Факторы развития ребенка раннего возраста презентация
Слайд 1
«Особенности развития детей раннего возраста» Составила: Бурмистрова Юлия Викторовна педагог-психолог МДОУ «Детский сад №11 «Золотой петушок» г.Ртищево Саратовской области » 2015г.
Слайд 2
Период от 1 года до 3 лет — – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, затем появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Слайд 3
Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода 1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить и говорить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем. 2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер. 3 период . Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства.
Слайд 4
В этом возрасте происходят изменения: в личностном развитии; в познавательной сфере; в социальной ситуации развития (ССР).
Слайд 5
«Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. ССР ребенка в этом возрасте выглядит так:
Слайд 6
восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Познавательная сфера
Слайд 7
Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания. Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно действия уже без предварительного примеривання . Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Слайд 8
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.
Слайд 9
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания. от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца; — на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.
Слайд 10
В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого.
Слайд 11
В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения , такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
Слайд 12
После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.
Слайд 13
Личностное развитие
Слайд 14
В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Личностная социализация
Слайд 15
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам , появляется местоимение «я». Становление самосознания
Слайд 16
Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Формирование самооценки
Слайд 17
Отмечается развитие самостоятельности . Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. Развитие самостоятельности
Слайд 18
У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. Развитие эмпатии
Слайд 19
У ребенка появляется потребность в достижении успеха . Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия. Потребность в достижении успеха
Слайд 20
Спасибо за внимание
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МДОУ д/с «Лучик» г. Балашов «Работа с детьми раннего возраста в период адаптации» Власова Наталия Викторовна – воспитатель
2 слайд
Описание слайда:
Дети раннего возраста испытывают большие трудности в адаптации. Одна из причин — это сильная привязанность к маме, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный. Малыши испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи также затрудняют адаптацию к детскому саду. Из-за этого в процессе адаптации дети нередко становятся более возбудимыми, ранимыми, обидчивыми, плаксивыми, они чаще болеют, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Важную роль для детей 2-3 лет играет взрослый, потому что именно он является партнером по игре, образцом для подражания и удовлетворяет потребность малышей в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Потребности в общении со сверстниками до 2-3 лет дети пока еще не испытывают.
3 слайд
Описание слайда:
Цель: создание благоприятных условий для успешного процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Задачи: Формирование у детей навыка взаимодействия с педагогом, другими детьми; Формирование у детей сенсорных эталонов (цвет, форма, размер); Развитие общей и мелкой моторики; Обогащение и активизация словарного запаса детей.
4 слайд
Описание слайда:
Структурные части занятий: 1 часть – Приветствие. Направлено на сплочение группы и создание положительного настроя. 2 часть – Основная: рассказывание сказок, стихов, продуктивная деятельность, пальчиковые, развивающие и подвижные игры, музыкально-ритмические упражнения. Направлена на развитие психических процессов, моторики и навыков взаимодействия. 3 часть – Свободная игровая деятельность. Направлена на снятие психо-эмоционального напряжения, развитие навыков взаимодействия с взрослыми и детьми. 4 часть – Прощание. Направлена на закрепление позитивного настроя детей и родителей, создание атмосферы единства.
5 слайд
Описание слайда:
Работа строится на основе литературных произведений: Русские народные сказки: «Репка»,«Колобок», «Рукавичка», «Лиса и волк», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Козлятки и волк», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Курочка Ряба» Зарубежная сказка: «Забывчивый котенок» И.Кипнис Рассказ «Кто сказал мяу?» В. Сутеев Стихотворения: «В лесу родилась елочка», «Мойдодыр» К.И. Чуковский (аудиосказка), «Федорино горе» К.И. Чуковский, «Маша обедает» С.Капутикян
6 слайд
Описание слайда:
«Рукавичка» «Волк и лиса» «Заюшкина избушка» «Маша и медведь»
7 слайд
Описание слайда:
«Курочка Ряба» «В лесу родилась елочка» «Забывчивый котенок» «Маша обедает»
8 слайд
Описание слайда:
Темы продуктивной деятельности: Аппликация «Овощи в банках», «Домик для козлят», «Узор на тарелочках», «Цветы для мамы», «Коврики» Лепка «Колобок», «Баранки», «Пирожки для Машеньки», «Горошины в стручке», «Вкусный пирог» Рисование «Падающий снег», «Шарики на елке», «Закрась хвост волку», «Клубки ниток», «Угощение для петушка», «Мыльные пузыри», «Трава на лужайке», «Украсим яички» Конструирование «Домики», «Домики для котят», «Домики для птички», «Теремок», «Домик для лисички» (из деревянных палочек)
9 слайд
Описание слайда:
«Овощи в банках» «Падающий снег» «Баранки» «Угощение для петушка» «Цветы для мамы»
10 слайд
Описание слайда:
«Шарики на елке» Конструирование «Теремки» «Украсим яички»
11 слайд
Описание слайда:
Пальчиковая гимнастика «Чищу овощи для щей» «Вышли пальчики гулять» «Лапки-царапки» Пальчиковые игры «Кисенька-мурысенька», «Птички», «Заинька», «Цыплята» Дыхательная гимнастика «Падает снег»
12 слайд
Описание слайда:
Потешки: «Пирожки» «Петушок» «Здравствуйте» «Коза рогатая» Игровой массаж: «Котята», «Водичка» «Ладушки»
13 слайд
Описание слайда:
Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Мыши и кот», «У медведя во бору», «Козлята и волк», «Карусели», «Лохматый пес», «Путешествие по лесу», «Варим суп», «Построимся в шеренгу», «Путешествие Колобка», «Мыльные пузыри» «Птички в гнездышках»
14 слайд
Описание слайда:
Развивающие игры: «Сбор урожая», «Разложи по порядку», «Найди пару», «Бумажные снежки», «Как на горке снег…», «Шаловливый котенок», «Снежинки», «Перебери зернышки для птички» «Бобик», «Бумажные снежки» Игры с блоками Дьенеша, Чудо-пирамидки, Пазлы, Прищепки
15 слайд
Описание слайда:
«Сбор урожая» «Найди пару» «Снежинки» «Шаловливые котята»
16 слайд
Описание слайда:
«Перебери зернышки для птички» «Прищепки» «Чудо пирамидки»
17 слайд
Описание слайда:
«Пазлы» «Блоки Дьенеша»
18 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры: «Посуда», «У кого картинка?», «Крутись, карандаш» «Игрушки и картинки», «Курочка и яички», «Грибы», «На, дай!» Игра-ситуация «Водичка, умой мое личико»
19 слайд
Описание слайда:
«Посуда» «У кого картинка» «Игрушки и картинки»
20 слайд
Описание слайда:
«Курочка и яички» «На, дай!» «Грибы»
21 слайд
Описание слайда:
Музыкально-ритмические упражнения Е.Железновой: «Целый час мы занимались», «Хлоп-хлоп, хлопаем в ладоши», «Погремушка», «Как котята», «Колокольчики», «Котик», «Чистюли», «Мы ногами топ-топ-топ», «Танцы с мамой», «Головами покиваем»
22 слайд
Описание слайда:
Список литературы: 1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с. 2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 128 с. 3. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение рисованию, лепке, аппликации в игре: Младшая разновозрастная группа: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2004. – 152 с. 4. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56 с. 5. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 160 с. 6. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада/ П.П. Буцинская и др. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. 7. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 208 с. 8. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/ Под. Ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 256 с. 10. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/ авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 144 с. 11. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1986. – 79 с. 12. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 64 с. 13. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56 с. 14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 72 с.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-010768
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник