Факторы успешного речевого развития ребенка

Факторы успешного речевого развития ребенка thumbnail

«ФАКТОРЫ
УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

(Консультация для воспитателей)

Выполнила: Мальцева Т.В., воспитатель

 1квалификационной категории.

МДОУ Некоузский детский сад №3

Непременным условием для умственного развития ребенка
является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного
человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как
с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».Среди многих
важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду
обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта
общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой
культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования
грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической
речи), развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову,
подготовки к обучению грамоте.

На успешное решение этой задачи влияют следующие
факторы:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента
рождения.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует
эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием
взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи –
на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит
звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным
состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно
эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей
речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет
не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как
и общение с взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может
осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер,
плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно
направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не
сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более
необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно
успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре,
которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.
Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка,
совершенно отличная от общения с взрослыми.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это
подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем
возрасте. Общение с взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и
деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со
сверстниками. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности,
бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и
другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

4. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате
подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое
значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее
авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду
его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.

Качества речи педагога: это прежде всего ее
содержательность, правильность и разнообразие формы, соответствие возрасту.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным.
Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно
обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

Речь должна быть безупречна грамматически.
Морфологическая правильность сочетается с преднамеренным употреблением
разнообразных конструкций предложений.

Большие требования предъявляются к звуковой стороне
речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь
должна быть яркой, выразительной, необходима богатая мимика, приветливый,
доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.

Воспитателю необходимо обладать культурой связной
речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь
его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Воспитателю важно
не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и
обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами,
организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п. Образцом для
окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого
общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная
направленность: в первую очередь доступность содержания, использование
соответствующего возрасту словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с
детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны
некоторое замедление темпа, особо подчеркнутая артикуляция и дикция, яркая
эмоциональность речи.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Историческое объяснение зависимости развития мелкой
моторики рук и  формирования устной речи.

На заре развития человечества в процессе общения людей
очень широко использовались различные ручные жесты – указующие, призывающие,
отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно
сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми
реакциями. Появившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время
сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде
сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность
вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека
жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и
в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев
рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам
оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что  идущие
в кору головного мозга импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев
рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя
их к активной деятельности.

Таким образом, развитие функции рук и речевой функции
человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции
рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу,
увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти
руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без рук, развивалась и
совершенствовалась и речевая функция человека.

   Прямая зависимость между уровнем
сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается
и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано
специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные
движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у
ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое
развитие.

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у
детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая
случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди
хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий
приспособления человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках,
преданиях, пословицах и поговорках. Нам хорошо известны такие выражения, как
«мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки – крюки», «руки
как грабли», «не руками сделано», «руки оторвать за такую работу» и т.п. И все
знают такие детские игры, как «Ладушки» или «Сорока – ворона кашу варила».

Основные пути развития и совершенствования мелкой
моторики рук детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по
развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.

Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном
варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания
можно усложнить.

Работа по развитию движения руки должна проводиться
регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и
переутомления.

Ребенку можно предложить:

—   
      Запускать пальцами мелкие волчки.

—         
Разминать пальцами пластилин, глину.

—         
Катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки, шарики.

—         
Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок –
бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся,
спрятался).

—         
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может
просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

—         
Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала
медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит.
Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

—         
Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и
средний), далее три, четыре, пять.

—         
Показать отдельно только один палец – большой.

—         
Махать в воздухе только пальцами.

—         
Кистями рук делать «фонарики».

—         
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

—         
Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

—         
Нанизывать крупные  пуговицы,  шарики, бусинку  на леску 
или нитку.

—         
Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на гладкую палочку,
стрежень (получиться спираль).

—         
Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

—         
Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить
механические игрушки.

—         
Закручивать шурупы, гайки.

—         
Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

—         
Складывание матрешек.

—         
Игры с вкладышами.

—         
Рисование в воздухе.

—         
Игры с песком, водой.

—         
Мять руками поролоновые шарики, губку.

—         
Рисовать, раскрашивать, штриховать.

— 
        Резать ножницами.

—         
Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками,
акварелью, гуашью и т.д.).

—         
Делать самомассаж кистей рук с помощью еловых шишек, счёт, использовать «сухой
бассейн».

—         
Перебирать крупу.

—         
Выкладывать и счетных палочек   фигур  по  замыслу
или   по карточкам

6. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно –
исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия,
памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Познавательный опыт ребёнок прежде всего приобретает в
самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника  —
игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его
познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только
ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать
его.

Стихийный опыт, который ребенок приобретает сам,
конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда
оказывается полноценной основой психического развития. Даже то. Что ребенок
видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, вполне может оказаться
«неувиденным» — не зафиксированным в сознании, неосознанным, непонятным.
Следовательно, полноценное развитие восприятия может осуществляться тогда,
когда у дошкольника в процессе его собственной деятельности накапливаются
зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые образы. Полученные ребенком
чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим
воспринятое, — это помогает закреплять образы предметов, их свойств и
отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными и
гибкими.

7. Чтение художественной литературы.

Художественная литература служит могучим, действенным
средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она
оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература
открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств
и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку
прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему
воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах
улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки
раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата
родная речь  юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

8. Разучивание стихов.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель
ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и
желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и
слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни;
воспитывать любовь к поэзии.

9. Рассказывание стихов руками.

Совокупность движений тела и речевых органов
способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз,
формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных
ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Осуществляется обогащение словаря, стимулируется
речевая активность и познавательная потребность детей.

Список использованных источников:

https://www.koipkro.kostroma.ru

https://ds191.a42.ru

https://referats-diploms.ru

Источник

Слайд 1

Факторы успешного речевого развития ребенка Подготовила для общего родительского собрания воспитатель МКДОУ «Шварцевский д /с» Орлова Любовь Георгиевна

Слайд 2

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В общении со взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и, тем самым, расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Слайд 3

2. Общение ребёнка со сверстниками. Чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.

Слайд 4

3.Строение артикуляционного аппарата. Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду.

Слайд 5

4.Развитие мелкой моторики рук. Развитие моторики на прямую связано с речью. Предлагаю «Игры с бельевыми прищепками». Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи «Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки».

Слайд 6

5.Чтение детям художественной литературы. Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Книги и сказки не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях. Можно играть в сказки.

Слайд 7

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками. Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, — возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению.

Слайд 8

7.Совместное пение с ребёнком. Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

Слайд 9

8. Дыхательные упражнения. Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания.

Источник

Наталья Матвеева
Консультация для родителей «Факторы успешного речевого развития»

Консультация для родителей.

«Факторы успешного речевого развития»

1. Эмоциональное общение взрослого с ребёнком.

Консультация для родителей «Факторы успешного речевого развития»

2. Совместные игры взрослого и ребёнка.

Факторы успешного речевого развития ребенкаФакторы успешного речевого развития ребенка

3. Общение ребёнка со сверстниками.

Факторы успешного речевого развития ребенка

4. Речь взрослого – пример для подражания.

— Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства.

— Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание.

— Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении.

— Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать.

— Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким.

— Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо принимать точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.

5. Артикуляционная гимнастика.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

— Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

— Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

— Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

— Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

6. Развитие мелкой моторики рук.

— Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

— Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

— Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

— Заводить будильник, игрушки ключиком.

— Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

— Резать ножницами (желательно небольшого размера).

— Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.

— Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

— Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

-Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

— Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

— Делать пальчиковую гимнастику.

7. Чтение детям художественной литературы.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

— Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

— Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка.

— Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

— Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи.

— Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

— Сокращайте текст, если он явно слишком длинный.

— Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.

— Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал.

— Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

— Ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку.

— Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве.

— Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками.

8. Разучивание стихов.

Этапы работы над стихотворением:

— Мама или папа выразительно читает стихотворение.

— Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

— Задает вопросы по содержанию стихотворения,  помогая ребенку уяснить основную мысль.

— Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

— Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

— Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка — символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

9. Игры ребёнка.

Факторы успешного речевого развития ребенка

10.Совместное пение с ребёнком.

11. Дыхательные упражнения.

— При дыхательных упражнениях необходимо соблюдать следующие требования:

выполнять упражнения каждый день по 3 — 6 мин, в зависимости от возраста детей;

— проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

— заниматься до еды;

— вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;

— вдыхать легко и коротко, а выдыхать — длительно и экономно;

— в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; —

плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

— после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 — 3 сек.

12.Рассказывание стихов руками.

Попробуем рассказать стихотворение А. Барто «Звериная зарядка» при помощи движений.

Раз — присядка, (показать 1 указательный палец левой руки, присесть, руки на пояс)

Два — прыжок — (2 пальца показать на левой руке и выпрыгнуть вверх)

Это заячья зарядка. (руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к голове, изобразить уши зайца)

А лисята как проснутся, (рукой показываем пышный лисий хвост, потом трём руками глаза — просыпаемся0)

Любят долго потянуться, (потягиваемся)

Обязательно зевнуть, (зеваем и прикрываем ладонью рот)

Ну и хвостиком вильнуть. (покачиваем бёдрами из стороны в сторону)

А волчата — спинку выгнуть (оскал зубов и прогибание спины)

И легонечко подпрыгнуть. (прыжки)

Ну, а мишка косолапый, (руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть)

Широко расставив лапы, (переступание с ноги на ногу)

То одну, то обе вместе (поднимаем ногу и приставляем к другой)

Долго топчемся на месте. (переступаем с одной ноги на другую)

А кому зарядки мало — (разводим руки в стороны перед собой)

Начинаем всё сначала. (руки на пояс)

Источник