Факторы закономерности и механизмы психического развития ребенка
В настоящее время понятие «развитие» стало неотъемлемой частью нашего взгляда на мир и жизнь. Оно касается как глобальных, так и обыденных явлений, связанных в широком смысле с развитием жизни, цивилизации, культуры и т.д. и в узком смысле – с развитием ребенка, форм сознания, мышления, способностей, функций, развития личности в целом. Само слово «развитие» (лат. evolutio – развертывание) существует со времен Древнего Рима; там оно означало развертывание свитка (книги) при чтении. В таком толковании (развитие как развертывание того, что уже есть) это понятие просуществовало вплоть до XVIII в. и вошло в самые разные системы знаний. В XVIII столетии идея развития значительно обогатилась. Новый подход к пониманию развития, выражающийся в его процессуальности, изменениях между двумя различными моментами, был введен немецким философом и математиком Г. В. Лейбницем (1646–1716). Такой подход существенно отличался от преформистских позиций (о постепенном развитии всего из вечно существующих зародышей).
В русском языке существуют близкие по значению слова, фиксирующие особенности изменений, происходящих с человеком во времени, интерпретируемые как развитие. К числу наиболее употребляемых из них относятся «возникновение», «становление», «рост», «преобразование», «формирование», «совершенствование», «усложнение», «саморазвитие». В обыденном языке используются понятия, обозначающие качественный аспект развития: «рождение», «созревание», «расцвет», «плодоношение», «увядание», «смерть», а также этапы жизненного пути человека: «детство», «отрочество», «юность», «молодость», «взрослость», «зрелость», «старость» и т.п. В силу этого нередко встречается неразличение двух специфических предметных содержаний – психического развития (как развития психики, ее систем и структур) и психологии развития (как развития человеческой субъективности, внутреннего мира человека). Поэтому категория «развитие», как указывают исследователи, одновременно должна удерживать и совмещать в себе три достаточно самостоятельных процесса:
- 1) становление – как созревание и рост, переход от одного состояния к другому состоянию более высокого уровня; как единство уже осуществленного и потенциально возможного; единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития;
- 2) формирование – как оформление (обретение формы, а не формовка по заданному штампу) и совершенствование (обретение совершенного, предсуществующего в культуре образца); единство социокультурной цели и общественно значимого результата развития;
- 3) преобразование – как саморазвитие и смена основного жизненного вектора; преображение, т.е. кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с некоторой иерархией ценностей и смыслов бытия человека[1].
Факторы, механизмы и закономерности развития
Анализ категории «развитие» предполагает выделение в ней таких базовых особенностей, как факторы, механизмы и закономерности. В отечественной психологии эти категории рассматриваются в контексте условий, источников и движущих сил психического развития (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, В. И. Слободчиков и др.). Некоторые характеристики базовых категорий психического развития приведены ниже.
► Факторы психического развития – это ведущие детерминанты (предпосылки) развития человека. Среди них выделяют наследственность, среду и активность.
Наследственность – это свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде (во-первых, информацию об историческом прошлом человека; во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития) и тем самым определяет диапазон развития индивидуальных особенностей человека. Уровень и целостность генотипических особенностей оказывает существенное влияние на развитие познавательных, индивидных и личностных особенностей. Вследствие этого наследственные или биологические особенности в отечественной психологии относятся к условиям развития.
Среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Следует подчеркнуть, что среда – понятие очень широкое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития данное понятие нуждается в конкретизации. Так, например, на психическое развитие ребенка оказывают влияние макро- (от греч. makros – большой; страна, этнос, общество, государство), мезо- (от греч. mesos – средний; регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (от греч. mikros – малый; семья, соседство, группы сверстников). Влияние социальной среды опосредовано воздействием общения: начиная с младенческого возраста общение занимает ведущую роль в становлении личности. Социальная среда в сочетании с обучением в отечественной психологии относится к источникам психического развития.
Активность – это деятельное состояние индивида как условие его существования и поведения; она проявляется в деятельности, оказывающей влияние на развитие психических процессов, сознания, личности. Активность проявляет себя в активации, преодолении жизненных противоречий, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения. Учитывая, что движущей силой развития личности является система противоречий, их разрешение немыслимо без активности личности. Особенно это касается преодоления противоречий между растущими требованиями к взрослеющему человеку со стороны общества, коллектива, взрослых и привычными формами его поведения или противоречий между новыми познавательными потребностями и недостаточными условиями их удовлетворения и т.д.
► Механизмы психического развития и реализации имманентных свойств включают в себя следующие составляющие.
- 1. Социальная ситуация развития – это конкретная форма значимых для человека отношений, в которых он находится с окружающей его социальной действительностью в тот или иной период своей жизни. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, и, только оценив ее, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития.
- 2. Ведущая деятельность – это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития.
- 3. Кризис развития (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход). Понятием «кризис», трактуемым как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние, обозначаются особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, возникающими при смене (на стыке) стабильных периодов развития и знаменующие собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. В представлении Л. С. Выготского кризис выражается как сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в развитии личности.
Кризис развития обусловлен возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой ситуации, адекватной новому психологическому облику личности.
В хронологическом развитии человека выделяются следующие возрастные кризисы: кризис первого года жизни; кризис трех лет; кризис шести-семи лет; подростковый кризис (10–11 лет); кризис «вырывания родительских корней» и профессионального самоопределения (14–21 год); кризис завоевания жизненного базиса (22–28 лет); кризис осмысления основ жизни (28–35 лет); кризис середины жизни (35–42 года); кризис несмирения с наступающим старением (42–49 лет); кризис борьбы с собственным закатом (45–58 лет). Кризисы в последующих возрастных периодах не содержат достоверных экспериментальных данных.
4. Психологическое новообразование представляет собой совокупность психических и социальных изменений, возникающих на гой или иной ступени развития и определяющих сознание человека, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, процесс и результат развития в данный возрастной период. Таким образом, развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется нечто качественно новое, например субъективная готовность к школьному обучению у детей семилетнего возраста, чувство взрослости у подростков, профессиональное самоопределение у юношей и девушек.
► Закономерности развития. Среди них, в частности, выделяют:
- • гетерохронность (неравномерность) психического развития, которая заключается в том, что при любых, в том числе самых благоприятных условиях обучения и воспитания у ребенка, школьника различные психические проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития;
- • сензитивность (чувствительность) к соответствующим внешним воздействиям, обучению и воспитанию. Например, для развития речи сензитивен период от года до трех лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст. Наиболее продуктивным периодом развития мышления является девятилетний возраст. Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства;
- • пластичность – способность компенсации или замещения одних психических функций другими. Например, недостаточность развития зрительных параметров может компенсироваться слуховыми или психомоторными особенностями.
Источник
Основными закономерностями психического развития являются:
Неравномерность – одна из закономерностей психического развития. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности.
Психическое развитие имеет сложную организацию во времени – гетерохронность, т. е. явление неравномерного развития отдельных психических функций. Проявления: 1) сензитивные периоды; 2) бурное развитие психики на ранних этапах онтогенеза по сравнению с поздними этапами. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом.
Цикличность. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.
«Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
Сензитивность– это наибольшая чувствительность. Сензетивный период – это наибольшая чувствительность к определенному роду воздействия.
Факторы психического развития влияют на формирование личности. К ним относятся: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность. Факторы психического развития способны оказывать и положительное воздействие на становление личности и негативное.
Наследственность — это особая способность человеческого организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в ряду поколений.
Среда — это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные ценности.
Задача обучения – сформировать и развить у ребенка психические особенности, качества и свойства, характеризующие высокий уровень развития на данном возрастном этапе и в то же время подготавливающие закономерный переход к следующему этапу, более высокому уровню развития.
Посредством воспитания можно управлять активностью ребенка и процессом его психического развития. Оно участвует в формировании характера потребностей и системы отношений, основываясь на сознании ребенка и требуя его участия. Воспитанием необходимо привить ребенку поведение, которое соответствует принятым общественным нормам и правилам поведения.
Активность — это деятельное состояние детского организма, которое является обязательным условием существования и поведения ребенка.
Ведущая деятельность (ввел Блонский) — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает. Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная д-ть. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная Деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение.
Кризис – переломный этап онтогенетического развития.
Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста. Кризис новорожденности, Кризис 1 года, Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания, Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка, Кризис подростковый, 17 лет — юношеский кризис.
Источник