Факторы развития ребенка педагогическая психология
галина грачева
Семинар для воспитателей «Факторы развития личности ребенка»
ГБОУ Школа №1373 ОДО 4
Семинар для воспитателей
на тему
«Факторы развития личности ребенка»
Подготовили и провели:
Воспитатели 1 категории
Грачева Г. В., Чиж Л. А
Москва 2015 г.
Факторы развития личности ребенка
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. В настоящее время наука говорит о биологическом и социальном факторах развития.
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Влияние наследственности изучается генетиками. Это то, что передается от родителей к детям, заложено в генах.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную (постоянную) и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. К детерминированным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.
От родителей к детям передаются внешние признаки, в частности особенности телосложения, цвет волос, глаз и кожи. Переменная, или вариативная, часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий существования.
Носителем наследственности в организме является молекула ДНК, которая тонко реагирует на вредные воздействия: (алкоголь, курение, наркоманию). Данные привычки расстраивают генную структуру, приводя к физическим и психическим нарушениям плода.
Анализ причин гибели 18 тыс. новорожденных показал, что в 1.5 тыс. случаев смертность обусловлена курением матерей.
Установлено закономерное возрастание риска врожденных уродств с увеличением числа ежедневно выкуриваемых женщиной сигарет, особенно в течение 3-го месяца беременности.
Ученые выявили значительное преобладание курящих в группе женщин, родивших детей с волчьей пастью и заячьей губой. Уместно одновременно отметить, что, интенсивное курение отцов также способствует увеличению частоты различных дефектов развития у детей.
У курящих родителей дети рождаются с предрасположенностью к раннему атеросклерозу.
В связи с этим акушеры и гинекологи всего мира настойчиво рекомендуют будущим матерям отказаться от курения.
Для нормального созревания плода особенно важен 3-й месяц беременности. В это время формируются органы и системы организма будущего ребенка. Если женщина прекращает курить в первый месяц беременности, то ребенок рождается с нормальной массой тела, исчезают осложнения, обусловленные курением.
Сила повреждающего воздействия алкоголя в момент зачатия непредсказуема: могут быть как легкие нарушения, так и тяжелые органические поражения различных органов и тканей будущего ребенка.
Период от момента зачатия до 3 месяцев беременности врачи называют критическим в развитии плода, так как в это время происходит интенсивная закладка органов и формирование тканей. Употребление алкоголя может привести к уродующему воздействию на плод, причем повреждение будет тем сильнее, чем на более раннем этапе критического периода воздействовал алкоголь.
В медицинской литературе появился специальный термин, обозначающий комплекс пороков у детей, вызванных повреждающим воздействием алкоголя в период внутриутробного развития – алкогольный синдром плода (АСП). Для АСП характерны врожденные аномалии развития сердца, наружных половых органов, нарушение функции центральной нервной системы, низкая масса тела при рождении, отставание ребенка в росте и развитии. У таких детей характерные черты лица: маленькая голова, в особенности лицо, узкие глаза, специфическая складка век, тонкая верхняя губа.
Употребление спиртных напитков опасно на всем протяжении беременности, так как алкоголь легко проникает от матери через плаценту по кровеносным сосудам, питающим плод. Воздействие алкоголя на плод в последующие месяцы беременности приводит к недоношенности, снижению массы тела, рожденных детей, мертворождению.
Длительное употребление наркотиков вызывает разнообразные изменения в физическом и психическом здоровье людей.
Наркоманы обычно страдают расстройствами пищеварения, и у них поражена печень, нарушена деятельность сердечно-сосудистой системы, и прежде всего сердца. Быстро снижается выработка половых гормонов, способность к зачатию.
И хотя половое влечение при наркомании быстро угасает, около 25% наркоманов имеют детей. И эти дети, как правило, отягощены тяжелыми недугами.
Если отравление наркотиками в первые 3 месяца беременности приводит к разнообразным аномалиям скелетно-мышечной системы, почек, сердца и других органов ребенка, то в более поздние сроки наблюдается задержка роста плода. У 30-50% матерей-наркоманок младенцы имеют низкую массу тела. У плода, при употреблении наркотиков матерью, может сформироваться физическая зависимость от наркотических веществ.
Второй фактор — среда. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.
Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную, географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.
Макросреда. Имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли…
Солнечная и геомагнитная активность влияют на внутриутробное развитие ребенка, считают специалисты российского Института биохимической физики.
Космическая погода является неотъемлемой частью экологических факторов, способных воздействовать на развивающийся организм. Это влияет на будущего ребенка и во время беременности матери.
Проведенные исследования показали, что количество госпитализаций и угроз выкидыша в период беременности гораздо выше у женщин, рожденных в период максимума солнечной активности. Повышение или понижение активности солнца обязательно должны привести к развитию патологий или отклонений у ребенка.
Среда географическая — это определенный территориальный ландшафт со своей географической широтой и долготой, климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, источниками тепла, целебных вод, зон геомагнитной и геопатологенной активности и т. д., экологическими условиями…
Ухудшения экологической ситуации в России порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Число с проблемами в развитии из года в год возрастает с ростом факторов риска. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5–8 % детей с наследственной патологией, 8–10 % — имеют выраженную врождённую или приобретённую патологию, значительное количество детей имеет стёртые нарушения развития. По данным Министерства образования и науки РФ, 85 % детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с нарушениями психического и интеллектуального развития.
Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий, доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.
Результаты исследований развития детей первого года жизни, оставленных своими матерями в роддомах и воспитывающихся в домах ребенка, показали что только от 6 до 10% детей, поступающих в дома ребенка, являются практически здоровыми детьми, не имеющими заболеваний. И даже здоровые дети, без соматических, генетических и наследственных заболеваний, которые растут и воспитываются в современных достаточно благополучных домах ребенка, уже на первом году жизни явно испытывают отрицательное воздействие дефицита человеческого общения, дефицита таких положительных эмоций как безусловная любовь к ним. Это, естественно, отражается в замедлении темпов нервно-психического развития.
Доказано, что дети, не слышащие сердцебиения матери даже при достаточно калорийном питании имеют дефицит веса, хуже засыпают. Не получая ответных речевых реакций на издаваемые звуки, дети становятся молчаливыми, их речевая активность снижается, словарный запас развивается медленно. Способы общения со взрослыми и эмоциональные реакции становятся беднее. Дети не научаются быть собственниками, если у них все общее (а иначе нельзя, так как будут драки за игрушки). Формирование самосознания будет задерживаться. А система привязанности, которая у детей из семьи так ярко выражена в возрасте 8-12 месяцев в виде страха, возникающего от появления посторонних, при нежелании расставаться с матерью, не формируется практически никогда.
Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир… Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.
Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.
Любой пример дает возможность видеть социальное явление разных сторон. Влияние среды носит стихийный характер, это вызывает трудности. Однако изолировать ребенка от среды нельзя. Произойдет задержка развития. Влияние среды постоянно, на протяжении всей жизни. Среда может сдерживать развитие, а может активизировать.
Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 — овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка — Амала — скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая — Камала — прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов — дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).
Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.
Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Вместе с тем слабость воспитания заключается в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.
Диапазон оценок роли воспитания широк: от утверждения полной бессильности воспитания (при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Справедливым представляется высказывание французского просветителя Д. Дидро о том, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа.
Таким образом, воспитание — это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития и постоянно опирается на достигнутый уровень развития, то есть развитие — это цель, а воспитание — средство. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.
Наследственность, среда не зависят от самого ребенка, поэтому не могут обеспечить полноценного развития без включения активности самого ребенка. Активность ребенка: двигательная, познавательная, эмоциональная. Активность облекается в социальные формы в различных видах деятельности: в игре которая удовлетворяет потребность ребенка проявить активность там, где невозможны реальные действия, в труде удовлетворяется потребность получения реального результата, самоутверждения. Учение удовлетворяет потребность в познании. Активность стимулирует к действию. Если активность не управляемая, не организованная, она может перерасти в агрессию.
Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя.
Все факторы приводит в активность взрослый человек. Именно взрослый управляет. Взрослый своим правильным воздействием помогает ребенку стать личностью. С одной стороны он сам образец для подражания, с другой он организатор процесса воспитания и обучения.
Источник
Педагогическая
психология —
это отрасль психологии, изучающая
закономерности развития человека в
условиях обучения и воспитания. Она
тесно связана с педагогикой, детской и
дифференциальной психологией,
психофизиологией.
Предметом
педагогической психологии
является изучение психологических
закономерностей обучения и воспитания,
причем как со стороны обучаемого,
воспитуемого, так и со стороны того, кто
это обучение и воспитание организует,
т.е. со стороны педагога, воспитателя.
Цель
педагогической психологии —
скоординировать педагогический процесс
и процесс индивидуального развития
ученика и тем самым обеспечить включение
ученика в педагогический процесс.
Исходя
из этого, основной
главной задачей
педагогической психологии является
выявление, изучение и описание
психологических особенностей и
закономерностей интеллектуального и
личностного развития человека в разных
условиях учебно-воспитательной
деятельности и образовательного
процесса.
Наиболее
важные и актуальные задачи педагогической
психологии таковы:
—
раскрытие механизмов и закономерностей
обучающего и воспитывающего воздействия
на интеллектуальное и личностное
развитие обучаемого;
—
определение механизмов и закономерностей
освоения обучающимся социокультурного
опыта (социализация), его структурирования,
сохранения в индивидуальном сознании
обучаемого и использования в различных
ситуациях;
—
определение связи между уровнем
интеллектуального и личностного развития
обучаемого и формами, методами обучающего
и воспитывающего воздействия
(сотрудничество, активные формы обучения
и др.);
—
определение особенностей организации
и управления учебной деятельностью
обучаемых и влияние этих процессов на
интеллектуальное, личностное развитие
и учебно-познавательную активность;
—
изучение психологических основ
деятельности педагога;
—
определение факторов, механизмов,
закономерностей развивающего обучения,
в частности развития научного,
теоретического мышления;
Основные
практико-ориентированные задачи
педагогической психологии — изучение
основных психологических закономерностей
формирования единого педагогического
процесса и управления, выявление
психологических резервов его
совершенствования, разумного сочетания
индивидуальных и коллективных форм
обучения и воспитания, создание такого
психологического климата в образовательном
учреждении, который поддерживал бы
психологическое здоровье всех субъектов
взаимодействия (учащихся, учителей,
родителей).
Общей
задачей педагогической психологии
является выявление, изучение и описание
психологических особенностей и
закономерностей интеллектуального и
личностного развития человека в условиях
учебно-воспитательной деятельности,
образовательного процесса.
2.
Структура
педагогической психологии. Связь
педагогической психологии с другими
науками.
Структуру
педагогической психологии составляют
3 раздела: психология
обучения;
психология
воспитания; психология учителя.
1.
Предмет психологии
обучения
— развитие познавательной деятельности
в условиях систематического обучения.
Таким образом, раскрывается психологическая
сущность учебного процесса
Психология
обучения исследует прежде всего, процесс
усвоения знаний и адекватных им умений
и навыков. Ее задача состоит в выявлении
природы этого процесса, его характеристик
и качественно своеобразных этапов,
условий и критериев успешного протекания.
2.
Предмет психологии
воспитания
— развитие личности в условиях
целенаправленной организации деятельности
ребенка, детского коллектива. Психология
воспитания изучает закономерности
процесса усвоения нравственных норм и
принципов, формирования мировоззрения,
убеждений и т.п. в условиях учебной и
воспитательной деятельности в школе.
3.
Предмет психологии
учителя
— психологические аспекты формирования
профессиональной педагогической
деятельности, а также те особенности
личности, которые способствуют или
препятствуют успешности этой деятельности.
Воспитание
и обучение в той или иной мере
является предметом
исследования
различных наук:
философии, социологии, истории,
педагогики и
психологии.
Философия рассматривает вопросы
воспитания под углом зрения
становления
в человеке собственно человеческих
черт; социологические
аспекты
образования охватывают структуру
и содержание деятельности
различных
социальных групп и институтов,
выполняющих воспитательные и
обучающие
функции, являясь частью системы
образования; исторические
проблемы
образования охватывают становление
и преобразование учебно-
воспитательных
институтов; целей, содержания и
методов обучения и
воспитания
в различные исторические эпохи. Но,
конечно, более всего с
проблематикой
обучения и воспитания связаны педагогика
и психология.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
07.03.20161.37 Mб24Педагогическая инноватика.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник