Факторы и движущие силы развития личности ребенка

Факторы и движущие силы развития личности ребенка thumbnail

Личность
— это интегративное качество человека,
поэтому продуктивное становление
личности зави­сит от жизнедеятельности
человека. Жизнедеятель­ность
определяется, прежде всего, окружающей
при­родной
средой:
географическими
и климатическими условиями. Становление
личности в горных или рав-нинных районах,
на юге или на севере будет сущест­венно
отличаться, поскольку природная среда
оказы-нает влияние не только на характер
и способности че-иовека, но и на темп и
траекторию психического раз-пития,
определяя сценарий становления личности.
11риродная среда опосредованно определяет
тради-

ционные
для данной местности виды трудовой
дея­тельности и особенности культуры
коренного насе­ления, обусловливая
содержание этнотехнологий.

Существенным
фактором становления личности является
ее биологическая
организация.
Необходима
нормальная наследственность, чтобы
стало возмож­ным психическое развитие.
Мозг как биологическое образование —
предпосылка появления сознания. Нервная
система обладает врожденными
органиче­скими предпосылками для
отражения окружающего мира. Природной
предпосылкой развития способно­стей
является наличие задатков — некоторых
врож­денных анатомо-физиологических
особенностей мозга и нервной системы.
Конечно, они еще не га­рантируют
развития способностей, происходящего
под влиянием условий жизни и деятельности,
обуче­ния и воспитания человека.

Биологические
особенности оказывают влияние на
становление личности. Во-первых, они
обусловли­вают разные пути и способы
развития психических свойств. Сами по
себе свойства нервной системы не
определяют психических свойств. Ни
один нормаль­ный ребенок не является
«природно предрасположен­ным» быть
смелым или трусливым, настойчивым или
безвольным, трудолюбивым или ленивым,
дисципли­нированным или
недисциплинированным. На базе любого
типа нервной системы при правильном
воспи­тании можно выработать все
общественно ценные черты характера.
Например, выдержку и самооблада­ние
нужно и можно воспитать как у представителя
безудержного типа нервной системы (по
И.
П. Павло­
ву),
так и у представителя уравновешенного
типа. Но в первом случае это будет
труднее сделать, да и пути и способы
воспитания будут различными.

Во-вторых,
биологические особенности влияют на
уровень достижений человека в какой-либо
облас­ти. Существуют врожденные
индивидуальные разли­чия в задатках,
в связи с чем одни люди могут иметь
преимущество перед другими в отношении
возмож­ностей овладения определенной
деятельностью и од­новременно уступать
им же в отношении возможно­стей
овладения иной деятельностью. Так,
ребенок с благоприятными природными
задатками развития музыкальных
способностей будет при прочих равных
условиях быстрее развиваться в
музыкальном отно­шении и добьется
гораздо больших достижений, чем ребенок,
не обладающий такими задатками. В этом
смысле люди не равны в отношении
возможностей развития у них способностей.

Благоприятными
условиями для полноценного становления
личности являются хорошее физиче­ское
здоровье и внешние данные. И конечно,
огром­но влияние пола. Тендерные
различия и нормальное психосексуальное
развитие определяют своеобразие
становления личности.

Личность
по своей природе социальна, следова­тельно,
источники развития ее психических
свойств, творческой активности находятся
в окружающей среде, в обществе.

Социальная
среда

широком смысле слова), целе­направленное
обучение и воспитание формируют
психические особенности человека, а
не являются лишь условием для проявления
чего-то изначально данного, генетически
строго обусловленного. Особо подчеркнем
решающую роль, которую играют обуче­ние
и воспитание как сознательный,
целенаправлен­ный процесс взаимодействия
старшего поколения с младшим в целях
формирования определенных ка­честв
личности, отвечающих запросам общества.

Следует
также отметить, что личность — это
актив­ное, деятельное существо, а не
пассивный объект вли­яния среды.
Поэтому условия жизни, внешние воз­

действия
определяют становление личности не
прямо, а через процесс взаимодействия
человека со средой, через его деятельность
в этой среде. И правильнее го­ворить
не о воздействии среды, а о процессе
активного взаимодействия человека с
окружающей средой.

Становление
личности лишь в конечном итоге обусловлено
внешними условиями и воздействиями.
Они всегда опосредуются жизненным
опытом челове­ка, преломляются через
индивидуальные психические особенности.
Человек как активное существо может и
должен сам сознательно изменять свою
личность, т. е. заниматься саморазвитием,
самовоспитанием. Но и тогда этот процесс
мотивируется средой. Так что и здесь
опосредованно сказывается ее влияние.
Таким образом, социально организованная
и стимулирован­ная деятельность
человека является основой, средст­вом
и условием становления личности.

К
социальным факторам становления
личности следует также отнести
социально-экономические условия
жизнедеятельности, систему образования
и семью. Достаточный уровень экономического
разви­тия общества благоприятно
сказывается на полноцен­ном становлении
всех его членов. Вариативное общее
образование является важным условием
дифференци­ации траектории становления
личности. Нормальные семейные отношения
создают благоприятный фон для
бесконфликтного развития личности.

Важное
значение в становлении личности
при­надлежит ей самой, ее активности,
проявляющейся
в стремлении выйти за рамки нормативных
требова­ний и предписаний, в феноменах
надситуативной и надролевой активности,
в реальных вкладах в других людей1.
Вкладывая себя в других, человек вносит
из­менения в собственные личностные
характеристики. Запечатлевая, продолжая
себя в других людях, он удовлетворяет
потребность быть личностью, потреб­ность
в саморазвитии.

Рассматривая
факторы, инициирующие становле­ние
личности, следует также иметь в виду
случайные
обстоятельства, значимые, критические
события.

Становление
личности имеет два взаимосвязан­ных
измерения. Одно, вертикальное, отражает
изме­нение места человека в социуме
(социальный статус, роли, достижения,
неудачи, потери и др.); другое,
го­ризонтальное, представляет собой
временное изме­рение как определенную
последовательность стадий личностного
развития с характерным для каждой
ста­дии ограничением возможных
способов реализации, осуществления
себя.

Рассмотренные
факторы могут иметь разнопо-лярную
детерминацию, инициируя нормативное
и отклоняющееся становление личности
(табл. 10).

На
разных стадиях становления личности
влияние этих факторов неоднозначно. В
дошкольном возрасте и в старости большую
роль играют биологические факто­ры
и природная среда, в школьные годы —
социальные факторы: система образования
и семья, в период взрос­лости —
социально-экономические условия,
собствен­ная активность личности и
случайные обстоятельства. Конечно, в
индивидуальной жизни человека значение
этих факторов также неоднозначно.
Неповторимое со­четание данных
факторов определяет траектории и
сценарии становления личности в
онтогенезе.

Таблица
10

Фактор

Нормативное развитие

Факторы,
детерминирующие становление личности

1

Благоприятные
гео-
графическое местожи-
тельство
и климатиче-
ские
условия

Отклоняющееся
развитие

Природ­ная
среда

Неблагоприятные геогра­фическое
местожительст­во и климатические
усло­вия

1
См.: Хьелл
Л.
Указ.
соч. — С. 479—527.

Фактор

Нормативное
развитие

Отклоняющееся
развитие

1

2

3

Биологи­ческий
фактор

Нормальная
наследст­венность, фиксиро­ванный
пол, хорошее здоровье

Отягощенная
или обога­щенная наследственность,
недостаточная дифферен­циация
пола, задержка психического развития,
акцентуации характера, сексуальные
расстройства

Социаль­ный
фак­тор

Достаточный
уровень экономического бла­госостояния
семьи, стимулирование раз­вития
личности и по­вышения уровня ее
об­разованности, психо­логически
комфорт­ные семейные отноше­ния,
дифференциро­ванное общее и
вариа­тивное профессиональ­ное
образование

Низкий
уровень экономи­ческого благосостояния
семьи, неполная или со­циально
неблагополучная семья,
слабодифференци-рованное обучение
в шко­ле, отсутствие профессио­нального
образования, иг­норирование уровня
про­фессионализма, отсутст­вие
системы аттестации, социально-этническое
не­равенство

Актив­ность
лич­ности

Активная
позиция, сверхнормативная
профессиональная ак­тивность,
непрерыв­ное образование,
само­организация, самооб­разование,
саморазви­тие и самоактуализа­ция

Депрессивная
пассив­ность, социальная инерт­ность,
лень, равнодушие, социальная
дезадаптив-ность

Случай­ные
собы­тия и об­стоятель­ства

Чувствительность
к благоприятному стече­нию
обстоятельств и случайных знаковых
событий

Неблагоприятная
судьба, иррациональные тенден­ции
в развитии, бессозна­тельное влечение
к разру­шению своего Я

Важное
значение в становлении личности имеют
потребности как источники активности.
Общепри­нятой классификации
потребностей нет. Одну из основательных
попыток классификации потребно­стей
предпринял американский психолог А.
Мас­лоу1.
Он выделил пять базовых уровней
потребностей и произвел прикидочную
оценку степени их удовлет­ворения,
ориентируясь на американский образ
жиз­ни. Приведем эти потребности.

  1. Физиологические
    потребности: в пище, отды­хе, движении,
    жилье, сексе, защите от стихийных
    бедствий, сил природы и др. Любая из
    них, по мне­нию А. Маслоу, может стать
    главенствующей. В сред­нем данные
    потребности удовлетворяются на 85 %.

  2. Потребности
    в безопасности: защищенности, защите
    от насилия и угроз, в стабильности.
    Степень удовлетворения — около 70 %.

  3. Потребности
    в общении, привязанности и люб­ви,
    присоединении и принятии. Отчетливо
    проявля­ются лишь при удовлетворении
    потребностей первых двух уровней.
    Удовлетворяются в среднем на 50 %.

  4. Потребности
    в уважении, самоуважении, т. е. в хорошей
    репутации, признании компетентности,
    профессиональном престиже, добром
    имени, доста­точном уровне образования.
    В среднем удовлетворя­ются на 40 %.

  5. Потребности
    в самоактуализации, в реализа­ции
    своего потенциала, в творчестве. Степень
    удов­летворения этих потребностей
    — всего лишь около 10%.

А.
Маслоу утверждал, что если человеку не
удается удовлетворить потребности
более высоких уровней, то он стремится
как можно полнее «отвести душу» на
удовлетворении простейших потребностей.
Удовлет­ворение потребностей,
находящихся внизу иерархии, делает
возможным осознание потребностей,
распо­ложенных на более высоких
уровнях, и их участие в мотивации. Таким
образом, физиологические по­требности
должны быть в достаточной степени
удовлет-норены, прежде чем возникнут
потребности в безопас­ности;
физиологические потребности и потребности
в безопасности и защите должны быть
удовлетворе­ны до некоторой степени,
прежде чем возникнут и будут требовать
удовлетворения потребности в
при­надлежности и любви. По А. Маслоу,
такое иерархи­ческое расположение
основных потребностей явля­ется
главным принципом, лежащим в основе
органи­зации мотивации человека.

А.
Маслоу допускал, что могут быть исключения
из этого иерархического расположения
мотивов. Он признавал, что творческие
личности могут развивать и выражать
свой талант, несмотря на серьезные
труд­ности и социальные проблемы.
Также есть люди, чьи ценности и идеалы
настолько сильны, что они готовы скорее
переносить голод и жажду или даже
умереть, чем отказаться от них.

Можно
допустить, что на разных стадиях
станов­ления личности значение
потребностей как источни­ков активности
меняется. Очевидно, что в младенче­стве
решающее значение имеют физиологические
потребности и потребность в принадлежности
(эмо­ционально-телесном контакте), в
дошкольном воз­расте — потребность
в общении и присоединении, в юности —
потребность в самоуважении, в зрелом
воз­расте — потребность в
самоактуализации. Сказанное не означает,
что другие потребности утрачивают свою
актуальность. Нет, конечно. Но не они
опреде­ляют основной вектор становления
личности.

Среди
существующих теорий психологического
развития можно выделить две, по-разному
трактую­щие источники
становления личности.

Первая
рассматривает становление личности
как вполне самостоятельный процесс,
который имеет собственные внутренние
закономерности, в принци­пе не
зависящие от воспитания и обучения
человека. Признавая ускоряющее влияние
обучения и воспита­ния на развитие
личности, сторонники данной кон­цепции
считают, что изменить внутреннюю
последо­вательность и психологические
особенности стадий этого процесса
нельзя. Характеризуя данную кон­цепцию,
Л. С. Выготский писал, что обучение и
раз­витие мыслятся как два независимых
друг от друга процесса. Развитие ребенка
представляется как про­цесс, подчиненный
природным законам и протекаю­щий по
типу созревания, а обучение понимается
как чисто внешнее использование
возможностей, кото­рые возникают в
процессе развития.

Вторая
концепция, развиваемая научной школой
Л. С. Выготского, исходит из того, что в
основе пси­хического развития лежит
специфический процесс присвоения
индивидом достижений предшествую­щих
поколений, в результате чего происходит
вос­произведение в человеке исторически
сформировав­шихся способностей и
функций. С этой точки зрения весь процесс
становления личности имеет
конкрет­но-исторический характер.
Каждому типу общества присущ вполне
определенный тип развития лично­сти,
стихийно или целенаправленно определяемый
сложившейся в данном обществе системой
воспита­ния и народного образования.
Л. С. Выготский под­черкивал, что
обучение призвано опережать разви­тие,
вести его за собой, только тогда оно
будет эффек­тивным. Развивающее
обучение учитывает не только то, что
доступно личности в процессе
самостоятель­ной деятельности (зона
актуального развития), но и то, что она
может сделать в сотрудничестве с
педаго­гами (зона ближайшего развития).

Завершая
рассмотрение вопроса о факторах
ста­новления личности, следует
подчеркнуть, что реша­ющее значение
имеют социальные условия (обуче­ние
и воспитание); важная роль отводится
собствен­ной активности личности,
самовоспитанию; биоло­гические
факторы выполняют функции предпосы­лок,
возможностей психического развития.

Движущими
силами становления личности
являют­ся
противоречия двоякого рода: между
личностью и внешними условиями
жизнедеятельности и обуслов­ленные
внутриличностными образованиями.
Основ­ным диалектическим противоречием
выступает про­тиворечие между
сложившимися свойствами лично­сти
и объективными требованиями ведущей
деятель­ности. Для каждой стадии
становления личности ха­рактерны
свои специфические противоречия.
Сня­тие их приводит к переходу личности
на следующую стадию становления.
Детерминация становления личности
различными психологическими школами
трактуется по-разному. Социально-психологиче­ские
теории рассматривают развитие как
результат социальной селекции и
социализации. Большое значение придается
случайности. Психодинамиче­ские
теории в качестве детерминант развития
рассмат­ривают инстинктивные
побуждения и эмоционально окрашенный
опыт, приобретенный в раннем детст­ве.
Важную роль играет реальная ситуация,
которую наблюдает личность в детстве
и ранней юности. Представители психологии
развития факторами ста­новления
считают психическое развитие ребенка,
до­школьное и школьное образование.

Исследование
закономерностей становления личности
в отечественной психологии привело к
определению детерминации этого процесса,
объек­тивных и субъективных факторов.
Активным, произ­водящим началом
признаются социальные условия, а
следствием отражения этих условий —
изменения в субъектах.

Положение
о первичности социальной детерми­нации
развития личности не означает полного
игно­рирования биологических
особенностей человека.

В
отечественной психологии признается
влияние биологической сущности человека
на личностное развитие. Особо
подчеркивается ее воздействие на темп
и уровень развития.

В
какой мере биологическое развитие
определяет становление личности? На
этот вопрос отечествен­ные психологи
отвечают по-разному. Одни придают
наследственности в детерминации
психических свойств большее значение,
другие — меньшее. А. В. Брушлинский,
специально проанализировав­ший
проблему предпосылок психического
развития личности, пришел к выводу, что
на ранних стадиях онтогенеза биологическое
выступает в качестве внут­ренних
условий развития. По мере становления
лич­ности усиливается влияние внешних
(социальных) факторов. При этом внешние
причины действуют опосредованно через
внутренние условия1.

Профессиональное
становление специалиста в основном
обусловлено внешними воздействиями.
Однако его нельзя непосредственно
выводить из внешних условий и
обстоятельств, т. к. они всегда преломляются
в жизненном опыте человека, индиви­дуальных
психических особенностях, психическом
складе. В этом смысле внешнее влияние
опосредует­ся внутренними условиями,
к которым и относится своеобразие
психики личности, ее социальный и
профессиональный опыт.

В
процессе становления профессионала,
увеличе­ния масштаба личности субъект
все более выступает фактором своего
развития, изменения, преобразова­ния
объективных обстоятельств в соответствии
со своими личными свойствами. Другими
словами, че­ловек может сам сознательно
изменять свою профес-


См.: Брушлинский
А. В.
О
соотношении биологического и соци­ального
в развитии личности // Теоретические
проблемы пси­хологии личности. — М.,
1974.

сиональную
биографию, заниматься саморазвитием,
самосовершенствованием, но и в данном
случае этот процесс мотивируется
социальным окружением, экономическими
условиями жизнедеятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник