Факторы для развития одаренного ребенка
Задатки, способности, одаренность, талант. Факторы,
влияющие на развитие одаренности.
Расскажите — и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму.
Конфуций
Одной из главных задач реформирования современной
общеобразовательной школы является выявление и поддержка одаренной
ребенка, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование
навыков самостоятельного научного познания, способности к самореализации в
будущей профессиональной жизни. От того, насколько полно и эффективно
реализуются потенциальные возможности одаренной личности, зависят темпы
и качество развития социальных и экономических условий жизни общества.
Одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как
интеллектуальный потенциал государства, они должны быть в центре
специальных педагогических, психологических, социальных программ.
Принципиальной особенностью современных образовательных программ
должно стать создание условий, которые способствуют развитию
инициативности, познавательной активности, способности к творческой
самореализации одаренной молодежи. Поэтому одной из приоритетных задач
современности является выявление, развитие и поддержка одаренных детей и
молодежи, создание условий для всестороннего их развития, надежной
социальной и психологической защиты.
В наше время потребность решения проблемы обучения, поддержки и
развития одаренного ребенка вызвала широкую заинтересованность, как со
стороны государства, так и со стороны ученых-исследователей, педагогов-
практиков. Появилось значительное количество исследований, которые
позволяют нам понять сущность феномена одаренности, закономерностей и
условий ее развития.
Каких детей называют способными? Как проявляет себя одаренный
ребенок? Как происходит его дальнейшее развитие? Что можно сделать для его
поддержки? Что такое — «талант»? Какого человека можно считать гениальным?
Мы попробуем сегодня разобраться.
Одаренность многогранна, она установлена профессионально
компетентными людьми в соответствии со следующими параметрами:
выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких
результатов и уже продемонстрированные результаты в одной или более
областях.
Способности Способности — индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого, связанные с успешностью
выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и
навыкам.
Виды способностей
1. Природные способности — Общие для человека и животных: восприятие,
память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности
непосредственно связаны с врожденными задатками. На базе этих задатков у
человека, при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы
обучения, формируются специфические способности.
2. Специфические способности:
— Общие: определяют успех человека в различных видах деятельности.
— Специальные: определяют успех человека в специфических видах
деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и
их развития.
Кроме того, способности делят на теоретические и практические.
Теоретические — предопределяют склонность человека к абстрактно-
теоретическим размышлениям, а практические — к конкретным практическим действиям. Чаще всего теоретические и практические способности не
сочетаются друг с другом.
Существует также деление на учебные и творческие способности.
Первые определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков,
а вторые — возможность открытий и изобретений, создания новых предметов
материальной и духовной культуры. Это умение напрямую зависит от
кругозора человека. В большинстве случаев творческий человек — это в первую
очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные
решения.
Уровни развития способностей:
1) задатки — природные предпосылки способностей,
2) способности,
3) одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает
человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности;
4) мастерство — совершенство в конкретном виде деятельности;
5) талант — высокий уровень развития специальных способностей;
6) гениальность — высокий уровень развития.
Задатки
Отечественные психологии считают, что способности зависят от
строения мозга и органов чувств, которые отличаются у людей уже при
рождении. Эти особенности определяются как «задатки».
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности
каждого отдельного индивида, генетически детерминированы и являются
предпосылками развития способностей (Б. М. Теплов).
Задатки представляют собой лишь предпосылки развития
способностей, но еще не гарантируют проявление и развитие тех или иных
способностей. Они многозначны, то есть, в зависимости от деятельности и
соответствующих условий, на их основе могут развиваться различные
способности. Специальные способности определяются наклоном к отдельным
специальным видам деятельности. Внутри тех или иных специальных
способностей проявляется общая одаренность индивида, соотносится с более
общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
ОдаренностьПонятие одаренности не получила общепризнанного определения.
Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В.
Штерна.
Одаренность — это как природный дар, который человек получает по
наследству. Она неразрывно связана со всей жизнью человека и потому
проявляется на разных этапах его развития.
Талант
Талант — высокий уровень способностей человека к определенной
деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку
возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить
определенную сложную трудовую деятельность.
Талант — это высокий уровень развития специальных способностей;
совокупность таких способностей, позволяющих получить продукт
деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и
общественной значимости. Уже в детском возрасте могут оказаться первые
признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта
и тому подобное. Вместе с тем талант может проявиться и позже.
Формирование и развитие таланта в значительной степени зависит от
общественно-исторических условий жизни и деятельности человека. Талант
может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и
педагогической деятельности, в науке, технике, в самых разнообразных видах
производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и
настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии
определенным видом деятельности, которая порой оказывается в пристрастии к
избранному делу.
Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом
случае бывает особым, присущим только определенной личности. О наличии
таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека,
которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью
подхода.
Гениальность
Гениальность — высшая степень творческих проявлений личности,
проявляется в творчестве и имеет историческое значение для жизни общества.
Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для
гения характерны творческая производительность, овладение культурным
наследием прошлого и одновременно преодоления старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует
прогрессивному развитию общества.
Каких же детей необходимо называть одаренными и что такое
одаренность? В настоящее время существует более 100 (!) определений
одаренности, причем среди них нет ни одного, которое вполне устраивало бы
хоть какую-то часть психологов и педагогов. Дело в том, что прямо определить
способности невозможно. Способности — это возможности человека к
выполнению деятельности. Как бы мы не определяли способности, в центре
внимания всегда будет именно деятельность. Большие возможности для
выполнения деятельности означают и большие способности. Уровень
способностей, который значительно отличается от среднего, как правило,
называется одаренностью. Чем больше разница со средними способностями,
тем выше одаренность.
В новейшем словаре указано, что одаренным (талантливым) является тот,
кто имеет большие способности. Дар (талант) — это выдающиеся природные
способности, талант, одаренность.
Еще одно определение: одаренность — своеобразное сочетание
способностей (отдельных психических качеств, которые обусловливают
возможности человека в той или иной деятельности); одаренность включает в
себя способность к обобщению, интеллектуальный потенциал, высокую
креативность и высокий уровень мотивации.
Типы одаренности
Существуют различные типы одаренности.
Да, наименее изучена лидерская или социальная одаренность. Такая
одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с
ними конструктивные взаимоотношения, управлять ими.
Существует много вариантов лидерской одаренности: есть
эмоциональные лидеры, своеобразная «жилетка» для каждого, с ними
советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим;
лидеры действия — умеют принимать решения, важные для многих людей,
определять границу и направление движения, вести за собой.
К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими
способностями интерес к школьному обучению мал. Многие ученики с этими
способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая
сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе.
Невозможность завоевать статус лидера в школе толкает их на улицу, где они
становятся лидерами антисоциальных группировок. Нужна специальная,
иногда длительная и сложная работа, чтобы вернуть таких учеников в школу.Еще один тип одаренности — художественная. Этот тип одаренности, как
правило, проявляется в художественной деятельности — музыка, танцы,
живопись, скульптура, сцена. Как и в предыдущем случае, этот тип
одаренности может проявляться у школьников с разными степенями широты:
дети с разнообразием художественных способностей (ребенок поет, танцует и
еще прекрасно рисует), и есть такие, в которых ярко выражена только одна
способность такого рода.
Психомоторная (спортивная) одаренность проявляется очень заметно,
но в контексте средней общеобразовательной школы не представляет
специального интереса. Ученики со спортивной одаренностью часто не совсем
хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с нехваткой времени и должного
желания. Если у школьников, увлекающихся спортом создать
соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут
прекрасно учиться.
Прямое отношение к школе имеют три типа одаренности: академическая,
интеллектуальная и творческая (креативная).
Академическая одаренность представляет собой ярко выраженную
способность учиться. Академически одаренные школьники — это всегда гении
именно в обучении, это блестящие профессионалы школьного труда,
замечательные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения
материала. Школьные медалисты – это ученики с академической
одаренностью.
Интеллектуальная одаренность — это не только и даже не столько
способность учиться, сколько умение думать, анализировать, сопоставлять
факты, то есть выполнять сложную интеллектуальную работу. Носители такой
одаренности — умники и умницы. Они иногда блестяще, иногда неплохо, иногда
прекрасно осваивают один из предметов и плохо успевают по другим — это
зависит от их отношения к предмету и к преподавателю. Медалисты среди них
тоже есть, но очень редко.
Творческая одаренность (креативная) — это та, что проявляется в
нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и в том, что общество
оценивает выше всего. В творческой одаренности много различных вариантов:
есть ученики, которые проявляют незаурядные творческие возможности
буквально в любом виде деятельности, за которую берутся. Но бывают
ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко
лишь в одной сфере. Каждый одаренный (талантливая) ребенок —
индивидуальность и требует особого подхода. Выявить талант должны
психологические службы, а создать условия для развития — сугубо
педагогическая задача.
Критерии для выявления признаков одаренности у детей младшего
школьного возраста:• прекрасная память;
• яркое воображение;
• тонкая моторная координация;
• развитая оперативная память и логическое мышление;
• владение искусством речевой коммуникации, оригинальность словесных
ассоциаций;
• огромная любознательность;
• склонность к активному познанию окружающего мира;
• успех во многих начинаниях;
• установка на творческое выполнение заданий;
• владение основными компонентами умения учиться;
• создание в воображении альтернативных систем;
• настойчивость в своих действиях, нередко приближена к самоуверенности;
• нечеткость в разграничении реальности и фантазии;
• эгоцентризм;
• стремление к общению старших детей и взрослых;
• острая реакция на несправедливость;
• несдержанность чувств и эмоций.
Последние пять признаков говорят сами за себя: воспитание одаренного
ребенка — дело очень сложное и серьезное.
Как же заявляет о себе одаренный ребенок младшего школьного возраста,
и что должны знать взрослые, воспитывая такого ребенка?
— У талантливого ребенка сразу заметны: тонкая наблюдательность,
сосредоточенность, усидчивость, умение настойчиво преследовать
поставленную цель, самостоятельность и независимость в деятельности;
— Немотивированное давление и принуждение, навязывание занятий
задерживают проявления настоящих природных наклонностей;
— Слишком ранняя специализация и «профессионализация» обедняют личность,
затрудняют ее дальнейшую жизнь. Поэтому на первый план целесообразно
выдвигать идею гармоничного развития совокупностей телесных, душевных и
умственных, сил, вооружение ребенка знаниями и умениями, которые составят
реальную пользу в жизни, помогут ученику занять достойное место в обществе;
— Талантливому ребенку необходимо предоставлять не только свободу
самостоятельности, но и возможность в определенных пределах обсуждать со
взрослыми свои намерения. Благодаря такой свободе он познает свои
собственные силы, вырабатывает привычку оперировать своими умственными,
физическими и моральными ресурсами. В результате производится
самоуважение и способность критически оценивать свои способности и
действия;- Интенсивному развитию природных задатков помогают ознакомления с
разнообразной деятельностью, глубокие и умеренно многочисленные
впечатление.
Нужные для творчества краски, звуки, формы, движения талантливые
дети находят в общении с природой, которая пробуждает мышление,
воображение, фантазию.
«Не принуждайте душу ребенка, внимательно присматривайтесь к
законам естественного развития каждого ученика, к ее особенностям,
стремлениям, потребностям».
Источник
1.4 Факторы, влияющие на развитие детской одаренности
Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способностей и одаренности.
Существует качественное своеобразие детских особенностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, любознательность, легкость и прочность формирования некоторых свойств.
Очень важно иметь в виду психологические данные о возрастной чувствительности, т.е особой отзывчивости на окружающее, или избирательной активности, которая по-своему характеризует каждый этап развития. А.В. Запорожец писал: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем, у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…».
Лейтес подчеркивал, что «именно в годы детства на каждом возрастном этапе возникают «временные состояния», выражающие своеобразную готовность к развитию». Согласно современным данным, существуют сензитивные периоды возрастного развития, каждый из которых обладает особо благоприятными возможностями для развития того или иного направления психики, а затем действие таких внутренних условий ослабевает. Согласно Л.С. Выготскому, «незавершенность определенных процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определенным условиям».
Итак, формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой мере скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям а возрастные черты становятся одновременно и свойствами развивающегося ума.
Следует подчеркнуть, что внутренняя активность человека, присущая самым разным видам его склонностей, одновременно является первейшим условием развития способностей. Один из первых исследователей детской одаренности, Н.С. Лейтес, подробно изучил особенности жизни и деятельности одаренных детей и пришел к выводу, что детская одаренность проявляется в склонностях к труду, в острой потребности таких детей заниматься определенным видом деятельности. «Воспитание трудолюбия – важнейший фактор формирования любых способностей», — справедливо подытожил Б. Алякринский в книге «О таланте и способностях».
При большом разнообразии моделей одаренности, существующих в настоящее время, большинство психологов рассматривают такие внутренние факторы, как интеллект, творчество, мотивационно-личностные особенности, наряду с факторами социального окружения в качестве основополагающих для развития одаренности у детей. Условия обучения, особенности семейного воспитания, культурная среда и т.п. – важнейшие составляющие социального фактора развития. Статистика исследований разных лет (20-30, 80-х г.г. 20 века) показывает доминирующую роль генотипа над средой в развитии детской одаренности. Этой проблемой занимались Н. Ньюман, А. Джонсон, Д. Шилдс, Р. Уилсон, Д. Горн и другие.
За последние десятилетия появилось много исследований, посвященных изучению влияния различных условий обучения на успешность развития одаренных детей. Эти исследования позволили значительно расширить категорию одаренных детей и доказать целесообразность их обучения по специальным программам.
Успехи в развитии этого направления исследований позволяют на новом уровне поставить вопрос о роли семьи в развитии одаренности у детей. Экспериментальные исследования влияния родителей на особенности развития их детей касаются главным образом изучения связи самооценки, успехов детей в той или иной области, их представлений о способностях с социальными ожиданиями родителей. Факты, полученные в результате исследований, свидетельствуют о роли семейных представлений об «идеальной» модели обучения на развитие мотивационно-личностных установок ребенка, способствующих или препятствующих развитию одаренности у детей.
С точки зрения педагогики средовая вариативность показателей интеллекта связана преимущественно с вариативностью внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя, культурная среда выступает как общий фон развития. Таким образом, наибольшее влияние из всех социальных факторов оказывает «внутрисемейная среда»: домашняя обстановка в целом, предметно-пространственное окружение, характер отношений с членами семьи.
О.М. Дъяченко предложила учитывать в качестве дополнительного фактора, обеспечивающего развитие одаренности, реализацию способностей в конкретных детских деятельностях. Модель развития одаренности была представлена ею в виде трех блоков.
Первый блок – это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности – это познавательная активность, которая носит продуктивный характер и подключена к целостному опыту ребенка. Второй блок – операционный, характеризуемый через понятие способностей, которые в дошкольном возрасте определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и уровнем развития продуктивного воображения (творческие способности). Третий – блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и т.д. У дошкольников данный блок характеризуется возможностями проявления собственной субъективности в различных видах детской деятельности.
Как известно, дошкольный возраст – возраст игры. Данные исследований показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Игровая форма занятий в соответствии со стремлениями дошкольника, например в приобщении к миру музыки, помогает развивать дарование ребенка, а умелое сочетание методов руководства игрой максимально способствует развитию творческой одаренности ребенка. В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей с позиции эмоций, которые вызывают у ребенка интерес к деятельности. Ни в какой другой детской деятельности эмоциональный опыт так успешно не накапливается, как в игре. Кроме того, игра может выступать эффективным средством профилактики и коррекции таких личностных проблем одаренного ребенка, как тревожность и агрессия, а также выступать главнейшим фактором развития детской креативности (творческости).
Итак, на развивающуюся личность оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Сглаживая их отрицательные и усиливая положительные влияния, можно добиться максимального развития природных задатков, раскрытия потенциала развивающейся личности. Для каждого ребенка должна быть найдена такая область деятельности, такие способы воспитания и обучения, такой подход к взаимодействию, при которых будут обнаруживаться положительные стороны его индивидуальных способностей.
II. Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 68687
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… вопроса о специфике одаренности в различные периоды развития не всегда позволяет в достаточной степени обоснованно использовать различные образовательные технологии, что особенно явно проявляется при работе с умственно одаренными детьми дошкольного возраста. Уже стало типичным создавать для умственно одаренных дошкольников мини-гимназии, мини-лицеи и т.п., где дети дошкольного возраста …
… группы (совместные игры – подвижные, дидактические, сюжетные; совместное выполнение творческих работ – коллажей, картин, плакатов и др.). 2.2 Программа индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Частично-поисковый этап эксперимента. Цель: Осуществление индивидуального подхода в работе с художественно одаренными …
… станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т.д. Забота об О. д. предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности. (Ю.Б. Гиппенрейтер) 3.3.2. Виды одаренности Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным …
… в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. С учетом вышесказанного могут …
Источник