Естественнонаучная парадигма в исследовании развития ребенка

Естественно-научное объяснение развития психики человека.

Путь, который проходит ребёнок от рождения до зрелости, — это социализация. Это центральное понятие в классической психологии.

А. Фрейд: социализация — переход от принципа удовольствия к принципу реальности. Когда Сверх-Я формируется, оно нуждается в поддержке, появляется идеал. Полная социализация связана с «выходом наружу» — выход из школы, вуза, в общество. Т.о. социализация — длительный процесс, включающий в себя много компонентов.

Пиаже: социализация — преодоление эгоцентризма, необходимы отношения кооперации.

Теория соц. научения: социализация — переход от новорожденности к полной социальной и психологической зрелости.

Культурно-историческая парадигма в исследовании психического развития ребёнка

Эту парадигму разработал Выготский. Он увидел развитие ребёнка по-новому.

Д.Б. Эльконин: «Я хочу сделать вам прививку против натурализма».

Ход психического развития — процесс индивидуализации психики. Закон развития ВПФ: психические функции появляются на свет дважды, сначала как разделённая между ребёнком и взрослым, а затем как собственный психический процесс самого ребёнка. Отсюда следует, что процесс идёт от социального к индивидуальному.

Следствием этого закона является понятие ЗБР.

Выготский, условия развития психики.

1. Наследственные задатки.

2. Среда, в которой живёт ребёнок.

Энвероментальный подход: соц.-эк. положение семьи, полная/неполная семья, количество детей, порядок рождения, влияние отношения матери к отцу, матери к своей собственной жизни и многое другое.

В КИК никто не отрицает наследственные задатки, они определяют те различия, которые существуют между нами. Но мы изучаем не различия, а то общее, что свойственно нам, как людям.

Поэтому в КИК условия развития:

1. Морфофизиологические особенности мозга ребёнка. Если мозг не имеет органических нарушений, то развитие ребёнка будет происходить благополучно.

Синдром «гладкий мозг» — ребёнок, у которого нет в коре головного мозга извилин, такой ребёнок не может развиваться.

2. Общение ребёнка и взрослого. Феномен госпитализма или дефицита общения, открыт Дж. Боулби и Рене Спитц, которые работали во время войны в Англии в госпиталях. Они лечили детей, лишённых родителей.

В Ленинграде институт мозга, А.А. Щелованов руководил этим институтом, именно ему принадлежит понятие дефицита общения.

Где искать источник психического развития?

Классическая психология — внутри ребёнка, в его природе. Психоанализ: влечения, либидоносная энергия. Пиаже: уравновешивание между процессами ассимиляции и аккомодации.

Неклассическая психология — среда, в ней закреплены человеческие способности. «Лишь рождены, уже нас ждёт Шекспир». Развитие зависит от того, как мы эту культуру осваиваем. Человеческие способности не закреплены в природе человека, они опредмечены в культуре общества. Развитие происходит благодаря взаимодействию идеальной и реальной форм. Идеальная форма — то, что у ребёнка пока отсутствует, но есть в обществе.

Выготский «Лекции по педологии»: среду нельзя понимать абсолютно, в каждом возрасте ребёнок взаимодействует с разными сторонами среды, поэтому её надо понимать относительно. Среда оказывает влияние на развитие ребёнка по формуле «стимул-реакция». Влияние среды определяется через ключевое переживание ребёнка — это единица анализа развития личности.

Форма, в которой происходит развитие

В классической психологии форма развития — процесс адаптации ребёнка к среде. У Пиаже адаптация — уравновешивание между процессами ассимиляции и аккомодации.

Выготский «Исторический смысл психологического кризиса». Он предостерегал современников против некритического использования терминов, взятых из другого мировоззрения. Говоря о форме развития, мы должны сказать, что развитие происходит ни в форме адаптации, а в форме присвоения общественно-исторического опыта, накопленного в культуре.

Специфика психического развития

Классич. психология: процесс рекапитуляции — повторение в ходе индивидуального развития этапов развития человеческого рода. Ст. Холл, Бюллер, Штерн, Пиаже.

Неклассич. психология: психическое развитие — это процесс, который происходит благодаря взаимодействию идеальной формы и реальной. Речь формируется потому, что она есть в обществе.

Когда появилась на Земле жизнь (филогенез) идеальная форма не могла влиять на развитие начальных форм, сейчас ребёнок эту культуру осваивает.

Движущие силы развития

Гипотеза о конвергенции двух факторов: наследственности и среды.

В неклассич. психологии: если источник развития — среда, форма развития — присвоение культуры каждым ребёнком, то движущей силой развития будет обучение.

Как обучение оказывает влияние на развитие ребёнка?

Выготский: сознание — ключевая проблема в психологии.

Сознание — совокупность явлений сознания (ощущения, восприятие, память, мышление).

В центре сознания сначала находится восприятие, в дошкольном возрасте в центре сознания находится память, в школьном возрасте — мышление.

Смысловое строение сознание связано с развитием речи, обобщений. Вход в сознание возможен только через речь. Речь-слово имеет значение, значением слова является обобщение. Выготский показал, что обобщения развиваются. Для ребёнка раннего возраста обобщения имеют форму синкретов, синкрет — обобщение на основе субъективных переживаний.

Следующая форма обобщений — комплексы. Это обобщения на основе объективных, но несущественных признаков, явлений.

Понятия — обобщения на основе объективных существенных признаков.

Мы можем переводить ребёнка с одного уровня обобщений на другой.

В обучении формируются обобщения. Развитие — перестройка структуры сознания. Через обучения обобщениям происходит развитие сознания. Выготский: «Делаем один шаг в обучении, получаем сто шагов в развитии».

1956, Выготский «Избранные психологические сочинения» — первая вышедшая книга Выготского в нашей стране.

1. Выготского обвиняли в идеализме. Ничего не говорил о том, как мозг работает, что психика — продукт деятельности мозга.

2. Обвинение в интеллектуализме. В гипотезе о системности строения сознания всё относится к познавательным процессам, а мотивационно-потребностная сфера личности Выготским не анализирована.

3. Ещё один недостаток. Нет большого количества фактов (как у Пиаже), которые могли бы подтвердить концепцию.

Исследования психологов харьковской психологической школы.

Эксперимент, который провёл А.В. Запорожец. Он изучал развитие понятий у глухих детей. Можно ли у глухого ребёнка сформировать настоящие понятия?

Предметно-практическая деятельность ребёнка.

Является ли деятельность одной и той же на всём пути развития ребёнка?

Леонтьев: у каждого возраста есть свой ведущий тип деятельности.

1. орудийно-практическая деятельность

2. игра — дошкольники

3. учение — младшие школьники

4. труд

Понятие деятельности — развитие учения Выготского, позволило снять обвинение в идеализме.

Было показано, что есть ведущий тип деятельности у ребёнка младенческого возраста — эмоционально-непосредственное общение ребёнка и взрослого. Майя Ивановна Лисина проводила исследования на эту тему. Она поняла, что в первое полугодие общение носит ситуативно-личностный характер, во второе полугодие — ситуативно-деловой характер.

Эльконин: не всякая игра является ведущим типом деятельности (ВТД). Существуют разные игры: спортивные, компьютерные, дидактические и т.д. ВТД является сюжетно-ролевая игра, которая возникает по инициативе самого ребёнка и осуществляется в коллективной форме.

У ребёнка школьного возраста ВТД будет не просто учение, а учебная деятельность в этом возрасте.

Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова изучали ВТД младшего подросткового возраста (12-15 лет). ВТД здесь — личностное общение. С=?

Современные исследователи пытаются понять, какой ВТД у старших подростков. В этом возрасте на первый план выступает подготовка к профессии, поступлению в институт. С=? Это учебно-профессиональная деятельность.

Не всё ещё ясно, но когда эти виды деятельности были более или менее выделены, появился вопрос, как происходит переход от одной ВТД к другой?

А.Н. Леонтьев: деятельность связана с мотивом, действие — цель, операции — условия. Мотивы бывают реально действующими и знаемые. Когда мотив переходит от первого ко второму, происходит смена ВТД.

Эльконин: как формируется мотив. «Психология игры». В это же время стала разрабатываться концепция учебной деятельности. Он заметил. что в игре, когда ребёнок берёт на себя роль, он не становится шофёром, но, играя в шофёра, у него формируется желание, мотив, выполнять деятельность, которое имеет общественное значение. Формируется мотивационно-потребностная сфера личности. Мотив стать учеником.

В учебной деятельности ребёнок осваивает ЗУН, формируется операционально-техническая сфера личности (он учится читать, писать).

В младенческом возрасте преимущественно формируется мотивационно-потребностная сфера личности. В раннем возрасте формируется операционально-техническая сторона личности.

В младшем подрастковом возрасте система мотивов и потребностей выступает на первый план. В старшем подростковом возрасте — операционально-техническая.

Новый закон развития, закон периодичности детского развития (Эльконин). В детском развитии имеет место чередование видов деятельности. => Новая периодизация психического развития.

Переходы от одного периода к другому, от одной стадии к другой, — кризисы развития (большие и малые).

Кризисы отношений — большие кризисы, кризисы мировоззрений — малые кризисы.

Обвинения в идеализме, интеллектуализме снимаются. Факты постепенно накапливаются.

Предкризис: ребёнок пошёл в школу, ему нельзя общаться, а надо учиться. Общаться он перестаёт, поэтому спад, но учиться он ещё не может, не умеет. Его привычные действия здесь не работают.

Выготский (может, Маркс): за кризисом следует развитие.

Принцип единства интеллекта и аффекта Эльконина. Аффект и интеллект — две линии развития, которые осуществляются одновременно, но одна линия является направляющей, а другая — латентной. Рисунок из учебника.

В зависимости от того, как соотносятся с собой «я хочу» и «я могу» можно классифицировать различные варианты развития.

П.Я. Гальперин, концепция о природе предметного действия. Концепция Пиаже: предметные действия — преобразования объекта из одного состояния в другое. Если обращать внимание на результат действия, физический опыт, если на способ достижения — логико-математический опыт. У Леонтьева в структуре деятельности есть действия, которые всегда соотносится с целью. У Гальперина действие состоит из ориентировочной и исполнительной частей.

Три типа ориентировки:

1. пробы и ошибки, результат соответствует нормальной кривой распределения;

2. учащийся получает от учителя полную ориентировочную основу действия (алгоритм действия, составленный взрослым). Ребёнок выполняет действие с первого раза, каждый раз правильно. Например, прописи, в которых расставлены точки.

3. метод анализа объектов в изучаемой области. «Выдели в этой букве точки, где линия меняет своё направление». Этот тип ориентировки связан с психическим развитием.

Эльконин заметил, что разработанное Гальпериным относится к операционально-технической стороне действия, этого недостаточно, т.к. есть мотивационный аспект. У человеческого действия есть смысл. Смысл — всегда выполнение действия ради другого человека. Эта микроструктура предметного действия лежит в макроструктуре периодов психического развития.

«Современное состояние теории Л.С. Выготского», — конференция 17 ноября.

Содержание развития ребёнка в каждом возрасте

Схема:

1. социальная ситуация развития — специфическая в каждом возрасте своя система отношений между ребёнком и взрослым;

2. задача развития — противоречие, заключённое в ССР;

3. ВТД — тип деятельности, в котором решается задача развития, формируются основные психологические новообразования возраста;

4. новообразования возраста.

Все психологические возраста будем анализировать по этой схеме, соответствующей структуре возраста.

В каждом возрасте есть стабильные и критические возраста.

Кризис всегда связан с необходимостью построения новой ССР.

Кризис новорожденности. 0-2 месяца  
Кризис 1 года.  
Кризис 3 лет.  
Кризис 7 лет.  
   

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности — переход*беспомощность. У новорожденного нет ни одной, готовой функционировать, формы поведения. →

Социальная ситуация развития. Вне взаимодействии со взрослым жизнь ребёнка была бы невозможна. Жизнь идёт от социального к индивидуальному.

Проблема беспомощности. Были сделаны попытки охарактеризовать это состояние.

Зоолог Портман говорил, что животных можно разделить на две группы: зрелорождающиеся (способны следовать за своими развития, готовы функционировать органы восприятия) и незрелорождающиеся (животные, которые появляются на свет с закрытыми глазами и закрытым слуховым проходом). Человеческий ребёнок — вторичный незрелорождающийся, он рождается с функционирующими органами, но не способен к самостоятельному передвижению.

Исполнительная часть действия ребёнка строится на основе ориентировки. Сенсорные процессы развиваются раньше, чем двигательная сфера. Двиг. сфера развивается на основе ориентировки.

Хасенштайн отметил, что Портман не учитывает животных, живущих на деревьях, животных, перемещающихся вместе с матерью. Человеческого ребёнка Хасенштайн называет «бывшим несёнышем».

П.Я. Гальперин, есть ли инстинкты у человека? От этого зависит способ обучения ребёнка. Этот вопрос связан с проблемой беспомощности.

У человеческого ребёнка инстинктов нет. Они отмирают в процессе антропогенеза. Как это доказать? Статья «К вопросу об инстинктах у человека».

Есть двигательная теория инстинктов Жака Фабра. Он занимался изучением насекомых. Инстинкты — врождённые, одинаковые у всех представителей вида, не требующие обучения, стереотипные и целесообразные формы поведения. Были получены экспериментально факты, доказывающие, что эта теория себя не оправдывает.

Этологическая теория. Инстинктивное поведение всегда связано с наличием потребностей. Если потребность находится в состоянии напряжения, то осуществляется поведение. В потребность включена схема поведения, реакции. Ещё в структуре потребности есть механизм «заслонка». Внешний раздражитель оказывает воздействие на эту «заслонку». Если она устраняется, то поведение осуществляется.

Гальперин создал новую концепцию, соответствующую принципам КИК.
Сенсорная теория инстинктов.

Потребность входит в структуру инстинкта, но не только. Она входит и в структуру интеллектуального поведения и других. Это существенная, но не специфическая характеристика инстинкта.

Инстанция специфической чувствительности свойства объекта, которая удовлетворяет потребность. Если потребность в состояние напряжения, то эта инстанция восприимчива к раздражителю. Свойства безусловного раздражителя: запах, цвет и т.д.

Специфическая чувствительность — чувствительность по отношению к абиотическим свойствам объекта.

Объект, по отношению к которому есть потребность, сначала должен быть найден. Т.е. возникает поисковое поведение. Затем по отношению к объекту осуществляется специфическое поведение.

Поведение животных характеризуется прямым отношением субъекта к объекту, удовлетворяющему потребность.

В процессе антропогенеза (становления человека) между организмом и объектом, удовлетворяющим потребность, возникла промежуточная среда: общественные способы удовлетворения потребностей, общественные оценки. → Систематическое торможение связи между потребностью и инстанцией специфической чувствительности. → Потребность превращается в общественную потребность. Наше отношение к миру определяется системой культуры, что делает невозможным инстинктивное отношение к объекту, удовлетворяющим потребность. Поэтому инстинкт не совместим с человеческой культурой.

Выготский: обучение — присвоение норм, оно влечёт за собой развитие; Пиаже: развитие влечёт за собой обучение.

Д.з.

1. что такое развитие по Выготскому и Пиаже? Можно сравнительную таблицу

2. Объяснить, почему Выготский: обучение — присвоение норм, оно влечёт за собой развитие; Пиаже: развитие влечёт за собой обучение.

Семинар. 27.11.2012



Источник