Факторы влияющие на развитие ребенка в дошкольном возрасте

Факторы влияющие на развитие ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

ЛИЧНОСТЬ — это
человек как общественное существо,
носитель общественного сознания.

Сущность человека
как личности проявляется через те
отношения, в которые он вступает с
окружающим миром и прежде всего с людьми.
Сюда включаются все отношения, которые
складываются между людьми (в семье, в
коллективе, в повседневном общении и
т.д.) Таким образом, понятие «личность»
характеризует человека как общественное
существо, связанное с усвоением того
разнообразного духовного опыта, который
накоплен в обществе. Человек не рождается
личностью, а становится ею в процессе
своей жизнедеятельности.

РАЗВИТИЕ — это
процесс количественных и качественных
изменений наследуемых и приобретенных
свойств индивида.

Человек в течение
своей жизни развивается в нескольких
отношениях:

-физическое развитие
— изменение роста, веса, объема человеческого
тела;

-физиологическое
развитие — изменение физиологических
процессов (например, половое созревание);

-психическое
развитие — это обогащение фонда условных
рефлексов, выработка характера, развитие
памяти, мышления, эмоционально-волевой
сферы и др.;

— социальное
развитие проявляется в усложнении
отношений с окружающей средой, в которые
вступает человек на протяжении своей
жизни Источником всякого развития, в
том числе и развития личности, являются
внутренние противоречия. Например,
противоречие между требованиями общества
и актуальным уровнем развития ребенка,
противоречие между потребностями
ребенка и возможностями их удовлетворения,
противоречие между стремлением ребенка
к самостоятельности и его потребностью
в помощи взрослых, противоречие между
целенаправленными воздействиями и
стихийными влияниями социальной среды
и др. Эти противоречия и выступают в
качестве движущих сил развития личности

Факторы, влияющие
на развитие личности:
наследственность,
среда и воспитание.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
— это генетическая программа биологических
признаков, получаемая ребенком от
родителей при рождении

СРЕДА — это окружающие
человека общественные, материальные,
духовные, природные условия его
существования, формирования и деятельности,
а также совокупность людей, связанных
общностью этих условий.

Ребенок от своих
родителей наследует следующие признаки:

-анатомо-физиологическую
структуру биологического вида «человек
разумный» (строение тела, внутренних
органов, их функционирование и т.д.);

-безусловные
рефлексы (сосание, слюноотделение,
оборонительный, ориентировочный и др.);

-физические
особенности (особенности телосложения,
черты лица, цвет волос, кожи, глаз и
т.п.);

-функциональные
особенности (группа крови, характер
обмена веществ и др.);

-аномалии
наследственного происхождения
(дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания
и др.);

-особенности
нервной системы (сила процессов
возбуждения и торможения, их уравновешенность
и подвижность);

-задатки.

Материальными
носителями наследственности являются
гены (генотип).

Однако этот
наследственный багаж является лишь
необходимым. но недостаточным условием,
потенциальной возможностью, предпосылкой
для последующего развития человека.
Значительная роль здесь отводится
социальной среде и воспитанию.

Среду обитания
можно подразделить на природную
(географическую) и социальную. В понятие
природной среды входят: климат ресурса,
ландшафт и др. Социальную среду, окружающую
ребенка, можно подразделить на макросреду
и микросреду. Под макросредой понимается
общество в целом, общественный строй:
социально-экономические, политические,
морально-правовые условия жизни. Термином
«микросреда» обозначается ближайшее
окружение человека. Сода можно отнести
материально-бытовые условия жизни
ребенка, дошкольное учреждение, где он
воспитывается, а также людей, непосредственно
контактирующих с дошкольником. Макросреда
не воздействует на личность непосредственным
образом. Это воздействие осуществляется
преимущественно через микросреду.
Социальная среда выступает как
определяющий фактор развития личности.
Только «живя в обществе, человек может
сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ —
целенаправленный педагогический процесс
организации и стимулирования активной
деятельности формируемой личности по
овладению всей совокупности общественного
опыта.

Процесс становления
личности человека осуществляется в
условиях воспитания путем присвоения
общественно-истерического опыта
человечества, Руководство его освоением
осуществляется взрослым. В итоге человек
входит в систему социальных отношений
того общества, в котором он живет. Поэтому
воспитание играет ведущую роль в развитии
личности ребенка.

Освоить
общественно-исторический опыт помогает
активность растущего человека. Активность
личности выражается через подражательность
ребенка, его воспитуемость, обучаемость,
самовоспитание и самообразование.
Активность личности дошкольника находит
свою реализацию в игровой, познавательной,
предметной, трудовой, учебной,
художественной деятельности, в общении.
Активная позиция ребенка в деятельности
делает его не только объектом, но и
субъектом воспитания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    11.02.2016476.67 Кб71,2,5,6,7,8,11,13,14,17,18.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные закономерностям развития ребенка дошкольного возраста позволили выделить факторы, обуславливающие течение и результаты данного процесса: наследственность, среда и воспитание.

Фактор – движущая сила, причина какого либо процесса. Развитие личности – качественное изменение ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому в процессе социализации личности. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, ребенок в процессе социализации вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.

Необходимо отметить, что без участия взрослого человека развития ребенка невозможно. Взрослый (семья, педагоги, окружающие) выступает посредником в процессе социализации ребенка.

Движущими силами формирования личности являются возникающие в процессе воспитания противоречия биологических (наследственность) и социальных (среда) закономерностей.

Движущая сила развития личности имеет следующие противоречия:

1. Между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения.

2. Между возросшими духовными и физическими возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности.

Основные факторы, влияющие на развитие личности дошкольника.

1. Наследственность – передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, обеспечивающие наследственную программу развития человека.

Основные наследственные свойства:

а) анатомо-физиологические особенности человеческого организма;

б) задатки речи, мышления, прямохождение;

в) цвет кожи, глаз и волос; телосложение;

г) тип нервной системы.

2. Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле:

а) в широком смысле «среда» – природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни;

б) в узком смысле «среда» – непосредственное предметное и человеческое окружение ребенка.

3. Воспитание (всегда носит целенаправленный и организованный характер). Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности, которая является залогом формирования различных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной.

Возрастная периодизация

Полная возрастная периодизация включает в себя всю человеческую жизнь с ее характерными стадиями.

Рассматриваются различные подходы ученых к возрастной периодизация дошкольников.

П.П. Блонский. Основа периодизации – периоды смены зубов, что связано с умственным развитием ребенка и с процессом его социализации.

Л.С. Выготский. Основа периодизации – теория свободного возраста и кризисов развития:

– новорожденность;

– младенчество;

– ранний возраст;

– дошкольный возраст.

Д.Б. Эльконин. Основа периодизации – смена ведущего вида детской деятельности. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка и его возможностями. Виды деятельности сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. Данная теория дополняет теорию Л.С. Выготского.

Сензитивный период – период, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий и др.).

Виды периодизации, принятые современной наукой

1. Психологическая периодизация:

– пренатальный период;

– период новорожденности (до 6 недель жизни);

– грудной период (до года);

– ползунковый возраст (1-3 года);

– дошкольный период (от 3 лет и до поступления в школу);

– школьный возраст (6-11 лет);

– пубертантный период (11-15 лет);

– юношеский период (15-20 лет).

2. Педагогическая периодизация:

– младенчество (первый год жизни);

– ранний возраст (от 1 года до 3 лет);

– дошкольный возраст (от 3 до 7 лет):

– младший дошкольный возраст (3-4 года)

– средний дошкольный возраст (4-5 лет)

– старший дошкольный возраст (5 лет — до школы).

– младший школьный возраст (с момента поступления в школу до перехода ребенка в среднее звено – 5 класс);

– средний школьный возраст (с момента перехода в среднее звено и до 15 лет);

– старший школьный возраст (15-18 лет).

Основные педагогические характеристики младенчества:

1. Действия с предметами – основа познавательного развития.

2. Совершенствование нервной системы.

3. Увеличение массы тела и роста.

4. Возрастание двигательной активности.

5. Формирование механизмов речи.

6. Овладение умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать.

Основные педагогические характеристики периода раннего возраста (1-3 года):

1. Речь становится ведущим фактором становление личности.

2. Усвоение ребенком в процессе общения и разнообразных видов деятельности моральных норм и социального опыта.

3. Появление первых признаков самостоятельности в поведении и действиях.

4. Усвоение ребенком основных способов использования предметов – развитие предметной деятельности.

5. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры развиваются восприятие, мышление, память и др.

6. Сенсорное развитие через ощущение и восприятие.

7. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития.

8. Ведущий вид деятельности раннего возраста – предметная деятельность, в процессе которого происходит усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.

Основные педагогические характеристики периода

дошкольного возраста (от 3 лет до момента поступления в школу)

1. Формирование логического мышления, появление элементов абстрактных рассуждений.

2. Начало всестороннего развития и формирования личности.

3. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления.

4. Игра по-прежнему лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации замыслов, желаний и стремлений.

5. Деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышлений и речи приводят к формированию чувственного этапа познаний мира.

6. Формирование произвольности – в игре, рисовании, конструировании и др.

7. Происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции, активно формируется костно-мышечная система, повышается двигательная активность.

Ведущий вид деятельности дошкольного возраста – игровая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

К 6-7 годам ребенок владеет навыками сюжетно-ролевой игры, использует народные и дидактические игры, в рисунке отображает людей, бытовые сюжеты, картины природы, по собственному замыслу создает конструкции из разных материалов, владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни, стремится быть причастным к труду взрослых, инициативен в общении со взрослыми и сверстниками, свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, умеет грамматически правильно строить сложные предложения, имеет элементарные представления о языковой действительности (звук, слово, предложение) и высокий уровень познавательного развития, у него развито самосознание, он проявляет интерес к практическому экспериментированию, обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению, инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий, умеет преодолевать трудности и т.д. У ребенка формируется готовность к систематическому обучению в школе, т.е. ведущей становится учебная деятельность, характеризующая систематическим и целенаправленным усвоением знаний, умений и навыков.

Проблеме развития и воспитания детей дошкольного возраста посвящены исследования Р.С. Буре, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, Т.А. Репиной и др.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ учитывает возрастные возможности и способности детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

Вопрос для обсуждения

1. Дайте определение возрастным особенностям человека.

2. Перечислите факторы развития личности дошкольника.

3. Раскройте основные виды периодизации принятые современной наукой.

4. Назовите основные характеристики младенчества и раннего возраста.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Марина Смирнова
Влияние социально-психологических факторов на речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Среди факторов, влияющих на речевое развитие ребенка дошкольного возраста, в отечественной психологии особенно подчеркивается роль социальной среды и активности в психическом развитии детей.

Дошкольный возраст является сензитивным к развитию многих психических функций, в том числе речи. От того, насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте, зависит успех психического развития ребенка в целом. Уровень развития речи ребенка в какой-то мере отражает уровень его умственного развития, а также «есть основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Работа логопедов и психологов в составе психолого-медико-педагогической комиссии дает основания эмпирически констатировать, что на речевое развитие ребенка дошкольного возраста оказывают существенное влияние социально-психологические факторы. Они, в свою очередь, включают следующие группы более частных детерминант.

I. Социальные факторы.

1. Факторы семейной микросреды.

Состав семьи. В полной семье отцы наряду с матерями играют важную роль в детском коммуникативном развитии. В неполной семье часто ухудшается материальное положение, уменьшается возможность речевого общения матери с ребенком, перестраиваются социальные связи семьи. Ребенок испытывает повышенную потребность в общении, изменяется его эмоциональный статус, а значит, не реализуются в полной мере и речевые возможности ребенка. Процесс речевого развития в неполной семье, таким образом, обедняется.

Количество детей в семье. Вообще не следует абсолютизировать значение количества детей в семье для становления речи. Тем не менее, некоторые отечественные исследователи отмечают, что особенности в развитии речи детей данных семей существуют. По мнению одних, различия определяются таким обстоятельством как уровень физической активности детей. Многодетные родители зачастую не поддерживают подвижные и сюжетные игры детей. Многодетные семьи реже, по сравнению с одно-двудетными, уделяют внимание обучению чтению (50% и 60% соответственно) и познавательным играм (25% и 42%). Экспериментальные исследования Т. Н. Трефиловой-Карацуба показывают, что в многодетной семье затруднен процесс идентификации, а значит, у ребенка наблюдаются трудности в речевом подражании лицам, обладающим зрелой речью, что приводит к отставанию по всем показателям речевого развития.

Уровень образования родителей и их социально-экономический статус. Суммируя результаты многочисленных исследований, Э. Хофф-Гинсберг пришла к выводу, что матери с высоким социо-экономическим статусом (СЭС) создают для своих детей более обогащенную речевую среду, чем матери с низким СЭС, с самого раннего возраста. Они больше общаются со своими детьми и побуждают их к общению, дольше «держат» тему беседы, задают больше вопросов, меньше используют директивные формы высказываний, речь их более богата по словарному запасу и содержит больше информации об окружающих объектах. В результате в дошкольном возрасте дети из семей с высоким СЭС обладают большим словарным запасом, используют в речи грамматически и синтаксически более полные предложения, чем их сверстники из семей с низким СЭС.

Характер контактов ребенка с родителями. П. К. Кериг и другими исследователями показано, что родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляют более экспрессивную и недирективную речь. Условиями речевого развития в семье выступают также правильная речь взрослых; организация и обогащение предметной среды; организация диалога с ребенком путем задавания побуждающих вопросов, стимулирующих ответ; непосредственное эмоциональное общение и др.

2. Общество сверстников.

Существует несколько точек зрения относительно роли общества сверстников в речевом развитии ребенка. Первая состоит в признании благоприятного действия этого фактора. Специальное сопоставление речевого общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, проведенное А. Г. Рузской и А. Э. Рейнстейн, показало, что речь детей в общении со сверстниками более вариативна, богата и менее ситуативна. Это выражается в разнообразии используемых детьми глаголов, прилагательных, наречий и их форм. Ряд речевых категорий в активной речи детей проявляются раньше в их общении со сверстниками, чем со взрослыми.

Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, наличие программы обучения родному языку. Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками (а это, как уже отмечалось, в свою очередь является необходимым условием речевого развития) и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом.

II. Генетические факторы.

Связанные с механизмами психического развития ребенка генетические факторы, наряду с социальными, оказывают влияние на речевое развитие ребенка. Часть из них была обнаружена при помощи метода наблюдения в самых ранних исследованиях и согласуется с последними научными работами. Так, тезис о связи отставания в речевом развитии детей и наличии речевых патологий у взрослых подтверждается исследованием E. Plante, которая показала, что родители мальчиков с нарушениями речевого развития имели речевые расстройства и коммуникативные трудности.

Данные о влиянии половых различий детей на их речевое развитие говорят о более успешном раннем речевом развитии у девочек, что вызывает необходимость рассмотрения фактора пола как одной из детерминант речевого развития.

III. Фактор активности. Важнейшим психологическим условием речевого развития детей служит выполняемая ими деятельность. Начало овладения ребенком активной речью связано с предметно-манипулятивной деятельностью, завершение процесса речевого развития – с учебной, основной период по времени совпадает с развитием игровой деятельности, поскольку игра является ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста.

Необходимо заметить, что в исследованиях влияния вышеуказанных факторов на развитие речи детей редко затрагивается проблема механизма этого влияния. Мы предполагаем, что в качестве таковых могут рассматриваться особенности детско-родительского взаимодействия, а именно: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество требований, предъявляемых к ребенку в семье, характер стиля воспитания в целом и др. Исследование развития речи через «мозаику» детско-родительского взаимодействия позволит сделать процесс речевого развития ребенка более прогнозируемым и управляемым.

Таким образом, педагогам необходимо помнить, что посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками (а это, как уже отмечалось, в свою очередь является необходимым условием речевого развития) и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом. Все мы знаем, что главная задача любого педагога-дошкольника — это гармоничная подготовка каждого воспитанника к обучению в школе. Овладение ребенком грамотной речью способствует к более легкому усвоению школьной программы. Достигается максимальное взаимопонимание между сверстниками и взрослыми.

Источник