Фантазии и развитие личности ребенка

Фантазии и развитие личности ребенка thumbnail

В план воспитания ребенка входит и развитие его воображения, способности фантазировать. Но как это сделать правильно?  У каждого взрослого свои приемы: кто придумывает сказки и истории, кто-то – несуществующих героев, кто-то просто потакает россказням малыша. На самом деле важно понять разницу между фантазиями и воображением и своевременно развивать эти возможности у ребенка. Развитие воображения и творчества детей – один из важных аспектов формирования интеллектуальной личности.

В чём сходство и различие между фантазией и воображением?

Ошибочно мнение, что фантазия и воображение детей – это одно и то же. Данные термины  воспринимаются как идентичные, но суть их принципиально разная:

  • Фантазия. Полностью выдуманная, представленная ситуация, которая не имеет с реальностью ничего общего. Яркий пример фантазий – феи, гномы, единороги.
  • Воображение. Приложение реального сценария, его развитие и логическое завершение. Это настоящие образы, которыми ребенок управляет. Малыш может представить, как блестяще он выступит на соревнованиях или ответит на уроке, как это порадует родителей и как в будущем он станет знаменитым спортсменом или ученым.

Воображение – придуманный сценарий, который вполне может быть воплощен в реальность. Фантазия – представление о том, чего не было и быть не может.

фантазия и воображение детей

Сравнительная таблица воображения и фантазии

Воображение

Фантазия

Ситуация, основанная на реальных событиях, или личность, которыми может управлять ребенок

Ситуация или личность, которые далеки от реальности

В будущем вполне может стать реальностью

В будущем останется выдумкой

Воображение играет важную роль в жизни ребенка с практической точки зрения. Ребенок, который умеет представлять, а не фантазировать, креативно мыслит, с легкостью моделирует ситуации, творчески развит.  Выделяют три вида воображения:

  1. Воспроизводящее. Это способность ребенка представлять то, о чем он услышал, прочитал, что увидел.
  2. Неуправляемое. Отсутствие соблюдения логики и последовательности событий при моделировании ситуации.
  3. Творческое. Самостоятельное создание образов, историй, сценариев.

С точки зрения специалистов наиболее важное творческое воображение. Оно, тесно переплетаясь с фантазией, обеспечивает ребенку следующие возможности:

  • решение нестандартных задач, выход из непредвиденных жизненных ситуаций;
  • быстрая адаптация к жизни, понимание своей значимости и места в социуме;
  • принятие решения с пониманием последствий.

Фантазии, которые называются безосновательными выдумками, для детей являются источником вдохновения и радости. Важно не ограничивать ребенка в его фантазиях, но следить, чтобы вымышленный мир не стал для него главнее реального.

как развить фантазию и воображение у ребенка

Воображение у детей возрастной категории от 7 до 12 лет

Ваш ребенок чрезмерно фантазирует? К семи годам это должно пройти без каких-либо вмешательств со стороны взрослых. В таком возрасте детей больше интересует окружающий мир, чем собственные фантазии. И это свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

В этом возрасте дети получают информацию из книг, фильмов, рассказов учителей или воспитателей. Опираясь на полученный материал, они придумывают продолжение историй с логическим концом, управляют персонажами, наделяя их своими чертами характера, нередко представляют себя в роли героев любимых рассказов. Это нормальная ситуация, которая требует вмешательства взрослых. Со стороны родителей важное побуждение к развитию творческого воображения, когда малыш не просто корректирует истории, но и выдумывает их сам.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Детям нужно знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью.Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.

Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает малыш, тем бОльшую пищу получает его воображение.

как развить фантазию и воображение у ребенка

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Мамы и папы должны знать, как развить фантазию и воображение у ребенка. Для этого существуют три правила.

  1. Воображение зависит от опыта человека. Чем больше сделал, прочитал и пережил ребенок, тем богаче будет его фантазия. Поэтом необходимо расширять эрудицию.
  2. Человек может фантазировать на чужом опыте. Например, он не видел извержение вулкана, но читал или слышал о нем. Значит, он может себе его представить.
  3. Воображаемые образы зависят от того, в каком настроении сейчас находится сын или дочь. Например, ребенок может представить в лесу леших и бояться туда войти.

Способы развития фантазии и воображения

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть ребенок представит, что он доктор, а мама или папа – пациент. Так же можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и модели замков и самолетов.

как развить фантазию и воображение у ребенка

Советы для родителей по развитию творческого мышления

Развитие фантазии и воображения у детей играет большую роль в умственных способностях.

  • Покупая развивающие игры, конструкторы, не используйте инструкцию.
  • Обсудите предмет в виде диалога: пусть малыш назовет все возможные варианты его использования.
  • Попросите ребенка поставить себя на место героя из рассказа, фильма: пусть расскажет, что бы он изменил и почему, какие бы результаты это принесло.
  • Пусть ребенок придумывает свои рассказы или сценарии, расписывая ключевые события, характер персонажей, место и время действия.
  • Обращайте внимание ребенка на людей. Пусть для каждого он придумает историю: кем работает человек, где живет, куда направляется, что будет делать вечером.
  • Кроме самостоятельных занятий включите в программу развития специальные курсы. Фаворитом в среде учителей и родителей по-прежнему остается ментальная арифметика.  Это уникальный метод, позволяющий вместе с левым развивать правое полушарие мозга, которое отвечает за творческое мышление и воображение.

Правильно и своевременно развитые воображение и фантазия понадобятся детям в будущем. Именно эти качества отвечают за креативность, самостоятельность, возможность находить правильное решение в большинстве ситуаций.

Источник

Девочка рисуетКаждый любящий родитель видит в своем ребенке маленького творца, гения, хочет, чтобы он стал успешным в профессии и жизни. Мамы и папы многое для этого делают: посещают с детьми различные кружки, учат музыке, рисованию, хореографии. Это очень хорошо, так как доказано, гений — это 1% таланта и 99 % творческого труда. Для того чтобы стать успешным, нужно потрудиться над полноценным развитием всех качеств личности. А творческому человеку необходимо еще наличие творческого мышления и воображения — способности конструировать образы несуществующих объектов, создавать новые на основе уже имеющихся образов посредством их необычных сочетаний. Рассмотрим как осуществить полноценное развитие воображения в дошкольном возрасте и вырастить личность способную реализовать свои фантазии во взрослой жизни на благо человечества.

Воображение в развитии личности

Роль воображения в развитии личности давно уже раскрыта учеными разных областей науки. Психологи, например, доказывают, что оно помогает человеку проявлять творческие способности, управлять не только реальными, но и вымышленными событиями, видеть их перспективу, находить оригинальные решения многих проблем. А свойства воображения (типизация, аналогия, акцентирование, агглютинация) показывают, что у каждого человека свои собственные ресурсы фантазии и творческого воображения. Они дают возможность адекватно построить свое поведение, внутренний мир, наметить жизненные цели. И чем богаче будет воображение, тем плодотворнее будет деятельность человека.

Папа с дочкамиФантазия и воображение сыграли большую роль в прогрессе человечества, без них не было бы изобретено множества полезных вещей, которые прочно вошли в нашу жизнь, не создавались бы замечательные фантастические произведения, ведь весь культурный мир является плодом творческого воображения. Вот поэтому психологи обращают внимание родителей на то, что любая культурная деятельность обязательно опирается на воображаемое. Если родители хотят вырастить творчески развитую личность, они должны задуматься над тем, как развить воображение у ребенка?

Как появляются первые попытки детей придумывать и фантазировать?

