Физическое и эмоциональное развитие ребенка в семье является

Физическое и эмоциональное развитие ребенка в семье является thumbnail

Растущий ребенок

В момент зачатия образуется одна полноценная клетка, содержащая переданную, или «унаследованную», от каждого из родителей генетическую информацию, которая определяет не только пол будущего ребенка, но также многие его специфические признаки. Особые гены отвечают за физические особенности, такие, как рост, телосложение и строение кожи, а также скорость развития ребенка. Поэтому ребенок, чьи родители относительно поздно начали ходить, говорить или страдали задержкой полового созревания, вероятнее всего, будет развиваться таким же образом. Физиологические особенности также предопределяются генетически — ребенок может унаследовать восприимчивость к определенным заболеваниям. Однако влияние наследуемых физиологических особенностей можно ослабить. Так, если ребенок восприимчив к воспалению среднего уха, то всякий раз при появлении первых симптомов следует незамедлительно начинать лечение, которое может предотвратить необратимые повреждения. Наследуются также хорошие или плохие зубы; родители могут принять меры для предохранения зубов ребенка, в частности, приучив его пользоваться зубной пастой с добавками фтористых соединений.

Растущий организм нуждается как в питательных веществах, так и в физических упражнениях. Ребенок, который весел, получает полноценное питание, регулярно участвует в подвижных играх или спортивных состязаниях, будет нормально развиваться и получит основу для долгого крепкого здоровья.

Эмоциональное развитие

С рождения у ребенка появляются индивидуальные потребности, которые в грудном возрасте выражаются в том, что младенцы по-разному едят и спят. В своих практических и эмоциональных запросах грудной ребенок всецело зависит от родителей. Постепенно, по мере того как дети становятся более самостоятельными и у них появляются друзья, эта зависимость уменьшается.

Среда, в которой растет и воспитывается ребенок, играет существенную роль в его развитии. Ребенок обычно относительно легко приспосабливается к изменению потребностей и запросов (например, в школе), если дома его окружают любовь и спокойствие.

По мере развития у ребенка определенных навыков его личность начинает заявлять о себе. Так, в возрасте от 1 до 3 лет, когда дети начинают пользоваться вновь приобретенными навыками, они часто становятся «трудными».

Некоторые дети, называемые гиперактивными, постоянно физически и эмоционально беспокойны — подобный тип поведения является крайним проявлением нормального развития. Такие дети требуют большого терпения и понимания, а иногда и помощи врача.

За годы пребывания в детском саду и школе окружающая каждого ребенка среда расширяется, по мере того как у него начинают складываться новые взаимоотношения, помимо существующих в семье. Подростковый возраст — период наиболее активного эмоционального развития. Развитие половых признаков, которое означает переход от детства к юности, сопровождается усилением гормональной активности, воздействующей на все чувства подростков. Именно этот период является для подростка временем экспериментирования (например, он обычно впервые пробует курить, употреблять алкоголь и вступать в половые отношения).

Изменение пропорций и внешних признаков

В развитии ребенка существуют два возрастных «скачка»: один в течение первого года жизни, другой — в период полового созревания. После первого года темп роста постепенно замедляется и достигает своей низшей точки непосредственно перед началом полового созревания.

При рождении вертикальный размер головы младенца составляет почти четвертую часть длины тела, а ее ширина такая же, как и плеч. На ножки приходится менее половины длины тела. Эти пропорции постепенно меняются, и к юношескому возрасту голова составляет 1/8, а ноги — 1/2 часть общей длины тела.

До начала полового созревания мальчики и девочки имеют в среднем одинаковый рост и телосложение. Однако во время полового развития различия между мальчиками и девочками становятся заметными. Мальчики в среднем выше — их рост увеличивается на 28 см, а у девочек — на 20 см. Изменения начинаются с ног и переходят на туловище, которое растет быстрее. Увеличивается мышечная масса, особенно у мальчиков, у которых заметно шире грудная клетка, плечи и руки. У детей обоего пола лоб становится более выступающим, а нижняя челюсть и подбородок удлиняются, так что они утрачивают свой «пухленький» вид. В подростковый период диаметр головы увеличивается, а череп утолщается на 15%. У девочек-подростков расширяется таз и откладывается жир на бедрах, развиваются молочные железы, (что обычно служит первым признаком полового созревания).

Организм постоянно растет и изменяется в течение первых восемнадцати лет жизни. В это время он подвергается радикальным переменам; изменяются длина и масса теле, его пропорции и формы. Черты лица постепенно становятся болев определенными. Масса тела младенца при рождении составляет 5% от массы тела молодого человека. Только за первый год жизни масса тела ребенка утраивается Ко второму году темпы роста замедли ют си — теперь младенец весит всего в четыре реза больше, чем при рождении. К 10 годам ребенок достигает 50% от массы тела молодого человека. Начиная с грудного до подросткового возраста, длина ног меняется от 3/8 до 1/2 длины тела, а голова — от 1/4 до 1/8.

Изменение пропорций и внешних признаков ребенка

Читайте другие статьи в разделе Ваш ребенок

Для получения дополнительных сведений используйте поиск информации по всем разделам медицины

Источник

Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьиЭмоциональное развитие ребенка в условиях семьи

Среди глобальных проблем человечества наиболее остро заявляющих о себе в новом XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Постоянно сменяющиеся переживания, эмоции — без них невозможно представить жизнь детей. Психологи относят эмоциональность ребенка к природно заданной возрастной ценности.

Дети очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя среди других людей. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является прочным и принимает характер установки. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие и оставляющие неизгладимый след в душе, остаются незамеченными со стороны родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, общения сверстников. Все большее образовательное значение придается ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребенку эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей. Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать, радоваться другим.

Успешность эмоционального развития детей, тонкость и выразительность аффективного самовыражения, отношения к окружающему миру зависят не только от целенаправленной работы педагогов, психологов, но и семьи. Вместе с тем, как показывает опыт научного исследования данного вопроса, далеко не всегда эмоциональная жизнь ребенка находится в поле зрения родителей и рассматривается в качестве объекта постоянной заботы и внимания. Детские радости, печали, обиды и другие эмоциональные проявления обычно не относятся к серьезным и важным переживаниям. Родители с позиции своего возраста и опыта измеряют их собственной мерой и масштабами, относя к неглавным моментам в жизни ребенка, а порой к типичным проявлениям капризов, упрямства, детской наивности и непосредственности. Эти ошибочные, представления могут обернуться необратимыми последствиями, которые на более поздних этапах жизненного пути ребенка негативно проявятся в суждениях, поведении, поступках, его отношении к миру в целом.

Воздействие родителей на ребенка, независимо от того, преднамеренное оно или непроизвольное, всегда очень велико и значимо. И даже если ребенок не стал объектом, а просто свидетелем гнева, резкого проявления недовольства со стороны родственников, это обязательно найдет отражение в эмоциональной окрашенности его действий, поведения. Именно способность к подражанию особенно в сфере выразительных движений, экспрессивных действий может стать причиной закрепления недопустимых способов эмоционального самовыражения в дальнейшем. Вот почему ссоры и выяснения отношений между членами семьи при детях, разговоры в повышенном тоне недопустимы.

Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, а затем и начальной школы не снимает с родителей многих задач, связанных с его эмоциональным развитием. Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье. Если в семье ребёнка царит доброжелательность, любовь это срабатывает как положительный фактор. А если же наоборот, постоянные конфликты, отчуждения, в такой обстановке дети вырастают с психическими расстройствами и личностными внутренними проблемами.

Ситуации, которые наиболее болезненно влияют на ребёнка:

  • когда ребёнок в семье является средством разрешения конфликтов между родителями;
  • когда в окружении ребёнка нет близкого человека, способного понять его переживания;
  • когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;
  • когда родители заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;

Чтобы избежать таких ситуаций, прежде всего, между родителями и детьми должны быть налажены искренние доверительные отношения. Эмоциональные откровения ребенка, желание выразить свои переживания, сокровенные чувства должны находить поддержку со стороны взрослых.

Нужно всегда помнить, что мир взрослых и мир детей — две сильно отличающиеся друг от друга реальности. То, что для родителей кажется несущественным, необязательным, для ребенка наполнено глубоким смыслом. Обычные, порой незаметные вещи, события воспринимаются детьми как загадочные и таинственные. Дети склонны к пристрастному отражению действительности, созданию образов, преувеличивающих особенности предметов, настойчиво требуют справедливого разрешения конфликтных ситуаций. Практическому воплощению этого способствуют совместные обсуждения «злободневных» для дошкольников и младших школьников проблем, сопереживание их неудачам, оптимистический настрой на преодоление трудностей, искренняя поддержка его успехов и даже маленьких достижений, самообладание в случаях, когда требуется принять срочные меры.

Важно систематически организовывать эмоционально-насыщенное общение в условиях семьи, обогащать жизнь детей разнообразными впечатлениями: сюрпризов, проведения дня рождения, других семейных праздников и досугов. Систематически посещайте музеи, театры, цирковые представления.

Целенаправленное влияние на эмоциональную сферу создаст благоприятную основу для воспитания ребенка с продуктивным решением задач возраста: развитие образного мировосприятия, постижения окружающего через переживание, обогащение эмоционально-ценностного отношения детей к миру.

Чтобы ребёнку было комфортно, чтобы он был благополучен и состоялся как человек в жизни и обществе нужно употреблять такие выражения:

  • Ты самый любимый!
  • Какое счастье, что ты у нас есть!

Каждое ваше слово, интонация, дают ребёнку уверенность, повышая его самооценку словами:

  • Я радуюсь твоим успехам,
  • Как красиво у тебя получилось!.

В условиях эмоционального благополучия, в условиях взаимной любви, нежности и уважения к близким, пожилым людям, к родителям, формирует ребёнка как психологически здоровую личность.

Когда близкие взрослые любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, внимательны, при этом ребёнок испытывает эмоциональное благополучие-чувство уверенности, защищённости. В таких условиях ребёнок развивается жизнерадостный, активный, физически и психически уравновешенный человек.

Источник

Анна Ващилина
«Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка». Консультация для родителей

Среди глобальных проблем человечества наиболее остро заявляющих о себе в новом XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Постоянно сменяющиеся переживания, эмоции — без них невозможно представить жизнь детей. Психологи относят эмоциональность ребенка к природно заданной возрастной ценности.

Дети очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя среди других людей. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является прочным и принимает характер установки. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие и оставляющие неизгладимый след в душе, остаются незамеченными со стороны родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, общения сверстников. Все большее образовательное значение придается ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребенку эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей. Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать, радоваться другим.

Поэтому предлагаю консультацию для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка«

Значительная роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравственные принципы, ценностные ориентации, отношение к окружающим людям, к самому себе, к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности, любви, уважения, доброты. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть ограниченным, односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно важными, например, развитием интеллекта, и при этом не уделяется существенного внимания другим сторонам личности, необходимых ребенку для нормального психического развития.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Огромную роль в развитии ребенка имеет психологический микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи. И в первую очередь родителей. При положительных взаимоотношениях существенную роль играет степень участия ребенка в общих делах, заботах семьи. Хорошо, если ребенок чувствует себя нужной и важной частью своей семьи, ощущает себя любимым и защищенным. Родители, которые любят и принимают своего ребенка таким какой он есть, активно живут жизнью ребенка, помогая справляться ему со своими детскими, но очень значимыми для него трудностями, не отмахиваются от него, пуская его в свою взрослую жизнь, способствуют формированию у ребенка положительной самооценки, уважения к себе и к окружающим людям.

Отношения, усвоенные в семье, ребенок переносит в окружающий социум. От этого зависит и то, как он будет общаться со взрослыми и сверстниками. Как правило, ребенок, воспитывающийся в эмоционально благополучной семье, имеет высокий уровень развития коммуникативных способностей, общение со сверстниками не вызывает затруднений.

Отрицательные взаимоотношения в семье (конфликты, ссоры) наносят огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношениям со сверстниками.

Жизнь маленького человека начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного его развития. Взрослые должны заботиться о здоровье малыша, о его физическом и психологическом благополучии, поддерживать позитивное настроение, воспитывать нравственные качества. В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу, о человеческих ценностях.

Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические и психологические знания родителей положительно влияют на развитие ребенка, его психологическое самочувствие, на формирование социальных и нравственных качеств ребенка. В то же время психологи и врачи отмечают, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов и игнорирование их, могут вызвать отрицательные переживания у детей и оказаться факторами, способствующими развитию неврозов, психосоматических заболеваний.

Семья с ее своеобразным, только ей присушим психологическим климатом, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, его интеллектуальное развитие, психическое состояние, от которого зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому. Кроме того, взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

В семьях, где привычными стали грубость, окрик, конфликты, преобладают сниженное настроение всех членов семьи, скука, недовольство и собой и всем на свете. Такая семья — источник угрозы и беспокойства для детей. В таких семьях чаще всего дети становятся агрессивными, конфликтными или тревожными, но и те, и другие имеют очень низкую самооценку. Вырастая, они несут по жизни конфликтность, раздражительность, пессимизм.

Семья, отношения в которой строятся на доверии, доброй воле, улыбке, взаимоуважении, дает ни с чем не сравнимую радость жизни, позволяет раскрываться индивидуальности каждого члена семьи, воспитывает любовью, которая, зародившись у родного порога, изливается не только на близких людей, но и на совсем незнакомых людей.

Источник