Факторы влияющие на развитие ребенка с зпр

Факторы влияющие на развитие ребенка с зпр thumbnail

Мещерякова Ирина Юрьевна
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Черныевского
студентка 1 курса магистратуры кафедры специальной психологии

Аннотация
В статье представлен теоретический анализ причин, влияющих на возникновение задержки психического развития. Рассмотрены классификации причин ЗПР отечественных учённых, а также разработаны рекомендации для педагогов и психологов, работающих с такими детьми. Изучение закономерностей аномального развития психики является главной задачей в разных науках, таких как: специальная психология, патопсихология, дефектология и детской психиатрия. Поиск общих и специфических особенностей, изучение причин и механизмов образования некоторых дефектов психического развития, позволят в раннем возрасте выявлять нарушения, искать способы их коррекции.

Meshcheryakova Irina Yurevna
Saratov State University named after N.G. Chernyevskiy
1st year student of Magistracy Department of Special Psychology

Abstract
The article presents a theoretical analysis of the factors influencing the occurrence of mental retardation. The classification of the causes of mental retardation of domestic scientists, as well as develop recommendations for educators and psychologists working with such children. Study of abnormal development of the mind is the main task in different sciences, such as: special psychology, pathopsychology, defectology and child psychiatry. Search general and specific characteristics, the study of the causes and mechanisms of development of some mental defect, enable early detect violations, to seek ways to correct them.

Библиографическая ссылка на статью:
Мещерякова И.Ю. Анализ факторов, влияющих на возникновение задержки психического развития у детей // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6627 (дата обращения: 07.02.2019).

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день,  около 80%  исследований в психологии посвящено  изучению положения  школьной неуспеваемости, на которое влияет недостаточное  интеллектуальное  развитие  учащихся.

Необходимого  уровня для обучения в школе  к шести годам достигают менее 50% детей, а  отставание  познавательных способностей отмечается у каждого 10-го ребенка школьного возраста (Т.Я.Сафонова, А.Д.Фролова). Переход  школ на новые усовершенствованные программы,  обострил  проблемы систематически  не успевающих учащихся. В конце ХХ века специальными психологами и педагогами проведены исследования, посвященные изучению психологических особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР)[6].

По данным Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации в  2015 году суммарный коэффициент рождаемости   детей  составил 1,777, что выше  соответствующего показателя по сравнению с 2008 годом.  Всемирная организация здравоохранения опубликовала   сведения о том, что среди новорожденных, только 48% детей являются условно  здоровыми, остальные дети по показателям психофизического или физического  развития занимают пограничное состояние с нормой здоровья, либо имеют выраженные   недостатки.

Важно отметить, что на фоне повышения уровня  рождаемости, также увеличивается число детей с недостатками  в психическом  развитии. У  наибольшего числа  таких детей  диагностируется задержка психического развития.  ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов[3].

В одних случаях  наиболее ярко проявляется задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а  в интеллектуальных способностях нарушение  выражено слабо. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Таким образом, тип аномалии развития будут иметь  свои качественные особенности, обусловленные незрелостью эмоциональной сферы и недоразвитостью познавательной деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ

Анализ  зарубежной и  отечественной литературы по проблеме возникновения ЗПР,  позволяет  нам сделать вывод, что единого определения  причин этого явления нет.

Отечественные ученые  (М.С.Певзнер,  К.С.Лебединская,  Г.Е.Сухарева, Т.А.Власова, В.И.Лубовской), учитывая многогранные аспекты этой проблемы, позволили выделить особые критерии психического развития этих  детей.  У большинства детей с ЗПР  наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, замедление целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушение работоспособности. Патогенетической базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение ЦНС и ее резидуально-органическая недостаточность (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, И.Ф.Марковская, и др.)[5]. Другой причиной, может быть функциональная незрелость ЦНС. Данные работы заложили основы дифференциальной диагностики.

Задержка психического развития  возникает, как правило, в связи с экзогенными вредностями.

Факторы внешней среды, когда  они  являются неблагоприятными,  приводят к изменению темпа развития более сложных процессов нервной системы. Главной отличительной чертой детей с задержкой  психического развития   от умственно отсталых детей – является  обратимость (в большинстве случаев) и восстановление всех дефектных психических функций.

Специальная психология,   выделяет две большие группы факторов, которые  могут  привести  к  возникновению ЗПР.

Первая группа – эндогенные факторы:

  • соматические заболевания матери на разных сроках  беременности (тяжелые формы осложнений после гриппа, хронические заболевания,  порок сердца,  болезнь щитовидной железы, туберкулез,  нарушение нормальной деятельности органов пищеварения и др.);
  • патологии беременности (тяжелая интоксикация, резус-конфликт, эндокринные нарушения);
  • использование для лечения гормональных или дающих побочные эффекты препаратов;
  • злоупотребление матери  алкоголем, наркотиками, противопоказанными медицинскими препаратами во время беременности;
  • недоношенность ребенка;
  • асфиксия плода;
  • родовая травма.

Вторая группа  – экзогенные факторы:

  • социальная депривация (отлучение ребенка от матери, агрессивное отношение взрослых к малышу,  скудность межличностностных отношений   в семье,  содержание  ребенка в детском доме);
  • не соответствие вида деятельности ребенка на определенном возрастном этапе (дефицит предметной, игровой деятельности, а также  общения с взрослыми и т.д.);
  •  нарушенные формы отношения  к  ребенку  в семье (гипоопека, гиперопека, смешанный тип и т.д.).

В классификации разработанной Г.Е.Сухаревой, М.С.Певзнерым, Т.А.Власовой, Е.С.Ивановой, в качестве первопричины ЗПР выступают:

•      церебральная астения;

•      аффективная расположенность;

•      психопатоподобное расстройство.

В изучение причин  задержки психического развития внесла вклад Л.О.Бадалян. Она включает  в число причин задержки психического развития такие факторы как:

•      педагогическая запущенность (недостаточность педагогического воздействия в целом, и особенно в периоды сензитивного развития  психических функций организма);

•      слабая информационная обеспеченность  (ограниченность зрительных и слуховых раздражителей,  недоступность  ярких эмоциональных и других впечатлений).

Н.Н.Данилова указывает на острый и хронический стресс как на возможную причину ЗПР, так как он способен тормозить и деформировать развитие и протекание когнитивных процессов[4].

Таким образом, в  основу  развития  ЗПР заложено взаимодействие биологических (эндогенных) и социальных (экзогенных) причин. Учитывая  этот факт,  требуется  более тщательное  и своевременное  взаимодействие с ребенком со стороны воспитателей, педагогов, психологов и самое главное семьи.

Особо остро встает проблема ранней диагностики детей с   ЗПР и дальнейшей коррекционно-профилактической работы по развитию полноценной личности ребенка в условиях взаимодействия разных социальных институтов. Дети с ЗПР, без правильно построенной психолого-педагогической помощи,  не достигают соответствующего уровня для школьного  обучения не только к шести, но и к семи годам.

В нашей статье приводятся рекомендации, ориентированные на педагогов-психологов, по повышению уровня социализации и гармонизации  детей с задержкой психического развития.

Главным периодом коррекции личностного развития  младших школьников с задержкой психического развития является  переход ребенка из детского садика в школу. Для снижения стресса в данное время  необходимо единство психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки. Это основные направления деятельности психолога и педагога в образовательном процессе.

Работа психолога и педагога с учащимися по профилактике и преодолению трудностей  в эмоционально-личностной и социальной сфере,  может быть достаточно эффективной, если ребенок убедится в искренности намерений взрослого ему помочь[1].

Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития   имеет свои особенности. На ранних этапах не рекомендуются групповые формы  занятий, так как  индивидуальная работа более эффективна. Параллельно, необходимо проводить  беседы в семье. Осуществив  диагностику семейных взаимоотношений  и определив  степень их дисгармоничности,  следует проводить психокоррекционную  работу с членами семьи  как индивидуально, так и группах.  На данном этапе приоритет  следует отдать индивидуальной работе с детьми.

Для повышения уровня социализации и адаптации детей, а так же навыков саморегуляции волевой сферы, необходимо создавать ролевые игры в коллективе. Проигрывать разные коммуникативные ситуации.  При этом  ребенку группы риска надо доверить исполнение роли, которая будет требовать от него принятия  определенных  решений,   будет требовать использование речевого общения  с другими участниками игры.

Реализация  коррекционной  программы в дифференцированных условиях образовательных учреждений предполагает следующие направления[1].

1. Обеспечение внеклассных занятий детей для совместного проведения  времени.

2. Параллельное  проведение  индивидуальной коррекционной работы и фронтальной со всем классом.

3. Консультирование родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком с ЗПР  вне школы.

4. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего психологического процесса для младшего школьника   на основе принципа единства диагностики и коррекции развития.

5.Обеспечение ранней коррекции поведения у детей с задержкой психического развития с целью преодоления  трудностей  в адаптации и реализации себя как личности, предупреждения  возникновения девиантного поведения.

Рекомендации для родителей  и педагогов по улучшению межличностных отношений  у младших школьников  с задержкой психического развития:

1. Установить дружескую  атмосферу среди сверстников.

2. Раскрыть особенные качества ребенка.

3. Оказать помощь  в развитии основ коммуникабельности  в общении.

4. Развить навыки межгруппового взаимодействия.

5.  Создать условия для творческого самовыражения и  выявить  у младших школьников, того  что они могут  делать лучше своих  сверстников в процессе совместной  деятельности.

6.  Вызвать интерес к своим сверстникам.

7.  Научить    понимать и сопереживать  другим людям.

8. Снизить  эмоциональный дискомфорт в семье в связи с особенностями развития  ребенка.

9. Не говорить при ребенке о его проблеме, а во время общения речь должна быть неторопливой.

10. Укрепить уверенность родителей в возможностях ребенка.

11.Включить  в активную деятельность детей-аутсайдеров.

12 .Добиться  спокойной,  дружелюбной обстановки  в школе и дома.

13. Вызвать стремления  к изменению  самооценки, повышению уровня притязаний, чтобы улучшить  положение ребенка в системе межличностных отношений  со сверстниками и членами семьи.

14.Сформировать позитивное  отношение к сфере социального взаимодействия  педагогов, психологов, родителей и ребенка с ЗПР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ причин возникновения задержки психического развития у детей,  показывает, что изучение  межличностных отношений  детей с ЗПР занимает ведущее место в системе развития высших психических функций.

Использование приведенных в статье рекомендаций в работе педагога-психолога, в разработке индивидуальных коррекционных и психопрофилактических программ, будет  благоприятно влиять  на эмоциональный климат в классе, а также на  развитие гармоничной личности ребенка.

Библиографический список

  1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. 224 с
  2. Дошкольная дефектология: тесты: Учебно-методическое пособие / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ “Наука”, 2015. 103 с.
  3. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. – М.: Владос, 2003. – с.128
  4. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 3 (47). С. 37-48
  5. Шипова Л.В. Изучение эмоционального развития детей с задержкой психического развития в психологии // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой. 2016. С. 781-786.
  6. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. -2006. – №5. – С.60.

Все статьи автора «Мещерякова Ирина Юрьевна»

Источник

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник