Если вас тревожит развитие вашего ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №52

Если вас тревожит развитие вашего ребёнка…

(Несколько практических советов родителям)

Подготовила: Николаева Ирина

                                                     Павловна, учитель — дефектолог

г. Новочеркасск

2012 г.

    Только родители могут дать своему ребёнку любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищён от всех невзгод. Они не специалисты и не обязаны разбираться во всех тонкостях развития ребёнка. Но их внимание к особенностям развития и поведения поможет вовремя заметить признаки возможного неблагополучия и помочь ребёнку их преодолеть. И именно родители определяют: попадёт ли ребёнок в поле зрения специалистов? Получит ли необходимую помощь? Как сложится его обучение? К какому результату оно приведёт?

    В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребёнка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Это ставит родителей ребёнка с отклоняющимся развитием в сложное положение: они должны понять и принять особенности своего ребёнка, влияющие на его судьбу, и сделать выбор иногда нелёгкий для родительского самолюбия. Особенно мешают обывательские предрассудки и штампы, прежде всего представления о том, что, находясь среди детей с нарушенным развитием, ребёнок «станет как они», «научится» у них неправильному поведению или речи, будет ещё больше отставать в развитии.

       На практике часто встречаются  две крайности. Одни родители склонны объяснять все особенности развития и поведения своих чад «характером», «шустростью», «ленью», т.е., по сути, уходить от проблем. Другие болезненно переживают малейшие несоответствия в развитии своего ребёнка «нормам», много раз перепроверяют и уточняют, что он может и в чём затрудняется, подгоняют ребёнка, упрекают его в несостоятельности, фиксируя его, таким образом, на собственной не успешности и программируя его дальнейшее развитие. И в том, и в другом случае ребёнок не получает необходимой помощи. Он оказывается заложником родительского самолюбия. Понимая и уважая чувства родителей, хочется направить их усилия в конструктивное русло: если вы отметили несоответствие между  возможностями вашего ребёнка и «нормативными» показателями развития, обратитесь к специалистам – только комплексный анализ недостатков развития, их причин и последствий может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребёнку.

       Когда желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребёнка?

  1. Ребёнок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжёлые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах).
  2. Ребёнок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьёзные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.).
  3. В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.
  4. Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас.
  5. У ребёнка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения.
  6. Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления).
  7. Не способен  следовать инструкции (не может сосредоточиться на деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается).
  8. Импульсивен (сначала делает, потом думает).
  9. Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности.
  10. Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора.
  11. Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен.
  12. Неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен.
  13. Быстро устаёт и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его.
  14. Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему.
  15. У ребёнка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие-то особенности характера, поведение стало странным, непонятным.

       Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Поэтому чем раньше будут приняты меры, тем лучшими будут достигнутые результаты.

        Вопрос первый: где можно получить совет, в каком типе детского учреждения целесообразно обучать ребёнка?

        В психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и консультативно-диагностических центрах, в которых специалисты разного профиля (врачи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды, нейропсихологии, нейрофизиологи и др.) смогут оценить особенности развития ребёнка и его возможности в обучении.

        Вопрос второй: почему имеет смысл прислушаться к мнению специалистов-консультантов, а не опираться на советы специалистов, допустим, детской поликлиники?

        Потому что в ПМПК и диагностических центрах проводится диагностика особенностей развития ребёнка: его достоинства и недостатки оцениваются в связи с возможностью различных вариантов обучения, все вопросы решаются на пересечении клинических (медицинских), психологических и педагогических аспектов.

        Опыт показывает, что одинаковый  по интенсивности стресс переживают большинство родителей, независимо от того, насколько тяжелыми являются выявленные у ребёнка проблемы.

         Так, вердикт о наличии у ребёнка задержки психического развития (вариант нормального развития, требующий при обычном обучении специальной коррекционно-развивающей педагогической поддержки) травмирует в такой же степени, как  и диагноз «умственная отсталость легкой степени», предполагающий обучение по облегчённой (вспомогательной) программе в специальной школе.

          И гораздо лучше иметь установленный диагноз и возможность решать имеющиеся проблемы теми способами, которые предлагают специалисты, чем игнорировать проблемы, предполагая, что они сами собой исчезнут. Ведь нередко своевременность оказанной помощи имеет принципиальное  значение, а исправить недостатки неправильного обучения гораздо сложнее, чем начинать «с нуля» адекватное обучение. При «массовом» подходе ребёнка ждут огорчения, так как образовательная система достаточно требовательна, и ребёнку, испытывающему те или иные трудности, в ней будет весьма неуютно. Однако часто родители руководствуются тем, что, находясь среди «нормально» развивающихся детей, их ребёнок  «подтянется», «исправится», «доразовьётся». При этом  они не учитывают, что « обучение ведёт за собой развитие» (Л.С.Выготский) только в том случае, если обучение соответствует реальным возможностям ребёнка, ложится на подготовленную базу. Например, ребёнок, не усвоивший арифметические действия, не «разовьётся» на уроках алгебры. Самое печальное – то, что ребёнок со специальными образовательными потребностями оказывается в незавидном  положении. Ничего, кроме сниженной самооценки и дополнительных проблем, он в этой ситуации не приобретает. Чтобы компенсировать свои проблемы, он нуждается, прежде всего, в доступной, соответствующей его возможностям специальной программе обучения и специальном педагоге. Организация педагогического процесса в специализированных образовательных учреждениях учитывает особенности таких детей: малая наполняемость группы или класса, дополнительные индивидуальные занятия, находясь в маленькой группе детей, ребёнок меньше отвлекается и устаёт, у него лучше формируется направленное   внимание в любом виде деятельности; щадящий режим, чёткое соблюдение гигиенических требований позволяют избежать переутомления; профилактические оздоровительные мероприятия, необходимая медикаментозная помощь предотвращают или компенсируют отклонения в состоянии ребёнка. Все эти факторы крайне важны для его развития и обучения.

        Ни в коей мере не претендуя на ограничение свободы выбора родителей, мы хотим дать несколько советов, как сориентироваться в сложной ситуации, на что опираться при принятии важного решения – где и как обучать и воспитывать своего ребёнка.

         Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребёнка и о предлагаемом пути обучения.

         Не стесняйтесь задавать вопросы – в результате консультации не должно остаться «тёмных пятен». Какие вопросы задавать? Приводим примерный их список.

  1. Какие особенности ребёнка свидетельствуют о диагностированном варианте развития?
  2. Могут ли эти особенности быть обусловлены какими-либо внешними факторами, например неправильным воспитанием?
  3. Есть ли другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и педагогической помощи, кроме предложенных?
  4. Какова перспектива развития и обучения ребёнка, какой объём знаний он сможет усвоить при предложенной форме обучения?
  5. Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребёнок?
  6. Каковы перспективы его социальной адаптации, какие профессии он сможет освоить, закончив обучение?
  7. Какие ограничения ждут его в жизни в связи с имеющимся диагнозом?

  Это лишь часть вопросов, возникающих у родителей, которые стремятся выбрать оптимальный путь обучения для своего ребёнка.

          Если консультация вас не удовлетворила, не стесняйтесь получить «второе мнение». Доверяйте себе – если специалист утверждает что-либо противоречащее вашему опыту общения с ребёнком, возможно, он не до конца разобрался в ситуации, и повторная консультация позволит «пролить свет» на неясные вопросы. В итоге существенные противоречия между вашим мнением и мнением специалистов должны быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов. Поддерживайте контакт с вызывающим  у вас доверие специалистом, потому что его советы могут потребоваться  вам ещё ни один раз.

          Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка просто не бывает.

          Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь констатация  проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе – надо просто попросить специалиста объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами и о чём вы только что говорили на консультации.

         Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребёнка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания – если ребёнок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполняя предложенное задание.

         Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребёнка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции – несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.

         И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания.

         В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления  мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается – ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять  интереса к чтению рассказов и сказок, к играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.

        С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость  и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях. «На  перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», — сердится взрослый, не зная, что детям с подобными нарушениями как раз свойственны возбуждение и хаотичная активность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

        Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.

       К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение вести себя, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении). И слуховое, и зрительное  внимание у них ограниченно, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идёт более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.

       Всё это создаёт предпосылки для  возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.

       Переживающий свои  неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей. Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут скомпенсированы или хотя бы сглажены – и  обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.

       С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.

       Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное, неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом  уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения. Помните – попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.

        Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

       Вопрос о том, какой вид  детского учреждения больше всего подходит ребёнку с явлениями минимальной мозговой дисфункции, решается индивидуально в каждом конкретном  случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами, например, в психолого-медико-педагогической консультации. Очень важно, к какому  педагогу попадёт ребёнок, — от его отношения к ребёнку зависит отношение ребёнка к учёбе и к самому себе. Такие дети особенно трудны для педагога, так как постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если воспитатель понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт с ребёнком и помочь ему.

        Конечно, от специалистов зависит  многое. Но от вас – ещё больше.

        Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребёнка.

       Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия  в преодолении имеющихся проблем, принять  обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребёнка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.

Литература:

  1. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого – педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.- Дефектология, 1984,№5.
  2. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей.- Дефектология, 1973, №6.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М.: Просвещение, 1998.
  4. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1998.

Источник

Если вас тревожит развитие вашего ребёнка…

    В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребёнка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Это ставит родителей ребёнка с отклоняющимся развитием в сложное положение: они должны понять и принять особенности своего ребёнка, влияющие на его судьбу, и сделать выбор иногда нелёгкий для родительского самолюбия. Особенно мешают обывательские предрассудки и штампы, прежде всего представления о том, что, находясь среди детей с нарушенным развитием, ребёнок «станет как они», «научится» у них неправильному поведению или речи, будет ещё больше отставать в развитии.

    На практике часто встречаются  две крайности. Одни родители склонны объяснять все особенности развития и поведения своих чад «характером», «шустростью», «ленью», т.е., по сути, уходить от проблем. Другие болезненно переживают малейшие несоответствия в развитии своего ребёнка «нормам», много раз перепроверяют и уточняют, что он может и в чём затрудняется, подгоняют ребёнка, упрекают его в несостоятельности, фиксируя его, таким образом, на собственной не успешности и программируя его дальнейшее развитие. И в том, и в другом случае ребёнок не получает необходимой помощи. Он оказывается заложником родительского самолюбия. Понимая и уважая чувства родителей, хочется направить их усилия в конструктивное русло: если вы отметили несоответствие между  возможностями вашего ребёнка и «нормативными» показателями развития, обратитесь к специалистам — только комплексный анализ недостатков развития, их причин и последствий может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребёнку.

    Когда желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребёнка?

1. Ребёнок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжёлые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах). 

2.Ребёнок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьёзные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.). 

3.В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние. 

4. Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас. 

5. У ребёнка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения. 

6. Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления). 

7. Не способен  следовать инструкции (не может сосредоточиться на деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается). 

8. Импульсивен (сначала делает, потом думает). 

9. Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности. 

10. Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора. 

11.Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен. 

12. Неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен. 

13.Быстро устаёт и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его. 

14. Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему. 

15. У ребёнка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие-то особенности характера, поведение стало странным, непонятным. 

     Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Поэтому чем раньше будут приняты меры, тем лучшими будут достигнутые результаты.

        Вопрос первый: где можно получить совет, в каком типе детского учреждения целесообразно обучать ребёнка?

     В психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и консультативно-диагностических центрах, в которых специалисты разного профиля (врачи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды, нейропсихологии, нейрофизиологи и др.) смогут оценить особенности развития ребёнка и его возможности в обучении.

        Вопрос второй: почему имеет смысл прислушаться к мнению специалистов-консультантов, а не опираться на советы специалистов, допустим, детской поликлиники?

     Потому что в ПМПК и диагностических центрах проводится диагностика особенностей развития ребёнка: его достоинства и недостатки оцениваются в связи с возможностью различных вариантов обучения, все вопросы решаются на пересечении клинических (медицинских), психологических и педагогических аспектов.

     Ни в коей мере не претендуя на ограничение свободы выбора родителей, мы хотим дать несколько советов, как сориентироваться в сложной ситуации, на что опираться при принятии важного решения — где и как обучать и воспитывать своего ребёнка.

     Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребёнка и о предлагаемом пути обучения.

     Не стесняйтесь задавать вопросы — в результате консультации не должно остаться «тёмных пятен». Какие вопросы задавать? Приводим примерный их список.

— Какие особенности ребёнка свидетельствуют о диагностированном варианте развития? 

— Могут ли эти особенности быть обусловлены какими-либо внешними факторами, например неправильным воспитанием? 

— Есть ли другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и педагогической помощи, кроме предложенных?

— Какова перспектива развития и обучения ребёнка, какой объём знаний он сможет усвоить при предложенной форме обучения? 

— Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребёнок? 

— Каковы перспективы его социальной адаптации, какие профессии он сможет освоить, закончив обучение? 

— Какие ограничения ждут его в жизни в связи с имеющимся диагнозом? 

  Это лишь часть вопросов, возникающих у родителей, которые стремятся выбрать оптимальный путь обучения для своего ребёнка.

   Если консультация вас не удовлетворила, не стесняйтесь получить «второе мнение». Доверяйте себе — если специалист утверждает что-либо противоречащее вашему опыту общения с ребёнком, возможно, он не до конца разобрался в ситуации, и повторная консультация позволит «пролить свет» на неясные вопросы. В итоге существенные противоречия между вашим мнением и мнением специалистов должны быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов. Поддерживайте контакт с вызывающим  у вас доверие специалистом, потому что его советы могут потребоваться  вам ещё ни один раз.

      Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка просто не бывает.

      В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления  мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается — ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять  интереса к чтению рассказов и сказок, к играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.

      С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость  и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях. «На  перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», — сердится взрослый, не зная, что детям с подобными нарушениями как раз свойственны возбуждение и хаотичная активность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

     Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.

    К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение вести себя, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении). И слуховое, и зрительное  внимание у них ограниченно, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идёт более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.

    Всё это создаёт предпосылки для  возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.

    Переживающий свои  неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей. Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут скомпенсированы или хотя бы сглажены — и  обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу — как только будут выявлены.

     С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.

     Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное, неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом  уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения. Помните — попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.

     Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

     Конечно, от специалистов зависит  многое. Но от вас — ещё больше.

     Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребёнка.

     Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия  в преодолении имеющихся проблем, принять  обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребёнка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.

Учитель-дефектолог МБДОУ «Д/с № 40» Шевчук Л.В.

Источник