Факторы риска в психическом развитии ребенка литература

ОГЛАВЛЕНИЕ

В компетенцию педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся
от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка. (Гово-
ря об аномалии, мы будем иметь в виду нарушения развития, которые явля-
ются типичными для психически здоровых детей. Это осложнения психиче-
ского и личностного развития ребенка, которые являются лишь отклонением
от нормы, а не симптомом психического заболевания.) В психологической
литературе такие нарушения иногда называют факторами риска (Г. С. Аб-
рамова).
В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особен-
ности поведения ребенка:
8
• выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тор-
мозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организа-
ции поведения даже в игровых ситуациях;
• склонность ребенка к «космической» лжи — приукрашиванию ситуации, в
которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он ис-
пользует как средство выхода из затруднительного положения или конфлик-
та; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, «все дурное
к нему так и липнет», он имитирует отклонения в поведении сверстников,
более старших детей и взрослых;
• инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками,
громким настойчивым плачем и криком;
• импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость,
которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;
• прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на
наказания, замечания, запреты, побеги как реакции ответного протеста и др.
В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие
особенности поведения:
• сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, ко-
торые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьни-
ка;
• неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфори-
ческим настроением;
• повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и
бездумным впечатлениям;
• акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим аг-
рессию, жестокость;
• наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрыв-
чатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
• отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных
«неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная
реакция;
• реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от за-
нятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий на-
зло взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на
себя внимание грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований
учителя;
• выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких
пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения даль-
нейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия ин-
тереса к учебе;
• нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием
более старших детей и взрослых;
• дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой ав-
торитарности, асоциального поведения членов семьи.
9
Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние
на психическое развитие, оказываются:
• инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособ-
ность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, сла-
бость реакции на порицание; неспособность к волевым усилиям, слабость
функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированно-
сти основных образований подросткового возраста;
• сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аф-
фективной возбуждаемостью;
• ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным
проблемам; у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжни-
честву;
• сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов,
отрицательным отношением к учебе;
• переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к ими-
тации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные экс-
цессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.);
• неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальное поведе-
ние как основа реакции имитации либо протеста;
• неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы (К.
С. Лебединская, Г. С. Абрамова).
Как определить, является ли поведение ребенка лишь отклонением от
нормы или симптомом психического заболевания?
Каковы возрастные особенности проявления отклонений?
Несмотря на сложность проблемы, существуют подходы к ее решению.
Богатый эмпирический материал, накопленный в клинической психологии,
лечебной педагогике, психиатрии, дает возможность дифференцировать от-
клоняющееся от нормы поведение от поведения патологического, несмотря
на общность проявлений этих нарушений.
Нарушения развития, по данным психоневрологов, детских психиат-
ров, специалистов в области лечебной педагогики, наиболее резко проявля-
ются в эмоционально-волевой сфере ребенка и его характере (А. Ф. Лазур-
ский, В. П. Кащенко, М. И. Буянов, А. И. Захаров, А. Е. Личко и др.). В лите-
ратуре выделяются различные характерологические и поведенческие откло-
нения ребенка. Перечислим наиболее типичные из них.
Расторможенность, гиперактивность, двигательная растормо-
женность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто рас-
торможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют
инфантилизмом (М. И. Буянов).
Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективностъ). Аффек-
тивное поведение — не медицинский диагноз, а склонность Детей к частым,
острым и разрушительные эмоциональным состояниям. Проявляется в по-
10
вышенной обидчивости, необузданности эмоций смеха и плача, капризах,
упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсив-
ности поступков и побуждений ребенка. Могут быть заторможенность, стра-
хи и асоциальное поведение.
Застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий),
пассивность свойственны не только ребенку, но и подростку. Они Могут
быть выражены в разной степени и разных формах.
Пессимизм (уныние, безнадежность, склонность видеть во всем только
плохое) в юношеском возрасте — тоже аномалия, так же как и его противопо-
ложность — чрезмерная постоянная веселость. Постоянное недовольство со-
бой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизнен-
ных задач.
Особую группу составляют дети с аутичным поведением (ауто —
погружение в себя, отчужденность от окружения). Такие дети относятся к ка-
тегории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспита-
тельные воздействия не всегда ими принимаются.
С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается
и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие
непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулиро-
вать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может прини-
маться за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное дей-
ствие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, тре-
бующим длительного усилия.
Восприимчивость к отрицательным влияниям связана с повышенной
внушаемостью — некритической податливостью действию внушения, готов-
ностью подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр.
Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому
влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реак-
ция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. Отказ от
выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конфликта. В
психологической литературе называются две формы негативизма — пассив-
ный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и актив-
ный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные ре-
акции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать
качествами его личности.
Жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разру-
шительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить
11
слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, пря-
мая и косвенная.
Бесцельная ложь – когда ребенок не знает причины своей не-
правдивости и не связывает ее с каким-либо умыслом. Это непреднамеренная
ложь, от которой ребенок не может воздержаться.
Бесцельное воровство – зачаточная форма явления, которое спе-
циалисты называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые
необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной. На-
пример, правонарушение, совершенное подростком, оказалось полной не-
ожиданностью для его родителей. По характеристике мамы, это был спокой-
ный и незлобивый мальчик, имел хобби – коллекционировал трубки от улич-
ных таксофонов.
Страсть к бродяжничеству – может быть патологическим влечением
психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой
при отсутствии болезненного предрасположения. В.П.Кащенко констатирует,
что страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начина-
ется с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и
до ночи где-нибудь бродит. Постепенно бродяжничество становится привыч-
кой со всеми сопутствующими ему явлениями — нищенством, кражами и т.п.
Лень – как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности
тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической.
Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей,
большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. Но у неко-
торых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Основными при-
знаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстрой-
ство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой при-
чиной такого состояния бывает «соматогенная астения, т. е. физическая и
психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием». Она вполне
преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых же школьников
чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики
К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к ко-
торой взрослый призывает ребенка. Причины такого нерасположения тоже
различны, но в них, говорит педагог, виновато само воспитание. Так, нередки
случаи, когда ребенку предъявляются требования и на него обрушивается
множество обязанностей, нисколько для него не интересных, к выполнению
которых он не готов, но которые он должен выполнить как долг. Постоянное
внушение ребенку его обязанностей, требований долга может вызвать обрат-
ное действие.
12
В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой ус-
певаемости или неуспеваемости ребенка; «трудновоспитуемости», асоциаль-
ном поведении.

Обратно в раздел Педагогика

Источник

ИВАНОВА И.В.,

г. Елабуга,  МБОУ ППМС ЦДК «Шанс-Омет»

ГАЙСИНА Г.Р.

г. Елабуга, МБОУ «Средняя школа № 9»

РИСКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В современном мире происходит интенсификации темпа жизни человека, что ведет к отчужденности и  усложнению межличностных отношений. Телевизор и интернет заменил детям живое общение. Это неблагоприятно отражается на эмоциональном развитии детей.

В данных условиях психологическое консультирование педагогов и родителей заключается в том, чтобы в понятной и доступной для взрослых форме объяснить особенности развития ребенка и предложить практические рекомендации в первую очередь по проблемам общения в семье и школе, проблемам развития ребенка. Остановимся на наиболее часто встречающихся запросах, поступающих со стороны педагогов и родителей, так называемых рисках развития: таких как  агрессивность, гиперактивность, воровство, уходы из дома и т. д.

I. Агрессия является прежде всего отражением внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Причинами появления агрессивности могут быть самыми разными: некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, сцены насилия, демонстрируемые в кино или на телевизионных экранах, игнорирование личности ребенка  родителями или педагогом. Возникновение агрессивности у подростков связано с воспитанием в семье. Если родители не прислушиваются к мнению ребенка, не обращают внимания на его чувства и нужды, уверены, что лучше знают, что нужно их детям, они неосознанно провоцируют сопротивление, которое вырывается наружу агрессивным поведением. Если родители часто наказывают детей, дети могут перенять такую манеру поведения, не представляя себе другой. Попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Если подавлять ребенка, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, хотя это не будет гарантировать от проявления агрессии в другой ситуации. Выяснилось также, что родители почти никогда не задают ребенку вопросов, почему он совершил тот или иной поступок, чтобы понять его мотивы. Чаще говорят «это плохо» и наказывают. Рекомендации могут быть следующими: задавать ребенку вопросы, чтобы понимать причины его поступков. Оговорить правила семьи, где запреты должны быть конкретны и немногочисленны. Важно научить ребенка: задавать вопросы своим родителям и сверстникам, говорить о своих чувствах (мне обидно, неприятно, я сержусь). Управлять своим состоянием с помощью дыхания. Обучать способам выражения гнева в приемлемой форме (рвать ненужную газету, бить по мягкой поверхности, топать ногами в отдельной комнате и пр.). Обучать приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Отрабатывать навыки общения, используя технику «Я-высказывания». Например: «мне это неприятно», «меня это злит», «я с тобой ругаться не хочу, я хочу дружить», «не кричи на меня». Объяснять детям, что существует большая разница между отстаиванием своего мнения и агрессивностью. Формировать такие качества, как эмпатия и доверие к людям. Родителям необходимо понимать, что скрывается за поведением ребенка, уметь выслушать и понять его чувства. Научить ребенка выражать свои желания и мнения без ненужных эмоций и показывать примеры того, как добиваться цели, не нанося вреда окружающим. Не стыдить детей за испытываемые им чувства, научить спокойно их выражать и самим проявлять эмоциональную теплоту по отношению к детям.

II. Гиперактивный ребенок. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у таких детей может превышать показатели возрастной нормы. Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения: обучать ребенка не только слушать, но и слышать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, которая поможет ему лучше адаптироваться в детском коллективе. Хороши подвижные игры, в которых он обучится контролировать свои движения; игры на развитие внимания, мышления. Рекомендуется учитывать, что периоды продуктивной работы мозга составляют 15 минут, потом необходим короткий перерыв.  Можно записать ребенка в спортивную секцию, кружок, где он сможет выплеснуть излишки энергии.

Родителям необходимо общаться с ребенком мягко, спокойно, без криков, приказов и эмоциональных всплесков, дети чувствительны к любому настроению. Ребенку для уверенности в себе необходимы похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачно выполненное задание, аккуратность, усидчивость, но не слишком эмоционально. Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов. Задания следует давать по порядку, они должны быть выполнимы и физически, и по времени, иначе ребенок «выключится». Чтобы этого не случилось, достаточно привлечь внимание ученика, повторив предложение. В семье должны быть правила. В их принятии должен принимать участие и ребенок.  Запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с ребенком и сформулировать в четкой форме. Ребенок должен знать, какие санкции последуют за нарушением. При трудностях  переключения на новую деятельность лучше предупредить ребенка за несколько минут до ее начала. Следует соблюдать режим дня.

III. Страхи у детей и подростков. Чаще распространены так называемые внушаемые страхи, источником которых являются взрослые. Телевидение — многие фильмы, мультфильмы и даже реклама также могут спровоцировать возникновение страхов у детей. Причинами страхов у детей могут быть:  недостаток ощущения защищенности;  страх быть оставленным при латентных (скрытых) супружеских конфликтах у родителей; отвергнутая, вытесненная агрессия; перенятый у родителей страх (например, уколов, пожара и др.).

Родителям необходимо, общаясь с ребенком быть последовательными в своих действиях, не запрещать без видимых причин ребенку то, что разрешалось ранее, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, лучше помочь ему и оказать поддержку. Чаще использовать телесный контакт, демонстрировать образцы уверенного поведения, способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его.

IV. Школьная неуспеваемость. Причины школьной неуспеваемости: несформированная мотивация к учению или не сформированы психические процессы, в первую очередь — мышление; если ребенок не владеет способами и приемами учебной деятельности, а так же авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе. Когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования, постоянно сравнивают его с другими детьми,  и это приводит к появлению у него чувства неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычки надеяться на помощь по любому поводу. Дети начинают панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски. Очень часто родители неуспевающих детей выполняют вместо них все задания, не зная, как научить детей учиться. Детей запугивают: «Ты сделал ошибку — тебе поставят двойку!». Такое психологическое запугивание приводит к тому, что ребенок начинает бояться отрицательного отношения родителей к себе за полученную оценку, этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственнее моменты: когда нужно писать контрольную или неожиданно ответить с места. Тревожность по поводу учения стремительно возрастает.  

 V. Детское воровство. Родителям чаще всего становится неловко и стыдно за то, что их ребенок украл деньги или присвоил чужую вещь и обычно применяют крутые меры: наказывают, стыдят, подвергают «домашнему аресту». Но осуждение и наказание часто только ухудшают ситуацию, так как работают на уже случившееся, а не на устранение причин, приведших к воровству. Можно выделить несколько основных причин детского воровства.   Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести. Серьезная психологическая и эмоциональная неудовлетворенность, здесь кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства жизни, эмоциональную холодность родителей по отношению к нему. Ребенок либо чувствует, что его не любят, не ощущает поддержки и эмоционального принятия со стороны близких, либо он в детстве пережил развод родителей и видит отчужденность, даже враждебность между ними и в настоящее время. У ребенка недостаточно развиты нравственные представления и воля. Воровство для него является способом самоутверждения: он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо различными угощениями, он «покупает» любовь и дружбу.  Взрослым  необходимо понять, что дети часто воруют, потому что это для них единственный способ получить желаемое. Если потребности ребенка кажутся вам слишком большими, лучше оговорить срок, когда вы сможете удовлетворить его просьбу, или найти альтернативный вариант удовлетворения данной потребности. Ребенку лучше ждать, чем знать, что желаемое никогда не исполнится. Если ребенок не «пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешить его обвинять. В спокойной беседе обсудить ваши чувства и совместно с ребенком найти решение проблемы. Ребенку надо иметь деньги на карманные расходы для удовлетворения своих потребностей. Детям важно ощущать, что они могут спасти репутацию и исправить ошибку, не теряя любви и уважения родителей; что их материальные затруднения важны для родителей, и они могут рассчитывать на помощь, не прибегая к воровству.

VI. Дети-изгои. В любом коллективе, детском или подростковом, есть популярные дети, а есть непопулярные, их игнорируют или терпят, но не принимают. Порой видимой причины и нет, запустить процесс может все что угодно. Но прежде всего это те, кто «не такой, как все». Это могут быть дети: чрезмерно опекаемые в семье;  те, кто не может за себя постоять; с внешними недостатками;  слишком агрессивные; слишком неопрятные или наоборот; те, кто слишком плохо учится, часто пропускает занятия, или любимчики учителей;  болтуны или те, кто не умеет общаться; а так же ябеды.

Проблемы отверженных детей в первую очередь должны решать педагоги, которым должны помогать родители и психологи. Причем это та проблема, которую гораздо легче предотвратить, чем решить. Педагоги могут: поговорить отдельно с зачинщиками, чтобы пресечь появление и использование обидных прозвищ и поступков в классе. Устроить классный час  на тему сплочение и взаимоотношения в коллективе. Учить детей играть вместе. Обсудить с пострадавшим, почему, по его мнению, его обзывают (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?). Всегда важно выслушивать и обиженного, и обидчика. Объединять ребят совместными мероприятиями (поездками,  походами, постановками спектаклей). Обращать внимание на всякие мелкие происшествия в классе, не пренебрегать детскими жалобами и пресекать насмешки. Нельзя обсуждать и оценивать личностные качества детей перед всем классом, высмеивать и сравнивать детей между собой.

VII. Уход из дома — это сигнал эмоциональной нестабильности подростка. Причинами ухода из дома могут быть: либо протест против конфликтных, неблагополучных взаимоотношений; либо  ограничение свободы, контроль и гиперопека, неудовлетворение потребности в независимости, самостоятельности; либо ухудшение положения в группе сверстников, отчуждение от коллектива, пренебрежение и изоляция.

В работе с подростком, собирающимся уйти из дома, необходимо принять сторону подростка, поддержать его. Важно, чтобы он почувствовал, что не одинок, его понимают и готовы ему помочь. Сделать привлекательным пребывание подростка в учебном заведении: вовлекать его в интересную и полезную деятельность, предоставлять возможность для реализации потребности в свободном самовыражении. Помочь подростку не поддаваться возникающим чувствам, а искать пути согласия с окружающими.

Родителям необходимо избегать прямо или косвенно провоцировать ребенка на уход из дома, не использовать фразы типа «В моем доме этого не будет», или «Когда будешь жить самостоятельно, тогда и будешь делать что захочешь». В некоторых ситуациях подросток может последовать этим предложениям и убежать, чтобы заставить родителей пожалеть о сказанном и об их методах воспитания.  Если подросток выражает намерение или имеет склонность уйти из дома, следует принимать это всерьез. Во многих случаях такие слова не более чем замаскированный крик души о том, что ему необходимо больше внимания, нежности, уважения.

Когда родители слышат подобные угрозы, следует сказать ребенку, что его любят и не хотят, чтобы он уходил. Говорить честно, и открыто о тех проблемах, которые беспокоят подростка. Главная задача родителей — выслушать ребенка и дать ему почувствовать свою поддержку и внимание.

Взрослым следует помнить, что в основе многих проблем ребенка лежит его заниженная самооценка. Закладывается она в раннем детстве, когда ребенок узнает о себе только из слов и отношения к нему близких.  Есть выражение: «Единственное, что родители должны сделать для своего ребенка, — это дать ему высокую самооценку. Остальное ребенок сделает сам». А для этого он должен расти в атмосфере любви и уважения. Именно в такой атмосфере вырастают уверенные в себе, любимые другими и способные на многое в жизни люди.

Литература:

  1. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. – М.: Хрестоматия, 2000. – 624с.  
  2. Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта/ Пер. с фр. Е. В. Просветиной.— СПб.: Специальная Литература, 1999.—287с.
  3. Гипенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»: М.: Сфера; 2003.-240с.
  4. Риман Ф. Основные формы страха/Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 1999. — 336с.

Статья опубликована в брошюре Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: Материалы регионального научно-практического  семинара. Выпуск 6. — Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2013. – 116 с.

Источник