Физические упражнения как средства развития ребенка раннего возраста

Елена Ткаченко
Педагогический опыт «Развитие основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений»

«РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

Дети раннего возраста приобретают опыт в двигательной деятельности, связанный с выполнением упражнений, направленных на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья и бросания мяча в одном из приоритетных видов детской деятельности — игре. Поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Специфика работы группы состоит в том, что мы работаем с детьми раннего возраста. Каждый год группы комплектуются из детей, впервые пришедших в детский сад, у всех детей по – своему протекает процесс адаптации. В своей практике активно используем подвижные игры в разных режимных моментах. Малыши охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать, если сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности. Ознакомившись с публикациями интернет — ресурсов, с педагогическим опытом коллег, на основе исследований Голубева Л. Г., Шебеко В. И. сделали вывод о том, что, одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности детей раннего возраста являются подвижные игры и игровые упражнения.

Учитывая данные обстоятельства, мной была начата работа по обобщению моего педагогического опыта: «Развитие основных движений детей раннего возраста средствами игровых упражнений»

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Актуальность моего педагогического опыта определятся тем, что ориентация на целевые ориентиры ФГОС в раннем возрасте способствует развитию у детей разных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания и др.)

В настоящее время данный вопрос звучит очень актуально, т. к. в настоящее время все больше внимания обращается на умственное развитие детей, не проявляя должной заботы о физическом развитии. А ведь именно у детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение для ребенка загадка, исследовательский рефлекс в области движений проявляется у маленьких детей с особой силой.

Поэтому появилась необходимость компенсировать недостаток движений и освоение новых движений средствами специально подобранных подвижных игр и игровых упражнений.

«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Для теоретического обоснования проблемы развития двигательной активности средствами игровых упражнений на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий.

Их определение представлено на слайде.

Подвижная игра с правилами (П. Ф. Лесгафт) — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Игровые упражнения (Е. А. Тимофеева) — представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий.

Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие ученые – педагоги (В. А. Шишкина, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина).

Бабина К. С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Способы повышения двигательной активности детей раннего возраста рассмотрены в работах Д. В. Хухлаевой, Т. И. Осокиной, Э. Я. Степаненковой, М. А. Руновой, Н. Аксеновой и др.

«Цель и задачи педагогической деятельности»

Понимая важность проблемы,мы поставили перед собой следующую цель:

Цель: развитие основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений.

Данная цель предполагала решение следующих задач,которые представлены на слайде:

1. Развивать двигательные способности детей как энергетической основы для роста и развития организма ребенка раннего возраста.

2. Обогащать и накапливать двигательный опыт детей при овладении основными движениями;

3. Развивать физические качества: скорость, ловкость, гибкость, выносливость и координацию.

4. Воспитывать интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм.

5. Воспитывать потребность в правильном выполнении движений.

6. Формировать «комплекс удовольствия и мышечной радости» в ощущениях как основу будущей потребности в двигательной активности.

«Ведущая педагогическая идея»

Ведущая педагогическая идея заключается в организации подвижных игр и игровых упражнений, которые способствуют совершенствованию основных движений, стимулируют и удовлетворяют потребность в двигательной активности детей раннего возраста.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется нами в различное время дня в соответствие с режимом дня. Подвижные игры включаем в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, мы решаем практические задачи обучения. (выделенное красным не читать, но знать этапы)

1) На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, его выполнение.

2) На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки.

3) На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Моя работа осуществлялась по 3 этапам:

Подготовительный этап:

изучение методической и психолого-педагогической литературы,

опыта работы педагогов;

изучение условий, выявление уровня сформированности основных движений детей раннего возраста;

оценка осведомлённости родителей группы о значении развития движений детей раннего возраста и о взаимосвязи между уровнем развития движений детей раннего возраста и умственным развитием.

Практический этап:

создание системы работы с детьми с использованием подвижных игр и игровых упражнений,

организация работы с родителями,

создание разнообразной физкультурно-игровой среды, направленной на активизацию и освоение детьми раннего возраста.

Обобщающий этап

выявить эффективность работы по развитию основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений,

обобщение и диссеминация опыта работы

В начале года провели оценку индивидуального уровня сформированности основных движений ребенка, в соответствии с картами нервно – психического развития детей раннего возраста К. Печоры. На занятиях, в свободное время, на прогулке наблюдали за выполнением детьми основных движений: как ходят, бегают, прыгают, бросают мяч. Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой.

Установили следующее:

детей с высоким уровнем усвоения движений – 0%,

детей со средним уровнем – 45%,

детей с низким уровнем – 55%.

Анкетирование родителей по данной проблематике, показало заинтересованность родителей вопросами развития движений детей.

2 этап — практический.

Его цель: активизация двигательной активности детей средствами подвижных игр, развитие и совершенствование основных движений.

Весь игровой материал распределили в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяла тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей 2-3 лет.

Мы проанализировали содержание двигательной активности детей.И определили правила: в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) проводим подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность до 10-15 мин.

Использую в работе с детьми игры различного содержания:

— с ходьбой и бегом;

— с ползанием;

— с бросанием и ловлей мяча;

— с подпрыгиванием;

— на ориентировку в пространстве;

— с разнообразными движениями и пением.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Выходя на прогулку с детьми, продумываю различные двигательные задания. Например, добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, подлезть под кустик, позвонить в колокольчик и т. д. Разнообразные игры это и «Гуси, гуси», «Воробышки», «Птички», «Догонялки» и многие другие.

Для мотивации детей раннего возраста к подвижной игре основным является игровой прием близкий к ведущей деятельности детей раннего возраста — наиболее специфичный и эмоционально — эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно действенного мышления.

Игровая мотивация, направленная на подражание движениям героев, побежим легко, как мышки в игре «Кот и мыши» или «Я подкину мячи высоко-высоко, разлетятся мячи далеко-далеко. А детки сейчас побегут и мячики мне принесут». Подкидываем мяч.и удивительно: равнодушных деток практически никогда не остается.

Из опыта работы детей привлекает внезапное появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, например, в игре «Мой весёлый звонкий мяч» вносили разноцветный мяч, а малыши в игре осваивали умение подпрыгивать на двух ногах и по сигналу убегать, не наталкиваясь друг на друга. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий.

Объяснение подвижной игры идет в ходе самой игры. Например, говорим, что сейчас будем играть в игру «Птички в гнездышках» и тут же предлагаем детям занять места в гнездышках, которые заранее подготовлены (обручи, стулья, нарисованные круги и т. д.).

В игре используем экспрессивные оценочные высказывания, выражающие поощрение, опережающую поддержку и эмоциональное одобрение действиям ребенка.Всегда говорю малышам: «Вот какие вы ловкие и быстрые, убежали от лохматой собачки, а она вас и не догнала! Вот какие вы молодцы!». Мое позитивное эмоциональное состояние передаётся детям.

Путём показа, объяснения обучаю детей навыкам движения, регулирую число повторений, подбираю разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечиваю определённую физическую нагрузку.

Подвижные игры с малышами организуем сами, хотя часто их проводим по желанию детей. В играх с детьми берем на себя исполнение главной роли, например «Лисы» в игре «Лиса и зайцы». Играя с детьми, мы действуем наравне с ними, выполняя главную роль и руководя игрой.

14 слайд

В группе оснастили уголок движений, где мы учли возрастные особенности детей, их интересы. В нашей группе имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, скамейки, дуги разной высоты, разнообразные мячи, мягкое бревно, коврики, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, платочки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы. Для того чтобы все дети с удовольствием включались в игру, кроме спортивного инвентаря,использую дополнительную атрибутику: длинные ушки зайчикам, шапочки и эмблемы птиц и животных, цветные флажки.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении двигательной активности можно добиться только совместными усилиями детского сада и семьи. Для родителей мы организовывали разнообразные формы. В информационном уголке для родителей систематически обновляется материал о подвижных играх и упражнениях,различные консультации на темы: «Спорт или физкультура», «Во что и как играть во дворе», «Быть в движении, значит укреплять здоровье» и многое другое.

Родители приняли активное участие в организации фотовыставки «Подвижные игры на улице в выходной день».

На 3 этапе своей работы мы провели обследование уровня сформированности развития детей первой младшей группы.

Результаты диагностики развития основных движений показали, что движения детей стали более уверенные, дети, а это в соответствии с возрастными нормами овладели основными движениями, они стали более целенаправленными, четкими, координированными. У детей продолжает обогащаться и накапливаться двигательный опыт при овладении основными движениями. Кроме того, дети стали более ловкие и выносливые. Отмечается активность, самостоятельность в организации подвижных игр. Дети самостоятельны в выборе атрибутов к игре; активно проявляют положительные эмоции в процессе подвижных игр.

Педагогические условия эффективного развития

В качестве условий развития двигательной активности ребенка, являющихся основой физического воспитания детей раннего возрастав дошкольных образовательных учреждениях выделяются следующие:

Закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной активности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время.

Владение педагогами специальными методами мотивации детей раннего возраста к двигательной активности и методами активизации движений детей.

Организация физкультурно-игровой среды

.Подобные условия благоприятствуют развитию двигательной активности ребенка и выступают основой физического воспитания детей раннего возраста в детском саду.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Мной был разработаны:

1. Перспективный план подвижных игр

2. Перспективный план самостоятельной двигательной деятельности

3. Систематизирована картотека малоподвижных и игр большой подвижности для детей 2-3 лет

4. Раскрыты эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по повышению педагогической компетенции родителей в вопросах активизации и развития двигательной активности детей раннего возраста.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Примененная мной система работы позволила мне изменить подход к выбору упражнений, игр, основных движений во время физкультурных занятий и различных режимных моментах.

Результатами работы по данной проблеме я считаю:

Физическое развитие детей раннего возраста включает развитие двигательных способностей, связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. При организации двигательной деятельности проявляют положительное эмоциональное отношение к двигательной активности, самостоятельно воспроизводит ранее освоенные движения.

Обеспечение возможности каждому малышу демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них («себя показать и других посмотреть»). Малыши проявляют интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при овладении основными движениями и развитием физических качеств, являются подвижные игры и игровые упражнения, способствующее обогащению и накоплению двигательного опыта детей.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне

— участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских, смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ

На общероссийском уровне

— на личном сайте,расположенном на НС портале социальных работников образования в разделах: «Здоровый образ жизни», «Физкультура».

Литература

Источник

Мария Балашова (Малеева)
Особенности физического развития ребенка раннего возраста

Особенности физического развития детеи раннего возраста

Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Кроме того, двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Как известно, степень развития движений ребенка зависит от состояния и развития центральной нервной системы; анатомо-физиологических особенностей; условий окружающей среды.

На протяжении первых лет жизни ребенок овладевает основными движениями — ползанием, ходьбой, бегом, прыжками, метанием. Умения эти приходят последовательно и постепенно. Например, прежде чем приобрести навыки бега, малыш должен научиться ходить.

В конце 1-го года жизни для ребенка проблемным является умение удержаться вертикально на ножках и сделать первые шаги. Следовательно, удерживание равновесия и движение в определенном направлении для ребенка начала 2-го года жизни — задача не из легких. Двухлетний малыш уже не только хорошо ходит во всех направлениях и разными способами, но и бегает, а на 3-м году свободно выполняет прыжки, бросает в горизонтальную цель (корзину) мячи левой и правой рукой.

Все это становится особенно успешным для ребенка, если является результатом целенаправленной двигательной активности на занятиях с педагогом.

Так как мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, этот процесс происходит неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2— 3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые,мягкие суставы и связки: У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием. Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Очень полезно, поэтому упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Известно, что маленькие дети очень нуждаются в кислороде, дышат поверхностно, часто, неравномерно потому, что дыхательная мускулатура еще не вполне сформировалась. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание детей учащается только при возбуждении или физических нагрузках.

Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.

Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. В связи с этим хорошие результаты дает обучение, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение, что активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка, но не следует заставлять его заниматься — принуждение вызываем естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2—3-летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это необходимо иметь в виду при проведении физкультуры в младших возрастных группах.

Правильно поставленная работа по развитию движений, которые в возрасте от 1 года до 3 лет еще не совершенны, положительно влияет на активизацию зрения и слуха.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому независимо от того, но- вые или знакомые, все упражнения проводятся вместе со взрослым и по его показу. Вначале, как правило, дети выполняют новые движения неточно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка этого возраста считаются правильными, даже когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой.

В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют, сосредоточивают ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка.На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система: совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. К полутора годам малыш произносит примерно 30—40 слов, а к двум с половиной — уже до 200—300 слов.

В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.

Уровень развития речи у детей третьего года жизни разнообразен. Лишь, немногие из них с удовольствием разговаривают со взрослыми и меньше между собой. Это особенно заметно в начале учебного года у застенчивых и робких новичков, поступивших в группу. Большая речевая активность проявляется у них, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быстро справляются с заданием на занятиях по физической культуре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнить нужное движение. Нервно- психическое и физическое развитие ребенка зависит от возраста и двигательной подготовленности, и поэтому, чем раньше начать обучение, соответствующее возможностям ребенка, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения. Движения у детей раннего и дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям.

Хорошо организованная работа помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других позднее, так как это зависит от индивидуальных особенностей, от условий развития малышей, от организации их деятельности и от влияния взрослых, от обучения и воспитания. Например, некоторые из них впервые справляются с поскоками на месте на двух ногах в возрасте 1 года 10 месяцев, а другие — в 2 года и даже старше.

На втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной,возвышенной поверхности и т: д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается—развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну, а также игры с несложными правилами.

Эффективность обучения повышается, если умело заинтересовать, побудить ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели.

Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь вовремя занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке-стремянке и т. д.). В таких случаях своевременная помощь воспитателя влияет не только на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребенка к данному виду движения, желание выполнить задание. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен.

Малыша постепенно приучают к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов и быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем методичного повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).

Обучение движениям — воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры и т. п.

Чтобы закрепить основные движения, необходимо создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной деятельности.Специальное физкультурное оборудование должно включать следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений. Он входит на горку, лесенку, подлезает, перелезает, играет в мяч, катает обручи, каталки и т. д. Воспитатель побуждает ребенка к активным действиям, обучает правильным движениям, используя для этого имитационные упражнения — «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птички» и т. д.

Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх.

Игры с ребенком до 1,5 лет проводятся в основном индивидуально или в небольшой группе (3—4 ребенка). В них закрепляются основные движения, воспитывается умение двигаться в коллективе, развивается координация движений, желание выполнить игровые правила и задания, а также формируются психофизические качества: смелость, ловкость, реакция на сигнал. В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ; игровые имитационные образы; заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. Они доставляют ему радость и удовольствие.

Таким образом, третий год жизни — это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук, пальцев и ног, могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде.

Они согласуют свои движения с внешними условиями, например, меняют движение в зависимости от сигнала. Совершенствуются и такие движения, как бег, лазанье, метание, бросание.

Ребенок много двигается, но от однообразных движений быстро устает, он не может также длительное время сохранять неподвижность. Необходимо учитывать и такие возрастные особенности детей этого возраста, как легкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры. Исходя из этого, некоторые движения детям вредны. Нельзя, например, предлагать им висеть на руках, прыгать с высоты, требовать длительного повторения одних и тех же движений.

Для развития движений используются различные средства. Это в первую очередь режимные процессы — умывание, одевание, кормление, развивающие координацию движений рук; игровая деятельность, во время которой дети разнообразно двигаются. Но чтобы они могли свободно бегать, играть в мяч и другие игры, должно быть достаточно места. Для детей нужны игрушки, способствующие развитию движений: мячи разных размеров, 3-колесные велосипеды, автомобили.

Важным фактором развития движений являются утренняя гимнастика и физкультурные занятия. Помимо формирования у детей различных двигательных навыков (ходьба, лазанье и др., на таких занятиях реализуются основные оздоровительные задачи физического воспитания, которые учитываются при составлении гимнастических комплексов.

Источник