Факторы развития ребенка в психологии
Ребенок рождается – начинается его жизнь. Каждый день происходит что-то новое, особенно когда малыш совсем маленький. Его постоянный рост, усложнение физической и психической деятельности — нормальные и правильные явления. Важно помнить, что развитие ребенка происходит под влиянием множества факторов. От них зависит, каким он будет, как сформируется его личность.
Все факторы, влияющие на развитие ребенка, можно разделить на физические и психологические. В первую очередь это семья. Общение, питание, режим дня — это первое, к чему привыкает ребенок. Тут многое зависит от желания родителей создать комфортные условия для своего малыша. Дальше — его социальная жизнь: школа, садик, общение с другими малышами. Иногда все это усложняется из-за патологических проблем, мешающих ребенку вести нормальную жизнь. В этом случае будет тяжело, но сегодня даже для таких деток есть возможность развиваться.
Развитие
Произошло зачатие. С этого момента начинается жизнь нового человечка. Из двух клеток появляется 4, и так далее – усложняется структура зародыша. На этом этапе развитие стремительное – тут счет идет на часы. До рождения ребенка проходит 9 месяцев. Даже после рождения развитие внутренних органов, кровеносной системы, костей не прекращается. Потом эти процессы замедляются – теперь мы считаем периоды развития в годах. Даже во взрослом состоянии не прекращаются перемены в организме.
Очень важно, чтобы взросление проходило в безопасных, комфортных условиях. Даже когда ребенок еще в утробе матери, необходимо создать для него самый благоприятный климат. Все то, что происходит в первые годы жизни, обязательно скажется на физическом и психологическом развитии и личности взрослого человека. Конечно, создать идеальные условия не получится, но обеспечить ребенку возможность нормально развиваться вполне можно.
Биологические факторы
Первый фактор — биологическая среда. Многие ученые сходятся во мнении, что этот фактор важнейший. Биологические (физиологические) факторы во многом определяют дальнейшие возможности ребенка, многие грани личности, характера, отношения к жизни. Большую роль играет режим дня и питание, ведь из-за недостатка витаминов может замедляться развитие ребенка (как физическое, так и психическое).
Наследственность
Наследственные факторы имеют сильное виляние на развитие. От родителей мы получаем рост, телосложение. Невысокие родители — невысокий ребенок. Конечно, бывают исключения из правил, но обычно все закономерно. Конечно, наследственные факторы корректируются с помощью социальных механизмов.
Сегодня любой человек при желании может достичь всего, чего захочет. Главное, чтобы наследственные проблемы не останавливали ребенка от того, чтобы добиваться желаемого. Существует масса позитивных примеров того, как человек сумел силой воли преодолеть врожденные дефекты.
Конечно, когда мы говорим «наследственность», не всегда подразумеваются негативные факторы или болезни. Так же часто встречается «позитивная» наследственность. От хороших внешних и конституционных данных до высокого интеллекта, склонностей к разным видам наук. Тогда главное — помочь ребенку в развитии его сильных сторон, не потерять возможность, которая дана от рождения.
Питание
Первые 6 месяцев малыш обязательно должен кушать материнское молоко. В крайнем случае — смеси. Это источник всех необходимых веществ, минералов, витаминов. Для малыша материнское молоко — эликсир жизни. Пока что желудок и кишечник не готовы принимать другую пищу. А вот после 6 месяцев нужно вводить прикорм: только на молоке активного роста теперь не получится. Подойдут соки, детские пюре из овощей, фруктов, вареного мяса.
Уже в 1,5 года ребенок начинает питаться почти что взрослой пищей. Теперь важно обеспечивать ему сбалансированный рацион. Иначе из-за недостатка питательных веществ и витаминов его организм не сможет развиваться правильно. Растут кости, набирается мышечная масса, укрепляются сосуды, сердце, легкие – каждая клеточка тела нуждается в правильном питании.
Если родители не могут обеспечить нормальный рацион, то ребенок отстает в первую очередь в физическом развитии. Недостаток витамина D ведет к опасному заболеванию — рахиту. Витамин вступает в реакцию с кальцием, который необходим для костей. Если существует дефицит этого витамина, то кости ломкие, мягкие. Под весом тела малыша гибкие кости искривляются и остаются такими на всю жизнь.
В раннем возрасте продолжает формироваться, усложняться структура мозга. Если лишить ребенка витаминов, жиров, «строительного материала» – белков, то развитие мозга пойдет неправильным путем. Возможно отставание развития слуха, речи, мышления. После долгого «голодания» мозг отказывается работать так, как нужно. Отсюда задержки развития, проблемы с нервной системой.
Психологические факторы
К психологическим факторам развития относится все, что могло повлиять на психику ребенка. Человек живет в обществе, так что биосоциальная среда всегда была и будет одним из основных факторов влияния. Сюда относится:
- уклад жизни, отношения в семье;
- уровень жизни, возможности;
- социальные контакты, общение с людьми, детьми;
- возможности для развития ребенка (садик, школа, кружки и секции).
Дети учатся, глядя на то, что происходит вокруг них. Они перенимают привычки родителей, их слова и выражение. Общество тоже оставляет сильный отпечаток – понятия о морали, правильном и неправильном, методах достижения желаемого. Среда, где растет малыш, сформирует его взгляд на мир.
Среда
Среда бывает благоприятной и неблагоприятной для развития личности. Общество, которое окружает ребенка (это не только родители), сформирует у него понятие о нормах морали. Если все вокруг добиваются своего кулаками, угрозами, то именно так будет воспринимать мир ребенок. Такая социальная установка останется у него на долгое время.
Самое опасное здесь то, что человек начинает видеть мир именно таким, как в нашем примере – жестоким, аморальным, грубым. Ему очень тяжело или почти невозможно посмотреть на свою жизнь под другим углом. И наоборот: ребенок, который вырос в любви и понимании, будет способен на эмпатию, дружеские чувства. Он умеет находить выход из ситуации при помощи разума и логики.
Для того чтобы среда была неблагоприятной для развития психики ребенка, ему совсем не обязательно расти в неблагополучной семье. Самые образованные и обеспеченные родители могут относиться к детям холодно, придираться к любым ошибкам, морально унижать их. При этом со стороны жизнь семьи выглядит вполне благополучно. То же самое относится к школе.
Среда формирует психику, создает барьеры для проявления эмоций. Или же, наоборот, позволяет человеку быть человеком. Многим удается, благодаря врожденным данным, вырваться из неблагоприятной среды, изменить свою жизнь. Но не всегда удается поменять свои психологические ценности и усвоенные эмоциональные реакции.
Семья
Конечно, важнейшим фактором будет являться именно семья:
- как родители относятся друг к другу;
- как решаются проблемы в семье;
- доверие к родителям;
- эмоциональный климат;
- отношение к личной жизни ребенка.
Отсюда ребенок черпает информацию об отношениях с людьми. Потом полученные знания он переносит на сверстников, свои игры. Очень сильное влияние на психику оказывает то, что мы видим каждый день.
Семья может быть не очень обеспеченной, жить тесно, использовать мало возможностей. Но если в семье будет нормальный климат, теплые отношения, то все остальное легко можно пережить вместе. Это базис для дальнейших отношений человека с противоположным полом.
Общение
На развитие психики влияет общение. У ребенка 3-10 лет должно быть достаточно возможностей для общения со сверстниками, взрослыми. Так малыши и взрослые прорабатывают социальные механизмы, хорошо запоминают нормы поведения. Без общения нет развития. В первую очередь это касается речи.
Ребенок учится разговаривать, слушая своих родителей. Общаясь со сверстниками, воспитателями, учителями, он перенимает новые слова, понятия, интонации. Развить эмоциональный интеллект можно только при живом общении.
Сегодня у детей много говорящих игрушек, которые помогают в обучении. Конечно, они никогда не заменят живого собеседника. Ведь когда человек разговаривает, делится своими переживаниями или радостью, его эмоции связаны с мимикой. А у игрушек мимика отсутствует.
Знать о проявлении эмоций необходимо, ведь только так можно говорить о дружбе, любви, понимании, симпатии между людьми. Если же мы не понимаем друг друга на этом тонком уровне, завязать социальные контакты не получится.
Социальные факторы
Еще один фактор развития человека — социальный. От него зависит формирование у ребенка мнения о себе, самооценки. Здесь проявляется общественная составляющая нашего «я». Человек начинает видеть себя со стороны только в обществе. Так он может впервые критически отнестись к поведению, внешности, манерам. Общество формирует его представление о жизни среди других людей.
Факторы социального развития обусловливают активную роль человека в социальной среде. Конечно, всю жизнь своих детей не проконтролируешь, но родителям обязательно нужно знать, чем те живут. Все начинается с малых лет. Первое — детский садик. Какие там дети, кто их родители? Какие воспитатели работают с детьми, чему их учат?
Детский сад
С 3 лет малыш попадает в совершенно новую для него среду. В этом возрасте все факторы, влияющие на развитие ребенка, действуют на его физиологию и психику особенно остро. Сейчас он учится, набирается опыта, впервые тесно общается с кем-то вне семьи. Родителям необходимо узнать все о том садике, в который они записывают ребенка. Сделать это просто: в интернете можно найти отзывы родителей, на сайте садика посмотреть фото. Обязательно сходите в тот сад, проверьте, какие там условия.
Школа
Школа необходима каждому ребенку с нормальным уровнем развития. Конечно, сама по себе школа тоже важный фактор всестороннего развития. Тут ребенок получает конкретные знания о мире, задумывается о выборе профессии.
С другой стороны, в школе у него масса социальных контактов разного рода:
- дружба;
- влюбленность;
- чувство принадлежности к коллективу.
Это маленький «мир», в котором существуют свои законы. Здесь же воспитывается волевая составляющая характера. Это значит, что человек учится контролировать свои желания, оценивать их значимость, стремится достичь результатов.
После поступления в первый класс развитие ребенка идет гораздо быстрее. Здесь есть мотивирующий момент: учеба, оценки, похвалы. Важно, чтобы школа и учителя могли заинтересовать ребенка, подать ему материл в яркой, интересной форме. Тогда к мотивирующим факторам добавляется интерес.
Трудовая деятельность
Для правильного развития ребенка необходима трудовая деятельность. Она формирует понятие об ответственности, самоконтроле. Это позитивно сказывается на психическом развитии. Человек должен иметь обязанности. Это может быть какая-то работа по дому, уход за домашними животными. Необходимо дать ребенку понять всю важность задания. Выполняться все должно без напоминаний, угроз, оскорблений.
Давая ребенку или молодому человеку задание, родители должны хорошо объяснить необходимость данной деятельности. С возрастом обязанностей становится больше. Конечно, необходимо соизмерять нагрузку ребенка и важность задания. Например, если он учится в школе, занимается на курсах, посещает спортивные секции и т.д., то трудовую нагрузку можно снизить. У малыша обязательно должно быть время на отдых, возможность заняться любимым, интересным делом.
Патологические факторы
Существует еще один важный фактор, описывающий развитие человека. Любые патологии будут препятствовать нормальному развитию. Особенно это заметно, если у ребенка:
- серьезно снижен интеллект;
- психологические девиации;
- заболевание, не позволяющее нормально двигаться;
- снижена или потеряна функция органов чувств (потеря слуха, речи, зрения).
Их развитие идет по другому пути.
Патологическое развитие
Как только женщина узнает, что беременна, начинается ее новая жизнь. Здесь нельзя допускать алкоголь, курение, наркотические вещества и сильные лекарства (антибиотики, обезболивающие, токсичные препараты). Нужно исключить стрессы, перенапряжение. Это всем понятно, ведь результат неправильно поведения — серьезные проблемы со здоровьем малыша. Патологические факторы развития проявляются после рождения, хотя некоторые заболевания и патологии можно выявить еще в период беременности.
Бывает, что женщина очень сильно заботиться о здоровье малыша, правильно питается, принимает витамины. И все же ребенок рождается с патологиями. Здесь второй фактор — структурные изменения плода, патологии развития. От этого, к сожалению, никто не застрахован. Что-то можно исправить, а с чем-то придется учиться жить.
Третий, не менее важный патологический фактор –сложные роды. Здесь возможна гипоксия плода, последствия затяжных родовых процессов, травмы. Иногда совершенно здоровый малыш у здоровой мамы появляется на свет с серьезной травмой. Тяжелые роды, недостаток кислорода — у малыша возникают серьезные проблемы, а потом диагностируется отставание в развитии.
