Если вас тревожит развитие вашего ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №52
Если вас тревожит развитие вашего ребёнка…
(Несколько практических советов родителям)
Подготовила: Николаева Ирина
Павловна, учитель — дефектолог
г. Новочеркасск
2012 г.
Только родители могут дать своему ребёнку любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищён от всех невзгод. Они не специалисты и не обязаны разбираться во всех тонкостях развития ребёнка. Но их внимание к особенностям развития и поведения поможет вовремя заметить признаки возможного неблагополучия и помочь ребёнку их преодолеть. И именно родители определяют: попадёт ли ребёнок в поле зрения специалистов? Получит ли необходимую помощь? Как сложится его обучение? К какому результату оно приведёт?
В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребёнка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Это ставит родителей ребёнка с отклоняющимся развитием в сложное положение: они должны понять и принять особенности своего ребёнка, влияющие на его судьбу, и сделать выбор иногда нелёгкий для родительского самолюбия. Особенно мешают обывательские предрассудки и штампы, прежде всего представления о том, что, находясь среди детей с нарушенным развитием, ребёнок «станет как они», «научится» у них неправильному поведению или речи, будет ещё больше отставать в развитии.
На практике часто встречаются две крайности. Одни родители склонны объяснять все особенности развития и поведения своих чад «характером», «шустростью», «ленью», т.е., по сути, уходить от проблем. Другие болезненно переживают малейшие несоответствия в развитии своего ребёнка «нормам», много раз перепроверяют и уточняют, что он может и в чём затрудняется, подгоняют ребёнка, упрекают его в несостоятельности, фиксируя его, таким образом, на собственной не успешности и программируя его дальнейшее развитие. И в том, и в другом случае ребёнок не получает необходимой помощи. Он оказывается заложником родительского самолюбия. Понимая и уважая чувства родителей, хочется направить их усилия в конструктивное русло: если вы отметили несоответствие между возможностями вашего ребёнка и «нормативными» показателями развития, обратитесь к специалистам – только комплексный анализ недостатков развития, их причин и последствий может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребёнку.
Когда желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребёнка?
- Ребёнок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжёлые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах).
- Ребёнок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьёзные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.).
- В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.
- Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас.
- У ребёнка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения.
- Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления).
- Не способен следовать инструкции (не может сосредоточиться на деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается).
- Импульсивен (сначала делает, потом думает).
- Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности.
- Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора.
- Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен.
- Неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен.
- Быстро устаёт и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его.
- Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему.
- У ребёнка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие-то особенности характера, поведение стало странным, непонятным.
Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Поэтому чем раньше будут приняты меры, тем лучшими будут достигнутые результаты.
Вопрос первый: где можно получить совет, в каком типе детского учреждения целесообразно обучать ребёнка?
В психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и консультативно-диагностических центрах, в которых специалисты разного профиля (врачи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды, нейропсихологии, нейрофизиологи и др.) смогут оценить особенности развития ребёнка и его возможности в обучении.
Вопрос второй: почему имеет смысл прислушаться к мнению специалистов-консультантов, а не опираться на советы специалистов, допустим, детской поликлиники?
Потому что в ПМПК и диагностических центрах проводится диагностика особенностей развития ребёнка: его достоинства и недостатки оцениваются в связи с возможностью различных вариантов обучения, все вопросы решаются на пересечении клинических (медицинских), психологических и педагогических аспектов.
Опыт показывает, что одинаковый по интенсивности стресс переживают большинство родителей, независимо от того, насколько тяжелыми являются выявленные у ребёнка проблемы.
Так, вердикт о наличии у ребёнка задержки психического развития (вариант нормального развития, требующий при обычном обучении специальной коррекционно-развивающей педагогической поддержки) травмирует в такой же степени, как и диагноз «умственная отсталость легкой степени», предполагающий обучение по облегчённой (вспомогательной) программе в специальной школе.
И гораздо лучше иметь установленный диагноз и возможность решать имеющиеся проблемы теми способами, которые предлагают специалисты, чем игнорировать проблемы, предполагая, что они сами собой исчезнут. Ведь нередко своевременность оказанной помощи имеет принципиальное значение, а исправить недостатки неправильного обучения гораздо сложнее, чем начинать «с нуля» адекватное обучение. При «массовом» подходе ребёнка ждут огорчения, так как образовательная система достаточно требовательна, и ребёнку, испытывающему те или иные трудности, в ней будет весьма неуютно. Однако часто родители руководствуются тем, что, находясь среди «нормально» развивающихся детей, их ребёнок «подтянется», «исправится», «доразовьётся». При этом они не учитывают, что « обучение ведёт за собой развитие» (Л.С.Выготский) только в том случае, если обучение соответствует реальным возможностям ребёнка, ложится на подготовленную базу. Например, ребёнок, не усвоивший арифметические действия, не «разовьётся» на уроках алгебры. Самое печальное – то, что ребёнок со специальными образовательными потребностями оказывается в незавидном положении. Ничего, кроме сниженной самооценки и дополнительных проблем, он в этой ситуации не приобретает. Чтобы компенсировать свои проблемы, он нуждается, прежде всего, в доступной, соответствующей его возможностям специальной программе обучения и специальном педагоге. Организация педагогического процесса в специализированных образовательных учреждениях учитывает особенности таких детей: малая наполняемость группы или класса, дополнительные индивидуальные занятия, находясь в маленькой группе детей, ребёнок меньше отвлекается и устаёт, у него лучше формируется направленное внимание в любом виде деятельности; щадящий режим, чёткое соблюдение гигиенических требований позволяют избежать переутомления; профилактические оздоровительные мероприятия, необходимая медикаментозная помощь предотвращают или компенсируют отклонения в состоянии ребёнка. Все эти факторы крайне важны для его развития и обучения.
Ни в коей мере не претендуя на ограничение свободы выбора родителей, мы хотим дать несколько советов, как сориентироваться в сложной ситуации, на что опираться при принятии важного решения – где и как обучать и воспитывать своего ребёнка.
Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребёнка и о предлагаемом пути обучения.
Не стесняйтесь задавать вопросы – в результате консультации не должно остаться «тёмных пятен». Какие вопросы задавать? Приводим примерный их список.
- Какие особенности ребёнка свидетельствуют о диагностированном варианте развития?
- Могут ли эти особенности быть обусловлены какими-либо внешними факторами, например неправильным воспитанием?
- Есть ли другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и педагогической помощи, кроме предложенных?
- Какова перспектива развития и обучения ребёнка, какой объём знаний он сможет усвоить при предложенной форме обучения?
- Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребёнок?
- Каковы перспективы его социальной адаптации, какие профессии он сможет освоить, закончив обучение?
- Какие ограничения ждут его в жизни в связи с имеющимся диагнозом?
Это лишь часть вопросов, возникающих у родителей, которые стремятся выбрать оптимальный путь обучения для своего ребёнка.
Если консультация вас не удовлетворила, не стесняйтесь получить «второе мнение». Доверяйте себе – если специалист утверждает что-либо противоречащее вашему опыту общения с ребёнком, возможно, он не до конца разобрался в ситуации, и повторная консультация позволит «пролить свет» на неясные вопросы. В итоге существенные противоречия между вашим мнением и мнением специалистов должны быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов. Поддерживайте контакт с вызывающим у вас доверие специалистом, потому что его советы могут потребоваться вам ещё ни один раз.
Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка просто не бывает.
Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе – надо просто попросить специалиста объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами и о чём вы только что говорили на консультации.
Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребёнка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания – если ребёнок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполняя предложенное задание.
Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребёнка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции – несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.
И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания.
В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается – ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.
С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях. «На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», — сердится взрослый, не зная, что детям с подобными нарушениями как раз свойственны возбуждение и хаотичная активность, низкая продуктивность в умственной деятельности.
Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.
К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение вести себя, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении). И слуховое, и зрительное внимание у них ограниченно, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идёт более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.
Всё это создаёт предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.
Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей. Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут скомпенсированы или хотя бы сглажены – и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.
С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.
Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное, неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения. Помните – попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.
Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.
Вопрос о том, какой вид детского учреждения больше всего подходит ребёнку с явлениями минимальной мозговой дисфункции, решается индивидуально в каждом конкретном случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами, например, в психолого-медико-педагогической консультации. Очень важно, к какому педагогу попадёт ребёнок, — от его отношения к ребёнку зависит отношение ребёнка к учёбе и к самому себе. Такие дети особенно трудны для педагога, так как постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если воспитатель понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт с ребёнком и помочь ему.
Конечно, от специалистов зависит многое. Но от вас – ещё больше.
Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребёнка.
Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребёнка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.
Литература:
- Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого – педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.- Дефектология, 1984,№5.
- Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей.- Дефектология, 1973, №6.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М.: Просвещение, 1998.
- Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1998.
Источник
Если вас тревожит развитие вашего ребёнка…
В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребёнка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Это ставит родителей ребёнка с отклоняющимся развитием в сложное положение: они должны понять и принять особенности своего ребёнка, влияющие на его судьбу, и сделать выбор иногда нелёгкий для родительского самолюбия. Особенно мешают обывательские предрассудки и штампы, прежде всего представления о том, что, находясь среди детей с нарушенным развитием, ребёнок «станет как они», «научится» у них неправильному поведению или речи, будет ещё больше отставать в развитии.
На практике часто встречаются две крайности. Одни родители склонны объяснять все особенности развития и поведения своих чад «характером», «шустростью», «ленью», т.е., по сути, уходить от проблем. Другие болезненно переживают малейшие несоответствия в развитии своего ребёнка «нормам», много раз перепроверяют и уточняют, что он может и в чём затрудняется, подгоняют ребёнка, упрекают его в несостоятельности, фиксируя его, таким образом, на собственной не успешности и программируя его дальнейшее развитие. И в том, и в другом случае ребёнок не получает необходимой помощи. Он оказывается заложником родительского самолюбия. Понимая и уважая чувства родителей, хочется направить их усилия в конструктивное русло: если вы отметили несоответствие между возможностями вашего ребёнка и «нормативными» показателями развития, обратитесь к специалистам — только комплексный анализ недостатков развития, их причин и последствий может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребёнку.
Когда желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребёнка?
1. Ребёнок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжёлые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах).
2.Ребёнок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьёзные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.).
3.В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.
4. Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас.
5. У ребёнка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения.
6. Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления).
7. Не способен следовать инструкции (не может сосредоточиться на деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается).
8. Импульсивен (сначала делает, потом думает).
9. Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности.
10. Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора.
11.Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен.
12. Неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен.
13.Быстро устаёт и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его.
14. Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему.
15. У ребёнка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие-то особенности характера, поведение стало странным, непонятным.
Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Поэтому чем раньше будут приняты меры, тем лучшими будут достигнутые результаты.
Вопрос первый: где можно получить совет, в каком типе детского учреждения целесообразно обучать ребёнка?
В психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и консультативно-диагностических центрах, в которых специалисты разного профиля (врачи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды, нейропсихологии, нейрофизиологи и др.) смогут оценить особенности развития ребёнка и его возможности в обучении.
Вопрос второй: почему имеет смысл прислушаться к мнению специалистов-консультантов, а не опираться на советы специалистов, допустим, детской поликлиники?
Потому что в ПМПК и диагностических центрах проводится диагностика особенностей развития ребёнка: его достоинства и недостатки оцениваются в связи с возможностью различных вариантов обучения, все вопросы решаются на пересечении клинических (медицинских), психологических и педагогических аспектов.
Ни в коей мере не претендуя на ограничение свободы выбора родителей, мы хотим дать несколько советов, как сориентироваться в сложной ситуации, на что опираться при принятии важного решения — где и как обучать и воспитывать своего ребёнка.
Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребёнка и о предлагаемом пути обучения.
Не стесняйтесь задавать вопросы — в результате консультации не должно остаться «тёмных пятен». Какие вопросы задавать? Приводим примерный их список.
— Какие особенности ребёнка свидетельствуют о диагностированном варианте развития?
— Могут ли эти особенности быть обусловлены какими-либо внешними факторами, например неправильным воспитанием?
— Есть ли другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и педагогической помощи, кроме предложенных?
— Какова перспектива развития и обучения ребёнка, какой объём знаний он сможет усвоить при предложенной форме обучения?
— Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребёнок?
— Каковы перспективы его социальной адаптации, какие профессии он сможет освоить, закончив обучение?
— Какие ограничения ждут его в жизни в связи с имеющимся диагнозом?
Это лишь часть вопросов, возникающих у родителей, которые стремятся выбрать оптимальный путь обучения для своего ребёнка.
Если консультация вас не удовлетворила, не стесняйтесь получить «второе мнение». Доверяйте себе — если специалист утверждает что-либо противоречащее вашему опыту общения с ребёнком, возможно, он не до конца разобрался в ситуации, и повторная консультация позволит «пролить свет» на неясные вопросы. В итоге существенные противоречия между вашим мнением и мнением специалистов должны быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов. Поддерживайте контакт с вызывающим у вас доверие специалистом, потому что его советы могут потребоваться вам ещё ни один раз.
Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка просто не бывает.
В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается — ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.
С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях. «На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», — сердится взрослый, не зная, что детям с подобными нарушениями как раз свойственны возбуждение и хаотичная активность, низкая продуктивность в умственной деятельности.
Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.
К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение вести себя, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении). И слуховое, и зрительное внимание у них ограниченно, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идёт более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.
Всё это создаёт предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.
Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей. Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут скомпенсированы или хотя бы сглажены — и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу — как только будут выявлены.
С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.
Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное, неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения. Помните — попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.
Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.
Конечно, от специалистов зависит многое. Но от вас — ещё больше.
Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребёнка.
Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребёнка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.
Учитель-дефектолог МБДОУ «Д/с № 40» Шевчук Л.В.
Источник