Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка thumbnail

По времени воздействия патогенные факторы делятся (рис. 2) на:

— пренатальные (до начала родовой деятельности);
— катальные (в период родовой деятельности);
— постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет).

Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенами.

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

— хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;

— инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

— венерические заболевания (гонорея, сифилис);

— эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

— несовместимость по резус-фактору;

— алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

— биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

— серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

— гипоксические (кислородная недостаточность);

— токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

— патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;

— мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

———————

1 Пренатальный период— период, длящийся в среднем 266 дней или 9 календарных месяцев от момента зачатия до рождения ребенка, состоит из трех стадий предзародышевой, или стадии яйца (зачатие — 2-я неделя), когда оплодотворенное яйцо — зигота — перемещается в матку и внедряется в ее стенку с образованием плаценты и пуповины, зародышевой, или стадии эмбриона (2-я неделя — конец 2-го месяца), когда происходит анатомическая и физиологическая дифференцировка различных органов, длина зародыша достигает 6 см, вес — около 19 г, стадии плода (3-й месяц — рождение), когда идет дальнейшее развитие различных систем организма В начале 7-го месяца появляется способность к выживанию вне организма матери, к этому времени длина плода составляет около 40 см, вес — около 1,9 кг

Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 2011 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.001 с)…Наверх

Источник

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

Оба плана развития — естественный и культурный

— совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-

биологического формирования личности ребенка».

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А. Р. Лурия.

Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

Факторы риска недостаточности психофизического развития:

генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии);

биологические (наследственные отклонения, инфекционные, вирусные и эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикозы, гипоксия и др.);

соматические (невропатии);

социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприятная среда);

Читайте также:  Общение и развитие особого ребенка

индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);

ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия.

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

Пренатальные. Пренатальный период— период, длящийся в среднем 266 дней или 9 календарных месяцев от момента зачатия до рождения ребенка, состоит из трех стадий: предзародышевой, или стадии яйца (зачатие — 2-я неделя), зародышевой, или стадии эмбриона (2-я неделя — конец 2-го месяца), стадии плода (3-й месяц — рождение).

Натальные (в период родовой деятельности);

Постнатальные (после родов, в период с раннего детства до трех лет).

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

К патологии развития могут приводить также недостаток или избыток хромосом, т. е. если их меньше или больше 23 пар. В большинстве случаев хромосомная аномалия приводит к гибели плода еще в утробе матери или к преждевременным родам и выкидышам. Однако существует достаточно распространенная аномалия в развитии — синдром Дауна, встречающаяся в соотношении 1:600—700 новорожденных, при которой причиной системных нарушений психофизического развития ребенка является появление дополнительной хромосомы в 21-й паре — так называемая трисомия.

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

Хромосомные аномалии отмечаются приблизительно в 5 % случаев установленных беременностей. В результате внутриутробной гибели плодов их численность уменьшается приблизительно до 0,6% родившихся детей.

С целью предупреждения появления детей с наследственной патологией развития проводятся генетические консультации, целью которых является определение схемы наследуемости того или иного патогенного признака и возможности его передачи будущим детям.

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;

инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

венерические заболевания (гонорея, сифилис);эндокринные заболевания матери, в частности диабет;несовместимость по резус-фактору;

алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности;

серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

гипоксические (кислородная недостаточность);токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

О социальных факторах пренатального и натального периода:

Основным проводником социальных влияний в этот период развития ребенка является, конечно, мать. Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и т.п.).

Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

В постнатальный период:

биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико- дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

Источник

Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходи­мо уяснить понятие «норма». Личностно ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ре­бенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.

Норма предполагает такое сочетание личности и срциума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удов­летворяет свои основные потребности, отвечая при этом требовани­ям социума сооответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в раз­витии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколь­ко значений этого понятия.

Читайте также:  Задержка развития ребенка в первый год жизни

Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количествен­ным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.

Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с ин­дивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются слу­чайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.

Исследователи считают ребенка нормальным при следующих усло­виях:

♦ когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития об­щества, членом которого он является;

♦ когда ребенок развивается в соответствии с его собственным об­щим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к пол­ному развитию отдельных составных частей и их полной инте­грации, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

♦ когда ребенок развивается в соответствии с требованиями обще­ства, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого соци­ального функционирования в период зрелости (Пожар Л.).

Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:

1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воз­действия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информа­ции, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за раз­личные аспекты психической деятельности человека;

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним со­хранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Под дефектом (от лат. defectus — недостаток) понимается физиче­ский или психический недостаток, вызывающий нарушение нормаль­ного развития ребенка.

Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой — служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л. С. Выготский: «Ми­нус дефекта превращается в плюс компенсации». Следует различать две группы дефектов:

первичные дефекты, к которым относятся частные и общие на­рушения функций центральной нервной системы, а также несо­ответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Он яв­ляется следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреж­дение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособ­ности, мозговых дисфункций и т. д.;

вторичные дефекты, которые возникают в ходе развития ре­бенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих на­рушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личност­ном развитии.

Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторично­му недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение фор­мирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситив­ном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном воз­расте в сенситивном периоде развития находится произвольная мо­торика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки в формирова­нии этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.

Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному обще­нию ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им зна­ний и навыков, развитие в целом.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личност­ного реагирования.

Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с не­доразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности сво­ей деятельности.

Вытеснение — относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Читайте также:  Активность ребенка условие его психического развития

Компенсация — такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более со­хранных.

Гиперкомпенсация — усиленнее развитие сохранных функций, со­четающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к ка­ким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению зани­женного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осозна­нии своей неполноценности.

Когда можно говорить об опасности отклонений?

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

♦ пренатальные (до начала родовой деятельности);

♦ натальные (в период родовой деятельности);

♦ постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства до трех лет).

Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриоге­неза, т. к. это период интенсивной клеточной дифференциации струк­тур головного мозга.

Факторы риска недостаточности психофизического развития:

биологические (наследственные отклонения, инфекционные, ви­русные и эндокринные заболевания матери во время беременно­сти, токсикозы, гипоксия и др.);

генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии);

соматические (невропатии);

социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприят­ная среда);

индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);

ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воз­действия (Л. В. Кузнецова).

Источник

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

· наличие наследственных заболеваний в семье;

· пороки развития системы организма, врожденные

и раноприобретённые:

— снижение слуха;

— снижение зрения;

— нарушения в строении и развитии опорно-двигательного

аппарата (мышечной системы и скелета);

— аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

мозговые грыжи и др.);

· органическое поражение ЦНС и периферической НС:

— ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

— гидроцефалия;

— энцефалопатия перинатальная;

· психические заболевания (ранние проявления):

— РДА;

— эпилепсия;

· выраженная соматическая патология различной этиологии:

— пороки развития основных систем организма (порок сердца)

и хронические соматические заболевания;

— частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

(в том числе врождённый иммунодефицит);

II. Факторы биологического риска:

— недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

тела менее 1500 г;

— дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

— дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

— дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

III. Факторы социального риска:

· наркомания и алкоголизм родителей;

· малолетние родители (моложе 17 лет);

· дети беженцев;

· стресс, пережитый ребёнком;

· длительная разлука с матерью;

· социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

Дата добавления: 2015-07-21; просмотров: 1786; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9361 — | 7419 — или читать все…

Читайте также:

Источник