Факторный подход в психическом развития ребенка

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии и возрастной физиологии РАО
Возрастная психология. Лекции
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.
Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).
Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.
Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.
Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.
Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
4.2. Теории нативизма
4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
4.4. Теория конвергенции двух факторов
Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Статьи по теме:
Факторный подход. Теории нативизма
Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…
Факторный подход. Теории эмпиризма
Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…
Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов
Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…
Развитие человека
Развитие человека — качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…
Филогенез
Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…
Онтогенез
Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.
Возрастная психология
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…
Детская психология: психология ребенка и его развитие
Детская психология — отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…
Категории:
- Психика
- Развитие ребенка
- Развитие человека
- Психическое развитие
- Все статьи
- Факторный подход
Источник
Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии и возрастной физиологии РАО
Возрастная психология. Лекции
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.
Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).
Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.
Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.
Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.
Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
4.2. Теории нативизма
4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
4.4. Теория конвергенции двух факторов
Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Статьи по теме:
Факторный подход. Теории нативизма
Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…
Факторный подход. Теории эмпиризма
Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…
Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов
Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…
Развитие человека
Развитие человека — качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…
Филогенез
Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…
Онтогенез
Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.
Возрастная психология
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…
Детская психология: психология ребенка и его развитие
Детская психология — отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…
Категории:
- Психика
- Развитие ребенка
- Развитие человека
- Психическое развитие
- Все статьи
- Факторный подход
Источник

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Факторный подход к пониманию детерминант психического развития в онтогенезе | |||||||||||
Ведущий фактор — наследственность Нативизм Р. Декарт, И. Кант | Ведущий фактор — среда Эмпиризм Д. Локк, Д. Гартли | ||||||||||
> | > | ||||||||||
Теории: перформизм рекапитуляция созревание | Теории: ассоцианизм бихевиоризм | ||||||||||
Двухфакторные теории, наследственность и среда | |||||||||||
Соотношение факторов: взаимодействие Теория конвергенции В. Штерн | Соотношение факторов: противодействие, антагонизм Классический психоанализ 3. Фрейда Теория развития мышления Ж. Пиаже (ранний период) | ||||||||||
Схема 2. Факторный подход
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоциа-низмом и бихевиоризмом.
Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе ■ 51
4.2. Теории нативизма
Преформизм— концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. Преформизм — один из видов нативизма в понимании движущих сил психического развития ребенка. Преформизм подчеркивает решающую роль наследственности в развитии поведения и личности в противоположность эмпиризму, который отдает приоритет среде. В ранних теориях преформизма, относящихся к XVIII в., использовалось понятие «гомункулус», т.е. маленький человечек, который возникает уже в момент зачатия. Очевидно, что гомункулус — не более чем метафора, подчеркивающая фатальную предопределенность свойств и способностей человека наследственностью.
В дальнейшем сторонники преформизма стали рассматривать генетическую наследственность как специфическую форму кодирования основных характеристик и свойств индивида. Развитие же понималось как генетически запрограммированный процесс развертывания этих преформированных свойств. Сегодня преформизм, скорее, характерен для объяснения закономерностей прена-тального, чем постнатального развития. Преформизму противостоит позиция эпигенезиса, согласно которой каждая новая форма в развитии возникает как результат взаимодействия между предшествующей формой организма и его окружением. Критика преформизма в отечественной психологии направлена против: 1) биологи-зации развития, т. е. отождествления закономерностей психического развития в онтогенезе животных и человека; 2) неучета роли среды в развитии, в том числе и для реализации самой генетической программы; 3) игнорирования роли активной деятельности ребенка и обучения в развитии.
Теория рекапитуляции,согласно которой индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов и истории человеческого рода (от лат. recapitulatio — повторения). Другими словами, онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза (Г. С. Холл). Концепция рекапитуляции в психическом развитии индивида основывается на идеях Ч. Дарвина об эволюции видов и единстве органического мира и биогенетическом законе Э. Геккеля, открытом в 1866 г. Биогенетический закон определяет закономерности эмбрионального развития формулой: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2021; Нарушение авторских прав?;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Биогенетические Социогенетический
Наследственность Социальная
среда
Теория конвергенции
Деятельностный подход
Культурно-исторический
подход Когнитивистский подход
(теория Л.С.Выготского)
(теория Ж. Пиаже)
Л.С. Выготский
выдвинул и обосновал принцип
социально-исторической обусловленности
психики человека.
Принцип специфики развития психики
человека в онтогенезе
заключается в том, что на протяжении
жизни у человека формируется высшие
психические функции (ВПФ), культурные
и социальные по природе. Их появление
обусловлено характером жизнедеятельности
человека и его трудовой деятельностью.
Выготский говорил,
что существует две линии развития
человека: натуральная,
которая является результатом биологической
эволюции животного мира, и характеризуется
физическим, естественным развитием
ребенка с момента рождения, и вторая
линия – культурная,
которая является результатом исторического
развития общества. Она возникает при
появлении общения ребенка с окружающим
миром, т.е., условиями формирования «план
культурного повеления» является общение
ребенка с взрослыми, подражание им, что
способствует развитию высших психических
функций.
ВПФ
– сложные, прижизненно формирующиеся
психические процессы, социальные по
своему происхождению. Их отличительная
особенность заключается в том, что они
носят опосредованный характер, и в
произвольности. Их формированию
способствуют психологические орудия,
или знаки, имеющие определенные социальные
значения.
Выготский
сформулировал законы ВПФ:
— каждая ВПФ
появляется на сцене дважды: сначала,
как деятельность коллективная, социальная,
т.е., как функция интерпсихическая, и
второй раз, как действие индивидуальное,
как внутренний способ мышления ребенка,
или как функция, интрапсихическая.
В основе
формирования ВПФ лежит
сотрудничество ребенка с взрослым,
общение, в широком смысле слова. Их
формирование подчиняется закону
интериоризации. В понимании Выготского
интериоризация – это процесс перехода
знака из внешнего плана во внутренний
план.
Взрослый знаком
воздействует на ребенка, побуждая его
что-либо сделать. На второй стадии
ребенок перенимает способ обращения,
и начинает словом или знаком воздействовать
на взрослого. И на третьей стадии ребенок
начинает воздействовать словом, или
знаком на самого себя, т.е., ВПФ становится
регулятором
поведения.
Экстериоризация
– процесс, противоположный интериоризации,
и является не только механизмом развития,
но и началом мышления.
В ходе развития
ребенка совершенствуются оба эти
процесса.
Закон развития
ВПФ определяет новое понимание роли
среды в развитии. Согласно
Выготскому, социальная среда
– источник развития, т.к. ВПФ формируются
у ребенка в сотрудничестве с взрослым,
то их формирование тесно связано с
обучением, и обучение – высшая сила
развития. Проблема соотношения обучения
и развития – это особая проблема, и
Выготский говорил о том, что обучение
хорошо только тогда, когда оно забегает
вперед развития, подтягивая его за
собой.
Так же Выготский
говорил, что развитием можно управлять,
и здесь он выходит на уровни развития:
— Актуальный
уровень развития;
— Зона ближайшего
развития.
Уровень актуального
развития
характеризует успехи ребенка. Это то,
что ребенок может выполнять самостоятельно,
без помощи ребенка.
Зона ближайшего
развития –
это расстояние между уровнем настоящего
развития и возможного. Это то, что ребенок
сегодня делает с помощью взрослого, а
завтра – самостоятельно.
Используя в своих
исследованиях экспериментально-генетический
метод, Л.С.Выготский показал, что
психическое развитие – это процесс
взаимодействия реальных и идеальных
форм. Под идеальными формами он понимал
культурные и духовные богатства общества.
С точки зрения ученого, в каждом возрасте
существуют доминирующие функции: в
раннем возрасте – восприятие. В дошкольном
возрасте – память, в младшешкольном –
мышление. Условия развития психики –
морфологические особенности мозга и
общения. Процесс развития психики
происходит в форме усвоения,
или присвоения социокультурного опыта.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник