Факторы и движущие силы развития личности ребенка
Личность
— это интегративное качество человека,
поэтому продуктивное становление
личности зависит от жизнедеятельности
человека. Жизнедеятельность
определяется, прежде всего, окружающей
природной
средой: географическими
и климатическими условиями. Становление
личности в горных или рав-нинных районах,
на юге или на севере будет существенно
отличаться, поскольку природная среда
оказы-нает влияние не только на характер
и способности че-иовека, но и на темп и
траекторию психического раз-пития,
определяя сценарий становления личности.
11риродная среда опосредованно определяет
тради-
ционные
для данной местности виды трудовой
деятельности и особенности культуры
коренного населения, обусловливая
содержание этнотехнологий.
Существенным
фактором становления личности является
ее биологическая
организация. Необходима
нормальная наследственность, чтобы
стало возможным психическое развитие.
Мозг как биологическое образование —
предпосылка появления сознания. Нервная
система обладает врожденными
органическими предпосылками для
отражения окружающего мира. Природной
предпосылкой развития способностей
является наличие задатков — некоторых
врожденных анатомо-физиологических
особенностей мозга и нервной системы.
Конечно, они еще не гарантируют
развития способностей, происходящего
под влиянием условий жизни и деятельности,
обучения и воспитания человека.
Биологические
особенности оказывают влияние на
становление личности. Во-первых, они
обусловливают разные пути и способы
развития психических свойств. Сами по
себе свойства нервной системы не
определяют психических свойств. Ни
один нормальный ребенок не является
«природно предрасположенным» быть
смелым или трусливым, настойчивым или
безвольным, трудолюбивым или ленивым,
дисциплинированным или
недисциплинированным. На базе любого
типа нервной системы при правильном
воспитании можно выработать все
общественно ценные черты характера.
Например, выдержку и самообладание
нужно и можно воспитать как у представителя
безудержного типа нервной системы (по
И.
П. Павлову),
так и у представителя уравновешенного
типа. Но в первом случае это будет
труднее сделать, да и пути и способы
воспитания будут различными.
Во-вторых,
биологические особенности влияют на
уровень достижений человека в какой-либо
области. Существуют врожденные
индивидуальные различия в задатках,
в связи с чем одни люди могут иметь
преимущество перед другими в отношении
возможностей овладения определенной
деятельностью и одновременно уступать
им же в отношении возможностей
овладения иной деятельностью. Так,
ребенок с благоприятными природными
задатками развития музыкальных
способностей будет при прочих равных
условиях быстрее развиваться в
музыкальном отношении и добьется
гораздо больших достижений, чем ребенок,
не обладающий такими задатками. В этом
смысле люди не равны в отношении
возможностей развития у них способностей.
Благоприятными
условиями для полноценного становления
личности являются хорошее физическое
здоровье и внешние данные. И конечно,
огромно влияние пола. Тендерные
различия и нормальное психосексуальное
развитие определяют своеобразие
становления личности.
Личность
по своей природе социальна, следовательно,
источники развития ее психических
свойств, творческой активности находятся
в окружающей среде, в обществе.
Социальная
среда (в
широком смысле слова), целенаправленное
обучение и воспитание формируют
психические особенности человека, а
не являются лишь условием для проявления
чего-то изначально данного, генетически
строго обусловленного. Особо подчеркнем
решающую роль, которую играют обучение
и воспитание как сознательный,
целенаправленный процесс взаимодействия
старшего поколения с младшим в целях
формирования определенных качеств
личности, отвечающих запросам общества.
Следует
также отметить, что личность — это
активное, деятельное существо, а не
пассивный объект влияния среды.
Поэтому условия жизни, внешние воз
действия
определяют становление личности не
прямо, а через процесс взаимодействия
человека со средой, через его деятельность
в этой среде. И правильнее говорить
не о воздействии среды, а о процессе
активного взаимодействия человека с
окружающей средой.
Становление
личности лишь в конечном итоге обусловлено
внешними условиями и воздействиями.
Они всегда опосредуются жизненным
опытом человека, преломляются через
индивидуальные психические особенности.
Человек как активное существо может и
должен сам сознательно изменять свою
личность, т. е. заниматься саморазвитием,
самовоспитанием. Но и тогда этот процесс
мотивируется средой. Так что и здесь
опосредованно сказывается ее влияние.
Таким образом, социально организованная
и стимулированная деятельность
человека является основой, средством
и условием становления личности.
К
социальным факторам становления
личности следует также отнести
социально-экономические условия
жизнедеятельности, систему образования
и семью. Достаточный уровень экономического
развития общества благоприятно
сказывается на полноценном становлении
всех его членов. Вариативное общее
образование является важным условием
дифференциации траектории становления
личности. Нормальные семейные отношения
создают благоприятный фон для
бесконфликтного развития личности.
Важное
значение в становлении личности
принадлежит ей самой, ее активности,
проявляющейся
в стремлении выйти за рамки нормативных
требований и предписаний, в феноменах
надситуативной и надролевой активности,
в реальных вкладах в других людей1.
Вкладывая себя в других, человек вносит
изменения в собственные личностные
характеристики. Запечатлевая, продолжая
себя в других людях, он удовлетворяет
потребность быть личностью, потребность
в саморазвитии.
Рассматривая
факторы, инициирующие становление
личности, следует также иметь в виду
случайные
обстоятельства, значимые, критические
события.
Становление
личности имеет два взаимосвязанных
измерения. Одно, вертикальное, отражает
изменение места человека в социуме
(социальный статус, роли, достижения,
неудачи, потери и др.); другое,
горизонтальное, представляет собой
временное измерение как определенную
последовательность стадий личностного
развития с характерным для каждой
стадии ограничением возможных
способов реализации, осуществления
себя.
Рассмотренные
факторы могут иметь разнопо-лярную
детерминацию, инициируя нормативное
и отклоняющееся становление личности
(табл. 10).
На
разных стадиях становления личности
влияние этих факторов неоднозначно. В
дошкольном возрасте и в старости большую
роль играют биологические факторы
и природная среда, в школьные годы —
социальные факторы: система образования
и семья, в период взрослости —
социально-экономические условия,
собственная активность личности и
случайные обстоятельства. Конечно, в
индивидуальной жизни человека значение
этих факторов также неоднозначно.
Неповторимое сочетание данных
факторов определяет траектории и
сценарии становления личности в
онтогенезе.
Таблица
10
Фактор
Нормативное развитие
Факторы,
детерминирующие становление личности
1
Благоприятные
гео-
графическое местожи-
тельство
и климатиче-
ские
условия
Отклоняющееся
развитие
Природная
среда
Неблагоприятные географическое
местожительство и климатические
условия
1 Фактор | Нормативное | Отклоняющееся |
1 | 2 | 3 |
Биологический | Нормальная | Отягощенная |
Социальный | Достаточный | Низкий |
Активность | Активная | Депрессивная |
Случайные | Чувствительность | Неблагоприятная |
Важное
значение в становлении личности имеют
потребности как источники активности.
Общепринятой классификации
потребностей нет. Одну из основательных
попыток классификации потребностей
предпринял американский психолог А.
Маслоу1.
Он выделил пять базовых уровней
потребностей и произвел прикидочную
оценку степени их удовлетворения,
ориентируясь на американский образ
жизни. Приведем эти потребности.
Физиологические
потребности: в пище, отдыхе, движении,
жилье, сексе, защите от стихийных
бедствий, сил природы и др. Любая из
них, по мнению А. Маслоу, может стать
главенствующей. В среднем данные
потребности удовлетворяются на 85 %.Потребности
в безопасности: защищенности, защите
от насилия и угроз, в стабильности.
Степень удовлетворения — около 70 %.Потребности
в общении, привязанности и любви,
присоединении и принятии. Отчетливо
проявляются лишь при удовлетворении
потребностей первых двух уровней.
Удовлетворяются в среднем на 50 %.Потребности
в уважении, самоуважении, т. е. в хорошей
репутации, признании компетентности,
профессиональном престиже, добром
имени, достаточном уровне образования.
В среднем удовлетворяются на 40 %.Потребности
в самоактуализации, в реализации
своего потенциала, в творчестве. Степень
удовлетворения этих потребностей
— всего лишь около 10%.
А.
Маслоу утверждал, что если человеку не
удается удовлетворить потребности
более высоких уровней, то он стремится
как можно полнее «отвести душу» на
удовлетворении простейших потребностей.
Удовлетворение потребностей,
находящихся внизу иерархии, делает
возможным осознание потребностей,
расположенных на более высоких
уровнях, и их участие в мотивации. Таким
образом, физиологические потребности
должны быть в достаточной степени
удовлет-норены, прежде чем возникнут
потребности в безопасности;
физиологические потребности и потребности
в безопасности и защите должны быть
удовлетворены до некоторой степени,
прежде чем возникнут и будут требовать
удовлетворения потребности в
принадлежности и любви. По А. Маслоу,
такое иерархическое расположение
основных потребностей является
главным принципом, лежащим в основе
организации мотивации человека.
А.
Маслоу допускал, что могут быть исключения
из этого иерархического расположения
мотивов. Он признавал, что творческие
личности могут развивать и выражать
свой талант, несмотря на серьезные
трудности и социальные проблемы.
Также есть люди, чьи ценности и идеалы
настолько сильны, что они готовы скорее
переносить голод и жажду или даже
умереть, чем отказаться от них.
Можно
допустить, что на разных стадиях
становления личности значение
потребностей как источников активности
меняется. Очевидно, что в младенчестве
решающее значение имеют физиологические
потребности и потребность в принадлежности
(эмоционально-телесном контакте), в
дошкольном возрасте — потребность
в общении и присоединении, в юности —
потребность в самоуважении, в зрелом
возрасте — потребность в
самоактуализации. Сказанное не означает,
что другие потребности утрачивают свою
актуальность. Нет, конечно. Но не они
определяют основной вектор становления
личности.
Среди
существующих теорий психологического
развития можно выделить две, по-разному
трактующие источники
становления личности.
Первая
рассматривает становление личности
как вполне самостоятельный процесс,
который имеет собственные внутренние
закономерности, в принципе не
зависящие от воспитания и обучения
человека. Признавая ускоряющее влияние
обучения и воспитания на развитие
личности, сторонники данной концепции
считают, что изменить внутреннюю
последовательность и психологические
особенности стадий этого процесса
нельзя. Характеризуя данную концепцию,
Л. С. Выготский писал, что обучение и
развитие мыслятся как два независимых
друг от друга процесса. Развитие ребенка
представляется как процесс, подчиненный
природным законам и протекающий по
типу созревания, а обучение понимается
как чисто внешнее использование
возможностей, которые возникают в
процессе развития.
Вторая
концепция, развиваемая научной школой
Л. С. Выготского, исходит из того, что в
основе психического развития лежит
специфический процесс присвоения
индивидом достижений предшествующих
поколений, в результате чего происходит
воспроизведение в человеке исторически
сформировавшихся способностей и
функций. С этой точки зрения весь процесс
становления личности имеет
конкретно-исторический характер.
Каждому типу общества присущ вполне
определенный тип развития личности,
стихийно или целенаправленно определяемый
сложившейся в данном обществе системой
воспитания и народного образования.
Л. С. Выготский подчеркивал, что
обучение призвано опережать развитие,
вести его за собой, только тогда оно
будет эффективным. Развивающее
обучение учитывает не только то, что
доступно личности в процессе
самостоятельной деятельности (зона
актуального развития), но и то, что она
может сделать в сотрудничестве с
педагогами (зона ближайшего развития).
Завершая
рассмотрение вопроса о факторах
становления личности, следует
подчеркнуть, что решающее значение
имеют социальные условия (обучение
и воспитание); важная роль отводится
собственной активности личности,
самовоспитанию; биологические
факторы выполняют функции предпосылок,
возможностей психического развития.
Движущими
силами становления личности являются
противоречия двоякого рода: между
личностью и внешними условиями
жизнедеятельности и обусловленные
внутриличностными образованиями.
Основным диалектическим противоречием
выступает противоречие между
сложившимися свойствами личности
и объективными требованиями ведущей
деятельности. Для каждой стадии
становления личности характерны
свои специфические противоречия.
Снятие их приводит к переходу личности
на следующую стадию становления.
Детерминация становления личности
различными психологическими школами
трактуется по-разному. Социально-психологические
теории рассматривают развитие как
результат социальной селекции и
социализации. Большое значение придается
случайности. Психодинамические
теории в качестве детерминант развития
рассматривают инстинктивные
побуждения и эмоционально окрашенный
опыт, приобретенный в раннем детстве.
Важную роль играет реальная ситуация,
которую наблюдает личность в детстве
и ранней юности. Представители психологии
развития факторами становления
считают психическое развитие ребенка,
дошкольное и школьное образование.
Исследование
закономерностей становления личности
в отечественной психологии привело к
определению детерминации этого процесса,
объективных и субъективных факторов.
Активным, производящим началом
признаются социальные условия, а
следствием отражения этих условий —
изменения в субъектах.
Положение
о первичности социальной детерминации
развития личности не означает полного
игнорирования биологических
особенностей человека.
В
отечественной психологии признается
влияние биологической сущности человека
на личностное развитие. Особо
подчеркивается ее воздействие на темп
и уровень развития.
В
какой мере биологическое развитие
определяет становление личности? На
этот вопрос отечественные психологи
отвечают по-разному. Одни придают
наследственности в детерминации
психических свойств большее значение,
другие — меньшее. А. В. Брушлинский,
специально проанализировавший
проблему предпосылок психического
развития личности, пришел к выводу, что
на ранних стадиях онтогенеза биологическое
выступает в качестве внутренних
условий развития. По мере становления
личности усиливается влияние внешних
(социальных) факторов. При этом внешние
причины действуют опосредованно через
внутренние условия1.
Профессиональное
становление специалиста в основном
обусловлено внешними воздействиями.
Однако его нельзя непосредственно
выводить из внешних условий и
обстоятельств, т. к. они всегда преломляются
в жизненном опыте человека, индивидуальных
психических особенностях, психическом
складе. В этом смысле внешнее влияние
опосредуется внутренними условиями,
к которым и относится своеобразие
психики личности, ее социальный и
профессиональный опыт.
В
процессе становления профессионала,
увеличения масштаба личности субъект
все более выступает фактором своего
развития, изменения, преобразования
объективных обстоятельств в соответствии
со своими личными свойствами. Другими
словами, человек может сам сознательно
изменять свою профес-
‘
См.: Брушлинский
А. В. О
соотношении биологического и социального
в развитии личности // Теоретические
проблемы психологии личности. — М.,
1974.
сиональную
биографию, заниматься саморазвитием,
самосовершенствованием, но и в данном
случае этот процесс мотивируется
социальным окружением, экономическими
условиями жизнедеятельности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник