Физическая культура развитие здоровья ребенка
Ольга Валерьевна Аксёнова
Физическая культура в детском саду как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка
Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости. Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру. Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване. Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в детском саду способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения
Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана самой природой, поэтому основными движениями, которые развивает педагог в ДОУ являются ходьба, бег, ползание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое, психическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления, от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.
Mаленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели, способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности её приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам, укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание и движение, содействовать развитию нервной системы и органов чувств.
Важной задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств — ловкости, быстроты, силы, выносливости.
Занятия по физической культуре решают как общие, так и профилактические задачи – это физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, а также и специальные упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и мышц ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Физическая культура и здоровье постоянно взаимозаменяют друг друга. Если разобрать этот термин, то человек здоров тогда, когда занимается физическими упражнениями, получая положительные эмоции, используя инвентарь.
Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. Таким образом, физическая культура является главным основным центром для жизни, здоровья и безопасности дошкольника.
Источник
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 20
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
структурное подразделение «Детский сад «Гномик»
ЗАВЕРЯЮ:
Зав. ГБОУ ООШ № 20
г. Новокуйбышевска
структурного подразделения
«Детского сада «Гномик»
________________ Бурнаева Н.Н.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Физическая культура и развитие здоровья ребенка»
Подготовила: инструктор
по физической культуре
ГБОУ ООШ № 20
г. Новокуйбышевска
структурное подразделение
«Детский сад «Гномик»
Аисова Н.Х.
г. Новокуйбышевск
Физическая культура и развитие здоровья ребенка
Идея развития здоровья через приобщение к тем исторически сложившимся (складывающимся) формам физической культуры человечества, которые способствуют не только «физическому», но прежде всего личностному росту человека и – только на этой основе – его движению к спортивным достижениям, в том числе высшего уровня. Слово «Культура» написано с заглавной буквы не ради оригинальности. Имеется в виду не та «физкультура», которую преподают в учебных заведениях по традиционным программам, а развитая культура отношения человека к себе и своим телесно-психическим возможностям. Пусть в настоящий спорт лежит только через нее, а не через «моторный тренаж», какую бы форму он ни принимал. Это позволяет замкнуть цепочку: развитие здоровья – развивающие формы физической культуры (которая постепенно перерастает в «базисную культуру личности») – спорт высоких достижений (включая достижения личностного роста). Но чтобы цепочка эффективно заработала, необходимы более радикальные и масштабные меры. Позитивные сдвиги в этом направлении уже наметились. Достаточно перечислить ряд документов, подготовленных только за последнее время: рекомендации Государственного Совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» (от 30.01.02), соответствующие поручения Президента РФ (от 18.02.02, № Пр-279) и Председателя Правительства РФ (от 21.02.02, № МК-П*-02655), приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (от 16.07.02, № 2715/227/199/19).
Однако обращает на себя внимание следующий факт: двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации, оздоровительная работа в действительности занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника и школьника. Они остаются вынесенными на периферию образовательного процесса.
Все это ведет к утрате ускоренных в сфере движений потенциальных источников развития ребенка (а они ведь имеют непреходящее значение!), росту детской заболеваемости, не спадающему даже благодаря принятию различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии современных детей это, безусловно, необходимый шаг. К нему автоматически не приведет и само по себе расширение диапазона оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать. Понятно, что, например, перспектива увеличения объема двигательной активности воспитанников детского сада в организованных формах оздоровительно-воспитательной работы до 6-8 часов в неделю (см. упомянутый Приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта и РАО) будет полноценно реализована лишь при условии содержательного наполнения самого этого «объема», самих этих форм.
При обучении дошкольников (и младших школьников), например, рисованию, обычно в фокусе внимания оказывается детская рука, согласующаяся с изобразительным образцом (неважно – демонстрирует ли его педагог, или ребенок сам ориентируется на него по памяти). Так или иначе, но именно действующая рука ребенка становится главным предметом работы педагога. В отличие от этого, в построении и воплощении художественного образа, с нашей точки зрения, должно участвовать все тело ребенка. При этом осмысленное телесное движение является самоценным моментом изобразительной деятельности. Это отчасти расходится с традиционным пониманием природы продуктивной деятельности как деятельности, направленной на получение «конечного результата».
На начальных этапах развивающего обучения рисованию (и лепке) особое внимание мы уделяем развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие, состояние выполняющего его органа (органов) и одновременно выражать через действие строй собственных переживаний и чувств. Дети учатся «слушать» свои руки, все тело в моменты творения и претворения образа. Для этого используются специальные методики «вхождения» в целостное психосоматическое состояние. Тело в эти моменты достаточно подвижно: дети принимают разнообразные позы, иногда «пританцовывают», живой характер носит их мимика. Большую роль тут играют кинестетические (исходящие от движущихся органов) ощущения. Дети помогают себе рисовать не только движением, но и голосом (им предлагается голосом, в том числе и музыкально, «озвучивать» рисунок).
В образовательно-оздоровительной программе определены два направления педагогического процесса:
1) приобщение к физической культуре (развитие культуры движений) на специальных занятиях
2) развивающие (личностно развивающие) формы оздоровительной работы
В соответствии с этим сгруппирован и материал настоящих публикаций. Идеи развивающего образования последовательно реализуются во всех рубрика Программы. Перечислим эти рубрики по вышеуказанным направлениям:
1) упражнения и задания на развитие основных движений, мелких мышц руки и лица, мимики. Упражнения для разных групп мышц. На принятие и сохранение позы, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, игры-аттракционы для праздников, подготовка к плаванию, а также (начиная со старшей группы) силовые упражнения, элементы спортивных игр для мальчиков, художественно-спортивные упражнения для девочек, спортивные упражнения и игры для детей обоих полов;
2) закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия, психогимнастика.
Развивающая двигательно-игровая деятельность, содержание и формы которой отражены в Программе. Носят ярко выраженный творческий характер. Отсюда общая цель работы по нашим программно-методическим материалам: формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. Достижение поставленной цели обеспечивают специальные технологии образовательно-оздоровительной работы.
Эффект образовательно-оздоровительной работы усматривается нами в воспитании у ребенка общей способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности – конечно, на доступном дошкольнику уровне. А это предполагает выработку у него отношение к собственному духовно-телесной организации как зеркало, точнее – как к своеобразной «голограмме» Мира. Эту «голограмму» ребенку помогает строить его воображение, неразрывно связанная со сферой эмоций, выразительных движений, экспрессивных действий. Воздействуя на него в игре (в плане воображения), ребенок сможет реально гармонизировать свое отношение к действительности (в самом широком смысле слова). Как показали наши экспериментальные, поисковые исследования подобные взаимодействия благоприятно сказываются на психофизиологическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости и др.
Литература: Дошкольное воспитание № 1. 2004г.,стр. 80
Источник
Одной из главной задачей нашей страны — формирование жизнеспособного подрастающего поколения. Поддержка и сохранение здоровья детей, конечно, регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов, которые, безусловно, помогают достичь определенных результатов стабилизации улучшения детского здоровья.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» [2, с. 18].
Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Если обратится к исходным значениям слов «физическая» и «культура», то первое можно и не обсуждать, а вот слово «культура» в качестве исходного, означает «возделывание, воспитание, развитие, почитание, культ».
Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной и моторики, развитие зрительно-двигательной и слухозрительной-двигательной координации.
Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана самой природой, поэтому основными движениями, которые развивает педагог в ДОУ являются ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое, психическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления, от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Недоразвитость моторной сферы ребенка может затруднить его общение с другими людьми. Организация правильного режима дня, которое строго соблюдается в дошкольном учреждении является одним из условий воспитания здоровых детей. Целенаправленные занятия физической культурой, которые включают в себя и решаются педагогом следующие задачи: утренняя гимнастика (перевести ребенка из сонного, заторможенного состояния в бодрое, активизировать его внимание), физкультурные занятия в зале, физкультурные занятия на прогулке (обладание и развитием движений, получать более значительные нагрузки, соответственно возрасту для дальнейшего формирования опорно-двигательного аппарата).
Но огромное значение для сохранения и укрепления здоровья дошкольников имеют большое значение технологии в течение всего дня пребывания дошкольника в ДОУ, а именно физкультминутки, динамические паузы (при проведении занятий), закаливание, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, свободная двигательная деятельность ребенка (с физкультурным оборудованием).
Эти технологии решают следующие задачи:
- Физкультминутки и динамические паузы — способствуют снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, обогащение творческого потенциала детей, прежде всего — возможностей их воображения.
- Закаливание — снижение заболеваемости, повышение резистентности организма, и переход от сна к бодрствованию.
- Пальчиковая гимнастика — развитие мелкой моторики, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Эти здоровьесберегающие технологии используются всеми педагогами ДОУ, они интересны детям, что в свою очередь может заинтересовать родителей воспитанников тем самым провести взаимосвязь между педагогом и родителями воспитанников.
Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для дошкольников. Использование различных средств физического воспитания с учетом индивидуального подхода удается добиться положительной динамики даже у детей, имевших отклонения со стороны костно-мышечной системы, физической подготовленности и устойчивости организма к заболеваниям (иммунитет).
Целенаправленный подбор и использование комплекса физических упражнений могут служить эффективным средством в коррекции и реабилитации детей, имеющих нарушения осанки и плоскостопия.
Система закаливания детей дошкольного возраста, включающая сочетание слабых длительных (воздушные ванны) и сильных кратковременных (ножные ванны, полоскание горла и умывание холодной водой) воздействий, направленных на отдельные области тела и на весь организм, на фоне разной двигательной активности (физкультурные занятия в зале и на улице) существенно улучшают функцию терморегуляции, повышает резистентность организма.
Занятия по физической культуре решают как общие, так и профилактические задачи — это физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание), а также и специальные упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и мышц ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Всем известен термин «Здоровье» по определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «…это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, физическая культура и здоровье постоянно взаимозаменяют друг друга. Если разобрать этот термин, то человек здоров тогда, когда занимается физическими упражнениями, получая положительные эмоции, используя инвентарь.
На занятиях физической культурой перед ребенком всегда ставятся задачи на физическое и психическое развитие. Физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребенка, а именно:
— воспитание у детей эмоционального отклика на физическую активность и возможность взаимодействовать, общаться со сверстниками;
— воспитание умения слушать педагога и выполнять задания разного уровня сложности;
— построение занятий с опорой на образы-представления, которые сложились у детей (пример) [3, с. 228–229].
Чем раньше ребенок овладевает конкретными приемами, способствующими его сохранению и укреплению, тем более он готов к активной, повседневной деятельности, поддерживающей его тело и душу в стабильном, рабочем, радостном состоянии.
Также занятия физической культурой помогают нивелировать часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье дошкольника. Конечно, родители многих детей стараются и приобретают своим детям спортивные игрушки (мячи, скакалки, обручи и т. д.) и дети их знают и имеют навыки владения ими, но очень сложно приобрести те же тренажеры, мягкие модули, спортивные уголки и тем более бассейны. Ребенок впервые может видеть и знать что это такое.
Главное условие эффективности в пропаганде здорового образа жизни ребенка четко отлаженное взаимодействие между педагогами родителями. Родители — первые и главные воспитатели в жизни ребенка, поэтому большая часть ответственности за его воспитание лежит на их плечах. Сотрудничество родителей и педагогов позволит любую сложную задачу (даже такую, как воспитание здорового человека) сделать немного проще [1, с. 114].
Задача родителей и персонала ДОУ — выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства, потому что у ребенка нет потребности в здоровье, в здоровом образе жизни. Он генетически запрограммирован до определенного возраста на уход за ним со стороны взрослых. Потребность в его здоровье есть у родителей, детских учреждений далее школ и т. д., и все мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому в образовательных программах ДОУ большое значение уделяется изучению организма человека и обеспечению безопасности его жизни и каждому ребенку нужно помочь выработать собственные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье — все это в физкультурно-образовательной деятельности.
Ведь каждое физическое упражнение несет в себе определенные задачи, направленные на здоровье и безопасность ребенка.
Таким образом, физическая культура является главным основным центром для жизни, здоровья и безопасности дошкольника.
Литература:
- Бабушкин Г. Д., и соавт. Психология физического воспитания: Учебно-методическое пособие. — Омск, 1997. — 135 с.
- Корчак Я. Когда я стану снова маленьким. — ДЕТГИЗ, 1961.–24 с.
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. — С. 228–229.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.
Источник