Факторы развития эмоционально мотивационной ребенка

Факторы развития эмоционально мотивационной ребенка thumbnail

Развитие эмоциональной сферы

Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность (отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам). Сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою значимость. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамику появления представлений ребенка, то есть появляются представления об окружающем мире, которые позволяют отвлечься от непосредственной ситуации. Таким образом, у него возникают переживания, не связанные с игрой, и формируется детское мировоззрение.

И хотя эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, из этого не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может дойти до полного изнеможения.

Несмотря на спокойную эмоциональность, у дошкольника возможна острая обида на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание.

Пример: мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее расстроенной и молчаливой. По дороге домой Саша вдруг остановилась и залилась горькими слезами. После долгих расспросов девочка сквозь рыдания рассказала маме, что воспитательница при всех детях отчитала ее за то, что она медленно одевается на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы, Саша прокричала: «Ты ей скажи, этой воспитательнице, что я не копуша, вот!»

Из разговора с воспитателем мама выяснила, что на замечание девочка внешне никак не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно. Острая обида обнаружилась позднее, Такое обычное замечание взрослого нанесло ей душевную травму.

Побуждения ребенка соединяются с представлениями о предмете, о желаемом результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем, что дает развитие механизму эмоционального предвосхищения.

А.В. Запорожец описал механизм эмоционального предвосхищения. Автор показал, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения.

До 3 лет ребенок переживает только последствия своих собственных действий, их оценку взрослым — похвалили ребенка или наказали. У дошкольника, еще до того как он начнет действовать, появляется эмоциональный образ будущего результата и оценки его взрослыми. Эмоционально предвосхищая последствия своего поступка, ребенок уже заранее знает хорошо или плохо он собирается поступить. Если он предвидит отрицательную реакцию взрослых, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние способное затормозить нежелательное действие.

Т.о., в дошкольном возрасте происходит смешение аффекта с конца к началу деятельности. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что еще предстоит сделать. Этот механизм лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется также и содержание аффектов — появляется сочувствие другому, сопереживание.

Развитие мотивационной сферы

Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. Это значит, что мотивы дошкольника имеют различную силу и значимость (до 3 лет все желания ребенка одинаково сильны).

Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды.

Более слабый мотив  — наказание и, в первую очередь, исключение из игры.

Еще более слабый мотив — собственное обещание ребенка.

Самый слабый мотив — прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленных другими дополнительными мотивами.

Таким образом, требовать от детей обещания не только бесполезно, но и вредно.

В дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать себя.

Вначале сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей (т.е. раньше ребенку нужно, что бы кто-то был рядом, контролировал его поведение). Затем он начинает сдерживаться при воображаемом контроле (теперь образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение).

Старший школьник может преодолевать свои желания и действовать по принципу «Надо!»

С умением сдерживать себя связано усвоение этических норм. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение.

 Основная часть этических норм усваивается ребенком в семье. А родители демонстрируют и положительные, и отрицательные качества.

Вследствие умения сдерживать себя и усвоения этических норм у дошкольника возникает первичное чувство долга (проявляющееся в наиболее простых ситуациях). Оно рождается под влиянием оценки, которую взрослый дает совершенному поступку. Из этого следует, что ребенок постоянно ориентируется на мнение взрослых.

Развитие самосознания

Управление своим поведением способствует переходу сознания на ступень самосознания. Самосознание формируется лишь к концу дошкольного возраста и является центральным новообразованием личности в этом возрасте. Оно складывается из самооценки, осознания своих переживаний, половой идентификации и осознания себя во времени.

1. Самооценка появляется во второй половине периода. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего взрослого. В начале периода самооценка завышенная и недифференцированная.

Отношения родителей к малышу должны строиться на полном его принятии. Отношение родных к малышу — это выражение абсолютной любви (безусловная любовь). Поэтому и оценку ими ребенка психологи называют абсолютно положительной.

На фоне положительной общей оценки у малыша формируется конкретная самооценка, когда взрослый оценивает конкретные действия малыша. Она не всегда бывает положительной, ведь не все, что делает ребенок, хорошо.

Таким образом, на фоне оценки взрослых у ребенка формируется самооценка.

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существует два вида самооценки:

абсолютная, при которой он, не смотря ни на что, чувствует и знает, что его любят,

конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной.

Но все же абсолютное отношение к себе доминирует (чей рисунок лучший – мой!) Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути, причина кризиса трех лет.

5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам завышенная самооценка сохраняется, но уже не в такой открытой форме и более обоснована. На протяжении дошкольного возраста этот позитив укрепится, наполнится новым содержанием, а самооценка, все более совершенствуясь и дифференцируясь, к 7 годам у большинства детей становится более адекватной. Смягчается негативизм, своеволие, упрямство. Развитие ребенка входит в более спокойное русло.

Высокая самооценка помогает дошкольникам осваивать новые виды деятельности без сомнений и страха перед неудачей. Самооценка способствует формированию «образа Я» и «Я-концепции».

2. Осознание своих переживаний. Не только в раннем детстве, но и в первой половине дошкольного возраста ребенок имеет разнообразные переживания, но не осознает их (мне радостно, мне грустно). После 4-5 лет он уже ориентируется на свои эмоциональные состояния и может выразить словами (я рад, я сердит).

3. Половая идентификация. Ребенок уже осознает себя мальчиком или девочкой. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры -для мальчиков и для девочек.

4. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту».

Таким образом, дошкольный возраст — это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поступка, самооценка, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально — потребностной сферы — вот основные особенности личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно так же считать соподчинение мотивов и самосознание.



Источник

Галина Белова
Развитие мотивационной сферы ребёнка

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления – «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

Одним из главных условий усвоения знаний является определённая система мотивов.

Мотив – предмет, материальный или идеальный, достижение которого выступает смыслом деятельности, побуждающий и определяющий выбор направленности, ради чего она и выполняется.

Среди мотивов любой деятельности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность

Внешняя мотивация напрямую не связана с самим процессом деятельности, в центре внимания оказываются лишь атрибуты – стимулы: работа ради награды, поощрения. Проявляется подмена внутренних мотивов учебной деятельности внешними, требующими обновления постоянной подпитки. Тем самым уничтожается социальная составляющая – получение образования как обязательное условие успешного жизнеустройства.

Внутренняя мотивация, непосредственно связанна с осуществляемой деятельностью. Здесь необходимо выделить ситуативный интерес (стремление решить некоторую проблему, разгадать загадку) и долговременную мотивацию, основу которой могут составлять интерес к процессу учения.

В создании и поддержании внутренней мотивации важную роль играют:

Абсолютное преобладание учение над обучением, выбора ребёнка над давлением взрослого;

Соответствие различных видов учебной, творческой деятельности;

Доступность учебного материала;

Положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса;

Возможности самоутверждения каждого ребёнка;

Чувство радости от совершаемых открытий;

Правильная постановка задач обучения и удовлетворения от их решения.

Проблемы современного образования связаны с игнорированием в ходе образовательного процесса общечеловеческих мотивов, присущих каждому ребёнку.

Развитие мотивационной сферы – один из важных аспектов воспитания ребёнка. Работа над формированием положительной мотивации предполагает тесный контакт педагога и родителей.

Детям необходимо представление о том, что учение – одна из постоянных, естественных и необходимых сторон жизни человека.

С большим интересом дети слушают, пересказывают и иллюстрируют рассказы, как учатся и обучают своих малышей животные. Герои внушают дошкольникам уважение к мудрости природы, пробуждают доброе отношение ко всему живому на планете, заставляют задуматься о собственных возможностях. Выступая в роли различных животных, дошкольники могут приобрести куда более широкий спектр навыков.

Размышляя о том, чему и как учатся животные и люди, многие дети охотно берутся за поиски ответов на вопросы: «Как мышонок Пик научился плавать?», «Кто из ребят умеет готовить салат и как он этому научился?» и т. д.

Так понятие «учение» материализуется, расширяется в сознании дошкольников.

Развитие мотивационной сферы учения – длительный процесс, связанный как с содержанием образования, так и со стратегией построения взаимодействия педагога с детьми.

В старшем дошкольном возрасте большинство детей с интересом включаются в творческие виды деятельности. Среди качеств, необходимых для обучения в школе, они всё чаще называют умение внимательно слушать, хорошую память, аккуратность. Почти все выражают готовность приобрести необходимые знания и охотно выполняют соответствующие игровые упражнения.

Воспитатель должен научить детей оценивать ход и результаты деятельности. Оценка и мотивация деятельности тесно связаны. Практика показывает, что при систематическом обращении к оценке детьми своей деятельности и её результатов многие могут дать развёрнутую сравнительную характеристику работе: не зашла за линию рисунка при закрашивании, научился правильно держать карандаш, рисунок получился аккуратней и др.

Такая оценка непосредственно связана с целями, которые сам ребёнок ставит перед собой. В этом случае оценка становится внутренней мотивации учения. А результаты деятельности всегда приносят свои плоды.

Важность работы по развитию мотивационной сферы учения трудно переоценить.

Источник

Похожие главы из других работ:

Когнитивное развитие в дошкольном возрасте

1.2 Когнитивное развитие в раннем дошкольном возрасте

Дошкольный возраст начинается с 3 лет и продолжается до поступления ребенка в школу. Ранний дошкольный возраст относят к периоду от 3 до 5 лет. По мнению психологов…

Познание и поведение в раннем возрасте

2.2 Развитие речи в раннем возрасте

Ранний возраст — это наиболее благоприятный период для овладения речью. Около года словарный запас ребенка составляет 4 — 10 слов. В общении со взрослыми годовалый малыш правильно реагирует на его слова…

Познание и поведение в раннем возрасте

2.3 Развитие восприятия в раннем возрасте.

Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. [7 с.125]

В раннем возрасте развиваются мышление, память, внимание…

Познание и поведение в раннем возрасте

Глава 3. Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте

Проблема детской агрессивности

2. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов…

Развитие познавательной сферы детей

2. Развитие восприятие в раннем возрасте

Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е…

Развитие познавательной сферы детей

3.Развитие мышления в раннем возрасте

Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, подтягивает веревочку…

Развитие познавательных процессов дошкольников

3. Развитие восприятие в раннем возрасте

Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е…

Развитие познавательных процессов дошкольников

4. Развитие воображения в раннем возрасте

Обращая внимание на отношение ребенка к внешней действительности, можно отметить «ситуационную связанность»: ребенок «целиком находится во власти вещей, существующих сейчас перед ним»…

Развитие познавательных процессов дошкольников

5. Развитие внимания в раннем возрасте

Успехи ребёнка в овладении деятельностью в значительной степени зависят от сосредоточенности и направленности психики, от внимания. На самом раннем этапе внимание выступает в связи с ориентировочным рефлексом, который И.П…

Развитие познавательных процессов дошкольников

6. Развитие памяти в раннем возрасте

Память ребёнка (запоминание, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение того, что было) в раннем возрасте носит преимущественно непроизвольный…

Развитие познавательных процессов дошкольников

7. Развитие мышления в раннем возрасте

Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, подтягивает веревочку…

Технологии развития Я-концепции у детей и подростков

2.1.1 Развитие самосознания в раннем возрасте

Психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания — осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Самосознание является продуктом развития человека…

Эмоционально-волевые особенности дошкольника

1.2 Эмоциональное развитие в раннем детстве

Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны…

Эмоционально-волевые особенности дошкольника

1.3 Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов…

Источник

Общая
характеристика мотивационной сферы.
Самым
важным личностным механиз­мом,
формирующимся в этом периоде, считается
соподчинение
мотивов
.

Все
желания ребенка раннего возраста были
одинаково сильны. Если разные желания
возникали одновре­менно, ребенок
оказывался в почти неразрешимой для
него ситуа­ции выбора.

Мотивы
дошкольника приобретают разную силу и
значимость. Уже в младшем дошкольном
возрасте ребенок сравнительно легко
может принять решение в ситуации выбора
одного предмета из нескольких. Вскоре
он уже может подавить свои непосредствен­ные
побуждения, например не реагировать на
привлекательный предмет. Это становится
возможным благодаря более сильным
мо­тивам, которые выполняют роль
«ограничителей».

Наиболее
сильный мотив для дошкольника —
поощрение,
получе­ние награды. Более слабый —
наказание
(в общении с детьми это, в первую очередь,
исключение из игры), еще слабее —
собствен­ное
обещание

ребенка. Требовать от детей обещаний
не только бесполезно, но и вредно, так
как они не выполняются, а ряд неис­полненных
заверений и клятв подкрепляет такие
личностные чер­ты, как необязательность
и беспечность. Самым слабым оказы­вается
прямое
запрещение

каких-то действий ребенка, не усилен­ное
другими дополнительными мотивами, хотя
как раз на запрет взрослые часто возлагают
большие надежды.

Структура
мотивационной системы.
В
этот период начинает складываться
индивидуальная
мотивационная система

ребенка. Разнообразные мотивы, присущие
ему, приобретают относительную
устойчивость.
Среди мотивов, обладающих разной силой
и значи­мостью для ребенка, выделяются
доминирующие
мотивы — преоб­ладающие в мотивационной
иерархии.

Долго
на­блюдая за поведением старшего
дошкольника, можно определить, какие
мотивы для него наиболее характерны.
Один ребенок по­стоянно соперничает
со сверстниками, стараясь лидировать
и во всем быть первым, у него доминирует
престижная (эгоистическая) мотивация.
Другой, наоборот, старается всем помочь;
интересы детсадовской группы, общие
игры, радости и заботы для него — главное.
Это — коллективист с альтруистической
мотивацией. Для третьего важно каждое
«серьезное» занятие в детском саду,
каж­дое требование, замечание
воспитателя, выступающего в роли
учи­теля, — у него уже появились
широкие социальные мотивы, силь­ным
оказался мотив достижения успеха. Для
такого ребенка значимо не столько «что
делать», сколько «как делать»: старательно,
под руководством взрослого, получая
указания и оценки. Некоторые детей
увлечены делом, но совсем по-другому:
кто-то погружен в процесс рисования,
кого-то не оторвешь от конструкторов.
У них преобладает интерес к содержанию
деятельности.

У
детей с формирующейся иерархи­ческой
системой доминирование еще не вполне
устойчиво, оно может проявляться
по-разному в разных условиях. Построение
стабильной мотивационной си­стемы,
начавшейся в это время, будет завершаться
в младшем школьном и подростковом
возрастах.

Виды
личностных мотивов.

Жизнь дошкольника гораздо более
разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте.
Ребенок включается в новые системы
отноше­ний, новые виды деятельности.
Появляются, соответственно, и но­вые
мотивы.

Это мотивы, связанные с формирующейся
самооцен­кой, самолюбием, — мотивы
достижения успеха, соревнования,
соперничества; мотивы, связанные с
усваивающимися в это время моральными
нормами, и некоторые другие.

Мотив
достижения успехов.

Как практически идет развитие мотивации
достижения успехов в дошкольном
детстве? Многие дети уже в раннем
возрасте отмечают свои успехи или
неудачи в деятельности соответствующими
эмоциональными
реак­циями

на них. Большинство детей дошкольного
возраста просто конста­тируют
достигнутый результат; некоторые
воспринимают успех или неудачу,
соответственно, с положительными и
отрицательными эмоциями.

На
мотивацию и эффективность выполняемых
ребенком действий влияют те отдельные
удачи и неудачи, с которыми он сталкивает­ся.
Младшие
дошкольники

не особенно чувствительны к этому
фактору. Вплоть до трех-четырехлетнего
возраста дети, вероятно, еще не cпocoбны
оценить итог своей деятельности как
успех или неудачу

Средние
дошкольники

уже переживают успех и неуспех. Если
успех влияет положительно на работу
ребенка, то неудача — всегда отрицательно:
она не стимулирует продолжения
деятель­ности и проявления настойчивости.
Допустим, ребенок пытается сделать
аппликацию из цветной бумаги. Ему удалось
вырезать что-то, отдаленно напоминающее
цветок, и, довольный результатом, он с
энтузиазмом начинает его приклеивать
к картону. Если же здесь его постигнет
неудача — клей то совсем не капает, то
бьет фонтаном и всю бумагу покрывает
липкая лужица, — ребенок все бросает,
не желая ни исправлять, ни переделывать
заново работу.

Для
старших
дошкольников

успех остается сильным стимулом, но
многих из них побуждает к деятельности
и неуспех. После неуда­чи они стараются
преодолеть возникшие трудности, добиться
нуж­ного результата и не собираются
«сдаваться».

Мотивы
общения.

В старшем дошкольном возрасте получают
дальнейшее разви­тие мотивы
общения,

в силу которых ребенок стремится
установить и расширить контакты с
окружающими людьми.

Общению
принадлежит особая роль в развитии
личности дошкольника. Зная историю и
содержание межличностных контактов
ребенка в дошкольном возрасте, характер
общения при включении ребенка в различные
виды совместной деятельности, мы можем
многое понять в его становлении как
личности.

В
дошкольном детстве, как и в младенчестве
и раннем возрасте, одну из главных ролей
в личностном развитии ребенка по-прежнему
играет мать. Характер ее общения с
ребенком определяет формирование у
него тех или иных личностных качеств.
Желание
заслужить похвалу и одобрение

со стороны матери и других взрослых,
установить и сохранить добрые отношения
с людьми является для ребенка одним из
наиболее значимых мотивов межличностного
поведения.

В
старшем дошкольном возрасте мотивом
межличностного общения становится
стремление
к признанию и одобрению со стороны
окружающих людей.

Из данного качества вырастают потребность
в достижении успехов, целе­устремленность,
чувство уверенности в себе, самостоятельность
и многие другие.

Мотив
самоутверждения.

Другим не менее важным мотивом выступает
стремление к самоутверждению. У
дошкольников развивается потребность
в хорошем к себе отношении со сторо­ны
окружающих людей, желание быть понятым
и принятым ими.

В
сюжетно-ролевых играх детей мотив
самоутверждения
реализуется в том, что ребенок стремится
взять на себя главную роль, руководить
другими, не боится вступить в соревнование
и во что бы то ни стало стремится в нем
одержать победу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник