Факторы психического развития ребенка презентация

Факторы психического развития ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

Факторы психического развития и технология

Слайд 2

В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить: — биогенные технологии; — социогенные ; — психогенные, результат развития в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования; — идеалистические.

Слайд 5

В принципе не существует таких монотехнологий , которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна.

Слайд 6

Человек – это совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система, уровень самоуправления является одним из главных характеристик личностного развития.

Слайд 7

Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют три качества — психогенные факторы развития : потребности направленность Я-концепция

Слайд 9

Потребности — это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду, в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека . Потребности можно разделить на: материальные (в пище, одежде, жилье); духовные (в познании, эстетическом наслаждении); физиологические; социальные (в общении, труде, общественной деятельности). Согласно классификации Т.Каверина , иерархия потребностей может быть выстроена следующим образом. Потребность в безопасности. Потребность в эмоциональном общении. Ориентировочная (исследовательская) потребность. Потребность в последовательной двигательной активности.

Слайд 10

Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. Интересы. Убеждения, взгляды. Социальные установки. Ценностные ориентации. Мировоззрение.

Слайд 11

Я-концепция — относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Исследованием Я-концепции и ее влиянием на поведение человека занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс , Дж.Мид , Э.Эриксон , Р.Бернс и многие другие.

Слайд 12

Программы, направленные на выявление Я-концепции Программа Е.Рылеевой «Как помочь дошкольнику найти свое Я» Программа включает в себя десять занятий: Мое имя. Моя внешность. Моя семья. Мое генеалогическое древо. Мои органы чувств. Мои чувства и настроения. Мое тело. Я живой. Я человек. Я самый-самый. Лестница социальной зрелости

Слайд 13

Программа С.А. Козловой «Я — человек». Приобщение ребенка к социальному миру. Цель программы дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. Важной особенностью программы является то, что он направлена на формирование у ребенка мировоззрения — своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его детских чувств. Стержнем программы являются знания о человеке. Программа «Я — человек» включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе»; «Кто такие взрослые люди»; «Человек-творец»; «Земля наш общий дом».

Слайд 14

Программа О.В.Хухлаевой , О.Е.Хухлаева , И.М.Первушиной «Тропинка к своему Я» Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей. Цель программы: сохранение и формирование психологического здоровья детей, психологическая поддержка. Авторы программы выделяют ее следующие основные направления : Аксиологическое . Инструментальное. Потребностно-мотивационное . Развивающее. Занятия могут проводиться воспитателем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей : для детей 3-4 лет – 15 минут, для старших дошкольников – 30 минут.

Источник

Вопрос 2. Причины нарушения психического развития

Джон Локк (1632 -1704 ) считал, что ребенок рождается, лишенный психического, он представляет собой Tabula rasa (чистую доску), на которой среда и общество должны сконструировать психику. Взгляды Локка отдавали предпочтение среде, как источнику психического, и отрицали роль врожденных, биологических факторов для психического развития человека. Это означало, что обучение играет главную роль в приобретении знаний о среде, возможности мыслить и созерцать.

Факторы психического развития ребенка презентация

Швейцарский философ
Жан Жак Руссо
(1712 -1778), склонялся к “природной”
точки зрения на психическое развитие.
Он считал, что природа – идеальный
творец, и дети с рождения наделены
“хорошей” природой и, главное,
довериться ей, ее плану, не мешать ее
развитию и тогда из этих детей
вырастут достойные члены общества. “Назад к природе”- этот призыв
выражал воззрения Руссо на истоки
человеческого развития, что означало
незначительную роль обучения и
воспитания в жизни человека.

Факторы психического развития ребенка презентация

Психики животного развивается под воздействием:
видового опыта – передается генетически
индивидуального опыта – приобретается на основе научения.
Психики человека развивается под воздействием:
видового опыта – передается генетически
индивидуального опыта – приобретается на основе научения.
социального опыт — воплощён в продуктах материального и духовного производства, усваивается ребёнком на протяжении всего детства (играет ведущую роль).

Читайте также:  Методики диагностики эмоционального развития ребенка

Социальный опыт — процесс формирования личности, приобретение отдельных знаний и умений, развитие задатков и способностей.
Усвоение общественного опыта идет в активной форме — в процессе совместной деятельности.
Виктор Штерн предложил теорию конвергенции (взаимодополнения) двух факторов
Психическое развитие = биологическая природа Х социальная среда
Человек — биосоциальное существо (продукт истории и одновременно часть природы) и на его развитие влияют два основных фактора – биологический (природный) и социальный (социальная среда).

наследственные качества, заложенные в генетической программе каждого человека,
соматические и психические заболевания, дефекты, возникшие при жизни, в период внутриутробного развития и обусловленные не наследственностью, а инфекциями, травмами, болезнью матери, воздействием на плод алкоголя, наркотических веществ или других интоксикаций.

С оциальная среда — система отношений с окружающими нас людьми (посредствам общения и деятельности).
Только в общении с людьми ребёнок осваивает опыт:
обращения с предметами быта и труда,
овладевает речью,
нравственными нормами и правилами человеческого поведения.
Социальное развитие осуществляется под влиянием:
непосредственного окружения (родители, родственники, сверстники),
опосредованного воздействия средств массовой информации, социальных, экономических, политических условий жизни.

Факторы развития сознания :
Коллективный труд («промежуточные» стадии)
Развитие языка и речи («слово» имеет общественное значение и индивидуальный смысл)
Развитие письма и числа

В процессе общения, сотрудничества, совместной деятельности с другими людьми Человек приобрел высшие психические функции (ВПФ — специфические человеческие свойства):
произвольная память
произвольное внимание
логическое мышление
речь
творческое воображение
Выготский Л.С. : «Под действием «речевых знаков» и социальных условий жизни психика «очеловечивается», и биологическая особь с её инстинктами, влечениями, ощущениями превращается в разумное, волевое существо».
…. «Только в процессе активной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми ребёнок будет испытывать её влияние, и лишь тогда в этой деятельности смогут проявиться его наследственные особенности».

Психический рост количественные изменения психического процесса (свойства).
Психическое развитие – существенные качественные изменения психических процессов (появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур).

Деятельность всегда: предметна, осознанна, носит общественный характер.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, учебная, коммуникативная (общение),
художественная (рисование, лепка), спортивная деятельность,
обслуживающий труд и др.
Выполняя конкретную деятельность, человек постепенно становится её субъектом — научается управлять, контролировать и оценивать ход и результаты своих действий.
Быть субъектом деятельности – значит освоить ее смысл, цель, задачи и способы преобразования окружающего мира и самого себя.

Таким образом, акцент на «соревновательности» биологического и социального факторов развития современная наука не делает!
Изучается вклад социального и биологического факторов в процесс психофизического развития человека на каждом этапе онтогенеза.

1. Нормальная работа головного мозга и коры (при наличии патологических состояний, возникших вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации).
2. Нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов.
3. Сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром.
4. Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и общеобразовательной школе.

ФАКТОРЫ
эндогенные экзогенные
(генетические) (средовые )
Патогенные факторы — воздействия, влияющие на возникновение различных отклонений в психофизиологическом и личностно-социальном развитии человека

различные наследственные заболевания (например, аплазия – недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте;
заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом (трисомия – увеличение хромосом в одной паре)
Ярким примером хромосомной аберрации является трисомия 21-й хромосомы, которая вызывает синдром Дауна.

раскосые глаза,
короткий нос с плоской широкой переносицей,
маленькие деформированные уши,
выступающая вперед челюсть,
увеличенный язык,
короткие пальцы,
«сандалевидная» щель на стопах,
поперечная ладонная кожная складка,
деформация черепа.

Факторы психического развития ребенка презентация

У новорожденных часто отмечается мышечная гипотония, переразгибание конечностей в суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость, нарушение глотания, сознания.
Нередко отмечаются ожирение, расстройство кожной трофики, врожденные пороки сердца, стенозы пищевого канала, диафрагмальные грыжи.
У всех больных отмечается олигофрения. Выявляются нарушение координации и вегетативно-трофические расстройства.
Прогноз для жизни чаще благоприятный (описаны случаи, когда больные доживали до 60 – 70 лет).
Для выздоровления – неблагоприятный.

Читайте также:  Игрушки для развития ребенка от шести месяцев

доминантные
D — определяют, какое именно качество будет передано новому организму, например, цвет волос, глаз и т.д.)
рецессивные
d — могут повлиять на возникновение того или иного качества только при соединении в паре с другим рецессивным геном, определяющим то же качество.

пренатальный (внутриутробный)
натальный (родовой)
постнатальный (после рождения)

хронические заболевания родителей, особенно матери;
инфекционные болезни, интоксикация (отравление) матери;
недостаток питания матери во время беременности (недостаток белков, микроэлементов, витаминов);
резус-конфликт;
травмы;
влияние лучевой энергии и т. п.

родовые травмы;
инфицирование плода;
асфиксия – удушье плода

инфекционные и других заболевания;
различные травмы (черепно-мозговые;
травмы анализаторов, конечностей и т. п.);
интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т. п.);

наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка с взрослыми (мать, семья)
Это позволяет к биологическому фактору добавить возможности обучения и воспитания социальной среды.
Пребывание ребенка в семье «социального риска» лишает его социальной детерминанты развития.

Таким образом, психическое развитие – итог взаимодействия биологического (наследственные качества) и социального факторов (общение и деятельность).
Воздействия, влияющие на возникновение различных отклонений в психофизиологическом и личностно-социальном развитии человека — патогенные факторы делятся на :
эндогенные, экзогенные,
пренатальные, натальные, постнатальные,

Источник

Пренатальные (до начала родовой деятельности)
Натальные (в период родовой деятельности)
Постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период до 3-х лет)

Хромосомно-генетические отклонения
Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, токсоплазмоз)
Венерические заболевания (гонорея, сифилис)
Эндокринные заболевания матери, в частности диабет
Несовместимость по резус-фактору
Алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью
Биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей и на самих детей в ранние периоды постнатального развития

Серьезные отклонения в соматическом здоровье матери (недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общая соматическая ослабленность )
Гипоксические (кислородная недостаточность)
Токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине
Патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга
Мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте
Внутричерепные новообразования
Хронические заболевания (астма, заболевания крови, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте

Социальные влияния в пренатальном и натальном периодах развития ребенка
С. Гроф (американский исследователь), выявил, что в период внутриутробного развития у ребенка закладываются базовые перинатальные матрицы эмоционального опыта, которые становятся основой нормального или патогенного психического развития ребенка.
Патогенными являются длительные отрицательные переживания матери, сильные кратковременные стрессы.
Огромное значение придается психологическому состоянию матери во время родов.

Отсутствие условий для развертывания эмоционального общения ребенка со взрослыми (нахождение ребенка в доме ребенка)
Пребывание ребенка в семье социального риска повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей
Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Возможно и их сочетание

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. (нарушение формирования речи у глухих)
Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сензитивном периоде развития. (нарушения произвольной моторики в дошкольном возрасте может проявится в двигательной расторможенности)
Важнейший фактор возникновения вторичного недоразвития – социальная депривация. (дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков)

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка курск

Игнорирование – часто встречается при нарушении интеллекта, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.
Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.
Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха.
Если нарушение локализуется на периферии (ребенок является слабовидящим, слабослышащим, страдает параличом).
Если нарушение анализаторов локализуется на уровне коры головного мозга, например в области затылочных отделов коры, наблюдается недостаточность зрительного опознания букв

Поражение лево-височных отделов коры головного мозга ведет к нарушению смысловой стороны речи: фонематического анализа и синтеза; нарушениям чтения и письма. При раннем поражении этих отделов у ребенка отмечается недоразвитие речи различного уровня. При более поздних поражениях нарушается уже сформированная речь

Поражение право-височных отделов коры головного мозга вызывает нарушения интонационной структуры речи, недостаточности в восприятии ритма, тональности, эмоциональной окраски

Поражение затылочных отделов приводит к недостаточности зрительного восприятия. При нормальной остроте зрения у ребенка нарушается процесс анализа и синтеза зрительных образов.

Поражение передне-теменных отделов приводит к нарушениям произвольных движений ребенка, замедлению формирования двигательных стереотипов и навыков

Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.
Типичные общие нарушения
Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня бодрствования, постоянному либо фазовому снижению работоспособности, могут вызывать нарушения простых влечений (усиление либо ослабление полового, пищевого рефлексов). На этом же (подкорковом) уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций – беспричинные вспышки ярости, чувства общей тоски, тревоги и т.д.

При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля.
Поражение любых отделов головного мозга приводит к нарушению произвольности целенаправленной деятельности (в особенности интеллектуальной). Ребенок испытывает трудности с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость произвольного внимания, теряется функция контроля и критического отношения к результатам деятельности.
Выявление четкого места поражения возможно при использовании нейропсихологического обследования, И.Ф. Марковская (в детском варианте)

Отставание в развитии никогда не имеет равномерного характера.
При общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей устойчивостью, затем функции, связанные с поврежденной.
Необходимо анализировать сохраненные функции, поврежденные и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

Время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность)
Этиология
Распространенность болезненного процесса (частные и общие нарушения развития)
Степень нарушения межфункциональных связей

Г.Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза
Задержанное развитие
Поврежденное развитие
Искаженное развитие

Л. Каннер ( Kanner L., 1955)
Недоразвитие
Искаженное развитие

Я. Лутц ( Lutz J., 1968) выделяет пять типов нарушений психического развития
Необратимое недоразвитие связывается с моделью олигофрении;
Дисгармоничное развитие – с психопатией;
Регрессирующее развитие – с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией;
Альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое при самой различной соматической и психической патологии;
Развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

По мнению Г.К. Ушакова (1973) и В.В. Ковалева (1979), основными типами психического дизонтогенеза являются два:
Ретардация – замедление или стойкое психическое недоразвитие (как общее, так и парциальное);
Асинхрония – неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерациии.

Аномалия
Чем вызвана
1. Недоразвитие
Отставание в развитии
2. Задержанное развитие
Отставание в развитии
3. Поврежденное развитие
Поломка в развитии
4. Дефицитарное развитие
Поломка в развитии
5. Искаженное развитие
Асинхрония развития
6. Дисгармоническое развитие
Асинхрония развития

Источник