Факторы развития ребенка с нарушением слуха

Факторы развития ребенка с нарушением слуха thumbnail

Дети с нарушением слуха всегда развиваются по особому пути, ведь один из способов восприятия мира у них искажен или изолирован вовсе. Чтобы восполнить недостающую информацию, которую в норме ребенок получал бы из звуков, организм переключается на компенсаторный режим. Есть ряд особенностей воспитания, которые просто необходимо знать родителям, няням и воспитателям детей с нарушением слуха.

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у детей подразделяются на 3 большие группы:

  1. Наследственные, когда изначально изменена сама структура некоторых отделов уха, при этом имеется сочетание с дефектами развития других органов.
  2. Внутренние и внешние вредные факторы, которые вызвали нарушение развития органа слуха у плода без наследственной отягощенности. Это, например, тяжелые инфекции – токсоплазмоз, грипп, герпес, корь, скарлатина и туберкулез. В эту же группу относят травмы матери на раннем сроке гестации, прием антибиотиков, алкоголь, резус-конфликт.
  3. Заболевания, перенесенные в раннем возрасте здоровым при рождении ребенком – острый средний отит, корь, инфекционный паротит, грипп, аденоидные разрастания. Сюда же включают травмы – в результате ДТП и/или падения с высоты. Вред может нанести прием высоких доз антибиотиков – аминогликозидов, которые проявляют выраженное ототоксическое действие.

В некоторых случаях установить конкретную причину не удается, поскольку действуют несколько негативных факторов одновременно.

Меры по профилактике нарушений слуха у детей – правильное ведение беременности, избегание всевозможных вредных воздействий, здоровый образ жизни и тщательное выполнение советов педиатра по уходу за младенцем.

Диагностика слабослышащих детей

Первичное обследование проводится сразу же после рождения малыша. У детей до 2-летнего возраста в ответ на речь или звуки срабатывают безусловные реакции. В норме это приводит к тому, что голова поворачивается в сторону источника звука, малыш смеется и улыбается, начинает моргать глазами или зажмуриваться. Если родители этого не заметили, то показано посещение врача-сурдолога. Специалист окончательно определяет, есть ли отклонение и какова его природа.

Детям старше 2 лет, которые уже умеют разговаривать, называют слова из списка Неймана высокой и низкой частоты. Важно, что произносят их шепотом, средним и громким голосом, оценивая реакцию ребенка.

Диагностика детей с нарушениями слуха преследует 3 основные задачи:

  • оценить общий уровень развития ребенка;
  • определить остроту слуха;
  • проанализировать речевые навыки.

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха начинается с установления доверительного контакта между педагогом-психологом и ребенком. После беседы с родителями и маленьким пациентом специалист оценивает следующие параметры:

  • наличие признаков основного заболевания;
  • соответствие биологического возраста ребенка его уровню физического развития;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • согласованность и темп движений рук;
  • определение доминирующей руки;
  • оценка познавательной деятельности (мышление, воображение, концентрация внимания, память на ближайшие и отдаленные события).

Методики диагностики детей с нарушениями слуха включают в себя:

  • счет в прямом и обратном направлении;
  • запоминание простых слов и возможность их повторить;
  • называние предметов, изображенных на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и т.д.

Характеристика и классификация детей с нарушениями слуха

Чтобы педагогам удавалось добиваться оптимальных результатов обучения, на практике применяется классификация детей с нарушением слуха Рахили Марковны Боскис, учитывающая психологические особенности и педагогический подход. Выделяют следующие категории детей с нарушением слуха:

  1. Глухие дети и оглохшие рано – с врожденной тугоухостью или потерявшие слух до овладения речью. Без адекватного слухопротезирования не могут ни воспринять речь, ни научиться говорить. Можно научить читать слова по губам.
  2. Глухие, сохранившие речь – успели овладеть речью в раннем возрасте, слух потеряли позже. У них есть навыки речевого общения, но им необходимо длительное обучение с педагогами, чтобы речь не распалась. Важно развить слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие – могут самостоятельно овладеть простейшими речевыми навыками, но сложности в словесном общении требуют серьезной коррекционной работы.

Тщательное обследование ребенка позволит правильно оценить задачи умственного развития детей с нарушением слуха и следовать им, не тратя драгоценное время на то, что не принесет результата.

Дети с нарушениями слуха имеют отличительные черты развития. Для познавания внешнего мира в наибольшей степени задействован зрительный анализатор, особенно у неслышащих с рождения малышей. Однако зрительное восприятие имеет свои особенности. Ребенок воспринимает предметы на основе частных деталей и элементов, общие характеристики уходят на второй план. Поэтому перевернутая картина или машинка другого цвета вызывают уже некоторые трудности в узнавании.

В дошкольном возрасте доминирующее развитие органа зрения приводит к тому, что речь окружающих ребенок «понимает» по губам. Однако, чтобы этот навык сформировался, с дошкольником и школьником следует регулярно заниматься.

У детей с расстройствами слуха обострена кожная чувствительность. Они улавливают даже минимальную разницу в тактильных ощущениях. Это компенсаторная гипертрофия при недоразвитии одного из органов чувств, необходимая для познания внешнего мира.

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Особенности детей с нарушениями слуха различны в том или ином возрасте. В каждом отдельном случае выстраивается стратегия воспитания и обучения малыша в зависимости от того:

  • насколько сильно снижен слух;
  • есть ли дефекты речи;
  • проводилось ли лечение;
  • уровня психического развития ребенка.

До года у малышей зачастую отсутствуют какие-либо симптомы, поскольку они ведут себя так же, как другие дети – кричат, плачут. Однако особенности развития слабослышащих детей даже в этом возрасте присутствуют – агуканье и лепет начинается значительно позже, а плач ребенка безэмоционален и никак не меняется. На этом этапе очень важно поддержать потребность малыша в общении с мамой – ему необходимо знать, что она будет рядом, когда понадобится. Это, как и дальнейшее воспитание, влияет на нормальное психическое развитие детей с нарушением слуха.

Эмоциональный спектр у детей с расстройством слуха меньше – у них ярко выражены раздражительность и гнев. Но такие нюансы при верном поведении и воспитании корректируются. И тут важно общение – определяющий фактор развития личности детей с нарушением слуха. И если в младенчестве ребенку нужно общение с мамой и с членами семьи, то в дошкольном и школьном возрасте важны контакты с другими детьми и взрослыми, с окружающим миром, то есть социальная адаптация.

Общая характеристика детей с нарушением слуха дошкольного возраста – высокая подвижность. Такой активностью они реализуют свой исследовательский потенциал и лучше понимают мир вокруг. В частности, поэтому ограничивать их в самостоятельности нельзя, опекая и не предоставляя им никакой свободы действий. Такими действиями можно просто ограничить познавательное развитие детей с нарушением слуха. Возможность самостоятельного принятия решений и обучение заботе о себе напрямую стимулирует развитие интеллектуальных способностей ребенка, ответственность и волю.

Физическое развитие детей с нарушением слуха отличается от нормально слышащих. Это объясняется неполноценным функционированием вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вследствие этого нарушаются статические и двигательные функции, особенно у детей, плохо или совсем не слышащих с рождения. Такие малыши поздно начинают удерживать головку в вертикальном положении, долго не ходят. Возникают трудности с беганием, прыганием, лазанием.

Впоследствии навыки статики и ходьбы все же приобретаются. Однако они не совсем координированы, замедленны, ребенок боится высоты, хуже ориентируется в пространстве. Дети до 3 лет, которые плохо слышат, не могут сохранить статическое равновесие, шатаются, если стоят на одной ножке.

