Естественное математическое развитие ребенка в детском саду и семье по методу тихеевой

Естественное математическое развитие ребенка в детском саду и семье по методу тихеевой thumbnail

1.Предмет
и
 задачи
методики как
 научной дисциплины,
ее истоки, связь
 с другими науками.

ТиМФЭМП явл-ся
отраслью ДП, выступает как самостоятельная
наука, имеющая свой научный аппарат,
включающая в себя основные понятия и
категории, цели и задачи, гипотезы,
объект и предмет, методы исследовательской
деят-ти.

Как наука ТиМФЭМП
ставит перед собой цель: разработка
эффективных педагогических средств
для развития математических способностей
детей дв, а также подготовка детей к
пониманию и восприятию математики
как одного из важнейших учебных
предметов в школе. Методика призвана
способствовать разностороннему
развитию личности.

Предметом
исследований методики ФЭМП как науки
является изучение основных закономерностей
процесса ФЭМП у дошкольников в условиях
общественного образования.

Объектом методики
как науки является математическое
развитие детей дв.

Задачи МФЭМП как
науки:

1.Научное обоснование
содержания и программных требований
к уровню развития количественных,
временных, пространственных и других
математических представлений у детей
на каждом этапе дв.

2.Совершенствование
материала необходимого для ФЭМП в
программах и стандартах.

3.Разработка и
внедрение в практику эффективных
дидактических средств и методов и
форм организации процесса математического
развития дошкольников.

4.Реализация
преемственности в ФЭМП у детей в УДО
и соответствующих понятий в школе.

5.Разработка
содержания подготовки высококвалифицированных
кадров способных осуществить
педагогическую и методическую работу
по формированию и развитию математических
представлений у детей в условиях
общественного дошкольного образования.

Общей задачей
методики как науки является исследование
и разработка дидактических основ
процесса ФЭМП у детей дв.

Истоки науки :
народное творчество, исторический
опыт, исследования дошкольной
педагогики, зарубежный опыт, результаты
НИР в области ФЭМП, Инновационный опыт
практиков, научные основы ФЭМП.

Научными основами
МФЭМП являются принципиальные и
исходные положения философии,
психологии, педагогики, математики.

Из области
философии фундаментальными
закономерностями являются: система,
понятие о системе и ценности.

Из области
психологии – понятие о познавательных
процессах, понятие о деятельности,
понятие о личности, индивидуальность,
понятие о человеке, как о субъекте
деятельности и поведения.

Из области
педагогики – теория обучения и
воспитания, дидактика, понятие об
одарённости.

Из области
математики – арифметика, элементарные
геометрические понятия, математические
действия и др.

2.Научные основы
математического развития дошкольников.
Общая характеристика дидактической
системы формирования и развития
элементарных математических
представлений у дошкольников.

Предмат-кое и
предлогич-кое разв-ие понимается как
теор-кие и практич-кие знания о мат-ке
и логике у дошк-в и уч-ков нач. шк-ы на
предмат-ком уровне изуч-ся некоторые
матем-кие понятия, к-рые позволяют
освоить реб-ку соответствующие
матем-кие и логич-кие знания, выводящие
их на новую стадию матем-го разв-ия.

Элем-ые матем-кие
предст-ния – это определённый круг
спец-ных зн-ий который позволяет реб-у
осваивать матем-кие понятия.

Теоретико-методическая
концепция, разработанная А. М. Леу­шиной
в 50-е г 20в заключается в следующем: от
нерасчлененного восприятия множества
предметов детей необходимо переводить
к выявлению отдельных составляющих
этого множества элементов путем
попар­ного сопоставления их, что
представляет дочисловой период
обуч-ния (усвоение отношений столько
же, поровну, больше, меньше
и
др.).

Согласно
методике, предложенной А. М.Леушиной,
в процессе разв-тия колич-нных предст-ний
у детей следует особое вним-ие уделять
накоплению ими чувственного опыта,
созданию сенсорной основы счетной
деят-ти, после­довательному обобщению
детских предст-ний. Этим требова­ниям
отвечает предложенная ею система
практич-ких упр-­ний с демонстр-ным
и раздат-ным материалом. Соврем-ное
состояние теории и технологии разв-ия
мате­м-ких предст-ний у детей дошк.
возр. сложи­лось в 80—90-е гг. XX вв. и
первые годы нового столетия под
вли­янием развития идей обучения
детей мат-ке, а также реорга­низации
всей системы образ-ния.

В
нач 90-х гг. XX в. наметилось несколько
осн-ных науч­ных напр-ний в теории
и методике разв-ия мат-ких предст-ний
у д-й дошк возр.

1.
Содержание обуч-ия и раз­в-тия, методы
и приемы конструировались на основе
идеи пре­имущественного развития
у д-й дошк возр интел­лектуально-творческих
способностей (Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, А. А. Столяр
и др.):


наблюдательность, познавательные
интересы; умения устанавливать связи,
выявлять зависимости, делать выводы;
сравнивать, классифицировать, обобщать
и т.д. Предполагались активные методы
и приемы обучения и раз­вития детей,
такие как моделирование, действия
трансформации (перемещение, удаление
и возвращение, комбинирование), игра
и другие.

2.
положение
базировалось на преимущественном
разви­тии у детей сенсорных процессов
и способностей (А. В. Запоро­жец, Л.
А. Венгер, Н. Б. Венгер и др.):


включение реб-ка в активный процесс
по выделению свойств объектов путем
обследования, сравнения; самост-ное
и осознанное использование сенсорных
эта­лонов и эталонов мер в деят-ти
использование моделирования.

Читайте также:  Развитие ребенка в детском саду реферат

3.
положение
основано на идеях первоначального
(до освоения чисел) овладения детьми
способами практич-ого сравнения
величин через выделение в предметах
общих признаков — массы, длины, ширины,
высоты (П. Я. Гальперин, Л.С.Георгиев,
В.В.Давыдов, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина
и др.). Эта деят-ть обеспечивает освоение
отношений равенства и неравенства
путем сопоставления.

4.
положение
основывается на идее становления и
разв-тия определенного стиля мышления
в про­цессе освоения детьми свойств
и отношений (А. А. Столяр, Р. Ф. Соболевский,
Т. М. Чеботаревская, Е. А. Носова и др.).
В процессе действий с мно­жествами
предметов, обладающих разнообразными
св-вами (цветом, формой, размером,
толщиной и пр.), дети упражняются в
абстрагировании св-в и выполнении
логических операций над
св-ми
тех или иных подмножеств. Спец-но
скон­струированные игры помогают
детям понять точный смысл ло­гич-ких
связок и,
или, если.., то,
смысл
слов не,
все, некоторые.
Теоретич-кие
основы совр-ной методики разв-ия
мате­м-ких предст-ний базируются на
интеграции 4х осн-ных положений, а
также на классических и совр-ных идеях
матем-кого разв-ия д-й дошк возр.

3.Эмпирический
этап развития методики. Выдвижение и
обоснование первых идей математического
развития маленьких детей.

1 этап развития
методики – эмпирический. Корнями он
уходит в народную педагогику. Различные
считалки, поговорки, пословицы, загадки
приобщали детей к счёту, формировали
понятие числа. Мысль об обучении детей
счёту в процессе упражнений была
высказана первопечатником Иваном
Фёдоровым в «Букваре».

На протяжении
17-19в. вопросы содержания и методов
обучения детей д.в. арифметике и
развитие представлений о размерах,
мерах измерения, пространстве и времени
нашли отражение в передовых педагогических
системах воспитания.

Я.А.Коменский в
книге «Материнская школа» включил
усвоение счёта в пределах первых двух
десятков, различение чисел, определение
большего и меньшего из них, сравнение
предметов, геометрических фигур,
изучение мер измерения (дюйм, пядь,
шаг, фунт).

И.Г.Песталоцци
критиковал подходы того времени,
выступил против зубрёжки. Он предложил
свою систему, основанную на принципах
перехода от элементарных понятий к
более сложным, использование наглядности.
«Как Гертруда учит своих детей».

К.Д.Ушинский –
предлагал обучать детей счёту как
отдельных предметов, так и групп,
обучать сложению десятками, формировать
представления о десятке, как единице
счёта.

Л.Н.Толстой
предлагал обучать обратному счёту,
изучать нумерацию, строить обучение
на основе игры.

Школа М.Монтессори
– опирается на идеи саморазвития и
самообучения. Разработала много
пособий, материалов для сенсорного
развития (для развития представлений
о числе, форме, величинах, изучение
письменной и устной нумерации).

Ф.Фребель –
разработал дидактический материал
сенсорного и математического развития.
«Дары Фребеля» 6 даров: кубы, шары,
пластины и т.д. для развития строительных
навыков в единстве с познанием чисел,
форм, размеров, пространственных
отношений.

4.Естественное
математическое развитие ребенка в
детском саду и семье по методу
Е.И.
 Тихеевой.

Е.И.Тихеева
предлагала организовать математическое
развитие на основе естественного пути
развития самостоятельной деятельности
ребёнка. Освоение математических
знаний в виде игр-занятий с дидактическим
материалом. Содержанием было освоение
понятий о количестве и счёте; о
геометрических фигурах; измерении
величин; освоение представлений о
пространстве и времени. Она использовала
результат работ зарубежных педагогов:
Песталоцци, Фребеля, Монтессори, а
также практические наработки
воспитателей отечественных детских
садов. Е. И. Тихеева возражает против
коллективных занятий, ибо в них
«навязывается» всем то, к чему не лежит
душа некоторых детей. По ее мнению,
грамоту и счет дети усваивают легко
и незаметно без систематического
обучения, взаимно обучая друг друга.

В этих целях Е.
И. Тихеева создает ряд пособий типа
парных картинок, лото и др. Она
разрабатывает 60 задач для игр-занятий
на закрепление количественных и
пространственных представлений,
объясняя необходимость их тем, что
математика, как точная наука, требует
систематизации усвоенных числовых
представлений. В качестве счетного
материала она советует брать естественный
материал — камешки, бобы, листья,
шишки, а также мелкие игрушки, пуговицы,
ленточки и др.

Все пособия
разрабатывались ею с установкой на
коллективные игры-занятия (всевозможные
виды лото, домино, парные картинки и
др.), Е. И. Тихеева требовала от
воспитателей невмешательства в
развитие детей и в то же время указывала
на необходимость использования ее
методики в работе с каждым ребенком.

Она осознавала
необходимость и значение обучения,
последовательного усложнения учебного
материала, однако в обосновании своих
рекомендаций она не преодолела еще
влияния идеалистических теорий.

Несмотря на
ошибочность некоторых взглядов, ряд
общепедагогических высказываний Е.
И. Тихеевой и ее пособия по счету не
утратили своей ценности и до сих пор.
Они вошли в общий фонд советской
дошкольной педагогики.

Читайте также:  Пособие по развитию ребенка 4

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По мнению Е.И.Тихеевой развитие математических представлений у ребенка должно происходить из его практических потребностей в нормальной, естественной жизни.

Однако, роль воспитателя при таком развитии очень велика и ответственна (вопреки утверждениям критиков Тихеевой).

Действительно,

— «взрослые должны обставить жизнь детей так, чтобы каждая способность каждого из них развивалась интенсивно и беспрепятственно, чтобы все их духовные запросы находили удовлетворение»,

— «взрослые должны быть незаметными пособниками и руководителями детей»,

— взрослые должны вводить в жизнь ребенка развивающий материал,

— взрослые должны следить за тем, на какой ступени развития находится каждый из детей, каков его запас сведений и представлений.

— взрослые должны использовать все возможности выдвигаемые жизнью для ФЭМП и в порядке простого непринужденного разговора использовать каждый из них соответственно той или иной цели,

— в играх-занятиях на первоначальном этапе взрослые должны сами принимать участие. При этом, чем больше взрослые вложат в игры жизни, подвижности, разнообразия, тем с большим интересом дети будут к ним относиться, тем интенсивнее будут развиваться. Однако взрослый должен предлагать ребенку задачу-игру «лишь тогда, когда убедится, что соответствующее представление уже усвоено ребенком путем наблюдения и действенного участия в жизни.

