Физические показатели развития ребенка старшей группы
Старшая группа в ДОУ — это важный переходный этап в жизни ребенка. Организм претерпевает серьезные изменения, у малыша появляются новые интересы и нужды. В том числе возрастает потребность в двигательной активности. На этом этапе особое внимание со стороны взрослых требуется к физической стороне развития.
Особенности физического развития детей в старшем дошкольном возрасте
К пятому году жизни человек осваивает основные движения, умеет координировать свои действия, и открыт к дальнейшему развитию своих физических навыков. К этому времени значительно меняются и физические показатели тела:
- рост удваивается,
- вес тела увеличивается в три раза,
- увеличивается окружность грудной клетки,
- значительно вырастает мышечная масса,
- меняются пропорции тела, начинают вытягиваться конечности.
Кроме физических изменений, значительные перемены происходят в сознании ребенка. К моменту перехода в старшую группу он способен правильно оценивать поставленную задачу, и координировать свои действия, исходя из нее. Детская психика в этот период очень пластична, усвоение новой информации и формирование практических навыков происходит легко и быстро. Поэтому психологи и педагоги считают занятия по физическому развитию в старшей группе очень значимыми для гармоничного развития личности. Однако эффективность их зависит от того, насколько они учитывают особенности организма ребенка в этом возрасте и его потребности.
Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста:
- формирование осанки и свода стопы;
- развитие конечностей (увеличивается не только их сила, но и выносливость);
- меняется центр тяжести тела из-за роста ног;
- активное развитие лобных долей мозга приводит к тому, что ребенок уже легко запоминает цепочку событий;
- тело становится более устойчивым;
- вырастает потребность в движении.
Планирование физического развития детей в старшей группе должно быть построено с учетом этих особенностей. Улучшение двигательных навыков в этом возрасте имеет огромное значение и не только формирует здоровье, но и служит стимулом для интеллектуального и психического развития гармоничной личности.
Цели и задачи физического развития в старшей группе
Процесс стандартизации образования затронул и сферу физического развития. На законодательном уровне утверждены единые федеральные государственные образовательные стандарты, которые определяют цели, задачи и методы организации процесса.
Физическое развитие старшей группы по ФГОС содержит в себе две области: физкультура и здоровье. Весь процесс при этом сфокусирован на дошкольнике и его потребностях. Образовательная область «физическое развитие» в старшей группе по ФГОС ориентирована на активное получение нового опыта в движении, усвоение норм здорового образа жизни. Помимо этого, занятия по физическому развитию в старшей группе обязаны быть выстроены по принципу интеграции различных сфер образования.
Важно! Занятия по воспитанию культуры ЗОЖ предполагают взаимосвязь социального поведения с психическим и физическим состоянием здоровья.
Перед воспитателем стоит сложная задача: не только привить здоровые навыки, но и сформировать правильное восприятие окружающего мира. Конечной целью является понимание дошкольниками, что здоровье — это ценность, гарант социального, духовного и материального благополучия. В соответствии с этими целями выстраивается календарный план физического развития в старшей группе, и формулируются задачи НОД.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) в ДОУ должна решать следующие задачи по физическому развитию в старшей группе:
- обучение ребят точному выполнению действия по продемонстрированному образцу;
- изучение правил спортивных командных игр и закрепление их в играх;
- поддержание и мотивация на участие в самостоятельных подвижных играх;
- повышение выносливости и гибкости тела;
- отработка скорости и точности в движениях;
- формирование ответственного отношения к здоровью;
- приучение к закаливанию;
- развитие силы воли и воспитание здорового соревновательного духа.
Все эти задачи решаются через подвижные игры, командные соревнования, упражнения, обсуждение специально подобранной литературы, мультфильмов.
Дополнительная цель физического развития в старшей группе ДОУ заключается не только в развитии силы и выносливости, но и формировании необходимых для взрослой жизни морально-этических качеств и опыта дружеского взаимодействия.
Программа физического развития
Программы физического развития в старшей группе должны быть составлены с учетом ФГОС. Он определяет ее структуру и объем, допустимые условия реализации и результаты, которые с ее помощью будут достигнуты.
Стандартная нагрузка в старшей группе предполагает:
- три занятия физкультурой в неделю, продолжительностью в полчаса, одно из которых обязательно проводится на улице;
- каждое утро — занятия гимнастикой, минимум по 10 минут;
- физкультминутки;
- игры для физического развития на прогулке в старшей группе;
- процедуры по закаливанию после обеденного сна;
- 2 праздника по спортивной направленности за год;
- раз в три месяца проводится «день здоровья».
Книга Пензулаевой Л.И. «Физическая культура в детском саду» о физическом развитии в старшей группе, виде упражнений и их значении, будет полезна педагогам для составления плана занятий. Автор дает конкретные рекомендации, а также поквартальный и помесячный план занятий. Несмотря на то, что книга издана 20 лет назад, она до сих пор не потеряла своей актуальности и практической ценности.
Эффективные упражнения для физического развития
Упражнения в НОД в старшей группе обязаны отвечать следующим принципам:
Принцип | Расшифровка |
Поэтапности | Некоторые упражнения должны разбиваться на этапы. Например, для освоения прыжка в длину дети поэтапно учатся делать его с разбега, с толчком одной ногой от отметки, а позже отрабатывают приземление на обе ноги |
Наглядности | Зрительные ориентиры и демонстрация с разных сторон (сбоку, спереди, сзади) играет огромную роль в освоении нового двигательного навыка. Педагоги рекомендуют привлекать для демонстрации поочередно всех дошкольников в течение года |
Ясности | Команды педагога должны быть четкими, понятными и не допускать неверного толкования |
Обратной связи | Дети должны получать объективную и своевременную оценку своих действий. Это не только мотивирует их на дальнейшую работу, но и учит анализировать свои действия и давать им правильную оценку. При этом обратная связь должна быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей детей и их способностей |
Для большей эффективности проводимых занятий воспитатель использует различные формы организации процесса: общие, групповые, индивидуальные. Индивидуальная работа по физическому развитию в старшей группе имеет огромное значение. Она не только позволяет учитывать личность дошкольника, но и вовремя корректировать ошибки, не допуская их закрепления на уровне навыков.
Важно! В каждой НОД должны быть применяться упражнения на формирование осанки и предупреждение развития плоскостопия.
В содержание НОД по физическому развитию в старшей группе надо включать все виды упражнений, направленных на проработку разных групп мышц. Однообразие приводит к тому, что дети теряют интерес, качество выполнения падает.
Классификация упражнений, примеры и методика их проведения:
Тип упражнений | Особенность | Примеры |
Гимнастические | Воздействует на конкретные зоны, есть возможность дозировать и контролировать нагрузку. Часто предполагают использование инвентаря, музыкального сопровождения | Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, отработка движений, упражнения на гибкость и выносливость |
Дидактические игры | Игры по физическому развитию в старшей группе предполагают наличие правил, и цели, которой надо добиться. Имеет яркий эмоциональный окрас. Сложно контролировать уровень нагрузки | Наиболее эффективные дидактические игры по физическому развитию в старшей группе: салки, мышеловка: третий лишний и другие.Мышеловка. Две группы детей, одна берется за руки, образуя круг, — это мышеловка. Остальные — мышки, которые должны всеми силами вырваться из круга |
Спортивные игры | Предполагает коллективное взаимодействие, наличие четких правил, требует проявить волевые усилия ради командной победы | Футбол, бадминтон, городки |
Спортивные упражнения | Позволяет привить волевые качества, повышают выносливость и укрепляют здоровье, так как большинство из них проводится на открытом воздухе | Физическое развитие на воздухе в старшей группе не будет всесторонним без занятий спортивными упражнениями: катание на санках, велосипеде, коньках, роликах, игры на качелях, плавание |
Из всех упражнений, группа гимнастических самая объемная, ее условно можно разделить еще на несколько подгрупп, по направленности действия.
Гимнастические упражнения:
Подгруппа | Характеристика | Пример и методика проведения |
Общеразвивающие | Направлены на проработку и укрепление всего организма или крупных отделов (плечевой пояс, ноги) | Махи ногами, приседания, упражнения на растяжку и на гибкость суставов |
Строевые | Формируют навык ориентации в пространстве, учит успешно взаимодействовать с командой | Построение в шеренгу: по росту, по одному или по двое, в круг. Синхронные повороты и полный разворот, движение на месте, движение по кругу приставным шагом |
Основные движения | Влияет на формирование осанки, предупреждает развитие плоскостопия | Ходьба: дети должны овладеть всеми видами ходьбы, движения должны быть ритмичными, четкими.Бег: обычный бег, бег на скорость и челночный бег. Воспитатель должен отрабатывать не только правильность позиции, контролировать дыхание, но и требовать правильное положение стопы. Бег на носочках с высоким подъемом коленей укрепляет мышцы ног и стопы.Прыжки: в высоту, с разбега, в длину с места.Работа с мячом: бросание, ловля, отбивание об пол, метание в цель |
Упражнения на равновесие | Из-за физиологических изменений роль упражнений на равновесие на этом этапе огромна. Они позволят ребенку почувствовать изменившийся центр тяжести, а также развивают волевые качества и способность сосредотачиваться на конкретной задаче | Могут быть статичными: удержать равновесие на одной ноге, на носках, в какой-то определенной позе.Динамичные упражнения, проход по узкой скамье, бревну, кочкам |
Список всевозможных упражнений и игр можно найти в методических рекомендациях Ноткиной Н, Пензулаевой Л, Филипповой. С и других.
Показатели физического развития детей в старшей группе
Диагностика физического развития в старшей группе должна проводиться регулярно, чтобы при необходимости можно было скорректировать обучающую программу.
На протяжении всего старшего дошкольного возраста происходит непрерывный рост физических показателей. К семи годам при гармоничном развитии и отсутствии патологий происходят следующие изменения:
- становая сила увеличивается в два раза;
- значительно вырастают показатели скорости бега и выносливости;
- совершенствуется координация движений.
Происходят изменения психоневрологического характера:
- дошкольник проявляет инициативу, с удовольствием участвует в коллективных играх;
- умеет подчиняться правилам игры и применяет волевые усилия, чтобы добиться победы;
- мелкая и крупная моторика совершенствуется.
Эти нормативы закреплены в государственных стандартах, как целевые ориентиры для программы физического развития старшей группы. Конкретные рекомендации, как определить показатели физического развития, можно найти у таких авторов как Верещагина Н.В., Ноткиной Н. А., Лесковой Г.А.
Показатели физического развития (средние данные) по Верещагиной:
Возраст | Пол | Виды физической активности | |||
Скоростной бег, 10 м | Челночный бег, 3*10 м, сек | Прыжки в длину без разбега, см | Бросок утяжеленного мяча, см | ||
5 | Мальчики | 3 | 11,3 | 77-92 | 168 |
Девочки | 3,2 | 11,6 | 76-86 | 150 | |
6 | Мальчики | 2,9 | 11,2 | 86-100 | 210 |
Девочки | 3 | 11,3 | 88-99 | 170 | |
7 | Мальчики | 2,8 | 9,7 | 100-113 | 240 |
Девочки | 2,9 | 10 | 98-113 | 209 |
Кроме того, полноценная характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста предполагает диагностику овладения базовыми движениями.
Педагог оценивает:
- гибкость,
- показатели ходьбы,
- лазанье по трехметровой гимнастической стенке.
Стоит обращать внимание не только на координацию движений, но и на положение тела в целом, осанку, амплитуду движения конечностей.
Для полноценного физического развития усилий одного педагога недостаточно. Очень важно взаимодействие с семьей, проведение совместных мероприятий, активная жизненная позиция родных. Только объединив усилия, можно добиться гармоничного физического и личностного развития.
Видео
063
Источник
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НИЗКИЙ: Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует в сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в играх, хотя с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.
СРЕДНИЙ: Владеет главными элементами техники большинства движений. Способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушения правил в играх. Увлечен процессом, не всегда обращает внимание на результат. В играх — активен.
ВЫСОКИЙ: Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям. Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх. Наблюдается перенос освоенных упражнений в самостоятельную деятельность.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Низкий уровень:
Средний уровень:
Высокий уровень:
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
НИЗКИЙ: Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большинство упражнений , движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании), не умеет действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями других детей, отстает от общего темпа выполнения упражнений, необходим отдельный показ упражнений, движений. Активно и заинтересованно участвует в подвижных играх.
СРЕДНИЙ: Ребенок уверенно, с небольшой помощью воспитателя выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения, соблюдает направление, основную форму и последовательность действий, действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения, соблюдает правила в подвижных играх.
ВЫСОКИЙ: Ребенок уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует в общем для всех темпе, легко находит свое место при совместных построениях и в играх, быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое, с большим удовольствием участвует в играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.
Условные обозначения:
* — вновь поступившие дети
— низкий уровень
— средний уровень
— высокий уровень
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
НИЗКИЙ: Ребенок допускает существенные ошибки в технике движения. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в играх, с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.
СРЕДНИЙ: Ребенок владеет главными элементами техники большинства движений. Способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушение правил в играх. Увлечен процессом и не всегда обращает внимание на результат. В играх активен, положительно относится ко всем предлагаемым, особенно новым упражнениям.
ВЫСОКИЙ: Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям. Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх. Наблюдается перенос основных упражнений в самостоятельную деятельность.
Условные обозначения:
* — вновь поступившие дети
— низкий уровень
— средний уровень
— высокий уровень
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
СТАРШАЯ ГРУППА
НИЗКИЙ: Ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения. Не замечает ошибок детей и собственные. Нарушает правила в игре, увлекаясь ее процессом. С трудом сдерживает свои желания, слабо контролирует способ выполнения упражнений. Не обращает внимание на качество движений. Интерес к физическим упражнениям низкий.
СРЕДНИЙ: Ребенок правильно выполняет большинство физических упражнений, но не всегда проявляет должные усилия. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Понимает зависимость между качеством выполнения упражнений и результатом. Хорошо справляется с ролью водящего, правил не нарушает, но интереса к самостоятельной организации не проявляет.
ВЫСОКИЙ: Ребенок уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений. Проявляет самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру. Интерес к физическим упражнениям высокий, стойкий.
Условные обозначения:
* — вновь поступившие дети
— низкий уровень
— средний уровень
— высокий уровень
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
НИЗКИЙ: Ребенок допускает ошибки в основных элементах сложных физических упражнениях. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке. Допускает нарушение правил в подвижных и спортивных играх, чаще всего в силу недостаточной физической подготовленности. Снижен интерес к физическим упражнениям.
СРЕДНИЙ: Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляет при этом должные усилия, активность и интерес. Способен оценивать движения других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата. Самоконтроль и самооценка непостоянны (эпизодически проявляются).
ВЫСОКИЙ: Ребенок результативно, уверено, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Проявляет элементы творчества и двигательной деятельности, самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает разнообразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.
Условные обозначения:
* — вновь поступившие дети
— низкий уровень
— средний уровень
— высокий уровень
Источник