степени зрелости, и фронтальных отделов коры больших полушарий. В период от 12 месяцев до трех лет дифференцируются вставочные нейроны, увеличиваются длина и разветвленность дендритов во фронтальных областях коры. Созревание аппарата вставочных нейронов приводит к усложнению ансамблевой организации и тем самым совершенствованию обработки информации и организании деятельности. Морфофункциональные изменения способствуют увеличению разнообразия манипулятивной активности, усложнению конструкторской деятельности (с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовыми предметами) ребенка.
Ребенок этого возраста осваивает множество «инструментальных» движений — удержание п использование сначала ложки, затем вилки и ножниц. Характерно выполнение движений, связанных с самообслуживанием — одевание, застегивание, мытье рук, расчесывание волос п т.д.
Особую сложность для освоения представляют графические движения. Первоначально (в 1—1,5 года) ребенок сжимает карандаш (фломастер) в кулаке, его движения отрывисты, рисуемое изображение прерывисто. В 1,5—2 года карандаш уже удерживается ладонью, но движения спонтанные и нестабильные. Особенность этого периода развития, по сравнению с периодом младенчества, заключается в том, что на процесс выполнения движений ребенка начинает влиять речевая инструкция.
Источник
возраст | физические параметры | моторные параметры | психическое развитие |
---|---|---|---|
новорожденный | рост: 48-55 см вес: 2800-4000 гр Окр. гол.: 34-38 см Окр.: гр 32-36 см | Флексорная поза. Рефлексы новорожденных. Беспорядочные движения. | Бодрствует до 30 мин. Реагирует на свет, звук, боль. Кратковременное слуховое и зрительное сосредоточение |
1 месяц | рост: + 3-5см вес: + 300-1000 Окр. гол.: + 2-3 см | Приподнимает и кратковременно удерживает голову, лежа на животе. Сосет кулачек. Ищет и находит ртом грудь. | Бодрствует до 1 часа. Хорошо фиксирует взгляд. Следит за предметом без поворота головы. Хорошо выражает эмоции криком, кряхтением, мимикой |
2 месяца | рост.: + 2-3 см вес.: +700-12000 Окр. гол. +1.5-2.5 см | Хорошо удерживает голову лежа на животе. Пытается тянуться к игрушке. В положении на животе выводит ручки. | Бодрствует до 1,5 часов. Хорошо следит за игрушкой с частичным поворотом головы. Осознанно улыбается. Гулит сам и в ответ на обращение. Узнает и выделяет мать. |
3 месяца | вес.: + 600-800 Окр. гол.: + 1-1.5 cм | Уходит физиологический гипертонус. Уходят большинство рефлексов новорожденных. Держит голову с опорой на предплечья. Удерживает вложенную в руку игрушку. | Комплекс оживления в ответ на обращение. Самостоятельно играет с подвешенной игрушкой. Певуче гулит и смеется сам по себе и в ответ на обращение. Следит за предметом с полным поворотом головы. |
4 месяца | вес.: +500-700 Окр. гол.: +1-1.5 см Окр. гр.=Окр. гол. (мальчики) | Берет ручкой и рассматривает игрушку, перекладывает ее. Выбрасывает ручки при приближении к опоре. Полная нормализация тонуса. Переворачивается на бок. | Длительно рассматривает неподвижный предмет. Находит глазами и следит за мамой. Смеется в голос. Длительно самостоятельно играет. Бодрствует до 2 часов. |
5 месяцев | вес +400-700 Окр. гол. + 1 см Окр. гр.= Окр. гол. (дев) | Пытается встать на четвереньки. Переворачивается со спины на живот. Подползает на животе. Перекладывает игрушку, тянет в рот. С удовольствием прыгает в прыгунках. Хорошо стоит с поддержкой. | Бодрствует иногда до 3 ч. Богатый эмоциональный спектр. Сложное певучее гуление. Отличает близких. Хорошо различает интонации голоса. Подолгу рассматривает руки и предметы. |
6 месяцев | вес + 400-500 Окр. гол. + 0.5 | Самостоятельно сидит. Переворачивается активно во все стороны. Стоит на четвереньках. Непродолжительно стоит у опоры. Ходит с поддержкой под мышки. Бросает игрушки. Садится. | Реагирует на имя. Лепечет (первые слоги). Требует грудь. Начинает пить из чашки. Прислушивается к словам и к музыке, выражает эмоциональную реакцию. |
7-8 месяцев | вес + 400-500 Окр. гол. + 0.5 | Встает с опорой. Долго стоит у опоры, пытается переступать. Ползает на четвереньках. Ходит за руки. Берет мелкие предметы двумя пальчиками. Самостоятельно ест сухарь. Ест с ложки. Засовывает в рот соску. | Узнает отдельные предметы. Откликается на имя. Эмоциональный сложный лепет. Стучит размахивает игрушкой. Хорошо дифференцирует людей. Произносит повторяющиеся слоги. Бодрствует до 4 часов, 2-3 дневных сна. |
9-10 месяцев | вес + 300-500 Окр. гол. +0.5 | Хорошо ходит вдоль опоры. Самостоятельно стоит. Ходит за одну ручку. Свободно меняет положение тела в пространстве. Быстро ползает. Сидит на горшке. Удерживает чашку. Разнообразно манипулирует игрушкой. | Выполняет простые команды. Показывает части тела, знакомые предметы. По просьбе делает ладушки, пока-пока. Произносит много слогов. Звукоподражание. |
10-12 месяцев к 1 году | вес +200-400 Окр. гол. + 0.5 рост: — девочки 68-76 см — мальчики 70-78 см Окр. гол.: — д: 45 — 48 см — м: 46 — 50 см Вес: — д: 8-11 кг — м: 9 -12 кг Окр. груди: — д: 46 — 50 см — м: 48 — 52 см | Самостоятельно встает и ходит. Поднимается и спускается по стремянке. Слезает с невысокого дивана. Кидает мячик. Ест ложкой густую пищу. Висит на кольцах. Собирает пирамидку с крупными кольцами. Подбирает крошки двумя пальцами. | Хорошо понимает и выполняет простые команды. Легко находит и показывает знакомые предметы. Произносит несколько простых слов. Иногда просится на горшок. Выражает согласие и несогласие. Знает НЕЛЬЗЯ. Простые образные игры. Интересуется другими детьми. |
Источник
Ильина Ольга Вячеславовна
Департамент труда
и социальной защиты населения города Москвы
государственное казенное учреждение города Москвы
центр содействия семейному воспитанию «Соколёнок»
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.
Прежде чем приступить к описанию условий развития ручной деятельности, хотелось бы сделать небольшое отступление, поговорив о значении двигательных навыков в жизни человека. Раннее детство — время формирования многих полезных умений и навыков, которые используются в течение всей жизни. Навык формируется путем повторения движения или серии движений в определенном порядке, с целью оттачивания их точности и силы, а также их автоматизации.
Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:
· движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.;
· движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты — нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, умение шить и вязать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, печатать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др.
Обе группы навыков невероятно важны в жизни любого человека. Общие двигательные навыки (движения всего тела) формируют моторную ловкость, быстроту, выносливость, помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни. Навыки ручных действий весьма полезны (умение резать, шить и пр.), а часто просто необходимы в жизни современного человека (умение писать). Более сложные навыки являются частью профессии (многие специальности подразумевают использование специфических инструментов и особых умений).
Большинство навыков (за исключением профессиональных) формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении жизни. Мы даже перестаем замечать их, потому что они выполняются автоматически, мы воспринимаем эти умения как должное.
Каков же физиологический механизм формирования двигательных навыков? При формировании навыков и умений в коре головного мозга формируются новые связи между нейронами. При многократном повторении определенного действия или серии действий эти связи становятся устойчивыми. Поэтому в дальнейшем, когда мы пользуемся навыком, нервные сигналы между нейронами мозга движутся «по накатанной колее», что значительно ускоряет и упрощает процесс выполнения привычного действия. Кроме того, развитие многих умений — шить, вязать, делать поделки из различных материалов — учат планировать действия, искать оптимальный путь выполнения практической задачи, находить и исправлять ошибки, что в значительной степени влияет на развитие мышления ребенка.
Время формирования используемых в повседневной жизни двигательных навыков — раннее, дошкольное и младшее школьное детство. Психологи называют этот возраст «чувствительным» к формированию определенных знаний, умений, навыков. Именно в этот период развития ребенка мозг гибок и пластичен, формирование навыков происходит наиболее быстро и просто. Чем старше становится человек, тем труднее и дольше формируются новые навыки. Например, попробуйте научить плавать или ездить на велосипеде взрослого. Это весьма непросто.
В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у малышей. Упор делается на знания — модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А умение пользоваться ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, само собой разумеющееся. Однако эти навыки невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что обычно в детстве они формируются легко и быстро, часто необходимо уделить особое внимание их развитию. В противном случае родители могут вдруг обнаружить, что их подросший ребенок, который рано научился читать и решать задачки, не умеет перелезть через забор, играть в футбол, аккуратно сложить свою одежду или приготовить себе бутерброд. Неужели кому-то хочется, чтобы ребенок был беспомощен в быту и повседневной жизни? И правомерно ли в угоду модным течениям лишать ребенка многих детских забав, которые могут показаться пустым времяпрепровождением, — бегать по улице, лазать по деревьям, играть в подвижные игры с детьми во дворе?
Мы советуем обращать больше внимания на развитие умений и навыков (особенно ручных действий) уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев
Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий и игрушек — пальчиковые игры, специальные игрушки (например, куколки, одежда которых застегивается на пуговицы, кнопки, молнии, бусы, шнуровки), пластичные материалы.
Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, в особенности это относится к городским детям. Еще лет 20 назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас многие операции выполняют за человека машины — кухонные комбайны, стиральные машины, пылесосы и др. В современной жизни домашняя еда вытесняется готовыми полуфабрикатами, в наше время не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием…
Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.
Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Развитие движений рук включает:
· развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно — правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному — кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;
· развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);
· подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
· развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.
В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Игры и упражнения для развития ручной моторики
Массаж рук
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько:
1. Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» — 6–8 раз, отдельно на каждой руке.
2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.
3. Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца — 2–4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).
4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы кисти массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем — топ-топ-топ»).
5. Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок — в сторону, по кругу.
6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» — 5–6 раз.
Список литературы
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.- М., 2006.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993.
- Козлова Е.В. Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого-второго года жизни. — М., 2003.
- Рузина М.С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр.- СПб., 1997.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста.- М., 1981
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет — М.,2007.
Источник