Факторы влияющие на когнитивное развитие ребенка
Факторы, влияющие на
когнитивное развитие ребенка.
Полагаю, достаточно ясно, что уровень когнитивного развития человека в наши дни может определить всю его судьбу, социальный статус, карьерные достижения. Интеллектуальное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, безусловно, основное закладывается в детстве. Родителям хочется, чтобы его ребенок достиг успеха и благополучия. Что можно сделать для повышения интеллектуальных способностей ребенка с самого раннего детства? Как можно повлиять на данные способности и возможно ли это?
В подобном вопросе обратимся к детской психологии в целом и к «Теории когнитивного развития человека» швейцарского философа и психолога Ж. Пиаже в частности.
Прежде всего необходимо определиться с самим термином «Когнитивное развитие». Итак, когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, решение задач, формирование понятий, воображение и логика.
Целью моей работы является попытка выявить и охарактеризовать основные факторы, которые влияют на когнитивное развитие ребенка. Что же влияет на интеллектуальное развитие ребенка? На какие факторы можно повлиять, а какие из них врожденные? Вопрос о факторах, влияющих на когнитивное развитие, остается достаточно сложным. Рассмотрим современные представления о данной проблеме, не отходя, тем не менее от теории Жана Пиаже.
Современная психология считает, что все факторы, которые могут повлиять на когнитивное развитие ребенка можно (и нужно) делить на врожденные и приобретенные. Соответственно, зная эти факторы, можно влиять на интеллектуальное развитие ребенка с самого его рождения.
Я попытаюсь раскрыть основные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка и обозначить их сущность ( врожденные либо приобретенные) в соответствии с теорией Ж.Пиаже.
- Врожденные факторы.
- Генетический фактор.
Главным врожденным фактором, влияющим на когнитивное развитие человека, разумеется, является генетический фактор. Существует теория, что каждый человек, уже при рождении, имеет определенный запас знаний, который ему был передан родителями. Данная теория довольно спорна, т.к. не всегда высоко интеллектуально развитые родители могут похвастаться столь же развитыми детьми. Интеллект в чистом виде никогда не передается. Передается лишь направление мыслительной деятельности. И это очень важно.
Абсолютно точно можно сказать о том, что ряд негативных факторов может повлиять на когнитивное развитие человека именно на генетическом уровне. Для примера рассмотрим Синдром Дауна. Синдром Дауна у родителей, страдающих им, может не передаться ребенку и абсолютно никак не повлиять на его интеллектуальное развитие. Наоборот, у генетически здоровых родителей, вдруг, рождается ребенок с данным синдромом. Механизм передачи врожденных генетических болезней от родителей к детям до конца, к сожалению, еще не ясен. Однако, выявлена закономерность между возрастом родителей и вероятностью получения их ребенком генетического заболевания. У родителей, чей возраст на время зачатия составляет меньше 25 лет вероятность произвести на свет ребенка с Синдромом Дауна составляет 1/2000. Однако, если даже одному из родителей больше 40 лет, то подобная вероятность составляет 1/40! Таким образом, можно сказать, что «старорождение» является негативным фактором, который может повлиять на генетику ребенка и, соответственно, на его интеллектуальное развитие.
- Факторы, возникающие во время беременности.
Образ жизни беременной женщины напрямую влияет на развитие ребенка, как физическое, так и интеллектуальное. Мозг ребенка, находящегося в чреве у матери, созревает весь период беременности. Правильное сбалансированное питание, здоровый образ жизни способствуют развитию здорового ребенка. Однако, зачастую, подобные условия будущими мамами не соблюдаются. Идеологи пренатального воспитания, такие как М. Оден (M. Oden), А. Бертин (A. Bertin), Д. Чемберлен (D. Chamberlain), считают, что беременность – это активный диалог не только между матерью и ребенком, но и между матерью и отцом, окружающим миром. Алкоголь, никотин, наркотические средства пагубно влияют на развитие эмбриона, и младенца в последствии. Огромное количество исследований показывает, что интеллектуальное развитие детей, рожденных от матерей с негативными привычками, гораздо ниже среднего. К примеру, детей, рожденных женщинами, которые употребляли алкоголь во время беременности, может развиваться фетальный алкогольный синдром. Называют его еще «алкогольная эмбриофетопатия». У детей, чьи матери курили во время беременности, наблюдается задержка интеллектуального развития вследствие эмбриональной асфиксии.
Однако, даже состав питания будущей матери оказывает огромное влияние на развитие эмбриона. Отсутствие рационально сбалансированного питания или даже части витаминов и микроэлементов может крайне отрицательно повлиять на когнитивное развитие ребенка. Например, дефицит йода в организме беременной женщины зачастую приводит к такой болезни ребенка как Кретинизм.
Очень большое значение для когнитивного развития ребенка имеет не только отсутствие вредных воздействий, но и нормальная продолжительность пренатального периода. Установлено, что дети, родившиеся с глубокой степенью недоношенности (меньше 33 недель гестации), даже при отсутствии двигательных расстройств, имеют выраженные когнитивные нарушения при обследовании в возрасте 20–24 года.
- Факторы окружающей среды.
Жан Пиаже установил зависимость психических и когнитивных свойств индивида от факторов окружающей его среды. К факторам окружающей среды относятся факторы природного характера и факторы техногенного характера. К факторам природного характера можно отнести питание будущей матери, качество питания самого ребенка. К факторам техногенного характера отнесем место проживания семьи. К примеру, семья, проживающая у моря, где чистый воздух, оптимальная влажность, насыщенность продуктов питания йодом и другими необходимыми микроэлементами и витаминами имеет больший шанс произвести на свет ребенка с хорошими интеллектуальными задатками, нежели семья, живущая в промышленном районе крупного города. Так, большие дозы ионизирующей радиации вызывают повреждение ЦНС новорожденного ребенка, плохая насыщенность воздуха кислородом приводит к асфиксии эмбриона, отсутствие йода в питании будущей матери (как говорилось выше) может привести к кретинизму новорожденного ребенка.
Современными психологами было произведено исследование о влиянии месторождения и дальнейшего проживания на физическое, психологическое и когнитивное развитие детей. Результаты исследования были удивительными. Оказалось, что уровень невротизации у «сельских» детей дошкольного возраста гораздо ниже ( а физическое развитие, психологическая устойчивость, социальная адаптивность, интеллектуальный уровень – выше), чем у детей «городских». Потому что сельская, деревенская среда, в которой обитают дети, уже сама по себе является более развивающей, чем закрытый мир квартиры и детского сада городского ребенка. Таким образом, чем более естественная, природная среда обитания у малыша, тем выше его интеллектуальное развитие. Однако, этот фактор начинает терять свою значимость по мере взросления.
- Личностные качества ребенка.
Ещё одним важнейшим врожденным фактором, влияющим на когнитивное развитие, является личностные качества ребенка. Сюда относятся особенности личности ребенка: его тип темперамента (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик), различные физиологические отклонения, ведущий тип восприятия (визуальный, кинестетический, аудиальный, дигитальный).
На данный момент у доминирующего количества людей присутствует визуальный тип восприятия. Современная система дошкольного и начального школьного образования построена так, что «визуалам» развиваться легче, чем детям с другими ведущими типами восприятия. Рассматривание наглядного материала на занятиях в детских садах, на уроках в школе является одним из основных методов обучения. Соответственно «кинестетики» или «дигиталы» воспринимают наглядный учебный материал тяжелее и гораздо медленнее. Это не говорит об их когнитивной неразвитости. Если ребенку предоставить программу воспитания и обучения, которая будет соответствовать его темпераменту, его ведущему типу восприятия, то результаты его интеллектуального развития могут быть великолепными.
- Приобретенные факторы.
- Социальное положение семьи.
По статистике социальное положение семьи на 20% влияет на когнитивное развитие ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения.
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
- Количество детей в семье.
На уровень интеллектуального развития ребенка влияет количество детей в семье. Исследования показывают, что чем больше в семье детей, тем ниже уровень интеллектуального развития каждого. Идеальным вариантом является семья с двумя детьми. В этом случае уровень интеллектуального развития старшего ребенка даже выше, чем у семьи с одним ребенком.
Исследования показывают, что если в семье много детей (около девяти), то самые младшие дети имеют очень сильное отставание от своих старших братьев и сестер. Запоздание в интеллектуальном развитии составляет порядка 20%. Однако, в семье, где большое количество детей, наблюдается большая возрастная разница между самыми старшими детьми и самыми младшими. Тогда наступает момент, когда старшие дети, наряду с родителями, становятся значимыми для передачи информации, опыта, интеллектуального развития своим младшим братьям и сёстрам.
- Личностные особенности родителей.
Ребенок определенное количество времени познает мир исключительно подражанием. Он подражает предметам, звукам, животным. Постепенно он начинает копировать поведение родителей, потому что они для ребенка являются авторитетными, значимыми. Таким способом ребенок обретает опыт.
Соответственно, образ жизни семьи, традиции, увлечения напрямую влияют на интеллектуальное развитие ребенка. Если, например, огромное количество времени уделяется интеллектуальному развитию всех членов семьи, то когнитивное развитие ребенка будет высоким. Ребенок в такой семье посещает различные кружки, секции, развивается не только под контролем родителей, но и самостоятельно.
- Влияние школы.
Бесспорно, школа оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, на его интеллектуальное развитие. Здесь имеет значение множество факторов. Программа обучения, личность учителя, взаимоотношения со сверстниками, общая атмосфера.
Зачастую, от ребенка в классической школе требуются следующие качества: усидчивость, вдумчивость, спокойствие, послушание, уравновешенность. Если ребенок обладает такими качествами, то он, скорее всего, станет успешным учеником. Однако, не секрет, что все дети разные. Они обладают разным темпераментом, разными творческими способностями. Если родителям к выбору школы подойти особенно внимательно, то для любого «непослушного» и «необучаемого» ребенка можно создать идеальные условия для его когнитивного развития. Существует большой выбор школ, от классических до творческих школ-студий.
Заключение:
В своей работе я попыталась обозначить основные факторы, влияющие на когнитивное развитие ребенка. Все факторы разделяются на врожденные и приобретенные. Несомненно, подобных факторов гораздо больше, чем было разобрано в данной работе. Помимо перечисленных факторов можно рассмотреть влияние на когнитивное развитие детей телевидения, интернета. Формирование и поддержание когнитивных функций тесно связано с пищевым поведением. Известно, что пищевое поведение должно быть таким, чтобы обеспечить поступление в организм всех необходимых пищевых веществ для поддержания энергетического, белкового, углеводного, липидного, минерального обменов.
Необходимо сказать, что все факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка, необходимо рассматривать только в их совокупности. Каждый фактор по отдельности не может быть неоспоримым правилом. К примеру, фактор количества детей в семье. В семье, где детей больше семи, младшие дети интеллектуально менее развиты, чем старшие. Фактор неоднозначный. История знает большое количество примеров, когда младшие дети в многодетной семье становились известнейшими личностями. К примеру, великий физик и математик Исаак Ньютон был седьмым ребенком в семье, а Антон Павлович Чехов – третьим. Подобных примеров предостаточно. Это еще раз подтверждает необходимость рассматривать факторы, влияющие на когнитивное развитие ребенка, как врожденные, так и приобретенные, в их совокупности.
Литература:
- Алексеева Л.С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М., 1995.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. 2.
- Вроно Е.С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996. — С. 35-40.
- Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М., 1989.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991.
- 4. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы — М.: Тривола, 1995.
- 6. Пиаже Жан теория, эксперименты, дискуссии. Сб. статей / сост. и общ.ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). — М., 1986.
- Титаренко В.И. Семья и формирование личности. – М., 1987.
- Торохтин В.С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3. — С. 54-61.
- Шапиро Б.Ю. Психология семейных отношений. — М., 1992.
Источник
Наименование фактора | Положительное влияние | Отрицательное влияние | Разница IQ между гpyппами |
Населенность квартиры | <1 человека на комнату | >2 человек на комнату | |
Характер пользования | Персональный санузел | Совместное пользование ванной и туалетом | |
Количество людей в спальне Характер жилья | Отдельная спальня Собственное жилье | >3 человек в спальне Арендуемое жилье |
|
Количество детей в семье | 2 |
4 | |
Порядок рождения ребенка | Первенец | 5-и ребенок | |
Уровень квалификации родителей | Высшее образование | Неквалифицированный труд | |
Перемены места жительства/школы | 1 |
4 | 3,5 |
Вес при рождении (в стандартных отклонениях от среднего) | На два больше | На два меньше | |
Рост (в стандартных отклонениях от среднего) | На два больше | На два меньше | |
Группа крови (по системе АВО) | АА |
При рождении мы обладаем набором генетически заданных программ взаимодействия с окружающим миром. Причем эти программы носят обобщенный характер (речевые центры мозга ребенка, например, не ориентированы на какой-то конкретный язык, как показывают случаи межрасового усыновления младенцев. Основная роль генетически передаваемой информации – успешная адаптация к наиболее устойчивым явлениям окружающего мира. В процессе же онтогенеза мы сталкиваемся как с часто встречающимися (суточный цикл, взаимодействие с матерью и т. п.), так и с уникальными явлениями среды. В случае уникальных средовых воздействий (например, изучение того или иного языка) генетических программ становится недостаточно, они дополняются механизмами прижизненного накопления информации, которая не может быть передана генетически. В ходе развития каждого человека эти два вида механизмов регуляции поведения — врожденные и приобретенные — неразрывно дополняют друг друга и тесно переплетены.
· Сензитивные периоды — интервалы онтогенеза, в течение которых организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям среды.
Механизмы адаптации
Генотипическое влияние на процесс развития наиболее ярко проявляется в наличии у человека врожденных рефлексов и инстинктов — достаточно жестко фиксированных поведенческих актов и целостных форм поведения (сосательный рефлекс, инстинкт материнства и т. д.), а также задатков — анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, лежащих в основе развития психических особенностей (способностей, темперамента и др.). Рефлексы, инстинкты и задатки в ходе онтогенеза трансформируются и «встраиваются» в целостное индивидуальное поведение. Необходимо подчеркнуть, что генетически обусловленные характеристики, вопреки распространенному мнению, не являются чем-то неизменным. В ходе процесса развития одни гены как бы «включаются», другие — «выключаются». Особенно хорошо это видно на примере сензитивных периодов развития — интервалов онтогенеза, в течение которых развивающийся организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям окружающей среды (многочисленные «волчьи дети», попавшие в человеческое общество в возрасте старше пяти лет, имели серьезные трудности с усвоением речи именно потому, что был пропущен сензитивный период развития речевых механизмов).
С другой стороны, совершенно очевидно, что успешная адаптация индивида к изменяющейся окружающей среде невозможна без гибкого реагирования организма, а также без усвоения опыта предыдущих поколений, который не может быть закреплен генетически. Ведущая роль в процессе адаптации принадлежит механизмам психики, обеспечивающим обратную связь организма со средой прижизненное накопление навыков, умений и знаний (рис. 4-6).
Первым из таких механизмов в ходе развития и является подражание — воспроизведение ребенком движений, действий, поведенческих актов других людей. Вплоть до конца дошкольного возраста, подражая старшим, ребенок усваивает действия с предметами, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. Именно подражание лежит в основе научения— процесса формирования поведенческих актов, приспособленных к конкретным условиям среды. Отметим что и подражание, и научение являются общебиологическими механизмами приобретения индивидуального опыта (рис. 4-7).
Специфически человеческим является социальное научение — процесс превращения исторически сформированных, выработанных обществом способов поведения и знаний в различные формы индивидуального поведения. Социальное научение осуществляется в различных формах:
— непосредственно-эмоциональное общение;
— предметно-манипулятивная деятельность;
— игра;
— воспитание;
— учебная деятельность;
— трудовая деятельность.
В ходе социального научения совершенствуются механизмы саморегуляции — на смену внешнему контролю поведения постепенно приходит самоконтроль. Результатом социального научения является усвоение и активное воспроизведение человеком общественного опыта, системы социальных связей и отношений. Именно таким образом обеспечивается новый, негенетический путь передачи информации от поколения к поколению, который иногда называют культурным наследованием. Эта форма передачи предполагает, в отличие от генетической, активность «носителей информации», в качестве которых в данном случае выступают сами люди.
Ознакомившись с основными теоретическими и экспериментальными подходами к проблеме природной и социальной детерминации психического развития, можно констатировать, что на ранних этапах развития психологии были представлены крайние точки зрения. Современная психология рассматривает человека как продукт совместного влияния обоих факторов — генотип определяет потенциальные пределы развития, от среды же зависит, насколько потенциал будет реализован в ходе развития.
Вопросы для повторения
1. Как формулируется проблема биологического и социального в психологии?
2. Как называется наука о связи телесного и психического?
3. Назовите выделенные Э. Кречмсром типы телосложения и соответствующие им типы темпераментов.
4. Назовите основные психологические дисциплины, изучающие влияние природных и социальных факторов на психическое развитие.
5. Какие различают виды взаимодействия генотипа и среды?
6. Что является предметом психогенетики?
7. Какие вы знаете врожденные формы поведения?
8. В каких формах осуществляется социальное научение?
9. Назовите основные методы психогенетических исследований.
10. Как влияет увеличение размеров семьи на интеллект детей?
11. Назовите основные механизмы адаптации.
Рекомендуемая литература
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под. ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — 230 с. — (Труды для членов и членов-корреспондентов АПН СССР).
Брушлинский А. В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии: Сб. статей. — М.: Наука, 1978. — 123 с. — С. 11-21.
Кречмер Э. Строение тела и характер. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 607 с. — (Библиотека зарубежной психологии).
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда /Общ. ред. Ю. Г. Рычкова. — М.: Прогресс — Универс, 1993.-206 с.
Малых.С. Б. и др. Основы психогенетики / Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. — М.: Эпидавр, 1998.
Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 137 с.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 1988. — 333 с.
Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М.: Наука, 1979.
Флевел Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. — М.: Просвещение, 1967.
Фогель Ф., Moтульский А. Г. Генетика человека: В 3 т. / Под. ред. Ю. Л. Алтухова. — М.: Мир, 1989.
Чуковский К. И. От двух до пяти. —М.: Просвещение, 1966. — 399 с.
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / РАН, Ин-т психологии. — М.:
Наука, 1998. — 335 с. — (Памятники психологической мысли).
Штерн В. Психология раннего детства до 6-летнего возраста. — Петроград, 26-я Гос. типография, 1922.
Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция / Под ред. Е. Н. Панова. — М.: Мир, 1984 — 566 с.
Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л. О. Акопяна. — М.: Практика, 1997. — 1053 с.
Глава 5. Структура психики
Краткое содержание главы
Функции психики. Объективная и субъективная реальности. Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. Концепция психической функциональной системы деятельности.
Психические процессы, состояния и свойства. Процессы психической регуляции. Эмоциональные процессы. Процессы принятия решения. Процессы контроля. Познавательные процессы. Коммуникативные процессы. Основные группы психических свойств: особенности темперамента, способности, личностные черты. Основные характеристики психических состояний.
Сознание и бессознательное. Подходы к исследованию сознания и бессознательного. Классификация состояний сознания. Исследования сознания в нейронауке.
Измененные состояния сознания. Спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные ИСС. Сон. Употребление психоактивных веществ.
Функции психики
Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, — но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно скзать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации — приспособления к реальности. Еще в конце XIX в. У. Джемс считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения.
В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Когда образы неадекватны и приводят нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например удаленности до объекта, мы говорим об иллюзиях. Типичной иллюзией является картина луны над горизонтом. Видимый размер луны в момент захода значительно больше, чем когда она расположена ближе к зениту. Галлюцинации это образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств. Они также манифестируют нам, что психическая реальность самостоятельна и относительно автономна.
Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения как и мы. Но их поведение иногда очень отличается от нашего. Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Автолюбители знают, что есть люди, не различающие красный и зеленый или синий и желтый цвета. Существуют люди с абсолютным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музыкальную фразу. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.
Итак, главная функция психики — регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.
Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику. Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а предметы внешнего мира. Эндопсихика — это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. В этом случае источником ощущений мы считаем свой организм. Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например ощущение боли является эндопсихическим, хотя источником его является острый нож или горячий утюг, а ощущение холода — несомненно, экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно часто «аффективно окрашено» настолько неприятно, что относим мы его к собственному организму («руки замерзли»). Но есть большой класс явлений, которые отличаются и от эндопсихических, и от экзопсихических. Это интропсихические явления. К ним относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность. Интропсихические процессы и явления можно считать как бы «собственно психическими процессами».
Наличие «душевной жизни» — внутренних диалогов, переживаний, рефлексии не оставляют сомнения в реальности психики. Роль ее не сводится к регуляции сиюминутного поведения, как думал У. Джемс, но, очевидно, связана с определением целостного отношения человека к миру и поиска своего места в нем. Я. А. Пономарев выделяет две функции психики по отношению к внешнему миру: творчество (создание новой реальности) и адаптация (приспособление к существующей реальности). Антитезой творчества является разрушение — уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры). Антитезой адаптации является дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.).
По отношению к поведению и деятельности человека и других людей следует, вслед за Б. Ф. Ломовым, выделить три основные функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную; адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций.
Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы
Вторая важнейшая функция психики — регуляция поведения и деятельности. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.
Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение —основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. При этом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развита только у людей.
Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является основным признаком. Понятие «психическая функциональная система» является развитием и применением в психологии понятия «функциональная система», введенного в научный обиход П. К. Анохиным. Он использовал это понятие для объяснения реализации организмом целостных поведенческих актов. С точки зрения Анохина, любой поведенческий акт направлен на достижение определенного результата, а достижение каждого результата обеспечивает функциональная система — объединение отдельных органов и процессов организма по принципу взаимодействия для координации поведения, направленного на достижение цели.
В психологии концепция «психической функциональной системы деятельности» была разработана В. Д. Шадриковым. Психика представляет собой многоуровневневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности. Психика не только многоуровнева, но и многомерна, т. е. у нее множество свойств и функций. Психические функциональные системы могут выстраиваться в иерархию по разным основаниям. Любая система характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, интегральным состоянием (внутренней характеристикой) и системными свойствами. Психика как система также обладает определенной организацией. В ней выделяются психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Источник