Факторы вызывающие нарушения развития ребенка
Понятие нарушения развития ребенка
В настоящее время установлено, что нарушения в развитии детей многоаспектны и многоплановы. Выделяют нарушения в интеллектуальной, сенсорной, двигательной и речевой сферах.
Отклонения в развитии могут быть разной формы и степени тяжести (выраженности). В том случае, если отклонения слабые и не заметны, то ребенок может не получить вовремя необходимой помощи от специалистов и отклонение с течением времени и взрослением ребенка будет только лишь усложняться. Если отклонения заметны (чаще всего ребенок выделяется на фон сверстников), то меры по их устранению и коррекции принимаются сразу после постановки диагноза.
Замечание 1
Таким образом, очень важно вовремя установить вид и степень отклонения в развитии, чтобы своевременно оказать ребенку всю необходимую квалифицированную помощь.
С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка. Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью.
В настоящее время современная наука рассматриваете организм ребенка, его здоровье, личностные особенности как единый целостный комплекс.
Специалисты, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни (педиатр, воспитатель и т.д.) должны иметь четкие закономерности формирования и развития ребенка. Воспитатели ДОУ должны иметь сформированное и системное представление о концепции воспитания и обучения детей с различными формами развития (с нормой и отклонениями).
Коррекционное и компенсирующее воспитание (обучение) детей с отклонениями в развитии – это комплексный и личностно-ориентированный подход, учитывающий состояние развития ребенка с точки зрения различных специалистов, характеризующих его физическое и психическое развития, с целью оказания ему необходимой многоплановой помощи.
Коррекционная и компенсирующая работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии обязательно должна учитывать его индивидуальные и личностные особенности. Ни в коем случае подход к такому ребенку не должен осуществляться по стандарту или шаблону. Коррекционная и компенсирующая программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.
Основные причины и факторы, вызывающие нарушения в развитии ребенка
Развитие ребенка, физическое и психическое, является результатом взаимодействия множества разнообразных факторов. Часть факторов передается по наследству, часть факторов являются следствием воздействия на ребенка окружающей его среды и общества. За время становления и взросления каждый человек проходит несколько ступеней развития, каждая из которых является обязательной и характеризует конкретный уровень.
В настоящее время выделяют множество факторов, которые способны вызвать нарушения в развитии ребенка.
Наиболее частой причиной является поражения головного мозга различной этиологии, вызывающие нарушение его функций. Это могут быть травмы, различные инфекционные и инвазионные заболевания, а также наследственные болезни.
Еще одной часто встречающейся причиной нарушений развитии ребенка являются сбои в гормональном обмене.
Причины, которые оказывают на развитие ребенка влияние извне – это в первую очередь социальные и педагогические.
Социальные причины – негативное влияние на развитие и становление личности ребенка его ближайшего окружения.
Педагогические причины – это недополучение или неполучение необходимого уровня образования, низкий уровень воспитания.
Чаще всего социальные и педагогические причины встречаются у детей из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни.
Дети, чье развитие нарушено отличаются беспокойством, неадекватностью поведения, проблемами в обучении.
Замечание 2
Таким образом, основными предпосылками (факторами) нарушения в развитии являются проблемы в период беременности, родов и негативное влияние на ребенка в первые годы его жизни.
Наиболее часто встречающиеся причины, вызывающие нарушения в развитии ребенка являются:
- Наследственные заболевания
- Гормональные нарушения
- Психическая травма матери во время беременности
- Инфекционные заболевания
- Неправильное (недостаточное) питание
- Проблемы социального характера
- Негативное влияние окружающей среды
Таким образом, первостепенными причинами нарушения развития ребенка являются негативные факторы внутриутробного развития ребенка (гипоксия, различные инфекционные заболевания, наследственность и т.д.), так же немаловажное значение имеют причины, оказывающие отрицательное влияние на развитие ребенка в первые годы его жизни 1-3 лет (травмы головы, инфекции и т.д.).
Диагностика нарушения развития ребенка
В основе диагностики нарушения развития ребенка лежит наблюдение. Первые признаки того, что в развитии ребенка имеются отклонения:
Наблюдается изменение в поведении ребенка, а именно:
- трудности с концентрацией внимания;
- повторение одних и тех же действий.
Наблюдается беспокойность движений, подергивание, гримасничанье.
Во время обучения в школе отмечается отставание от программы, нарушение познавательных компонентов, при письме сильно нажимают на ручку или карандаш.
Отмечаются частичные нарушения в речи, движениях или ориентации в пространстве. Наиболее часто у школьников встречаются трудности в обучении чтению и письму.
В настоящее время нет единой классификации нарушений развития, детей принято делить на группы, в зависимости от вида отклонения:
- Дети, имеющие отклонения в сенсорном развитии (нарушение зрения, слуха, речи, сенсомоторики и опорно-двигательного аппарата)
- Дети с задержкой психического развития
- Дети, имеющие астеническое и реактивное состояние
- Дети с конфликтными переживаниями
- Дети, имеющие психоопатоподобные формы поведения
- Умственно отсталые дети (олигофрения, дебильность, имбецильность и идиотия)
- Дети, имеющие начальные проявления психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения и т.д.)
Источник
Ученые выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:
1) эндогенные, то есть внутренние (генетические);
2) экзогенные, то есть внешние (факторы среды).
К эндогенным причинам относят следующие причины:
1) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом, их изменением:
— транслокация, т.е перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары;
— полиплоидия, т.е. увеличение хромосомного набора в несколько раз;
— дупликация, т.е. удвоение отдельных участков хромосомы;
— моносамия, т.е. уменьшение хромосом в паре на одну;
— инверсия, т.е. уменьшение расположения участков хромосомы и т.д.;
2) различные наследственные заболевания:
— миопатия, т.е. нарушение обмена веществ в мышечной ткани, что приводит к мышечной слабости;
— аплазия, т.е. недоразвитие внутреннего уха, вследствие чего ребенок остается глухим;
— микрофтальм, т.е. структурное изменение глаза, приводящее к понижению остроты зрения и т.п.
Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна (трисомия 21-й хромосомы). Внешние характеристики синдрома Дауна: раскосые глаза, маленькие деформированные уши, короткий нос с плоской широкой переносицей. Увеличенный язык, выступающая вперед челюсть, короткие пальцы, деформация черепа. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40 – 50 лет. Излечению больные не подлежат.
К экзогенным причинам относят следующие причины:
1) в пренатальный период:
— хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;
— недостаток питания матери во время беременности;
— резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови);
— травмы;
2) в натальный период:
— родовые травмы;
— инфицирование плода;
— удушье плода;
3) в постнатальный период:
— различные инфекционные болезни;
— черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т.п.;
— отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).
При нарушениях психического характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Обусловленным экзогенными причинами является ДЦП. ДЦП возникает в результате недоразвития и повреждения мозга в раннем онтогенезе, различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов или на первом году жизни.
Экзогенными факторами, вызывающими ДЦП, являются:
— сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;
— токсикозы беременности;
— физические травмы, ушибы плода;
— психические травмы матери и т.д.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование физических функций и речи. Продолжительность жизни зависит от степени тяжести болезни.
Социальная среда, в которой растет ребенок, оказывает на его психику большое влияние. Травмированная с детства психика часто проявляется в поведении ребенка: побеги из дома, бродяжничество, суицид, замкнутость, аутизм и т.д. Эти дети требуют к себе особого подхода, тщательно продуманной системы коррекционно-педагогической работы.
Следует отметить, что именно во время внутриутробного периода организм ребенка чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам. Именно в этот период велик риск появления большинства врожденных дефектов. В процессе родов нервная система ребенка защищена от внешних влияний. Поэтому при незначительных физических дефектах, если таковые были получены в процессе родов, ребенок может развиваться в соответствии с нормой.
Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, которые обеспечивают работу основных систем организма, среди них: защитные, ориентировочные, сосательный, хватательный, отталкивания. На первом году жизни у ребенка развиваются сенсорные и моторные функции, вследствие чего развиваются психические процессы. Развитие сенсорики и моторики обеспечивает познание многообразия окружающего мира. Если у ребенка данные рефлексы недоразвиты или вовсе отсутствуют, то это является признаком поражения структур головного или спинного мозга. Когда же они проявляются раньше времени, то это также является аномалией – поражены более высокие структуры головного мозга, которые выполняют функции торможения. Развитие зрительного и слухового анализаторов происходит от 1 до 3 месяцев. Именно зрение в этот период становится ведущим в познании окружающего мира и в общении со взрослыми.
В последующие месяцы жизни ребенок приобретает навыки свободного передвижения. На втором-третьем году развивается психическая и речевая деятельность, совершенствуются самостоятельное хождение и координация. Этот период является фундаментом для более сложных форм поведения и обучения, это очень важный и значимый период в жизни ребенка, который оказывает влияние на все последующее его развитие. В возрасте 3 – 5 лет расширяется спектр социальных контактов ребенка: повышается общительность, он легко входит в контакт. Ребенок уже владеет речью и некоторым жизненным опытом. При ограничении возможностей восприятия внешнего мира у него могут появиться невротические черты психического или соматического характера.
В возрасте 6-10 лет происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии. К 7-8 годам – интенсивный рост мышц, наращивание мышечной массы. К 10 годам происходит совершенствование нервной системы за счет функционального развития коркового отдела больших полушарий головного мозга. Знание особенностей развития организма ребенка, а также сущности, причин и времени появления отклонений в системах организма позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с нарушениями развития, проводить профилактическую работу по предупреждению аномалий в развитии.
Существуют критерии разграничения понятий «норма» – «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки.
Наиболее подробно выделил критерии нормы – аномалии английский психиатр М. Раттер, в соответствии с которыми необходимо учитывать:
— возрастные особенности и половую принадлежность ребенка. Некоторые особенности в поведении свойственны только для детей определенного возраста. Так, болезненное переживание разлуки с родителями свойственно малышам, для остальных возрастов – это сигнал для беспокойства. Наличие ярких особенностей женского поведения у мальчиков, а мужского – у девочек является аномалией, симптомом того, что с возрастом у них могут появиться сексуальные нарушения в поведении, а именно гомосексуализм;
— длительность сохранения расстройства. Все дети всегда находятся в определенном состоянии: подавленность, радость, нежелание идти в школу, боязнь чего-либо или кого-либо, тяга к чему-либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или лет, это признак аномалии в развитии;
— жизненные обстоятельства. Они могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т.д.;
— непосредственную культурную среду, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, христианство и ислам по-разному воспитывают девочек в их отношениях к мужчинам. В христианстве женщина более равна мужчине, нежели в исламе. Поэтому страх перед мужчиной девочек из мусульманских семей нельзя рассматривать как аномалию.
— степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни;
— тяжесть и частоту симптомов. Для детей в основном характерны умеренные, изредка возникающие нарушения. Это норма. К аномалии относят серьезные, часто повторяющиеся расстройства;
— черты, характерные для поведения и развития данного конкретного ребенка. Следует внимательно относиться к проявлениям нарушений, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития;
— ситуационную специфичность симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой наблюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме – аномалии» в развитии ребенка, нужно учитывать все критерии. Определение «ненормальность» нужно соотносить с тем, насколько отклонение от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» – «аномалия» в каждом конкретном случае – это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.
Итак, аномалия – это отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы – установленной меры, средней величины чего-либо и, как было отмечено, при учете целого ряда различных факторов.
