Факторы которые негативно влияют на развитие ребенка
Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей
Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:
1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;
2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);
3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).
4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.
Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.
Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.
Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.
Факторы риска:
1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).
2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно — педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).
3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).
4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.
5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).
6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.
7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.
8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.
9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.
Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)
Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.
Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся. Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.
Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.
Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд
факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.
На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.
К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность — поражающие факторыисточников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.
Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.
Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.
Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:
— употребление алкоголя,
— употребление наркотиков и др. токсичных веществ,
— курение,
— компьютерная и интернет- зависимость.
Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.
Подростковый возраст — особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести «моду» на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.
Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.
В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.
Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.
Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.
Источник
2016-06-05
Wizzard
Здравствуйте, друзья.
Фундамент для формирования умственных способностей ребенка закладывается еще на стадии беременности. Это важнейший этап развития. Именно в это время формируется строительный материал, создающий личность малыша. Развитие мозга ребенка — важный фактор, влияющий на его будущие способности.
Врожденные пороки развития, преждевременные роды и другие условия могут очень сильно сказаться на будущем вашего ребенка. Вы должны хорошо понимать, какие факторы могут оказывать негативный эффект на развитие детей и избегать их, если это возможно.
Развитие мозга ребенка — важный фактор, влияющий на его будущие способности.
Вредные факторы, влияющие на развитие младенца.
Согласно данным самых последних исследований, следующие факторы могут негативно сказаться на внутриутробном развитии мозга ребенка:
Возраст родителей. Становление отцом в возрасте после 40 лет увеличивает риск шизофрении, аутизма и синдромов, вызывающих физиологические нарушения у ребенка. Дети от «поздних отцов», зачастую, имеют слабо развитую память, концентрацию и навыки чтения.
Поздний возраст женщины также повышает шансы ребенка к аутизму. Согласно исследованиям, проводимым в этой области выяснилось, что каждые 5 лет возраста матери, увеличивают вероятность ребенка родиться с аутизмом на 18%. Отцы же подвержены риску только после 30 лет.
45 летние и более старшие мужчины увеличивают шансы детей родиться с синдромом ADD (attention deficit disorder) по сравнению с отцами в возрасте 20-24 года. Поздние дети чаще испытывают проблемы с обучением.
Ранние роды. Дети, рожденные на 37 и 38 неделях, имеют существенно хуже развитый навык чтения по сравнению с детьми, рожденными на 39-41 неделях. Математические навыки таких детей, также, развиты хуже.
Мозг ребенка, рожденного на 36 неделе, на протяжении первых 6 дней на треть меньше мозга малыша, рожденного вовремя.
Неправильное питание. Недостаток кальция, железа, йода и других витаминов приводит к замедленной обучаемости, задержке в развитии речи, проблемам с поведением, к замедленному развитию моторики и пониженному IQ. Ребенку нужен йод для формирования щитовидной железы, которая имеет важное значение для развития мозга. Железо обеспечивает транспорт кислорода в крови младенца, что способствует здоровому росту его тела.
Недостаток фолиевой кислоты. Это приводит к неправильному закрытию нервной трубки младенца. Нервная трубка — особая ткань, с помощью которой происходит развитие спинного мозга ребенка. Неправильное ее закрытие приводит к пороку развития спинного мозга. Источником фолиевой кислоты являются овощи, брокколи, бекон, цитрусовые фрукты.
Недостаток витамина D. Это приводит к слабому росту младенца и астме. Дети, рожденные от матерей с недостатком витамина D, склонны к замедленному развитию речи в школьный период.
Медикаменты. Как правило, беременным женщинам не рекомендуется употреблять лекарства, особенно в первые три месяца. Простой аспирин, например, может вызвать кровотечение в мозгу ребенка, из-за свойства этого лекарства останавливать свертывание крови.
Парацетамол может привести к развитию синдрома дефицита внимания. Различные обезболивающие также могут стать причиной врожденных дефектов.
Употребление популярных успокоительных может в разы увеличить риск аутизма.
Стресс. Многие исследования показывают, что если женщины испытывают частый стресс во время беременности, это существенно повышает риск врожденных дефектов мозга ребенка. Отрицательные эмоции в течение первого месяца беременности ослабляют неврологическое развитие младенца и повышают риск шизофрении. К критическому стрессу может привести смерть близкого человека или сильный эмоциональный шок.
Психическое состояние матери. Ребенок очень чувствителен к переживаниям матери. Депрессивное состояние негативно сказывается на внутриутробном развитии малыша.
Недостаток солнечного света. Австралийский Национальный Институт провел исследование. Оно показало, что дети, матери которых проводили мало времени на солнце в течение первых трех месяцев беременности, имеют повышенный риск к заболеванию склерозом во взрослой жизни. Витамин D, содержащийся в солнечном свете, оказывает важное воздействие на формирование нервной системы ребенка.
Табачный дым и курение. Никотин приводит к сокращению кровеносных сосудов, замедляя циркуляцию крови и транспорт питательных веществ к ребенку. Матери, которые курят во время беременности, увеличивают шансы малыша к психологическим расстройствам, неполноценному развитию и другим отклонениям. Никотин препятствует нормальному образованию нейронных связей, необходимых для здорового формирования мозга ребенка. Исследования, проводимые в Дании, выявили зависимость влияния никотина на рождение детей с косоглазием.
Алкоголь. Этиловый спирт — яд, который отравляет ребенка. Употребление алкоголя во время беременности приводит к пониженному IQ, ослабленному вниманию, памяти, когнитивным навыкам, к импульсивному поведению, замедленному развитию моторики у младенца. Крепкие алкогольные напитки приводят к алкогольному синдрому плода (FAS), из-за которого ребенок может родиться недоразвитым.
Вредные выбросы. Дети, матери которых подвергались вредным выбросам автотранспорта, в первый год жизни имеют повышенный риск к аутизму.
Приступ эпилепсии. Припадки во время беременности снижают уровень IQ будущего ребенка.
Любые виды наркотиков: марихуана, героин, кокаин и т. п.
Пестициды (вещества для борьбы с грызунами, насекомыми и другими вредителями). Согласно исследованиям, обработка сельскохозяйственных продуктов специальными веществами, замедляет развитие умственных навыков ребенка к 7 годам. Беременным женщинам рекомендуется тщательно мыть овощи и фрукты или употреблять в пищу только органически чистые продукты.
Краснуха. Данная болезнь не очень опасна для матери, но оказывает крайне негативное влияние на развитие плода. Увеличивается риск врожденных дефектов, таких как: глухота, немота и слепота. Наиболее опасный период — первый месяц беременности.
Сильный негативный эффект на внутриутробное развитие ребенка оказывают такие болезни матери, как: токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и генитальный герпес.
Любые токсины. Данные вещества отрицательно сказываются на полноценном формировании мозга младенца.
Факторы, оказывающие положительный эффект на развитие ребенка.
Ниже перечислены основные факторы, которые способствуют здоровому развитию мозга ребенка.
Возраст матери. Исследования, проводившиеся в Лондонской Школе Экономики, показали следующее:
Дети, которых родили в период между 30 и 40 годами, имеют более развитые умственные навыки. Эксперты поясняют, что это может быть связано даже не с самим возрастом женщины, а с тем, что такие матери, как правило, уже образованы, имеют хороший доход, стабильные отношения, придерживаются здорового образа жизни и с умом подходят к беременности. Отмечается, что речь идет именно о первом ребенке.
Любовь и забота о ребенке. Матери, которые с любовью относятся к ребенку во время беременности, склонны иметь более здорового, счастливого и спокойного малыша. Ласковые разговоры с ребенком во время его внутриутробного развития оказывают положительный эффект на его эмоциональной системе и памяти. Также, общение с ребенком формирует его первые языковые навыки.
Рекомендуем вам прочитать другую нашу статью — Как любовь и забота делает ребенка умным.
Оптимальный вес. Слишком большой набор веса во время беременности может привести к формированию слишком большого плода, что негативно сказывается на развитии мозга малыша. Недостаток веса может привести к недоразвитому ребенку со сниженным уровнем IQ. Оптимальным набором считается диапазон 11-15 кг.
Морепродукты, рыба и ОМЕГА-3. Рыбий жир прекрасно сказывается на полноценном формировании ребенка. В течение первых 6 месяцев беременности ребенок, получающий необходимое количество рыбьего жира, более развит, чем ребенок, которому его не достает. Врачи рекомендуют употреблять 2-3 блюда из рыбы в неделю.
Стоит также учитывать, что не вся рыба полезна для здоровья ребенка во время беременности. Подробнее об этом вы можете прочитать в одной из наших статей.
Физическая нагрузка. Доказано, что матери, которые продолжают заниматься физическими упражнениями во время беременности имеют более умных детей. Также, согласно последним исследованиям, 20 минутные занятия три раза в неделю улучшают мозговую активность ребенка.
Бекон и яйца. Эти продукты являются бустерами для развития умственных способностей младенца. Витамин B4 жизненно необходим для полноценного формирования памяти и воспоминаний ребенка.
Если вам понравилась данная статья, поделитесь ею с друзьями! Мы будем рады ответить на ваши комментарии! Подписывайтесь на обновления нашего блога! До скорого!
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(5 голосов, в среднем: 4.2 из 5)
Источник