Фазы развития ребенка ливехуд читать
Бернард Ливехуд
Фазы развития ребенка
Издано на русском : «Духовное познание», Калуга, 1998
Перевод с немецкого: Радская Э.М.
Редакция, макет: Банзелюк Л.Н.
Первое издание книги на голландском языке:
1946, Uitgeverij Vrij Geestesleven, Zeist J.Ch.Mellinger Verlag, Stuttgart (на нем. яз.)
Всякая психология и всякая педагогика исходят из определенного мировоззрения, из определенного принципа. Даже когда мировоззренческая основа отрицается.
Психология как «психо «-познание, как познание человеческой души всецело зависит от того, что именно рассматривают как «психо» или душу.
Педагогика зависит от того образа человека, к которому стремятся образовывать и воспитывать становящегося человека. Понятие «души» в различные периоды культуры и в различных течениях имело совершенно различное содержание; оно зависело от ориентации — теологической, философской либо естественнонаучной. Конец девятнадцатого столетия знал даже период «психологии без души». И сегодня «научная» психология зависит от школы или направления психолога. Фактически при различных психологических устремлениях лишь получают ответ на тот вопрос, который (сознательно или бессознательно) себе принципиально задают.
В еще большей степени это относится к педагогике. Потому что педагог является не просто ищущим созерцателем, но практически действующей личностью. Направление и содержание деятельности определяется конечной целью, которую ставят перед собой.
Этой конечной целью является взрослый человек, который в социальной жизни будущих десятилетий станет носителем культуры и продолжит ее развитие. Поэтому у каждого периода культуры был свой педагогический идеал.
Идеалом грека был гимнаст, не человек с мускулами, а гармонично физически и духовно развитый человек, так что его тело могло быть совершенным инструментом духа.
Греческое воспитание осуществлялось в палестре посредством гимнастики. Но в неменьшей степени также и в оркестре, и на танцевальной площадке, где греческие юноши под музыку исполняли ритмические танцы и учились выражать душевное содержание жестами. Платон еще мог говорить, что государство надо устраивать на основе музыки. Чем лучше музыка, тем лучше государство, которое из нее исходит. У жителей Аркадии музыка была основным учебным предметом до тридцати лет.
У римлянина идеалом воспитания был ритор, оратор, умевший убеждать другого человека словом и так руководить государством. Римский идеал воспитания был практически-политическим. Государство было наивысшим творением гражданина.
В позднее средневековье вплоть до наших дней выступает идеал ученого, человека, который много знает. В лозунге «Знание — сила» этот идеал пал ниже грани ответственности.
В девятнадцатом столетии, когда естественнонаучное мировоззрение пронизало всю жизнь, его влияния не избежали и педагогика с психологией.
Последовательно проводимое дарвинистски-биологическое мировоззрение приводит к идеалу человека-солдата, когда выживает сильнейший. Педагогика была поставлена на службу этому идеалу.
Индустриализация приносит в качестве «практического идеала» специалиста. Педагогика должна как можно раньше позаботиться о специализации, отбросить все лишнее, чтобы идти навстречу идеалу «человека-конвейера», который должен включаться как небольшая шестеренка в сложную экономическую машину.
Материалистически-индивидуалистская точка зрения приводит к накоплению возможно большего знания потому, что знание означает силу, но не потому что знание смогло бы привести к мудрости.
Так и сегодня педагогика является результатом господствующих течений. Это относится и к тем, кто непосредственно ею не занимается, а «просто» посылает своих детей в школу. Они молчаливо заявляют о своем согласии с идеалом воспитания, сложившемся в последнее столетие.
Перед лицом «вавилонского смешения языков», господствующего в психологии, где разные направления используют одни и те же слова в разных значениях, или выражают определенными словами строго определенное содержание, необходимо кратко объяснить, какое мировоззрение лежит в основе данной книги и что подразумевается под такими понятиями, как душа, дух и т. д.
Рассуждения о развитии ребенка, приводимые здесь, следуют гетеанистической идее развития, разработанной Рудольфом Штайнером применительно к сфере педагогики. Сам Рудольф Штайнер никогда не писал систематизированной психологии. За шесть лет с 1919 по 1925 годы, когда он смог начать новую, так называемую вальдорфскую педагогику, он вынужден был ограничиться непосредственно-практическими вопросами. Они рассматривались в докладах и беседах с педагогами.
В этом введении можно лишь кратко сказать об исходных пунктах этой педагогики. Д-р Ф. В. Цильманс ван Эммиховен подробно рассмотрел их в своей книге «О человеческой душе». [* F.W.Zeylmans van Emmichoven «‘Die menschliche Seele»]
Кто желает лучше в этом ориентироваться, может найти там обоснование для того, на что здесь кратко указывается. Здесь же следует остановиться лишь на том, что необходимо для дальнейшего понимания этой работы. — В основе этой книги лежат следующие идеи:
Человек вовсе не является существом, имеющим только физическое происхождение и развивающим из этой телесности определенные свойства, заложенные в нем наследственностью.
Человек — это существо, причастное двум мирам, материально-телесному и божественно-духовному.
Ребенок появляется на свет с телом, сформированным в силу наследственности, и со своей духовной индивидуальностью (энтелехией), существом специфически духовной структуры.
В этом свете исходный пункт будет совсем иным, чем в традиции Локка, представляющей человека в духовном отношении «чистым листом», для дальнейшего развития которого важны только генетический потенциал и влияние среды.
В основе этой работы лежит представление, что в развертывании телесной и духовной жизни человека действует как генетический потенциал, так и биографический. Последнее раскрывается в сознании как «Я» (наше глубочайшее сущностное ядро).
В психике (в человеческой душе) «Я» переживается как реальность.
Из телесной области поднимаются жизненные инстинкты и желания, и ищут удовлетворения. В душе они переживаются.
Рис.1 Человеческая душа (психика) воспринимает свои импульсы и содержание из двух миров:
1.из физического мира посредством желаний и органов чувств;
2.из духовного мира посредством «Я».
Дух («Я») и материя (тело) встречаются посредине, в человеческой душе (психике). Эта срединная область является объектом наблюдения психологии.
Это можно подытожить в схеме (рис 1).
При этом «Я» как индивидуальность является составной частью божественно-духовного, телесность — составная часть материально-вещественного мира.
Человек тем самым является триединством тела, души и духа.
Следует детально обсудить, что подразумевается здесь под душой и что под духом.
Понятие души как объекта наблюдения психологии предстает здесь в ином значении, нежели при дуалистическом противопоставлении тела и души.
Шиллер в своих «Письмах об эстетическом воспитании человека» уже основывал психологию на трехчленности человеческого существа. Он различал действующее в душе духовное влечение (индивидуальный «Я»-принцип), которое он называл «стремлением к форме», и «материальным или вещественным стремлением» (влечения и инстинкты, идущие из сферы телесного). Между ними в «стремлении к игре» развивается творческий человек из собственно душевной сферы. [* W.Militz, Friedrich Schiller «Ein Weg zum Geist» — Mellinger Verlag Stuttgart 1974]
В последнее столетие психология имела дело почти исключительно с тем, что воздействует на душу из области телесного. Это была либо психология чувств (весь 19-й век), либо психология влечений (психоанализ индивидуальная психология). Благодаря им выявилось множество интересных фактов. Но то тут, то там делаются попытки вначале изучить обобщающий индивидуальный принцип в «гештальтпсихологии» (учение о типах) и в психологических описаниях, исследующих нравственное переживание.
Здесь развитие ребенка будет рассмотрено на основе вышеназванной точки зрения. Мы убеждены, что счастливые, способные и умные люди могут вырасти лишь тогда, когда педагогика с самого начала направлена на развитие тела, души и духа.
Следующие главы являются обобщением докладов и курсов, прочитанных для заинтересованных родителей и молодых учителей. Возникшая из них книга обращается к тому же кругу лиц. Казалось излишним приводить много цитат. Специалист в области психологии и без того знает, какие идеи являются общим достоянием нынешней психологии, а где развиваются новые идеи. Для неспециалиста же постоянное прерывание описания указанием на мнение других сделало бы чтение излишне утомительным.
Исключение необходимо было сделать для труда Ф. В. Цильманса ван Эммиховена «Человеческая душа». Данная работа должна образовывать с книгой Цильманса ван Эммиховена более или менее единство, дающее широкий обзор представленных здесь психологических идей. Здесь будет разработан определенный раздел как основа для углубления педагогики.
Источник
Б. Ливехуд
Об авторе
Бернард Ливехуд (Bernard Lievegoed)
(1905-1992)
Профессор Роттердамского университета, врач, психотерапевт, основатель лечебно-педагогического института Zonnehuis (Дом Солнца), независимого университета в Дрибергене, института организационного развития NPI (Zeist, Голландия), Высшей Школы в Дрибергене (антропософский университет). Видный деятель антропософского движения.
Один из самобытнейших авторов в антропософской тематике. В своих произведениях развивал идеи антропософской медицины, биодинамики, социологии, педагогики и др.
Библиография
Maat, ritme, metodie. Enige beginseten van muziektherapie»(1939)
Такт, ритм, мелодия. Основы терапевтического применения музыкальных инструментов.»
«Ontwikkehngsfasen van het kind» (1946) «Фазы развития ребенка»
В этой книге автор с точки зрения врача-антропософа рассматривает три первых семилетия жизни ребенка, и ходе которых проявляются генетические и биографические задатки человека, открывающиеся в сознании как «Я», сущностное ядро личности. Телесный и духовный расцвет человеческой жизни зависит от педагогически-медицинского сопровождения этих первых фаз. В книге много примеров из медицинской и лечебнопедагогической практики автора.
Книга готовится к изданию на русском языке в издательстве «Духовное познание».
«Organisaties in ontwikketing» (1969) Созданное Барнардом Ливехудом учение о развитии организаций было позже развито на современном материале Фридрихом Гласлом и изложено в книге: Friedrich Glasl und Bernard Lievegoed «Dynamische Unternehmensentwicktung» (1993) «Динамичное развитие предприятий».
Книга о том. как могут пионеры фирмы и бюрократы взаимодействовать во имя успеха предприятия, готовится к выходу на русском языке в издательстве Духовное познание».
«Naar de 21е eeuw» (1976) «На пороге 21 века»
De levenslsop van de mens» (1976)
Кризисы жизни — шансы жизни».
В этой книге Б. Ливехуд рассматривает с антропософской точки зрения жизненный путь человека и его кризисные моменты, в которых он видит шанс человека подняться на новую ступень развития. При этом он сопоставляет духовнонаучное представление о человеке с теориями Скинннера, Левина. Рождерса, Олпорта, Маслоу, Фрейда, Адлера, Юнга, Франкла, Ассаджоли и др.
«Samenwerkingsvormen» (1977)
«Человек в сообществе. Социальные формы на примере лечебнопедагогических учреждений».
Книга образована докладами Ливехуда и материалами обсуждений на съезде ассоциации лечебных и образовательных институтов с участием НПИ, в которых рассматриваются духовнонаучные основы совместной работы группы людей и участия отдельного человека в таком сообществе. На конкретных примерах из области лечебной педагогики разбираются проблемы сотрудничества, описывается моральная техника» реализации мыслей и идей.
«Mens ор de drempel» (1983)
«Человек на пороге». В книге исследуются особенности духовно-душевной жизни человека XX века, ее психологические и психиатрические аспекты. Автор излагает основы «биографической терапии. Свое понимание психотерапевтических проблем Б. Ливехуд сопоставляет с работами З. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга и др. При духовнонаучном обзоре истории человечества он обращается к творчеству Новалиса («Гимны ночи»), древней мудрости, мистериям и посвящениям («Песнь сновидений Олафа Эстесона»).
«Heüpadagogische Betrachtungen» (1986) «Лечебнопедагогические рассмотрения»
«Bezinning op de grondsteen» (1987) «Размышления о Камне Основы»
Книга посвящена заложению Камня Основы и медитативному Изречению Рудольфа Штайнера, произнесенному во время этого акта. Они, по мнению Ливехуда, могут быть путем и источником инспирации для многих людей. Они являются важной частью работы самого Ливехуда и его сотрудников.
«Lezingen en essays 1953-1986» «Статьи и эссе 1953-1986 гг. »
«Menscheidsperspectieven» (1990) «Древние мистерии и социальная эволюция. Общественные кризисы и возможности развития».
Духовнонаучное воззрение о кризисе как переходе в новое состояние, как возможности нового развития, приложено в этой книге к жизни общества в целом. Современные политические и социальные конфликты связаны с противостоянием идущих из древности мистериальных течений, и выход из кризиса в новое развитие связан с пониманием и соединением этих духовных потоков.
«Het oog van de naald. Een vraaggesprek door Jelle van der Meuten»(1991)
«Сквозь игольное ушко. Жизнь с антропософией. Интервью Йелле ван дер Мейлена».
«Eine Kultur des Herzens» (1994) «Культура сердца. Доклады, эссе, интервью».
«Schohngswegen» (1992) «Путь ученичества».
Автор сопоставляет путь внутреннего духовного развития отдельных людей и путь в кармическом сообществе.
«Uber histitntionen des Geistes!ebens» «Об институтах духовной жизни. »
По материалам конференции лечащих педагогов и социальных терапевтов.
«Planetenwirken und Lebensprozesse in Mensch und Erde» (1992)
«Действие планет и жизненные процессы в человеке и земле»
Книги о биолого-динамичееких препаратах.
Дата публикации: 04.05.2008, Прочитано: 10262 раз
Источник
- July 14th, 2008, 05:53 pm
Контры
Ливехуд («Фазы …», стр. 45): «…Собственное тело вначале тоже еще является незнакомым «внешним миром»».
И дальше- сравнение с котенком, который ловит собственный хвост.
Ливехуд пишет это просто, как само собой разумеющееся. Правда это — 46 год. «Стадия зеркала» еще не заявлена, Кохут еще не начал строить теорию Самости.
Однако же, противопоставление налицо. Ребенок — по Ливехуду, — «открывает» свои ручки и ножки, как «игрушки». Потом, по Ливехуду, он так же открывает «целостность» своего тела в функционировании, когда ему оказывается нужно сесть, а потом встать.
Элементами Самости все это станет гораздо позже, когда сама Самость появится, как рече-мыслительный концепт, и начнется работа собирания всего прочего вокруг этой Самости. Впрочем, следы восприятия «ручек и ножек» как игрушек могут оставиться — в снах, например, или в других ИСС, — и вовсе не свидетельствовать о «распаде Самости». Просто они, помимо осознания в рамках Самости, продолжают жить в психике и иным, архаичным образом.
- July 12th, 2008, 12:03 pm
Другая задача рекаппинга
Принято рассматривать и прорабатывать «травматические» ситуации и констелляции, то есть ситуации, когда ребенок был «страдающим» существом, получившим (или не получившим) нечто от окружения .
Читая Ливехуда я обратил внимание на другую возможность. В некоем измененном состоянии сознания (Ливехуд так описывает одну из фаз египетских мистерий, но это не так важно) человек «переживал все то, чего он не сделал, однако мог и должен был бы сделать».
Можно еще шире — просмотреть собственные неправильные, в том числе — неправедные выборы.
Еще библио-рекомендация.
Бернард Ливехуд. Фазы развития ребенка. (Калуга, !998)Книга предлагает много больше, чем я поначалу от нее ждал. Будучи антропософским педагогом, Ливехуд, фактически, написал очень хороший учебник по возрастной психологии, — выходящий далеко за пределы узко-антропософских интересов. Конечно, люди, заинтересованные в идеях вальдорфской педагогики, прочтут книгу с особым интересом, хотя Ливехуд основывается на идеях Штайнера, развернутых в докладах до ее, вальдорфской педагогики, основания.
Книга кажется написанной довольно просто, и так и может быть прочитана, хотя профессионал, пребывающий более или менее «в теме», найдет почти в каждой главке глубокое владение (иногда — согласие, иногда — полемику) концепциями, господствовавшими в первой половине ХХ века (книга написана в конце 40-х годов, но читается как вполне «свежая»), и почти в каждой просто составленнной фразе — точно (понятийно точно!) выраженную и последовательно проводимую точку зрения.
Особенно интересна книга тем, что, проводя вполне «цивилизованную» точку зрения, вполне вписывающуюся в психологический мейнстрим середины прошлого века, подчеркивает и последовательно проводит идею духовной (наряду с материальной!) детерминации детского развития. Если я, например, и не могу «просто так» повторять за шейнерианцами такие слова, как «духовное Я», то, во всяком случае, линию фактов, на которые опирается Ливехуд, трудно не принимать во внимание, и точка зрения его, а также язык описания мне весьма симпатичны.
Помню, как несколько лет назад, во время семинара по психологии детского развитя, когда занимались мы, в основном, Выготским, Лола настаивала на необходимости просмотреть и антропрософскую точку зрения. Она была совершенно права, но я полагаю, что я только сейчас оказался готов по достоинству оценить работу Ливехуда. Кстати, с Выготским у него много общего, хотя основания у них вполне разные (и вряд ли Ливехуд о Выготском что-нибудь слышал).
Очень похоже
Антропософский психолог Б.Ливехуд («Фазы развития ребенка») связывает осознание «Я» с возрастом около трех лет, с переходом от именования себя «своим именем» («и Пете маромелада») к именованию себя «Я» («и мне мармелада»), с кризисом непослушания («Восставая против обычного потока событий, ребенок ощущает себя как Я, которое не должно безоговорочно делать то, чего требует окружение») — и дальше важное, как у Выготского и Поршнева : «Даже нетренированный наблюдатель сможет заметить разницу между обычными реакциями неудовольствия и сопротивлением возраста упрямства», — то есть реальной контр-суггестией, сказал бы я.
По моим представлениям так же, Я=Самость появляется при переходе от отношений суггестии (которая, в зависимости от условий, может быть или не быть выполнена) к отношениям контр-суггестии, которая не сводится к (случайному) невыполнению суггестии и вызывает контр-контр-суггестию, в рамках которой ребенку и «вменяется» рече-мыслительный концепт «Я».
То есть у меня несколько сложнее: сначала ребенку «вменяется» концепт «существа по имени (Петя)», а когда Петя начинает практикова к-с, ему отвечают контр-контр-суггестией, — которая, как я не раз писал, принципиально отличается от усиления исходной суггестии посредством крика, интонации и пр. именно тем, что вменяет ребенку доводы, а доводы эти, которые давно у меня описаны, все — как теперь нетрудно видеть, — с разных сторон очерчивают эту самую Самость.
Спасибо Ливехуду. А может быть я — тоже (неосознанный) штейнерианец? -:)
Остается , однако, неясным вот какой момент: какая сила вызывает этот самый кризис трех лет, не-послушание. Я же, все-таки, не штейнерианец, и не могу просто сказать, что-де «просыпается духовное Я», или что-то в этом роде. Это было бы совсем не из той оперы.
Скорее всего, это должна быть некая особая сила (какой-нибудь специальный инстинктивный драйв), отдельный от истории с дрессурой=суггестией.
И опять же, все тот же возраст, когда обезьяне пора стать самостоятельной особью, оторваться от родительской опеки… Может быть, и у человека «запускается» некий соответствующий механизм? — только какой, как он устроен?
(Надо бы у Кости спросить, он у нас специалист по обезьяно-человекам…)
Источник