Фактор риска в речевом развитии ребенка

Факторы риска развития речевых нарушений.

С рождением ребенка особая
ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью, что делает
особенно актуальным психолого-педагогическое просвещение молодых родителей.
 Формирование характера и личностных
особенностей ребенка начинается с самого раннего возраста. Уже ранний период
постнатального развития имеет большое значение для последующих этапов
формирования его психики. Сон, крик, движения и другие физиологические реакции
организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной
нервной системы. Поэтому родители совместно с врачами должны внимательно
следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые
профилактические меры в случае их отклонений от нормы.
 В 60-е годы в научной литературе
возникает понятие «фактор риска», под
которым подразумеваются различные условия внешней сферы (биологические и
социальные) и индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей
степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний.
Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное
взаимодействие.
 Биологические факторы риска
развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие
на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые
инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми
нарушениями.
 В качестве первичного дефекта у
новорожденных могут выступать нарушения
слуха, зрения, двигательной сферы
как в неосложненном виде, так и в
различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.
 К биологическим факторам риска
речевых нарушений генетического характера относится, в частности нарушение
формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного
правшества).
 В некоторых случаях можно предупредить
развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы
только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой
руки в правую (ложку во время еды и т. п.), в игре использовать преимущественно
правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т. д.
 К биологическим факторам риска речевых
нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Известно,
что наследственная предрасположенность к возникновению того или иного
патологического состояния не является фатальной. Как правило речевые нарушения
не возникают на фоне полного здоровья. В тех случаях, когда наряду с
наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей
диагносцируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим
специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные
психофизического и речевого развития ребенка. При появлении признаков
каких-либо отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик, гуление, ранние
стадии лепета) и в собственно речевом онтогенезе рекомендуется как можно более
ранняя логопедическая помощь.   Р

Родители должны консультироваться у
логопеда о правилах их речевого общения с ребенком. Именно речь родителей
становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев
следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой
патологией. В целях первичной профилактики речевых нарушений у ребенка из
семьи, отягощенной речевой патологией, необходимо начать логопедические занятия
в младшем дошкольном возрасте.
 Социально-психологические факторы
риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в
особенности вопросы психической депривации детей. Депривация —
недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной).

 Выделяют познавательную и социальную депривации
(И. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984). Установлено, что все виды депривации
существенно влияют на речевое развитие ребенка.
 Отделение от матери в раннем возрасте,
характерологические особенности матери (тревожность, мнительность,
инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);  неприятие со
стороны матери (отца); неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье,
изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;
неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность
в воспитательных позициях родителей). После 2,5 лет и старше приобретают
значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском
учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с
малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.
 По мере роста и развития ребенка круг
психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего
значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со
сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание
ситуация испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр
«страшного» фильма, «страшная» сказка), рождение другого ребенка при отсутствии
готовности занять позицию старшего и пр.
 Учет закономерностей действия факторов
риска позволяет целенаправленно проводить первичную профилактическую
коррекционно-педагогическую работу.
Для организации рациональных методов профилактического педагогического
воздействия имеет значение знание возрастных особенностей становления речевой
функции и психики в целом.
 Для своевременного развития речи мать и
другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь
вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях постнатального
развития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут
«диалог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих
движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий (эхопраксия, эхолалия).
 Стимуляция
формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка.
Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком
двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.),
и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Необходимо
создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций,
способствовать «играм» младенца голосом. Формирование речедвигательной функции
тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной
деятельностью рук.
 У детей первых лет жизни особое значение
имеет развитие понимания речи, что в
значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.
 Понимание речи происходит у ребенка
путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами,
окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают
неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания
ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и
произнесении звуков и слов.
Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни
совершаться на родном языке (К. Д. Ушинский, 1948—1952; Е. И. Тихеева, 1981 и
др.). Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для
ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой
язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются
многочисленные итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В
этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход,
которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более
языковыми системами.

 В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи
ребенка.
 Эти требования
не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно
соответственно возрастной норме. 
Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением
трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не
соответствующих возрасту. 
  В тех случаях, когда окружающие
взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь
ребенка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением
затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем
такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.
  Окружающие ребенка люди своей плавной,
четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому
подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка
быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития
накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой
режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом
речевой нагрузки.
Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных
ситуациях, от участие в эмоционально значимых для него мероприятиях.
Социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в
целях стабилизации его эмоционального состояния. Помочь становлению нормальной
речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и
декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например,
при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью.
Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая
окончания.
  Большое значение для развития речи
имеет сенсорное воспитание и развитие игровой
деятельности.
 Формирование речевой функции
должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное
восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит
благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.
 Важнейшим средством психического
развития является детская игра. Свободная от движения утилитарных, а до
определенного возраста и социально-престижных целей, игра обладает той
самоцелью и самоценностью, которые направляют ее на решение творческих задач.
Детская игра мотивируется потребностями познания и необходимостью приобретения
знаний и умений, которые им понадобятся лишь в дальнейшем.
 В самостоятельном пользовании детей
должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики
рук, конструирования и пр. Включение дидактических игр способствует сенсорному
развитию ребенка, формирует понятия, развивает способность обучаться,
совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.

Профилактика нарушений голоса и речи у
детей.

Произнесение звуков речи представляет
собой сложный физиологический акт, для осуществления которого требуются
нормальное строение и координированная функция центрального речевого аппарата и
периферических органов голосообразования и артикуляции. Естественно, что всякие
дефекты развития, заболевания и повреждения любой части речевого аппарата могут
быть причиной нарушения голосо и речеобразования. Недостатки голоса и
произносительной стороны речи могут возникать, например, при хронических
заболеваниях гортани, при узелках, фибромах и папилломах голосовых связок, при
расщелинах верхней губы и неба, при неправильности строения челюстей и зубов,
при дефектах языка, при нарушениях носового дыхания, при нервно-мышечных
нарушениях в полости рта, в глотке и гортани и при других дефектах
периферического речевого аппарата. А также и при мозговых поражениях, которые
могут возникать, например, вследствие кровоизлияния в мозг (у детей обычно в
результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционных заболеваний,
опухолей.

Для предупреждения хронических болезней
голосового аппарата очень важно предохранять детей от частого насморка, ангины,
острого ларингита и других простудных заболеваний. Здесь большую роль играет
закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, не
надо их закутывать, так как при этом организм теряет способность
приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становится чувствительным
даже к небольшим ее колебаниям, и ребенок легко простуживается при малейшем
охлаждении или сквозняке. Разумеется, при закаливании необходимо проявлять
осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по
закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в
прохладной воде. При любом заболевании закаливание надо прекращать и начинать
его снова лишь после полного выздоровления.

Огромную роль в укреплении здоровья и
закаливании организма играют физкультура и доступные детям виды спорта.

В происхождении хронического воспаления
слизистой оболочки гортани (хронического ларингита) большое значение имеет
воздействие вредных примесей к вдыхаемому воздуху, в частности табачного дыма.
Всем известно, как часто у привычных курильщиков голос становится грубым и
хриплым. Особенно вредное воздействие оказывает табачный дым на нежную
слизистую оболочку детской гортани. Поэтому борьбу с курением среди детей
следует проводить особенно настойчиво и энергично; вести ее не только
посредством запретительных мероприятий, но и путем разъяснительной работы,
используя для этого всякий подходящий случай во время классных занятий и
внеклассных мероприятий.

Как уже было сказано, при носовом
дыхании воздух очищается от механических примесей, согревается и увлажняется.
Если дыхание происходит через рот, то устранение вредных свойств вдыхаемого
воздуха осуществляется в меньшей степени. Поэтому удаление препятствий,
мешающих нормальному носовому дыханию, имеет значение не только для устранения
закрытой гнусавости, но и для восстановления защитной функции слизистой
оболочки носа. Однако и при наличии свободной проходимости носовой полости
дыхание в ряде случаев осуществляется через рот, например, во время речи,
пения, а также при быстрой ходьбе и беге. Поэтому нельзя выходить разгоряченным
(после бани, после подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать.
По той же причине в холодную и сырую погоду не следует петь на улице, быстро
ходить и бегать, так как во всех этих случаях дыхание происходит через рот.

Для устранения дефектов голоса и речи,
вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции,
требуются обычно медицинские мероприятия в виде активного вмешательства врачей
(оториноларинголога, стоматолога, психоневролога), а также специальная
логопедическая работа.

Однако такие органические дефекты
речевого аппарата встречаются довольно редко. Кроме того, далеко не всякое
нарушение строения речевых органов обязательно ведет к нарушению произношения.
Если анатомический дефект выражен не очень резко, то речь может оказаться
нормальной.

Значительно чаще у детей встречаются
функциональные нарушения речи, возникающие при отсутствии каких-либо заметных
анатомических изменений в речевом аппарате. У большинства таких детей нарушения
речи обусловлены неправильным воспитанием. В связи с этим становится очевидной
огромная роль правильного воспитания речи в семье и в дошкольных учреждениях в том именно
периоде, когда развитие речи происходит наиболее интенсивно и когда возникшие
по каким-либо причинам ее дефекты еще не успели закрепиться. Очень важно, чтобы
ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста развивался в обстановке нормального
«речевого окружения». Речь родителей и воспитателей должна быть ясной, четкой и
грамматически правильной. Следует считать недопустимым практикующееся многими
родителями и некоторыми воспитателями подлаживание под детскую речь
(«сюсюканье»), потому что это может вредно отразиться на развитии речи ребенка.

Большое значение с точки зрения
предупреждения и устранения нарушений развития речи у детей имеет раннее
выявление недостатков слуха.

Наряду с правильным и своевременным
лечением органов слуха (в тех случаях, когда это возможно) таким детям
необходима и своевременная систематическая помощь в развитии у них речи. Эту
помощь должны оказывать им все окружающие, и в первую очередь родители.

Источник

К факторам риска речевых нарушений относится состояние мозговой недостаточности, вызванной действием биологических и социально-психологических вредностей (патогенных факторов) во внутриутробной жизни, во время родов и послеродовом периоде жизни ребёнка. В научной литературе возникает понятие «фактор риска», под которым подразумеваются различные условия внешней сферы (биологические и социальные) и индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.

Биологические факторы риска развития речевых нарушений имеют патогенную природу и действуют на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями.

Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка путем создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий, регламентируемых соответствующими законами и обеспечиваемых всей службой охраны здоровья матери и ребенка.

Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связанна с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Поэтому в системе психопрофилактических мер большое значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью исключения возможности наследственной патологии психики и речи ребёнка.

В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.

В период раннего развития ребенка
на формировании его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства:

• травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга;

• воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит и пр.);

• недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;

• применение некоторых лекарств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия;

• приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания пальцев и т. п.);

• наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к егоречевому развитию.

С рождением ребёнка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью. Сон, крик, движение и другие физиологические реакции организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной нервной системы. На первом году жизни, помимо осмотров педиатра, ребёнка важно показать невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду, в  возрасте 2-х  лет  – тем же  специалистам, а также логопеду. Такие углублённые осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Это помогает начать работу по профилактике сложностей на пути развития речи. Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства). В коррекционную работу должны быть максимально вовлечены родители. Им следует знать, что сиплый или слабый голос ребенка, малая двигательная активность низкий уровень развития сосательного рефлекса и прочее свидетельствуют о повреждении головного мозга.

Логопед должен разъяснить родителям механизмы компенсации имеющегося органического дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для развития движений артикуляционного аппарата и вызывание голосовых реакций у ребенка. Родители должны хорошо себе представлять, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Работа с детьми имеющими фактор риска речевых нарушений строится исходя из сущности патологии центральной нервной системы. Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка, так как нарушение развития одних функций приводит к задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа включает в себя: развитие ориентировочно-познавательных реакций, фиксацию взгляда, его прослеживание; слуховое сосредоточение, стимуляцию двигательной активности, вызывание голосовых реакций (гуления, лепета) и т.д. Жизнь ребёнка, имеющего риск речевых нарушений, должна быть организована так, чтобы всё способствовало правильному развитию его движений и психики.
Ранняя диагностика нарушений сенсорных и двигательных систем мозга имеет большое значение в организации лечебно-профилактической и медико-педагогической коррекции проявлений дизонтогенеза и последствий органической недостаточности мозга.

Основное внимание обращается на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. В процессе целенаправленной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация  дефектных сенсорных функций ребенка, что в значительной степени способствует в дальнейшем нормализации его речевого развития.

К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического характера относится, в частности, нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества).

Одной из профилактических рекомендаций будет ни в коем случае не переучивать насильно на правую руку. В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т.п.), в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т.д.

К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи.
Родителям, страдающим ею, необходимо консультироваться у логопеда о правилах их речевого общения с ребёнком.

Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является  в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.

После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

·                   характериологические и поведенческие особенности родителей

(тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);

·                   неполная семья;

·                   конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре

семьи (смерть, болезнь близких, развод и т.д.)

·                   резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;

·                   неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека);

·                   несогласованность в воспитательных позициях родителей.

По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций может значительно расширяться за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуации испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка и пр.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в раннем возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить профилактическую коррекционно-педагогическую работу.

Источник