Факторы определяют продвижение в развитии здорового ребенка и ребенка с ограниченными возможностям

Министерство 
образования и науки Российской
Федерации

Федеральное государственное 
бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального 
образования

«САРАТОВСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Контрольная работа
по курсу:

Специальная педагогика

Выполнила:

студентка 2 курса 
заочного отделения

факультета 
ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (специальность: Спец.(дефект.)обр.(Лог)
Бакалавриат на базе ВПО) СГУ

группа № 274)

Проверил:

Балаково 2012 г.

Задания 1.

Задание
1. Каковы закономерности формирования
и развития понятийного аппарата специальной
педагогики?

Совокупность знаний специальной 
педагогики формировалась и накапливалась 
в длительном процессе развития практики
обучения и воспитания детей, имеющих
различные физические или психические
недостатки. Первоначально, при отсутствии
собственной педагогической терминологии,
использовалась общепринятая медицинская,
обозначающая патологические анатомо-физиологические
отличия лиц с отклонениями в развитии
от остальных людей.. Постепенно накопленные
знания закреплялись в специфических
языковых формах отражения — научных понятиях,
заимствованных в медицине.

Множество понятий специальной 
педагогики как системы научных 
знаний, организуя имеющееся знание,
представляет собой подвижную, развивающуюся
систему. Педагогическая действительность
каждого исторического периода, каждой
эпохи прибавляла свои понятия, под влиянием
развития других наук, заменяла устаревшие
новыми, формируя основу теории специальной
педагогики

В настоящее время педагогическая
терминология в области специального
образования переживает период,
когда имеет место беспорядочное использование
терминов из смежных областей знания,
а также терминов, которые уже не отражают
во всей полноте сущности обозначаемых
предметов и явлений.

Задание
2. Что такое параллельная терминология?
Приведите примеры.

Параллельная 
терминология – это описание одного
и того же явления терминами, относящимися
к разным научным сферам. Например,
одного и того же ребенка три специалиста из разных предметных
областей могут охарактеризовать по-разному,
и эта характеристика будет удовлетворительна
только в рамках своей области.

Задание
3. Перечислите категории лиц
с ограниченными возможностями здоровья

Различают следующие категории лиц
с ограниченными возможностями :

· глухие;

· слабослышащие;

· позднооглохшие;

· незрячие;

· слабовидящие;

· лица с нарушениями функций 
опорно-двигательного аппарата;

· лица с нарушениями эмоционально-волевой 
сферы;

· лица с нарушением интеллекта;

· дети с задержкой психического
развития (труднообучаемые);

· лица с тяжелыми нарушениями речи;

· лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная
классификация, в основе которой 
лежит группировка указанных 
выше категорий нарушений в соответствии
с локализацией нарушения в той или иной
системе организма:

· телесные (соматические) нарушения
(опорно-двигательный аппарат, хронические 
заболевания);

· сенсорные нарушения (слух, зрение);

· нарушения деятельности мозга (умственная
отсталость, нарушения движений, психические
и речевые нарушения).

В сфере социальной защиты, социально-трудового 
права значимой является классификация 
по причинам возникновения нарушения,
недостатка. Это связано с особенностями 
предоставления материальной и иной
социальной помощи, компенсационных
выплат, льгот и др.:

· врожденное нарушение развития;

· несчастный случай, стихийное бедствие;

· производственная травма;

· профессиональное заболевание, приведшее 
к возникновению ограничения 
возможностей;

· дорожно-транспортное происшествие;

· участие в боевых действиях;

· экологические преступления;

· болезнь;

· прочие причины.

Задание
4. Какие факторы определяют продвижение
в развитии здорового ребенка и ребенка
с ограниченными возможностям здоровья?

Л.С. Выготский
(1932) выдвинул тезис об общности закономерностей
психического развития нормально развивающегося
и аномального ребенка. Впоследствии это
подтвердилось в исследованиях целого
ряда авторов. В работах Л.В. Занкова (1935),
И.М. Соловьева (1957), Ж.И. Шиф (1965), Т.А. Власовой
(1972, 1973), Т.В. Розановой (1978), В.И. Лубовского
(1978) и др. было показано, что основные закономерности
психического развития являются общими
для нормально развивающихся и аномальных
детей. Также как и в норме, в патологии
психическое развитие носит поступательный,
поэтапный характер. Каждый этап завершается
формированием определенных психических
новообразований, которые становятся
основанием психического развития на
последующих этапах. Развитие как нормального,
так и аномального ребенка определяется
взаимосвязью социальных и биологических
факторов. Ведущими факторами, определяющими
существенные продвижения в развитии
как нормального, так и аномального ребенка,
являются обучение и воспитание. Развитие
нормального и аномального ребенка происходит
в общении со взрослым и под руководством
взрослого на основе усвоения общественного
опыта в процессе совместной деятельности.

Задание
5. Какие этапы проходит в своем
развитии ребенок с ограниченными возможностями
здоровья?

Аномальный 
ребенок в своем развитии проходит те же возрастные
этапы, что и нормально развивающийся:
младенческий, ранний, дошкольный, младший
школьный, подростковый и юношеский возраст.
Развитие отдельных психических функций
также как в норме, так и в патологии, проходит
одни и те же этапы. К примеру, становление
мышления, как в норме, так и при умственной
отсталости, проходит поэтапно от наглядно-действенного
к словесно-логическому. Отличие заключается
в сроках формирования и качественном
своеобразии психических функций. Психическое
развитие умственно отсталых детей характеризуется
значительным замедлением по сравнению
с нормой.

Задание
6. Что Л.С. Выготский назвал вторичным
дефектом?

Вторичными, исходя
из представления о системном 
строении дефекта Л.С. Выготский, назвал
дефекты, возникающие опосредованно в процессе аномального
социального развития. Таким образом была
показана причинная обусловленность изменения
развития аномального ребенка: наступившее
в том или ином звене нарушение закономерно,
именно в силу действия общих законов
психического развития, влечет за собой
изменение развития аномального ребенка,
что проявляется в отклонениях, различных
по своему характеру, силе и значимости
у каждой категории аномальных детей.

Задание
7. В чем проявляется изменение
способов коммуникации детей с ограниченными
возможностями здоровья?

Изменение способов
коммуникации аномальных детей проявляется,
прежде всего, в том, что у всех
них нарушено речевое общение, а 
у многих коммуникация осуществляется
при активизации невербальных (мимических,
жестовых) средств. Наиболее общим в характеристике
речевого общения аномальных детей, по
мнению В.И. Лубовского (1978) является изменение
у них способности к приему и переработке
информации. Больше страдает усвоение
той информации, которая адресована к
пораженному анализатору. При всех видах
аномалий развития объем информации, которая
может быть принята в единицу времени,
снижен в той или иной мере, по сравнению
с нормой. Для приема равного объема информации
требуется большее время, кроме того снижена
точность принимаемой информации, а переработка
информации замедлена. Уменьшение скорости
и объема принимаемой информации обнаруживается
при восприятии раздражителей, действующих
и на сохранный анализатор.

Задания 2.

Задание 1. Раскройте
эволюцию взглядов общества на социальную
реабилитацию людей с ограниченными возможностями
здоровья

Концепция социальной реабилитации человека
с ограниченными возможностями,
распространенная до середины XX в. как 
за рубежом, так и в нашей стране,
сформировалась в конце XIX начале XX
века под влиянием философии ценности
(В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В ее основе
лежала идея о социальной полезности человека.
Согласно этой концепции школа обязана
воспитать активного и социально полезного
члена общества. Ребенок с ограниченными
возможностями не исключался из этого
правила, ему надлежало также вырасти
полезным членом общества, чтобы своим
трудом обеспечивать собственное существование.
В этом контексте ценность специального
образования виделась только как приобщение
к общественно полезному производительному
труду через коррекцию и компенсацию дефекта
с тем, чтобы инвалид не был для общества
обузой.

После Первой мировой войны за рубежом 
становятся популярными взгляды 
о бесполезности поддержки лиц 
с ограниченными возможностями 
отклонениями в физическом и психическом
развитии, о необходимости достижения
биологической «чистоты» расы путем стерилизации
лиц, являющихся носителями опасных или
нежелательных для общества дефектов
умственного, физического и психического
развития. Были приняты законы о принудительной
стерилизации в ряде стран: США, Канаде,
Дании, Швейцарии, позднее – в Германии.

Особый вклад в практическую
реализацию этих идей сделали те страны,
в которых к власти пришел фашизм.
Национал-социалисты обеспечили идеологическое
обоснование необходимости физического
уничтожения «социально бесполезных»,
«неполноценных» людей.    

 В советской специальной 
педагогике (дефектологии) концепция 
социальной реабилитации лиц 
с ограниченными возможностями 
как воспитание полезных членов 
общества удачно соединялось
с концептуальными основаниями советской
педагогики о воспитании социально полезных
и активных строителей социализма и коммунизма.
Эта концепция в нашей стране, к счастью,
не выродилась в то чудовищное попрание
прав человека, которое имело место в странах,
где к власти пришел фашизм. Однако приоритет
интересов общества над интересами личности,
многие десятилетия существовавший в
нашей стране, фактически узаконивал статус
социальной «малоценности», «граждан
второго сорта» применительно к людям
с ограниченными возможностями.   

 
Смысловым центром нового взгляда 
на социальную реабилитацию человека 
с ограниченными возможностями 
стала идея достижения его 
максимальной самостоятельности 
и независимости в условиях 
приоритета интересов личности 
над интересами общества через гарантированное
соблюдение прав и свобод каждого.  
Главное – это ликвидация социально-экономического
и нравственно-этического притеснения,
маргинализации человека с ограниченными
возможности со стороны здорового большинства
общества, его социальных институтов,
его общественного сознания. Понятно,
что для достижения статуса общества действительно
равных возможностей обществу приходится
затрачивать больше ресурсов на лиц с
ограниченными возможностями жизнедеятельности
и здоровья с тем, чтобы возможности обычных
людей и имеющих отклонения в развитии,
действительно стали равными.

Задание 2. Раскройте
сущность современных взглядов на социальную
реабилитацию человека с ограниченными
возможностями здоровья.

Современная концепция реабилитации
человека с ограниченными возможностями
справедливо предполагает, что «должен
меняться не только человек с ограниченными
возможностями, но и общество которое
должно изъять негативные установки, ступени
и узкие двери, а также рутинные правила,
помочь людям бороться с недугами, а не
со специалистами, и предоставить для
всех людей равные возможности полноценного
участия во всех сферах жизни и видах социальной
активности. При этом люди с ограниченными
возможностями должны быть интегрированы
в общественных условиях, а не приспособлены
к правилам мира здоровых людей».

Современный процесс социокультурного
включения и адаптирования лиц 
с ограниченными возможностями 
принимает в качестве основополагающей
идею независимого образа жизни. Она 
позволяет выявить социокультурное 
содержание жизнедеятельности различных
категорий лиц с отклонениями в развитии
и определить систему педагогических
и социокультурных мер, направленных на
преодоление существующих проблем социальной
и культурной интеграции лиц с ограниченными
возможностями. Специальная педагогика,
определяя конечные и ближайшие цели и
задачи специального образования, его
содержание, организацию, методы и приемы
коррекционно-педагогической помощи,
также учитывает социокультурно значимую
идею независимого образа жизни. Она изучает
качественное своеобразие проблем социокультурного
включения применительно к каждой категории
детей с особыми образовательными потребностями
и на этой основе формирует базовые навыки
всех составляющих образа жизни с учетом
специфики затруднений каждой категории
обучающихся. Специальная педагогика
формирует необходимые базовые навыки
в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания,
социализации, коммуникации и рекреации.
Их развитие будет продолжено в условиях
взрослой жизни; на их основе будет формироваться
независимый образ жизни.

Задание 3. Раскройте
экономические перспективы развития системы
специального образования.

История экономического развития системы 
специального образования в России
и за рубежом показывает, что эта 
сфера образования более ресурсоемка,
чем система образования общего назначения,
а ее экономический эффект всегда ниже,
чем в обычной системе. В связи с этим необходима
научно обоснованная сбалансировать организации
финансирования системы специального
образования, чтобы, с одной стороны, отпускаемые
средства использовались рационально,
без потерь, и, с другой стороны, имели
такой размер, который позволял бы удовлетворять
особые образовательные потребности лиц
с ограниченными возможностями в той мере,
которая предусмотрена современными гуманистически
ориентированными международными стандартами,
касающимися условий жизнедеятельности,
образования, всех видов абилитации и
реабилитации человека с ограниченными
возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Так, специалисты подсчитали, что экономически
более выгодным является перенос приоритетов
финансирования на систему ранней помощи
и дошкольное образование детей с проблемами
в развитии. Ранняя и своевременная помощь
позволит многим детям влиться в систему
образования общего назначения. Соответственно
меньшее число детей будет нуждаться в
учреждениях специального образования.
Именно таким образом за рубежом удалось
значительно сократить число учреждений
специального образования, которые являются
более дорогостоящими, чем обычные. Точно
так же зарубежными специалистами подсчитано,
что экономически выгоднее обеспечить
лиц с ограниченной трудоспособностью
высококачественным профессиональным
образованием по специальностям, востребованным
на рынке труда, чем платить им в течение
жизни мизерные пенсии, пособия по инвалидности.

Источник

Основные факторы, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями: 1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка; 2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами — пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).

Слайд 17 из презентации «Этиопатогенетическая классификация олигофрении по г сухаревой»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Этиопатогенетическая классификация олигофрении по г сухаревой.pptx» можно
в zip-архиве размером 308 КБ.

Педагогика

краткое содержание других презентаций о педагогике

«Педагогическое мастерство» — Педагогические пути воздействия: Способность к самоанализу, рефлексии. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Образование педагогов и повышение квалификации. Психологические критерии успешности учителя: Умение вызвать интерес, повысить мотивацию. Педагогические критерии успешности учителя: Уровень обученности наших учеников.

«Педагогический процесс» — Логика выделения законов педагогики в системе отношений. 2.2.Развитие субъективных компонентов культуры. Индивидуальные знания. Существуют две различные тенденции развития. Управленческая деятельность педагога. Виды и особенности внимания. Приоритет отдан знаниям. Цикл управленческой деятельности. Все три составляющих образования: воспитание, обучение и развитие взаимосвязаны.

«Педагогический коллектив» — Анкета 2. Информационная готовность педагогического коллектива. Анкета 5. Уровень новаторства учителей в школьном коллективе. Заместитель директора по увр редько и.А. Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива. Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств.

«Педагогическая культура» — Адаптивный Репродуктивный Эвристический Креативный. Критерии оценки уровня сформированности ППК. Профессиональная культура педагога. Уровни сформированности ППК. Модель профессионально-педагогической культуры. Аксиологический компонент технологический компонент личностно-творческий компонент. Функциональные компоненты ППК.

«Педагогический труд» — Задачи и цели с указанием сроков их реализации. Научная организация труда. Важные дела. Задача в педагогической деятельности. Направления НОТ. Научная организация педагогического труда. НОТ на уроке и дома. Цель педагогического труда. Мудрые мысли. Интерпретация. Направления работы. Организационное занятие.

«История педагогики» — Идея. Экскурсию проводит Исаев Александр. Экскурсия по музею. Музейный предмет Музейная культура Музейная коммуникация. Воспитание культуры поведения. Определение. Развитие речи и расширения словарного запаса. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Идет урок истории. Ключевыми понятиями музейной педагогики.

Всего в теме
«Педагогика»

14 презентаций

Источник