Дата добавления: 2015-04-08; просмотров: 18658; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9197 — | 7802 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Ðàññìîòðåíèå ôîðì, âèäîâ è ïðè÷èí îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ðåáåíêà. Èçó÷åíèå ñîâðåìåííûõ ïîäõîäîâ ê èõ âûÿâëåíèþ, ïðîâåäåíèþ ëå÷åáíî-êîððåêöèîííîé è ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû. Êëàññèôèêàöèÿ è äèàãíîñòèêà ôóíêöèîíàëüíûõ è îðãàíè÷åñêèõ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà
Íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ó äåòåé ìíîãîïëàíîâû è ìíîãîàñïåêòíû. Îíè âûðàæàþòñÿ â èíòåëëåêòóàëüíîé, äâèãàòåëüíîé, ðå÷åâîé èëè ñåíñîðíîé íåïîëíîöåííîñòè. Îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè áûâàþò ðàçíûõ ôîðì è ðàçíîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè. ×àñòî îíè ñòàíîâÿòñÿ çàìåòíûìè, è, åñëè ñâîåâðåìåííî íå ïðèíÿòû íåîáõîäèìûå ëå÷åáíî-îçäîðîâèòåëüíûå è ïåäàãîãè÷åñêèå ìåðû, ìîãóò âîçíèêíóòü âòîðè÷íûå îòêëîíåíèÿ â ñòðóêòóðå äåôåêòà. Ïîýòîìó î÷åíü âàæíî ñâîåâðåìåííî îáíàðóæèòü îòêëîíåíèå â ðàçâèòèè è îêàçàòü ðåáåíêó íåîáõîäèìóþ ïîìîùü. Ðîäèòåëè è âîñïèòàòåëè íå âñåãäà ìîãóò àäåêâàòíî îöåíèòü ñîñòîÿíèå ðåáåíêà, îáíàðóæèòü èìåþùèåñÿ ó íåãî ïðîáëåìû è îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, ïîýòîìó ïåäàãîãàì îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé íåîáõîäèìî èìåòü îïðåäåëåííûé çàïàñ ñâåäåíèé ïî ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè è êîððåêöèîííîé ïåäàãîãèêå è âëàäåòü íàâûêàìè êîððåêöèîííî-âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ.
Îðãàíèçì ðåáåíêà, åãî çäîðîâüå, ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ðàññìàòðèâàþòñÿ ñîâðåìåííîé íàóêîé ñèñòåìíî, öåëîñòíî, ìíîãîàñïåêòíî.
Ïåäàãîã äîëæåí èìåòü ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î çàêîíîìåðíîñòÿõ ôîðìèðîâàíèÿ èíäèâèäà, ëè÷íîñòè, ïðè ýòîì âàæíî àáñòðàãèðîâàòüñÿ îò ÷àñòíîñòåé è äåòàëåé. Ó ïåäàãîãà äîëæíî áûòü ñôîðìèðîâàíî ñèñòåìíîå ïðåäñòàâëåíèå, ñèñòåìíîå ìûøëåíèå è â öåëîì ñèñòåìíàÿ ïàðàäèãìà â èçó÷åíèè, îáó÷åíèè è âîñïèòàíèè ðåáåíêà, â òîì ÷èñëå è ðåáåíêà ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè.
Ñîâðåìåííûé ïîäõîä ê êîððåêöèè è êîìïåíñàöèè îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ìîæåò áûòü îõàðàêòåðèçîâàí êàê êîìïëåêñíûé è ëè÷íîñòíî-îðèåíòèðîâàííûé, ò.å. ïðè îöåíêå ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà äîëæíû ó÷èòûâàòüñÿ äàííûå ðàçíûõ ñïåöèàëèñòîâ, õàðàêòåðèçóþùèå ðàçíûå ñòîðîíû ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà, è îêàçûâàåìàÿ ðåáåíêó ïîìîùü äîëæíà áûòü ìíîãîïëàíîâîé. Ïðè ýòîì ó÷èòûâàþòñÿ èíäèâèäóàëüíî-ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè êàæäîãî ðåáåíêà, ò.å. êîððåêöèîííî-âîñïèòàòåëüíîå âîçäåéñòâèå íå ìîæåò è íå äîëæíî áûòü ñòàíäàðòèçèðîâàííûì.
Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà âñåãäà ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì âçàèìîäåéñòâèÿ ìíîãèõ ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ. Îäíè èç ýòèõ ôàêòîðîâ íàñëåäóþòñÿ, íà äðóãèå âëèÿåò îêðóæàþùàÿ ñðåäà, ïðîöåññû âçðîñëåíèÿ è îáó÷åíèÿ. Çà ñâîþ æèçíü ÷åëîâåê ïðîõîäèò ìíîãî ðàçíûõ ñòóïåíåé ðàçâèòèÿ, êàæäîé èç êîòîðûõ õàðàêòåðåí îïðåäåëåííûé êîíêðåòíûé óðîâåíü.
Ñóùåñòâóåò ìíîãî ôàêòîðîâ, ñïîñîáíûõ âûçâàòü íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. ×àñòàÿ ïðè÷èíà — íàðóøåíèå ôóíêöèè ãîëîâíîãî ìîçãà, íàñëåäóåìîå èëè ïðåäîïðåäåëåííîå òðàâìîé, èëè áîëåçíÿìè. Íàðóøåíèå ãîðìîíàëüíîãî îáìåíà âûçûâàåò íàðóøåíèå ôèçè÷åñêîãî ðîñòà è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñîöèàëüíûå ïðîáëåìû ìîãóò ñòàòü ïðè÷èíîé íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Äåòè, ÷üå ðàçâèòèå íàðóøåíî, îòëè÷àþòñÿ ñâîåé áåñïîêîéíîñòüþ. Òàêîå íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðåäîïðåäåëÿþò ôàêòîðû, êîòîðûå ìîãëè áûòü îáíàðóæåíû â ïåðèîä áåðåìåííîñòè, âî âðåìÿ ðîäîâ èëè â ïåðâûé ãîä æèçíè ìëàäåíöà.
Íàèáîëåå ÷àñòûå ïðè÷èíû íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà:
Íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè.
Íàðóøåíèå ãîðìîíàëüíîãî ðàâíîâåñèÿ.
Ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà áåðåìåííîé.
Èíôåêöèè.
Íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå.
Ñîöèàëüíûå ïðîáëåìû.
Îêðóæàþùàÿ ñðåäà.
Ïîâðåæäåíèÿ, ñïîñîáíûå íàðóøèòü ðàçâèòèå, ñëó÷àþòñÿ è âî âðåìÿ ðîäîâ, îñîáåííî áîëüøàÿ îïàñíîñòü âîçíèêàåò ïðè íåõâàòêå êèñëîðîäà (ãèïîêñèè). Îäíàêî âàæíûì ÿâëÿåòñÿ è ðîñò ïëîäà â ïåðèîä âñåé áåðåìåííîñòè.  çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè ïîâðåæäåíèÿ íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ìîãóò áûòü î÷åíü òÿæåëûìè èëè ïðè ðîæäåíèè äàæå íå çàìå÷åííûìè, à âûÿâëåííûìè â ïðîöåññå ðîñòà ðåáåíêà. Êðîìå òîãî, ðàçâèòèå ìîæåò íàðóøèòüñÿ âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ öèðêóëÿöèè è ñòîêà ñïèííîìîçãîâîé æèäêîñòè è ìîçãîâîãî êðîâîòå÷åíèÿ. Ðàçâèòèå ðåáåíêà 1-3 ëåò ìîæåò íàðóøèòüñÿ ïîñëå ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ òðàâì, èíôåêöèé èëè ïñèõè÷åñêèõ òðàâì.
ðàçâèòèå íàðóøåíèå ðåáåíîê îòêëîíåíèå
Äèàãíîñòèêà íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà
Ïîâåäåíèå ðåáåíêà ìîæåò èçìåíèòüñÿ: âíèìàíèå åãî ëåãêî íàïðàâëÿòü; åìó òÿæåëî ñêîíöåíòðèðîâàòüñÿ; îí ïîñòîÿííî ïîâòîðÿåò îäíè è òå æå äåéñòâèÿ.  øêîëå òàêèå äåòè áåñïîêîéíû, äâèæåíèÿ èõ áûñòðû ñ ïîäåðãèâàíèåì, îíè ïîñòîÿííî ãðèìàñíè÷àþò; ïèøóò, ñèëüíî íàæèìàÿ íà êàðàíäàø. Èíòåëëåêò òàêèõ äåòåé ìîæåò áûòü íîðìàëüíûì, îäíàêî íåêîòîðûå ïîçíàâàòåëüíûå êîìïîíåíòû çàíÿòèé (íàïðèìåð, êðàòêîâðåìåííàÿ ïàìÿòü, ïëàíèðîâàíèå äåéñòâèé) íàðóøåíû, çàìåäëèëîñü èõ ðàçâèòèå. Ìîãóò âûÿâèòüñÿ ðàçíûå ÷àñòè÷íûå íàðóøåíèÿ: ðå÷è, äâèæåíèé è îðèåíòàöèè. ×àñòîå íàðóøåíèå â ýòîé îáëàñòè — ýòî ëåãàñòåíèÿ (òðóäíîñòè â îáó÷åíèè íàâûêàì ïèñüìà è ÷òåíèÿ).
 íàñòîÿùåå âðåìÿ åäèíûõ ïðèíöèïîâ êëàññèôèêàöèè â ðàçâèòèè íå ñóùåñòâóåò. Íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ãðóïïû äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè:
1) äåòè ñ ñåíñîðíîé íåïîëíîöåííîñòüþ (ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, çðåíèÿ, ðå÷è, ôóíêöèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà è ñåíñîìîòîðèêè);
2) äåòè ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ;
3) äåòè ñ àñòåíè÷åñêèì è ðåàêòèâíûì ñîñòîÿíèåì è êîíôëèêòíûìè ïåðåæèâàíèÿìè;
4) äåòè ñ ïñèõîïàòîïîäîáíûìè (ïñèõîïàòè÷åñêèìè) ôîðìàìè ïîâåäåíèÿ (ýìîöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ);
5) óìñòâåííî îòñòàëûå äåòè (îëèãîôðåííûå â ñòåïåíè äåáèëüíîñòè, èìáåöèëüíîñòè, èäèîòèè);
6) äåòè ñ íà÷àëüíûìè ïðîÿâëåíèÿìè ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé (øèçîôðåíèÿ, ýïèëåïñèÿ, èñòåðèÿ è äð.)
Ýòèîëîãèÿ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ
Ýòèîëîãèÿ (ãðå÷. aitia -ïðè÷èíà, logos — ó÷åíèå) — ó÷åíèå î ïðè÷èíàõ âîçíèêíîâåíèÿ áîëåçíè. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ áîëåçíè ìîãóò áûòü âûçâàíû ýíäîãåííûìè è ýêçîãåííûìè ôàêòîðàìè.
Ýíäîãåííûå ôàêòîðû (ãðå÷. endon — âíóòðè, genos — ðîä, ïðîèñõîæäåíèå) — âîçíèêøèé ïî ïðè÷èíàì, ëåæàâøèé âî âíóòðåííåé ñðåäå îðãàíèçìà.
Ýêçîãåííûå ôàêòîðû (ãðå÷. exo — ñíàðóæè, genos — ðîä, ïðîèñõîæäåíèå) — âîçíèêøèé ïî ïðè÷èíàì, ëåæàâøèé âíå îðãàíèçìà(òðàâìû, èíôåêöèè, íàðóøåíèÿ ïèòàíèÿ).
Äèçîíòîãåíåç — îòêëîíåíèå â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè.
Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà — ñëîæíûé äèàëåêòè÷åñêèé ïðîöåññ, â íåì îòìå÷àþòñÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü è íåðàâíîìåðíîñòü ôîðìèðîâàíèÿ îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è ôóíêöèé. Íà êàæäîé èç óñëîæíÿþùèõñÿ ñòàäèé ðàçâèòèÿ âûÿâëÿåòñÿ åå ñâÿçü ñ ïðåäøåñòâóþùåé è ïîñëåäóþùèìè ñòàäèÿìè, êàæäûé âîçðàñòíîé ýòàï õàðàêòåðèçóåòñÿ êà÷åñòâåííûì ñâîåîáðàçèåì, îòëè÷àþùèì åãî îò äðóãèõ ýòàïîâ.
Íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîãóò áûòü âûçâàíû è ðàçëè÷íûìè ïðèæèçíåííûìè ôàêòîðàìè: îïóõàëè ìîçãà (ìåíèíãèîìà), íåéðîèíôåêöèè (ìåíèíãèòû è ýíöåôàëèòû), èíôåêöèîííûå áîëåçíè ñ îñëîæíåíèåì íà ìîçã, îòêðûòûå è çàêðûòûå òðàâìû ÷åðåïà, ñîòðÿñåíèå ìîçãà, êîíòóçèè è ò.ä.
Íàðóøåíèÿ ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîãóò èìåòü ìåñòî ïðè íàðóøåíèÿõ ïèòàíèÿ è ñíà äåòåé, ïðè äëèòåëüíûõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ, âûçûâàþùèõ èñòîùåíèå ðåáåíêà è ïîðàæåíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Âåðîÿòíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè ïîâûøàåòñÿ ó íåäîíîøåííûõ äåòåé, ðîäèâøèõñÿ ðàíüøå ñðîêà èëè ñ ìàëûì âåñîì òåëà.
Íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ, ñâÿçàííûå ñ îðãàíè÷åñêèì ïîðàæåíèåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, íàçûâàþòñÿ îðãàíè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè.
Äåôåêòû ðàçâèòèÿ ìîãóò áûòü âûçâàíû ôóíêöèîíàëüíûìè, à íå îðãàíè÷åñêèìè ïðè÷èíàìè, òîãäà ãîâîðÿò î äåôèöèòàðíîì ðàçâèòèè.  èõ ÷èñëå: ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ çàïóùåííîñòü, ýìîöèîíàëüíàÿ äåïðèâàöèÿ (íåäîñòàòî÷íîñòü ýìîöèîíàëüíîãî ïîëîæèòåëüíîãî êîíòàêòà ðåáåíêà ñî âçðîñëûì), äâóÿçû÷èå (èëè ìíîãîÿçû÷èå) â ñåìüå, íàðóøåíèå ðå÷è îêðóæàþùèõ, îãðàíè÷åííîñòü ðå÷åâûõ êîíòàêòîâ ðåáåíêà è äð.
Óñòàíîâëåíî, ÷òî áëàãîïîëó÷íîå ðàçâèòèå ðåáåíêà áûâàåò òîëüêî â ñëó÷àÿõ ðàâíîâåñèÿ ìåæäó âíóòðåííèìè è âíåøíèìè óñëîâèÿìè ôîðìèðîâàíèÿ îðãàíèçìà. Ïî ñëîâàì È.Ï.Ïàâëîâà, áîëåçíü âîçíèêàåò òàì è òîãäà, êîãäà íàðóøàåòñÿ ðàâíîâåñèå âíóòðåííèõ è âíåøíèõ óñëîâèé æèçíè îðãàíèçìà, êîãäà íà íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå îêðóæàþùåé ñðåäû ðåáåíîê íå ìîæåò äàòü ñîîòâåòñòâóþùóþ îòâåòíóþ ðåàêöèþ, íå ìîæåò ïðèñïîñîáèòüñÿ ê ýòîìó âîçäåéñòâèþ.
Ôóíêöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ îáû÷íî ÿâëÿþòñÿ áîëåå ëåãêèìè ïî ñðàâíåíèþ ñ îðãàíè÷åñêèìè, è ïðè óñòðàíåíèè íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ ðàçâèòèå èíòåíñèôèöèðóåòñÿ, à ïðè ïðîâåäåíèè ñïåöèàëüíîé êîððåêöèîííîé ðàáîòû ðåáåíîê ìîæåò äîãíàòü â ðàçâèòèè ñâåðñòíèêîâ. Ôóíêöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ îáðàòèìû è ïðè ñâîåâðåìåííî ïðîâåäåííûõ êîððåêöèîííûõ ìåðîïðèÿòèÿõ îáû÷íî ïðîõîäÿò áåññëåäíî.
Ë.Ñ. Âûãîòñêèé âûäâèíóë òåçèñ îá îáùíîñòè çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ íîðìàëüíîãî è àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, ÷òî áûëî ïîäòâåðæäåíî ðÿäîì áîëåå ïîçäíèõ èññëåäîâàíèé. È â íîðìå, è ïðè ïàòîëîãèè ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå èìååò ïîñòóïàòåëüíûé, ïîýòàïíûé õàðàêòåð. Êàæäûé ýòàï çàâåðøàåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì íîâûõ, áîëåå ñîâåðøåííûõ ïî ñðàâíåíèþ ñ ïðåäûäóùèìè êà÷åñòâ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé äëÿ áóäóùåãî ñêà÷êà â ðàçâèòèè. Ñâîéñòâà ïñèõèêè ôîðìèðóþòñÿ íà îñíîâå ÷åðåäîâàíèÿ ýâîëþöèè ïðèçíàêîâ ñ ðåâîëþöèîííûì, ñêà÷êîîáðàçíûì ôîðìèðîâàíèåì íîâûõ êà÷åñòâ. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ íîðìàëüíîãî è àíîìàëüíîãî ðåáåíêà ïîä÷èíåíà åäèíûì îáùèì çàêîíîìåðíîñòÿì, ïðè ýòîì êàæäûé âèä àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ñâîèìè îñîáåííîñòÿìè. Äåòè ñ îòêëîíåíèÿìè ïî âñåì ïàðàìåòðàì îòëè÷àþòñÿ îò äåòåé ñ íîðìàëüíûì ðàçâèòèåì.
Êàæäûé âèä àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèñòåìíûì ïðîÿâëåíèåì, â êîòîðîì âûäåëÿþòñÿ ïåðâè÷íûå è âòîðè÷íûå îòêëîíåíèÿ.
Ïðè ðàçíûõ âèäàõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äîìèíèðóþùèì ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå ðå÷åâîãî îáùåíèÿ, êîãäà ó ðåáåíêà íàðóøåíà ñïîñîáíîñòü ê ïðèåìó è ïåðåðàáîòêå èíôîðìàöèè. Ýòî îáùàÿ çàêîíîìåðíîñòü âñåõ àíîìàëüíûõ äåòåé. Ïðè àíàëèçå êîíêðåòíîãî âèäà íàðóøåííîãî ðàçâèòèÿ âàæíî ó÷èòûâàòü îáùèå äëÿ âñåé ãðóïïû ïðîÿâëåíèÿ íàðóøåíèé, à òàêæå èíäèâèäóàëüíûå õàðàêòåðîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè êàæäîãî ðåáåíêà. Îäíà êàòåãîðèÿ àíîìàëüíûõ ïðîÿâëåíèé îòëè÷àåòñÿ îò äðóãîé ïî ðÿäó äèàãíîñòè÷åñêèõ è ïðîãíîñòè÷åñêèõ çíà÷èìûõ ïîêàçàòåëåé.
Âàæíîé çàêîíîìåðíîñòüþ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ àíîìàëüíûõ äåòåé ÿâëÿåòñÿ òðóäíîñòü èõ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, çàòðóäíåíèÿ âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ è âçàèìîäåéñòâèÿõ ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé.
Âîñïèòàíèå äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè îòëè÷àåòñÿ ñâîåîáðàçèåì, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ â êîððåêöèîííîé íàïðàâëåííîñòè, â íåðàçðûâíîé ñâÿçè êîððåêöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ ñ ôîðìèðîâàíèåì ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêîâ è óìåíèé. Îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ êîíêðåòíîãî ðåáåíêà çàâèñÿò îò õàðàêòåðà, èìåþùåãîñÿ ó íåãî äåôåêòà, îò ñòåïåíè âûðàæåííîñòè íàðóøåíèé îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è ôóíêöèé, îò âîçðàñòíûõ è êîìïåíñàòîðíûõ âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà, îò õàðàêòåðà ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ, îò óñëîâèé æèçíè è âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà è ðÿäó äðóãèõ ôàêòîðîâ. Îäíè äåòè íóæäàþòñÿ òîëüêî â ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîì âîçäåéñòâèè, äðóãèì òðåáóåòñÿ è ñåðüåçíàÿ ëå÷åáíî-îçäîðîâèòåëüíàÿ ïîìîùü. Âñå ýòî ïîä÷åðêèâàåò íåîáõîäèìîñòü ðàííåé äèàãíîñòè÷åñêîé è êîððåêöèîííîé ðàáîòû, èáî ðàíåå âûÿâëåíèå íàðóøåíèé — çàëîã ýôôåêòèâíîñòè èõ ïðåîäîëåíèÿ.
Íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ ó äåòåé — ýòî ëþáîå íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ, âîçíèêàþùåå â ìëàäåí÷åñêîì èëè äåòñêîì âîçðàñòå, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ çàäåðæêîé áèîëîãè÷åñêè íåîáõîäèìûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, íàïðèìåð, ðàçâèòèÿ ðå÷è.
×àùå òàêîå íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ âñòðå÷àåòñÿ ó ìàëü÷èêîâ, ÷åì ó äåâî÷åê, îäíàêî ñî âðåìåíåì îíî ïîñòåïåííî ïðîõîäèò.
 ïåðâûé ãîä æèçíè íà÷èíàåòñÿ àêòèâíîå ôîðìèðîâàíèå äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ, ýìîöèé, èíòåëëåêòà, ðå÷è è ëè÷íîñòè. Ýòî ïåðèîä ñàìîãî áóðíîãî ðàçâèòèÿ âñåõ ôóíêöèé îðãàíèçìà, ÷òî îáóñëîâëåíî ðîñòîì è íåâåðîÿòíîé ïëàñòè÷íîñòüþ äåòñêîãî ìîçãà.
Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ìàëûøà ñòðîèòñÿ íà áàçå ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ — ÷åðåç îðãàíû ÷óâñòâ (çðåíèå, ñëóõ, òàêòèëüíîå âîñïðèÿòèå).
Âèäû è ïðè÷èíû îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ó äåòåé
Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé äèàëåêòè÷åñêèé ïðîöåññ, êîòîðûé õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòüþ è íåðàâíîìåðíîñòüþ ñîçðåâàíèÿ îòäåëüíûõ ôóíêöèé, êà÷åñòâåííûì èõ ïðåîáðàçîâàíèåì íà íîâîì âîçðàñòíîì ýòàïå. Ïðè ýòîì êàæäàÿ ïîñëåäóþùàÿ ñòàäèÿ ðàçâèòèÿ íåðàçðûâíî ñâÿçàíà ñ ïðåäûäóùåé.
Ðàçëè÷íûå íåáëàãîïðèÿòíûå âîçäåéñòâèÿ âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå ðàçâèòèÿ, âî âðåìÿ ðîäîâ (ðîäîâàÿ òðàâìà, àñôèêñèÿ), à òàêæå ïîñëå ðîæäåíèÿ ìîãóò ïðèâîäèòü ê íàðóøåíèÿì ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Äëÿ óñïåøíîé ëå÷åáíî-êîððåêöèîííîé è ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû ñ äåòüìè, èìåþùèìè îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, âàæíîå çíà÷åíèå èìååò çíàíèå ïðè÷èí è õàðàêòåðà íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ.
Õîðîøî èçâåñòíî, ÷òî äåòè, ñòðàäàþùèå îäíèì è òåì æå çàáîëåâàíèåì, ïî-ðàçíîìó îòñòàþò â ðàçâèòèè. Ýòî ñâÿçàíî ñ ãåíîòèïè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè èõ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñ ðàçëè÷íûìè âëèÿíèÿìè îêðóæàþùåé ñðåäû, à òàêæå ñ òåì, íàñêîëüêî ñâîåâðåìåííî ïîñòàâëåí ïðàâèëüíûé äèàãíîç è íà÷àòà ëå÷åáíî-êîððåêöèîííàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ðàáîòà.
Ïîä ïðè÷èíîé îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè ïîíèìàþò âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì âíåøíåãî èëè âíóòðåííåãî íåáëàãîïðèÿòíîãî ôàêòîðà, êîòîðûé îïðåäåëÿåò ñïåöèôèêó ïîðàæåíèÿ èëè íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ïñèõîìîòîðíûõ ôóíêöèé.
Èçâåñòíî, ÷òî ïî÷òè ëþáîå áîëåå èëè ìåíåå äëèòåëüíîå íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå íà ðàçâèâàþùèéñÿ ìîçã ðåáåíêà ìîæåò ïðèâåñòè ê îòêëîíåíèÿì â ïñèõîìîòîðíîì ðàçâèòèè. Èõ ïðîÿâëåíèÿ áóäóò ðàçëè÷íû â çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè íåáëàãîïðèÿòíîãî âîçäåéñòâèÿ, ò. å. îò òîãî, íà êàêîì ýòàïå ðàçâèòèÿ ìîçãà îíî èìåëî ìåñòî, åãî äëèòåëüíîñòè, îò íàñëåäñòâåííîé ñòðóêòóðû; îðãàíèçìà è ïðåæäå âñåãî öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, à òàêæå îò òåõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé, â êîòîðûõ âîñïèòûâàåòñÿ ðåáåíîê. Âñå ýòè ôàêòîðû â êîìïëåêñå îïðåäåëÿþò âåäóùèé äåôåêò, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå íåäîñòàòî÷íîñòè èíòåëëåêòà, ðå÷è, çðåíèÿ, ñëóõà, ìîòîðèêè, íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû, ïîâåäåíèÿ.  ðÿäå ñëó÷àåâ ìîæåò áûòü íåñêîëüêî íàðóøåíèé, òîãäà ãîâîðÿò îá îñëîæíåííîì èëè ñëîæíîì äåôåêòå.
Ñëîæíûé äåôåêò õàðàêòåðèçóåòñÿ ñî÷åòàíèåì äâóõ èëè áîëåå íàðóøåíèé, â îäèíàêîâîé ñòåïåíè îïðåäåëÿþùèõ ñòðóêòóðó àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ è òðóäíîñòè îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà. Íàïðèìåð, ñëîæíûé äåôåêò èìååò ìåñòî ó ðåáåíêà ñ îäíîâðåìåííûì ïîðàæåíèåì çðåíèÿ è ñëóõà, èëè ñëóõà è ìîòîðèêè è ò. ï.
Ïðè îñëîæíåííîì äåôåêòå âîçìîæíî âûäåëåíèå âåäóùåãî, èëè ãëàâíîãî, íàðóøåíèÿ è îñëîæíÿþùèõ åãî ðàññòðîéñòâ. Íàïðèìåð, ó ðåáåíêà ñ íàðóøåíèÿìè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ìîãóò íàáëþäàòüñÿ íåðåçêî âûðàæåííûå äåôåêòû çðåíèÿ, ñëóõà, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ýìîöèîíàëüíûå è ïîâåäåí÷åñêèå ðàññòðîéñòâà.
Îñîáåííîñòüþ äåòñêîãî ìîçãà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî äàæå åãî íåáîëüøîå ïîðàæåíèå íå îñòàåòñÿ ÷àñòè÷íûì, ëîêàëüíûì, êàê ýòî èìååò ìåñòî ó âçðîñëûõ áîëüíûõ, à îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà âñåì ïðîöåññå ñîçðåâàíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ïîýòîìó ðåáåíîê ñ íàðóøåíèåì ðå÷è, ñëóõà, çðåíèÿ, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà ïðè îòñóòñòâèè ðàííèõ êîððåêöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé áóäåò îòñòàâàòü â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè.
Îïèñàííûå âûøå íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ÿâëÿþòñÿ ïåðâè÷íûìè. Îäíàêî íàðÿäó ñ ïåðâè÷íûìè ÷àñòî èìåþò ìåñòî òàê íàçûâàåìûå âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ, ñòðóêòóðà êîòîðûõ çàâèñèò îò õàðàêòåðà âåäóùåãî äåôåêòà. Òàê, îòñòàâàíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé ñ îáùèì ñèñòåìíûì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è, ïðåæäå âñåãî, áóäåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ñëàáîñòè ñëîâåñíîé (âåðáàëüíîé) ïàìÿòè è ìûøëåíèÿ, à ó äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì — â íåäîñòàòî÷íîñòè ïðîñòðàíñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé è êîíñòðóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè.
Ó äåòåé ñ íåäîñòàòêàìè ñëóõà íàðóøàåòñÿ ðàçâèòèå ïîíèìàíèÿ îáðàùåííîé ðå÷è, ñ òðóäîì ôîðìèðóþòñÿ àêòèâíûé ñëîâàðü è ñâÿçíàÿ ðå÷ü. Ïðè äåôåêòàõ çðåíèÿ ðåáåíîê èñïûòûâàåò çàòðóäíåíèÿ ïðè ñîîòíåñåíèè ñëîâà ñ îáîçíà÷àåìûì ïðåäìåòîì, îí ìîæåò ïîâòîðÿòü ìíîãèå ñëîâà, íåäîñòàòî÷íî ïîíèìàÿ èõ çíà÷åíèå, ÷òî çàäåðæèâàåò ðàçâèòèå ñìûñëîâîé ñòîðîíû ðå÷è è ìûøëåíèÿ.
Âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè çàòðàãèâàþò, ïðåæäå âñåãî, òå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè, êîòîðûå íàèáîëåå èíòåíñèâíî ðàçâèâàþòñÿ â ðàííåì è äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ðå÷ü, òîíêàÿ äèôôåðåíöèðîâàííàÿ ìîòîðèêà, ïðîñòðàíñòâåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ, ïðîèçâîëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ äåÿòåëüíîñòè.
Áîëüøóþ ðîëü â âîçíèêíîâåíèè âòîðè÷íûõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè èãðàåò íåäîñòàòî÷íîñòü èëè îòñóòñòâèå ðàííèõ ëå÷åáíî-êîððåêöèîííûõ è ïåäàãîãè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé è îñîáåííî ïñèõè÷åñêàÿ äåïðèâàöèÿ. Íàïðèìåð, îáåçäâèæåííûé ðåáåíîê ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì, íå èìåþùèé îïûòà îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, îòëè÷àåòñÿ ëè÷íîñòíîé è ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé íåçðåëîñòüþ, èíôàíòèëüíîñòüþ, ïîâûøåííîé çàâèñèìîñòüþ îò îêðóæàþùèõ.
Íå âûÿâëåííûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, íàïðèìåð, ñëàáî âûðàæåííûå äåôåêòû çðåíèÿ è ñëóõà, ïðåæäå âñåãî çàäåðæèâàþò òåìï ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, à òàêæå ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ôîðìèðîâàíèþ âòîðè÷íûõ ýìîöèîíàëüíûõ è ëè÷íîñòíûõ îòêëîíåíèé ó äåòåé. Íàõîäÿñü â ìàññîâûõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, íå èìåÿ ê ñåáå äèôôåðåíöèðîâàííîãî ïîäõîäà è íå ïîëó÷àÿ ëå÷åáíî-êîððåêöèîííîé ïîìîùè, ýòè äåòè äëèòåëüíîå âðåìÿ ìîãóò ïðåáûâàòü â ñèòóàöèè íåóñïåõà.  òàêèõ óñëîâèÿõ ó íèõ ÷àñòî ôîðìèðóåòñÿ çàíèæåííàÿ ñàìîîöåíêà, íèçêèé óðîâåíü ïðèòÿçàíèé; îíè íà÷èíàþò èçáåãàòü îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, è ïîñòåïåííî âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ âñå áîëåå óñóãóáëÿþò èõ ñîöèàëüíóþ äåçàäàïòàöèþ.
Òàêèì îáðàçîì, ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà, ìåäèöèíñêàÿ è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ ïîçâîëÿþò äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíûõ óñïåõîâ â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè.
Îòêëîíåíèÿ âîçíèêàþò â ïðîöåññå âíóòðèóòðîáíîãî, ïîñëåðîäîâîãî ðàçâèòèÿ èëè â ðåçóëüòàòå äåéñòâèÿ íàñëåäñòâåííûõ ôàêòîðîâ.  çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ àíîìàëèé è íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ èõ ïîäðàçäåëÿþò íà âðîæäåííûå è ïðèîáðåòåííûå. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äåôåêòîâ è íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ ðàçíîîáðàçíû.
Ê ïåðâîé ãðóïïå îòíîñÿòñÿ ïàòîãåííûå ôàêòîðû, âûçûâàþùèå çàáîëåâàíèÿ ìàòåðè â ïåðèîä áåðåìåííîñòè: òîêñèêîçû, èíòîêñèêàöèÿ, íàðóøåíèå îáìåíà âåùåñòâ, èììóííî-ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ è ìíîãîîáðàçíàÿ àêóøåðñêàÿ ïàòîëîãèÿ (óçêèé òàç, çàòÿæíûå èëè ñòðåìèòåëüíûå ðîäû, îáâèòèå ïóïîâèíîé, íåïðàâèëüíîå ïðåäëåæàíèå ïëîäà è äð.). Ïîìèìî óêàçàííûõ ôàêòîðîâ îïðåäåëåííóþ ðîëü èãðàþò íåêîòîðûå õèìè÷åñêèå âåùåñòâà, ðàäèîàêòèâíîå èçëó÷åíèå. Íàèáîëåå òÿæåëûå ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû, îðãàíîâ ñëóõà, çðåíèÿ, íàðóøåíèÿ â ôèçè÷åñêîì è ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè áûâàþò ïðè òîêñîïëàçìîçå. Âîçáóäèòåëü ïðîíèêàåò èç îðãàíèçìà ìàòåðè â ïëîä ÷åðåç ïëàöåíòó. Ïðè âðîæäåííîé êðàñíóõå îòìå÷àþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå ïîðàæåíèÿ çðåíèÿ, à òàêæå äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ. Ê ïîñëåäñòâèÿì âíóòðèóòðîáíûõ èíôåêöèé íåðâíîé ñèñòåìû îòíîñÿò ìèêðîöåôàëèþ, ãèäðîöåôàëèþ, ñïàñòè÷åñêèå ïàðàëè÷è è ïàðåçû, íåïðîèçâîëüíûå íàâÿç÷èâûå äâèæåíèÿ (ãèïåðêèíåçû).
Êî âòîðîé ãðóïïå âðîæäåííûõ íàðóøåíèé îòíîñÿòñÿ íàñëåäñòâåííûå ãåíåòè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ. Îíè õàðàêòåðèçóþòñÿ ðàçíîîáðàçíûìè íàñëåäñòâåííî îáóñëîâëåííûìè îòêëîíåíèÿìè â îáìåíå âåùåñòâ. Ýëåìåíòàðíûìè åäèíèöàìè íàñëåäñòâåííîñòè ÿâëÿþòñÿ ãåíû, ðàñïîëîæåííûå â õðîìîñîìàõ — íèòåâèäíûõ ñàìîâîñïðîèçâîäÿùèõñÿ ñòðóêòóðàõ êëåòî÷íîãî ÿäðà. Òàê, íàðóøåíèÿ õðîìîñîìíûõ íàáîðîâ ðîäèòåëåé ìîãóò ïðèâåñòè ê íàñëåäîâàíèþ íåêîòîðûõ ôîðì îëèãîôðåíèè (áîëåçíü Äàóíà), ðàçëè÷íûõ òèïîâ ãëóõîòû, îïðåäåëåííûõ äåôåêòîâ çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðà.
Ïðèîáðåòåííûå íàðóøåíèÿ âêëþ÷àþò ðàçíîîáðàçíûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, âûçâàííûå ïðåäðîäîâûìè è ïîñëåðîäîâûìè ïîðàæåíèÿìè îðãàíèçìà ðåáåíêà.
Íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû îêàçûâàþò íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà ãåíåòè÷åñêîì óðîâíå. Ïîñëåäñòâèÿ íåãàòèâíîãî âëèÿíèÿ íàñëåäñòâåííûõ ôàêòîðîâ ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíîîáðàçíûìè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник