Факторы определяющие физическое и психическое развитие ребенка
Физическое развитие ребенка, как показано выше, представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.
Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и подростков (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов.
Физическое развитие детей и подростков изучают биологические науки: возрастная физиология исследует функциональные особенности развивающегося организма, возрастная морфология — формообразовательные процессы и структурные изменения организмов в течение их индивидуального развития. Химические процессы и химический состав организмов детей и подростков являются предметом изучения возрастной биохимии, а закономерности формирования детского организма в процессе пренатального развития — предметом эмбриологии. Материальные механизмы наследственности, закономерности передачи наследственных свойств от родителей потомству, их проявление и изменчивость в процессе онтогенеза изучает генетика. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков являются также предметом исследований антропологии — науки о происхождении человека и его рас и проблемах их современной эволюции.
Важное значение для изучения физического развития детей и подростков имеют медицинские науки (рис. 1).
Психическое развитие детей и подростков изучают психологические науки, педагогика и социология, поэтому мы в дальнейшем будем касаться этих вопросов лишь постольку, поскольку в основе всех без исключения психических процессов человека лежит физиологическая деятельность его мозга.
Физическое и психическое развитие человека тесно связаны, но это не дает основания для вульгарно-материалистического отождествления качественно различных психических и физиологических процессов. «Физиологические механизмы психических явлений,— отмечает советский философ А. Г. Спиркин,— нельзя смешивать и отождествлять с содержанием психики, которое представляет собой отражение действительности в форме субъективных, идеальных, чувственных и понятийных образов».
Физическое и психическое развитие детей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что развитие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым структурным и функциональным нарушениям деятельности его мозга.
Рис. 1. Ребенок как объект познания
О тесной связи между физическим и психическим развитием детей и подростков свидетельствует также тот факт, что после методически правильно спланированных уроков физической культуры и спортивных занятий в значительной степени повышается умственная работоспособность школьников, связанная с улучшением таких психических процессов, как внимание, восприятие и память.
2.4.1. Оценка физического развития и здоровья детей и подростков.Физическое развитие ребенка — сложный процесс морфологических и функциональных перестроек, который, как указано выше, внешне выражается в изменении размеров тела, соотношения отдельных частей тела между собой и уровня активности функций детского организма.
В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометрических определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследования проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.
Принято выделять соматометрические признаки (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и др.), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила рук и др.) и соматоскопические (форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры и половое созревание).
В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы, содержащие антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.
Каждый учитель и воспитатель, ежедневно сталкиваясь со своими маленькими питомцами, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и правильно оценить степень физического развития детей и подростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индивидуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания (табл. 1).
Таблица 1. Распределение учащихся по соотношению
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 10493; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8631 — | 7463 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Признаки
здорового реб: отсутствие в момент
обследов зболев, гармоночность и соотв
возрасту развитие (физ, псих), отсутств
наклон к заболеван.
Физическое
развиие—
совокупность морфологических и
функциональных свойств организма,
которые характеризуют процесс его
роста и созревания, и обусловленный
наследств ф-рами и конкретными услов
внешн среды.
Признаки
ФР:
1.
морфологические(антропометрические)
длина тела, масса, ОГ и головы
Длина
тела- суммарный показатель, характериз
интенсивнгость пластич, стабильн
показатель, призн биологичес зрелости
Масса-
лабильн показаетль, отраж развиие
костно-мыш сис-мы, вн орг
ОГ-
объем гр клетки, развитие гр и спинных
мышц.У детей до 1 г +окр головы
2.
соматоскопия
(описание внешних признаки)-ОДА (позв,
гр Кл, осанка, ст отлож жира, нос, стопы)
3.
функциональные-ЖЕЛ,экскурсия гр Кл,
мыш сила рук (динамометрия), станов
сила, гемодинам показ (АД, ЧСС, МОК), физ
работоспос.
4.
Биологические – ст полов созрев, время
смены прикуса, скорость проц роста,
пропорции и индексы
Факторы,
вл на ФР:
1.
генетические – прогнозирование рост
м: (рост отца+рост матери+13)/2, д: (рост
отца+рост матери-13)/2. ошибка +-10см
2.
эндоген: а)материнские –низкий соц
экон статус (способн к деторожд, рост,
вес, Ур жизни),токсикоз, хр заболев,
недост питание, курение, алкоголь,
наркот, лек препарат, прожив в высоког
местн)
б)сам
плод (многодетн беремен, врожд пороки
разв, хром наруш, хр внутр инф)
в)плацентарные
– недост плаценты, близнецы, сосуд
аностом, един пуп арт, отделение плац,
аном прикреплен плац, опухоли
3.
экзогенные: птание, УФ, движение, лек
препараты, хрон растр.
В
6 месяцев ребенок весит около 8200 г.
За 7-й месяц он прибавляет 600 г, за
8-й– 550 г, за 9-й – 500 г, за 10-й –
450 г, за 11-й– 400 г, за 12– 350 г. и к
году должен весить 10,5 кг.
Для
II полугодия жизни по формулам:
1) масса
тела при рождении + плюс прибавка массы
тела за II полугодие:
(800 х 6)
+ 400 г ч (n – 6), где n – возраст в
месяцах; 400 г – средняя;
2) масса
тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за
каждый последующий месяц прибавляется
по 400 г (до 12 месяцев).
Рост
с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно
на 2 см, ас9 по 12-й– на 1,5–1 см. во II
полугодии вырастает на 10 см.
формула
молочных зубов: n-4
(n-месяцы),
постояных: 4n-20
(n-год)
13.Законы
нарастания веса и роста детей. Определение
возраста. Понятие о календарном и
биологическом возрасте. Роль и значение
генетических факторов, нервной системы
и эндокринных желез в регуляции процессов
роста.
Законы роста
замедление
скорости роста с возрастомнеравномерность
изменений скорости роста (ускорение
сразу после рождения, препубертатное
в 11-12 лет)краниокаудальный
градиент роста – после рождения
дистальные сегменты тела растут быстрее
по сравнению с верхними или проксимальнымичередовние
направлений роста –фазы роста в длину
и толщинуполовая специфичность
темпов роста ( более быстрый рост
скелета у мальчиков, но после 2-3 у
девочек)ассиметрия роста
–опрежение роствого сдвига на стороне
доминируюшей руки
Новорожденные- М
3200-3500, длина 52 см(46-54),
Потеря массы- на
3-5-е сутки 5-8 % от веса тела при рождении
Дети 1-го года
длина (6 мес 66 +1,5
см, -2,5 см),масса(6-8200,
-800,+400)
Дети старше 1 года
длина (8 лет -130
см, -8 см, +5 см)масса 2-12 лет (5
лет 19 кг -2,+3)масса 12-16 лет
(возраст умножить на 5 и минус 20)
Биологический
возраст-достигнутый
уровень морфологического и функционального
развития организма. Биологический
возраст оценивается по комплексу
показателей: физическому развитию
(рост, вес и т. д.), срокам окостенения
скелета, степени половой зрелости
Генетические
факторы
прогнозируемый
рост мальчика: рост отца +(рост матери+13
см)/2девочки Рост
матери +(рост отца -13 см)/2
СТГ стимулирует
хондрогенез, а тиреоидные гормоны в
большей степени влияют на остеогенез.
Увеличение
СТГ-гигантизм, пов гормонов щит железы-
гипертиреодизим, дефицит СТГ гипофизарный
нанизм, снижение продукции стг,
ттг,гонадотропинов -карликовость
Средовые
факторы.
Значимый дисбаланс питания, приводящий
к недостаточности незаменимых
аминокислот, витаминов и минеральных
компонентов, умеренная калорийная
недостаточность-к задержке роста.
Источник
Предпосылками или факторами, психического развития ребенка называют те обстоятельства развития, от которых и зависит уровень психического развития малыша. Человек это био-социальное существо, а значит, на его психическое развитие влияют такие факторы, как природный, биологический и социальный, то есть наследственность, условия его жизни, а также воспитание и обучение ребенка. Давайте рассмотрим каждый из них.
Биологический фактор психического развития ребенка это его наследственность, те способности, особенности нервной системы, которые он получает от родителей. Это также и общие для каждого человека физические признаки, строение речедвигательного аппарата, особенности строения головного мозга. Ребенок наследует биологическую потребность в тепле и пище, а также свойства нервной системы, определяющие высшую нервную деятельность и являющиеся фундаментом темперамента. Эти наследуемые особенности еще принято называть задатками, которые будут развиваться по мере взросления ребенка.
Некоторое влияние на развитие психики ребенка будет иметь и природная среда, окружающая малыша. Это вода и воздух, солнце и земное притяжение, а также особенности климата, растительности и электромагнитное поле. Но природа не определяет психическое развитие ребенка, а лишь косвенно влияет на него через социальную среду.
Гораздо сильнее на психическое развитие ребенка влияет социальный фактор. Ведь в раннем возрасте, между ребенком и родителями существует тесная психологическая привязанность, малыш нуждается в любви, уважении и признании. Но при этом ребенок еще не способен ориентироваться в межличностном общении, понимать конфликты между родителями, а значит, не может выразить свое отношение к происходящему. И если родители хотят, чтобы их малыш вырос психологически здоровым человеком, и умел адаптироваться в этом мире, родители просто обязаны строить отношения с ребенком в доброжелательной и радостной атмосфере. Ведь иногда малыш может чувствовать свою вину в конфликтах взрослых, чувствовать, что не оправдывает тех надежд, которые возлагали на него родители, и из-за этого часто может травмироваться его психика.
Социальная среда больше других влияет на психическое развитие ребенка, и важна не менее чем врожденные факторы, потому как формирование у ребенка системы норм и ценностей, а также самооценки ребенка, происходит внутри общества. Во многом этому способствует познавательное развитие детей, включающее в себя несколько этапов, от врожденных двигательных рефлексов, к стадии развития речи и к стадии развития мышления ребенка.
Факторы психического развития ребенка складываются из четырех основных условий, таких как нормальная работа головного мозга ребенка, без чего у ребенка обязательно будут наблюдаться отклонения в развитии. Вторым обязательным условием станет нормальное физическое развитие ребенка, а также полноценное развитие его нервных процессов. Сохранность органов чувств, обеспечивающих связь малыша с окружающим миром, являются третьим важным условием. А четвертым, не менее важным условием психического развития ребенка является его полноценное развитие, последовательность и систематичность его обучения, как в детском саду, школе, так и в семье. Лишь при выполнении всех условий ребенок будет развиваться полноценно в психологическом плане и вырастет здоровым и развитым человеком.
Источник
Факторы, влияющие на физическое развитие
Все факторы, влияющие на рост и развитие ребёнка, условно делятся на эндогенные и экзогенные. К эндогенным факторам относятся: здоровье родителей, течение беременности и родов, питание беременной женщины, наличие врожденных аномалий развития и пр. Главными факторами, регулирующими и определяющими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Отклонения в состоянии здоровья матери во время беременности, самая разнообразная патология беременности и родов могут оказать в дальнейшем неблагоприятное воздействие на физическое развитие ребёнка.
Существенное воздействие на физический статус ребенка после рождения оказывают эндокринные железы. В самом раннем периоде велика роль вилочковой железы, с конца первого года жизни – щитовидной железы, с 3–4 лет – гипофиза. На ранних стадиях полового созревания процесс роста контролируется преимущественно гормоном роста, на заключительных этапах пубертата наиболее активными становятся половые гормоны (андрогены – у юношей, эстрогены – у девушек).
Соматотропный гормон гипофиза (СТГ) стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1, 2 и 3. Наибольший ростовой эффект тироксина определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном возрастах. Действие андрогенов как стимуляторов роста определяет начало препубертатного «ростового скачка» и является кратковременным. Следом за пубертатным ускорением роста андрогены влияют на закрытие эпифизарных зон роста и таким образом способствуют его прекращению. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста, и чувствительность тканей к их действию определяются генотипом. Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста человека, более 100.
Генетические факторы
Большая группа наследственных заболеваний и синдромов является причиной нарушений физического развития у детей. Наследственность определяет темп и возможный предел роста, особенности телосложения при оптимальных условиях жизни и воспитания.
Экзогенные факторы: климатические и географические условия жизни, организация питания и ухода за ребенком, заболевания, двигательная и умственная активность и т.д. могут оказывать большое влияние на интенсивность ФР. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека, что обусловливает важность качественного питания, особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Дефицит некоторых пищевых компонентов – витамина А, цинка, йода – избирательно нарушает процессы роста детей. Недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста. Если умеренные степени пищевого дефицита влияют только на скорость роста и созревания, то большие степени пищевой недостаточности приводят к низкорослости, снижению функций ЦНС и половой сферы. С другой стороны, специалисты ВОЗ отмечают ускорение хода биологических часов при интенсификации питания. Количественно и качественно полноценное питание является необходимым условием гармоничного развития детей и влияет на продолжительность жизни.
Среди других факторов необходимо отметить достаточность сна – именно во сне осуществляются основные метаболические и дифференцировочные процессы, определяющие рост детского скелета. Важнейшим стимулятором роста, необходимым для правильного формирования скелета являются физические нагрузки, особенно подвижные игры, соответствующие возрасту. Эмоциональное состояние ребенка – психическая напряженность, травма, депрессия, тревога могут привести к торможению роста. Хронические заболевания неблагоприятно влияют на рост и развитие ребенка.
Таким образом, физическое развитие ребенка зависит как от генотипа, функций нервной и эндокринной систем, климатогеографических и экологических влияний, питания, так и от сложного комплекса социальных условий.-
Добрый день, уважаемые мамы и папы. Вас приветствует администрация сайта Материнство. Если вы находитесь на этой странице, значит вам интересна статья Развитие ребенка и рост ?можете поделиться с друзьями в соц сетях.
Источник
Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.
Выделяют следующие факторы развития ребенка:
- Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
- Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
- Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
- Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
- Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.
Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.
Биологические факторы развития ребенка
Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.
Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.
Факторы психического развития ребенка
К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.
Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.
Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:
- нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
- полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
- наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
- сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.
Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.
Социальные факторы развития
Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.
По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.
Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.
Источник