Любой детский специалист скажет, что для появления и развития воображения детей нужен хотя бы небольшой жизненный опыт. Именно он является необходимым материалом для создания новых образов или творческого преобразования уже имеющихся. Поэтому появление первых попыток воображения и фантазии психологи приписывают раннему детству, когда малыш находится в возрасте примерно двух лет. В этом периоде формируется начальный опыт взаимодействия с окружающим миром, попыток его преобразования. Чтобы понять, как у ребёнка появляется стремление к созданию нового, необходимо знать особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

Мы летим на звездолетеСигналом развития воображения у детей дошкольного возраста служит появление у них умения замещать реальные предметы воображаемыми образами. Особенно ярко это проявляется в игре, например, девочка, играя с куклой, кормит ее листочками – едой, палочкой – ложкой. Мальчик возит кубик и фырчит, как автомобиль. Это и есть первое проявление воображения. Затем развитие фантазии продолжается, в старшем дошкольном возрасте ребенок может не только замещать, но и придумывать образы. Возможно, это будет домысливание счастливого конца у сказки или фантазия на тему игры: «А давай, я буду тигром, а ты будешь меня ловить…», «А давай, как будто мы летим на звездолете…». При этом у ребятишек довольно легко возникают новые яркие образы. Однако такой факт не должен расслаблять родителей, которые будут думать, что с воображением у ребёнка все в порядке. Пока эти фантазии больше показывают слабость воображения, так как малыши часто смешивают придуманное с действительным и не умеют вовремя разделить их, что может привести к нежелательным последствиям. Например, дошкольник вообразил, что он умеет водить машину, как папа, и убежденно всем об этом рассказывает, или уверяет в том, что ночью бегает по крышам. Окружающие начинают насмехаться над ним или уличать во лжи. Поэтому в семье важно при помощи специальных приемов способствовать адекватному развитию воображения и фантазии у детей дошкольного возраста.

Шагаем по ступенькам воображения

К сведению родителей! Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития воображения у дошкольников. Постарайтесь не пропустить этот важный момент в жизни ребенка.

Чтобы правильно развивать воображение у детей, способствовать положительному фантазированию, важно знать, что их формирование идет поэтапно. Каждый возрастной период имеет индивидуальные особенности воображения и его развитие требует особых подходов. Вот как «шагает» по возрастным ступенькам развитие воображения в дошкольном возрасте:

  • Совсем маленьких деток (примерно от двух до четырех лет) во время фантазийных действий характеризует отступление от реальности, так как они еще плохо знакомы с законами окружающего мира, не научились критически относиться к воображаемому действию, плохо сопоставляют его с реальным. Образы воображения неустойчивы, мало осознанны, что ярко проявляется в игре: вот только что стул был автомобилем, а теперь стал самолетом. Младшие дошколята пока не умеют планировать свою деятельность, поэтому воображение носит кратковременный характер, чаще даже хаотичный. Например, малыш, начиная рисовать домик, тут же переходит к другой задумке: это уже не домик, а машина или заборчик.
  • Деревянный конструкторВоображение в среднем дошкольном возрасте выделяется тем, что ребенок берет на себя определенную роль и долго может не выходить из нее. Хотя в какие-то моменты может отвлечься от задуманного. Пока требуется опора на наглядность, чтобы на ее основе задумать новый образ: медицинский набор натолкнет на мысль поиграть в «доктора», кубики — построить сказочный дом. У детей на основе быстрого накопления опыта возрастают творческие проявления не только в игре, но и в лепке, рисовании, речи.
  • Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет отличаться от предыдущих возрастных периодов самым главным — оно становится целенаправленным. Ребенок начинает ставить цель и следует ей при создании новых образов, ищет способы ее осуществления. Например, обсуждая со сверстниками сюжет игры «Магазин», старшие дошкольники обо всем договариваются. Важно все: где они будут играть (на прогулке); что потребуется для игры (игрушки и предметы — заместители), кто будет исполнять роли, что для замещения реальных предметов нужно подобрать (камешки, травинки, песок, листики). Или дети начинают играть в «Больницу» с определения места, где будет принимать доктор, кто придет лечиться, если не хватает какого-то оборудования, тут же придумывается предмет замещения, даже не похожий на больничный инструмент (палочка, кубик, карандаш). Характерно то, что игра может длиться до нескольких дней, дети по ходу придумывают новые действия и образы.
  • К началу школьного этапа жизненный опыт у детей возрастает, знания об окружающем мире увеличиваются и, соответственно, воображение становится более обогащенным. Ребятишки могут уже сами придумывать сценарии игр, творческих постановок по мотивам произведений, выполнять творческие работы по лепке, рисованию, аппликации, сочинять стихи и песенки, что способствует дальнейшему формированию творческого мышления и воображения

На что обратить внимание! Фантазии детей необходимо поощрять, обогащать подсказками, примерами из литературы, фильмов, рассматриванием картинок, направляя их в нужное русло, так как они являются основой развития творческого мышления ребятишек.

Виды воображения

Чтобы правильно организовать работу по развитию воображения у ребенка, родителям также надо иметь представление о видах воображения. В психологии выделено два главных вида, которые зависят от способа формирования новых образов.

Девочка читает

  • Воссоздающий — основной вид воображения, присущий практически всем детям. При нем новый образ составляется на основе имеющихся знаний, например, ребенок внимательно прослушал сказку, рассмотрел картинки, услышал интересную историю, самостоятельно прочитал книгу — придуманный образ в виде дополнительного героя, новой концовки, добавления деталей — готов!
  • Для второго вида — творческого — характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид — наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приёмов.

Какими приёмами можно развивать воображение у детей?

Совет родителям! В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются игровая и творческая. Именно они способствуют воспитанию всех личностных качеств детей, полноценному формированию их психических свойств, раскрытию творческого потенциала. В домашнем воспитании игра и творчество — самые доступные способы развития воображения у дошкольников.

Игра — эффективное средство для фантазии

В психологии отмечается роль игры в формировании воображения как исключительно важного средства, дающего мощный толчок к проявлению фантазии (т. е. импровизации) у детей. Однако выбор игровых способов будет зависеть от возраста ребенка; от того, каковы индивидуальные особенности воображения у каждого дошколенка.

Виды игр, способствующих развитию фантазии и воображения

Сюжетные игрыСюжетные игры. Малыши, фантазируя в игре, используют предметы-заместители и придуманные ситуации. Им будут интересны игры, которые приближены к реальности и понятны сюжетом: «Семья», «Больница», «Магазин». На развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста хорошо воздействуют игры, где по сюжету используются более сложные образы и ситуации: «Зоопарк», «Ферма», «Путешествие», «Снимаем кино», «Корабль». Главное в них — расширение знаний об окружающем (животных, профессиях, транспорте и т. д.), обучение игровым действиям.

Игры — драматизации (театрализованные). Придумыванию разнообразных творческих действий хорошо помогают театрализации сказок, стихов, песенок, потешек, мультфильмов. В семье очень полезен будет прием разыгрывания сказки или мультфильма, когда ребенок примеряет на себя роль любимого героя: зайчика из «Заюшкиной избушки», «Принцессы на горошине», «Кота в сапогах», «Красной Шапочки». В таких играх надо предоставить ребенку возможность комбинировать события, придумывать новые варианты, добавлять реплики героям, разнообразить личные впечатления о содержании. Поэтому образы воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи таких игр становятся более оригинальными.

Развивающие (дидактические) игры. Не смотря на то, что такие игры проходят по определенным правилам и не предполагают отход от сюжета, тем не менее, многие из них можно с успехом использовать для совершенствования процессов воображения:

  • «Если бы… (собаки не умели лаять; солнышко перестало обогревать землю; люди ходили на руках и т. д.)»;
  • «Скажи наоборот (веселый — грустный, низкий — высокий, огонь — вода)»;
  • «Сказка — чепуха (по произведению К. Чуковского «Путаница»)»;
  • «Добрый и злой волшебник (нарисуй доброго волшебника, придумай его добрые волшебные дела; представь себе злого мага, чем он отличается от доброго?)».

Творческая деятельность как основа творческого мышления

Дети творятОсобенного внимания заслуживает творческая деятельность детей: конструирование, лепка, рисование, аппликация, — любимый вид дошколят, так как этими действиями они могут полностью выразить задуманное, им легче удержать в памяти какие-либо детали нового образа. Родителям просто необходимо воспользоваться стремлением ребенка к созданию творческих работ, чтобы дать простор его фантазии, передать своему чаду необходимые умения и навыки. Дошколята редко творят молча, обычно они сопровождают свои действия рассказом, дополняя рисунок или постройку «словесными деталями». Это дает возможность для развития критического отношения к воображаемому образу. Взрослый учит ребенка соотносить придуманное и реальное: «Ты можешь нарисовать волшебную летающую кошку, но в жизни кошки не летают». К началу школьного обучения развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста достигает наивысшего результата именно в творческой деятельности.

Повседневные приемы развития воображения у дошкольников

Как можно еще развивать воображение и фантазию у дошкольников? Помимо классических, родители с успехом могут использовать разнообразные частные методы развития воображения, используя «мир вокруг нас».

Наблюдения за окружающей жизнью

Очень хорошо развивают фантазию и воображение у детей дошкольного возраста наблюдения за окружающим миром и природой. Родители могут использовать любую, самую повседневную, ситуацию для тренировки творческого мышления. Например, увидев на улице сверстников своего ребенка, предложить ему вообразить, куда они идут, чем занимаются.
Или полюбовавшись необычной архитектурой здания, пофантазировать: сколько лет дому, кто его мог построить, какие люди живут в нем, что было в нем раньше?

Прогулки

Благодатно способствуют развитию творческого воображения прогулки в природу (на даче, в лесу, парке). Во время прогулки побуждать ребенка замечать необычное, обсуждать происходящее вокруг. Например, рассмотреть облака на небе и придумать небольшую сказку при помощи вопросов: на что похожи, куда летят, что с ними произойдет дальше? Дополнить рассказ песенкой: «Облака, белогривые лошадки! Облака, что вы мчитесь без оглядки! Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака!»

Домашняя среда

Природный материал хорошо подойдет для творческих занятий с ребенкомВажным средством развития воображения у детей дошкольного возраста является домашняя среда, которая непосредственно влияет на ребенка. Для самостоятельного детского творчества родители должны правильно организовать игровой уголок, в который приобретаются игрушки по возрасту дошколенка. Помимо игрушек в нем могут быть собраны предметы, используемые для замещения во время игры:

  • природный материал, собранный во время прогулок по лесу, на даче (шишки, желуди, листья);
  • дополнительный материал (коробочки, обрезки ткани, картон, цветная бумага).

Используя разные вещи, дошколята с успехом дают волю своей фантазии, что развивает их творческое воображение и мыслительные процессы.

Как влияет речь на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Психологи говорят о том, что воображение и речь неразрывно связаны между собой, так как речь помогает не только создавать конкретные новые образы, но и оперировать отвлеченными понятиями и представлениями, что особенно актуально для старших дошкольников при подготовке их к школе. Например, творчески мыслить о красоте, доброте, дружбе, или о космосе, роботах, звездолете, то есть речь как бы помогает воображению от образов в действия перейти к их словесному выражению.

Совет родителям! Хорошо, если родители смогут помочь дошколенку сформировать активный словарь, обогатить детскую речь новыми словами и выражениями. Тогда ребенку легче и интереснее будет формулировать свои творческие замыслы, ставить цель, искать способы ее воплощения не только во время специальных занятий, но и повседневной обстановке.

Важным условием формирования творческого мышления детей является пример самих родителей. Если взрослые в семье сами увлечены творчеством, изобретательством, поиском нестандартных решений, имеют привычку конструировать новые образы и воплощать их в жизнь, то можно быть уверенным в том, что и их ребенок разовьется в творчески одаренного человека.

Удачи вам, уважаемые взрослые, в воспитании творческой личности!

Источник