Факторы оказывающие воздействие на рост и развитие ребенка и возникновений заболеваний

Факторы оказывающие воздействие на рост и развитие ребенка и возникновений заболеваний thumbnail

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования [4].

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка в целом можно разделить на положительные и отрицательные.

К положительным факторам относятся такие как:

  • 1. Физическое воспитание. Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника.
  • 2. Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития дошкольников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга. Под режимом питания понимают его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.

Для детей дошкольного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения. Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась — в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, — осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека. В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механическую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов [5].

Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Правильно построенный рацион питания должен включать продукты, содержащие все эти вещества в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма. Дошкольник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие.

  • 3. Личная гигиена. Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.
  • 4. Сон. После активного дня дошкольнику нужны хороший отдых и полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность. День — это период активной деятельности организма человека, сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий активных процессов обмена веществ в организме. Ночь — период относительно пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные процессы преобладают над процессами расходования энергии. По современным данным, сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма. Замедляются ритм сердечной деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение, понижаются обмен веществ, функция пищеварения.

Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно — гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска:

  • — нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
  • — недостаточная двигательная активность;
  • — нарушение организации питания;
  • — отсутствие у школьников гигиенических навыков;
  • — неблагоприятный психологический микроклимат в семье;
  • — неблагоприятные экологические факторы;[2]

Более подробно факторы влияющие на здоровье и развитие ребенка можно представить схематически (рис. 1.)

Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка

Рисунок 1. Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что факторами, влияющими на рост и развитие дошкольника может стать практически всё, что попадает в зону их окружения, поэтому для полноценного развития ребенка, задачи родителей и воспитателей является создание определенного пространства, в котором сможет полноценно расти и развиваться ребенок.

Источник

2016-06-05
Wizzard

Здравствуйте, друзья.

Фундамент для формирования умственных способностей ребенка закладывается еще на стадии беременности. Это важнейший этап развития. Именно в это время формируется строительный материал, создающий личность малыша. Развитие мозга ребенка — важный фактор, влияющий на его будущие способности.

Врожденные пороки развития, преждевременные роды и другие условия могут очень сильно сказаться на будущем вашего ребенка. Вы должны хорошо понимать, какие факторы могут оказывать негативный эффект на развитие детей и избегать их, если это возможно.

Развитие мозга ребенка — важный фактор, влияющий на его будущие способности.

Вредные факторы, влияющие на развитие младенца.

Согласно данным самых последних исследований, следующие факторы могут негативно сказаться на внутриутробном развитии мозга ребенка:

Возраст родителей. Становление отцом в возрасте после 40 лет увеличивает риск шизофрении, аутизма и синдромов, вызывающих физиологические нарушения у ребенка. Дети от «поздних отцов», зачастую, имеют слабо развитую память, концентрацию и навыки чтения.

Поздний возраст женщины также повышает шансы ребенка к аутизму. Согласно исследованиям, проводимым в этой области выяснилось, что каждые 5 лет возраста матери, увеличивают вероятность ребенка родиться с аутизмом на 18%. Отцы же подвержены риску только после 30 лет.

45 летние и более старшие мужчины увеличивают шансы детей родиться с синдромом ADD (attention deficit disorder) по сравнению с отцами в возрасте 20-24 года. Поздние дети чаще испытывают проблемы с обучением.

Ранние роды. Дети, рожденные на 37 и 38 неделях, имеют существенно хуже развитый навык чтения по сравнению с детьми, рожденными на 39-41 неделях. Математические навыки таких детей, также, развиты хуже.

Мозг ребенка, рожденного на 36 неделе, на протяжении первых 6 дней на треть меньше мозга малыша, рожденного вовремя.

Неправильное питание. Недостаток кальция, железа, йода и других витаминов приводит к замедленной обучаемости, задержке в развитии речи, проблемам с поведением, к замедленному развитию моторики и пониженному IQ. Ребенку нужен йод для формирования щитовидной железы, которая имеет важное значение для развития мозга. Железо обеспечивает транспорт кислорода в крови младенца, что способствует здоровому росту его тела.

Недостаток фолиевой кислоты. Это приводит к неправильному закрытию нервной трубки младенца. Нервная трубка — особая ткань, с помощью которой происходит развитие спинного мозга ребенка. Неправильное ее закрытие приводит к пороку развития спинного мозга. Источником фолиевой кислоты являются овощи, брокколи, бекон, цитрусовые фрукты.

Недостаток витамина D. Это приводит к слабому росту младенца и астме. Дети, рожденные от матерей с недостатком витамина D, склонны к замедленному развитию речи в школьный период.

Медикаменты. Как правило, беременным женщинам не рекомендуется употреблять лекарства, особенно в первые три месяца. Простой аспирин, например, может вызвать кровотечение в мозгу ребенка, из-за свойства этого лекарства останавливать свертывание крови.

Парацетамол может привести к развитию синдрома дефицита внимания. Различные обезболивающие также могут стать причиной врожденных дефектов.

Употребление популярных успокоительных может в разы увеличить риск аутизма.

Стресс. Многие исследования показывают, что если женщины испытывают частый стресс во время беременности, это существенно повышает риск врожденных дефектов мозга ребенка. Отрицательные эмоции в течение первого месяца беременности ослабляют неврологическое развитие младенца и повышают риск шизофрении. К критическому стрессу может привести смерть близкого человека или сильный эмоциональный шок.

Психическое состояние матери. Ребенок очень чувствителен к переживаниям матери. Депрессивное состояние негативно сказывается на внутриутробном развитии малыша.

Недостаток солнечного света. Австралийский Национальный Институт провел исследование. Оно показало, что дети, матери которых проводили мало времени на солнце в течение первых трех месяцев беременности, имеют повышенный риск к заболеванию склерозом во взрослой жизни. Витамин D, содержащийся в солнечном свете, оказывает важное воздействие на формирование нервной системы ребенка.

Табачный дым и курение. Никотин приводит к сокращению кровеносных сосудов, замедляя циркуляцию крови и транспорт питательных веществ к ребенку. Матери, которые курят во время беременности, увеличивают шансы малыша к психологическим расстройствам, неполноценному развитию и другим отклонениям. Никотин препятствует нормальному образованию нейронных связей, необходимых для здорового формирования мозга ребенка. Исследования, проводимые в Дании, выявили зависимость влияния никотина на рождение детей с косоглазием.

Алкоголь. Этиловый спирт — яд, который отравляет ребенка. Употребление алкоголя во время беременности приводит к пониженному IQ, ослабленному вниманию, памяти, когнитивным навыкам, к импульсивному поведению, замедленному развитию моторики у младенца. Крепкие алкогольные напитки приводят к алкогольному синдрому плода (FAS), из-за которого ребенок может родиться недоразвитым.

Вредные выбросы. Дети, матери которых подвергались вредным выбросам автотранспорта, в первый год жизни имеют повышенный риск к аутизму.

Приступ эпилепсии. Припадки во время беременности снижают уровень IQ будущего ребенка.

Любые виды наркотиков: марихуана, героин, кокаин и т. п.

Пестициды (вещества для борьбы с грызунами, насекомыми и другими вредителями). Согласно исследованиям, обработка сельскохозяйственных продуктов специальными веществами, замедляет развитие умственных навыков ребенка к 7 годам. Беременным женщинам рекомендуется тщательно мыть овощи и фрукты или употреблять в пищу только органически чистые продукты.

Краснуха. Данная болезнь не очень опасна для матери, но оказывает крайне негативное влияние на развитие плода. Увеличивается риск врожденных дефектов, таких как: глухота, немота и слепота. Наиболее опасный период — первый месяц беременности.

Сильный негативный эффект на внутриутробное развитие ребенка оказывают такие болезни матери, как: токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и генитальный герпес.

Любые токсины. Данные вещества отрицательно сказываются на полноценном формировании мозга младенца.

Факторы, оказывающие положительный эффект на развитие ребенка.

Ниже перечислены основные факторы, которые способствуют здоровому развитию мозга ребенка.

Возраст матери. Исследования, проводившиеся в Лондонской Школе Экономики, показали следующее:

Дети, которых родили в период между 30 и 40 годами, имеют более развитые умственные навыки. Эксперты поясняют, что это может быть связано даже не с самим возрастом женщины, а с тем, что такие матери, как правило, уже образованы, имеют  хороший доход, стабильные отношения, придерживаются здорового образа жизни и с умом подходят к беременности. Отмечается, что речь идет именно о первом ребенке.

Любовь и забота о ребенке. Матери, которые с любовью относятся к ребенку во время беременности, склонны иметь более здорового, счастливого и спокойного малыша. Ласковые разговоры с ребенком во время его внутриутробного развития оказывают положительный эффект на его эмоциональной системе и памяти. Также, общение с ребенком формирует его первые языковые навыки.

Рекомендуем вам прочитать другую нашу статью — Как любовь и забота делает ребенка умным.

Оптимальный вес. Слишком большой набор веса во время беременности может привести к формированию слишком большого плода, что негативно сказывается на развитии мозга малыша. Недостаток веса может привести к недоразвитому ребенку со сниженным уровнем IQ. Оптимальным набором считается диапазон 11-15 кг.

Морепродукты, рыба и ОМЕГА-3. Рыбий жир прекрасно сказывается на полноценном формировании ребенка. В течение первых 6 месяцев беременности ребенок, получающий необходимое количество рыбьего жира, более развит, чем ребенок, которому его не достает. Врачи рекомендуют употреблять 2-3 блюда из рыбы в неделю.

Стоит также учитывать, что не вся рыба полезна для здоровья ребенка во время беременности. Подробнее об этом вы можете прочитать в одной из наших статей.

Физическая нагрузка. Доказано, что матери, которые продолжают заниматься физическими упражнениями во время беременности имеют более умных детей. Также, согласно последним исследованиям, 20 минутные занятия три раза в неделю улучшают мозговую активность ребенка.

Бекон и яйца. Эти продукты являются бустерами для развития умственных способностей младенца. Витамин B4 жизненно необходим для полноценного формирования памяти и воспоминаний ребенка.

Если вам понравилась данная статья, поделитесь ею с друзьями! Мы будем рады ответить на ваши комментарии! Подписывайтесь на обновления нашего блога! До скорого!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(5 голосов, в среднем: 4.2 из 5)

Источник