Все эти факторы станут основой, на которой будет строиться дальнейшее развитие. Здесь нельзя говорить о нормальном процессе роста, взросления. Однако сегодня для детей с патологическими проблемами открыты многие двери:
- специальные садики;
- особые школы, дефектологические классы;
- лечебная физкультура, массаж;
- возможность получить профессию (все зависит от степени повреждений, уровня развития);
- возможность продолжить обучение.
От родителей будет зависеть, как пройдет жизнь ребенка. Особенно если у него есть сильные патологии.
Источник
Предпосылками или факторами, психического развития ребенка называют те обстоятельства развития, от которых и зависит уровень психического развития малыша. Человек это био-социальное существо, а значит, на его психическое развитие влияют такие факторы, как природный, биологический и социальный, то есть наследственность, условия его жизни, а также воспитание и обучение ребенка. Давайте рассмотрим каждый из них.
Биологический фактор психического развития ребенка это его наследственность, те способности, особенности нервной системы, которые он получает от родителей. Это также и общие для каждого человека физические признаки, строение речедвигательного аппарата, особенности строения головного мозга. Ребенок наследует биологическую потребность в тепле и пище, а также свойства нервной системы, определяющие высшую нервную деятельность и являющиеся фундаментом темперамента. Эти наследуемые особенности еще принято называть задатками, которые будут развиваться по мере взросления ребенка.
Некоторое влияние на развитие психики ребенка будет иметь и природная среда, окружающая малыша. Это вода и воздух, солнце и земное притяжение, а также особенности климата, растительности и электромагнитное поле. Но природа не определяет психическое развитие ребенка, а лишь косвенно влияет на него через социальную среду.
Гораздо сильнее на психическое развитие ребенка влияет социальный фактор. Ведь в раннем возрасте, между ребенком и родителями существует тесная психологическая привязанность, малыш нуждается в любви, уважении и признании. Но при этом ребенок еще не способен ориентироваться в межличностном общении, понимать конфликты между родителями, а значит, не может выразить свое отношение к происходящему. И если родители хотят, чтобы их малыш вырос психологически здоровым человеком, и умел адаптироваться в этом мире, родители просто обязаны строить отношения с ребенком в доброжелательной и радостной атмосфере. Ведь иногда малыш может чувствовать свою вину в конфликтах взрослых, чувствовать, что не оправдывает тех надежд, которые возлагали на него родители, и из-за этого часто может травмироваться его психика.
Социальная среда больше других влияет на психическое развитие ребенка, и важна не менее чем врожденные факторы, потому как формирование у ребенка системы норм и ценностей, а также самооценки ребенка, происходит внутри общества. Во многом этому способствует познавательное развитие детей, включающее в себя несколько этапов, от врожденных двигательных рефлексов, к стадии развития речи и к стадии развития мышления ребенка.
Факторы психического развития ребенка складываются из четырех основных условий, таких как нормальная работа головного мозга ребенка, без чего у ребенка обязательно будут наблюдаться отклонения в развитии. Вторым обязательным условием станет нормальное физическое развитие ребенка, а также полноценное развитие его нервных процессов. Сохранность органов чувств, обеспечивающих связь малыша с окружающим миром, являются третьим важным условием. А четвертым, не менее важным условием психического развития ребенка является его полноценное развитие, последовательность и систематичность его обучения, как в детском саду, школе, так и в семье. Лишь при выполнении всех условий ребенок будет развиваться полноценно в психологическом плане и вырастет здоровым и развитым человеком.
Источник
В
той части возрастной психологии, которая
нас интересует, изучается процесс
детского развития. Что же собой
представляет этот процесс? Чем он
обусловлен? В психологии создано много
теорий, по-разному объясняющих психическое
развитие ребенка, его истоки. Их можно
объединить в два больших направления
—
биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок
рассматривается как существо биологическое,
наделенное от природы определенными
способностями, чертами характера,
формами поведения. Наследственность
определяет весь ход его развития
—
и его темп, быстрый или замедленный, и
его предел
—
будет ребенок одаренным, многого
достигнет или окажется посредственностью.
Среда, в которой воспитывается ребенок,
становится всего лишь условием такого
изначально предопределенного развития,
как бы проявляющим то, что дано ребенку
до его рождения.
В
рамках биологизаторского направления
возникла теория рекапитуляции, основная
идея которой заимствована из эмбриологии.
Эмбрион (человеческий зародыш) во время
своего внутриутробного существования
проходит путь от простейшего двуклеточного
организма до человека. В месячном
зародыше уже можно узнать представителя
типа позвоночных
—
он имеет крупную голову, жабры и хвост;
в
2
месяца начинает приобретать человеческий
вид, на его пастообразных конечностях
намечаются пальцы, укорачивается хвост;
к концу
4
месяца у эмбриона появляются черты
человеческого типа.
Э.
Геккелем в
XIX
веке был сформулирован закон: онтогенез
(индивидуальное развитие) представляет
собой сокращенное повторение филогенеза
(исторического развития).
Перенесенный
в возрастную психологию, биогенетический
закон позволил представить развитие
психики ребенка как повторение основных
стадий биологической эволюции и этапов
культурно-исторического развития
человечества. Вот как описывает развитие
ребенка один из сторонников теории
рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые
месяцы своей жизни находится на стадии
млекопитающего; во втором полугодии
достигает стадии высшего млекопитающего
-обезьяны;
затем
—
начальных ступеней человеческого
состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает
человеческую культуру
—
сначала в духе античного и ветхозаветного
мира, позже (в подростковом возрасте)
фанатизма христианской культуры и лишь
к зрелости поднимается до уровня культуры
Нового времени.
Состояния,
занятия маленького ребенка становятся
отголосками давно ушедших веков. Ребенок
раскапывает ход в куче песка
— его
притягивает пещера так же, как его
далекого предка. Он просыпается в страхе
ночью
—
значит, ощутил себя в первобытном лесу,
полном опасностей. Он рисует, и его
рисунки подобны наскальным изображениям,
сохранившимся в пещерах и гротах.
Противоположный
подход к развитию психики ребенка
наблюдается в социологизаторском
направлении. Его истоки
—
в идеях философа
XVII
века Джона Локка. Он считал, что ребенок
появляется на свет с душой чистой, как
белая восковая доска
(tabula
rasa).
На этой доске воспитатель может написать
все, что угодно, и ребенок, не отягощенный
наследственностью, вырастет таким,
каким его хотят видеть близкие взрослые.
Представления
о неограниченных возможностях формирования
личности ребенка получили достаточно
широкое распространение. Социологизаторские
идеи были созвучны идеологии,
господствовавшей в нашей стране до
середины 80-х годов, поэтому их можно
найти во многих педагогических и
психологических работах тех лет.
Очевидно,
что оба подхода
—
и биологизаторский, и социологизаторский
—
страдают односторонностью, преуменьшая
или отрицая значение одного из двух
факторов развития. Кроме того, процесс
развития лишается присущих ему
качественных изменений и противоречий:
в одном случае запускаются наследственные
механизмы и развертывается то, что
содержалось с самого начала в задатках,
в другом
—
под воздействием среды приобретается
все больший и больший опыт. Развитие
ребенка, не проявляющего собственной
активности, напоминает скорее процесс
роста, количественного увеличения или
накопления. Что понимается под
биологическим и социальным факторами
развития в настоящее время?
Биологический
фактор включает в себя, прежде всего,
наследственность. Нет единого мнения
по поводу того, что именно в психике
ребенка генетически обусловлено.
Отечественные психологи считают, что
наследуются, по крайней мере, два момента
— темперамент и задатки способностей.
У разных детей центральная нервная
система функционирует по-разному.
Сильная и подвижная нервная система, с
преобладанием процессов возбуждения,
дает холерический, «взрывной» темперамент,
при уравновешенности процессов
возбуждения и торможения
—
сангвинический. Ребенок с сильной,
малоподвижной нервной системой,
преобладанием торможения
—
флегматик, отличающийся медлительностью
и менее ярким выражением эмоций.
Ребенок-меланхолик со слабой нервной
системой особенно раним и чувствителен.
Хотя наиболее легки в общении и удобны
для окружающих сангвиники, нельзя
«ломать» данный природой темперамент
других детей. Стараясь погасить
аффективные вспышки холерика или
побуждая флегматика чуть-чуть быстрее
выполнять учебные задания, взрослые
должны в то же время постоянно учитывать
их особенности, не требовать непосильного
и ценить то лучшее, что приносит каждый
темперамент.
Наследственные
задатки придают своеобразие процессу
развития способностей, облегчая или
затрудняя его. Развитие способностей
зависит не только от задатков. Если
ребенок с абсолютным слухом не будет
регулярно играть на музыкальном
инструменте, успехов в исполнительском
искусстве он не добьется и его специальные
способности не разовьются. Если ученик,
который схватывает все на лету во время
урока, не занимается добросовестно
дома, он не станет отличником, несмотря
на свои данные, и его общие способности
к усвоению знаний не получат развития.
Способности развиваются в деятельности.
Вообще собственная активность ребенка
настолько важна, что некоторые психологи
считают активность третьим фактором
психического развития.
Биологический
фактор, помимо наследственности, включает
особенности протекания внутриутробного
периода жизни ребенка. Болезнь матери,
лекарства, которые она принимала в это
время, могут вызвать задержку психического
развития ребенка или другие отклонения.
Сказывается на последующем развитии и
сам процесс рождения, поэтому нужно,
чтобы ребенок избежал родовой травмы
и вовремя сделал первый вдох.
Второй
фактор
—
среда. Природная среда влияет на
психическое развитие ребенка опосредованно
—
через традиционные в данной природной
зоне виды трудовой деятельности и
культуру, определяющие систему воспитания
детей. На Крайнем Севере, кочуя с
оленеводами, ребенок будет развиваться
несколько иначе, чем житель промышленного
города в центре Европы. Непосредственно
влияет на развитие социальная среда, в
связи с чем фактор среды часто называют
социальным. Этой проблеме будет посвящен
следующий, третий параграф.
Важен
не только вопрос о том, что понимать под
биологическим и социальным факторами,
но и вопрос об их соотношении. Вильм
Штерн выдвинул принцип конвергенции
двух факторов. По его мнению, оба фактора
в равной мере значимы для психического
развития ребенка и определяют две его
линии. Эти линии развития (одна
—
созревание наследственно данных
способностей и черт характера, другая
—
развитие под влиянием ближайшего
окружения ребенка) пересекаются, т.е.
происходит конвергенция. Современные
представления о соотношении биологического
и социального, принятые в отечественной
психологии, в основном, базируются на
положениях Л.С. Выготского.
Л.С.
Выготский подчеркивал единство
наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный
удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше
обусловлены наследственно, чем высшие
(произвольная память, логическое
мышление, речь). Высшие функции
—
продукт культурно-исторического развития
человека, и наследственные задатки
здесь играют роль предпосылок, а не
моментов, определяющих психическое
развитие. Чем сложнее функция, чем
длиннее путь ее онтогенетического
развития, тем меньше сказывается на ней
влияние наследственности. С другой
стороны, среда тоже всегда «участвует»
в развитии. Никогда никакой признак
детского развития, в том числе низшие
психические функции, не является чисто
наследственным.
Каждый
признак, развиваясь, приобретает что-то
новое, чего не было в наследственных
задатках, и благодаря этому удельный
вес наследственных влияний то усиливается,
то ослабляется и отодвигается на задний
план. Роль каждого фактора в развитии
одного и того же признака оказывается
различной на разных возрастных этапах.
Например, в развитии речи значение
наследственных предпосылок рано и резко
уменьшается, и речь ребенка развивается
под непосредственным влиянием социального
окружения, а в развитии психосексуальности
роль наследственных моментов возрастает
в подростковом возрасте. Таким образом,
единство наследственных и социальных
влияний
—
это не постоянное, раз и навсегда данное
единство, а дифференцированное,
изменяющееся в процессе самого развития.
Психическое развитие ребенка не
определяется механическим сложением
двух факторов. На каждом этапе развития,
по отношению к каждому признаку развития
необходимо устанавливать конкретное
сочетание биологических и социальных
моментов, изучать его динамику.
Соседние файлы в папке общая психология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник