Если у отца ребенка была задержка в развитии

Мой сын заговорил поздно, уже ближе к трем годам, но я не переживала по этому поводу – современные тенденции развития детей таковы, что в связи с обилием различных гаджетов и средств информации дети стали сегодня говорить позже. Они понимают нас, копят пассивный словарь, но вот говорить начинают не очень рано. Хотя есть и исключения, поэтому, вопросам речевого развития родители уделяют особенно много внимания. И виной тому еще и пресловутое сравнение своего кровинушки с детьми друзей, соседей, и постоянные упреки и подколки родных: «А наш-то Васенька уже стихи читает, а ваш все молчит!»
Дайте с вами поговорим о том, какие причины приводят к тому, что дети длительно молчат, почему у них возникают проблемы с речью. Прежде всего, изначально, только врач может определить наличие задержки речевого развития и ни соседка, ни воспитатель в садике, ни ваши родственники в этом вопросе – не эксперты и не специалисты, их субъективное мнение в расчет брать не нужно вовсе. Сроки возникновения фразовой и активной речи сильно варьируют у детей как по возрасту, так даже и по полу. Обычно у девочек речь развивается активнее, чем у мальчиков, и они говорить начинают немного раньше, зато мальчишки физически развиваются активнее. Но, опять же, могут быть индивидуальные особенности.
Почему может страдать речь?
Причины появления стойких патологий в речи ребенка обычно разделяются на врожденные или приобретенные. Особенно часто на речь влияют различного рода неблагоприятные внутриутробные факторы, различные влияния в процессе родов или повреждения нервной системы и речевого аппарата в раннем возрасте малыша. К таким факторам можно отнести:
— целую группу наследственных факторов в виде умственной отсталости, развития психических заболеваний, резкие изменения в обмене веществ, расстройства гормонального обмена, влияющие на развитие мозга и всей нервной системы, проблемы с речью у родителей ребенка, передающиеся по наследству;
— различного рода осложнения беременности, влияющие на развитие нервной системы малыша;
— особенности течения родов в виде стремительных или затяжных родов, осложненные роды с тяжелыми травмирующими акушерскими вмешательствами – наложением щипцов, экстренным кесаревым сечением, вакуум-экстракцией, что в результате привело к травмам мозга или развитию у плода асфиксии с поражением речевых центров;
— различные послеродовые влияния – тяжелые инфекции и заболевания у малыша в раннем возрасте (сепсис, пневмонии, неврологические болезни, соматические тяжелые патологии);
— негативные влияния окружающей среды на ребенка в виде длительных и тяжелых психотравмирующих ситуаций, двуязычные семьи, психологические травмы, запущенность педагогическая и социально-бытовая, противоречивая система воспитания в семье.
Однако, стоит помнить о том, что далеко не каждый из указанных мною факторов будет обязательно являться определяющим для того, чтобы возникали патологии развития. При этом, внутриутробные факторы, нарушающие правильное развитие плода и вызывающие у него недоразвитие определенных структур и основных физиологических систем в организме, а также поражения головного мозга (энцефалопатии), особенно с поражением определенных зон, не пройдут совершенно бесследно для малыша. И также, влияния во время беременности и в процессе родов оставят более негативные последствия, нежели влияния в дальнейшей жизни малыша, так как клетки мозга в этот период менее зрелые, чем уже у подрастающего крошки. Чаще сего в проблемах речи виноватыми оказывается целая комбинация из нескольких вредных моментов сразу, которые в результате формируют не только речевые, но и психолого-педагогические проблемы у ребенка.
Но на каких же конкретно этапах в развитии ребенка могут происходить изменения, при каких обстоятельствах и при создании каких условий можно ожидать повреждения речевого аппарата, что будет вызывать дефекты речи? Кроме того, только ли повреждения в самом речевом аппарате приводят к тому, что возникают речевые расстройства или могут быть проблемы с речью при вполне здоровых речеобразующих органах? Давайте в этом разберемся поподробнее.
Становление речи и влияние на него негативных факторов
Итак, давайте с вами разберемся с самого начала, что может повлиять на речь наших малышей в период, когда мы еще только-только планируем малышей и вынашиваем их в своем животе?
Ваш малыш может быть еще даже не рожденным, и еще даже не планирован, а негативные факторы, которые в дальнейшем могут на него повлиять, уже работают в вашем организме на полную катушку, формируя влияние как непосредственно на речевые его функции, так и на многие иные патологии. Как же так? Все это легко объясняется влиянием на здоровье будущих детей нашей неблагоприятной наследственности и ведения неправильного образа жизни будущими родителями. Передаться от родителей к детям могут некоторые из особенностей в нервно-психическом развитии, особенности работы как центральных, так и периферических отделов нервной системы. Так, малыш может унаследовать ваши особенности строения органов артикуляции, а значит – и особенности речи.
Причем могут быть унаследованы расщелины неба, своеобразное его строение, а также работа тех нервных структур, которые отвечают за осуществление речевых функций. Проще говоря, ваши дети будут говорить примерно так же как вы, и дефекты вашей речи могут наследоваться. Для нервной системы в целом, и для речи в частности, важными будут такие факторы, влияющие еще до наступления беременности как профессиональные вредности, поражающие спермии папы и яйцеклетки мамы, вибрационные нагрузки, ионизирующие лучи, прием наркотиков, даже немного и даже легких, алкоголь, курение. Будут негативно влиять прерывания беременности, физическое и нервное истощение.
Во время беременности
На нормальный процесс внутриутробного развития и значит, на формирование речевых центров и содружественных с ними других участков мозга, а также на развитие самого речевого аппарата, могут влиять токсикозы беременности и гестозы, острые или хронические заболевания матери во время беременности. Особенно в ранних сроках перенесенные краснуха, грипп, эндокринные нарушения, проблемы печени и почек, резус-конфликты, травмы живота при беременности. Не менее важны прием медикаментов, влияющих на слух и нервную систему, профессиональные вредности, негативные эмоции беременной женщины и ее стрессы. Все эти факторы могут нарушить как строение головного мозга, так и разорвать формирующиеся особые связи между нервными центрами, повлиять на дальнейшую работу нервной системы.
Особым вопросом во влиянии на будущую речь и интеллект в целом является курение матери при беременности. Естественно, все знают, курить при беременности вредно, но не все осознают насколько это вредно, и что конкретно страдает у малыша. Ученые провели в экспериментах УЗИ женщинам, как во время курения, так и сразу после него. Во время затяжек сердцебиение плода резко ускоряется, в то время как его движения постепенно замирают, ребенок как бы задыхается, и у него в этот момент отмирает по одной-две сотни клеточек в головном мозге. Дети таких мамочек после рождения ослаблены, они хуже развиваются, подвержены постоянным заболеваниям, что естественно приводит и к задержкам речи у детей. При курении более 10 сигарет в день коэффициент умственного развития детей снижается на 9-10 пунктов из-за резкой гипоксии мозга плода. Плюсом к тому идет целый набор вредных веществ самого табачного дыма.
Осложненное протекание родов может приводить к повреждениям структур головного мозга травматического характера. Обычно это бывают гипоксия в родах, ишемия мозга или кровоизлияния из разорвавшихся сосудиков, травмы шейного отдела позвоночника с нарушением мозгового кровообращения, которые могут повреждать речевые центры. Как результат – развиваются они гораздо медленнее положенных сроков.
После родов
После рождения влияние негативных факторов на формирующиеся речевые центры все также актуально. Особенно негативно будут влиять на растущий мозг малыша травмы головы (как результат падений), приводящие к сотрясениям и ушибам мозга, воспалительные поражения мозга в виде энцефалитов и менингоэнцефалитов, пневмонии, дизентерии, любые заболевания, резко ослабляющие организм и тормозящие общее развитие.
Не меньше на речь влияют постоянные проблемы с ушами, так как слух непосредственно влияет на речевые функции. Могут влиять некоторые нерационально применяемые лекарства, особенно токсичные для слухового нерва антибиотики. Также могут нарушить речь и аномалии зубочелюстного аппарата из-за травм, сосания пальца или соски, постоянное общение с людьми, у которых имеются выраженные дефекты речи.
Все это в комплексе может существенно повлиять как на срок формирования речи, так и на ее правильность. Поэтому, нужно уделять внимание здоровью малыша, чтобы его первые слова и фразы вы услышали вовремя. Завтра мы будет говорить о речи и ее развитии далее:
Формирование речи ребенка — как помочь?
ЗРР — в чем она проявляется?
Помощь родителей при ЗРР у детей
Источник
Задержка в развитии — симптом патологического процесса, который приводит к нарушениям в физиологическом или психологическом плане. Следует отметить, что задержка психоречевого развития может иметь наследственную этиологию. В некоторых случаях в зависимости от этиологического фактора и общего состояния здоровья ребёнка — это необратимый патологический процесс. Ранняя, и соответственно своевременная, диагностика нарушения довольно затруднительна. Однозначно, при первых же проявлениях клинической картины у ребёнка следует срочно обращаться за медицинской помощью, а не игнорировать симптом или предпринимать попытки устранить его самостоятельно.
Этиология
Что касается этого патологического процесса, то здесь нет единых этиологических факторов, так как каждый вид задержки в развитии имеет свои провоцирующие факторы. Однако следует отметить, что практически для всех случаев есть одна общая причина — задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР).
Задержка развития речи (ЗРР) может быть обусловлена следующими этиологическими факторами:
- травмы головы или новообразования в головном мозге;
- патологии нервной системы;
- инфекционные недуги, которые перенесла мать во время беременности;
- нарушение слухового восприятия или полная глухота;
- социальная неадаптированность;
- если взрослые не стимулируют развитие речи у ребёнка – по звукам или неправильно выговариваемым словам они понимают смысл сказанного и реагируют на это. В таких случаях ребёнок просто не будет стараться говорить правильно, так как достигает нужного результата сразу же.
Как правило, задержка речевого развития у детей определяется до трёх лет. Если до этого возраста малыш не научился выговаривать верно, не имеет определённого словарного запаса, который оптимален для его возраста, то требуется консультация психолога, невролога и логопеда.
Задержка психического развития (ЗПР) может быть обусловлено как патологическими, так и социальными факторами. К первым следует отнести:
- поражения центральной нервной системы ребёнка в период формирования. В таком случае наблюдается задержка развития плода (ЗРП) со всеми вытекающими последствиями;
- вредные привычки матери — курение, употребление алкоголя и наркотических средств, частые стрессы и сильное нервное напряжение;
- гипоксия плода;
- гидроцефалия;
- инфекционные заболевания (чаще всего к такому симптому приводит менингит, сепсис, менингоэнцефалит);
- опухоли головного мозга;
- заболевания с наследственной этиологией;
- рахит;
- аутоиммунные патологические процессы;
- нарушение функционирования сенсорного восприятия информации (зрение и слух).
К социальным провоцирующим факторам можно отнести следующие:
- частые психологические травмы;
- педагогическую запущенность ребёнка;
- ограничение деятельности ребёнка, что приводит к социальной неадаптированности.
Как правило, дети с задержкой психического развития замкнуты, не любят подпускать к себе чужих людей, в том числе и своего возраста. Такой диагноз ставится в младшем дошкольном и школьном возрасте, когда ребёнок начинает общаться с другими детьми.
Задержка психомоторного развития имеет следующую этиологию:
- эндокринные патологии врождённого и приобретённого характера;
- плацентарная недостаточность;
- бытовая или химическая интоксикация (характерна для детей на первом году жизни);
- ЗВУР, которые имеют хромосомную природу – синдром Дауна, синдром Патау;
- инфекционные заболевания;
- последствия перинатальной и постнатальной патологии (задержка развития плода);
- недуги генетической природы.
Не исключение в этом случае и социальные причины — дефицит ухода и питания, частые стрессы и педагогическая запущенность ребёнка.
О задержке полового созревания можно говорить тогда, когда у мальчиков к 14 годам и у девочек к 13 годам отсутствуют возрастные изменения. Возникновению симптома предшествуют следующие факторы:
- хромосомные нарушения;
- онкологические процессы, которые приводят к неправильной выработке гормонов;
- перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания;
- дисфункция щитовидной железы;
- синдром Тёрнера;
- неполноценное питание.
В некоторых случаях задержка полового развития может наблюдаться у девочек, которые с раннего возраста занимаются спортом – постоянные физические нагрузки изменяют естественные физиологические процессы.
Симптоматика
Для каждой формы задержки развития характерна своя клиническая картина. Задержка речевого развития характеризуется следующими признаками:
- в первые месяцы жизни малыш не гулит;
- дети в возрасте года не откликаются на своё имя;
- ребёнок не распознаёт картинки в книгах, не может выполнить простейшее поручение взрослых;
- в возрасте 2–3 лет ребёнок не произносит простые предложения и осмысленные фразы;
- ребёнок реже других детей задаёт вопросы.
Нарушения в психомоторном развитии проявляются следующим образом:
- отсутствует сосредоточенность на ярких предметах или звуках (дети с двухмесячного возраста);
- отсутствует эмоциональный интерес к новым предметам, нет двигательной активности;
- резко отстаёт формирование лепетной речи;
- к 12 месяцам ребёнок не понимает обращённой к нему речи;
- после 15 месяцев наблюдается бесцельная активность;
- после двух лет нет словарного запаса.
Патологические процессы в психическом развитии имеют следующую клиническую картину:
- замедленное, часто неточное восприятие;
- поверхностное, нестойкое внимание;
- нарушение образного и абстрактного мышления — ребёнок не может выразить свои мысли;
- ограничение словарного запаса, нарушение речи.
Признаки задержки психического развития у детей
Нарушения в развитии полового созревания проявляются только к 13–15 годам и имеют следующие признаки:
- у девочек к 14 годам нет месячных и отсутствует увеличение молочных желез;
- у мальчиков к 14 годам не развиты половые органы;
- к 15 годам нет лобковых волос.
Проявление любого вида задержки в развитии требует консультации у профильного медицинского специалиста.
Диагностика
Программа диагностики может включать следующие методы:
- стандартные лабораторные исследования (забор крови и мочи);
- определение уровня гормонов крови;
- иммунологические исследования;
- КТ и МРТ головного мозга;
- ЭЭГ;
- психологические тесты;
- консультации у смежных специалистов (зависит от типа задержки в развитии и текущей клинической картины).
Лечение должен назначать только врач, самостоятельно что-либо предпринимать в таких случаях не следует, так как можно только усугубить состояние.
Лечение
Что касается медикаментозной терапии, то она будет сугубо индивидуальной, так как будет зависеть от первопричинного фактора. Практически всегда лечение включает работу ребёнка и родителей с психологом или психиатром. Если речь идёт о нарушении речевого развития, то обязательны консультации и занятия у логопеда. В более сложных случаях врачи рекомендуют постоянное обучение ребёнка в специализированных учебных учреждениях, где для них адаптирована программа.
Источник
Даже если доктор определил день родов, это еще не значит, что ребенок появится именно в этот срок. В медицинской практике нередки случаи переношенной беременности. В чем причина и как повлияет на ребенка «опоздание» в рождении? В статье мы постараемся ответить на эти и некоторые другие вопросы.
На сколько опаздываем?
В случае, если продолжительность беременности увеличивается на 10 – 14 дней и более, врач будет видеть в этом два основных фактора. Во-первых, он поставит вопрос: действительно ли дата, определенная для родов, является соответствующей. Если в течение всей беременности обозначенный срок соответствовал величине матки и высоте дна матки, дате чувствования первых движений плода беременной, дате прослушивания врачом первых ударов сердца плода, то можно быть уверенным в правильном сроке беременности. Исследования показывают, что в 70% случаев констатация переношения беременности оказывается неправильной. Обычно это связано как раз с ошибкой в расчетах.
Во-вторых, специалист должен установить, будет ли ребенок продолжать правильно развиваться – как, кстати, и бывает со многими детьми на десятом месяце. Однако порой среда внутри матки, ранее идеальная, начинает ухудшаться: нет соответствующего количества питательных компонентов и кислорода, амиотической жидкости все меньше. И тогда дальнейшее благополучное развитие плода ставится под угрозу.
Кроме того, очень важно различать истинное и ложное перенашивание беременности. Ложное, или пролангирование беременности, характеризуется только удлинением ее на 10 – 14 дней. Признаки незрелости у плода и изменения в плаценте при этом отсутствуют. Пролангированная беременность является вариантом нормы! Просто ваш малыш еще не «дозрел».
При истинном перенашивании плод достигает более высокой степени развития, чем при нормальной беременности, и рождается с признаками перезрелости. УЗИ позволяет обнаружить уменьшение толщины плаценты, относительное маловодие, крупные размеры плода, более четкие контуры и утолщение костей его черепа. В этом случае беременная женщина теряет в весе, окружность ее живота уменьшается на 5 – 10 см.
«Перезрелые» дети
Переношенный плод часто появляется на свет путем кесарева сечения. Делается это по нескольким причинам. Во-первых, дети, которые пребывали в утробе матери больше 40 недель, имеют большую окружность головки. Во-вторых, во время родов они могут втянуть первородный кал. В-третьих, у них может быть меньше кислорода и питательных веществ.
Если было точно установлено, что уже закончена 41 неделя беременности, а во время обследования отмечено, что шейка матки созрела (мягкая), многие врачи предпочитают стимулировать роды. Некоторые врачи будут ждать даже до 42 недель. Заметим, что ни одна из беременностей не продолжалась вечно. Правда, некоторые женщины дохаживали и 44 недели, но сегодня в большинстве случаев роды вызываются после 42 недель.
«Перезрелые» дети рождаются худые, с сухой, сморщенной, лущащейся кожей, без слоя плодовой мази, покрывающей обычно кожу доношенного новорожденного. Они по сравнению с другими детьми имеют более длинные ногти и волосы, у них открыты глаза и отмечается большая активность.
После родов в 20 – 50 % случаев у переношенных детей наблюдаются отклонения от нормального развития. Почти у половины новорожденных отмечается асфиксия. К тому же часты желтуха, гормональные кризы, неврологические нарушения, снижение адаптационных способностей, инфекционное поражение кожи. А изучение отдаленных результатов свидетельствует о том, что дети после запоздалых родов задерживаются и в своем развитии. Они позже начинают стоять и ходить, у них позже прорезываются первые зубы, позже начинают говорить.
В зоне риска
Когда есть повод задуматься? Специалисты утверждают, что чаще всего перенашивают беременность женщины:
– с эндокринными нарушениями (работа щитовидной железы, сахарный диабет);
– перенесшие аборты и воспалительные заболевания органов малого таза;
– с нерегулярным менструальным циклом;
– страдающие заболеваниями печени, желудка и кишечника (при этом нарушаются процессы обмена эстрогенов);
– соблюдающие постельный режим или ведущие сидячий образ жизни (головка плода не опускается в малый таз и не раздражает рецепторы шейки матки);
– испытывающие сильные эмоциональные нагрузки.
К факторам риска относятся также поздний гестоз, тазовое предлежание плода, перенашивание предыдущей беременности, возраст первородящей женщины более 30 лет.
Иногда рекомендуются два способа уменьшения вероятности на перенашивание беременности, но оба имеют определенные недостатки. Первый – ежедневное подергивание сосков груди. Однако есть риск вызова очень сильных спазмов. Второй – ручное отделение перепонки плода от нижнего отрезка матки. Это должно быть выполнено врачом. Но многие специалисты не рекомендуют предпринимать такие действия, так как может треснуть перепонка плода или возникнуть заражение.
Зовите его
Ваш малыш все не торопится? Не стоит паниковать и суетиться! Прежде всего, обратите внимание на общее самочувствие. Нет ли отеков, застоя жидкости в организме. В случае, если налицо значительные отклонения от нормы, обязательно посоветуйтесь с врачом – возможно, стоит заранее лечь в роддом. Ну а если самочувствие хорошее, анализы в норме, то лучше и для мамы, и для ребенка денек или еще недельку побыть дома, в привычной обстановке. Не стоит торопиться заранее лечь в роддом при нормально протекающей беременности. Иначе врач начнет «торопить» малыша при помощи различных стимулирующих средств, что тоже не всегда хорошо.
Стоит проверить, как функционирует плацента. Ведь это важнейший орган, при помощи которого происходит дыхание, питание и выведение продуктов обмена плода. В течение всей беременности плацента проходит несколько стадий эволюции: формирование, рост, зрелость, старение, на каждой из которых выполняет определенные функции. Причем от качества ее «работы» будет зависеть то, насколько обеспечены потребности ребенка.
Последите за питанием – лучше, если сейчас оно будет раздельным. Не рекомендуется в этот период в больших количествах мясо, сметана, жирный творог, зрелые сыры, дрожжевые мучные и сладкие изделия. Лучше перейти на нестрогое вегетарианское меню. Суставы и мышцы, задействованные в родах, станут гибкими, пластичными. Из продуктов выбирайте фрукты, сухофрукты, мед, овощи, каши на воде, пророщенные злаки, морепродукты, орехи, зелень.
Продолжайте выполнять упражнения-растяжки, специально рекомендованные при подготовке к родам, делайте суставную гимнастику, учитесь расслабляться. Во время беременности очень важны два типа упражнений: общеразвивающие, помогающие мышцам и другим тканям подготовится к родам, и аэробические (дыхательные), укрепляющие органы дыхания и сердечную деятельность.
Помогайте себе, используя дыхательные упражнения. Это и ежедневные прогулки на свежем воздухе, и плаванье или просто водные процедуры, и собственно упражнения по дыханию. Они помогут успокоиться, расслабиться и улучшат снабжение всех тканей и органов кислородом воздуха и питательными веществами.
Не забывайте общаться со своим малышом – сейчас это очень важно. Он вас чувствует и понимает, ощущает ваше настроение и настрой на роды, слышит и «оценивает» ритм вашего сердца, улавливает вибрации голоса. Зовите малыша, приглашайте, но не торопите. Пусть он сам выберет время для своего рождения.
Когда ребенок готов к рождению, в организме матери начинают вырабатываться специальные вещества, которые и «запускают» процесс. Роды наступают в определенный момент, вне зависимости от желания матери или указаний доктора. Помните, что ребенок должен быть не только физиологически зрелым, но и психологически готовым к рождению!
Факт 1: Исследования показывают, что в 70% случаев констатация переношения беременности оказывается неправильной.
Факт 2: При истинном перенашивании УЗИ позволяет обнаружить уменьшение толщины плаценты, относительное маловодие, крупные размеры плода, более четкие контуры и утолщение костей его черепа.
Факт 3: После родов в 20 – 50 % случаев у переношенных детей наблюдаются отклонения от нормального развития.
Факт 4: Не стоит торопиться заранее лечь в роддом при нормально протекающей беременности. Скорее всего врач начнет «торопить» малыша при помощи различных стимулирующих средств, что тоже не всегда хорошо.
Журнал «Baby Land»
Консультант: Тамара Панасевич, врач акушер-гинеколог
Источник