Физическое и моральное развитие ребенка

Физическое и моральное развитие ребенка thumbnail
Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Рейтинг
19

Моральное развитие ребенка не менее важно, чем физическое или психическое, поэтому родители должны привить ребенку моральные ценности с раннего возраста

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

  • чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
  • когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

  • ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
  • он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
  • ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

  • поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
  • ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
  • он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
  • он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
  • позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.

4. Школьный возраст (710 лет)

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

  • ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
  • у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
  • он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

  • подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
  • он ценит правила, но обсуждает их;
  • подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
  • он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
  • подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
  • таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
  • он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
  • ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

  • у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
  • у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
  • мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

  • у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
  • во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
  • вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
  • у ребенка уменьшается эгоцентризм.

Стадия формальных операций (11–12 лет):

  • ребенок начинает рассуждать абстрактно;
  • у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

  • Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
  • Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
  • Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
  • Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
  • Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
  • Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

  • на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
  • затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
  • на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
  • затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
  • на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

  • внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
  • главный инструмент нравственного развития – социализация.

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

  • мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
  • определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
  • хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
  • ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

  • объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
  • расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
  • обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
  • объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
  • убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
  • подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
  • поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

  • групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
  • через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
  • игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
  • эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.

Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.75 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
21.05.2018

Источник

Как уже было указано, согласно Л. Кольбергу моральное развитие ребенка определяется в большей степени уровнем развития интеллекта, поэтому, например, семья предоставляет лишь возможности по принятию тех или иных ролей, но сама по себе не оказывает существенного влияния на моральное развитие. В то же время американские психологи Л. Уокер и Дж. Тейлор показали, что семья оказывает существенное влияние на моральное развитие ребенка. В их исследованиях дети дошкольного возраста вместе с родителями в присутствии экспериментатора обсуждали как гипотетические (условные), так и «реальные», конкретные проблемы, с которыми столкнулись ребенок и его родители. Оказалось, что в зависимости от характера обсуждаемых вопросов существенно меняется поведение детей: при обсуждении «реальных» проблем уровень морального мышления детей повышается. Меняется также и стратегия мышления родителей: при обсуждении условных проблем они дают ответы, соответствующие высокому уровню морального развития, а при совместном обсуждении «реальных» моральных проблем, связанных с жизнью ребенка, они значительно снижают уровень моральных суждений. Тем самым для ребенка появляется возможность включения в обсуждение проблемы, что положительно влияет на его моральное развитие. В этих исследованиях было также показано, что наиболее эффективно моральное развитие ребенка происходит в том случае, когда в ходе обсуждения моральные высказывания взрослых превышают суждения детей на одну стадию. Подобная разница является оптимальной, так как новое содержание оказывается доступным для ассимиляции имеющимися у ребенка схемами, что ведет в конечном итоге к моральному развитию. В этом отношении стимулирование морального развития детей предполагает определенную последовательность при ознакомлении с моральным дилеммами. Взрослым, прежде чем выбирать моральную проблему, необходимо определить уровень морального развития ребенка, чтобы поставленная задача превышала реальный уровень развития на одну стадию. Желательно придумывать ситуации, которые максимально знакомы детям. Для этого можно отдавать предпочтение внешним условиям, связанным, например, с теми местами, которые посещает дошкольник, а также использовать сюжетно-ролевые игры для моделирования таких моральных проблем.

В результате анализа совместных обсуждений моральных проблем были выделены несколько типов взаимодействия детей и родителей.

  • 1. Операциональный тип взаимодействия применяется всякий раз, когда один участник хочет повлиять на мнение другого.
  • 2. Репрезентативный тип характеризует позицию, при которой участник пытается уточнить понимание какого-либо вопроса собеседником.
  • 3. Информативный тип связан с обменом мнениями.
  • 4. Поддерживающий тип предполагает поддержку собеседника.
  • 5. Когнитивно-неадекватный тип взаимодействия сопровождается молчанием, нежеланием вступать в общение, отвлечением от темы обсуждения или осуждением собеседника.

Родители при обсуждении «реальных» проблем стараются использовать репрезентативный и поддерживающий типы взаимодействия и снижают использование операционального типа, т.е. взрослые стараются обращаться к ребенку, чтобы понять его точку зрения. Интуитивно родители понимают, что в этом случае достигается максимальная познавательная активность ребенка, поскольку ситуация, в которой дошкольника хвалят и оказывают поддержку его рассуждениям, эффективнее для морального развития, нежели ситуация доминирования взрослого.

Можно выделить три типа ситуаций взаимодействия ребенка и взрослого: 1) собственно моральные ситуации, в которых обсуждаются моральные проблемы; 2) социальные ситуации, в которых участвуют несколько детей и которые затрагивают общие проблемы; 3) личные ситуации, связанные непосредственно с интересами и потребностями ребенка. В исследованиях психологов отмечается, что детский негативизм в большей степени проявляется в личных ситуациях, связанных с едой, одеванием и подобными видами деятельности, когда ребенок может и настаивает на осуществлении альтернативного выбора. Отличие пребывания ребенка в дошкольном учреждении от пребывания дома состоит в том, что в первом случае большее внимание уделяется ситуациям первого и второго типа, во втором случае – ситуациям третьего типа. С возрастом количество личных ситуаций увеличивается: личностный контекст может возникнуть практически в любой деятельности. Однако педагоги, как правило, переводят его в моральные и социальные ситуации, а родители, особенно матери, обсуждают их с ребенком как ситуации личностные. В этом состоит важное различие между педагогом и родителем при оценке поведения ребенка.

Одной из проблем в сфере изучения морального развития является агрессивное поведение. Традиционно считается, что сталкиваясь с агрессией, дети либо не используют моральное мышление, либо им не хватает социальных навыков для оценки приемлемого поведения. Однако в работе Р. Астор, исследовавшего моральное развитие младших школьников, склонных и не склонных к насилию, были получены не согласующиеся с этим распространенным мнением результаты. На основании двухмесячного наблюдения детей распределили на две группы в зависимости от того, свойственны или нет им агрессивные проявления. Их знакомили с гипотетическими ситуациями спровоцированного насилия между сверстниками (когда, например, один ребенок обзывает другого, а тот в ответ начинает драться) и насилия неспровоцированного (когда, например, ребенок неожиданно проявляет физическую агрессию по отношению к другому ребенку). При этом было представлено два типа ситуаций: когда действующими лицами были только дети, и когда ими были и дети, и взрослые (в этом случае родители демонстрировали агрессивное поведение по отношению к детям вплоть до физического насилия). Оказалось, что неспровоцированная агрессия оценивалась всеми детьми отрицательно. Говоря иначе, в своих суждениях даже при оценке тех ситуаций, в которых принимали участие взрослые, дети полагались не на социальные (конвенциональные) правила, не на авторитетность членов семьи, а на моральные установки, которые одинаковы для всех. Дети, склонные к насилию, ситуацию провокации считали более нежелательной; они полагали, что драка является адекватным ответом на словесное оскорбление, в отличие от детей, не склонных к насилию, которые отрицательно относились в любой ситуации к нанесению физического вреда другому ребенку. Однако при оценке ситуации, когда родитель физически наказывал ребенка, большинство детей говорили, что «бить родителя в ответ нельзя, потому что если родитель бьет, значит, ребенок сам виноват». Кроме того, было показано, что с возрастом у детей, склонных к насилию, увеличивается число ответов, в которых положительно оценивается ответное насилие, равное по силе причиненному насилию (например, если в ситуации ребенка ударили три раза, то такие дети отвечают, что в ответ нужно также ударить обидчика ровно три раза). Можно сказать, что у детей, склонных к насилию, появляется свое понимание справедливости. Это объясняется тем, что в большинстве случаев такие дети демонстрируют агрессию в ситуациях провокации со стороны других сверстников. При этом зачастую взрослые не обращают внимания на поведение детей-провокаторов, а видят лишь сам факт агрессивного поведения ребенка или его результат, что приводит к появлению у таких детей собственного понимания справедливости.

По мнению последователей Л. Кольберга, дети используют различные социальные действия, что приводит к образованию разных систем (или сфер) социального знания.

Так, родители заботятся о благополучии ребенка, защищают его права и помогают понять, как нужно относиться к окружающим. Это знание относится к сфере морального развития – системе правил, которые регулируют социальные взаимодействия индивидов и основаны на концепции благополучия (или вреда), доверия и справедливости. Прежде всего моральность возникает в результате реципрокных социальных отношений (т.е. когда ребенок оказывается в роли испытывающего реальные социальные воздействия). Поскольку моральное знание выступает как особая область знаний, может встать вопрос о создании особых программ по его освоению.

Лоуренс Кольберг сформулировал принципы, на которых должна основываться подобная программа. Первым является принцип структурности, предполагающий анализ способа решения моральных проблем, понимания структуры того когнитивного действия, которое выполняет при этом человек. Согласно второму принципу последовательного развития в образовательной программе следует учитывать последовательность смены стадий морального развития (соответственно, содержание программы необходимо разворачивать постепенно). Поскольку цель образования заключается в том, чтобы стимулировать переход от одной стадии морального развития к другой, то педагогам необходимо обладать заинтересованностью в этом развитии. Даже в том случае, если в процессе освоения программы сдвига в моральном развитии не происходит, перед педагогом встает задача не допустить фиксации на данной стадии развитии: с этой целью надо искать возможности расширения уже существующих структур морального сознания ребенка на новые области содержания. Л. Кольберг критиковал существовавшие программы морального развития за их, с одной стороны, упрощенность содержания («добро всегда побеждает зло»), а с другой – применение слишком сложных абстрактных понятий для понимания ребенком. Другими словами, такие программы не учитывали принцип последовательности в развитии и, соответственно, не позволяли судить о прогрессе в моральном становлении. В соответствии с третьим принципом – принципом взаимодействия – развитие представлено как результат активного общения с окружающими людьми. При этом важная роль принадлежит педагогу, который должен стимулировать обмен мнениями между детьми; дети, представляя собственные позиции, активно участвуют в диалоге. Важно подчеркнуть, что наиболее эффективно ведение дискуссии, когда стадия морального развития, демонстрируемая педагогом, превышает на одну стадию уровень морального развития участников. Л. Кольберг подчеркивал, что моральное развитие не является результатом копирования модели, а представляет собой процесс реорганизации мышления. Поэтому необходимо создать ситуацию когнитивного конфликта между точками зрения детей и педагога, что способствует моральному развитию.

Моральное развитие связано не просто с интеллектуальным развитием ребенка, которое характеризует взаимодействие ребенка с окружающей действительностью, но и с тем, как ребенок воспринимает эмоционально значимые ситуации и трансформирует их в своем сознании. Лучше сказать, моральное развитие представляет собой не совокупность знаний о тех или иных нормах, принятых в обществе, а определенную структуру сознания, позволяющую преобразовывать и решать моральные проблемы. Понятно, что при таком подходе, сталкиваясь с той или иной ситуацией, ребенок может выбирать различные стратегии действий, которые будут менее или более адекватными. Цель образования должна состоять не в том, чтобы показать адекватность или неадекватность той или иной стратегии, а в том, чтобы стимулировать моральное развитие ребенка. Другими словами, задача педагога не дать ответ, как действовать в разных ситуациях, а всячески усилить процесс самостоятельного поиска этого ответа детьми.

Описанные принципы были особенно ярко продемонстрированы в исследованиях Р. Блатта, который собирая группу учащихся и предлагал им решать различные моральные дилеммы. Оказалось, что разновозрастный состав группы (а следовательно, и различие в моральном развитии) благоприятно отразилось на моральном становлении каждого члена группы. Это объясняется тем фактом, что для любого участника существовал партнер по общению, превышающий его уровень морального развития на одну стадию. Для наиболее продвинутого в моральном аспекте учащегося в роли такого партнера выступал педагог.

Хотя работы Л. Кольберга посвящены достаточно узкому аспекту детского развития – развитию морального сознания, его теорию мы относим к теориям второго порядка, поскольку фактически он распространил подход Ж. Пиаже на другую область детского развития.

Тем не менее работы Л. Кольберга подвергались обширной критике. Как уже отмечалось, его теория была построена на основе ответов испытуемых, полученных в результате проведения гипотетических дилемм. Однако такой «условный» характер моральных задач позволяет предположить, что поскольку они не связаны непосредственно с опытом индивида и, соответственно, не включают его эмоциональной вовлеченности, интереса, то и ответы испытуемых нельзя расценивать как показывающие максимальный уровень развития. Стоит оговориться, что по этому поводу существуют противоречивые данные. Одним исследователям удалось показать обоснованность этой критики, другие, наоборот, продемонстрировали, что при столкновении с реальными моральными проблемами испытуемые оказывались на более низком уровне морального развития.

Тем не менее Л. Кольберг использовал данный метод именно для проверки максимально доступного уровня развития морального сознания человека. Точнее сказать, если Ж. Пиаже раскрыл, что представляет собой развитое логическое мышление (которое достигается на стадии формального интеллекта), то Л. Кольбергу удалось проделать аналогичную работу по отношению к морали, выделив структуры и стадии морального развития. Поэтому, с его точки зрения, неправомерно отрицать универсальность теории на том основании, что, например, шестая стадия развития на практике достигается крайне редко. Дело в том, что теория Л. Кольберга говорит о необходимости соответствующих конфликтных ситуаций, для успешного разрешения которых и нужно развитие морального сознания. Например, конфликт в классической дилемме с Хайнцом заключается между базовыми ценностями одного человека (право аптекаря на собственность) и другого человека (право на жизнь жены Хайнца). Если же подобных ситуаций не возникает, то не наблюдается и развития соответствующего аспекта сознания.

Моральная дилемма – условная ситуация, связанная с моральным выбором вымышленного героя, предъявляемая субъекту и требующая суждения относительно адекватности поведения героя.

Тины морального взаимодействия родителей с детьми – стратегии поведения родителей при обсуждении реальных (не гипотетических) проблем с детьми.

Уровень развития морального сознания – стадия развития сознания, характеризующаяся определенным типом решения моральных дилемм и соответствующим поведением.

Источник