Факторы развития ребенка в раннем возрасте

Факторы развития ребенка в раннем возрасте thumbnail

Тема 8.2 Психологическая характеристика раннего детства

Вопросы темы:

8.2.1 Факторы развития в раннем детстве

8.2.2 Основные психологические характеристики возраста

8.2.3 Начальные формы самосознания

8.2.4 Отношения ребенка со взрослым

Ведущей деятельностью в раннем детстве являет­ся предметная, социальная ситуация развития ква­лифицируется как начало нарушения слитности со взрослым, в качестве центральных новообразований выделяются развитие самосознания, речевое развитие, «самость» (Л.И. Божович). Психологи называют трех­летний возраст серединой пути психического разви­тия. По своим психическим возмож­ностям трехлетний ребенок достаточно функционален:

Ø способен к самообслуживанию;

Ø владеет элементар­ными формами поведения и речевого общения;

Ø умеет вступать в контакт;

Ø понятен окружающим.

Указанные функции составляют базовый уровень психического развития, на котором выстраивается жизненная про­грамма растущего человека.

Главными факторами раз­вития являются:

Ø прямохождение высвобождает руку, превращая ее из органа перемещения в орган познания, расши­ряет способность ориентироваться в пространстве увеличивает мобильность ребенка, расширяет в целом горизонты его возможностей.

Ø предметная деятель­ность складывается из следующих действий:

– операциональные действия — это действия, задан­ные функциональным назначением предметов. Благо­даря им ребенок узнает назначение этих предметов (ложкой ест, лопаткой копает), постигая тем самым мир человеческой культуры.

– соотносящие действия развивают сенсорно-перцеп­тивную систему, формируют восприятие величины, формы. Наряду с этим положительно влияют на коор­динацию движений и ловкость.

Согласно Д.Б. Эльконину, предметные действия развиваются в раннем детстве по двум основным на­правлениям:

Ø эволюция действия от совместного со взрослым до самостоятельного.

Освоение действия проходит следующие этапы: вначале взрослый, взяв в свои руки детские, производит совместное с ним дей­ствие (например, так детей учат пользоваться лож­кой) – ориентация, исполнение и оценка действия принадлежат взрослому. Далее появляется частично разделенное действие – взрослый может начинать, а ребенок продолжать и заканчивать действие. На дан­ном этапе у ребенка появляется осознание цели дей­ствия, он понимает, что должно быть в результате его выполнения. Следующим шагом становится исполне­ние действия на основе показа. И на следующем этапе взрослый дает только речевое указа­ние, все остальные действия ребенок выполняет само­стоятельно. Такова последовательность освоения пред­метного действия ребенком, позволяющая в последую­щем выполнять его самостоятельно.

Ø развитие средств и способов ориентации ре­бенка при выполнении предметного действия.

Ребенок начинает употреблять предметы в соответствии с их функциональным назначением. Параллельно ребенок усваи­вает возможность переноса действия с одного пред­мета на другой, в результате чего для него становится возможным обобщение функций; а позднее – пере­нос действия на новые ситуации.

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Факторы развития ребенка в раннем возрасте

ТОП 10:

Ведущей деятельностью в раннем детстве является предметная,социальная ситуация развития квалифицируется как начало нарушения слитности со взрослым,в качестве центральных новообразований выделяются развитие самосознания, речевое развитие, «самость»(Л.И. Божович). Психологи называют трехлетний возраст серединой пути психического развития. И действительно, по своим психическим возможностям трехлетний ребенок достаточно функционален: он способен к самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения и речевого общения, умеет вступать в контакт, понятен окружающим. Указанные функции составляют базовый уровень психического развития, на котором выстраивается жизненная программа растущего человека. Главными факторами развития являются прямохождениеи предметная деятельность.Прямохождение высвобождает руку, превращая ее из органа перемещения в орган познания, расширяет способность ориентироваться в пространстве увеличивает мобильность ребенка, расширяет в целом горизонты его возможностей. Предметная деятельность детей складывается из действий операциональныхи соотносящих.

Операциональные действия — это действия, заданные функциональным назначением предметов. Благодаря им ребенок узнает назначение этих предметов (ложкой ест, лопаткой копает), постигая тем самым мир человеческой культуры; узнает, что предметы имеют разную степень свободы, ограниченный круг функций. Соотносящие действия развивают сенсорно-перцептивную систему, формируют восприятие величины, формы. Наряду с этим положительно влияют на координацию движений и ловкость.

Согласно Д.Б. Эльконину, предметные действия развиваются в раннем детстве по двум основным направлениям:

— эволюция действия от совместного со взрослым до самостоятельного;

— развитие средств и способов ориентации ребенка при выполнении предметного действия.

В рамках первого направления освоение действия проходит следующие этапы: вначале взрослый, взяв в свои руки детские, производит совместное с ним действие (например, так детей учат пользоваться ложкой) — ориентация, исполнение и оценка действия принадлежат взрослому. Далее появляется частично разделенное действие — взрослый может начинать, а ребенок продолжать и заканчивать действие. На данном этапе у ребенка появляется осознание цели действия, он понимает, что должно быть в результате его выполнения. Следующим шагом становится исполнение действия на основе показа — взрослый как бы «отрывает» ориентировочную часть действия от исполнительной, отдавая последнюю в руки ребенка. И на следующем этапе взрослый дает только речевое указание, все остальные действия ребенок выполняет самостоятельно. Такова последовательность освоения предметного действия ребенком, позволяющая в последующем выполнять его самостоятельно.

Второе направление — развитие ориентации в системе свойств и функций объектов начинает реализовываться к концу первого года: ребенок начинает употреблять предметы в соответствии с их функциональным назначением. Параллельно ребенок усваивает возможность переноса действия с одного предмета на другой, в результате чего для него становится возможным обобщение функций; а позднее — перенос действия на новые ситуации. Подобные переносы позволяют отчуждать действие от предмета, от ситуации, от себя, что, по сути, означает свободное владение действиями. Д.Б. Эльконин указывал, для овладения действиями большую услугу оказывают игрушки, как модели реальных предметов. Игрушки полифункциональны, в силу этого в действиях с ними легче отделить ориентировочную часть от исполнительной, а значит — освоение соответствующими действиями происходит быстрее. К концу раннего детства ребенок обретает возможность использовать все предметы адресно, в соответствии с их функциональным назначением.



Источник