Факторы влияющие на развитие памяти ребенка
Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология
Содержание
Содержание
Введение
Глава
1. Теоретический анализ проблемы развития памяти в отечетственной и зарубежной психологии
1.1. Общая характеристика памяти как психологического феномена
1.2. Основные концепции развития памяти в отечественной и зарубежной психологии
Глава
2. Методы исследования памяти у детей дошкольного возраста
2.1. Основные методы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста
2.2. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Содержание
Выдержка из текста
Цель исследования: изучить особенности памяти детей дошкольного возрастаОбъект исследования: процесс развития памяти младших школьников. Изучить методы и приемы развития памяти детей дошкольного возраста
При этом раннее детство самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире в прямом и переносном смысле.
1. Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования особенностей взаимосвязи внимания и памяти детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Гипотеза исследования: развитие памяти детей с общим недоразвитием речи третьего уровня будет эффективнее при проведении своевременной систематизированной диагностической и коррекционной работы с использованием отобранного системного комплекса коррекционных заданий и упражнений.
«Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, — писал Л. С. Выготский, — является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль»
Это связанно с тем, что именно речь влияет на становление личности в целом. Язык и речь являются центральными темами психологии, философии и педагогики, о которых зависит развитие психических процессов памяти, мышления, воображения, эмоций. Цель исследования: выявить влияние пальчиковых игр на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.
— социальными ожиданиями общества, которое стремится воспитать интеллектуально развитую личность, способную сопереживать, ценить прекрасное, и отставанием методической практики, способной удовлетворить данное ожидание;
динамика изменения психического развития у детей дошкольного возраста
Список литературы
1.Абрамова Г. С. Возростная психология М., 2003
2.Аверин В.А. психология детей и подростков. — СПб., 1998
3.Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. — М., 1985
4.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /Пер с англ. под общ. ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. — М., 1980
5.Битянова М., барчук О. диагностика дошкольной зрелости //Школьный психолог. — 2000. — № 30
6.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994
7.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2000
8.Венгер Л.А. Умственное развитие дошкольников. — М., 1974
9.Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте: В 2-х т. — М., 1982
10.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М., — Воронеж, 2002
11.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М., 1999 Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. — М., 1988
12.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999
13.Изюмова С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики //Вопросы психологии. — 1984. — № 6. — C. 110 — 118
14.Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, — М., 1981
15.Истратова О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов н/Д., 2008
16.Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4 — 5 лет. — СПб.;
- М., 2008
17.Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000
18.Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. — СПб., 2000
19.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. — М., 2004
20.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до
1. лет. — М., 2001
21.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 — 7 лет. — СПб., 2007
22.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М., 1994.
23.Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
24.Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1997.
25.Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 2001.
26.Психология памяти /Под ред. Ю. Б, Гиппенрейтер, В. Я, Романова. — М., 1979
27.Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. — М., 2002
28.Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ред. — сост. Г. В. Бурменская. — М., 2003
29.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 2002.
30.Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. — М., 2000.
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998
32.Семаго Н.А. исследование произвольности психической активности старших дошкольников //школьный психолог. — 2000. — № 43
33.Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. — Минск, 1998
34.Смирнов А.А. проблемы психологии памяти. — М., 1996
35.Спилберг Дж.
50. пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет /Пер. с англ. Е.Г. Гендель. — Мн., 2007
36.Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д., 1997
37.Урунтаева Г. А. диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. — М., 1999
38.Хорошевский Н.И. Современные методы развития памяти и мышления. — М., 2008
список литературы
Источник
Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.
Определение памяти и ее сущность
Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.
Нейрофизиологическая суть памяти — образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.
Различают такие виды памяти, как:
- непроизвольная — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
- произвольная — подключается волевой компонент, ассоциации.
Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.
Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.
Виды памяти
По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:
- Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
- Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).
По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:
- зрительная — запоминание видимых образов;
- слуховая — запоминание услышанного;
- тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
- эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
- вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.
В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.
Особенности памяти детей дошкольного возраста
Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.
У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.
Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.
С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.
Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.
У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.
Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.
Особенности усвоения материала дошкольниками
Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:
- содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
- процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
- мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
- контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.
Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.
Методики для развития зрительной памяти
«Фотоаппараты»
Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.
«Найди различия»
Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.
«Чего не хватает?»
Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.
«Что изменилось?»
Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.
«Опиши соседа»
Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.
«Таблицы Шульте»
Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.
Развитие ассоциативной памяти
«Игра в ассоциации»
Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.
«Я знаю пять…»
Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.
«Сравнение предметов»
Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.
Развитие моторной и тактильной памяти
«Кукловод»
Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.
«Графический диктант»
Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)
«Воспроизведение рисунка по памяти»
Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.
Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.
«Делай, как я».
Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.
«Геометрические фигуры»
Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.
Развитие слуховой и вербальной памяти
«Метод десяти слов»
Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.
Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.
Нарушения памяти и их причины
К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.
Нарушения памяти проявляются как гипомнезия — ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия — выпадение отдельных моментов из памяти.
Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой — улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование — проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.
При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:
- слуховая — больше читать вслух;
- зрительная — использовать наглядные средства;
- моторная — записывать или зарисовывать. Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.
Общие рекомендации по развитию памяти
Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:
Группировка материала | Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал. |
Ассоциации | Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным. |
Схематический образ | Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка. |
Опорные пункты | Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д. |
Структурирование материала | Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое. |
Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти
Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:
- Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
- Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
- Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
- Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
- Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.
Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.
[mrp postnumb=4]
Источник