Если ребенок родился раньше срока развитие
Недоношенными считают детей, рождённых до 260 дня беременности. Ежегодно около 15 миллионов детей рождается раньше срока – это каждый десятый ребёнок на Земле, в среднем 10% от числа всех новорождённых. В Беларуси эта цифра колеблется от 4 до 6%. Достижения медицины позволяют таким малышам выжить. Программы ранней реабилитации способствуют восстановлению, а психологические знания помогают как ребёнку, так и его родителям чувствовать себя полноценными людьми.
В Международный день недоношенных детей, который отмечается 17 ноября, Natatnik узнал у перинатального психолога Елены Корзун о том, с какими чувствами сталкиваются родители “торопыжек” и как помочь себе, своим близким и, конечно, самому малышу справиться с этой непростой ситуацией.
– Что переживают родители, если ребёнок появился раньше запланированного срока?
– Благополучное разрешение беременности создаёт для женщины чувство реального, настоящего материнства. Ребёнок постоянно доказывает матери её нужность, требуя еды и ухода. Когда малыш рождается раньше срока, его помещают в специальный “инкубатор” – кувез для новорождённого. В такой ситуации возможности мамы резко ограничиваются, а с её чувствами происходит большая неразбериха. Здесь могут присутствовать как страх, так и недоумение, обида, вина, злость и много других.
У мамы снижается уверенность в себе, зарождается чувство материнской несостоятельности. Её разум шепчет: “Врачи для него делают всё необходимое”, а материнство спорит: “Ему сейчас нужна только я”. Её ребёнок находится на попечении других людей, а ей самой чаще отводится роль наблюдателя в дальнем ряду, а это ещё больше усиливает чувство материнской несостоятельности. В таких условиях чувство вины неизбежно внедряется в душевное состояние женщины, подвигая матерей к “самокопанию” – анализу событий, произошедших во время беременности, поиску причин случившегося или даже к самообвинениям в безответственности. Женщины могут запрещать себе улыбаться. Направлять агрессию на себя: “Не доносила – не заслуживаю ни еды, ни питья…”, отказываться от простых житейских удобств и радостей. Чувство злости проявляется в обвинениях других людей, причастных к событиям – врачей, членов семьи.
За время беременности мозг родителей настраивается на конкретную дату рождения малыша. Роды для женщины – это потеря части себя. В норме всё понятно: тот, кто жил во мне, теперь живёт рядом – психика постепенно усваивает новую роль мамы. В случае преждевременных родов происходит нарушение порядка событий – ребёнок уже вне мамы, а её психика ещё “донашивает” беременность. Здесь очень важно маме поскорее присоединиться к ребёнку хотя бы визуально. Всячески стремиться и стараться быть рядом с ребёнком. Под наблюдением медработников осваивать приёмы ухода и кормления, не бояться прикасаться к ребёнку. А медицинским работникам не предлагать ей покинуть палату интенсивной помощи, а напротив, всячески побуждать к посещениям и участию в уходе за малюткой. К сожалению, сегодня в нашей стране ещё не во всех лечебных учреждениях есть специально оборудованные семейные боксы. Если же мама не видит новорожденного ребенка больше двух недель, то у неё может возникнуть реакция горевания – состояние, которое человек испытывает при смерти близкого родственника.
Опасения за жизнь ребёнка и страх его потерять приводят к тому, что матери часто сдерживают стремления в привязанностях к малышу, пугаются зарождающихся тёплых импульсов: не присваивают имя, говорят о нём в третье лице, отодвигают покупки детских вещей в неопределённое будущее, страшатся строить планы.
Папы, как правило, более рациональны, готовы к конструктивному диалогу со специалистами, но им сложно самостоятельно разобраться в механизме чувствования мамы. Они многое могут сделать, но должны быть подготовлены для такой работы. В таких ситуациях очень полезно общение с врачами-неонатологами и перинатальными и семейными психологами.
– Надо ли говорить во время беременности о возможности рождения недоношенного ребёнка? Не будет ли это “программированием” женщины на такой исход?
– Если в беременности не было отклонений, то женщину “запрограммировать” на досрочные роды невозможно. Есть смысл предупреждать о различных вариантах течения беременности, чтобы женщина имела алгоритм действий в такой ситуации. Например, когда мы собираемся в путешествие и знаем, что на пути будут кафе, где можно подкрепиться, то не тащим целый рюкзак еды, но в тоже время пакетик сухариков и бутылка воды всегда с нами. Информацию давать надо. Любое пособие по подготовке к родам всегда имеет главу: “Если что-то пошло не так”.
А вот, если женщина попадает в группу риска во время беременности, то важно работать в схеме помощи по увеличению срока вынашивания. Чтобы она задалась вопросами: “А что я ещё могу сделать для улучшения ситуации? Кто может меня поддерживать на этом пути?”
– Как членам семьи организовать поддержку для мамы недоношенного ребёнка?
– Когда малыш рождается раньше срока, практически все члены расширенной семьи начинают “действовать”. Особенно активно включаются бабушки, реже дедушки: часто звонят врачам, стараются раньше мамы посетить малыша в больнице. Если мама уже присоединилась к малютке, то засыпают её вопросами: “А что сказал доктор?”, “А какие анализы, что ему делают?”, “Когда уже приложишь ребёнка к груди?” и т.п. Мама ребёнка-торопыжки ещё сама пребывает в растерянности и неопределённости, поэтому ей трудно давать ответы. Надо учитывать, что у любой женщины после родов повышается слезливость – это неотъемлемая особенность восстановления гормонального баланса на уровень, который был до беременности. У мамы недоношенного ребёнка поводов, чтобы “включить слёзы”, предостаточно даже, на первый взгляд, в нейтральных вопросах. Есть над чем задуматься родным и близким. Лучше наберитесь терпения, а свою собственную тревогу снижайте полезной активностью. Можно распределить обязанности: кто будет маме приносить домашние обеды, кто будет сидеть со старшим ребёнком, кто будет общаться с религиозными и духовными наставниками. Создать поддержку – это не проявлять навязчивое беспокойство; минимизировать вопросы на медицинские темы, не блуждать в дебрях интернета в поисках значений латинских терминов; не замалчивать разговоры на обыденные житейские темы; хлопотать о приданном для малыша, об организации детского пространства в квартире; научиться вязать носки крошечного размера и связать несколько пар; уделять большое внимание лактации, делать всё возможное для её сохранения; заботиться о собственном комфорте – есть, спать, не отказываться от совместных (с любым родственником) спокойных прогулок в парке, в лесу.
– Что чувствует в это время ребёнок?
– Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Мы можем лишь моделировать его чувства. Исследования в этой области ведутся довольно интенсивно. Ранний опыт взаимодействия матери и ребёнка является матрицей для последующего отношения человека к миру и другим людям, но её можно усложнять и моделировать, это не данность на века.
Особенности проживания перинатального периода всегда оставляют свой след в психике человека. Наша задача – минимизировать их негативный фон. Если мы будем говорить о вынужденной материнской депривации, когда разрыв диады (пары) мать-дитя происходит по жизненным показаниям (например, сама мама в реанимации или старший сильно заболел и некому больше о нём позаботиться…), то важно разобраться с чувствами мамы: страха, тревоги, вины, злости. В моей практике немало примеров, когда, активизируя материнскую уверенность с одной стороны и родительскую компетентность пары с другой, мы могли снижать тревогу недоношенного малыша. А с другой стороны – доношенные дети выдавали целый спектр невротических дисфункций, только по причине, что родители были неспособны совладать со своими чувствами, хотя их никто после рождения не разлучал.
– Как минимизировать последствия расставания ребёнка и мамы?
– Критическое состояние здоровья ребёнка, необходимость перевода в реанимационное отделение, где не предусмотрено нахождение матери, кувез, подключение к аппарату искусственной вентиляции лёгких лишают малыша материнского участия и негативно влияют на формирование безопасной привязанности. Именно поэтому ребёнка и маму надо соединить как можно раньше, как минимум визуально.
Формирование привязанности строится не на количестве времени пребывания вместе. Здесь нельзя сказать, что чем я дольше сижу у кувеза или кроватки малыша, тем лучше. Важно знать, зачем я это делаю. Мама может быть целый день рядом, но не понимать цель своего пребывания, особенно если период выхаживания протекает с осложнениями и над ребёнком постоянно хлопочут медики. Здесь особенно уместна психологическая помощь маме: проявить и осознать собственные чувства, научиться улавливать чувства ребёнка – раскодировать его плач, которым он сообщает о своих потребностях.
Знание о том, что ранние годы жизни ребёнка являются критическим периодом в его развитии и временем, когда закладываются основы будущей личности, уже достаточно прочно усвоено обществом. Однако тот факт, что этот же период является важнейшим этапом в развитии родителей малыша, ступенью в формировании их родительства – материнской и отцовской уверенности и компетентности – ещё не столь хорошо укрепился в сознании людей. Профессиональная помощь, оказанная родителям ребёнка в критические месяцы непосредственно перед и сразу после рождения малыша, а также в первые годы его жизни, может способствовать развитию у пары нежного и понимающего отношения к своему ребёнку и, в конечном итоге, вывести её на оптимальный режим функционирования семьи. Есть все основания полагать, что чувства родителей в этот период наиболее пластичны и легко поддаются внешнему воздействию, а это значит, что умелое и своевременное участие может способствовать формированию безопасной привязанности в системе ребёнок-родители.
– На что стоит обратить внимание семьи после выписки ребёнка из больницы?
– Рождение недоношенного ребёнка является стрессовой ситуацией, как для матери, так и для остальных членов семьи. Поэтому знакомые способы совладания становятся малоэффективными. Приходится осваивать новые схемы поведения, меняться самим, подстраиваясь под состояние ребёнка. Надо настраиваться на работу. Родительство – это труд. От него невозможно отдохнуть. Можно только научиться отдыхать в нём.
Поскольку психоэмоциональное состояние отца и матери подвергается значительным перегрузкам, а интенсивность переживаний столь велика, то членам семьи самостоятельно справиться порой не под силу. Оптимальной является комплексная помощь – медицинская, психологическая и социальная для всех членов семьи в различных пропорциях. И особое внимание следует обратить на возможность взаимной поддержки друг друга.
Сегодня в мировой практике выхаживания недоношенных детей используется медицинское лечение ребёнка, в которое обязательно встраивается психологическое и социальное сопровождение родителей и членов семьи. Основные задачи такого интегрированного подхода: предотвращение нарушений адаптации и стрессовых расстройств у матери и членов семьи; улучшение развития ребёнка, особенно неврологического, через развитие привязанности матери/родителей и ребёнка; закрепление успеха клинической помощи в больнице и продолжение поддержки семьи через амбулаторное наблюдение в поликлинике.
Психологическая помощь в нашем городе всё увереннее входит в различные стороны жизни. Так, например, медицинские психологи работают во всех женских консультациях города, в роддоме, детской больнице, в поликлиниках.
Кроме узких специалистов родителям стоит налаживать контакты с теми семьями, которые уже достигли успехов на подобном пути и готовы делиться знаниями, навыками и даже предметами или приспособлениями развивающего характера. Например, в Бресте есть представительство Республиканского общественного объединения родителей недоношенных детей “Рано“. В психотерапевтическом центре С. Шиманского можно получить консультацию перинатального психолога. “Малышкина школа” предлагает ряд мероприятий направленных на сопровождение “проблемных” родителей и работает в режиме профилактики. Многие рукодельницы города объединяются в проекте “Чудо-осьминожки“. Неоценимую помощь по раннему вмешательству оказывает Брестский областной центр медицинской реабилитации “Тонус”.
Фото: детский и семейный фотограф Нина Наумик
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Главный показатель при рождении ребенка. вес. Если малыш рождается раньше срока 38 недель и / или весит меньше 2,5 кг, он считается недоношенным. В зависимости от массы тела выделяют три группы малышей: с низкой (1,5.2,5 кг), с очень низкой (1.1,5 кг) и экстремально низкой (менее 1 кг) массой.
Если вес ребенка больше 2,3 кг, он здоров и чувствует себя хорошо, скорее всего, из роддома его и счастливую маму выпишут на 7.8-й день жизни. Незрелых, больных, очень маловесящих недоношенных детишек переводят в специализированные отделения при детских больницах, долго выхаживают, и домой они попадают не раньше чем через 1 — 3 месяца. Младенцев, весящих при рождении меньше 1,5 кг, помещают в кювез.
специальную камеру, в которой поддерживается необходимая температура, влажность воздуха, определенное содержание кислорода. К сожалению, в большинстве случаев, мама может только навещать своего ребенка.
Какие они?
Недоношенные детишки выглядят очень маленькими, очень беспомощными и, может даже показаться, немного необычными. Как правило, на тельце у них много смазки, кожа не такая эластичная, как у всех младенцев. Она морщинистая и легко собирается в
складки. Спина, плечи, щеки могут быть покрыты сильно заметным пушком (который не успевает сойти до рождения). Часто у этих крошек снижен мышечный тонус. Ножки их кажутся короткими по сравнению с туловищем, а головка, наоборот, слишком большой.
У большинства таких детишек сохраняется функциональная незрелость нервной системы, неустойчивость терморегуляции и слабый иммунитет. Это означает, что постоянная температура тела удерживается плохо, малыш быстро переохлаждается или
перегревается. Часто такой ребеночек бывает беспокойным, затем это состояние может резко смениться вялостью и сонливостью. Иногда задерживается развитие двигательных
навыков.
Внутренние органы у них развиты достаточно, но не полностью. Часто почки, кровеносная система, желудочно-кишечный тракт, верхние дыхательные пути работают на пределе своих слабых возможностей. Стул у маловесных младенцев неустойчивый,
иногда с примесью зелени. Может быть в целом, недоношенные детишки менее жизнеспособны по сравнению с родившимися в положенный срок малышами (у которых было достаточно времени, чтобы подготовиться к жизни на свете), но они в чем не
уступают им по умственному развитию. Поэтому для этих детей просто необходимо создавать специальные условия ухода и очень строго соблюдать температурный и санитарно-гигиенический режим.
Как подготовить квартиру?
К моменту выписки недоношенного малыша терморегуляция организма у него уже налажена. Но подкожного жира еще слишком мало, чтобы чувствовать себя абсолютно комфортно. Поэтому температура воздуха в квартире должна постоянно поддерживаться в пределах 22.24.С. Довольно часто малыш капризничает больше обычного только потому, что ему прохладно.
Поэтому вам следует чаще проверять температуру, щупать руки, ноги, затылок и носик ребенка: они не должны быть слишком прохладными. Конечно, и перегревать помещение не следует. Разместите кроватку крошки в максимальном отдалении от окон,
балконных дверей и сквозняков. При пеленании, подмывании и других манипуляциях на первом месяце жизни потребуется дополнительное обогревание с помощью источника лучистого тепла (обогреватель). Белье и пеленки перед пеленанием тоже должны быть согреты. Не забывайте: если малыш не будет тратить лишние калории на обогрев тела, он лучше будет прибавлять в весе, развиваться и расти.
Гигиена и купание
Детские бутылочки обязательно надо стерилизовать. И для ребенка, родившегося в срок, это не лишняя предосторожность, а уж для недоношенного, чей иммунитет не на
высоте это особенно важно. Купать ребенка лучше всего ежедневно, как только зарастет пупочная ранка. Оптимальная температура воды 38.37,5.С, к 2 месяцам ее можно снизить до 37.36.С. Продолжительность принятия ванны 5.7 минут. Если на
коже есть раздражения используйте отвары трав (ромашки, шалфея, зверобоя, череды, из расчета 2.3 стол. ложки на 1 л воды). Их просто вливают в ванну с кипяченой водой. Кроме того, травяные настои смягчают хлорированную городскую воду.
Прогулки
Если малыша выписали из стационара летом, он уже сразу может и гулять и спать на открытом воздухе. Начинать рекомендуется с 20.30 минут, увеличивая это время
постепенно до 2.3 часов по 2.3 раза в день. Весной и осенью можно выносить на улицу малыша с весом более 2500.3000г. Первая прогулка может длиться 10.15 минут при температуре не ниже +10.С. Дальше гулять можно ежедневно, постепенно увеличивая длительность пребывания на воздухе до 1.2 часов в день при температуре до. 6.8.С.
Если младенец еще очень мал, а на улице для него слишком холодно, можно просто проветривать помещение, унося ребенка (а возвращать в комнату с остывшим воздухом можно только запеленатым).
Массаж, закаливание и упражнения
Для малышей очень важны различные укрепляющие процедуры. Воздушные ванны, упражнения в воде, массаж начинают проводить у здоровых недоношенных
младенцев в отделениях выхаживания уже с 2.3 недели. В 1,5.3 месяца воздушные ванны проводят по 1.3 минуты 3.4 раза в день, сочетая с массажем. С 6 месяцев после купания уже разрешаются контрастные обливания и влажные обтирания.
В 3.4 недели начинайте выкладывать малыша на живот, на 2.3 минуты 1.2 раза в день, затем 3.4 раза в день. С 1.1,5 месяцев педиатры рекомендуют проводить поглаживающий массаж. Растирания, разминания, пассивные движения можно делать после 3.6 месяцев (объем зависит от массы тела при рождении). С 7.9 месяцев массаж и гимнастика уже проводятся так же, как и у доношенных детей. Тренируйте мелкую моторику. стимуляция психомоторных навыков развивает речевые центры в мозгу. Поэтому в возрасте 3.7 месяцев ежедневно проводите малышу массаж и гимнастику кистей и пальцев рук (пассивное сгибание-разгибание). А после 8.9 месяцев проводите с крохой занятия на мелкую моторику. Перебирайте косточки на счетах, четках, нанизывайте кольца на палочки, листайте книги.
Еда — это главное!
В среднем, прибавка веса должна составлять 90.210 г в неделю. Но всегда надо помнить, что самое важное состояние здоровья и самочувствие малыша, пока они не стабилизируются, вес крохи не изменится. У недоношенных детишек, родившихся
до 30 недель, еще не развит инстинкт сосания, поэтому их кормят через назогастральный зонд, который вводится в желудок через нос.
Если малыш весит не меньше 1300г, его уже не кормят насильственно, и он сразу начинает сосать грудь (хотя в при искусственном вскармливании это случается позднее). За питанием таких малышей приходится следить очень внимательно.
Часто состояние ребенка может указывать на дефицит определенных элементов питания. Например, белые полосы или белые волосы — это признак белковой недостаточности, изъязвление кожи и растрескивание губ говорят о недостатке цинка, отсутствие пигментации и хроническая анемия — о недостатке меди. Так что
любые непонятные изменения — на заметку, и сразу к врачу. Мамино молочко ничто не заменит. Даже если малыш совсем слаб и находится в больнице, маме надо постараться наладить кормление грудью. Для недоношенного ребенка это особенно важно. Ведь ослабленный крошка нуждается именно в вашем молочке. Оно содержит большее количество полиненасыщенных жирных кислот, антител, гормонов и ферментов
(особенно важна липаза, повышающая способность усваивать необходимые жиры), обладает огромной энергетической ценностью. И если вы будете кормить грудью своего малыша, он будет развиваться гораздо быстрее по сравнению с доношенными детьми того же возраста. Будьте готовы, что лактация может сразу и не наладится — кроха так слабо сосет! Поэтому кормление малютки должно быть очень частым, каждые 2 — 3 часа.
Желудок младенца еще слишком мал, сосать он будет не так активно, как другие дети, процесс этот будет занимать много времени. до часа. Но к этому надо привыкнуть, и ни в коем случае не спешите — важно дать ребенку полностью насытиться. Тем более что зачастую в отделениях по выхаживанию недоношенных, пока у мамы еще не появилось молоко, детишек кормят из бутылочки, и это приводит к формированию неправильного сосания, поэтому ребенок отказывается от груди.
Чтобы стимулировать лактацию и сосательный рефлекс у младенца, надо как можно больше и чаще держать обнаженного ребенка на груди, между молочными железами, и прикладывать к груди, даже если он ее не сосет. Пусть малыш сосет грудь как можно чаще, и днем и ночью. Если молока недостаточно, для стимуляции нужно сцеживать молоко не менее 8 раз в сутки и давать его малышу (даже если это всего несколько капель).
Причем давать докорм (сцеженное молоко, смесь) ребенку можно из пипетки, с ложечки или через трубочку (ее вставляют в бутылочку с молоком и вводят ребенку в рот вместе с соском). Тогда у малыша сформируется правильное сосание и предпочтение естественного грудного вскармливания. Когда лактация уже установилась, кормить младенца надо в среднем 7.8 раз в сутки, с 3.4 месяцев — 6 раз. Хотя, конечно, все зависит от желаний крошки. Если мама кормит своего недоношенного малыша грудным молоком, до 4.6 месяцев он не будет нуждаться ни в каких дополнительных пищевых добавках и прикорме. Вообще, кормить недоношенного ребеночка грудью нужно как можно дольше, до 1,5- 2 лет. В самом крайнем случае заменителем материнского молока становятся высококонцентрированные смеси, специально разработанные для недоношенных детей. Например: Препилтти, Хумана 0, Новолакт ММ, Бон.
Прикармливаем
Прикорм малыша можно начинать только с разрешения врача, который определит и назначит именно то, в чем больше всего ребенок нуждается. Обычно твердую пищу этим малышам начинают давать примерно в полгода, когда вес тела достигает 6.7 кг, и в течение как минимум недели ребенок съедает в сутки около 1000 мл смеси.
Пищевые добавки и прикорм недоношенным детям даются те же, что и доношенным. Соки, желток, овощное пюре и каши крохам, родившимся с массой более 2000г, вводят на 1.2 недели раньше, а при массе меньше 1500г. на 1.2 месяца позже, чем доношенным малышам. Для профилактики дефицита железа и анемии печень и мясной фарш используют в питании уже с 5- 5,5 месяцев. Все новые продукты вводите в рацион очень осторожно, начиная с очень малого количества — соки с 3 — 5 капель, каша и пюре — с 1/2 чайной ложки. За 8 — 10 дней порцию можно постепенно увеличивать и довести до нормы. Суточный объем пищи определяется с учетом его потребностей в килокалориях на 1 кг массы. В первый день она составляет 30 — 35 ккал, на 5 день. 50, к 10 дню — 100, в 2 недели — 110- 120, к месяцу — 140 — 150 ккал.
Отношение к ребенку, отношение ребенка
Уход за малышом, который поспешил появиться на свет раньше положенного срока, потребует от вас много сил и энергии. Педиатры знают, что зачастую мамы и папы таких малышей слишком сильно переживают и тревожатся, порой становясь очень мнительными (даже когда малыш к 2 — 3 годам догоняет сверстников, и его состояние соответствует всем нормам его возраста), считая своих малышей особенно уязвимыми. Они всегда боятся, как бы ребенку не было слишком холодно или жарко, волнуются, что малыш очень мало ест (спит), чересчур балуют его. В результате может так получиться, что ребенок становится слишком зависимым от мамы, неприспособленным и несамостоятельным. В будущем это может помешать его адаптации в детской группе, привести к проблемам в отношениях с людьми. Поэтому психологи советуют соблюдать твердое правило в общении с крохой: состояние ребенка при его рождении никак не должно давать ему какие-то привилегии и преимущества перед другими членами семьи. Любовь, тепло, уважение и знания помогут родителям правильно понять своего малыша и позаботиться о нем. Ведь он такой же, как и все дети, как и все люди, просто немного поспешил с рождением и первое время больше нуждается в помощи со стороны.
Источник