Факторы развития ребенка младшего школьника
В младшем школьном возрасте ведущим фактором развития личности является учебная деятельность, отчасти труд в семье. Последний связан с наличием у ребенка определенных обязанностей в семье, когда сама деятельность начинает носить выраженный произвольный характер.
1. Для развития личности важно умение ребенка не только руководствоваться целями, которые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоятельно ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно организовывать и контролировать свое поведение и умственную деятельность. В первом-втором классах для детей все еще характерен невысокий уровень развития личности, они весьма импульсивны и несдержанны. Дети еще не могут самостоятельно преодолевать даже незначительные трудности, с которыми сталкиваются в обучении. Поэтому в данном возрасте развитие личности заключается в том, чтобы систематически учить детей ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения, т.е. учить их самостоятельности.
Одним из возможных средств развития самостоятельности могут стать самостоятельно выполняемые детьми слабо структурированные задания. Таковыми являются задания типа «Нарисуй то, не знаю что» или «напиши письмо на несуществующем языке». Суть подобных заданий состоит в создании условий для максимального проявления ребенком своих индивидуальных творческих возможностей. Если задание репродуктивного типа представляет собой лишь воспроизводство алгоритма, то самостоятельные письменные работы в отличие от репродуктивных всегда богаче по словарному составу и глубине построения фраз.
При этом следует помнить о мощном побудительном значении цели для преодоления трудностей. Цель тогда выполняет свою конструктивную функцию, когда она формируется перед началом деятельности и если она связана с не очень большим объемом предстоящей работы. В противном случае ребенок отказывается от деятельности.
2. Следующий момент в развитии личности связан с ростом значения отношений между школьниками. Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены общественной жизни. На этой основе начинает формироваться и определяться направленность, появляются новые нравственные чувства, усваиваются нравственные требования.
Все сказанное имеет значение в жизни третьеклассников и четвероклассников, но слабо проявляется в жизни учеников первого-второго классов. Пока они все еще остаются безразличными к тому, получили ли они замечание наедине с учителем или в присутствии всего класса; в то же время замечание, сделанное в присутствии товарищей ученику третьего-четвертого класса, переживается гораздо острее.
Выраженное стремление к общению с товарищами наблюдается на пороге 4-5 классов. Причем эта потребность резко возрастает у тех детей, у которых ранее она была едва заметна. Ведь каждый ребенок хочет найти свое место, быть принятым и признанным своими товарищами. В этом возрасте отмечается сильная текучесть взаимоотношений между детьми, в основе чего лежит стремление ребенка найти для себя наиболее близкого товарища и друга. 3. Развитие личности обусловливает становление и развитие у учеников четвертых-пятых классов чувства взрослости. Различают:
- — социально-моральную взрослость, которая проявляется в отношениях с взрослыми, в участии ребенка в заботах о семье, ее благополучии, систематической помощи взрослым. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, где ребенок берет на себя выполнение взрослых обязанностей;
- — интеллектуальную взрослость, выражающаяся в стремлении ребенка что-то знать и уметь по-настоящему, что стимулирует его познавательную деятельность;
- — равнение ребенка на качества «настоящего мужчины», как результат прямого подражания и выработка себя таких взрослых качеств как сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.
Показателем возникновения чувства взрослости можно считать:
- — возникновение желаний и требований «взрослого» к себе отношения со стороны окружающих,
- — стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых.
- — наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять.
Наряду с чувством взрослости мы можем встречаться с проявлением так называемой тенденции к взрослости, т.е. стремлением казаться и считаться взрослым. Она может возникать в ответ на непризнание взрослыми или сверстниками претензий ребенка на взрослость. Нередко это выражается в проявлении ребенком дурных привычек (курение, игра в карты, потребление вина, жаргон, способы развлечений), мелкого хулиганства, т.е. совершения поступков, которые, по его мнению, ставят его на одну плоскость со взрослыми. Поэтому так важно адекватно реагировать на появляющиеся у ребенка проявления чувства взрослости.
Психологи считают, что появление чувства взрослости является важным психологическим новообразованием этого периода и по его появлению можно судить о начале нового этапа личностного развития ребенка.
Завершая разговор о развитии личности в младшем школьном возрасте, остановимся еще на одном важном моменте.
Результатом личностного развития в дошкольном возрасте является формирование внутренней позиции ребенка — источник развития произвольного поведения и чувства взрослости. В ней отражается определенное место, которое ребенок занимает в социуме. Конечно, она еще находится в зачаточном состоянии, содержательно не наполнена, но активно требует этого, хотя бы для того, чтобы придать большую уверенность ребенку в самом себе. Идет активный поиск этой позиции, и от того, какое содержание будет в нее включено и принято ребенком, будет зависеть последующая его жизнь. Э.Берн, анализируя позиции, которые может занять и принять человек в качестве исходных, говорит о четырех, выражающих отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе.
По мнению Э.Берна, любая позиция выражает отношение моего «Я» к твоему «Ты». Эти отношения основываются на убеждениях, формирующихся в очень раннем детстве. Каковы же эти позиции?
Первая позиция. «Я» — «хороший», «Ты»-«хороший». Расшифровывается это так: «Я» — хороший и у меня все хорошо». «Ты» — хороший и у тебя тоже все хорошо». Это позиция здоровой личности, позиция, символизирующая достойную жизнь. Это базовая позиция. Отражающая успех личности. Эта позиция либо формируется в раннем детстве, либо вырабатывается позже тяжким трудом. Э.Берн утверждает, что просто желания стать хорошим человеком здесь недостаточно. Именно поэтому важно в самом начале личностного становления ребенка сказать родителям об их ответственности и роли в формировании будущей жизненной позиции их сына или дочери. Вторая позиция. «Я» — «хороший», «Ты» — «плохой». Это позиция, когда нужно избавиться от кого-либо. Это позиция, отражающая превосходство личности над другими, в лучшем случае — это позиция непрошеного советчика, который лезет помочь в том, о чем его никто не просит. В большинстве случаев — это позиция посредственности.
Третья позиция. «Я» — «плохой», а «Ты» — «хороший». В психологическом плане это депрессивная позиция, характеризующая само уничтожающую личность. Такая позиция заставляет человека унижаться перед другими, используя при этом их слабости. В основном, это меланхолики, мучающие себя люди, прозябающие в жизни.
Четвертая позиция. «Я» — «плохой» ч «Ты» — «плохой». Это позиция безнадежности, отчаяния, позиция человека, чувствующего тщетность своих жизненных усилий. Из всех других — это самая неприемлемая, самая нежелательная в жизни позиция.
Человек всегда занимает ту или иную позицию, он ищет и находит ее, искреннюю или неискреннюю, негибкую и даже небезопасную, на которой строится его жизнь.
Отказаться от нее — значит отказаться от себя, от того фундамента, на котором стоит здание личности. Об этом важно сказать родителям, от поведения которых будет зависеть выбор ребенком той или иной жизненной позиции. индивидуальность способность лидерский творческий
Источник
- Развитие от А до Я
Первый раз в первый класс — этот день для каждого маленького человечка чрезвычайно значимый, волнительный, но при этом очень интересный и ответственный. Дети шагают на следующую ступень своего развития, где основным его «учителем» будет школа. Теперь на развитие личности младшего школьника в большей степени будет влиять учитель и одноклассники, а роль семьи уступит свое неоспоримое ранее главенство. И от того, насколько хорошо родители подготовили малыша к школе, а также от качества преподавания будет зависеть успех малыша в учебе и в его общении с окружающими.
Почему мы так стремились в детстве поскорее пойти в школу? Потому что каждый ребенок мечтает быть взрослее, хочет делать и поступать, как взрослый, и ему часто родители говорят: «Вот пойдешь в школу, тогда станешь взрослым» или «Лиля уже взрослая, она пошла в первый класс». Малыш представляет себе, как теперь он получит много того, чего не мог добиться в садике — самостоятельности, познаний, ярких ручек, пеналов, рюкзак, не нужно будет спать днем.
Родители обязаны подготовить свое чадо к столь ответственному моменту — научить его азбуке, держать в руках ручку, пускай и медленно, но читать. Даже если при родителях ребенок и не показывает уникального стремления к письму и чтению, зато он уже будет иметь представление о том, что в школе придется делать домашние задания, учиться, и тогда учеба не станет таким уж серьезным стрессом.
Факторы формирования личности младшего школьника
На формирование личности младшего школьника влияет всё то, что его окружает дома, в школе, на улице, но самый главный фактор теперь — учитель, который не только обучает различным предметам, но и раскрывает «внутреннее содержание» ученика.
Учитель
Практически во всех школах первые 3 класса образования с детьми находится один и тот же учитель, к тому же он проводит с ними еще и время после уроков — на продлёнке. Детки с утра до вечера общаются со своим учителем, он их учит, наставляет, подсказывает, поэтому становится образцом для подражания, неким эталоном. И если учитель сказал решить задачу так, то никакие уговоры мамы, что можно сделать проще, не подействуют. Раз учитель сказал — значит это единственно верное решение.
Сверстники
Малыш уже проходил эту фазу интеграции в общении со сверстниками, когда пошел в садик. Ребенку снова нужно знакомиться с новыми людьми, находить с ними общий язык, приспосабливаться к жизни в коллективе. Так и происходит социализация личности школьника — навязываемая друг другу форма общения, скорректированная учителем и проанализированная дома. Примерно к 9–10 годам дети начинают равняться друг на друга, на более успешных в учебе или в общественной деятельности детишек, на лидеров.
В младших классах в ребенке борется два противоположных желания — быть как все и быть непохожим на одноклассников. Первое желание обусловлено тем, что учитель для всех и для каждого предъявляет одинаковые требования, некий образец поведения, к которому нужно стремиться. Так, например, на уроках всем нужно сидеть тихо, всем нужно выполнять одинаковое домашнее задание, всем нужно приходить в опрятной одежде, всем нужно слушаться учителя. В первом классе практически все детки так и делают — они повторяют друг за другом ввиду того, что еще не могут самостоятельно выбрать и определиться с линией поведения. Но рано или поздно проявится личность младшего школьника, которая подскажет ребенку, как выделиться из толпы. То ли это стремление быть лучше всех — первым сделать задание, первым поднять руку, лучше всех прочитать, быстрее всех сосчитать. То ли обратить на себя внимание шалостями и непослушанием. В любом случае ребенок старается приемлемым ему способом утвердиться среди сверстников.
Семья
Хотя семейные отношения в большей степени влияют на развитие личности маленького ребенка, для школьника младших классов семья так и остается важным фактором формирования его характера. Ведь кому в первую очередь ребенок рассказывает все свои беды, весь свой день, жалуется или делится радостями, просит совета? Конечно, это мама и папа. Поэтому, пока ваше мнение еще так важно для малыша (в подростковом возрасте слово мамы для ребенка наверняка будет «пустым звуком»), вы обязаны направлять малыша на истинный путь, помогая ему справляться со своими проблемами. Если малыш с кем-то повздорил, разберитесь в проблеме и вместе с ребенком найдите причину и пути решения. Так же и с оценками — не ругайте за плохую успеваемость, а лучше помогите ребенку полюбить эти занятия или обратитесь за помощью к репетиторам, ведь не всем детям одинаково хорошо дается математика или письмо.
И если школа все свое внимание обращает на обучение ребенка, то семья просто обязана сосредоточиться на воспитании в ребенке таких качеств личности, которые ему будут просто необходимы для успешной учебы и общения со сверстниками.
Субъективные факторы
На формирование личности младшего школьника могут влиять и такие факторы, на которые ни родители, ни учителя повлиять не могут, поскольку это особенность возраста. У одних она проявляется ярче, у других может и вовсе быть незамеченной, но ясно одно: дети в возрасте от 7 до 10 лет имеют несколько личностных особенностей — повышенная активность, чрезмерная внушаемость, исключительная эмоциональность, особо высокая подражательность.
Как влияет младшая школа на развитие личности ребенка?
Школа может привить ребенку желание учиться и стремиться к вершинам, а может подавить в ребенке любое стремление, любые надежды — все это зависит и от отношения учителя к своим ученикам, и от правильности составления школьной программы, и от помощи родителей, которые все еще направляют малыша и дают ему советы.
Сохранение положительных взаимоотношений
Когда ваша кроха еще ходила в садик, ей очень важно было поддерживать с вами, то есть с родителями, положительный контакт, слышать от вас похвалу, поддержку. Ребенку так же важно было установление положительного контакта и со своими воспитателями, поскольку они ставились на один уровень с вами — их похвала была важна не меньше. Теперь же, когда ребенок пошел в школу, ему чрезвычайно важно установить хорошие взаимоотношения со своими сверстниками и с учителем.
Мотивации
У ребенка появляются новые мотивации. К чему стремится ребенок в школе? К новым знаниям, к хорошим оценкам, к одобрению со стороны взрослых, к общению со сверстниками, к признанию со стороны одноклассников, к первым местам. В эти моменты у ребенка начинает развиваться чувство ответственности, а это качество очень важно для развития полноценной личности. Ребенок понимает, что он один в ответе за свои действия, поступки и вытекающие последствия. Поэтому он начинает думать, размышлять, спрашивать совета у родителей, лишь бы получить желаемый результат.
Ответственность проявляется в том, что ребенок начинает осознанно делать не только то, что ему нравится, но и то, что ему положено, что ему задали, ради похвалы и определенного признания среди сверстников.
Коллективизация
Еще в 6–7 лет дети вряд ли смогут понять, как играть в игру, где нужно быть сплоченным коллективом, уступать друг другу или советоваться. Пока что это недостижимо для их понимания. Детям в первом классе сложно смириться с тем, что нужно давать высказаться однокласснику, что нельзя перебивать, выкрикивать. Первоклассники видят друг в друге соперников, но никак не людей, с которыми что-либо можно делать сообща. И только благодаря стараниям учителя, его фантазии и умению сплотить детей, они научатся коллективизации. Личность младшего школьника начнет взрослеть в тот момент, когда сможет в своем однокласснике увидеть «коллегу», а не противника.
Развитию коллективизации способствуют коллективные задания, разбивка класса на некие подгруппы. Если класс из 30 детей разбить на 6 подгрупп и дать каждой из них одинаковые задания, можно научить их работать в коллективе. Так, например, каждая группа должна придумать себе название, девиз, нарисовать плакат. В общении детишек сразу можно будет выделить лидера, сильных личностей и детей ведомых, которые подчиняются чужому мнению. Ну, а дальше каждая группа получает баллы — за хорошие оценки, качество уборки в классе, за поведение. Вот и образуются коллективы, поскольку дети со временем понимают, что только сообща можно набрать большее количество баллов и получить приз. Поддерживать сверстника за хорошую оценку или ругать его за плохое поведение — так дети научатся стремиться к одной цели сплоченным коллективом.
Самосознание и самооценка
В школу ребенок уже приходит с какой-то самооценкой — она у него может быть слишком занижена из-за постоянного унижения и недовольства дома, а может быть слишком завышена вследствие безграничной любви родителей, ну, а может быть и вполне адекватной. Но в школе этот показатель либо укрепится еще больше, либо кардинально изменится. Это зависит от:
- Успеваемости ребенка.
При хорошей успеваемости самооценка повышается, причем может даже стать несколько завышенной. Тогда ребенок ждет исключительно самых высоких оценок, и когда получит меньший результат, будет недоумевать, злиться и негодовать лишь потому, что его самооценка взлетела слишком высоко, и он не может признать «поражение». При низкой успеваемости маленький человечек начинает искать в себе изъяны, категорично относится к себе, и его самооценка может упасть, если родители и учитель не помогут ему справиться с этим.
- Дальнейшего отношения к ребенку родителей.
Когда малыш приходит с плохой отметкой или замечанием, родители могут одними только словами унизить малыша или повысить его уверенность в себе. К любым оценкам нужно относиться положительно, даже к невысоким, потому что в противном случае ребенок будет бояться своих родителей и будет скрывать свои успехи в школе — так развивается недоверие и стена молчания, непонимания между родителями и детьми.
- Отношения учителя к ребенку.
Бывают случаи, когда учитель по каким-либо причинам невзлюбил своего ученика, и тогда ребенок начинает чувствовать себя хуже остальных, его самооценка падает, и крайним выходом из такой ситуации может быть смена класса или школы. Но поистине профессиональный учитель знает, что для развития адекватной самооценки у детей, необходимо как можно меньше выделять любимчиков-отличников, стремиться не только ставить оценку за исполненную работу, но и по возможности объяснять, почему он поставил именно эту отметку. Оценивать нужно саму работу, а не того, кто её написал, ведь нередки случаи, когда хулиганам занижают оценки только из-за их плохого поведения.
- Возможностей ребенка.
Очень важным фактором, который не менее остальных влияет на самооценку школьника младших классов, является осознание его возможностей. Может ли он самостоятельно решить эту задачу, что ему для этого нужно? Ребенку важно знать, что какое-то действие он умеет делать лучше всех — решить задачу, прочитать отрывок, рассказать стих. В этом случае малыш чувствует себя полноценной личностью, умелой и компетентной хотя бы в чем-то. К 10-ти годам у школьника формируются такие личностные качества, как выдержка, самостоятельность, настойчивость — они помогут ребенку в дальнейшем развитии.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉
Gnomik.ru
©
Источник