Воспитателю (да и всем взрослым) отводится очень сложная роль и при этом очень необходимая: без воспитателя ребенок не сможет развиваться.

Тихеева утверждала:

«Ребенок, играя, трудясь, живя и пользуясь самостоятельно каждым удобным случаем жизни, нами взрослыми, надлежащим образом обставленной, научится сам всему, чему ему надлежит в первые годы научиться. Усвоит то или другое познание именно тогда, когда его духовные интересы этого потребуют, и усвоит в том именно виде, в котором сама жизнь это знание перед ним представит.

Воспитателю надо быть осторожным и последовательным в своем методическом отношении к каждому из малышей, надо считаться с той ступенью развития, на которой каждый из них находится, спрашивать с каждого по силе его, но развитие этих детей будет шириться и углубляться помимо вас, не считаясь лишь с вашим личным воздействием.

Младшие дети наблюдают игры, занятия своих старших товарищей и усваивают невольно и незаметно так много, что принуждают вас перескакивать сразу через несколько ступеней той лестницы методических приемов, по которой вы имеете твердое намерение шествовать последовательно и планомерно. При таких условиях развитие каждого ребенка совершается строго индивидуально, соответственно интересам и духовным запросам каждого из них. Коллективные уроки стремятся к тому, чтобы все дети сразу и в одно и то же время усвоили то, что им на этих уроках преподносят: сегодня все познакомились с 1, через неделю узнают, как записать число 2 и т.п. В детском саду этого не должно быть.

Познания детей будут различны, степень их развития не одинакова, но это должно не пугать, а радовать сознательного воспитателя. «К душе навязываемое знание не пристанет», сказал Платон уже 4 века до н.э.

Коллективные же уроки в применении с маленьким детям неизбежно навязывают знание большинству из них. Единственно правильный путь тот, когда душа ребенка сама воспринимает то, до чего она доросла и чего она сама просит.

Вклад А.М.Леушиной в разработку содержания, форм и методов формирования математических представлений у детей дошкольного возраста:

Начиная с 40-х годов 20 века благодаря исследованиям А.М.Леушиной

методика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста получила научное и теоретическое обоснование.

Ею были раскрыты психолого-педагогические особенности восприятия математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста.

А.М.Леушиной были введены занятия как основная форма обучения детей математике в детском саду.

Ею были разработаны программа, содержание и методы работы с детьми

3-,4-,5- и 6-летнего возраста.

Методическая концепция формирования математических представлений у детей дошкольного возраста А.М.Леушиной заключается в следующем:

Сначала следует дочисловой период обучения, детей учат выполнять различные операции над множествами. От нерасчленённого восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению его отдельных элементов путём их попарного сопоставления. Затем следует обучение детей счёту, которое базируется на сравнении двух групп предметов. Дети знакомятся с числом как результатом счёта, затем как характеристикой численности конкретной группы предметов. Затем усваивается последовательность чисел и отношения между ними. Представление о числе обобщается на основе сравнения нескольких групп предметов по признаку количества независимо от других признаков.

Читайте также:  Центр развития ребенка метро кантемировская

В 60-70 годы А.М.Леушиной и её последователями были разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению величины объектов.

Результаты научных исследований А.М.Леушиной отражены в её докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), многочисленных учебных и методических пособиях, например: «Занятия по счету в детском саду» (1963), «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (1974).

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 9600; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Слайд 1

Идеи математического развития детей дошкольного возраста в трудах Е.И.Тихеевой Выполнила Киселева Елена

Слайд 2

Одним из ярких представителей в области просвещения была Елизавета Ивановна Тихеева (1867 – 1934).

Слайд 3

Начало ее педагогической деятельности относится к 90-м годам 19 века. Свои взгляды на развитие методики она отразила в книгах «Современный детский сад», «Счет в жизни маленьких детей», «Наш счетно-строительный материал».

Слайд 4

Ее требования к организации работы с детьми: создавать специальную обстановку таким образом, чтобы все способности ребенка развивались интенсивно и беспрепятственно, все их запросы находили удовлетворение; в этой среде ребенок должен всему научиться сам, а взрослые при этом должны быть его незаметными пособниками и руководителями (переоценка значения дидактических игр, автодидактизм ); из занятий должно быть исключено формальное, систематическое обучение, недопустима организация коллективных занятий, т.к. в них «навязывается» всем то, к чему не лежит душа некоторых детей (индивидуальное обучение); к маленьким детям нельзя применять школьные методы; нельзя позволять ребенку расти «подобно сорной траве»; недопустима полная стихийность воспитания, т.к. в школу большинство детей приходят неподготовленными; « работу в д/с не должно стеснять никакими рамками, …она должна вытекать из особенностей индивидуальности детей» (отрицание программы).

Слайд 5

В книге «Счёт в жизни маленьких детей» Описывает примерную программу для детей от 2 до 8 лет: «Объёмы числовых представлений нормальных детей»: 2 года- распознавание понятий: один-много, большой-маленький. 3 года- счёт до трёх, количественное восприятие предметов в пределе трёх, выбор по называнию: большой и маленький, распознавание и выбор по называнию форм: шар и куб. 4 года- счёт до четырёх, распознавание понятий: низкий-высокий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, тяжёлый-лёгкий . 5 лет — счёт до пяти, употребление названий: глубокий-мелкий, высокий-низкий, распознавание форм: цилиндр, круг. 6 лет — счёт до десяти, сложение и вычитание в пределах восьми на конкретном материале, понятия: прибавить, отнять, решение и составление соответствующих задач.

Слайд 6

Все знания ребенок должен получать в игре и через игру с природным материалом, с предметами быта, со специальным дидактическим материалом, при этом важную роль играет слово воспитателя как залог успешности обучения. Дидактический и природный материал должен быть интересен, знаком, разнообразен, всегда под рукой, но нельзя ребенка насильно заставлять им пользоваться. Тихеева сама создает более 60 игр-занятий с дидактическим материалом и рекомендует организовывать с детьми коллективные занятия (в 4-5 лет) с обязательным участием воспитателя.

Слайд 7

Пособия, разработанные Е.И.Тихеевой : Лото счетные ящички парные картинки подбор цифры к группе предметов счетно-строительный материал дроби игры с палочками и др . Знакомя с величиной и формой используются игры с палочками, счетно-строительный материал, деревянные формы и тела, игры типа «Подбери коромысло барышне», «Разложи по-порядку » (на развитие хроматического чувства и чувства пропорциональности), измерительная деятельность. Тихеева предлагает учить детей решать задачи на сложение и вычитание на конкретном материале.

Слайд 8

В 1908 г. Е.И.Тихеева организовала «Общество содействия дошкольному воспитанию детей» в Петербурге. Под влиянием передовых идей зарубежной и русской педагогики, особенно теории К.Д.Ушинского , выступала с резкой критикой современной ей системы воспитания, возможность ее изменения видела в развитии просвещения и в самосовершенствовании. Под ее руководством открывались д/с, клубы, колонии, курсы по подготовке воспитателей, разрабатывалась инструкция в помощь организаторам детских учреждений.

Слайд 9

Анализируя взгляды Е.И.Тихеевой , можно выделить ряд противоречий: Отрицательные Положительные Система Отрицает систематическое обучение. Возражает против стихийности. Занятия Против коллективных занятий. Роль взрослого Требует участия в играх взрослого. Программа Создает программу-минимум. Счет Дети приходят в школу неподготовленными, ребенок должен постичь десяток до 7 лет.

Слайд 10

Вывод: на протяжении длительного педагогического пути взгляды Е.И. претерпевали изменения: от концепции о самопроизвольном развитии и самовоспитании ребенка она постепенно пришла к признанию необходимости систематических организованных занятий при активной роли воспитателя.

Слайд 11

Спасибо за внимание

Источник