Факторы и закономерности возрастного развития ребенка

Факторы и закономерности возрастного развития ребенка thumbnail

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

Возрастная
психология изучает процесс развития
пси­хических функций и личности на
протяжении всей жизни человека. Особенно
интенсивно человек развивается в на­чале
жизненного пути — с рождения до 17 лет,
пока стремительно взрослеющий ребенок
не окончит школу и не всту­пит во
взрослую жизнь. В соответствующем
разделе возраст­ной психологии
выявляются закономерности и факты
детс­кого развития.

Читайте также:  Особенности развития бытовой деятельности ребенка

Помимо детской
психологии
ипсихологии отрочества
возрастная психология включает также
акмеологию* (пси­хологию развития
зрелой личности) и геронтопсихологию.

* Акме (греч.) —
вершина; в психологии под акме понимается
вершина жизни, период расцвета личности.

Главное, что
отличает возрастную психологию от
других областей психологии, — акцент
на динамике развития. По­этому ее
называют генетической психологией
(от греч. «гене­зис» — происхождение,
становление). Тем не менее возрас­тная
психология тесно связана с другими
областями психо­логии: общей психологией,
психологией личности, соци­альной,
педагогической и дифференциальной
психологией. Как известно, в общей
психологии исследуются психичес­кие
функции — восприятие, мышление, речь,
память, вни­мание, воображение. В
возрастной психологии прослежива­ется
процесс развития каждой психической
функции и из­менение межфункциональных
связей на разных возрастных этапах. В
психологии личности рассматриваются
такие лич­ностные образования, как
мотивация, самооценка и уро­вень
притязаний, ценностные ориентации,
мировоззрение и т.д., а возрастная
психология отвечает на вопросы, когда
эти образования появляются, каковы их
особенности в оп­ределенном возрасте.
Связь возрастной психологии с соци­альной
дает возможность проследить зависимость
развития и поведения ребенка и затем
взрослого человека от специ­фики тех
групп, в которые он входит: от семьи,
группы детского сада, школьного класса,
подростковых компаний и т.д. Каждый
возраст — это свое, особое влияние
окружаю­щих ребенка людей, взрослых
и сверстников. Целенаправ­ленное
воздействие взрослых, воспитывающих и
обучаю­щих ребенка, изучается в рамках
педагогической психоло­гии. Возрастная
и педагогическая психология как бы
смот­рят на процесс взаимодействия
ребенка и взрослого с раз­ных сторон:
возрастная психология с точки зрения
ребенка, педагогическая — с точки зрения
воспитателя, учителя.

Помимо возрастных
закономерностей развития существу­ют
и индивидуальные различия, которыми
занимается диф­ференциальная
психология; дети одного возраста могут
обладать разным уровнем интеллекта и
разными личностны­ми свойствами. В
возрастной психологии изучаются
возраст­ные закономерности, общие
для всех. Но при этом рассмат­риваются
и возможные отклонения в ту или иную
сторону от магистральных линий развития,
в том числе различные линии развития
во взрослых возрастах.

Итак, возрастная
психология — особая область психо­логических
знаний. Рассматривая процесс развития,
она дает характеристику разных возрастных
периодов и, следова­тельно, оперирует
такими понятиями, как «возраст» и
«дет­ство». Возраст, или возрастной
период, — это цикл разви­тия, имеющий
свою структуру и динамику. Подробнее
на этом определении Л.С. Выготского мы
остановимся позже, а сейчас отметим
лишь два момента.

Во-первых,
психологический возраст может не
совпадать с хронологическим, записанным
в свидетельстве о рожде­нии, а затем
в паспорте. Возрастной период со своим
непов­торимым содержанием —
особенностями развития психичес­ких
функций и личности, особенностями
взаимоотношений с окружающими и главной
для него деятельностью — имеет
определенные границы. Но эти хронологические
границы могут сдвигаться, и один человек
вступает в новый возраст­ной период
раньше, а другой — позже. Особенно сильно
«плавают» границы возрастных этапов
зрелости.

Во-вторых, начальные
возрастные периоды образуют дет­ство
— целую эпоху, которая по сути своей
является подго­товкой к взрослой
жизни, самостоятельному труду. Детство
— явление историческое: и его содержание,
и продолжитель­ность изменялись на
протяжении веков. Детство в первобыт­ном
обществе было коротким, в средневековье
длилось доль­ше; детство современного
ребенка еще больше растянулось во
времени и наполнилось сложными видами
деятельнос­ти — дети копируют в своих
играх отношения взрослых, семейные и
профессиональные, осваивают основы
наук. Спе­цифика детства определяется
уровнем социально-экономи­ческого и
культурного развития общества, в котором
жи­вет, воспитывается и обучается
ребенок.

Когда кончается
детство в наше время? Традиционно детская
психология — как первая часть возрастной
— охва­тывает процесс развития ребенка
от рождения до 7 лет. Но современное
детство продолжается и после поступления
в школу, младший школьник остается
ребенком. Более того, некоторые психологи
рассматривают и подростковый воз­раст
как «затявувшееся детство». Какой бы
точки зрения мы ни придерживались,
приходится констатировать: насто­ящая
взрослость ждет ребенка только за
школьным поро­гом, в 15 или 17 лет.

Познакомившись с
предметом возрастной психологии (с тем,
что изучает эта наука), перейдем к
рассмотрению следующего вопроса: как,
какими методами исследуется воз­растное
развитие?

Организация
психологического исследования может
быть различной. Часто используется
метод срезов: в достаточно больших
группах с помощью конкретных методик
изучает­ся определенный аспект
развития, например уровень раз­вития
интеллекта. В результате получают
данные, характер­ные для этой группы
— детей одного возраста, или школь­ников,
обучающихся по одной учебной программе.
Когда делается несколько срезов,
подключаетсясравнительный метод:
данные по каждой группе сравниваются
между со­бой и делаются выводы о том,
какие тенденции развития здесь наблюдаются
и чем они обусловлены. В примере с
изучением интеллекта мы можем выявить
возрастные тен­денции — сравнивая
особенности мышления дошкольни­ков
из группы детского сада (5 лет), младших
школьников из начальной школы (9 лет) и
подростков из средних клас­сов (13
лет). Чтобы получить такой материал, мы
должны были в соответствии со своей
исследовательской задачей подобрать
группы детей, отличающихся по возрасту.
Если же задача иная — определить
зависимость развития интел­лекта от
типа обучения, мы подбираем и сравниваем
дру­гие группы — детей одного возраста,
но обучающихся по разным учебным
программам. В этом случае мы делаем
дру­гой вывод: там, где получены лучшие
данные, обучение более эффективно; дети,
обучающиеся по определенной программе,
быстрее развиваются интеллектуально,
и можно говорить о развивающем эффекте
обучения.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка форум

Конечно, подбирая
группы по какому-то признаку для
проведения срезов, психологи стараются
«уравнивать» дру­гие существенные
различия — следят, чтобы в группах было
одинаковое количество мальчиков и
девочек, чтобы дети были здоровы, без
значительных отклонений в психичес­ком
развитии и т.д. Остальные многочисленные
индивиду­альные различия не принимаются
во внимание. Те данные, которые мы имеем
благодаря методу срезов, являются
сред­ними или среднестатистическими.

Лонгитюдиналъный
(или лонгитюдный) метод часто на­зывается
«продольным исследованием». Здесь
прослеживается развитие одного и того
же ребенка в течение длитель­ного
времени. Такого типа исследование
позволяет выявить более тонкие тенденции
развития, небольшие изменения, происходящие
в интервалах, которые не охватывают
«по­перечные» срезы.

Метод срезов и
лонгитюдинальный метод, а также не­которые
другие дают возможность организовать
психоло­гическое исследование в
целом*.

‘ Организация
исследования предполагает и обработку
получен­ных данных, обычно математическую,
и их интерпретацию.

Поставив перед
собой исследовательскую задачу и
наме­тив основные пути ее решения,
психолог делает еще ряд шагов в построении
своей работы. Он выбирает один из двух
мето­дов получения результатов —
наблюдение или эксперимент. Наблюдение
— незаменимый метод в работе с
малень­кими детьми, хотя может
применяться при изучении раз­вития
детей любого возраста. Наблюдения бывают
сплош­ными, когда психолога интересуют
все особенности по­ведения ребенка,
но чаще выборочными, когда фиксиру­ются
только некоторые из них. Наблюдение —
сложный метод, его использование должно
отвечать ряду требова­ний. Это четко
поставленная цель и разработанная схема
наблюдений (наблюдатель знает, что
именно он может увидеть и как это
фиксировать, а кроме того, умеет быс­тро
описывать наблюдаемые явления);
объективность на­блюдения (описывается
сам факт — действие, фраза или эмоциональная
реакция ребенка, а не его субъективное
истолкование психологом); систематичность
наблюдений (в эпизодических наблюдениях
можно выявить не харак­терные для
ребенка моменты, а случайные, зависящие
от его сиюминутного состояния, от
ситуации); наблюдение за естественным
поведением ребенка (ребенок не должен
знать о том, что за ним наблюдает взрослый,
иначе его поведение изменится). Обычно
наблюдение сочетается с экспериментом.

Эксперимент с
детьми проводится в обстановке, как
можно более приближенной к привычным
для них усло­виям. Вконстатирующем
эксперименте
определяются уро­вень
и особенности развития детей, присущие
им в настоя­щее время. Это касается
как личностного развития и отно­шения
ребенка к окружающим, так и интеллектуального
развития. Выбирая ту или иную методику,
психолог исходит из задачи, стоящей
перед ним, возраста детей (разные
ме­тодики рассчитаны на разный возраст)
и условий проведе­ния эксперимента,
которые он может обеспечить.

Развитие личности
изучается с помощью бесед с деть­ми,
письменных опросов и косвенных методов.
К после­дним относятся так называемые
проективные методы. Они основаны
на принципе проекции — перенесения на
других людей своих собственных
потребностей, отношений, ка­честв.
Ребенок, посмотрев на картинку со смутно
изобра­женными на ней фигурами (детский
вариант тематического апперцептивного
теста), рассказывает о них, исходя из
своего опыта, наделяя их своими заботами
и переживаниями. На­пример, младший
школьник, у которого главная проблема
— успеваемость, часто представляет
себе эти ситуации как учебные; неуспевающий
ученик сочиняет историю о том, как
мальчика-лентяя отец ругает за очередную
двойку, а аккуратная отличница наделяет
того же персонажа прямо противоположными
свойствами и повествует о его выдаю­щихся
успехах. Тот же механизм проявляется в
окончаниях рассказов, которые придумывают
дети (методика заверше­ния рассказа),
в продолжении фраз (методика неокончен­ных
предложений) и т.д.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии в свои 7 лет

Отношения между
детьми, сложившиеся в группе детс­кого
сада или школьном классе, позволяют
определить со­циометрический метод.
Ребенку предоставляется возможность
выбрать трех сверстников, к которым он
лучше всего отно­сится, скажем, отвечая
на вопрос: «С кем ты хочешь сидеть за
одной партой?» Выборы детей, взаимные
и невзаим­ные, раскрывают структуру
отношений в группе; больше всего выборов
получают «звезды» — самые популярные
дети; есть дети предпочитаемые; дети,
которых мало кто выби­рает, для них
особенно важна взаимность симпатий; и
изо­лированные, отвергаемые — их
никто не выбирает, они в наибольшей
степени нуждаются в помощи.

Интеллектуальное
развитие изучается с помощью разно­образных
методик*, но главным образом —
стандартизован­ных тестов. Первый
в истории детской психологии тест
Бине-Симона включал ряд заданий,
представленных в вербаль­ной (словесной)
форме и предназначенных для определен­ного
возраста. На большом количестве детей,
охваченных экспериментом Альфреда
Бине, были установлены нормы умственного
развития. Индивидуальные показатели
умствен­ного развития ребенка
сравниваются со средними показате­лями
его возрастной группы; определяется,
соответствует ли он в интеллектуальном
плане своему возрасту, отстает или
опережает основную массу своих
сверстников. Сейчас при работе с детьми
от 2 до 16 лет используется усовершен­ствованный
вариант этого теста — тест Стэнфорд-Бине.

* С некоторыми
методиками можно ознакомиться в главе
4 разде­ла П.

Тест Векслера для
детей 4—16 лет включает вербальные и
данные в наглядной (образной) форме
задания. При его применении получают
два показателя — вербальный и
не­вербальный, а также суммарный
«общий интеллектуаль­ный показатель».
Вообще, работая с разными тестами,
пси­холог вычисляет IQ— интеллектуальный коэффициент:

Факторы и закономерности возрастного развития ребенка

Если ребенок решает
все задания для своего возраста, его IQравен 100 баллам. Дети, набирающие больше
120 бал­лов, считаются одаренными,
значительно отстающие от своей возрастной
нормы — умственно отсталыми.

Наряду с разного
рода констатирующими эксперимента­ми
в возрастной психологии применяется
формирующий экс­перимент. Благодаря
созданию специальных условий, в нем
прослеживается динамика развития
определенной психичес­кой функции.
Л.С. Выготский наблюдал таким образом
про­цесс становления у ребенка понятий
(экспериментально-ге­нетический
метод). В настоящее время строятся
сложные фор­мирующие эксперименты,
по существу — обучающие, в ходе которых
в течение года или нескольких лет у
дошкольников развивается восприятие
(создание системы развивающих за­даний
и игр), у младших школьников — теоретическое
мыш­ление (разработка экспериментальных
учебных программ).

Следует отметить
этический аспект работы детского
пси­холога. От него может зависеть
судьба ребенка, недостаточ­но развитого
в умственном плане. Если, используя
интел­лектуальные тесты и не разобравшись
в причинах отстава­ния, психолог
рекомендует перевести такого ребенка
из массовой школы во вспомогательную
(для умственно от­сталых детей), он
тем самым лишает его полноценного
будущего. Ребенок может быть интеллектуально
сохранным, но педагогически запущенным
— с ним мало общались дома, недостаточно
занимались, и он не в состоянии
са­мостоятельно решить тестовые
задачи.

Могут остро стоять
этические проблемы и при использо­вании
других методов исследования. Далеко не
все данные о развитии ребенка можно
сообщить его родителям, воспита­телям
и учителям, другим детям. Нельзя
разглашать, напри­мер, данные социометрии
— это приведет к серии конфлик­тов в
группе, испорченным отношениям у части
детей, ухуд­шению положения «отверженных».
Детский психолог несет моральную
ответственность за тех детей, с которыми
он ра­ботает. Он так же, как и медик,
должен прежде всего руко­водствоваться
принципом «не навреди».

Что касается
изучения развития взрослого человека,
то специфических методов в акмеологии
и геронтопсихологии нет. В основном
используется метод срезов, позволяю­щий
установить возрастные изменения в
функционирова­нии памяти, внимания,
мышления и др.: «пики» разви­тия,
упражняемость и специализацию в процессе
профес­сиональной деятельности,
изменения внутри- и межфунк­циональных
связей, угасание. Данные срезов, проводимых
с интервалами в несколько лет, получаются
с помощью конкретных методик, известных
из курса общей психоло­гии. Такие
исследования были начаты Б.Г. Ананьевым
и сей­час продолжаются в созданной
им ленинградской (петер­бургской)
психологической школе, хотя в целом
акмеология и геронтопсихология —
наименее разработанные раз­делы
отечественной возрастной психологии.

Изучение развития
зрелой личности — отдельных черт,
особенностей самосознания, мотивации,
мировоззрения и т.д. — проводится
посредством широко известных «взрос­лых»
вариантов проективных методик, опросников
и дру­гих методов. При этом выявляется
не столько динамика, сколько варианты
развития. Применяется биографический
метод, анализируются дневники, письма,
мемуары. Исполь­зуется также
художественная литература: дается
анализ ха­рактеров персонажей, их
переживаний, поступков (К. Леонгард,
Ф.Е. Василюк и др.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник