Факторы речевого развития ребенка при нарушениях слуха

Факторы речевого развития ребенка при нарушениях слуха thumbnail

При
нарушении слуха уровень развития речи
неоди­наков и зависит от следующих
факторов: степень нару­шения слуха;
время возникновения дефекта слухового
анализатора; педагогические условия,
в которых нахо­дился ребенок после
нарушения функционирования слу­хового
анализатора; индивидуальные особенности
само­го ребенка.

Каждый
из вышеперечисленных факторов играет
ог­ромное значение при оценке речи
детей. Степень сниже­ния слуха и
развитие речи у детей находятся в прямой
зависимости. Чем больше у ребенка снижен
слух, тем сильнее страдает речь. Если
снижение слуха незначи­тельное, то
отклонения речи не резко выраженны.
Если наблюдается тяжелая степень
снижения слуха, ребенок остается немым
до начала специального образования.
При средней степени снижения слуха
отмечаются нарушения в фонетической,
лексической, грамматической стороне
речи. Слух может быть нарушен в разные
периоды жизни ребенка. От временного
фактора зависит наличие или отсутствие
вторичных проявлений дефекта. Чем раньше
возникло нарушение, тем больше оно
отражает­ся на сформированности
речевой функции. Потеря слу­ха у
ребенка до двухлетнего возраста, когда
речь еще не сформирована, ведет к полному
отсутствию речи. Поте­ря слуха до
3-3,5 лет приводит к утрате сформирован­ной
речи. Речь почти полностью распадается
при пол­ной потере слуха в 4-5 лет, если
специальное обучение не начато сразу.
Потеря слуха в 6-7 лет приводит к рез­кому
искажению речи ребенка, и без специальной
педа­гогической помощи речь будет
постепенно ухудшаться. Если слух у
ребенка потерян после 7 лет, имеются
навы­ки овладения грамотой, то речь
может быть сохранена при условии
систематической коррекционной работы.

При
частичной потере слуха у детей временной
фак­тор также является очень важным
— он определяет уро­вень развития
речи. Незначительное понижение слуха
у детей в возрасте до 3 лет приводит к
задержке или недоразритию речи. После
3 лет снижение слуха вызывает меньшие
отклонения в развитии речи.

Таким
образом, уровень развития речи у детей
с на­рушениями слуха во многом
определяется временем воз­никновения
слухового дефекта. Педагогические
условия, в которых находился ребенок с
момента нарушения слу­ха, имеют
огромное значение для его психического
и речевого развития.

Чем
раньше были предприняты специальные
как медицинские, так и педагогические
меры по устранении последствий снижения
слуха, тем более успешно будет развиваться
ребенок. Создание речевой среды в семье,
проведение раннего слухопротезирования,
орга­низация специальной работы по
развитию слухового вос­приятия и речи
определяет успешное развитие ребенка.

Индивидуальные
особенности также влияют на уро­вень
развития речи. В процессе овладения
речью играет большую роль активность
личности ребенка, подвижность мыслительных
процессов. Компенсации слухового
дефек­та и развитию речи способствует
устойчивое зрительное внимание и память.

Формирование
речи у глухих детей основывается на
компенсаторном использовании сохранных
анализаторов в условиях специального
обучения. Активно привлека­ются
зрительное и слуховое восприятие,
кинестетичес­кие ощущения, тактильно
вибрационная чувствитель­ность.
Сурдопедагог помогает глухому ребенку
овладеть движениями речевого аппарата,
развить слуховое вос­приятие (с
обязательным использованием
звукоусили­вающей аппаратуры).

Развитие
речи слабослышащих детей проходит на
основе остаточного слуха при условии
естественного об­щения. Даже если
восприятие устной речи неполное, ребенок
способен овладеть устной речью
самостоятель­но, но с различными
нарушениями. При создании усло­вий
интенсивного развития и использования
слуха воз­можность самостоятельно
овладеть грамматическим стро­ем речи
быстро возрастает.

Позднооглохшие
дети имеют сформированную, раз­витую
речь. У них наблюдается разный уровень
сохран­ности речи. До потери слуха у
позднооглохшего ребенка развитие речи
и формирование словесного мышления
проходило в условиях естественного
речевого общения на основе слуха.
Большинство позднооглохших имеют
тяжелую степень слухового дефекта. На
первый план коррекционного обучения
ставится задача формирова­ния
восприятия речи на зрительной основе
либо на слухозрительной (с помощью
звукоусиливающей аппарату­ры).
Позднооглохшие дети должны приобретать
навык зрительного восприятия устной
речи позже самого мо­мента овладения
речью. Этим они отличаются от осталь­ных
детей с нарушением слуха.

Речевое
развитие играет решающую роль в развитии
ребенка как личности. Снижение слуха
обуславливает ограничение социального
общения. Это ограничение вли­яет на
формирование психики ребенка. Все сферы
по­знавательной деятельности испытывают
дефицит. Стра­дает речь, восприятие,
память, внимание, представле­ние,
мышление.

В
первые 2-3 месяца жизни различия между
глухим и слышащим ребенком почти не
определяются (Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау). Крик и
гуление глухого ребенка мало отли­чаются
от таковых у слышащего. У глухих детей
лепет появляется, но постепенно угасает
из-за невозможности ‘контроля за своим
произношением.

У
глухих детей раннего возраста речь не
может быть сформирована. Однако у них
без специального обучения появляются
различные голосовые и артикуляционные
реакции. Это различные нечленораздельные
звуки, вос­клицания, связанные с
положительными или отрицатель­ными
эмоциями ребенка. Эти звуки и используются
для привлечения внимания взрослых к
себе.

Может
наблюдаться смех, плач, произнесение
отдель­ных речевых вокализаций. Дети
раннего возраста часто используют эти
звуки при общении со взрослыми, в игре.
Дети пытаются через лепет выразить свои
желания и потребности. Ребенок начинает
применять различные звукосочетания
для обозначения предметов и действий.
Однако эти сочетания звуков не похожи
на слова родно­го языка, и их понимает
только ограниченный круг близ­ких
ребенку людей. Звукосочетания используются
вместе с неречевыми средствами общения
— такими, как есте­ственные жесты,
взгляды, указания на предметы и т. д. Без
обучения количество голосовых реакций
с возрас­том сокращается, они становятся
более однообразными, потом исчезают
совсем. Речевое развитие слабослыша­щих
детей в младенческом возрасте
характеризуется большим разнообразием,
что связано с состоянием их слуха.
Формирование предпосылок речи протекает
при­мерно так же, как и у глухих. У
детей с легкой и сред­ней тугоухостью
в раннем возрасте наблюдается много
голосовых реакций. На 2-м году жизни
появляется ле­пет, более бедный, чем
у слышащих детей, но отличаю­щийся от
лепета глухих детей. Иногда к 2-3 годам
по­являются лепетные слова, слова,
обознающие названия игрушек, окружающих
предметов. Эти слова произно­сятся с
большим количеством грамматических и
фоне­тических искажений. У небольшого
числа слабослышащих детей появляется
короткая фраза. Дети с тяжелой тугоу­хостью
по состоянию речи в раннем возрасте
внешне похо­жи на глухих. Однако у них
больше голосовых реакций, чем у глухих,
лучшее подражание речи взрослых,

В
дошкольном возрасте у глухих детей без
обучения речь не формируется. Отмечаются
различные голосовые реакции, звукосочетания,
лепет. Без обучения число го­лосовых
реакций сокращается, они становятся
более однообразными, к пяти-шести годам
исчезают совсем. Иногда старшие
дошкольники, не обученные речи, осознают
свои речевые проблемы, неохотно идут
на общение с людьми, уходят от контактов
со взрослыми и слышащими детьми.
Количество средств неречевого общения
с возрастом у глухих дошкольников
расширяется. Появляется больше
естественных жестов, которые дети
копируют у взрослых или придумывают
сами. Развиваются разнообразные взгляды,
характеризующие их эмоциональное
состояние.

После
четырех лет различия в речи глухих и
детей с тяжелой степенью тугоухости
становятся более замет­ны. У слабослышащих
детей даже без специального обу­чения
увеличивается число произносимых слов.
Неко­торые дети овладевают короткими
аграмматическими фразами, типа: «Мама,
ди» (Мама, иди), «Мама, да» (Мама, дай).

Одним
из главных условий проведения работы
по развитию речи является организация
слухо-речевой сре­ды, которая
предполагает постоянное речевое общение
с ребенком при условии использования
слуховых аппара­тов. Работа по развитию
речи детей младенческого воз­раста
направлена на развитие зрительного и
слухового сосредоточения на лице
взрослого, его речи, предметах. Эта
работа проводится длительно, в процессе
общения с. ребенком в течение всего дня,
а также на специальных систематических
занятиях.

Развитие
речи у детей с нарушениями слуха на
2-3-м году жизни имеет более высокий темп.
В связи с позна­нием разных предметов,
явлений, у ребенка появляется словарь
их названий, действий с предметами.
Постоян­ное использование простых
по структуре фраз делает доступными
для понимания некоторые из них, наиболее
часто повторяемые. Важно учить ребенка
понимать зна­чения глаголов, так это
необходимо для понимания и использования
фраз. С детьми дошкольного возраста
продолжается работа, начатая еще в
раннем возрасте. Основные требования
к организации и содержанию рабо­ты с
дошкольниками, имеющими нарушенный
слух, в семье остаются те же, что
предъявляются к работе с деть­ми
раннего возраста. Однако содержание
работы расши­ряется и углубляется по
различным направлениям.

Воспитание
и обучение происходит в течение всего
дня, включая режимные моменты, игры,
свободную де­ятельность.

Занятия,
включающие различные виды работ,
про­водят ежедневно.

Создание
слухо-речевой среды предполагает речевое
общение с ребенком всех членов семьи.

При
работе с ребенком используется слуховой
аппарат. Всестороннее развитие ребенка
включает в себя фи­зическое, трудовое
воспитание, ознакомление с окружа­ющим
миром, игровую деятельность, развитие
изобра­зительной деятельности, работу
по развитию речи, фор­мирование
элементарных математических представле­ний,
а также обучение чтению.

При
поступлении ребенка в школу работа по
разви­тию речи, восприятия, памяти и
мышления в целом бу­дет продолжена.

Динамика
и прогноз

Потенциальные
возможности детей с нарушениями слуха
крайне велики. Медицина не в силах
вернуть та­ким детям слух. Однако дети
с нарушениями слуха могут приближаться
по уровню общего и речевого разви­тия
к сверстникам с сохраненным слухом.

Если
дети не имеют дополнительных отклонений
в развитии, а адекватная и целенаправленная
коррекционная работа проводится уже в
первые месяцы жизни ребенка, то к 3-6
годам можно максимально прибли­зить
уровни как общего, так и речевого развития
к воз­растной норме (даже несмотря на
тяжелую тугоухость). Такие дети владеют
развернутой фразовой речью, сво­бодно
общаются как с детьми, так и со взрослыми,
мо­гут- рассказывать об увиденном, о
каких-то случаях .из жизни, хорошо
понимают обращенную к ним речь
(вос­принимают слухозрительно), могут
прочесть стихотво­рение и даже напевать
песенки. Звучание их собствен­ной
речи обычно очень мало отличается от
речи слыша­щих детей.- Дети с нарушениями
слуха пользуются слу­ховыми аппаратами.
Дети с развитой собственной речью в
дальнейшем обучаются вместе со слышащими
детьми в детских садах и в школах общего
типа.

Позднооглохшие
дети (те, кто потерял слух в возрас­те
4-5 лет и имел до этого момента сохранную
речь) могут достичь такого же высокого
уровня, при условии своевременно начатой
и целенаправленной работы. Если удастся
сохранить уже имеющиеся речевые навыки
и совершенствовать их, а также в короткие
сроки восста­новить устную коммуникацию
на другой сенсорной ос­нове
(зрительно-слуховой, зрительной,
зрительно-вибро­тактильной), то
позднооглохший дошкольник даже смо­жет
остаться в том же детском коллективе,
в котором он воспитывался до момента
потери слуха, и подготовить­ся к
устному обучению в условиях массовой
школы, а позднооглохший школьник сможет
успешно продолжить свое обучение в том
же классе, где обучался до болезни,
травмы.

Дети
с тяжелой тугоухостью и глухотой при
позднем начале обучения — в 2-3 года —
могут достичь высокого уровня общего
и речевого развития также если
присут­ствует ряд благоприятных
факторов. К таким факторам можно отнести
высокие потенциальные возможности
са­мого ребенка, его личностные
особенности (такие, как коммуникабельность,
активность, физическая выносли­вость,
работоспособность), а еще — систематическое,
ин­тенсивное, адекватное обучение
ребенка. Занятия прово­дятся в условиях
индивидуальной работы, в условиях
за­нятий в малой группе (6-8 человек),
при наличии допол­нительной помощи
(речевая ритмика и т. д.), при актив­ном
участии семьи в воспитании и обучении
ребенка,

Эффект
коррекционного воздействия на детей с
на­рушениями слуха определяется:

♦ своевременностью
(с момента выявления характе­ра
снижения слуха);

♦ качественным
слухопротезированием;

♦ использованием
различной качественной звукоуси­ливающей
аппаратуры ( при отсутствии медицинс­ких
противопоказаний);


адекватностью коррекционного процесса.

Из
всего вышеизложенного следует, что
высокого уров­ня общего и речевого
развития достигают дети, не имею­щие
каких-либо дополнительных отклонений
в развитии.

Такие
дети относятся к 3 основным категориям:

♦ дети
с незначительным снижением слуха;

♦ дети
с тяжелыми нарушениями слуха, с которыми
была начата коррекционная работа в
раннем дет­стве и длительно проводилась
в среде нормально слышащих (или внезапно
потерявших слух) свер­стников;

♦ дети,
слышащие и говорящие до некоторого
време­ни, с которыми проводилась
специальная коррекци­онная работа
по сохранению речи, восстановлению
устной коммуникации, а также обучение
грамоте.

Обучение
этих детей более предпочтительно в
массо­вом детском учреждении, чем в
специальном. Однако ин­тегрированное
обучение будет эффективно при наличии
коррекционной помощи, готовности ребенка
обучаться в обществе слышащих, при
желании родителей обучать сво­его
ребенка в массовом детском саду, школе,
активном участии родителей в образовании
и воспитании ребенка.

Однако
основная масса глухих и слабослышащих
детей обучается в специальных учреждениях.

Российской
сурдопедагогике свойствен оптимистичес­кий
взгляд на возможности всестороннего
развития детей с недостатками слуха. В
соответствии с утвердившимся в
отечественной психологии пониманием
развития психики индивидуума как
процесса его взаимодействия с соци­альным
и природным окружением, сурдопедагогика
выд­винула положение о решающем
значении благоприятных социальных, в
том числе специальных практических,
ус­ловий для успешного преодоления
последствий дефекта и всестороннего
развития детей с нарушением слуха.

В
настоящее время при обязательном
основном об­щем образовании, принятом
в стране, школа для глу­хих детей
должна обеспечить дифференциацию
требова­ний к возможному уровню
образования разных катего­рий детей,
обучающихся в школе, определить
приори­тетные направления в работе,
новые задачи в учебном образовании для
неслышащих.

Специальная
(коррекционная) школа призвана наряду
с овладением детьми базовым уровнем
знаний создать предпосылки для социальной
адаптации выпускников, для включения
их в трудовую деятельность и обеспече­ния
достойного уровня жизни; развить у них
необходи­мые способности самостоятельно
находить и принимать решения в различных
условиях, стрессовых ситуациях, получать
нужную информацию и использовать для
это­го свои знания и навыки. Решение
этих задач с учетом особенностей разных
групп глухих детей, обучающихся в школе,
требует взаимодействия теории, практики
и экспериментального обучения.

Бурные
темпы развития науки, информационных
технологий вызывают необходимость
перестройки про­цесса обучения,
сосредоточения внимания на развитии
детей, на их желании учиться, пополнять
знания.

К
сожалению, многие, даже хорошо усвоившие
школьную программу выпускники оказываются
не­востребованными обществом. Они не
готовы к жизни в условиях нестабильности,
в ситуации поиска рабо­ты, места
приложения своих знаний. Практические
работники ищут пути организации уроков
с позиций нового взгляда на учебный
процесс, его цели и задачи.

Все
вышеперечисленное дает надежду, что
глухие и слабослышащие после окончания
обучения смогут адаптироваться к нашей
сложной жизни и быть по-настоящему
востребованы современным обществом.

Соседние файлы в папке Лекции

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Содержание:

  • Расстройства речи при тугоухости
  • Словарный запас слабослышащих детей
  • Роль родителей в формировании речи слабослышащего ребенка

Необходимость отдельного рассмотрения нарушений речи у детей с неполноценным слухом объясняется следующим.

Во-первых, нарушение нормального функционирования одного из ведущих речевых анализаторов приводит к особенно серьезным отклонениям в речевом развитии детей, на что нельзя не обратить внимание читателя.

Во-вторых, правильное понимание этой проблемы родителями и своевременное принятие ими коррекционно-профилактических мер позволит многое сделать для сохранения речи детей.

Принято различать две основные категории детей с нарушением слуха: глухих и слабослышащих, а среди глухих — рано- и позднооглохших. Последние до наступления глухоты уже успели приобрести речь. Однако при наступлении глухоты в 3-5 лет и при отсутствии специальной работы над речью к школьному возрасту у ребенка сохраняется лишь небольшой запас искаженных слов.

Случаи наследственной глухоты, передающейся из поколения в поколение, довольно редки. Что касается врожденной глухоты, то причинами ее может быть недоразвитие слухового аппарата ребенка при действии вредных факторов на 4-5-й неделе внутриутробного развития или его повреждение во второй половине беременности вследствие болезней матери, токсикозов, гормональных расстройств, резус-конфликта и пр. Причиной рано приобретенной глухоты может явиться асфиксия при рождении.

Принципиальная разница между слабослышащим и глухими заключается в том, что имеющаяся у слабослышащих степень сохранности слуха позволяет им хотя бы в самой минимальной степени самостоятельно обогащать свой словарный запас, тогда как для глухих это полностью исключено. В дальнейшем изложении мы больше не будем касаться проблемы глухоты и рассмотрим нарушения речи у детей со сниженным слухом.

Примерно в 80 % всех случаев слух у детей нарушается в возрасте до 2 лет. Причинами этого могут быть детские инфекции (в особенности менингит, корь, скарлатина), отиты, применение антибиотиков (прежде всего стрептомицина) и др.

Слабослышащие дети могут иметь разную степень снижения слуха. Принято различать три степени тугоухости, из которых самой тяжелой является третья. Однако для жизни человека гораздо большее значение имеет не степень потери слуха, а состояние его речи, поскольку при одной и той же степени тугоухости возможности речевого общения могут быть весьма различными. Поэтому и комплектование школ для слабослышащих детей осуществляется в основном не по состоянию слуха, а по уровню речевого развития.

Ввиду сказанного очень важно как можно раньше выявить имеющуюся у ребенка слуховую недостаточность, чтобы сделать все возможное для полноценного формирования у него речи. Беспокоиться об этом следует буквально с самых первых дней утраты слуха, а при врожденной тугоухости — с первых дней жизни ребенка.

Состояние речи у детей со сниженным слухом зависит от следующих условий.

  1. От степени снижения слуха (чем больше снижен слух, тем хуже условия для развития речи).
  2. От времени наступления тугоухости (чем раньше, тем хуже).
  3. От условий воспитания ребенка, то есть от того внимания, которое уделяется развитию его речи. Этот последний фактор настолько важен, что во многих случаях он может перевесить первые два, причем в самых неблагоприятных случаях только на него и могут возлагаться основные надежды.

Мы рассмотрим нарушения речи преимущественно у слабослышащих с 1-2-й степенью тугоухости, владеющх развернутой речью. Большая часть детей с первой степенью тугоухости обучается в общеобразовательных школах.

Расстройства речи при тугоухости

Все имеющиеся у слабослышащих нарушения речи условно могут быть разделены на две большие группы — на нарушения, непосредственно связанные со снижением слуха, и не связанные с его снижением. Ко второй группе нарушений следует отнести, например, заикание, дизартрию, открытую и закрытую органическую ринолалию, а также «моторные» формы дислалии и оптические дисграфию и дислексию. Эти виды речевой патологии у слабослышащих как по своей причинной обусловленности, так и по методам коррекционного воздействия приближаются к однотипным нарушениям речи у детей с нормальным слухом.

Что касается речевых расстройств, которые непосредственно связаны с неполноценностью слуховой функции, то они достаточно разнообразны. Однако если попытаться как-то объединить и обобщить все эти нарушения, то здесь правильнее всего будет говорить о недоразвитии у слабослышащих всех сторон речи из-за невозможности ее полноценного восприятия на слух. У них нарушается как понимание речи окружающих, так и собственная произносительная речь во всех ее основных звеньях (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй).

И это вполне понятно, поскольку речь у детей развивается путем подражания, а полноценно подражать полуслышимой речи невозможно.

Рассмотрим состояние у слабослышащих каждой из названных сторон речи.

Понимание речи (импрессивная речь) у этой категории детей страдает из-за неполноценности ее слухового восприятия. Ведь прежде чем понять сказанное, нужно его правильно воспринять, то есть правильно услышать, а при сниженном слухе это далеко не всегда возможно. Слабослышащий ребенок вообще не воспринимает на слух некоторые звуковые частоты, что лишает его возможности различения многих звуков. Так, высокочастотные звуки «с» и «ц» в словах типа «свет — цвет» в условиях проведенного нами специального исследования не воспринимали на слух 84 % слабослышащих учащихся даже с преимущественно первой степенью тугоухости. А это значит, что для них существенно затруднено слуховое восприятие, а следовательно, и понимание тех слов, в состав которых входят эти звуки. Но ведь большинство слабослышащих не различают на слух далеко не одну пару звуков. Тогда каким же образом им удается понимать речь окружающих?

Правильному пониманию речи в условиях неполного ее восприятия может способствовать следующее.

Во-первых, учет конкретной ситуации речевого общения. Допустим, ребенок, не различающий на слух звуки «п» и «б», слышит в разговоре слово «бочка», которое для него звучит неотличимо от слова «почка». Если общая тема разговора посвящена разного рода заготовкам, то слабослышащий поймет, что речь идет о бочке для засолки овощей, а не о почке, которую можно застудить или которая может болеть. Если же говорят об операциях или болезнях, то это же самое сомнительное слово даже в условиях его изолированного произнесения будет истолковано в соответствии с темой разговора. И, наконец, третье толкование этому слову будет дано в ситуации сбора сосновых или ольховых почек.

Во-вторых, учет смысла соседних слов. Например, ребенок, не способный различить по слуху слова «тушь» и «душ», различит их в сочетаниях «горячий (или холодный, теплый) душ» и «черная тушь».

В-третьих, учет грамматической формы соседних слов. Так, различению слов «папа» и «мама» может помочь ориентировка на окончание употребленного рядом с ними глагола прошедшего времени: «мама пришла», тогда как «папа пришел».

В-четвертых, зрительное восприятие артикуляции сомнительных звуков, играющих решающую роль для понимания смысла слов. Естественно, что речь здесь может идти только о различающихся «по виду» звуках — типа «с» и «ш», «з» и «ж», «п» и «т», «б» и «д» и т. п. Опора на зрительное восприятие артикуляции звуков поможет различить слова типа «мишка» и «миска», «папа» и «тата», «белить» и «делить» и т.п.

Подобными способами домысливания в условиях затрудненного восприятия речи нередко пользуются и нормально слышащие люди (например, при разговоре по телефону или в шумном помещении), для слабослышащих же такое затрудненное восприятие имеет место постоянно. Однако для правильного домысливания необходимо иметь достаточный словарный запас и владеть основными грамматическими нормами языка. То и другое у слабослышащих оставляет желать лучшего, что будет видно из дальнейшего изложения. Следовательно, в вопросах понимания речи им трудно полностью компенсировать свою слуховую недостаточность, однако усовершенствование лексико-грамматической стороны речи улучшит в том числе и возможность ее понимания.

Словарный запас слабослышащих детей

Словарный запас слабослышащих детей отличается целым рядом своеобразных особенностей, типичных именно для этой категории детей. Основные из них следующие.

  1. Малый запас слов. Их именно мало, потому что ребенок со значительной степенью снижения слуха лишь немногое может самостоятельно уловить из речи окружающих и тем более прочно усвоить (имеются в виду те случаи, когда с ним не проводится никакой специальной работы по обогащению словаря).
  2. Неточность понимания значений употребляемых ребенком слов, выражающаяся в большинстве случаев в расширении и размытости этих значений. Так, название предмета может заменяться названием действия, признака или другого предмета («умываться» вместо «умывальник» или вместо «мыло»; «горячий» вместо «утюг»; «температура» вместо «термометр» и т. п.). Приведенные примеры во многом объясняются все той же бедностью словарного запаса — как говорится, не до тонкостей, лишь бы уловить, о чем вообще идет речь и подобрать хоть сколько-нибудь подходящее слово…
  3. Замены близких по звучанию слов, что характерно и для процесса восприятия речи (так называемые «ослышки»). Слабослышащий нередко улавливает лишь общий ритмический рисунок слова, то есть количество слогов в нем и место ударения. С этой точки зрения слова внутри каждой из приведенных ниже групп могут восприниматься ребенком как одинаковые: кочка — горка — кошка — норка — порка; молоток — потолок — порошок — петушок; ворота — ворона — хороший.
  4. Искажение окончаний слов, нередко до полной неузнавамости слова, например: «мой» вместо «мост»; «пароль» вместо «паром». Такие особенности произношения слов типичны именно для детей со сниженным слухом, что объясняется безударностью большинства окончаний в русском языке, а значит, недостаточной разборчивостью их звучания. В таком приблизительном, усеченном виде они и усваиваются детьми. Это лишний раз свидетельствует о необходимости особенно четкого проговаривания каждого слова в процессе общения со слабослышащим ребенком.
  5. Опускание безударных приставок и суффиксов по причине недостаточно хорошей слышимости тех и других, например: «бежали» вместо «побежали» или вместо «прибежали»; «стол» вместо «столик».
  6. Выпадение согласных звуков при их стечении, например: «трау» или «pay» вместо «страус» (последний глухой согласный тоже не слышен); «лон» вместо «слон».
  7. Замены акустически близких звуков, не различаемых ребенком на слух, что приводит к изменению смыслового значения слов («колос» вместо «голос», «гардина» вместо «картина»).

Нередко при произнесении одного и того же слова могут иметь место сразу несколько из перечисленных видов искажений, что изменяет слово до полной неузнаваемости, например: «рата» вместо «трактор», «арот» вместо «коробка». Все это вместе взятое позволяет судить о том, насколько неотчетливы и неустойчивы представления слабослышащего ребенка о смысловом значении и звуковом составе употребляемых им в речи слов.

Естественно, что это крайне затрудняет для него также процесс слухового восприятия и узнавания слов, произносимых окружающими людьми. Если бы даже ребенок правильно услышал сказанные слова (чего на самом деле нет), то ему было бы трудно соотнести их с имеющимися у него далеко не точными их «копиями». Единственный способ как-то исправить это положение заключается в четком и достаточно громком произнесении всех слов при разговоре со слабослышащим ребенком. Только в этом случае он получит реальную возможность для того, чтобы с самого начала усваивать все слова в их точном значении и правильном звуко-слого-вом и грамматическом оформлении.

Грамматический строй речи по уже рассмотренным выше причинам у слабослышащих детей также грубо нарушен. Связь между словами в предложении в русском языке выражается в основном при помощи окончаний и предлогов, которые чаще всего являются безударными и которых дети со сниженным слухом поэтому просто не слышат. А это значит, что они уже с момента овладения речью не могут усвоить правила согласования слов в роде, числе и падеже, что приводит к тяжелому и трудно преодолеваемому аграмматизму. К тому же фразовая речь у этих детей часто просто отсутствует — имеется лишь набор грамматически не связанных между собой слов.

Звукопроизношение у слабослышащих детей тоже не может формироваться нормально ввиду неполноценного функционирования одного из ведущих в этом отношении анализаторов — речеслухового. (Как помним, в ходе становления у детей звукопроизношения речеслуховой анализатор именно «ведет» за собой речедвигательный.)

Не слыша многих речевых звуков или воспринимая их на слух в усеченном виде (выпадают некоторые из составляющих эти звуки частот), ребенок не может им правильно подражать. Это приводит к тому, что до 96 % слабослышащих учащихся даже в старших классах школы имеют дефекты в произношении звуков речи, причем преобладающими являются полиморфные формы нарушения (на одного ребенка приходится от 4 до 31 неправильно произносимых звуков).

Роль родителей в формировании речи слабослышащего ребенка

В течение всех лет школьного обучения педагогам с большим трудом и не всегда достаточно успешно приходится перевоспитывать изначально неправильно сформировавшуюся (или даже заново воспитывать вообще несформировавшуюся) речь слабослышащего ребенка. По этой причине хочется еще и еще раз призвать родителей к тому, чтобы они постарались уже в самом раннем возрасте поставить развитие речи ребенка на правильные «рельсы». И сделать это можно только путем максимального обеспечения ее слышания, что достигается следующим:

  • достаточно громкой, небыстрой и отчетливой речью окружающих, которую ребенок сможет лучше услышать и понять;
  • привлечением внимания ребенка к артикуляции говорящего, что значительно облегчает восприятие им речи за счет дополнительного использования и более сохранного зрительного анализатора; а сокращением расстояния до ребенка во время речевого общения с ним, что также улучшает слышимость речи;
  • обогащением словарного запаса ребенка, поскольку знакомые слова всегда значительно легче воспринять и понять, чем впервые слышимые;
  • четким и достаточно громким проговариванием окончаний слов, что позволит ребенку овладеть правильными грамматическими нормами речи.

Кроме того, зная о большой предрасположенности ребенка со сниженным слухом к дефектному произношению многих звуков, важно уже с самого раннего его возраста предпринимать в этом отношении необходимые профилактические меры (громкое и отчетливое произнесение звуков взрослыми и привлечение внимания ребенка к артикуляции говорящего, о чем уже упоминалось выше). Однако при этом не следует замыкаться лишь на чисто слуховой стороне проблемы. Важно также обратить внимание на правильность строения речевого аппарата ребенка и на подвижность его артикуляторных органов, поскольку и то и другое нередко бывает нарушено. Своевременное устранение этих не связанных с состоянием слуховой функции препятствий на пути к овладению правильным звукопроизношением значительно улучшит последнее даже при том же самом состоянии слуха.

Мы не касаемся здесь достаточно эффективных специальных методов обучения, практикуемых уже в дошкольном возрасте, а говорим лишь о «домашних» средствах, доступных самим родителям и играющим очень большую роль в формировании у ребенка возможно более полноценной речи. Однако ни в коем случае не следует ограничиваться только этими средствами, а наряду с их постоянным использованием нужно в то же время в возможно более ранние сроки обратиться к специалистам.

Источник