Физические упражнения для развития быстроты ребенка
При подборе упражнений для развития быстроты учитываются следующие требования [7,103]:
- 1. Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение.
- 2. Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления.
- 3. Упражнения не должны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости, так называемого «скоростного барьера».
- 4. Упражнения должны проводиться в начале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети неутомленны предшествующей деятельностью.
В методике развития быстроты предлагаются следующие упражнения.
Для развития быстроты реакции используются:
- 1. Старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.
- 2. Чередование основных движений: ходьба — прыжки, прыжки — приседания.
- 3. Изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу.
- 4. Изменение интенсивности движений: ходьба — бег интенсивный, бег медленный — бег с ускорением.
Для развития способности в короткое время увеличивать темп движения используется:
- 1. Бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз.
- 2. Бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад.
- 3. Бег с ускорением.
Для развития умения приспосабливать и регулировать длину бегового шага применяют:
- 1. Бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);
- 2. Бег скрестным шагом по обручам.
Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
В старшей и подготовительной группе широко используются упражнения с предметами и без них [10,96]:
- — И. п. — о. с. — правая рука вверх. Энергичная смена рук и быстром темпе (6-7 раз, интервал для отдыха 5-7 с).
- — П.п. — лежа на животе, руки под подбородком. Попеременное сгибание ног в среднем и быстром темпе.
- — П. п. — лежа друг перед другом (парами), ноги согнуть в коленях, упираются в стопы ног. Попеременное сгибание ног (5-6 серий).
- — И. п. — сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях. Переступая стопами ног, быстрые повороты вокруг себя в разные стороны (5-7 раз).
- — И. п. — ноги на ширине плеч, палка посередине перед собой. Быстро подбросить и поймать палку другой рукой (8-12 раз).
- -И. п. — ноги слегка расставить, палка вертикально вперед в правой руке. Быстрое перебрасывание палки из одной руки в другую вверх — вниз (7-8 раз).
- — И. п. — о. с. — парами лицом друг к другу. Хлопок в ладоши перед собой, по ладоням товарища (перекрестно). Темп постепенно увеличивается (3-4 серии).
- — И. п. — упор руками в центр обруча. Быстро обойти и вернуться в и. п. (по 7-8 раз в каждую сторону).
- — И. п. прыжки: ноги вместе, ноги врозь, вместе — скрестно (25-30 с).
ГРЕБЦЫ. Сесть, ноги врозь, палка на груди. Быстро наклониться вперед, коснуться палкой носков ног. Спокойно выпрямиться, палку поставить к груди. Повторить 8-10 раз.
ПРОПЕЛЛЕР. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо — влево. После отдыха выполнять движение левой кистью.
Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми ее составляющими.
БРОСЬ МЯЧ. Дети подбрасывают мяч вверх, отбивают о пол или стену, делая хлопки и повороты в разные стороны.
БЫСТРЫЕ СТРОИТЕЛИ. Соревнование между двумя-тремя командами. По сигналу воспитателя дети бегут через зал (10-12 м) и строят из 5-7 кубиков башню. Затем передают эстафету другим детям.
КТО БЫСТРЕЕ? Дети находятся за кругом, водящий в центре круга. По сигналу поочередно каждый перебегает через круг.
ЛУК И СТРЕЛЫ. Дети делятся на два звена, которые стоят друг против друга на расстоянии 15 м. По сигналу воспитателя «стрелы» перебегают к своему «луку», определяется самая быстрая «стрела». Затем дети меняются местами.
КТО БОЛЬШЕ? На расстоянии 8-10 м от детей ставится стойка, па которую развешиваются лепты (5-6 шт.) для каждой команды. По сигналу «Марш!» дети парами бегут и собирают лепты, отдают их товарищу, который их развешивает на стойке.
ПЕРЕНЕСИ ПРЕДМЕТ. Дети делятся на 2-3 команды и соревнуются в перенесении кубиков (кеглей, колен) на расстояние 8-10 м.
УСПЕЙ ПОЙМАТЬ. Играющие (5-6 детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камушек. Подбросив мяч, пало выбежать из круга, положить как можно дальше камушек па землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Выигрывает тот, кто сумеет положить камушек и поймать мяч.
БЕГ НАПЕРЕГОНКИ. На одной стороне площадки стоят два ребенка, между ними расстояние 2-3 м. По сигналу дети бегут друг за другом до конца площадки, расположенной в 20-30 м. Сзади стоящий ребенок пытается догнать переднего.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ. Дети стоят по кругу парами. Водящий пытается догнать одного лишнего ребенка, который убегает от него и может заменить одного из детей, стоящих в паре, встав перед ним.
КТО ДАЛЬШЕ? Трое-четверо детей с одной стороны площадки одновременно отталкивают обручи, стараясь, чтобы они катились как можно дальше, ловят их, не допуская падения, и там останавливаются. Выигрывает тот, кто окажется дальше всех от начальной линии.
Вариант. Дети бегут за катящимся обручем, подгоняя его рукой или согнутой в виде крючка проволокой.
БАБОЧКИ И СТЕРОЗЫ. В середине площадки па расстоянии одного шага спиной друг к другу располагаются играющие в две шеренги — команда «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель называет одну из команд, игроки которой должны убежать за линию, обозначенную в 10-13 шагах перед ними. Другая команда, повернувшись кругом, стремится догнать игроков и осалить их до черты дома. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков за одинаковое количество перебежек.
Усложнение: а) в и. п. стоя на коленях или сидя; б) подается команда «Воробьи» или «Вороны».
Как метод физического воспитания подвижная игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и ее правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна.
Таким образом, для развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста необходимо в первую очередь в медленном темпе освоить основы техники бега и постепенно ускорять бег.
Источник
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону (бег со старта из различных положений) | 5-6 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — низкий старт (бег с максимальной скоростью) | 3-4 раза |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — высокий старт (бег с предельной скоростью с «ходу») | 3-5 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — высокий старт (быстрый бег под уклон (до 15 градусов)) | 3-5 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — в беге (передвижения в различных стойках: вперед-назад; вправо-влево; вверх-вниз | 3-4 раза |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — упор присев (передвижение на четвереньках с максимально возможной скоростью) | 2-4 раза |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — о.с., ладони рук сложены вместе (ритмичные перемещения двух сложенных вместе ладоней рук с максимальной частотой) | 5-10 сек |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — о.с., в руках скакалка (ритмичные подскоки со скакалкой) | 10-12 сек |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — о.с., руки на поясе (подскоки через скакалку, вращаемую двумя партнерами) | 2-4 раза |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — о.с., в руках мяч (отбивание брошенного партнером мяча, «защищая» условные «ворота» или сектор у глухой стены) | 3-5 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — стоя лицом к партнеру, кисти рук держать под ладонями партнера (хлопки ладонями по тыльным сторонам кистей рук партнера) | 3-5 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — стоя лицом друг к другу, обе руки партнеров на уровне живота и ладонями вверх, руки «ведущего» —сверху (хлопки своей ладонью по ладони партнера) | 4-6 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — о.с. (уклоны от брошенного партнером мяча) | 3-5 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — в беге (бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью) | 4-6 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — ноги полусогнуты на ширине плеч, руки отведены назад (однократные прыжки в длину с места) | 4-6 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — ноги полусогнуты на ширине плеч, руки отведены назад (многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный)) | 2-4 раза |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — о.с. (прыжки через равномерно расставленные легкоатлетические барьеры) | 5-8 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.П. — стоя на подставке, ноги полусогнуты на ширине плеч, руки отведены назад (спрыгивание с подставки высотой 30—60 см с последующим «мгновенным »отталкиванием в прыжке вверх) | 5-8 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И. п. — ноги на ширине плеч, палка посередине перед собой. Быстро подбросить и поймать палку другой рукой | 8-12 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
-И. п. — ноги слегка расставить, палка вертикально вперед в правой руке. Быстрое перебрасывание палки из одной руки в другую вверх — вниз | 7-8 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
— И. п. — упор руками в центр обруча. Быстро обойти и вернуться | 7-8 |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
ГРЕБЦЫ. Сесть, ноги врозь, палка на груди. Быстро наклониться вперед, коснуться палкой носков ног. Спокойно выпрямиться, палку поставить к груди. | 8-10 раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
ПРОПЕЛЛЕР. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо — влево. После отдыха выполнять движение левой кистью. | 8-10раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.п. – лечь на живот, руки положить под подбородок – кисть одной руки на кисть другой. Быстро поочередно сгибать ноги под хлопки учителя. | 8-10раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.п. – лежа на спине. Поочередно сгибать и разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Чередовать движения в быстром и умеренном темпе, делать паузы для отдыха. | 5-6раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.п. – лежа на спине. По сигналу быстро сесть, согнуть ноги, обхватив их руками, голову опустить, затем снова лечь. | 5-6раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке. Быстро передавать мяч из правой руки в левую впереди и сзади себя. Делать перерывы для отдыха. | 3-4 раза |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке. Перебрасывать мяч из правой руки в левую, стараясь энергично поворачивать кисть. | 5-6раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
БАБОЧКИ И СТЕРОЗЫ. В середине площадки па расстоянии одного шага спиной друг к другу располагаются играющие в две шеренги — команда «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель называет одну из команд, игроки которой должны убежать за линию, обозначенную в 10-13 шагах перед ними. Другая команда, повернувшись кругом, стремится догнать игроков и осалить их до черты дома. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков за одинаковое количество перебежек. | 5-6раз |
Упражнение | Дозировка | Графическое изображение |
БЕГ НАПЕРЕГОНКИ. На одной стороне площадки стоят два ребенка, между ними расстояние 2-3 м. По сигналу дети бегут друг за другом до конца площадки, расположенной в 20-30 м. Сзади стоящий ребенок пытается догнать переднего. | 5-6раз |
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ ________/_________/ «___»_________20___г. |
Комплекс упражнений на развитие быстроты
Выполнила:
студентка ш — 41группы
Шмалько Галина
Ейск, 2018г
Источник
МБОУ Саралинская СОШ
Тема:
Комплексы упражнений для развития быстроты и координации движений у младших школьников на занятиях физической культурой
Подготовил:
учитель физической культуры:
Исаев М.А.
Сарала 2015
Комплекс упражнений для развития быстроты движений № 1
Содержание
Дозировка
Методические указания
1
Бег в переменном темпе с изменением направления
3 мин
С включением ускорений, прыжков
2
Занимающиеся располагаются в парах в затылок друг другу. Партнер № 2 стоящий сзади бросает мяч вперед- вверх; партнер № 1 выполняет старт и ловит мяч в воздухе
2 мин
Ловля мяча после одного удара об пол
3
Старты из различных исходных положений
4-5 раз
Дистанция 4-5 м
4
Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке, используя для движения каждую перекладину
4-6 раз
Оценивается время лазания
5
Прыжки:
— на носках
— одной ноге
— поднимая бедро
30 сек
30 сек
30 сек
Через скакалку
6
И.П.- о.с.;
1-упор присев;
2-упор лежа;
3-упор присев;
4.И.П.
4-5 раз
7
Бег по отметкам на дистанцию 20 м.
3-4 раза
Линии расположены на расстоянии 40-50 см друг от друга, при беге наступать на каждую отметку.
Комплекс упражнений для развития координации движений № 2
Содержание
Дозировка
Методические указания
1
Ходьба и бег в переменном темпе лицом и спиной вперед в сочетании с приседаниями, поворотами, передвижением приставными шагами и т.п.
3 мин
Изменять по сигналу направление бега и способ передвижения.
2
Толчком двух ног с места прыжок вперед, кувырок вперед, поворот кругом в приседе, кувырок вперед, прыжок вперед
2-3 раза
На гимнастических матах
3
Быстрая ходьба с одновременным ведением баскетбольного мяча
2 мин
По гимнастической скамейке
4
Прыжки:
-на двух ногах
-на одной ноге
2 мин
Через набивной мяч
5
Метание теннисных мячей, после челночного бега
2 мин
Дистанция 10-20 м
6
И.П. руки в стороны, ноги на ширине плеч. Мяч в левой; бросить мяч через голову и поймать правой.
8-10 раз
Использование баскетбольных мячей.
7
И.П. наклон вперед, ноги шире плеч. Жонглирование мячом по «восьмерке», вокруг ног, перекладывая мяч из руки в руку
1 мин
Использование баскетбольных мячей.
Подвижные игры для совершенствования быстроты и ловкости для учащихся 1-4 классов
№ п/п
Название игры
Класс
Основные упражнения
Методические указания
1.
Космонавты
1-2
1. Бег к цели
2. Остановка после быстрого бега
Для усложнения вводят «маршрутные» листы. Ученики бегут сначала к ним, а заем к «кораблям»
2.
Мяч соседу
1-2
Передача из рук в руки
Предварительно изучают передачу мяча
3.
Конники-спортсмены
1-2
Бег наперегонки к цели
Нагрузку в беге регулируют изменением расстояния до «стойла для лошадей», а также усложнением формы передвижения:
обычный бег;
бег с высоким подниманием коленей;
«скачки» галопом.
4.
Через кочки и пенечки
1-2
Бег с преследованием
Расстояние от «елки» до «дома» постепенно увеличивают от 10-15 до 20-30 м
5.
Перемена мест
1-2
1. Быстрая смена мест.
2. Ориентировка на местности.
3. Реакция на сигнал.
1. Кружки произвольно обозначают на расстоянии 2-2,5 м один от другого.
2. Играющие располагаются каждый в своем кружке, а водящий находится вне кружков.
3. По сигналу учителя дети быстро меняются местами, а водящий старается опередить кого-то и занять круг.
6.
Белые медведи
1-2
1. Бег, взявшись за руки.
2. Бег с преследованием.
Упрощенный вариант: ученики делятся на группы по три человека. В каждой тройке один убегает, двое ловят.
7.
Гуси-лебеди
1-4
Бег с преследованием
Нагрузку в игре и скорость бега регулируют изменением расстояния
8.
Вызов номеров
1-2
1. Бег к цели.
2. Реакция на сигнал.
3. Ориентировка в пространстве.
Игра проходит более красочно, если вместо номера ученики получают названия, например «шишки». Учитель произносит не номер, а какое-либо название.
9.
Команда быстроногих
1-2
1. Бег к цели.
2. Манипуляция предметами.
1. Проведение игры-эстафеты без предметов.
2. Предварительно упражняются в установке булав вертикально.
10.
Пустое место
1-2
1. Бег по кругу к цели.
2. Реакция на сигнал
После первоначального ознакомления с игрой класс делится на две группы – мальчиков и девочек. Игру проводят в двух кругах.
11.
Октябрята
1-2
Бег с изменением направления
Предварительно выполняют упражнения на быстрое ответное движение («подражание»)
12.
Полоса препятствий
1-4
1. Бег в среднем темпе.
2. Равновесие.
3. Ориентировка и точность.
1. Бег на дистанцию 40 м (1-2 классы), 50 м (3-4 классы).
2. Ходьба по бревну.
3. Перепрыгивание через ров шириной 90-100 см (1-2 классы), 110-120 см (3-4 классы).
13.
Воробушки
1-4
1. Прыжки в круг и из круга.
2. Координация и устойчивость.
1. Для усложнения игры чертят два концентрических круга с интервалом 30-50 см.
2. По сигналу учителя воробушки находящиеся в большом круге, начинают прыгать в круг и из круга с поворотом кругом по мере приближения вороны (водящий).
3. Прыжки выполняются на одной (1-2 классы) и на двух ногах (3-4 классы).
14.
Линейная эстафета
3-4
1. Бег с изменением направления.
2. Быстрый бег.
Предварительно выполняют быстрый бег с высокого старта.
15.
День и ночь
3-4
1. Бег с преследованием.
2. Реакция на сигнал.
1. Предварительно проводят упрощенный вариант игры, при котором по сигналу («День!», «Ночь!») команда лишь выполняет поворот.
16.
Перемена мест
3-4
1. Бег.
2. Прыжки.
3. Реакция на сигнал.
4. Старт из разных положений.
Игра имеет много вариантов. Изменяются исходные положения (о.с., сидя на полу, лежа на животе) и способы передвижения (бег, прыжки, бег на четвереньках и т.д.)
17.
Акула в затоне
3-4
Бег с преследованием
Игрок, преследующий «рыбок», бегает в течение 15 с. Затем он заменяется следующим (без остановки игры)
18.
Зигзаг
3-4
Бег с изменением направления
Нельзя касаться игроков при обегании их
19.
Бег за брошенным мячом
3-4
1. Реакция на сигнал.
2. Бег за мячом.
3. Ловля мяча.
Бег за мячом проводят парами – по одному игроку из каждой команды. Игру усложняют изменением исходных положений.
20.
Гонка за трофеями
3-4
1. Бег с преследованием.
2. Реакция на сигнал.
Дистанцию, на которой выполняется бег с преследованием, увеличивают от 25 м в 3 классе до 35 м в 4 классе.
Подвижные игры для совершенствования ловкости и овладении предметом и метании его в цель
№ п/п
Название игры
Класс
Основные упражнения
Методические указания
1.
Метание в цель
1-2
Метание малого мяча в цель (правой, левой)
Игру следует включить в уроки, в которых общеразвивающие упражнения выполняются с малым мячом.
2.
Мяч среднему
1-2
1. Передача большого мяча партнеру.
2. Прием мяча двумя руками.
Предварительно изучают один из способов передачи (снизу, из-за головы и т.д.), затем закрепляют в игре.
3.
Не давай мяч водящему
1-2
1. Быстрая передача большого мяча (одной, двумя руками).
2. Прием мяча (одной, двумя руками).
3. Перехват мяча (одной, двумя руками).
Играющие распределяются в круг и перебрасывают на уровне плеч мяч друг другу во всех направлениях, а водящий старается дотронуться до него.
4.
Ведение мяча
1-4
1. Владение мячом в движении.
2. Броски мячом в корзину.
1. Ведение (правой, левой) мяча в ходьбе по прямой 10-12 м (1-2 классы), забрасывание мяча в корзину (3-4 классы).
2. Ведение мяча в медленном беге.
5.
Переброска мяча
1-4
1. Точная передача большого мяча партнеру.
2. Прием мяча и возвращение партнеру.
Переброска мячей стоя в шеренгах, расстояние 3-4 м (1-2 классы), 5-6 м (3-4 классы). Переброска мяча с отскоком от пола.
6.
Гонка мячей по кругу
3-4
1. Передача мяча от груди вправо (влево).
2. Прием мяча двумя руками.
В игре закрепляют навыки передачи и приема мяча.
7.
Подвижная цель
3-4
1. Метание большого мяча в цель.
2. Обманные движения.
Учитель обусловливает способ метания мча: одной рукой, двумя руками, из-за головы, сбоку и т.д.
8.
Охотники и утки
3-4
1. Передача и прием волейбольного мяча.
2. Метание мяча в цель.
3. Увертывание от брошенного мяча.
В игре закрепляются навыки передачи, приема и метания мяча разными способами.
9.
Попади в цель
3-4
Метание малого мяча в цель
Игру проводят с целью отработки отдельных деталей навыка метания. Учитель указывает, из какого исходного положения надо метать мяч.
Источник