Исследователи выделяют еще ряд особенностей физического развития у малышей с нарушениями слуха:

  • шаркающая походка;
  • шаткость при ходьбе;
  • чрезмерная шумность при выполнении заданий и порученной работы;
  • рост и вес ниже среднестатистических;
  • слабость мышц и быстрая утомляемость;
  • мышечная гипотония;
  • повышенная потливость и другие вегетативные проявления.

Речь ребенка с нарушениями слуха формируется через сохраненные анализаторы. В первую очередь, это зрительный, затем кожный и двигательный.

У детей, у которых хоть в минимальной степени сохранен слух, можно сформировать речевые навыки. Они, как правило, имеют несколько искаженную форму – нарушается произношение и грамматическое построение предложения. Ребенку тяжело воспринимать речь окружающих и написанный кем-то текст.

Словарный запас детей с нарушениями слуха ограничен, причем как пассивная (восприятие речи), так и активная (использование речи) составляющая. Лучше всего понимаются те слова, которыми ребенок пользуется в жизни. Такие дети редко употребляют абстрактные слова (например, счастье, радость, скука), синонимы и слова, указывающие на части целого (например, шнурок от ботинка, пуговицы и рукава от рубашки).

Подобное развитие речи объясняется особенностями слухового восприятия:

  • ограниченный запас слов;
  • недостаточный речевой опыт;
  • способность расслышать только среднюю часть слова (начальные и конечные звуки воспринимаются с трудом).

Методы воспитания ребенка с нарушением слуха

Помощь психолога родителям детей с нарушением слуха просто необходима, особенно если они испытают шок от новости о глухоте или тугоухости. Самому ребенку, помимо поддержки родителей, также важна психологическая помощь, особенно если потеря слуха произошла уже в сознательном возрасте. Это позволит ему понять свою уникальность и особенности.

Воспитание глухих и слабослышащих детей проводится на протяжении всего дня. В детском саду и школе работа не прекращается ни на минуту – занятия проводятся в основном в игровой форме. С ребенком в домашних условиях должны общаться все члены семьи.

В зависимости от возраста, уровня развития речевых и познавательных навыков, применяются следующие методы воспитания детей с нарушением слуха:

  • наглядные – наблюдение за происходящим, рассматривание картинок, фильмов, книг, подражание образцу и т.д.;
  • словесные – рассказы, объяснения воспитателя/учителя, чтение беседа, выполнение просьб, детальные инструкции;
  • практические – игры, простейшие опыты, моделирование ситуации;
  • игровые – широко используются среди детей дошкольного возраста.

Реабилитация слабослышащих детей

Важное значение имеет причина проблем со слухом у ребенка – наследственный это недуг, врожденный или приобретенный. Если в первом случае глухота может генетически передаваться от родителей, то врожденная тугоухость может возникнуть ввиду дефекта внутриутробного развития, родовой травмы, болезни. Приобретенные патологии развиваются на фоне болезней и травм.

Нарушение слуха может быть разной степени: от легкой до полной глухоты. Тугоухость зачастую поддается лечению – хирургическому и медикаментозной терапии, корректировке с помощью слухового аппарата или слухового импланта. Очень важно вовремя обратиться к врачу, так как от этого часто зависит развитие ребенка. Например, чем раньше появились нарушения слуха, тем тяжелее проблемы с речью, а значит и с психологическим развитием. К тому же своевременная терапия в некоторых случаях помогает сохранить допустимый уровень слуха и научиться говорить. Маленькими пациентами с расстройствами слуха разной этимологии и тяжести занимается врач-сурдолог.

Нарушения слуха могут сопровождаться другими патологиями – слепотой, потерей речи, а также снижением активности и отсталостью в умственном развитии. Но во всех случаях дети с тугоухостью и глухотой поддаются обучению и развитию. Также нарушение слуха и умственная отсталость далеко не всегда сопровождают друг друга.

Родителям важно понимать, что несмотря на то, что они не могут получать информацию по одному из привычных нам каналов, дети с дефектами слуха могут быть успешны в учебе и далее в работе и карьере, занимаются спортом и творчеством, в том числе и музыкой. Сегодня не существует серьезных ограничений для дееспособности детей с нарушением слуха. Особенности общения и воспитания помогают реализоваться таким детям в полноценных личностей, ведь умственное и познавательное развитие детей с нарушением слуха отличается лишь методами передачи информации.

Слух – лишь один из органов чувств. И если у ребенка сохранилось зрение, возможность двигаться, вкусовые ощущения и обоняние, это дает ему возможность успешно развиваться как психологически, так и интеллектуально.

Для полноценного развития детей с нарушениями слуха важна коррекционная работа. Она позволяет обучать ребенка устной речи благодаря интенсивному вовлечению в процесс слухового анализатора. Именно на этом принципе основан профессиональный подход сурдопедагога.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха включает в себя несколько важных звеньев:

  1. Создание необходимой среды. Ребенок должен слышать речь (как можно больше). С ним много разговаривают, в помещении установлена звукоусиливающая аппаратура. Устная речь в общении должна стать доминирующей. Детей постоянно мотивируют для освоения речевых навыков.
  2. Комплексная слухоречевая диагностика. Важно выявить уровень развития слуха и речи, а также оценить сохраненные возможности, чтобы в будущем их развить в полном объеме. Проводится проверка произношения и понимания речи собеседника. Назначается адекватное слухопротезирование.
  3. Дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем функционирования органа слуха. Постоянный контроль над полученными результатами и перевод ребенка на следующую ступень обучения по мере развития речевых навыков, слухозрительного восприятия и т.д.
  4. Правильное планирование и постановка коррекционных задач для детей с нарушениями слуха с учетом этапов формирования слуховых представлений. Вначале это восприятие на слух, затем речевое различение, опознавание речи и распознавание на слух.

Правильно составленные и проводимые психолого-педагогические программы с детьми с нарушениями слуха – это залог наиболее полной социальной реабилитации ребенка, а значит, успешности его взрослой жизни.

Источник

Психическое
развитие детей с нарушениями слуха —
это своеобразный путь развития,
совершающегося в особых условиях
взаимодействия с внешним миром. При
этом дефицитарном типе нарушенного
развития первичный дефект слухового
анализатора ведет к недоразвитию
функций, связанных с ним наиболее тесно,
а также к замедлению развития ряда
других функций, связанных со слухом
опосредованно. Нарушения развития
частных психических функций в свою
очередь тормозят психическое развитие
глухого или слабослышащего ребенка.
При дефицитарном типе наблюдаются такие
особенности, как нарушения сложных
межфункциональных связей и иерархических
координации. Это проявляется, в частности,
в различной степени недоразвития одних
перцептивных систем при относительной
сохранности других.

Психическое
развитие детей, имеющих нарушения слуха,
подчиняется тем же закономерностям,
которые обнаруживаются в развитии
нормально слышащих детей (Л. С. Выготский).
Эти общие
закономерности

характеризуются следующими положениями.

1.
Для сурдопсихологии большое значение
имеет положение
о соотношении биологических и социальных
факторов в процессе психического
развития ребенка
.
К биологическим факторам относятся
особенности развития нервной системы,
определяющие тип темперамента; задатки
способностей — общих и специальных.
Важное значение для последующей жизни
ребенка имеют условия протекания
внутриутробного периода — болезни
матери, лекарства, которые она принимала
в период беременности, травмы при родах.
Социальные факторы объединяют все то,
что характеризует общество, в котором
живет и развивается ребенок, — тип
идеологии, культурные традиции, религию,
уровень развития науки и искусства.
Социальная среда и преобразованная
человеком природа являются источниками
развития человека, определяют принятую
в данном обществе систему обучения и
воспитания. Усвоение социального опыта
происходит не путем пассивного восприятия,
а в активной форме — в различных видах
деятельности — общении, игре, учении,
труде. Дети овладевают этим опытом не
самостоятельно, а при помощи взрослых.

Л.
С. Выготский сформулировал положение
о единстве и взаимодействии биологических
и социальных факторов в процессе
развития. Это единство характеризуется
двумя особенностями. Во-первых, каждый
из факторов имеет разный удельный вес
в становлении различных по сложности
психических функций. В формировании
более простых функций, например ощущений,
велика роль биологических, наследственных
факторов. В развитии более сложных,
высших психических функций, например
произвольной памяти, абстрактно-понятийного
мышления, главенствующее значение
приобретают социальные факторы. Чем
сложнее функция, тем больше времени
требуется на ее формирование, тем больше
сказывается влияние социальных факторов,
условий обучения и воспитания. Во-вторых,
единство и взаимодействие биологических
и социальных факторов меняются в процессе
развития, т. е. на разных возрастных
этапах. Роль каждого фактора в развитии
одной и той же функции оказывается
различной.

Нарушения
слуха могут быть вызваны биологическими
факторами, такими, как наследственность,
патология родов, химические отравления
и т. п. Большое значение имеет время
повреждения: одна и та же причина,
действуя в разные периоды онтогенеза,
может привести к разным последствиям.
Особенностями детского возраста по
сравнению с взрослыми являются, с одной
стороны, незрелость структур мозга,
несформированность отдельных компонентов
психики, с другой — пластичность нервной
системы и способность к компенсации.
Важную роль в успешной компенсации
нарушений слуха играют социальные
факторы — условия семейного воспитания,
ограничивающие, например, эмоциональный
опыт ребенка на ранних этапах онтогенеза,
в том числе уровень образования родителей,
своевременность их обращения к
специалистам, степень участия в
коррекционной работе.

2.
Неравномерность психического развития
детей
,
обусловленная активным созреванием
мозга в определенные периоды жизни, а
также тем, что одни психические функции
формируются на основе других. По мере
продвижения от одного возраста к другому
увеличивается сложность межфункциональных
связей. Поэтому каждый возрастной период
характеризуется повышенной восприимчивостью
к разным педагогическим воздействиям.
Такие периоды называют сензитивными.
На каждом возрастном этапе происходит
перестройка связей и взаимодействий
психический функций, изменение соотношений
между ними. Наличием сензитивных периодов
объясняется то, что наибольшее влияние
обучение оказывает на те психические
функции, которые только начинают
формироваться, поскольку в этот период
они наиболее гибки, податливы, пластичны.
Учет наиболее известного сензитивного
периода в развитии речи — от 1 до 3 лет
— необходим при организации коррекции
психического развития детей с недостатками
слуха.

3.
Общей закономерностью, проявляющейся
в психическом развитии всех детей,
является его цикличность.
Психическое развитие имеет сложную
организацию во времени: свой ритм,
который меняется в разные годы жизни,
и свое содержание, которое обусловлено
особенностями формирования организма,
условиями жизни, обучения и воспитания
ребенка. Процесс перехода от одной
стадии психического развития к другой
предполагает глубокое преобразование
всех структурных компонентов психики,
т. е. психологический возраст — это
определенная, качественно своеобразная
ступень онтогенеза.

4.
Четвертая закономерность сформулирована
в положении Л.С.Выготского о метаморфозах
в детском развитии
,
и состоит она в том, что развитие — это
цепь качественных изменений. Психика
ребенка своеобразна на каждом возрастном
этапе, что является результатом
перестройки межфункциональных
взаимодействий, интеграционных процессов,
происходящих при развитии ребенка.
Сочетание в этом процессе эволюции и
инволюции обуславливает на новом этапе
усвоение, преобразование или даже
отмирание того, что было сформировано
на предшествующих этапах.

5.
Пятая закономерность — развитие
высших психических функций, которые
первоначально возникают как форма
коллективного поведения
,
сотрудничества с другими людьми, в
первую очередь со взрослыми, и лишь
постепенно становятся внутренними
функциями самого ребенка. Высшие
психические функции — сложные, системные
образования, социальные по своему
происхождению; они формируются в
результате овладения специальными
орудиями, средствами, выработанными в
ходе исторического развития общества.
Прежняя структура «натуральных»
психических функций изменяется, они
становятся «культурными», приобретают
такие признаки, как опосредованность,
осознанность, произвольность.

Психическое
развитие детей с нарушениями слуха
подчиняется тем же закономерностям,
которые характерны для детей, имеющих
различные отклонения в психическом
развитии. Все дети с нарушениями в
развитии испытывают трудности во
взаимодействии с окружающим миром, у
них возникают особенности развития
личности и самосознания. Анализ
особенностей психического развития
детей с различными типами нарушений
проводится через понятие, введенное Л.
С. Выготским, о структуре дефекта.
Первичный дефект, в данном случае —
нарушение слуха, приводит к отклонениям
второго и третьего порядка. При разной
первичной причине многие вторичные
отклонения в младенческом, раннем и
дошкольном возрасте имеют сходные
проявления. Вторичные отклонения имеют,
как правило, системный характер, меняют
всю структуру межфункциональных
взаимодействий, причем, чем ближе
вторичное отклонение к первичному
дефекту, тем сложнее его коррекция.
Например, отклонения в произношении у
глухих детей находятся в наиболее тесной
зависимости от нарушений слуха, поэтому
их коррекция оказывается наиболее
трудной. Развитие других сторон речи
не находится в столь тесной зависимости
от нарушений слуха, и их коррекция
оказывается более легкой — так, словарный
запас приобретается не только за счет
устного общения, но также благодаря
чтению и письму.

Вторичные
отклонения являются основными объектами
психолого-педагогической коррекции
развития при нарушенном слухе.
Необходимость наиболее ранней коррекции
вторичных нарушений обусловлена
особенностями психического развития
детей. Пропущенные сроки в обучении и
воспитании ребенка с недостатками слуха
автоматически не компенсируются в более
старшем возрасте, а потребуют более
сложных специальных усилий по преодолению
нарушений. В процессе психического
развития изменяются иерархические
отношения между первичными и вторичными
нарушениями. На начальных этапах основным
препятствием к обучению и воспитанию
является первичный дефект. На последующих
этапах вторично возникшие нарушения
психического развития играют ведущую
роль, препятствуя социальной адаптации
ребенка.

В
психическом развитии детей со всеми
типами нарушений можно выделить
специфические
закономерности

(В.И. Лубовский).

  1. При
    всех типах нарушений наблюдается
    снижение
    способности к приему, переработке,
    хранению и использованию информации
    .
    В нескольких отношениях у детей с
    нарушенным слухом снижение характерно
    только для определенного периода
    онтогенеза. Например, замедленная
    скорость переработки информации при
    зрительном восприятии, менее точное и
    длительное хранение наглядного материала
    (зрительных образов хорошо знакомых
    детям предметов) у детей с нарушенным
    слухом отмечаются в дошкольном и младшем
    школьном возрасте (до 10 —11 лет). На
    последующих этапах онтогенеза дети с
    нарушенным слухом не отстают по этим
    параметрам от нормально слышащих
    сверстников.

  2. Следующей
    закономерностью, наблюдающейся у всех
    категорий аномальных детей, является
    трудность
    словесного опосредствования
    .
    У детей с нарушенным слухом эта
    закономерность также может иметь
    преходящий характер, при адекватных
    условиях обучения соотношение
    непосредственного и опосредствованного
    запоминания изменяется в пользу
    последнего. Дети учатся пользоваться
    адекватными приемами осмысленного
    запоминания в отношении наглядного и
    словесного материала.

  3. Для
    всех типов аномального развития
    характерно замедление
    процесса формирования понятий.
    У
    детей с нарушениями слуха эта
    закономерность имеет свои временные
    и структурные особенности проявления.
    Так, на начальных этапах обучения
    глухого ребенка речи для него характерно
    своеобразное употребление слов,
    обусловленное тем, что опирается такой
    ребенок только на впечатления, возникающие
    от непосредственного восприятия
    окружающей действительности с помощью
    сохранных анализаторов (Ж. И. Шиф). В
    начале обучения маленький глухой
    ребенок может уловить в слове только
    указание на определенный предмет,
    поэтому слова для него имеют более
    неопределенные, размытые значения,
    мало различаются по степени общности.
    По мере овладения речью глухой ребенок
    усваивает более точные и обобщенные
    значения слов, приобретает способность
    оперировать отвлеченными понятиями.

  4. Общим
    для всех категорий детей с нарушением
    развития является риск
    социальной дезадаптации.
    Для
    детей с нарушением слуха основной
    проблемой становиться трудности (или
    невозможность) словестного общения,
    что значительно ограничивает круг их
    общения.

Выделяют
закономерности
в психическом развитии детей с нарушенным
слухом.

И.М. Соловьев описывает две такие
закономерности.

Первая
закономерность

связана с тем, что необходимым условием
успешного психического развития всякого
ребенка является значительное возрастание
количества, разнообразия и сложности
внешних воздействий. Из-за поражения
слуха объем внешних воздействий на
глухого ребенка очень сужен, взаимодействие
со средой обеднено, общение с окружающими
людьми затруднено. Вследствие этого
психическая деятельность такого ребенка
упрощается, реакции на внешние воздействия
становятся менее сложными и разнообразными.
Формирующаяся система межфункциональных
взаимодействий изменена. Поэтому
компоненты
психики у ребенка с нарушенным слухом
развиваются в иных по сравнению со
слышащими детьми пропорциях
,
например, наблюдается несоразмерность
в развитии наглядно-образного и
словесно-логического мышления, письменная
речь — приобретает большую роль по
сравнению с устной речью.

Вторая
закономерность

отличия
в темпах психического развития

у детей с нарушениями слуха по сравнению
с нормально слышащими детьми: замедление
психического развития после рождения
и ускорение в последующие периоды.
Изменения в темпах психического развития
внутренне связаны с отличиями в структуре
психики. И. М. Соловьев путь психического
развития ребенка с нарушенным слухом
представлял в следующем виде: различия
в психической деятельности между
слышащим и глухим ребенком, незначительные
на начальных этапах онтогенеза, возрастают
в течение последующего времени. Так
происходит до определенного этапа,
когда вследствие систематических
сурдопедагогических воздействий
различия перестают нарастать и даже
уменьшаются. Чем благоприятнее условия,
тем быстрее и значительнее сближается
развитие ребенка с нарушенным слухом
с развитием слышащего сверстника.
Основной смысл сурдопедагогических
мероприятий состоит, таким образом, в
создании новых условий для психического
развития, прежде всего в расширении и
качественном изменении доходящих до
ребенка внешних воздействий, изменении
их состава за счет воздействий, заменяющих
акустические и равных им по значению.

Вопросы
и задания

  1. Каковы
    общие со слышащими сверстниками
    закономерности психического развития
    детей, имеющих нарушение слуха?

  2. Назовите
    биологические и социальные факторы
    определяют психическое развитие детей,
    имеющих нарушение слуха, приведите
    примеры.

  3. Каковы
    специфические закономерности психического
    развития детей с нарушениями слуха?
    Как учитываются эти закономерности
    при организации обучения этих детей?

Рекомендуемая
литература

  1. Выготский,
    Л. С.
    Собр. соч.: В 6 т. [Текст]

    М., 1982-1984.

  2. Богданова,
    Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для
    студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]
    — М., 2006.

  3. Лубовский,
    В. И. Общие и специфические закономерности
    психического развития аномальных детей
    [Текст]

    //Дефектология. – 1971, № 4.

  4. Психология
    глухих детей [Текст] / Под ред. И.М.
    Соловьева. — М., 1971.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник