Факторы риска нарушения развития и здоровья ребенка
10. Факторы риска заболеваемости детей
Факторы риска нарушения состояния здоровья в период социальной адаптации и риска повышенной заболеваемости ОРВИ:
1) возраст матери свыше 30 лет;
2) вредные привычки матери;
3) экстрагенитальная патология матери;
4) патология беременности и родов;
5) токсоплазмоз и другие латентные инфекции у матери и плода;
6) острые инфекции матери в конце беременности и во время родов;
7) асфиксия новорожденного;
8) недонашивание;
9) крупновесный плод;
10) неудовлетворительные бытовые условия;
11) III, IV, V группы здоровья ребенка.
Факторы риска развития патологии:
1) вредные привычки матери;
2) экстрагенитальная патология матери;
3) ОРВИ и другие бактериальные инфекции, особенно перенесенные в конце беременности и в родах;
4) умственная отсталость матери;
5) выкидыши в анамнезе, мертворождения, многоплодная беременность, бесплодие;
6) профессиональные вредности;
7) возраст матери до 16 лет и старше 40 лет;
8) патология беременности и родов;
9) узкий таз;
10) токсикоз первой половины беременности;
11) многоводие;
12) патология плаценты;
13) внутриутробная гипоксия плода;
14) 4-я беременность и более;
15) период между предыдущими и настоящими родами 1 год и менее;
16) слабость родовой деятельности;
17) преждевременная отслойка плаценты;
18) применение акушерских методов родов;
19) обвитие пуповины;
20) иммунологическая несовместимость крови матери и плода;
21) недонашивание;
22) асфиксия новорожденного;
23) масса тела ребенка 4 кг и более;
24) дети с уровнем стигматизации 5 баллов и более.
Новорожденные группы социального риска:
1) дети из социальнонеблагополучных семей;
2) дети из неполных семей;
3) дети из многодетных семей;
4) дети из семей с низким уровнем материальной обеспеченности;
5) дети, родители которых студенты.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Факторы риска
В развитии многих болезней играют роль не только непосредственные причины, их вызвавшие, но и предрасполагающие факторы, т. н. факторы риска. К их числу относятся: малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, употребление никотина и алкоголя,
Факторы риска
Думаю, что в подходе к глобальным проблемам, как и ко всякой «сложности», правомочен только системный подход.Схема взаимодействия факторов, составляющих систему «человечество», представлена на рис. 25.
По существу, эта схема представляет содержание модели
Факторы риска
Для начала определимся, что такое факторы риска. Это факторы, увеличивающие вероятность возникновения и прогрессирования болезни. Поскольку основной причиной возникновения ИБС является атеросклероз, то факторы риска развития атеросклероза в равной мере
Факторы риска
Информация к размышлению: средний курильщик делает около 200 затяжек в день. Это составляет примерно 6000 в месяц, 72000 в год и свыше 2000000 затяжек у 45-летнего курильщика, который начал курить в возрасте 15 лет.Хотя многие люди и понимают, что курение вредно, однако
Факторы риска
Некоторые факторы риска могут указать на то, у каких женщин возможно развитие эндометриоза. По определению, эндометриоз встречается почти исключительно в репродуктивные годы. Иногда его диагностируют в подростковом возрасте. Недавно проводилось
Факторы риска
Женщины могут значительно повлиять на степень риска развития дисплазии шейки матки, практикуя безопасный секс, избегая курения и делая регулярные тесты. Несомненно, определенные факторы воздействуют на развитие болезни, тогда как другие можно избежать,
ФАКТОРЫ РИСКА
Давайте рассмотрим возможные причины развития злокачественных опухолей на всем протяжении пищеварительного тракта, от полости рта до прямой кишки.Рак полости рта, глотки и гортани В последнее десятилетие растет число злокачественных опухолей полости
Особенности заболеваемости у детей грудного возраста
Многие очень опасные инфекционные болезни способны передаваться с грудным молоком ребенку, например ВИЧ-инфекция, лимфоцитарный лейкоз. Это означает, что гарантией здоровья грудничка является своевременное
Факторы риска
В наше время известно множество обстоятельств, в той или иной мере определяющих степень здоровья человека. Нередко врачи в беседе с больными говорят о факторах риска, способствующих развитию сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе артериальной
Факторы риска
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Ею же установлены семь основных факторов риска развития сердечно-сосудистых
Факторы риска
ИнфекцияПочти у половины больных возникновению ревматоидного артрита предшествовало острое респираторное заболевание (ОРЗ), грипп, ангина или обострение хронических инфекционных заболеваний. Достаточно часто заболевание развивается как продолжение
Факторы риска
Существует целый ряд условий, на фоне которых повышается возможность развития гипертонии. По статистике, у более 60 % взрослых людей есть предрасположенность к артериальной гипертензии, причем у 35 % из них имеется несколько факторов риска.Все факторы риска
ФАКТОРЫ РИСКА
Победив гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов страсть,он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым.
Арабская пословица
В жизни каждого человека складываются порой
Факторы риска
Что надо знать о вредной стороне игрушек?Концентрация вредных веществ в детских игрушках некоторых изготовителей в разы превышает допустимые санитарные нормы. Давно уже в СМИ говорится о вреде игрушек, в которых находят в недопустимых количествах такие
Источник
Биологические факторы риска нарушения развития в раннем возрасте.
Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.
В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА) [4].
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в психическом и физическом развитии детей, относятся хромосомно — генетические отклонения, как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций.
Наряду с наследственной патологией нарушения психического и физического развития, могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это – инфекции, интоксикации, травмы и т.п [7].
Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, такие как:
- Краснуха
- Токсоплазмоз
- Грипп
Данные заболевания являются одной из причин возникновения тяжелых нарушений в развитии у ребенка.
Наиболее изученными являются заболевания, передающиеся половым путем и в основном вирусные, которыми в остром виде или при обострении их хронических форм могут страдать беременные. Такие вирусы легко проникают через плаценту, вызывая ее поражения или непосредственную инфекцию внутриутробного плода, с поражением внутренних органов, в том числе и мозга плода. Внутриутробные инфекции оказывают неблагоприятное воздействие на функциональную активность головного мозга плода, как непосредственным воздействием инфекционного агента и развивающейся при этом гипоксии, так и опосредованными нарушениями состоянии здоровья женщин во время беременности и родов [3].
Отклонения в соматическом здоровье матери включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность, хронические эндокринные заболевания матери, в частности диабет, сердечнососудистая патология матери (пороки сердца, повышенное и пониженное давление), сильные эмоциональные стрессы, травмы беременной, угроза прерывания беременности также могут сопровождаться ухудшением кровоснабжения плода с развитием тяжелой гипоксии. Это серьезные факторы. Развивается плацентарная недостаточность (ПН). В случае декомпенсации, плод отстает в развитии.
Несовместимость по резус-фактору или иммунологическая несовместимость между матерью и ребенком по резус-фактору и антигенам крови также являются фактором риска возникновения нарушений развития в раннем возрасте [4].
Фактором риска нарушений психического и физического развития являются биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.) воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития [8].
Не менее значимым периодом наибольшей уязвимости центральной нервной системы ребенка являются роды. Риск возникновения нарушений появляется при стремительных либо при затяжных родах. При таком течении родов теряется преимущество приспособления к конфигурации родовых путей, соответственно возрастает риск травматического повреждения младенца. У новорожденных, появившихся на свет при стремительных родах, обнаруживаются различные отклонения в центральной нервной системе, начиная от легких гипоксических микротравм, до массивных кровоизлияниях в желудочки и вещество мозга. При увеличении продолжительности родов, тугом обвитии пуповины, также возможно поражение центральной нервной системы: тяжелая гипоксия с гибелью нейронов младенца, гипоксическое повреждение других тканей и органов. Тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка [1].
Фактором риска возникновения нарушения развития в раннем возрасте является недоношенность детей. В настоящее время современная медицина модернизировала реанимацию для новорожденных, что значительно увеличило выживаемость недоношенных детей. Такие дети выживают, но не становятся здоровыми сразу и индекс заболеваемости и возможность нарушения в развитии у них увеличивается. Нарушения развития у детей могут возникнуть под влиянием различных неблагоприятных факторов после рождения. Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детстве заболеваний, к ним относятся: менингит, энцефалит, которые могут привести к развитию гидроцефалии, глухоте, задержке психического развития и к двигательным расстройствам. Базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно снижаться общая активность ребенка, в том числе может замедляться психофизическое развитие [3].
Соматические заболевания детей являются причиной нарушения нормального развития ребенка. При соматических заболеваниях часто происходит поражение центральной нервной системы. При этом ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностное развитие [1].
Источник
Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей
Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:
1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;
2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);
3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).
4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.
Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.
Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.
Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.
Факторы риска:
1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).
2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно — педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).
3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).
4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.
5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).
6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.
7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.
8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.
9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.
Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)
Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.
Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся. Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.
Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.
Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд
факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.
На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.
К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность — поражающие факторыисточников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.
Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.
Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.
Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:
— употребление алкоголя,
— употребление наркотиков и др. токсичных веществ,
— курение,
— компьютерная и интернет- зависимость.
Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.
Подростковый возраст — особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести «моду» на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.
Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.
В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.
Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.
Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.
Источник